Краткая биография для школьников. Писатель Андрей Усачев: биография, фото и интересные факты

Имя: Андрей Усачев (Andrey Usachev)

Возраст: 60 лет

Деятельность: писатель, поэт, драматург, сценарист, радиоведущий

Семейное положение: женат

Андрей Усачев: биография

У Андрея Усачева много талантов. Он драматург, сценарист и радиоведущий, основатель «Веселой школы детских писателей», где в театрализованной форме доводятся до юного поколения знания широкого спектра – от изобразительного искусства до астрономии. Но главным для себя Усачев считает литературное поприще, любимое занятие – писать книги для детей.

Детство и юность

Андрей Усачев родился в Москве в июле 1958 года в семье педагогов. Тяга к творчеству проснулась в школе, когда пришлось писать песни для школьного ансамбля «Ключи». Но стихи поначалу не очень интересовали, предпочитал прозу – зачитывался , и . «Двух капитанов» и «Урфина Джюса» «затер до дыр».


Всерьез Андрей увлекся поэзией благодаря альбому «По волнам моей памяти» и попробовал сочинять лирические, а позднее юмористические стихотворения. Произведения , о которых писатель подготовил дипломную работу, помогли определиться с выбором между юмором и детской литературой. Произошло это ближе к 27 годам. А по окончании школы Усачев мечтал стать профессиональным барабанщиком, но поступил в институт электронной техники.

Андрею понадобилось 4 года, чтобы понять, что «подчиняться и командовать» не любит и не хочет, потому отслужил в армии и перевелся на филологическое отделение Калининского (ныне - Тверского) госуниверситета. Литератор, по мнению писателя, человек свободный.


Позднее Усачев пришел на радио, где вел передачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван», писал сценарии для мультфильмов. В ранг бестселлеров попал сборник «Малуся и рогопед», которым как методическим пособием пользуются логопеды. Учебник по «Основам безопасности жизнедеятельности» и «Декларация прав человека» рекомендованы для школьной программы

Литература

Осознанно на литературное поприще Андрей Усачев ступил в 1985 году, тогда же в журнале «Мурзилка» опубликовано первое стихотворение. Довольно быстро пришло признание в профессиональной среде: в 1990 году сборник «Если бросить камень вверх» удостоен премии на всероссийском конкурсе начинающих писателей. Через год вышла первая книга, а автор стал членом Союза писателей России.


Персонажами стихов Усачева становились конфета и божья коровка, цветы и рыбы, воздушные шарики, а прочитав «Нестрашные страшилки», дети знакомились с мифическим , барабашками и привидениями.

Популярный цикл «Умная собачка Соня» начался с одноименного мультфильма. Затем собачьи размышления и поиски ответов на вопросы обрели форму книг. Сборник рассказов о ежиках награжден главной премией международного литературного фестиваля «Ветер перемен». За «333 кота» Андрея в 2006-м отметили на национальном конкурсе «Книга года». «1000 и 1 мышь» и «Мышарики» Усачев написал по «заказу» юной читательницы, попросившей писателя уделять внимание не только кошкам.


Первые экземпляры «Неправильных сказок» с удовольствием читали взрослые «дяди и тети» в издательстве, вспоминая собственное детство и такие знакомые стихи, песни и рассказы, которые приобрели несколько пародийный характер. Книга рассчитана на подготовленного читателя, знающего, что в «Репке» тянут именно репку, а не рыбку, а в «Красной Шапочке» волк съел девочку, а не мухомор.

На основе «Школы снеговиков» на радио был поставлен аудиоспектакль. Главные герои книги – и , а снеговики – их помощники, и все вместе живут в деревне Дедморозовка. Этот сказочный населенный пункт Андрей придумал, по собственному признанию, в знак протеста. Усачеву категорически не нравится, как чиновники обставили историю вокруг дедушки и внучки, с возведением резиденций, косноязычными выступлениями на новогодних елках: «Как депутат-единоросс». Писатель считает, что детям Деда Мороза надо преподносить как

«нормального доброго простого человека, какие пока еще встречаются в наших вымирающих деревнях».

