Краткая биография Афанасия Афанасьевича Фета: главное. Жизнь и творчество Фета. Интересные факты из жизни Фета

Жизнь Афанасия Фета (1820-1892) сложилась, без преувеличения можно сказать, трагически: после блестящего литературного дебюта в начале 40-х годов последовала долгая полоса если и не забвения, то точно - умолчания вокруг его имени и творчества, затем - всплеск интереса к поэзии Фета в 1854-58-м годах, публикация его стихотворений в журналах, признание его творчества, и... снова забвение, на этот раз с унизительными обвинениями в "реакционности", "защите помещичьих интересов"; двадцатилетнее молчание, когда поэта не было, а был преуспевающий помещик - и последние годы жизни Фета, доказавшие, что его поэтический дар не исчез, а, наоборот, окреп и приобрел черты подлинной гениальности... Вот, в общих чертах, жизненный и творческий путь человека, имя которого современники (те из них, кто способен был понять это) ставили рядом с именем Александра Пушкина.

Вероятно, все беды Фета начались уже с самого его рождения. История с тем, как помещик Афанасий Шеншин увёз его мать, Шарлотту Фет из Германии и от мужа за несколько недель до рождения сына, стоила последнему "поражения в правах": в четырнадцатилетнем возрасте он был признан иностранцем, то есть, рожденный в России, он перестал быть русским дворянином. Всю свою жизнь он считал это катастрофой, всю жизнь стремился "вернуть" себе принадлежавшее, как он считал, ему по праву дворянство, и это определило ход этой суровой и в высшей степени необычной жизни.

В 1840-м году Фет (под псевдонимом "А. Ф.") выпустил сборник стихотворений под названием "Лирический пантеон ". И хотя это был достаточно слабый сборник, в нем были помещены в основном подражательные стихи, Белинский заметил в частном письме "А г. Ф. много обещает!". И действительно, в 1841-42-м годах Фет очень много печатается в журналах "Москвитянин" и "Отечественные записки" (за 1842-43-й годы в этих журналах им было опубликовано 85 стихотворений). Однако после окончания университета он избирает военную карьеру, которая давала скорейшую возможность получения дворянства, и о сотрудничестве с журналами приходится забыть: служба Афанасия Фета проходила в захолустье, в Херсонской губернии, оторванной не то чтобы от столиц, а и от нормальной жизни вообще. Однако бросить службу он не мог: вожделенное дворянство казалось совсем близко, нужно было терпеть и ждать. В 1847-м году он получил разрешение цензуры на публикацию книги своих стихотворений, но деньги на ее издание появились только в 1850-м году...

Во время службы Афанасий Фет испытал и подлинную жизненную драму: он познакомился с Марией Лазич, дочерью небогатого помещика, они полюбили друг друга, но Фет был убежден, что их брак невозможен по причине их бедности. Влюблённые расстались, а вскоре Мария Лазич трагически погибла, она сгорела вместе со строением, вспыхнувшим от брошенной ею спички - говорили, что это было замаскированное самоубийство... Очень многие стихотворения Фета посвящены этому событию в его жизни, оно оставило глубокий трагический след в его душе, чувство вины за случившееся.

В 1853-м году в литературной судьбе Фета произошли значительные и благоприятные перемены: он перевелся в гвардейский полк, стоявший под Петербургом, и возможность бывать в столице оказалась исключительно плодотворной для его литературных дат. В следующем году его стихи стали печататься в журнале "Современник", он сблизился практически со всеми крупнейшими литераторами того времени, особое значение для него имела дружба с И. С. Тургеневым, мнением которого о своих стихах он очень дорожил. Кроме "Современника", он печатался также в "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения", "Русском вестнике" и "Русском слове", в 1856-м году издает сборник стихотворений. Это существенным образом улучшило материальное положение Фета, он стал думать о профессиональных занятиях литературой, поскольку в 1856-м году стало понятно, что военная служба не принесёт ему дворянского звания.

В 1858-м году Афанасий Фет выходит в отставку и поселяется в Москве. За год до этого он женился на М. П. Боткиной, это не было браком по любви, скорее, можно было говорить о том, что Фет пытался построить свою жизнь, забыв свой "идеальный мир", "разрушение" которого, очевидно, связано с гибелью Марии Лазич.

Конец 50-х годов стал для Фета временем, когда он сделал свой выбор жизненного пути: купив в 1860-м году землю в Мценском уезде (где он родился и вырос), он стал вести жизнь помещика. Как бы подведением итогов его литературного творчества стало издание в 1863-м году двухтомного собрания сочинений, на восприятие которого самое негативное влияние оказала публицистика Фета, в которой он выступал как "помещик-хозяин", что не могло привлечь к нему симпатии журналов и критиков, считавших себя передовыми. Однако сам Фет в эти и последующие годы мало прислушивался к журналам: он был занят хозяйством, общественной деятельностью и... философией, становясь "восторженным и безоговорочным поклонником" немецкого философа А. Шопенгауэра, которая явилась для него, по его же собственным словам, "откровением". К этому периоду жизни Фета относится его сближение с Львом Толстым, с которым у него были общие взгляды на жизнь и литературу.

