"Красный Барон" Манфред фон Рихтгофен. Красный истребитель — дневники барона манфреда фон рихтгофена Манфред фон рихтгофен родился и умер

Пятница, 31.07.2015 Среда, 05.08.2015

Манфред фон Рихтхофен: первые асы и последние рыцари

На примере Великой войны можно проследить одно из последних проявлений своеобразного слияния образов - солдата «современных» вооруженных сил и рыцарства, исходящего из последних капель дворянской крови. Именно таковы были пилоты Первой мировой войны, и Манфред фон Рихтхофен - лучший среди них.

Начало Первой мировой войны послужило мощным импульсом для развития различных видов вооружения, в том числе и авиации. Изначально авиация не являлась самодостаточным боевым звеном в общем строю с пехотой и флотом. Самолеты (а на тот момент - аэропланы и бипланы) не имели вооружения, были малочисленны и выполняли функцию разведки. Так же обстояло дело с обучением пилотов: никаких специализированных учебных заведений для боевых пилотов не было.

Вспомним, что самый первый самолет был изобретен незадолго до войны 1914–1918 года, поэтому к моменту разгара боевых действий мало кто мог реально оценить военный потенциал самолетов. Несовершенство конструкции, неспособность нести вооружение и невозможность дальних полетов делали самолеты скорее машинами для локальной разведки, чем серьезным оружием.

В первое время после начала войны самолетам, вылетающим на разведку, ничего не угрожало. Полеты были спокойными, а пилоты разных сторон при встрече имели привычку приветствовать друг друга, но вскоре ситуация изменилась. Когда стороны ощутили опасность данных разведки, было принято решение уничтожать летательные аппараты и пилотов. Именно тогда стала развиваться наземная противовоздушная техника, а сами пилоты стали частенько брать в полет ружья. Несмотря на эти меры, особого эффекта не было, и тогда конструкторы начали работать над установкой на модель самолета пулемета, более совершенного на тот момент оружия. Большая скорострельность и высокая кучность стрельбы стали эффективным средством борьбы с самолетами врага.

Именно с этого момента начинается история множества асов обеих воюющих сторон, здесь берет свое начало военная авиация. И именно здесь следует начинать рассказ об одном из лучших пилотов в истории - Манфреде фон Рихтхофене или, как его прозвали, Красном Бароне.

Семья Рихтхофен всегда славилась своими военными. Отец Манфреда был военным, и никто не сомневался, что Манфред и его младший брат Лотар тоже будут носить мундиры. Сначала молодой Манфред избрал для себя кавалерию, ведь ее блеск вс егда привлекал честолюбивых молодых людей. Он был зачислен в уланский полк, и тогда для Рихтхофена началась Великая война. В составе кавалерийского полка он успел поучаствовать в кратких военных действиях на Восточном фронте, а затем был переброшен на запад. Манфред в своей автобиографии говорил, что при переброске их приветствовали как героев, первыми встретивших врага. Здесь же приводится забавный казус - уже близко к пункту назначения, неподалеку от вражеской территории, поезд въехал в тоннель и остановился, кто-то из солдат то ли в шутку, то ли случайно выстрелил в окно, рикошетом пуля ударила в поезд, и остальные всерьез подумали о засаде. Началась пальба в тоннеле, что могло привести к ранениям, но поезд вс коре поехал, и неразбериха кончилась, пострадавших, к счастью, не оказалось.

На Западном фронте карьера Манфреда продлилась недолго - в одном из разведывательных разъездов его отряд попал в засаду и был почти полностью перебит. По простой случайности будущий ас выжил и был переведен в службы тыла. Манфред передавал приказы в отряды на фронте, однако эта работа скорее раздражала его, так как он не мог полностью развить свой потенциал. В итоге дошло до того, что Манфред стал появляться в окопах со связкой гранат, чтобы на самом узком участке ничейной земли бросить их во вражеский окоп. Но разумеется, это не добавляло ему популярности, ведь он то приходил, то уходил, а враг мог нанести ответный удар не сразу.

Амбициозный и честолюбивый, Манфред не выдержал долго этой службы и подал прошение о переведении его на настоящие военные действия. «Я не для этого пошел в армию», - высказался он в своем прошении.

