Краткая биография астафьева виктора петровича самое главное. Астафьев В. П. Биография кратко. Астафьев Виктор Петрович

Виктор Астафьев (1924-2001) - известный советский и российский писатель, фронтовик, мастер деревенской и военно-патриотической прозы, дважды лауреат Государственной премии СССР. Суровые годы детства и участие в войне оставили огромное впечатление в душе писателя. В своем творчестве он не раз будет возвращаться к этим темам. Произведения Виктора Петровича всегда отличали реалистичность и хлесткость повествования о судьбах простых фронтовиков и тружеников, которые он описывал живым литературным языком.

Детство и юность

Виктор Астафьев коренной сибиряк. Он родился 1 мая 1924 года в маленьком селе Овсянка Красноярского края. Когда Витя был еще совсем юным, началась волна репрессий, под которую попал его отец. Мать во время одной из поездок к нему погибла, и семилетнего мальчика взяли на воспитание бабушка и дедушка. Несмотря на трагический ход событий, этот период жизни оставил в душе будущего писателя светлые воспоминания, которые были изложены в первой части автобиографии.

После возвращения из заключения Петр Афанасьев создает новую семью, решается поехать на заработки в северную Игарку. К тому времени у Вити уже появился сводный брат Николай.

Вскоре случился неприятный эпизод, заставивший быстро повзрослеть будущего писателя. Возвращаясь после очередной путины, отец попал в больницу, и мальчик остался на попечении мачехи. Но она не желала о нем заботиться, поэтому Виктор несколько месяцев проведет в заброшенной парикмахерской. Такая жизнь сказалась и на поведении в школе, и Астафьева отправляют в интернат. Вспоминая об этом времени, он напишет: «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки» .

Одним из его преподавателей в интернате оказался местный поэт И. Рождественский, разглядевший в Викторе способности к литературному творчеству и постаравшийся их развить. В итоге одно из школьных сочинений позднее превратится в рассказ «Васюткино озеро».

Война и трудовые будни

После выпуска из интерната Астафьев переезжает в Красноярск, где поступает в ФЗО. По окончании учебы он работает на станции составителем поездов. После начала войны Виктор Петрович отправляется добровольцем на фронт и участвует в боевых операциях на Курской дуге, в битве за Днепр, в освобождении Польши. Пройдя весь боевой путь в звании рядового, он несколько раз был ранен и награжден медалями «За победу над Германией», «За отвагу», «За освобождение Польши».

Первые шаги

В 1945 году будущий писатель заключил брак с Марией Корякиной. Демобилизовавшись уже женатым человеком, Виктор Петрович переезжает на малую родину супруги в небольшой уральский городок Чусовой. Здесь он проходит обучение в школе рабочей молодежи и трудится на производстве чернорабочим, слесарем, плотником, грузчиком и даже мойщиком мясных туш. В 1951 году он устраивается в местную газету, где был напечатан его дебютный рассказ «Гражданский человек». На протяжении 4-х лет Виктор трудится литсотрудником в этом издании, параллельно занимаясь писательством.

В 1953 году в Перми издается сборник рассказов Виктора Петровича «До будущей весны», а спустя два года выходит детская книга «Огоньки». Детская тематика будет продолжена и в следующих произведениях - «Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот». В 1957 году писатель поступает специальным корреспондентом в штат областного радио, а на следующий год был опубликован его роман «Тают снега», посвященный колхозной тематике. Эти работы нашли своего читателя и по достоинству были отмечены критиками, что позволило по праву войти в союз писателей РСФСР.