Последний период жизни Фета начинается примерно в конце 70-х годов. Он связан с достижением богатства и возможности жить так, как он считает нужным: Фет приобретает новое большое имение в Курской губернии (1877) и дом в Москве (1881), где живет зимой. В литературной жизни положение Фета также изменяется, он становится центром внимания в литературных кругах, в которых обретает и поклонников, и недоброжелателей. В 1883-м году выходит сборник "Вечерние огни " в дальнейшем выходили сборники под этим же названием, отличавшиеся только номерами (1885, 1888, 1891-й годы), а в 1890-м году вышли два тома его мемуаров "Мои воспоминания ", третий том - "Ранние годы моей жизни " - вышел посмертно в 1893-м году.

Лирика Фета, биографию которого мы рассмотрели, стала крупным шагом вперёд в развитии русской поэзии, он был поэтом-новатором, разрабатывавшим свои темы и помощью присущих только его поэтическому дарованию изобразительно-выразительных средств. Развивая традиции Пушкина и Жуковского, он создал совершенно особый поэтический мир, в котором ассоциативные связи и музыкальность стиха стали основой видения мира и воплощения этого видения в стихотворениях. Мир природы в стихах Фета очеловечен, но это становится возможным благодаря, с одной стороны, предельной конкретизации пейзажной лирики, когда описываемые картины становятся как бы "фотографией" (с точнейшими деталями) действительности, с другой - эти же картины рождают полнейшую свободу ассоциации, они становятся как бы отравной точкой для "домысливания и очеловечивания" читателем изображенных в произведении картин природы, что "приближает" произведение к читателю. Поэтому мир человека и мир природы един, они неразделимы.

Фета часто называют предшественником символистов в русской литературе. Это связано с усложнённой метафоричностью его стихотворений, с тем, что он стремился в них передать не столько чувства, сколько их оттенки, их гамму, их смену, когда сам человек не способен осмыслить происходящее с ним, а только ощущает его всей душой. Некоторые исследователи полагают, что изобразительные средства поэзии Фета близки импрессионизму, когда с помощью выразительных деталей создаётся завершённая в своей внутренней цельности картина, когда фрагментарность изображения в эмоциональном плане оказывается намного более убедительной, чем реалистические картины, лишённые психологизма.

Афанасия Фета при его жизни обвиняли в том, что его поэзия относится к "чистому искусству", которое якобы отвлекает читателя от борьбы за передовые идеалы своего времени. Только вот парадокс: те, кто обвинял в этом Фета, давно и прочно забыты, а его поэзия живет и продолжает жить... И, вероятно, дело здесь в том, что "чистое искусство" - это искусство самой высокой пробы, это вершинные достижения человеческого духа, которые становятся доступными только тогда, когда природный дар творчества человек сохраняет и приумножает, оставаясь верным себе и своему таланту. Вот в чём, наверное, секрет неувядающей прелести стихотворений Афанасия Фета.

Великий российский лирик А. Фет родился 5 декабря 1820 года. Но биографы сомневаются не только в точной дате его рождения. Таинственные факты своего истинного происхождения мучили Фета до конца жизни. Помимо отсутствия отца как такового, непонятна была и ситуация с настоящей фамилией. Все это окутывает жизнь и творчество Фета некой загадочностью.

Родители Фета

По официальной версии, русский дворянин Афанасий Неофитович Шеншин, находясь на лечении в немецком городе Дармштадт, поселился в доме оберкригскомиссара Карла Беккера. Спустя некоторое время отставной армейский офицер увлекается дочкой хозяина Шарлоттой. Однако Шарлотта на тот момент была уже несвободна и состояла в браке с мелким немецким чиновником Карлом Фетом, который тоже жил в доме Беккера.

Несмотря на эти обстоятельства и даже на наличие у Шарлотты дочери от Фета, завязывается бурный роман. Чувства влюбленных были настолько сильны, что Шарлотта решается на побег вместе с Шеншиным в Россию. Осенью 1820 года Шарлотта, бросив мужа и дочку, уезжает из Германии.

Затянувшийся развод матери

Очерк жизни и творчества Фета невозможен без рассказа об отношениях его родителей. Будучи уже в России, Шарлотта мечтает об официальном разводе с Карлом Фетом. Но развод в те времена был довольно длительным процессом. Некоторые биографы утверждают, что из-за этого обряд венчания между Шеншиным и Шарлоттой произошел через два года после рождения маленького Афанасия, их общего сына. По одной из версий Шеншин якобы подкупил священника для того, чтобы дать мальчику свою фамилию.

Вероятно, именно этот факт повлиял на всю жизнь поэта. К нарушениям такого рода в Российской империи относились довольно строго. Однако все источники подтверждают факт венчания Шеншина и Шарлотты, которая впоследствии взяла себе имя Шеншиной.