В серию входят также «Привидение из Дедморозовки», «Олимпийская деревня Дедморозовка», «Мешок со смехом» и другие.


Из-под пера Усачева выходят не только художественные произведения, но и своеобразные учебники, названия которых говорят сами за себя. Например, «Таблица умножения в стихах», «Азбука хорошего поведения», «Уроки рисования», «Правила дорожного движения».

Книга «Зоология для детей» - мини-энциклопедия о животных, с красочными иллюстрациями и научными комментариями, изложенными доступным языком. «Великий и могучий русский язык» состоит из стихотворений, объясняющих детям идиоматические выражения и фразеологизмы.


В 2013 году на экраны вышел мультфильм «Приключения “Котобоя”», для которого Андрей Усачев переработал 4 рассказа о Коте-капитане, его помощнике и Мышонке-юнге. Кроме него, писатель адаптировал для телевидения еще 14 произведений, в том числе «Девица Бигелоу», «Девочка и крот», «Рыцарский роман».

Впрочем, еще в 2011 году Андрей Алексеевич сказал, что мультипликаторов, понимающих авторский замысел и знающих, как донести его до малолетних зрителей, осталось мало. Потому и проект «Дед Мазай и другие» автору не понравился, а «Князь Владимир» - откровенно плохой.

Личная жизнь

В ответах на вопросы о личной жизни Андрей Усачев придерживается взятого в молодости юмористического тона - говорит, что в браке «30 лет и 3 года», прямо как в сказке. С супругой воспитал сына и дочь. Писатель всем дает положительные характеристики – жене, детям, родственникам, родному городу. Даже страна и «иногда – правительство», и те хорошие.

«И здорово повезло с планетой».

Социальными сетями Андрей не пользуется – нет на это времени, это «большая помойка», где царит безнаказанность. Человек, позволяющий себе оскорблять других в Интернете, никогда не скажет ничего в глаза, а за слова и поступки надо отвечать. Если кто-то захочет поискать писателя в Сети, то пусть обращается в интернет-магазины, распространяющие его произведения.


Сам Усачев читает редко, поскольку устает от писательства. Однако если в руки попадает книга, то это будут сочинения , Юза Алешковского или .

Из современников-коллег Андрею нравятся Марина Потоцкая, Евгений Клюев, стихи Галины Дядиной и Михаила Яснова. По словам писателя, с детской поэзией в России дела обстоят гораздо лучше, чем с прозой. Помимо соотечественников, Усачев рекомендует обратиться к зарубежным авторам, среди которых ему самому нравятся Дик Кинг Смит и .

Андрей Усачев сейчас

В 2018 году Андрей Усачев отпраздновал 60-летний юбилей. Как принято у представителей творческих профессий, писатель преподнес подарок почитателям своего труда – в свет вышла очередная книга, посвященная умной собачке Соне. На этот раз забавная дворняжка стараниями автора научилась вести дневник.


Презентация произведения, которое так и называется – «Дневник собачки Сони», состоялась в сентябре в Доме книги на Новом Арбате, в Москве. Гости мероприятия получили возможность приобрести книгу с автографом Усачева и сфотографироваться вместе с писателем.

Подпортил праздничную картину конфликт со студией «Союзмультфильм», в частности, намерение компании снимать продолжение известных мультиков. Усачеву предложили разработать сценарий кинорассказов о , герое, которого в Советском Союзе прославил . Писатель назвал подобный ход воровством и как отрицательный пример привел продолжение «Простоквашино», раскритикованное . Последний, как известно, был автором оригинальной, знакомой миллионам истории.

Цитаты

Лампа. Ночь. Библиотека. / Пушкин. Лермонтов. Шекспир. / Вальтер Скотт. Толстой. Сенека…/ Как прекрасен этот мир!
«Поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех».
«Если хочешь, чтобы дети читали - то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать».
«В детской литературе чаще торжествует справедливость, это поддерживает человека. Ведь когда в жизни много темного, хочется света».