Творческий расцвет

В конце 50-х годов Виктор Петрович создает серию лирических повестей, сделавших ему настоящее имя - «Перевал», «Звездопад», «Стародуб». В это время его направили учиться в столицу на Высшие литературные курсы, по возвращении с которых семья Астафьевых переезжает в Пермь. Пермский период оказался плодотворным в деятельности писателя. Здесь была создана лирическая повесть «Последний поклон», проникнутая идеями борьбы любви и войны, военный сборник «Пастушка и пастух» и повесть «Кража» как воспоминание о своем интернатовском детстве. Отдельный сборник произведений «Последний поклон» Астафьев посвятил судьбам людей, повстречавшихся на его жизненном пути в тяжелые годы отрочества и юношества.

В 1969 году Астафьевы уезжают в Вологду. Здесь Виктор Петрович пишет пьесы «Прости меня» и «Черемуха». В 70-х годах создается одно из наиболее известных произведений писателя - сборник рассказов «Царь рыба», ставших плодом глубокого размышления автора об ответственности человека за окружающий мир и его постоянном стремлении быть в гармонии с самим собой. Несмотря на критику и цензурные ограничения, именно это произведение принесло Астафьеву Государственную премию СССР в 1978 году.

Сибирский период

В 1980 году Виктор Астафьев возвращается на свою малую родину, где будет жить до своих последних дней. Вдохновленный родной Сибирью писатель написал немало рассказов - «Слепой рыбак», «Мною рожденный», «Медвежья кровь» и многие другие. В 1985 году увидел свет роман «Печальный детектив». После безвременной смерти дочери Виктор Петрович возвращается к рассказам о детстве, изданных в сборнике «Последний поклон».

Здесь, на малой родине была написана, пожалуй, главная книга, посвященная войне - «Прокляты и убиты», отнявшая немало сил и здоровья. В ней автор еще раз переживает кошмар войны, заразив читателя невероятной энергией борьбы с «преступлением против разума». Кроме этого романа, отмеченного Государственной премией России, в 90-е годы создаются повести «Так хочется жить» и «Обертон», было завершено написание произведения «Веселый солдат».

Певец русской деревни

Все творчество великого писателя проникнуто деревенской и военно-патриотической тематикой. Его герой - простой солдат (каким был он сам), на котором держится армия, но которого ругают за все прегрешения. Его стиль отличает правдивое, в чем-то суровое, на грани фола описание жизни. Темы, выбранные Астафьевым, всегда остросоциальны, он не любил компромиссы и всегда старался говорить со своим читателем начистоту. Писатель одним из первых поднял темы подростковой преступности, существования маргинальных слоев в советском обществе, невероятно точно обозначил проблему жестокости и насилия.

Виктор Петрович был мастером живого литературного языка, поэтому его произведения любили издавать за рубежом. Свыше сотни книг прославленного мастера слова были переведены на 22 языка и нашли своего читателя в 28 странах мира. В 1998 году в Красноярске вышло 15-ти томное полное собрание сочинений, которое позволило осмыслить весь огромный творческий путь писателя.

Личная жизнь

Со своей супругой Марией Корякиной Виктор Петрович познакомился под конец войны. С разницей в два года у пары рождаются дети - сначала дочь Лидия, которая умерла во младенчестве, затем еще одна дочь Ирина и, наконец, младший сын Андрей. После скоропостижной кончины средней дочери супруги забрали себе на воспитание двоих внуков.

Со временем Мария Семеновна увлеклась литературой и стала писать рассказы. Супруг относился к этому с определенной иронией: «Время есть, так пусть пишет свои книги» . Тем не менее ее повести и рассказы, состоявшие из личных воспоминаний, стали активно публиковаться и пользовались определенной популярностью. В 1978 году писательницу приняли в союз писателей. Написав в общей сложности 16 книг, она все годы совместной жизни продолжит оставаться секретарем и нянькой своего мужа.

В 2001 году писатель перенес два тяжелых инсульта. Ему потребовалась медикаментозная помощь за границей, и друзья семьи обратились за содействием к красноярским парламентариям. Они не стали выделять средства, мотивировав отказ неким шовинизмом автора. В итоге Астафьева отправили из больницы домой, где он умер 29 ноября 2001 года. Великий писатель похоронен на кладбище недалеко от родного села.