Манфред был переведен в авиацию, на тот момент пр едставляющую собой разведку, где служил на Восточном фронте. На тот момент асом из асов считался пилот германской армии Освальд Бёльке, все пилоты знали о нем и стремились на него походить. У Бёльке было свое подразделение (Jagdstaffel 2), куда он лично отбирал пилотов, и Манфреду посчастливилось быть одним из избранных. К тому моменту война в воздухе кардинально изменилась - было решено множество технический проблем первых летательных аппаратов, и теперь самолеты представляли собой боеспособные вооруженные военные машины, которые могли нанести серьезный ущерб пр отивнику.

В подавляющем большинстве боев германские пилоты сражались с пилотами Великобритании. Как в войсках королевских воздушных вооруженных сил, так и среди имперских пилотов - большинство было потомками более или менее богатых благородных семейств. Многие из пилотов разных сторон были знакомы до начала войны.

Манфред оказался наиболее способным учеником Освальда Бёльке и через некоторое время получил свой первый одноместный самолет (одноместные машины были маневреннее и имели преимущества над д вухместными самолетами). Манфред отдает дань уважения своим противникам, описывая британских пилотов в своей книге как храбрых, временами безрассудных и никогда не отказывающихся от вызова солдат. В воздухе редко случались равные бои.

Немецкие пилоты в своих письмах и книгах сравнивают себя с рыцарями своей эпохи, а воздушные бои - с конным меле (сшибка на конном турнире), что в немалой степени соответствует истине. Сходство несомненно: как и у всадника с копьем, у одноместного самолета было только одно направление атаки - вперед. То же касается и манеры поведения: у пилотов никогда не было искреннего намерения убить своего противника. Более того, если существовала возможность сохранить противнику жизнь, это чаще всего делалось, так как главной целью пилота было сбить самолет.

Манфред фон Рихтхофен был охотником, он с детства любил собирать трофеи. Каждый сбитый самолет он отмечал заказом маленького кубка, а каждый десятый - большим кубком. Эта традиция прошла через всю жизнь пилота до последнего сбитого самолета. Вся его комната в родительском доме была уставлена трофеями.

В конце 1916 года во время боевого вылета Бёльке погиб. Так решился вопрос, волновавший тогда многих пилотов: «Что же произойдет при столкновении самолетов?» Самолет Бёльке не столкнулся с самолетом врага, а только задел его крылом, тем не менее спастись уже было невозможно.

Спустя несколько месяцев Манфред получил под свое командование собственную эскадрилью (Jagdstaffel 11). К тому времени он был самым знаменитым пилотом Германии - именно он сбил Лэно Джордж Хоукера, аса королевских воздушных сил. А вскоре после этой победы получил наивысшую выдаваемую боевую награду - орден за заслуги Pour le Merite. К этому моменту его счет включал в себя 16 сбитых самолетов.

В те годы успех германской авиации развивался очень стремительно, и апогеем стал апрель 1917 года - «кровавый апрель». В этот месяц и союзниками, и государствами центральной Европы были разработаны новые модели самолетов. Но вооруженные силы союзников не успели получить свои машины, результатом чего явилась потеря более сотни самолетов и экипажей. Манфред был уже за гранью, которую когда-либо достигал другой пилот, - число его побед уже близилось к сорока. Тем не менее воздушные воины никогда не теряли благородного поведения - частым явлением было то, что пилот, сбивший самолет противника, старался сам взять его в плен раньше пехоты, чтобы далее устроить для него нечто подобное приему, обсудить с ним последние события и просто общие соображения, после чего, конечно, противник отправлялся в официальный плен. Также пилоты всегда старались передать сообщение о взятии в плен или гибели того или иного летчика на другую сторону нейтральной земли.

Союзники успели окрестить подразделение Манфреда летающим цирком, а его самого - Красным Бароном. С целью, которая доподлинно не установлена (хотя вариантов много), Манфред выкрасил свой самолет в красный цвет. Название же «летающий цирк» пришло из ряда действий - для взаимного опознания самолеты имели яркий окрас, а расположения их были выполнены в форме шатров (такая группировка была выгодной при бомбежках).