Библиография

  • 1990 - «Если бросить камень вверх»
  • 1996 - «Умная собачка Соня»
  • 1998 - «Сказочная азбука»
  • 1999 - «Планета кошек»
  • 2000 - «Звукарик»
  • 2003 - «Малуся и Рогопед»
  • 2007 - «Жили-были ёжики»
  • 2010 - «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым»
  • 2012 - «Приключения „Котобоя“»
  • 2014 - «Почта Деда Мороза»
  • 2017 - «Знаменитая собачка Соня»
  • 2018 - «Дневники собачки Сони»

Андрей Алексеевич Усачев родился 5 июля 1958 года в Москве.
Сначала поступил в Московский институт электронной техники, проучился там 4 года и перешел на филологический факультет Тверского государственного университета.
В послужном списке Андрея Алексеевича - работа дворником, сторожем, барабанщиком в ресторане, машинистом сцены в Театре Сатиры, охранником на железной дороге, уборщиком на пляже, посудомойкой, редактором журнала «Веселые картинки».
Публиковаться начал в 1985 г.
В 1990 г. книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей.
Член Союза Писателей с 1991 года.
В России вышло более 100 книг Андрея Усачева для детей. Две книги вышли в Израиле (на иврите). Две - на Украине, две - в Республике Молдова. Есть публикации в Польше, Сербии, Японии. Пять книг Андрея Усачева рекомендовано Министерством Образования России для изучения в школах в качестве учебных пособий: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация Прав Человека», «Мои географические открытия».
Музыку на его стихи писали известные композиторы: Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников, Александр Пинегин. К некоторым своим стихам он сочинил музыку сам. На телевидении звучало около более 50 песен для детей со стихами и музыкой Усачева. Выпущено 20 аудиокассет с его песнями и сказками.
Кроме стихов и прозы, пишет для кукольного театра. Единолично и в соавторстве создано более 10 пьес. Пьесы идут в 20 театрах России.
На студиях «Союзмультфильм», «Экран», «СТВ» по сценариям и стихам А. Усачева нарисовано 15 мультфильмов. В том числе один полнометражный.
Автор сценариев 40-серийного телевизионного художественного фильма «Дракоша и Компания». Много работал на телевидении. Только в 1995-1996 гг. выпустил около ста передач «Кварьете "Веселая Квампания"».
В течение нескольких лет вел детские радиопередачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван».
Автор сценариев Новогодних представлений для детей в Кремлевском дворце съездов и Московской мэрии.
В 2005-м году стал лауреатом фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» за песни для детей и лауреатом Ежегодного Национального конкурса «Книга года» за книгу «333 кота», в 2006 - лауреатом международного конкурса «Петя и волк-2006» за лучшее произведение для детей.

Андрей Усачев, знаменитый детский поэт и писатель, автор всем известной "Умной собачки Сони" и логопедического бестселлера "Малуся и рогопед", размышляет о современных детских книгах, и о том, как и что читать детям — от малышей до подростков.

— Сейчас во многих школах детям выдают список литературы на лето. Как вы вообще относитесь к таким спискам?

— Я, честно говоря, редко выныриваю из своего писательства, поэтому, что происходит во внешнем мире, знаю плохо. И что наши руководящие педагогические государственные органы рекомендуют детям, не знаю. Могу сказать в самом общем виде. Самое главное в детском чтении: чтобы оно было по возрасту. Каждый костюмчик должен быть сшит по размеру.

Раз мы доросли до понятия "возрастная психология", то очень важно не вызвать у детей отвращения, навязывая те книги, которые им рано читать. Классические книги и писались не для всех — и уж точно не для детей. Например, "Войну и мир" 90% населения в царской России и не могло прочесть, потому что она была написана на пяти языках, а переводов тогда не предполагалось. А когда мы начинаем этим мучить детей, у них вырабатывается такое отношение к Толстому, что они его потом никогда не открывают. А почему вместо этого не читать "Казаков", которые вполне доступны для детского восприятия?