Сочинение

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) начал писать очень рано. Работая корреспондентом в различных газетах, Астафьев заявил о себе как прозаик в 1953 г., выпустив сборник рассказов «До будущей весны». Следом вышли книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958). Писателя волновала проблема становления личности в нелегких жизненных условиях. Эта тема нашла отра­жение в произведениях: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит вой­на». В последующих рассказах Астафьев писал о людях села, про­изведения писателя критика стала причислять к деревенской прозе. Жанр короткого или приближенного к повести рассказа ста­новится любимым для писателя.

Большое место в творчестве писателя заняла работа над прозаи­ческими циклами «Последний поклон» и «Царь-рыба». Замысел «Последнего поклона» (1958-1978), создаваемого в течение двух де­сятилетий, родился от желания писателя рассказать о Сибири, о впечатлениях детства. Автор назвал сборник «страницами детства». Главным героем цикла, объединяющим все рассказы, является ре­бенок Витька Потылицын. Первая книга наполнена описанием детских игр, рыбалок, деревенских забав. Мальчик Витька эмоцио­нально открыт к пониманию красоты, через его восприятие писа­тель передает песенную разноголосицу. Написанные от первого лица рассказы наполнены чувством благодарности судьбе за обще­ние с прекрасной природой, за встречи с необыкновенными людь­ми. Писатель отдал последний поклон всему хорошему, что было и есть в этом мире. Страницы книги проникнуты исповедальностью и лиризмом.

Новеллистический цикл «Царь-рыба» (1976) рассказывает о взаи­моотношении человека и природы. Сюжет книги связан с путешест­вием автора по родным местам Сибири. Действие каждого из расска­зов происходит на одном из притоков Енисея. Меняются люди, обстоятельства, неизменной остается река, олицетворяющая течение жизни. В нескольких рассказах поднимается проблема браконьерст­ва. Это, по мнению писателя, не только браконьеры из поселка Чуш, безжалостно уничтожающие речные богатства, не только государст­венные чиновники, так спроектировавшие плотину, что река за­гноилась и все живое в ней погибло, но и Гога Герцев, который раз­бивают сердца одиноких женщин. «Царь-рыба» - это книга- предупреждение о надвигающейся экологической катастрофе, раз­мышления писателя о бездуховности современного общества.«Криком изболевшей души» назвал Василь Быков роман Астафь­ева «Печальный детектив» (1986). Сам автор считал его необычным романом, соединившим художественность с публицистикой. Героем романа является сотрудник милиции, оперуполномоченный Леонид Сошнин. Действие происходит в провинциальном русском городке Вейске в течение нескольких дней. В романе девять глав, рассказы­вающих об отдельных эпизодах из жизни героя. Воспоминания героя переплетаются с реальными эпизодами его профессиональной дея­тельности. Предстает страшная картина насилия, грабежей, убийст­ва. Конфликт произведения заложен в столкновении главного героя с миром безнравственности, беззакония.

Астафьев много размышлял о войне и неоднократно обращался к этой теме. Первым произведением, рассказывающем о военных событиях, была повесть «Звездопад» (1961). В начале 70-х вышло, по мнению критиков, самое совершенное произведение писателя - повесть «Пастух и пастушка» (Подзаголовок «Современная пасто­раль», 1867-1971). В центре повести история взаимоотношений Бо­риса Костяева и Люси. Писатель параллельно описывает нежные отношения влюбленных и страшные картины смерти и крови на войне. Свой миф о Великой Отечественной войне Астафьев создал в романе «Прокляты и убиты» (1992, 1994). Произведение резко от­личается от всего созданного о Великой Отечественной войне: писа­тель разрушает сложившиеся стереотипы изображения народа на войне.

О чем бы ни писал Астафьев главной темой в его творчестве все­гда были судьба и характер простого человека, жизнь народа «во глубине России».