Из дворян в нищие

Знакомясь с биографией лирика, невольно задаешься вопросом о том, что повлияло на жизнь и творчество Фета. Все до мелочей подробности узнать сложно. Но основные вехи нам вполне доступны. Маленький Афанасий до 14 лет считал себя потомственным российским дворянином. Но потом благодаря усердной работе судейских чиновников тайна происхождения ребенка была раскрыта. В 1834 году было учинено следствие по этому делу, в результате которого постановлением Орловского губернского правления будущий поэт был лишен права называться Шеншиным.

Понятно, что сразу же начались насмешки недавних товарищей, которые мальчик переживал довольно болезненно. Отчасти именно это послужило развитию душевной болезни Фета, преследовавшей его до смерти. Однако гораздо важнее было то, что в этой ситуации он не имел не только права на наследство, но и вообще, судя по документам, представленным из архивов того времени, был лицом без подтверждённой национальности. В один момент потомственный российский дворянин с богатым наследством превратился в нищего, никому, кроме матери, не нужного человека, без фамилии и Потеря была настолько велика, что сам Фет считал это событие обезобразившим его жизнь до смертного одра.

Иностранец Фет

Можно себе представить, через что прошла мать поэта, вымаливая у судейских крючкотворов хоть какую-то справку о происхождении своего сына. Но все было напрасно. Женщина пошла другим путем.

Вспомнив свои немецкие корни, она воззвала к жалости своего бывшего немецкого мужа. История умалчивает, как Елена Петровна добилась желаемого результата. Но он был. Родственники прислали официальное подтверждение того, что Афанасий приходится сыном Фету.

Так у поэта появилась хотя бы фамилия, жизнь и творчество Фета получили новый толчок в развитии. Однако во всех циркулярах он все же продолжал именоваться «иностранец Фет». Естественным выводом из этого стало полное лишение наследства. Ведь теперь иноземец не имел ничего общего с дворянином Шеншиным. Именно в этот момент им овладела идея любыми путями вернуть себе утраченные русское имя и титул.

Первые шаги в поэзии

Афанасий поступает в Московский университет на факультет словесности и именуется в университетских формулярах все так же - «иностранец Фет». Там он знакомится с будущим поэтом и критиком Историки полагают, что жизнь и творчество Фета изменились именно в этот момент: считается, что Григорьев открыл поэтический дар Афанасия.

Вскоре выходит Фета - «Лирический пантеон». Поэт написал ее будучи еще студентом университета. Читатели высоко оценили дар юноши - им было все равно, к какому сословию принадлежит автор. И даже суровый критик Белинский неоднократно подчёркивал в своих статьях поэтический дар молодого лирика. Отзывы Белинского, по сути, послужили Фету своеобразным пропуском в мир российской поэзии.

Афанасий стал печататься в различных изданиях и уже через несколько лет подготовил новый лирический сборник.

Военная служба

Однако радость творчества не могла вылечить больную душу Фета. Мысль о своем истинном происхождении не давала покоя молодому человеку. Он готов был идти на все, лишь бы доказать его. Во имя великой цели Фет сразу же после окончания университета поступает на военную службу, надеясь в армии заслужить дворянство. Он попадает службу в один из провинциальных полков, расположенных в Херсонской губернии. И сразу же первый успех - Фет получает официально российское гражданство.

Но и поэтическая деятельность не заканчивается, он все равно продолжает много писать и печататься. Спустя некоторое время армейский быт провинциальной части дает о себе знать: жизнь и творчество Фета (стихи он пишет все реже) становятся все мрачнее и неинтереснее. Тяга к поэзии ослабевает.

Фет в личной переписке начинает жаловаться друзьям на тяготы своего нынешнего существования. К тому же, судя по некоторым письмам, он испытывает финансовые затруднения. Поэт даже готов на лишь бы избавиться от нынешнего гнетущего физически и морально плачевного положения.

Перевод в Петербург

Довольно мрачными были жизнь и творчество Фета. Кратко излагая основные события, заметим, что поэт тянул солдатскую лямку долгих восемь лет. И вот перед самым получением первого в своей жизни офицерского чина Фет узнает о специальном указе, который поднимал выслугу и уровень армейского звания для получения дворянского чина. Иными словами, дворянство теперь предоставлялось только человеку, получившему более высокое офицерское звание, нежели было у Фета. Это известие совсем деморализовало поэта. Он понимал, что вряд ли дослужится до этого звания. Жизнь и творчество Фета снова перекраивались по чужой милости.

Женщины, с которой можно было бы связать свою жизнь по расчету, также не было на горизонте. Фет продолжал служить, все больше впадая в депрессивное состояние.

Однако удача наконец улыбнулась поэту: ему удалось перевестись в гвардейский лейб-уланский полк, который квартировался недалеко от Петербурга. Это событие случилось в 1853 году и удивительным образом совпало с изменением отношения общества к поэзии. Некоторый спад интереса к литературе, обозначившийся в середине 1840-х годов, прошел.