— Но каждый родитель упирается в школьную программу, когда, например, в 7 классе проходят "Тараса Бульбу" — иногда, чтобы все-таки смягчить жестокость произведения, предлагая усеченный вариант.

— Когда начинают вычеркивать что-то из произведения — это плохо. Тогда лучше вообще его не предлагать детям. Тогда можно — например, в рамках нынешней борьбы с курением — убирать упоминания, что Тарас Бульба курил трубку и вставлять ему в рот чупа-чупс. Или дети дозрели до каких-то вещей или нет — и нечего от них скрывать, что казаки напивались и участвовали в жестоких побоищах, показывая лишь патриотическую часть, где они кричат "За родину, за веру". Все эти выжимки ни к чему хорошему не приводят. Я тут с удивлением услышал, что одно издательство привлекло лучших французских писателей пересказывать классику для маленьких детей — например, "Преступление и наказание". Как они себе это мыслят? Я не знаю. Не надо уродовать книги, в конце концов, Достоевского и взрослые не все читают. Надо давать детям тот "корм", который идет им на пользу. Мы все любим оливки, но если 2-летнего ребенка кормить оливками, у него будет заворот кишок.

— Сейчас сознательные родители, наоборот, иногда стараются предложить ребенку книги "на вырост" — чтобы быстрее развивался.

— Не надо растить маленького гения, растите маленького ребеночка. Почему вы решили, если он будет заниматься 3 языками в младенчестве, он вырастет гением? Важно, чтобы он стал нормальным человеком. У человека либо есть гениальность — и она проснется — у некоторых она в 40 лет просыпается, между прочим. Например, Дик Кинг-Смит, который "Поросенка Бейба" написал — в 50 лет у человека писательский талант проснулся. И нормально. У кого-то — наборот, талант просыпается очень рано, как, например, у французского поэта Артюра Рембо — но он в 15 лет начал писать стихи, а в 21 год уже все закончилось.

По-моему, только неумные родители заставляют маленького ребенка учиться, требуют от него каких-то небывалых результатов. Сейчас, к сожалению, понятие "успешность" вышло на первый план: хочу ребенка не доброго, не гармоничного, не заботливого, не духовно развитого — хочу успешного. Я встречаю такое в обсуждениях в Сети, хотя вообще в Интернет хожу редко — слишком расстраиваюсь. А когда я вижу кучу вываленных глупостей — и через них надо продираться к чему-то стоящему... Мне времени жалко. Интернет — это огромный и слишком широкий срез общества. Читать какие-то отклики, ориентироваться на мнение мам — почему я должен на их мнение ориентироваться? Они очень разные — и глупые попадаются. Пусть они на меня ориентируются! Я готов послушать их, как ребенка, но в смысле чего почитать, тут я справлюсь сам.

"Списки литературы" от Андрея Усачева

— Так с чего же, по-вашему, ребенку лучше начинать самостоятельное чтение?

— Да с любого несложного текста. Ребенку ведь больше удовольствия доставляет то, что он вообще читает, что у него получается, а не содержание книги. Есть простенькие тексты специальные, детские сказки, чудесные маленькие рассказики Льва Толстого — "Филиппок" и другие.

— Мы не знали двух замечательных авторов, которые считаются классиками мировой детской литературы — это уже упомянутый Дик Кинг-Смит, потрясающий писатель, у него замечательные сказки. И он дожил почти до конца XX века. И второй автор — тоже англичанин, я вообще их прозу люблю — это Роальд Даль. Ну это умереть можно — одна сказка лучше другой! У нас его лучше знают — спасибо фильму "Чарли и шоколадная фабрика", хотя версия Тима Бёртона мне не очень понравилась, это не лучшая его вещь. Но был гениальный фильм "Матильда" с Дэнни Де Вито, который играет скверного папашу, был фильм "Ведьмы". Хорошие фильмы — и книжки потрясающие. Мы такие, к сожалению, не умеем производить.

— Поэтому сейчас издаются, в основном, переводные детские книги?