Манфред стал широко известен, ему писали множество писем, у него было много поклонниц и возлюбленная, которую, по словам сослуживцев, он собирался взять в жены после окончания войны. Но никто из них так и не раскрыл личности этой женщины. В фильме 2008 года Der Rote Baron в качестве возлюбленной пилота была изображена медсестра Кейт Одерсдорф - это вольная интерпретация и одна из допустимых версий.

Согласно фильму, Барон попал в госпиталь, где познакомился с медсестрой: Манфред получил ранение в голову, которое по стечению обстоятельств не закончилось для него гибелью. По заверениям м ногих сослуживцев, именно это ранение явило собой одну из причин его преждевременной гибели. По словам товарищей, после этой раны барон несколько изменился в характере, и это часто негативно влияло на ведение им боевых действий. Звание, известность и количество побед Красного барона на то время еще более возросло, но вместе с тем возросло желание руководства отодвинуть его от непосредственного участия в боевых действиях: слишком сильный удар по пропаганде нанесла бы его гибель.

Manfred Albrecht Freiherr von Richthofen

Происхождение

Манфред Альбрехт барон фон Рихтгофен родился 2 мая 1892 года в Бреслау , Силезия (сейчас Вроцлав в Польше) в дворянской семье. Отец - Альбрехт барон фон Рихтгофен; мать - Кунигунда баронесса фон Рихтгофен, дядя - Фердинанд фон Рихтгофен . Братья - Лотар фон Рихтгофен , Болько фон Рихтгофен. Сестра - Илзе фон Рихтгофен. Двоюродный брат - Вольфрам фон Рихтгофен .

Предком Манфреда был знаменитый прусский фельдмаршал Леопольд I , герцог Анхальт-Дессау . Когда Манфреду исполнилось 9 лет, семья переехала в Швайдниц (сейчас Свидница в Польше). В молодости Манфред увлекался охотой и верховой ездой, что предопределило его выбор карьеры: по окончании кадетской школы он поступил на службу в 1-й батальон Западно-прусского уланского полка имени императора Александра III (нем. Ulanen-Regiment Kaiser Alexander III. von Russland ).

Гибель

Подробности гибели

Личный счёт

В течение длительного времени по окончании Второй мировой войны многие историки считали, что 80 сбитых Рихтгофеном самолётов противника - преувеличение немецкой пропаганды. Некоторые авторы заявляли, что на его счёт записывались противники, сбитые его эскадрильей или звеном. Однако, на гребне новой волны исследований мировой войны в 1990-х годах, было проведено подробное разбирательство. Исследование под руководством английского историка Нормана Фрэнкса, опубликованное в книге 1998 года Under the Guns of the Red Baron , документально подтвердило по крайней мере 73 победы Рихтгофена - вплоть до имён сбитых им лётчиков. Вместе с неподтверждёнными фактами его личный счёт может достигать 84 побед.

Награждения

В кино

  • Первый раз в кино образ фон Рихтгофена воплотил в 1929 году Георг Бюргхардт в фильме «Рихтгофен».
  • В известном фильме Говарда Хьюза «Ангелы Ада » () показан Штаб «Летающего Цирка» Фон Рихтгофена, а главных героев сбивает сам фон Рихтгофен (на немецком самолёте - надпись: «Rittm. von Richthofen»).
  • Призрак фон Рихтгофена появляется в сериале «Настоящие охотники за привидениями ».
  • Появляется в эпизодической роли в фильме «Голубой Макс » (1966).
  • В фильме «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер » () упоминается «Красный Барон».
  • Считается, что главный герой мультипликационного фильма Хаяо Миядзаки «Порко Россо » () Марко Паготт списан с образа Манфреда фон Рихтгофена. Ко всему, Паготт также пилотирует самолёт, крашеный в красный цвет. Прозвище главного героя (Порко Россо) в примерном переводе означает «Красный Свин».
  • В телесериале «Приключения молодого Индианы Джонса » ( -) Манфред фон Рихтгофен появляется в эпизоде «Атака ястреба».
  • В фильме Месть красного барона () появляется в роли ожившего игрушечного лётчика, на протяжении всей картины преследующего своего убийцу и его семью, мстя за свою гибель.
  • Фильм «Фон Рихтгофен и Браун » («Von Richthofen and Brown», Corman Company & MGM, ). Роль Рихтгофена исполнил актёр Джон Филлип Ло (John Phillip Low), а роль Роя Брауна - актёр Дон Страуд (Don Stroud).
  • Фильм «Красный Барон » (). Роль «Красного Барона» исполнил немецкий актёр Маттиас Швайгхёфер (нем. Matthias Schweighöfer ), страдавший от авиафобии . Изначально на эту роль планировался американский актёр Вэл Килмер .
  • В мультфильме 2005 года «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня » в сцене «воздушного» боя Громита с псом Виктора Квортермейна Филиппом самолёт последнего имеет вид биплана «Красного барона».
  • В одной из серий мультсериала «Коты быстрого реагирования», а именно «Ghost Pilot», Рэйзору и Ченсу противостоит легендарный ас Red Lynx на красном моторном самолёте - прямая отсылка к Красному Барону.
  • Фильм Снупи и мелочь пузатая в кино . Выдуманный Снупи злодей.
  • В 15 серии «Злейший из ангелов» фильма «Война в космосе» (также «Космос: далёкие уголки», ориг. «Space: Above and Beyond») появляется новейший истребитель инопланетян-чигов, с которым не в силах справится ни один из земных пилотов. Опасного аса герои окрестили Чигги-фон-Рихтгофен.