Теперь же, когда Некрасов стал главным редактором журнала «Современник» и собрал под своим крылом элиту российской литературы, времена явно способствовали развитию любой творческой мысли. Наконец, увидел свет давно написанный второй сборник стихов Фета, о котором забыл и сам поэт.

Поэтическое признание

Стихи, напечатанные в сборнике, произвели впечатление на ценителей поэзии. И вскоре такие известные литературные критики того времени, как В. П. Боткин и А. В. Дружинин, оставили о произведениях довольно лестные отзывы. Более того, под давлением Тургенева они помоги Фету выпустить новую книгу.

В сущности, это были все те же ранее написанные стихи 1850 года. В 1856 году, после выхода нового сборника, снова изменились жизнь и творчество Фета. Кратко говоря, на поэта обратил внимание сам Некрасов. Немало лестных слов в адрес Афанасия Фета было написано именно мэтром российской литературы. Вдохновлённый столь высокими похвалами поэт развивает бурную деятельность. Он печатается почти во всех литературных журналах, что, несомненно, поспособствовало некоторому улучшению финансового положения.

Романтическое увлечение

Постепенно наполнялись светом жизнь и творчество Фета. Самое главное его желание - получение дворянского титула - должно было скоро осуществиться. Но очередной императорский указ вновь поднимал планку получения потомственного дворянства. Теперь, чтобы обрести заветный чин, нужно было уже дослужиться до полковника. Поэт понял, что дальше продолжать тянуть ненавистную ему лямку военной службы просто бесполезно.

Но как часто это бывает, человеку не может не везти абсолютно во всем. Еще находясь на Украине, Фет был приглашён на прием к своим друзьям Бржевским и в соседнем имении повстречал девушку, которая потом долго не выходила у него из головы. Это была одаренная музыкантша Елена Лазич, чей талант поразил даже знаменитого композитора гастролировавшего тогда по Украине.

Как оказалось, Елена была страстной поклонницей поэзии Фета, а тот, в свою очередь, был поражен музыкальными способностями девушки. Конечно, без романтики невозможно представить себе жизнь и творчество Фета. Краткое содержание его романа с Лазич умещается в одну фразу: молодые люди испытывали нежные чувства друг к другу. Однако Фет очень тяготится своим бедственным финансовым положением и не решается на серьёзное развитие событий. Поэт пытается объяснить свои проблемы Лазич, но та, как все девушки в такой ситуации, плохо понимает его терзания. Фет прямым текстом говорит Елене о том, что свадьбы не будет.

Трагическая смерть любимой

После этого он старается не видеться с девушкой. Уезжая в Петербург, Афанасий понимает, что обречён на вечное духовное одиночество. По мнению некоторых историков, изучающих его жизнь и творчество, Афанасий Фет слишком прагматично писал друзьям про женитьбу, про любовь и про Елену Лазич. Скорее всего, романтичный Фет просто увлекся Еленой, не собираясь отягощать себя более серьезными отношениями.

В 1850 году, будучи в гостях у тех же Бржевских, он не решается поехать в соседнее поместье, чтобы расставить все точки над «i». Позже Фет очень жалел об этом. Дело в том, что Елена вскоре трагически погибла. История умалчивает, являлась ли ее страшная смерть самоубийством или нет. Но факт остается фактом: девушка сгорела заживо в поместье.

Сам Фет узнал об этом, когда в очередной раз посетил своих друзей. Это настолько потрясло его, что до конца жизни поэт винил именно себя в смерти Елены. Он мучился тем, что не смог найти правильных слов, чтобы успокоить девушку и объяснить ей свое поведение. После смерти Лазич было много кривотолков, однако никто и никогда не доказал причастность Фета к этому печальному событию.

Брак по расчету

Справедливо рассудив, что на армейской службе он вряд ли достигнет своей цели - дворянского титула, Фет берет длительный отпуск. Взяв с собой все накопленные гонорары, поэт устремляется в путешествие по Европе. В 1857 году в Париже он неожиданно женится на Марии Петровне Боткиной, дочери богатого торговца чаем, которая, ко всем прочему, была родной сестрой литературного критика В. П. Боткина. Судя по всему, это и был тот самый брак по расчету, о котором так долго мечтал поэт. Современники очень часто спрашивали Фета о причинах женитьбы, на что тот отвечал красноречивым молчанием.

В 1858 году Фет приезжает в Москву. Его опять одолевают мысли о скудности финансов. Видимо, приданое жены не в полной мере удовлетворяет его требованиям. Поэт очень много пишет, много издается. Зачастую количество произведений не соответствует их качеству. Это подмечают и близкие друзья, и литературные критики. Серьезно охладела к творчеству Фета и публика.

Помещик

Примерно в это же время уходит от столичной суеты Лев Толстой. Осев в Ясной Поляне, он пытается вернуть вдохновение. Вероятно, Фет решил последовать его примеру и осесть в своем имении в Степановке. Иногда говорят, что здесь закончились жизнь и творчество Фета. Интересные факты, однако, нашлись и в этом периоде. В отличие от Толстого, который действительно обрел в провинции второе дыхание, Фет все больше забрасывает литературу. Он теперь увлечен поместьем и хозяйством.