Виктор Петрович Астафьев
Родился: 1 мая 1924 года
Умер: 29 ноября 2001 года

Биография

Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение.

Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир» , возглавляемом А.Твардовским . Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб , 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража , 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль» , рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995).

В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф» , ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах» . Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю.

Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах . Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека.

Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным.

Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987).

Ее главный герой, милиционер Сошнин , пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева , свойственна публицистичность.

В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты.

Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев , он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

Работы

1953 - «До будущей весны»
1958 - «Тают снега»
1995 - «Прокляты и убиты»
1958 - «Перевал»
1960 - «Стародуб»
1960 - «Звездопад»
1966 - «Кража»
1967 - «Где-то гремит война»
1968 - «Последний поклон»
1970 - «Слякотная осень»
1976 - «Царь-рыба»
1984 - «Ловля пескарей в Грузии»
1987 - «Печальный детектив»
1995 - «Так хочется жить»
1995 - «Обертон»
1997 - «Из тихого света»
1998 - «Весёлый солдат»

Астафьев Виктор Петрович

(1.05.1924 – 29.11.2001)

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.

В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему “не верится, что мамы нет и никогда не будет”. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка – Екатерина Петровна.

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку – сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. “Диких заработков”, на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. “Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки”, – напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ “Васюткино озеро”.

Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на в станке Курейка. “ мое осталось в далеком Заполярье, – напишет спустя годы В. П. Астафьев. – Дитя, по выражению деда Павла, “не рожено, не прошено, папой с мамой брошено”, тоже куда-то девалось, точнее – откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры”.

Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает и ФЗО. “Группу и профессию в ФЗО я не выбирал — они сами меня выбрали”, расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За победу над Германией” и “За освобождение Польши”. Несколько раз он был тяжело ранен.

Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии н вместе со своей женой — рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину — город Чусовой на западном Урале.

По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.

В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, — время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда.

В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года – сын Андрей.

В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете “Чусовской рабочий”, Виктор Петрович за одну написал рассказ “Гражданский человек”; впоследствии он назовет его “Сибиряк”. С 1951 но 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты “Чусовской рабочий.

В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов – “До будущей весны”, а в 1955 году вторая – “Огоньки”. Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман “Тают снега”, издает еще две книги для детей: “Васюткино озеро” (1956) и “Дядя Кузя, куры, лиса и кот” (1957), печатает очерки и рассказы в альманахе “Прикамье”, журнале “Смена”, сборниках “Охотничьи были” и “Приметы времени”.

С апреля 1957 года Астафьев – спецкор Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман “Тают снега”. В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР.

В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он учится в Москве.

Конец 50-х годов отмечен расцветом лирической прозы В. П. Астафьева. Повести “Перевал” (1958-1959) и “Стародуб” (1960), повесть “Звездопад”, написанная на одном дыхании всего за несколько дней (1960), приносят ему широкую известность.

В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году – в Вологду.

60-е годы чрезвычайно плодотворны для писателя: написана повесть “Кража” (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах “Последний поклон”: “Зорькина песня” (1960), “Гуси в полынье” (1961), “Запах сена” (1963), “Деревья растут для всех” (1964), “Дядя Филипп – судовой механик” (1965), “Монах в новых штанах” (1966), “Осенние грусти и радости” (1966), “Ночь темная- темная” (1967), “Последний поклон” (1967), “Где-то гремит ” (1967), “Фотография, на которой меня нет” (1968), “Бабушкин праздник” (1968). В 1968 году повесть “Последний поклон” выходит в Перми отдельной книгой.

В вологодский период жизни В. П. Астафьевым созданы две пьесы: “Черемуха” и “Прости меня”. Спектакли, поставленные по этим пьесам, шли па сцене ряда российских театров.