В играх

  • В 1980 году, компанией Атари был разработан и издан аркадный кабинет под названием Red Baron («Красный Барон»). Игра использовала монохромную чёрно-белую векторную графику.
  • Wings of Honour: battles of the Red Baron - При игре, за компанию «Союзников », при финале каждой локации, боссом выступает Манфред фон Рихтгофен. На локации Верден он пилотирует Albatros D.III , в Эльзасе уже свой Fokker Dr.I до конца игры. Если сбить его в Вердене , он будет ранен. Если сбить его в Эльзасе , на первый взгляд окажется что он погиб, но на следующей миссии нам сообщат что он ранен и скрылся. Во Фландрии он умрёт окончательно. В первых боях его будут сопровождать асы. При первой встрече с ним, в бою будет

Манфред фон Рихтгофен родился в городе Бреслау в состоятельной дворянской семье. Родители предполагали, что он изберет для себя военную карьеру, и дали ему соответствующее образование. После окончания кадетской школы он поступил в военную академию. Юноша отличался недюжинными способностями, наука давалась ему легко.

Манфред был зачислен в Западно-прусский уланский полк имени Александра III. С началом Первой мировой войны молодой человек заступает на должность интенданта — таким образом, в его ведении находился учет провианта и другие хозяйственные дела с рутинной бумажной работой. Фон Рихтгофен грезил авиацией и ходатайствовал о своем переводе в пилоты. В 1915-м он становится летчиком-наблюдателем. Манфред писал матери: «Я ежедневно летаю над войсками врагов и докладываю об их передвижении. Три дня назад доложил об отступлении русских. Ты не представляешь, как я был счастлив».

«Красный барон» в 1917 году

Судьбоносной для героя нашей статьи стала встреча с летчиком Освальдом Бёльке. В 1916-м он получил под свое командование истребительную эскадрилью и получил право самостоятельно выбрать пилота. Бёльке остановил свой выбор на Манфреде. Знания, которые ему передавал Бёльке, начинающий летчик называл «святой истиной». 17 сентября 1916-го последовала первая победа фон Рихтгофена. 28 октября он сопровождал Бёльке в его последнем бою — вместе с четырьмя пилотами они атаковали два английских истребителя.

В январе 1917-го Манфред одержал уже 16 побед. Его самолет был выкрашен в красный, отсюда и прозвище — «красный барон». Манфред получил под свое командование эскадрилью Jasta 11. Его также прозвали «красным дьяволом». Он приближался к машине на максимально близкое расстояние, после чего наносил жертве смертельный удар. В рядах неприятеля о летчике слагали легенды — одна из них гласила, что на самом деле аэропланом управляет женщина. В Германии популярность фон Рихтгофена стремительно росла, его образ активно использовался в пропаганде. На имя Манфреда поступали сотни писем от немецких девушек. Известно, что бесстрашный в небе летчик на земле был одержим суевериями — так, он запрещал фотографировать себя перед полетом и не отправлялся в небо, пока не попрощается с любимой девушкой.