— Это если говорить о прозе. Вообще, сейчас люди переходят на прозу, поэзия... Нет, она не умирает, поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех. Но детская литература в этом отличается — там поэзия очень хорошо себя чувствует. И в нашей стране мощнейшая поэтическая традиция — и была, и есть. На Западе, насколько я знаю, детская поэзия практически отмирает, по разным причинам. У нас же, наоборот, поэтическая держава — до сих пор. У нас в школах проходят стихи, их учат в детском саду. Ни в одной стране мира не учат стихов в обязательном порядке — даже в той же Англии. У нас у детей есть привычка к повторению стихов — и если мы это потеряем, будет очень жалко, потому что это одна из немногих вещей, которой мы можем гордиться. В нашей литературе и было, и есть огромное количество прекрасных стихов.

— Кого из детских поэтов вы бы назвали среди любимых?

— Был великий Заходер, прекрасный Валентин Дмитриевич Берестов, была замечательная Эмма Мошковская, которую очень мало, к сожалению, знают. Михаил Яснов, Петр Синявский, Сергей Махотин, Григорий Кружков — даже среди живущих сейчас, рядом с нами — огромное количество поэтов мирового качества. Другой вопрос, что поэзия плохо конвертируется. Из молодых — по-моему, одна звезда у нас есть — Галя Дядина из Арзамаса. У нее свои фанаты, ее уже читают повсюду. У нее вышла красивая книжка, которую мы вместе написали — "Звездная книга. Поэтическая астрономия". Люди не могут отличить, где мои стихи и где Галины — и это классно. Есть и звезды не такого яркого сияния — Аня Игнатова в Питере, еще 2-3 девочки — все не москвички, кстати. Юлия Симбирская из Ярославля — у нее еще не изданы книги, но в Интернете они уже есть, на сайтах молодых писателей и поэтов.

— Тем не менее, иногда родители жалуются, что нечего читать детям.

— Да, бывает так, что матери, даже придя в книжный магазин, не знают, что взять. Есть, есть что читать. И не всегда даже надо искать чего-то нового. Вот 10 лет не издавали Юрия Коваля — не было его — сейчас стали, наконец, переиздавать.

— Какова, по-вашему, ситуация с детскими издательствами?

— Хорошо, что возникла конкуренция — и детский сектор, в отличие от взрослого, продолжает стабильно приносить прибыль. Уже даже традиционно "взрослые" издательства обращаются к детской литературе. Да, кто-то ширпотреб производит, что тоже необходимо — потому что это дешево, и в провинции люди могут себе позволить. Кто-то выпускает более сложные книги, с какими-то вывертами. Рынок большой, живой, пока не умирающий — и при нашей жизни смерть ему не грозит. Конечно, хочется лучше, хочется больше, хочется, чтобы до каждого села доходили рисунки, скажем, Вики Фоминой или кого-то еще.

— Вы ездите по стране с выступлениями, встречаетесь с детьми. Как меняется публика, отличаются ли чем-то дети в столицах и провинции?

— В провинции дети живее: они поздоровее, порозовее, не так измотаны большим информационным потоком, обилием культурных событий. Там еще играют во дворах в футбол, что замечательно. Они тоже, конечно, в Интернете сидят, но у них еще рядом природа есть. Я вот ездил в Плесецк — и отличные там дети, самые обычные школьники, которых привозят на встречу автобусами — и которым, по большому счету, вся эта поэзия по барабану.

Спрашивать о ситуации с детским чтением у чиновников или даже мамочек бессмысленно — надо спрашивать у библиотекарей. В провинциальной библиотеке все перед глазами, и библиотекари говорят: ходят дети, читают.

Но, конечно, меньше, чем раньше. Вообще, если я бы сейчас был ребенком, я что, только бы читал? Раньше же делать было нечего, а теперь я могу за границу поехать, могу поиграть с друзьями в компьютере, могу в Интернете что-то интересное найти. Это нормально. Процесс чтения находится в нормальных человеческих пределах. Сами понимаете: тот, кто читает — он не работает. Вот, скажем, вернулся сталевар после тяжелой смены — он что, должен Достоевского читать? Тот, кто хоть раз в жизни занимался тяжелым физическим трудом, знает, что вечером нужна не книга, а стакан водки — не чтобы напиться, а чтобы стресс снять, чтобы отпустило. Если вы хотите, чтобы страна перестала работать — тогда пускай все читают.