Еще в 1954 году Астафьев задумал повесть “Пастух и пастушка. Современная пастораль” – “любимое свое детище”. А осуществил свой замысел почти через 15 лет – в три дня, “совершенно обалделый и счастливый”, написав “черновик в сто двадцать страниц” и затем шлифуя текст. Написанная в 1967 году, повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале “Наш современник”, № 8, 1971 г. Писатель возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив снятое по соображениям цензуры.

В 1975 году за повести “Перевал”, “Последний поклон”, “Кража”, “Пастух и пастушка” В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького.

В 60-е же годы B. П. Астафьевым были написаны рассказы “Старая лошадь” (1960), “О чем ты плачешь, ель” (1961). “Руки жены” (1961), “ Лебедев” (1961), “Тревожный сон” (1964), “Индия” (1965), “Митяй с землечерпалки” (1967), “Яшка-лось” (1967), “Синие сумерки” (1967), “Бери да помни” (1967), “Ясным ли днем” (1967), “Русский алмаз” (1968), “Без последнего” (1968).

К 1965 году начал складываться цикл затесей — лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году “Затеси” выходят отдельной книгой в издательстве “Советский писатель” – “Деревенское приключение”. “Песнопевица”, “Как лечили богиню”, “Звезды и елочки”, “Тура”, “Родные березы”, “Весенний остров”, “Хлебозары”, “Чтобы боль каждого…”, “Кладбище”, “И прахом своим”. “Домский собор”, “Видение”, “Ягодка”, “Вздох”. К жанру затесей писатель постоянно обращается в своем творчестве.

В 1972 году В. П. Астафьев пишет свое “радостное детище” – “Оду русскому огороду”.

С 1973 года в печати появляются рассказы, составившие впоследствии знаменитое повествование в рассказах “Царь-рыба”: “Бойе”, “Капля”, “У золотой карги”, “Рыбак Грохотало”, “Царь-рыба”, “Летит черное перо”, “Уха на Боганиде”, “Поминки”, “Туруханская лилия”, “Сон о белых горах”, “Нет мне ответа”. Публикация глав в периодике – журнале “Наш современник” – шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех нор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы “Норильцы”, опубликовал ее в 1990 году в том же журнале под названием “Не хватает сердца”. Впервые “Царь-рыба” была опубликована в книге “Мальчик в белой рубахе”, вышедшей в издательстве “Молодая гвардия” в 1977 году.

В 1978 году за повествование в рассказах “Царь-рыба” В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В 70-е годы писатель вновь обращается к теме своего детства – рождаются новые главы к “Последнему поклону”: опубликованы “Пир после победы” (1974), “Бурундук на кресте” (1974), “Карасиная погибель” (1974), “Без приюта” (1974), “Сорока” (1978), “Приворотное зелье” (1978), “Гори, гори ясно” (1978), “Соевые конфеты” (1978). Повесть о детстве – уже в двух книгах – выходит в 1978 году в издательстве “Современник”.

С 1978 по 1982 год В. П. Астафьев работает над повестью “Зрячий посох”, изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.

В 1980 году Астафьев переехал жить на родину – в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке – деревне его детства – им написаны роман “Печальный детектив” (1985) и такие рассказы, как “Медвежья кровь” (1984), “Жизнь прожить” (1985), “Вимба” (1985), “Светопреставление” (1986), “Слепой рыбак” (1986), “Ловля пескарей в Грузии” (1986), “Тельняшка с Тихого океана” (1986), “Голубое поле под голубыми небесами” (1987), “Улыбка волчицы” (1989), “Мною рожденный” (1989), “Людочка” (1989), “Разговор со старым ружьем” (1997).

В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Астафьевых Ирина. Ее привозят из Вологды и хоронят на кладбище в Овсянке. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе маленьких внуков Витю и Полю.