Нужно отметить, что как помещик он действительно себя нашел. Уже через некоторое время Фет приумножает свои владения, купив еще несколько соседних имений.

Афанасий Шеншин

В 1863 году поэт издает небольшой лирический сборник. Даже несмотря на маленький тираж он так и остался нераспроданным. Зато соседи-помещики оценили Фета совсем в другом качестве. Около 11 лет он занимал выборную должность мирового судьи.

Жизнь и творчество Афанасия Афанасьевича Фета подчинены были единственной цели, к которой он шел с поразительным упорством, - восстановлению своих дворянских прав. В 1873 году выходит царский указ, который ставит точку в сорокалетних мытарствах поэта. Он полностью восстановлен в правах и узаконен как дворянин с фамилией Шеншин. Афанасий Афанасьевич признается жене, что даже не хочет вслух произносить ненавистную ему фамилию Фет.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году. Загадочные обстоятельства его рождения составляли наиболее драматические переживания самого поэта и предмет специального изучения многих исследователей его творчества. Согласно разысканиям биографов, А.А. Фет был сыном амт-асессора Иоганна Петера Карла Вильгельма Фета, жившего в Дармштадте, и его жены Шарлотты. Но родился будущий поэт в России, в имении Афанасия Неофитовича Шеншина, русского офицера, который увез мать А. Фета из ее родного города и, добившись ее развода с первым мужем, женился на ней. До 14 лет Фет считался сыном А.Н. Шеншина и носил его фамилию. Открывшаяся истина лишила мальчика и права именоваться русским дворянином Шеншиным, и русского гражданства, и надежд на будущее.

Всю свою жизнь Афанасий Фет подчинил «идее-страсти» - вернуть фамилию Шеншин и именоваться русским дворянином. В борьбе с жизненными обстоятельствами молодой человек проявил незаурядное мужество, терпение, упорство. Правда, сам Фет был не склонен признавать только роль личной воли в человеческой судьбе. В своих воспоминаниях он утверждал: «<...> Какова бы ни была личная воля человека, - она бессильна выступить за круг, указанный Провидением». И далее еще более подчеркивал эту зависимость человеческих стремлений от высшей воли: «Мысль о подчиненности нашей воли другой высшей до того мне дорога, что я не знаю духовного наслаждения превыше созерцания ее на жизненном потоке». Но как бы то ни было, сам А.А. Фет действительно проявил незаурядные волю и терпение, добиваясь поставленной цели.

Служба в армии и получение офицерского чина были единственным путем к возвращению утраченных дворянского звания и гражданства, и Фет, окончив Московский университет и отказавшись от более близкой ему по духовным склонностям жизни в Москве, начинает службу в провинции. Несомненной жертвой на алтарь цели был и отказ Фета от женитьбы на Марии Лазич, дочери бедного херсонского помещика. «У нее ничего, и у меня ничего», - писал он Я. Полонскому, объясняя свое решение. Вскоре, в 1851 г., Мария Лазич трагически погибает.

Но офицерские чины, которые Фет получает за добросовестную службу, приносят не только удовлетворение, а и горькое разочарование. По высочайшему указу императора, дворянского звания с 1849 г. не давал только что полученный Фетом чин корнета, а с 1852 г. - присвоенный ему чин майора. Фет выходит в отставку в 1853 г., так и не добившись дворянского звания.

И все же Фет на склоне жизни возвращает фамилию Шеншин, становится камергером. Удалось этой цели достигнуть не благодаря воинской службе, а той известности, которую обретает его поэзия, правда, в кругах достаточно узких, хотя и влиятельных (например, учеником Фета считал себя великий князь Константин Константинович Романов, вошедший в русскую поэзию под псевдонимом К.Р.). Уже после смерти Фета, хорошо знавший его известный критик Н. Страхов писал С.А. Толстой: «Он был сильный человек, всю жизнь боролся и достиг всего, чего хотел: завоевал себе имя, богатство, литературную знаменитость и место в высшем свете, даже при дворе. Все это он ценил и всем этим наслаждался, но я уверен, что всего дороже на свете ему были его стихи и что он знал: их прелесть несомненна, самые вершины поэзии».

Несомненная сила воли понадобилась Фету не только на жизненных перепутьях, но и в его творческой судьбе. Литературная судьба Фета тоже не была безоблачной: ценителей фетовской поэзии было немного, хотя среди них были столь авторитетные судьи, как В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев. Широкого же признания у демократической критики или рядовых читателей Фет не получил. Поэту гораздо чаще приходилось слышать голоса критиков скорее насмешливые и недоброжелательные, чем восхищенные.

Недоброжелательство современной Фету критики объяснялось разными мотивами. Одна из причин коренилась в демонстративном непризнании Фетом гражданской тематики как предмета поэзии, что в эпоху господства Музы Некрасова, «печальной спутницы печальных бедняков», и подражавших Некрасову «скорбных» поэтов воспринималось как вызов настроениям радикально настроенного общества, жаждущего видеть в поэзии трибуну для обсуждения социальных и политических проблем.