Никакая нормальная страна не может быть литературоцентричной. Англия — величайшая литературная держава, но не литературоцентричная, тем не менее. Либо надо достигнуть такого уровня развития, чтобы как в Древнем Риме: работают рабы, а граждане возлежат — и читают.

— А сами вы что читаете?

— Я мало чего читаю — сил нет, работы много. Это как раз к теме "почему люди не читают?" Да вкалывают они! Вообще Пелевина читаю, мне это интересно, это неожиданно. Улицкую, Дину Рубину — это большие писатели. Из иностранных — Умберто Эко мне нравится. Сейчас много всплывает классики, которую мы раньше не знали. Скажем, гениальная вещь Киплинга в переводе Григория Кружкова и Марины Бородицкой — "Пак с Волшебных холмов". У того же Киплинга я прочел "Сталки и компания" — повесть о детских годах в частной школе. Это была любимая вещь Стругацких — в честь Сталки они назвали своего Сталкера. Вот так все время выскакивает неожиданная классика, которую я еще читал — а за новизной не гонюсь.

Думал, что хорошо знаю Лескова, а тут обнаружил его публицистику. Прочел целый том пьес Платонова. У нас же Платонов рождается раз в сто лет, сейчас его восьмитомник вышел — я просто умираю.

Воспитание подростков: "поди угадай"

— Мамы подростков часто сталкиваются с тем, что ребенок ленится: "Ничего не хочет — только развлекаться".

— Это не новая проблема. Я помню, мне самому хотелось ходить на танцы, заниматься музыкой — я ее всегда любил — а книги... В 9-10 классе я читал в 3-4 раза меньше, чем в младших классах. Это нормальный для подростков процесс. Для них становится важнее общение, мода, все подростки становятся музыкальными дураками — это норма, это надо просто пережить.

— Хорошо, если музыка, а если бесконечные компьютерные игры?

— Ну а раньше? Бегали и жгли покрышки на свалке — те же квесты и стрелялки. Если разобраться: ну чем мы раньше занимались? Да тем же самым. Я не вижу ничего из ряда вон выходящего.

Другое дело, что у нас общий процесс загнивания и потери культуры, это да. А дети просто живут в этом всем, растут на этой почве. Мы же и есть перегной для будущих поколений.

— А что делать, если ребенку тяжело, он не хочет напрягаться, читает только от сих до сих?

— Не скажу. Моих детей не приходилось заставлять. Мы читали детям — не я, жена, скорее — уже когда они были в пятом классе, шестом. Они, по-моему, класса до восьмого все вместе читали, мне очень это нравилось. Сыну сейчас 27 лет, дочери — 24 года. Дочка в каком-то возрасте перестала читать вообще, а сейчас вдруг снова начала. Сын же, наоборот: в детстве, юности много читал, сейчас почти не читает. И вот поди угадай: выросли в одной семье, слушали одни книги. Ничего нельзя просчитать заранее.

Если хочешь, чтобы дети читали — то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать.

Андрей Усачёв родился 5 июля 1958 года в Москве. Учился в Московском институте электронной техники, однако после четвёртого курса перешёл на филологический факультет Тверского государственного университета. Прежде чем стать профессиональным писателем, сменил немало работ и должностей: был дворником, сторожем, охранником, музыкантом в ресторане, редактором журнала "Весёлые картинки".