Жизнь на родине всколыхнула воспоминания и подарила читателям новые рассказы о детстве – рождаются главы: “Предчувствие ледохода”, “Заберега”, “Стряпухина радость”, “Пеструха”, “Легенда о стеклянной кринке”, “Кончина”, и в 1989 году “Последний поклон” выходит в издательстве “Молодая гвардия” уже в трех книгах. В 1992 году появляются еще две главы – “Забубенная головушка” и “Вечерние раздумья”. “Животворящий свет детства” потребовал от писателя более тридцати лет творческого труда.

На родине В. П. Астафьевым создана и его главная книга о войне – роман “Прокляты и убиты”: часть первая “Чертова яма” (1990-1992) и часть вторая “Плацдарм” (1992-1994), отнявшая у писателя немало сил и здоровья и вызвавшая бурную читательскую полемику.

В 1994 году “за выдающийся вклад в отечественную литературу” писателю была присуждена Российская независимая премия “Триумф”. В 1995 году за роман “Прокляты и убиты” В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.

С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне “Так хочется жить”, а в 1995-1996 годах пишет – тоже “военную” – повесть “Обертон”, в 1997 году он завершает повесть “Веселый солдат”, начатую в 1987 году, – война не оставляет писателя, тревожит память. Веселый солдат – это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни.

В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.

В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии “За честь и достоинство таланта” Международного литфонда.

В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

“Ни дня без строчки” – это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя. Вот и сейчас на его столе – новые затеси, любимый жанр – и новые замыслы в сердце.

- (р. 1924 29.11.2001) Видный рус. сов. прозаик, более известный произв. др. жанров, один из самых ярких представителей т. н. "деревенской прозы" в отечественной лит ре 1960 80 х гг. Род. в с. Овсянка (Советского р на Красноярского края) … Большая биографическая энциклопедия

Астафьев, Виктор Петрович - Виктор Петрович Астафьев. АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (родился в 1924), русский писатель. В психологических повестях и романах о войне и современной сибирской деревне “Кража” (1966), “Пастух и пастушка” (1971), “Царь рыба” (1976), в цикле… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (р. 1.5.1924, с. Овсянка Советского района Красноярского края), русский советский писатель. В детстве был беспризорным, воспитывался в детдоме. Участник Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1951. Автор книги «До будущей весны» (1953),… … Большая советская энциклопедия

- (р. 1924) русский писатель, Герой Социалистического Труда (1989). В психологических повестях и романах о войне и современной сибирской деревне Кража (1966), Пастух и пастушка (1971), Царь рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), в цикле… … Большой Энциклопедический словарь

- (р. 1 мая 1924, село Овсянка, близ Красноярска 29 ноября 2001, Красноярск), русский писатель. Лауреат Государственной премий СССР (1978) и РСФСР. Рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме. Окончив школу… … Энциклопедия кино

- (1924 2001), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1989). В психологических повестях и романах о войне и современной сибирской деревне «Кража» (1966), «Пастух и пастушка» (1971), «Царь рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978), в … Энциклопедический словарь

АСТАФЬЕВ Виктор Петрович - (р. 1924), русский советский писатель. Ром. «Тают снега» (1958), «Царь рыба» (1972—75; Гос. пр. СССР, 1978),. «Печальный детектив» (1986). Пов. «Перевал», «Стародуб» (обе — 1959), «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Пастух и пастушка»… … Литературный энциклопедический словарь

В. П. Астафьев … Энциклопедия Кольера

- … Википедия

Астафьев Виктор Петрович Писатель Дата рождения: 1 мая 1924 Место рождения … Википедия

Книги

  • Писатель в окопах. Война глазами солдата , Астафьев Виктор Петрович. Виктор Петрович Астафьев - один из самых известных советских и российских писателей, лауреат двух Государственных премий СССР и трех Государственных премий России. Особое место в его…
  • Малое собрание сочинений , Астафьев, Виктор Петрович. Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) родился в сибирском селе Овсянка на берегу Енисея. В 1942 году добровольцем отправился на фронт и прошел всю войну простым солдатом. В трудное…