В июне 1917-го под его командованием находились уже четыре группы Jasta. В июле «красный барон» получил серьезное ранение, однако оправился менее чем за месяц и отверг предложение командования об уходе в отставку. 16 ноября его наградили орденом «За личную храбрость».


Сбитый истребитель фон Рихтгофена

Последний бой летчика, на счету которого было до 80 побед, произошел 21 апреля 1918 года. Его «Фоккер» преследовали австралийские пулеметчики. «Красной барон» был смертельно ранен — пуля прошла через грудную клетку. Он сумел приземлиться и скончался от полученного ранения — когда австралийские военнослужащие приблизились к «Фоккеру», летчик был уже мертв. На следующий день Манфреда фон Рихтгофена похоронили неподалеку от деревни Бертангу. В 1925-м его останки были перезахоронены на кладбище в Берлине.

Ма́нфред А́льбрехт фрайхерр фон Рихтго́фен (нем. Manfred Albrecht Freiherr von Richthofen ; 2 мая - 21 апреля ) - германский лётчик-истребитель, ставший лучшим асом Первой мировой войны с 80 сбитыми самолётами противника. Он широко известен по прозвищу Красный Барон (нем. Der Rote Baron ), которое он получил после того, как ему пришла мысль покрасить в ярко-красный цвет фюзеляж своего самолета Albatros D.V , затем Fokker Dr.I , и благодаря своей принадлежности к немецкому баронскому дворянскому сословию фрайхерр . До сих пор считается многими [кем? ] «асом из асов» .

Происхождение [ | ]

Родовой герб

Манфред Альбрехт барон фон Рихтгофен родился 2 мая 1892 года в Бреслау , Силезия (сейчас Вроцлав в Польше) в дворянской семье. Отец - Альбрехт барон фон Рихтгофен; мать - Кунигунда баронесса фон Рихтгофен, дядя - Фердинанд фон Рихтгофен . Братья - Лотар фон Рихтгофен , Болько фон Рихтгофен. Сестра - Илзе фон Рихтгофен. Двоюродный брат - Вольфрам фон Рихтгофен .

Предком Манфреда был знаменитый прусский фельдмаршал Леопольд I , герцог Анхальт-Дессау . Когда Манфреду исполнилось 9 лет, семья переехала в Швайдниц (сейчас Свидница в Польше). В молодости Манфред увлекался охотой и верховой ездой, что предопределило его выбор карьеры: по окончании кадетской школы он поступил на службу в 1-й батальон имени императора Александра III (нем. Ulanen-Regiment Kaiser Alexander III. von Russland ).

Гибель [ | ]

Подробности гибели [ | ]

Сбитый истребитель фон Рихтгофена

Личный счёт [ | ]

В течение длительного времени по окончании Второй мировой войны многие историки считали, что 80 сбитых Рихтгофеном самолётов противника - преувеличение немецкой пропаганды. Некоторые авторы заявляли, что на его счёт записывались противники, сбитые его эскадрильей или звеном. Однако, на гребне новой волны исследований мировой войны в 1990-х годах, было проведено подробное разбирательство. Исследование под руководством английского историка, опубликованное в книге 1998 года Under the Guns of the Red Baron , документально подтвердило по крайней мере 73 победы Рихтгофена - вплоть до имён сбитых им лётчиков. Вместе с неподтверждёнными фактами его личный счёт может достигать 84 побед.

Награждения [ | ]