В предисловии к третьему выпуску «Вечерних огней» Фет так объяснял неприятие «скорбных» поэтов и их поэзии, описывающей социальные язвы: «<...> Никто не предположит, чтобы, в отличие от всех людей, мы одни не чувствовали, с одной стороны - неизбежной тягости будничной жизни, а с другой - тех периодических веяний нелепостей, которые действительно способны исполнить всякого практического деятеля гражданской скорбью. Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, эти-то жизненные тяготы и заставляли нас в течение 50 лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». И далее Фет дает свое понимание поэзии как «единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских». По мысли Фета, «поэзия, или вообще художественное творчество, есть чистое восприятие не предмета, а только одностороннего его идеала. <...> Художнику, - полагает он в статье, посвященной стихотворениям Ф. Тютчева, - дорога только одна сторона предметов - их красота».

Несомненно, это было выстраданное убеждение. Фет тяжело переживал «безобразие всего хода нашей жизни», как утверждал Н.Н. Страхов после встречи с поэтом. Но мысль о «безобразии всего хода нашей жизни» не нашла последовательного поэтического воплощения. Определяя жизнь земную как «базар крикливый Бога», как «тюрьму» («Окна в решетках, и сумрачны лица», 1882), «голубую тюрьму» («Н.Я. Данилевскому»), поэт не видит свою задачу в том, чтобы выносить ей приговор или подробно описывать «житейские скорби». Признавая неидеальность социального устройства, Фет предметом своего творчества сделал красоту земного бытия: прелесть природы и поэзию человеческих чувств.

1880-е гг. - один из самых интенсивных, плодотворных периодов творчества А.А. Фета. В 1883 г. выходит его поэтический сборник «Вечерние огни», собравший лучшие его произведения, через каждые два-три года выходят еще три выпуска сборника. Фет работает над своими мемуарами, и в 1890 г. публикует два толстых тома «Моих воспоминаний». Третий том - «Ранние годы моей жизни» выходит уже после смерти поэта в 1893 г. Фет много переводит. Среди наиболее значительных его переводов - основной труд немецкого философа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление», стихотворный перевод всех сочинений Горация (труд, начатый еще в юношеские годы). Менее высоко исследователи оценивают переводы других римских авторов, сделанные Фетом, но нельзя не поразиться целеустремленностью и увлеченностью русского поэта. Он переводит комедии Плавта, «Сатиры» Ювенала, лирические произведения Катулла, «Скорбные элегии» и «Метаморфозы» Овидия, эпиграммы Марциала. Перед смертью Фет работает над пятым выпуском «Вечерних огней».

В 1892 г. поэт умер.

Родился в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и матери, которая ушла к нему от мужа Иоганна-Петера Фета. После четырнадцати лет орловской духовной консисторией Афанасию была возвращена фамилия предыдущего мужа матери, из-за чего он терял все привилегии дворянства. Фет учился сначала дома, затем был отправлен в немецкую школу-пансион в г. Верро и блестяще окончил ее в 1837 году.

В 1837 Афанасий Фет приехал в Москву, поучился в пансионе профессора М.П. Погодина и в 1838 году поступил сначала на юридический факультет, затем на историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета.

В 1840 году он выпустил за свой счет стихотворный сборник «Лирический Пантеон А.Ф.», который похвалили в «Отечественных записках» и поругали в «Библиотеке для чтения».

В 1842 – 1843 годах в «Отечественных записках» было напечатано его восемьдесят пять стихотворений.

В 1845 году Афанасий Фет поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии, желая приобрести потомственное российское дворянство. В 1846 году ему было присвоено первое офицерское звание.

В 1847 году была получено разрешение цензуры на издание книги и издана книга стихов в 1850 году. На стихи были положительные отзывы в журналах «Современник», «Москвитянин», «Отечественные записки».

В 1853 году Афанасий Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный вблизи Волхова, и стал чаще бывать в Санкт-Петербурге. Здесь он начал общаться с новой редакцией «Современника» Н. Некрасовым, И. Тургеневым, В. Боткиным, А. Дружининым.

В 1854 году его стихи начали печататься в «Современнике».

В 1856 году Афанасий Фет оставил военную службу, в чине гвардейского штаб-ротмистра, не выслужив дворянство, и поселился в Москве. В 1857 году женился на М.П. Боткиной.

В 1860 году купил поместье в Мценском уезде и по выражению И. Тургенева «сделался агрономом-хозяином до отчаянности».

С 1862 он стал регулярно печатать в редакционном «Русском вестнике» очерки, обличавшие порядки на селе.

В 1867 – 1877 годах Афанасий Фет был избран мировым судьей.

В 1873 году фамилия Шеншин была признана его фамилией и даровано потомственное дворянство. В этот период он мало занимается литературной деятельностью.

В 1881 году Афанасий Фет купил особняк в Москве и в этом же году выходит его перевод «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра.

В 1882 году он издал свой перевод первой части «Фауста» И.В. Гёте.