Публикуется с 1985 года. В 1990 году его сборник стихов "Если бросить камень вверх" был удостоен первой премии на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей. На следующий год был принят в члены Союза писателей. Довольно быстро Усачёв стал одним из наиболее популярных авторов в отечественной детской литературе. Среди его книг - поэтические "Сны Петушкова" (1994), "Волшебная азбука" (1996), "Мы играли в паповоз" (1998), "Сказочная азбука" (1998), "Шкатулка" (1999), "Планета кошек" (1999), "Шуршащая песня" (2003), "Любопытная Варвара" (2003), "Шёл по улице жучок" (2003), а также сборники сказок и фантастических историй для детей "Флюм-пам-пам" (1992), "Умная собачка Соня" (1996), "Барабашка, или Обещано большое вознаграждение" (1998), "Оранжевый верблюд" (2002), "Малуся и Рогопед" (2003), "Сказочная история воздухоплавания" (2003).

Всего же в России вышло более 100 книг писателя. Некоторые из его произведений были переведены на иврит, украинский, молдавский, польский и сербский языки. Его "Основы безопасности жизнедеятельности" 1, 2, 3-4 класс, "Декларация прав человека", "Мои географические открытия" были рекомендованы для изучения в школах Министерством образования и науки России.

Помимо стихов и прозы, Андрей Усачёв также пишет пьесы для кукольного театра и песни. Он много работал на телевидении - писал сценарии и песни для передачи "Кварьете "Весёлая квампания"" и для многосерийного художественного фильма "Дракоша и компания". На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи "Весёлая радиоквампания" и "Летающий диван". По его сценариям поставлен ряд мультипликационных фильмов, в том числе "Умная собачка Соня" (1991, реж. Вадим Меджибовский), "Девица Бигелоу или жевательная история" (1995, реж. Эльвира Авакян), "Рыцарский роман" (2003, реж. Эльвира Авакян), "Девочка и крот" (2005, реж. Татьяна Ильина) и "Меню" (2007, реж. Аида Зябликова). В 2005 году как автор детских песен он был удостоен премии "Золотой Остап", а созданная им вместе с художником Виктором Чижиковым книга "333 кота" победила в номинации "Вместе с книгой мы растём" на конкурсе "Книга года". На следующий год он стал лауреатом международного конкурса "Петя и волк-2006" за лучшее произведение для детей.

Андрей Алексеевич Усачёв (05.07.1958) родился в Москве. Отец будущего поэта был рабочим, мать – учителем истории. Если верить семейной легенде, деду будущего поэта довелось водить знакомство с Надеждой Константиновной Крупской и лично встретиться с молодым Адольфом Гитлером. Сочинять стихи Андрей Усачёв начал еще подростком – вокально-инструментальному ансамблю, где он играл на барабанах, нужны были тексты для песен. После окончания школы стал студентом Московского института электронной техники, но после четвёртого курса учёбу бросил. Отслужив в рядах Советской Армии связистом, Андрей Усачёв поступил на филфак Калининского государственного университета, который окончил в 1987 году. Тема дипломной работы – «Поэтика детских стихов Даниила Хармса». Публикуемым автором стал в 1985 году благодаря журналу «Мурзилка». Потом было сотрудничество с «Пионером», «Крокодилом», «Весёлыми картинками», для которых Андрей Усачёв писал стихи, фельетоны, юморески. Литературную деятельность совмещал с работой сторожа, мойщика посуды, дворника, рабочего сцены. В 1990 году, с помощью Эдуарда Успенского, выпустил первый сборник стихов для детей «Если бросить камень вверх», за который получил первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей. Год спустя стал членом Союза писателей. Андрей Усачёв несколько лет активно работал сценаристом и ведущим детских программ «Кварьете "Весёлая квампания»”, «Весёлая радиоквампания», «Летающий диван». Различными студиями страны по его сценариям снято более десятка мультфильмов, а также 40-серийный телевизионный художественный фильм «Дракоша и Компания». Андрей Усачёв автор пяти учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ. Его сочинения переведены на несколько языков мира, изданы общим тиражом три миллиона экземпляров. Андрей Усачёв также известен как автор популярных пьес для детского театра, сценарист кремлёвских новогодних ёлок. Помимо всего прочего, он большое внимание уделяет песенному творчеству – на сегодняшний день выпущено более десятка его авторских сборников. Андрей Усачёв лауреат фестиваля «Золотой Остап», национального конкурса «Книга года», международной премии «Петя и волк».