  • Знак военного летчика (Королевство Пруссия)
  • Железный крест 2-го класса (23 сентября 1914) (Королевство Пруссия)
  • Железный Крест 1-го класса (10 апреля 1916)
  • Медаль герцога Карла-Эдуарда с мечами на ленте (9 ноября 1916) ()
  • Королевский орден Дома Гогенцоллернов рыцарский крест с мечами (11 ноября 1916)
  • Орден «Pour le Mérite » (12 января 1917) (Королевство Пруссия)
  • Военный Орден Святого Генриха рыцарский крест (16 апреля 1917) (Королевство Саксония)
  • Орден Красного орла 3-го класса с короной и мечами (2 апреля 1918) (Королевство Пруссия)
  • Орден Саксен-Эрнестинского дома рыцарский крест 1-го класса (Герцогство Саксен-Кобург и Гота)
  • Орден «За военные заслуги» 4-го класса с короной и мечами (Королевство Бавария)
  • Орден «За военные заслуги» рыцарский крест (Королевство Вюртемберг)
  • Медаль «За храбрость» (Великое герцогство Гессен)
  • Крест «За верную службу» (Княжество Шаумбург-Липпе)
  • Крест «За военные заслуги» 2-го класса (Княжество Липпе)
  • Крест военных заслуг «За героический поступок» (Княжество Липпе)
  • Крест «За военные заслуги» 2-го класса (Герцогство Брауншвейг)
  • Нагрудный знак «За ранение» (1918) чёрный
  • Ганзейский крест Бремена, Гамбурга и Любека
  • Орден Железной короны 3-ей степени (Австро-Венгрия)
  • Крест «За военные заслуги» 3-го класса с воинским отличием (Австро-Венгрия)
  • Железный полумесяц (Османская империя)
  • Медаль Лиакат (Османская империя)
  • Медаль Имтияз (Османская империя)
  • Орден «За храбрость» 4-го класса (12 июня 1917) (Царство Болгария)

В кино [ | ]

  • Первый раз в кино образ фон Рихтгофена воплотил в 1929 году в фильме «».
  • В известном фильме Говарда Хьюза «Ангелы Ада » () показан Штаб «Летающего Цирка» Фон Рихтгофена, а главных героев сбивает сам фон Рихтгофен (на немецком самолёте - надпись: «Rittm. von Richthofen»).
  • Призрак фон Рихтгофена появляется в сериале «Настоящие охотники за привидениями ».
  • Появляется в эпизодической роли в фильме «Голубой Макс » (1966).
  • В фильме «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер » () упоминается «Красный Барон».
  • Считается, что главный герой мультипликационного фильма Хаяо Миядзаки «Порко Россо » () Марко Паготт списан с образа Манфреда фон Рихтгофена. Ко всему, Паготт также пилотирует самолёт, крашеный в красный цвет. Прозвище главного героя (Порко Россо) в примерном переводе означает «Красный Свин».
  • В телесериале «Приключения молодого Индианы Джонса » ( -) Манфред фон Рихтгофен появляется в эпизоде «Атака ястреба».
  • В фильме Месть красного барона () появляется в роли ожившего игрушечного лётчика, на протяжении всей картины преследующего своего убийцу и его семью, мстя за свою гибель.
  • Фильм «Фон Рихтгофен и Браун » («Von Richthofen and Brown», Corman Company & MGM, ). Роль Рихтгофена исполнил актёр Джон Филлип Ло (John Phillip Low), а роль Роя Брауна - актёр (Don Stroud).
  • Фильм «Красный Барон » (). Роль «Красного Барона» исполнил

Манфред фон Рихтгофен родился в Бреслау, Силезия (сейчас Вроцлав в Польше) в дворянской семье. В 9 лет семья переехала в Швайдниц (сейчас Швидница в Польше). В молодости Манфред увлекался охотой и верховой ездой, что предопределило его выбор карьеры: он поступил на службу в первый уланский императора Александра III полк.

После начала Первой мировой войны Манфред участвовал в боевых действиях на Восточном и Западном фронтах в чине кавалерийского офицера, однако вскоре это ему наскучило и в мае 1915 он запросил перевода в авиацию. Там он стал пилотом-наблюдателем.

Лётная карьера

Рихтгофен решил стать пилотом после случайной встречи со знаменитым асом Освальдом Бёльке. Позже Рихтгофен служил у Бёльке в эскадрилье Jasta 2. Свой первый воздушный поединок он выиграл 17 сентября 1916 года в районе Камбрэ. После этого он заказал у друга-ювелира серебряный кубок с выгравированными датой боя и типом сбитого аэроплана. Когда в блокадной Германии начались перебои с серебром, у Рихтгофена было 60 таких кубков.

Как и многие другие пилоты, фон Рихтгофен был ужасно суеверен: он ни за что не вылетал на задание, не получив поцелуя от любимой. Это быстро стало распространённым суеверием у военных лётчиков.