В 1883 году Афанасий Фет начал снова публиковать свои стихи в виде сборников «Вечерние огни».

В 1888 году вышла вторая часть «Фауста» И.В. Гёте в переводе Афанасия Фета и третий сборник стихов «Вечерние огни».

Афанасий Фет скончался от предположительно сердечного приступа 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Которого представлена в этой статье, - русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист. Родился он в 1820 году, 23 ноября, а умер в 1892 году, 21 ноября.

Детство будущего поэта

В небольшом имении, расположенном в Орловской губернии, во Мценском уезде, родился Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его интересна уже самим происхождением будущего поэта. Отец его работал в суде Дармштадта асессором, мать, Беккер Шарлотта Елизавета, оставила супруга на седьмом месяце беременности и тайно уехала в Россию с Афанасием Шеншиным. Когда мальчик родился, он был крещен по православному обычаю. Имя ему дали Афанасий. Записан он был как сын Шеншина. Шарлотта Елизавета Фет в 1822 году приняла православие, после чего обвенчалась с Шеншиным.

Учеба

Фет получил хорошее образование. Легко давалась учеба способному Афанасию. Он закончил в 1837 году в городе Верро, расположенном в Эстонии, частную немецкую школу. Уже в это время будущий поэт стал писать стихи, а также проявлял интерес к классической филологии и литературе. Для того чтобы подготовиться к университету, он после школы обучался у профессора Погодина в пансионате. Этот человек был журналистом, историком и писателем. Афанасий Фет в 1838 году поступил сначала на юридический, а затем на философский факультет университета в Москве.

Первый сборник стихов

Во время учебы в университете он сблизился с Аполлоном Григорьевым - одним из студентов, увлекавшимся поэзией. Вместе они начали посещать кружок, в котором занимались литературой и философией. Фет при участии Григорьева выпустил первый сборник своих стихов под названием "Лирический пантеон". Эта книга получила одобрение Белинского. Гоголь также отметил, что Фет является "несомненным дарованием". Для поэта это стало своего рода благословением, вдохновило на дальнейшее творчество. Его стихи в 1842 году были опубликованы в различных изданиях, включая такие популярные журналы, как "Москвитянин" и "Отечественные записки". В 1844 году закончил учебу в университете Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его затем продолжилась военной службой.

Военная служба

Афанасий Афанасьевич в 1845 году покинул Москву и поступил в кирасирский полк, находящийся на юге России. Поэт считал, что военная служба необходима ему для того, чтобы вернуть себе дворянское звание. Через год получил звание офицера Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его дополнилась в 1853 году еще одним важным событием: начинающего поэта перевели в гвардейский полк, расквартированный неподалеку от Петербурга. Афанасий Афанасьевич часто навещал столицу, встречался с Гончаровым, Тургеневым, Некрасовым, а также сблизился с редакцией "Современника", популярного в то время журнала. Воинская карьера в целом складывалась не очень успешно. Фет в 1858 году подал в отставку в чине штаб-ротмистра.

Трагическая любовь

В годы службы пережил трагическую любовь, оказавшую большое влияние на его творчество, Афанасий Фет. Биография краткая его непременно включает упоминание о Марии Лазич. Это была возлюбленная поэта, девушка из бедной, но хорошей семьи. Данное обстоятельство стало препятствием для заключения брака. Влюбленные расстались, а через некоторое время девушка при пожаре трагически погибла (поговаривали и о самоубийстве). Поэт хранил память о ней до самой смерти.

Женитьба на Марии Боткиной

Афанасий Фет в возрасте 37 лет женился на дочери чаеторговца из обеспеченной семьи Марии Боткиной. Она не отличалась красотой и молодостью. Брак этот был по расчету. Поэт рассказал перед свадьбой невесте о своем происхождении, упомянул и о родовом проклятии, которое, по его мнению, могло бы стать препятствием для брака (о нем читайте ниже). Однако эти признания не испугали Марию Боткину, и в 1857 году состоялась свадьба. Вышел в отставку через год Афанасий Фет.

Биография (краткая) этих лет его жизни следующая. Поселился поэт в Москве, где стал заниматься литературой. Семейная жизнь Афанасия Афанасьевича была благополучной. Он приумножил состояние Марии Боткиной. Детей у этой пары не было. Афанасия Фета в 1867 году избрали мировым судьей. Жил он в своем имении как настоящий помещик. С новой силой начал работать поэт лишь после возвращения всех привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима.

Творчество Фета

Значительный след в отечественной литературе оставил Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография включает лишь основные его творческие достижения. Расскажем о них. Сборник "Лирический пантеон" был выпущен еще во время учебы в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от тяжелой действительности. Он много писал о любви, воспевал в произведениях красоту природы. В его творчестве уже тогда появилась одна характерная черта: Афанасий Афанасьевич говорил о вечных и важных понятиях только намеками, умел мастерски передавать различные оттенки настроений, пробуждая у читателей светлые и чистые эмоции.