Сбив восемнадцатого противника, Манфред фон Рихтгофен получил высшую прусскую военную награду - орден «Pour le Mérite». Незадолго до того он сбил британского аса Лэноу Хоукера, которого тогда называли «британским Бёльке». Несмотря на победу, Рихтгофен решил, что его истребитель Albatros D.II недостаточно хорош и ему требуется самолёт с лучшей манёвренностью. К несчастью, Альбатросы были основными истребителями германских ВВС ещё довольно долго. Рихтгофен летал на моделях D.III и D.V значительную часть 1917 года, пока в сентябре не получил триплан Fokker Dr.I. Этот самолёт, выкрашенный в ярко-красный цвет, стал его символом.

Воздушный цирк

В феврале 1917 года Рихгофену доверили командование эскадрильей Jasta 11. В ней летали многие германские асы, в том числе Эрнст Удет. В раскраске всех самолётов этого подразделения использовался красный цвет, а некоторые, в том числе и истребитель Рихтгофена, были полностью красные. Личный состав Jasta 11 обычно размещался в палатках, что позволяно располагаться ближе к линии фронта и обеспечивало мобильность, необходимую для избежания бомбардировок союзников. Из-за этого эскадрилью называли «воздушным цирком».

Под командованием Рихтгофена эскадрилья дейстовала невероятно успешно: в самый удачный месяц, «кровавый апрель» 1917 года, один только Манфред сбил 20 аэропланов противника. В июне он был ранен и вышел из строя на несколько недель. После возвращения в строй Рихтгофену доверили командование 1-м авиационным корпусом (Jagdgeschwader I), состоявшим из эскадрилий Jasta 4, 6, 10 и 11. Ранение в голову привело к тяжёлым последствиям - Рихтгофен страдал от головных болей и тошноты, изменился также и его характер. Считается, что до ранения Рихтгофену не было свойственно упрямо преследовать одну цель, забывая о других. Позже это качество сыграло роль в его гибели.

По слухам, к началу 1918 года Рихтгофен стал настолько легендарным, что командование опасалось, что в случае его смерти боевому дух немцев будет нанесён тяжёлый удар. Ему предлагали уйти в отставку, но он отказался.

После гибели Рихтгофена командование «воздушным цирком» перешло к выбранному им преемнику - Вильгельму Райнхарду, который командовал подразделением вплоть до своей гибели в автокатастрофе 3 июля 1918. После этого командование перешло к Герману Герингу.

Гибель

21 апреля 1918 года Манфред фон Рихтгофен был смертельно ранен в бою над холмами Морланкур, в районе реки Соммы, преследуя самолёт Sopwith Camel канадского лейтенанта Вилфреда Мэя. В свою очередь, за Красным бароном гнался британский капитан Артур Рой Браун. Рихтгофен получил пулю калибра.303, стандартного для стрелкового оружия Британской империи, которая попала в грудную клетку снизу сзади и прошла насквозь. Он немедленно приземлился на холме рядом с дорогой Брэ-Карби, к северу от деревни Во-сюр-Сомм (Vaux-sur-Somme). Его «Фоккер» не был повреждён при посадке. Некоторые источники сообщали, что Рихтгофен умер через несколько секунд после того, как к нему подбежали австралийские солдаты, и что перед смертью он успел сказать несколько слов, из которых разобрали только «капут». Впрочем, большинство исследователей считает, что к тому времени он должен был уже быть без сознания или мёртв.

В настоящее время считается, что Рихтгофен был убит из зенитного пулемёта, возможно, сержантом Седриком Попкином из 24-й пулемётной роты . Попкин был единственным пулемётчиком, стрелявшим по Красному Барону перед тем, как тот приземлился. Также, по Рихтгофену вели огонь многие австралийские стрелки-пехотинцы, и один из них вполне мог сделать фатальный выстел. Королевские Воздушные Силы официально заявили (как утверждают, в целях пропаганды), что Красного Барона сбил Браун, однако с таким ранением Рихтгофен не мог прожить более 20 секунд, а в этот промежуток перед посадкой Браун не вёл огня. Тот факт, что пуля на выходе застряла в мундире, также говорит скорее о пуле с земли на излёте. 3-я эскадрилья ВВС Австралии, ближайшее подразделение сил Антанты, похоронила Рихтгофена с военными почестями на кладбище деревеньки Бертангль недалеко от Амьена 22 апреля 1918. После войны Красный Барон был перезахоронен на семейном кладбище в Висбадене.