"Талисман"

Творчество Фета после смерти Марии Лазич приобрело новое направление. Своей возлюбленной посвятил поэму под названием "Талисман" Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография этой девушки будет представлена в конце этой статьи, когда мы расскажем вам о некоторых интересных фактах из жизни поэта. Исследователи предполагают, что ей же были посвящены и все последующие стихи Афанасия Афанасьевича о любви. "Талисман" вызвал живой интерес критиков и множество положительных отзывов. Фет в это время был признан одним из лучших поэтов современности.

Афанасий Афанасьевич считался одним из представителей так называемого чистого искусства. То есть в своих произведениях он не затрагивал важных социальных вопросов, оставаясь до конца жизни убежденным монархистом и консерватором. Фет в 1856 году выпустил свой третий поэтический сборник, в котором воспевал красоту. Именно ее он считал главной и единственной целью творчества.

Не прошли бесследно для поэта тяжелые удары судьбы. Афанасий Афанасьевич ожесточился, порвал отношения со многими приятелями, практически перестал творить. Поэт в 1863 году издал двухтомное собрание своих произведений, а затем наступил 20-летний перерыв в его творчестве.

"Вечерние огни"

Лишь после возвращения привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима он занялся творчеством с новыми силами. Произведения Афанасия Фета к концу жизни приобретали все более философский оттенок, присутствовал в них так называемый метафизический реализм. Писал Афанасий Фет о единстве человека со всей Вселенной, о вечности, о высшей реальности. Афанасий Афанасьевич написал в период с 1883 по 1891 год более трехсот различных стихотворений, вошедших в сборник под названием "Вечерние огни". Данный сборник пережил четыре выпуска при жизни поэта, а пятый вышел после его смерти.

Смерть Афанасия Фета

Великий поэт умер от сердечного приступа. Однако исследователи его творчества и жизни убеждены, что перед смертью им была предпринята попытка покончить с собой. Но точно нельзя сказать, была ли отмечена этим эпизодом жизнь такого человека, как Афанасий Фет. Биография, интересные факты о нем иногда вызывают у исследователей споры. Некоторые из них все же признаются большинством как достоверные.

  • Когда будущему поэту было 14 лет (в 1834 году) выяснилось, что он не является юридически сыном Шеншина, русского помещика, и запись об этом сделана была незаконно. Анонимный донос, сделанный неизвестным, стал причиной разбирательств. Как приговор прозвучало решение: Афанасий отныне должен носить фамилию матери, а также он лишался российского подданства и привилегий потомственного дворянина. Внезапно из богатого наследника он превратился в человека без имени. Как позор воспринял данное событие Фет. Навязчивой идеей стало для него возвращение утраченного положения. Его мечта сбылась лишь в 1873 году, когда Фету было уже 53 года.
  • Тяжелым бременем была отмечена судьба такого поэта, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография для детей о нем обычно об этом не упоминает. Для поэта существовала опасность одной родовой болезни. Дело в том, что в его роду имелись сумасшедшие. Уже в зрелом возрасте два брата Фета потеряли рассудок. Под конец жизни его мать также страдала безумием. Эта женщина умоляла всех убить ее. Сестра Надя незадолго до брака Афанасия Афанасьевича с Марией Боткиной также попала в психиатрическую клинику. Ее там навещал брат, однако Надя не узнавала его. Часто замечал и за собой приступы тяжелой меланхолии Афанасий Фет, биография и творчество которого это подтверждают. Поэт все время опасался, что его постигнет та же участь, что и родных.

  • В 1847 году во время военной службы в Федоровке поэт познакомился с девушкой по имени Мария Лазич. Ее очень полюбил Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество его во многом сложились под влиянием этой встречи. Отношения между влюбленными начались с легкого флирта, переросшего постепенно в глубокое чувство. Однако красивая, хорошо образованная Мария не могла все-таки стать хорошей партией для надеявшегося вернуть звание дворянина Фета. Поняв, что любит эту девушку по-настоящему, поэт все-таки решил, что не женится на ней. Девушка к этому отнеслась спокойно, однако решила через некоторое время разорвать отношения с Фетом. После этого поэту сообщили о трагедии в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, на ней загорелась одежда. Девушка, пытаясь спастись, выбежала сначала на балкон, а затем в сад. Однако ветер лишь раздувал пламя. Умирала Мария Лазич несколько дней. Последние слова этой девушки были о Фете. Эту потерю тяжело перенес поэт. До конца жизни он сожалел о том, что не женился на Марии. Душа его опустела, и больше не было в его жизни настоящей любви.

Итак, вы познакомились с таким поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество кратко были представлены в этой статье. Надеемся, что эта информация вызывала желание у читателя познакомиться поближе с великим поэтом. Поэзию так называемого нового классицизма ознаменовало творчество такого автора, как Фет Афанасий Афанасьевич. Биография (полная) представлена Бухштабом Б.Я. Называется книга "А. А. Фет. Очерк жизни и творчества". По этой работе вы можете ближе познакомиться с таким великим русским поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография по датам в ней дается довольно подробно.