Краткая биография леонида николаевича андреева. Краткая биография андреева леонида николаевича и его творчество

Серебряный век подарил русской литературе множество ярких имен. Один из основателей русского экспрессионизма Леонид Андреев с его своеобразным стилем по праву занимает место в плеяде талантов рубежа XIX-ХХ веков.

Детство и юность

9 августа 1871 года в семье землемера-таксатора Николая Ивановича и дочери польского помещика Анастасии Николаевны, урожденной Пацковской, родился мальчик. Назвали малыша Леонид, и именно ему суждено было написать в будущем произведения, до сих пор трогающие сердца, задевающие потаенные струны человеческой души.

Жили Андреевы в городе Орле на 2-й Пушкарной улице - той, на которую писатель поселил потом персонажей одного из первых своих рассказов «Баргамот и Гараська». К моменту рождения ребенка семья землемера, наконец, обрела хоть какую-то финансовую стабильность.

Отец Леонида пользовался уважением соседей за твердый характер и любовь к справедливости. К сожалению, Николай Иванович любил выпить, а выпив – подраться. Леонид Андреев позже говорил, что тягу к алкоголю и характер он унаследовал от отца. А от матери, пусть плохо образованной, но с богатой фантазией, – творческий дар.


В Орловской классической гимназии будущий прозаик учился спустя рукава и даже оставался на второй год. Что ему хорошо удавалось, так это сочинения, которые он нередко писал за своих одноклассников. Тогда у Леонида проявился талант подражательства – с легкостью он мог «подделать» стиль, например, или .


В школьные годы Леонид увлекался рисованием. Увы, в родном городе не было возможностей для получения фундаментальных знаний по живописи, о чем писатель потом неоднократно сожалел. И время от времени все-таки брался за кисть – к части собственных произведений Леонид Андреев сам создал иллюстрации.

Писательство выросло из увлечения чтением. Леонид очень много читал: Толстого, Гартмана, . Последний оказал большое влияние на творчество писателя, особенно книга «Мир как воля и представление», одна из любимейших книг Андреева. Под влиянием любимых авторов в 15-16 лет юноша начал мучиться «проклятыми вопросами».


Тогда же Андреев дал себе обещание разрушить собственными произведениями любовь, мораль, религию и «закончить свою жизнь всеразрушением». Эта фраза стала известна потомкам благодаря русскому писателю, современнику Андреева Василию Брусянину.

Андреев не умел жить спокойно, в его биографии много острых углов – попытки суицида, длительные запои, бесконечные любовные увлечения. Вообще словом «увлечение» невозможно в полной мере охарактеризовать болезненные и тонкие чувства писателя. Любовь для него была движущей силой, естественной необходимостью.


Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, Леонид вынужденно бросил учебу из-за неудавшегося суицида на почве невзаимных чувств. Еще одной причиной ухода из университета стала смерть отца. Резко пошатнулось финансовое положение семьи, и, как следствие, пропала возможность оплачивать учебу. Тогда Андреев начал пить – и писать. Первый рассказ о голодном студенте появился именно тогда, но в редакции его не приняли.

Продолжил учебу писатель на юридическом факультете Московского университета. Леонид зарабатывал на жизнь себе и своей осиротевшей семье с помощью преподавания. Также он писал портреты на заказ. В студенчестве юноша не увлекался политикой, в отличие от молодежи тех лет, но проникся философией .


Особенно близки ему были идеи бессмысленности жизни и ценности личности самой по себе. Находясь дома на каникулах в 1894 году, Леонид вновь влюбился, и снова неудачно. Последовала еще одна попытка суицида. После этого Андреев получил хроническое заболевание (порок сердца), которое в итоге его и сгубило.

Успешно окончив университет в 1897 году, писатель занимался адвокатской деятельностью до 1902 года. Одновременно Андреев подрабатывал журналистом в московских изданиях – «Курьер» и «Московский вестник».

Литература

В 1898 году в «Курьере» впервые напечатали рассказ Андреева «Баргамот и Гараська». А слава пришла к писателю в 1901 году, после публикации в журнале «Жизнь» рассказа «Жили-были». Вскоре Леонид Андреев оставил адвокатуру и вплотную занялся литературой.


Посещал литературные вечера, свел знакомство с , и другими писателями, впитывал как губка критику и советы. Творчество писателя отметил и помог тому выпустить первый сборник рассказов, причем большим тиражом. Его четыре раза переиздавали ввиду популярности.

«Жили-были», «Ангелочек», «Валя», «Кусака» – незамысловатые и в то же время яркие зарисовки окружающей действительности, побуждающие к состраданию, написанные живым языком. Герои рассказов живут рядом – да вот на той же 2-й Пушкарной в Орле.


Рассказы, изданные в 1902 году, вызывали горячие споры. Автор говорил о том, о чем принято молчать, - о темной стороне человеческой души, о страхе, об инстинктах, которые в стрессовой ситуации легко возобладают над человеческим разумом, как, например, в рассказе «Бездна».

Знаменитый «Красный смех» Андреева, живописующий события Русско-японской войны 1904 года, особенно страшен. Писатель сам не воевал, но было достаточно газетных сводок и рассказов очевидцев, чтобы богатое воображение писателя и художника породило страшные картины безумия войны.


На следующем этапе творческой жизни Андреев создавал объемные произведения – пьесы, романы, повести: «Дневник Сатаны», «Тот, кто получает пощечины», «Иуда Искариот» и т.д. «Иуда Искариот» вызвала много споров и недовольства верующих, ведь в этой повести апостолы – обычные люди, не чуждые пороков, а – несчастный человек. Повесть издавали на немецком, английском и французском языках, пережила несколько экранизаций.

Особенность творчества Леонида Андреева с точки зрения литературоведов - невозможность отнести труды писателя к определенному направлению в литературе. Слишком уж разнятся используемые писателем художественные методы, слишком необычен стиль.

Личная жизнь

В 1902 году Андреев сочетался браком с Александрой Велигорской, внучатой племянницей , и в том же году у пары родился первенец Вадим. В 1906 году появился на свет сын , а Александра скончалась от послеродовой горячки.


В 1908 году Леонид Андреев женился во второй раз – на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой). От второго брака родились сыновья Савва (1909) и Валентин (1912) и дочь Вера (1910). Все пятеро детей были, как и отец, людьми творческими.


Не многие знают интересный факт из жизни писателя: Леонид Андреев не на шутку увлекался цветной фотографией. Его до сих пор считают одним из лучших мастеров в мире, работавших в технике «автохром». Эту технику изобрели , и до 1935 года это был единственный доступный способ получить цветные фото.

Смерть

Октябрьскую революцию 1917 года писатель не принял, большевики вызывали у него резко негативное отношение. В год получения Финляндией независимости Леонид Андреев жил в этой стране и таким образом оказался в вынужденной эмиграции. Там, в местечке Мустамяки, 12 сентября 1919 года Леонид Андреев умер. Причиной скоропостижной смерти стал порок сердца. Похоронили писателя неподалеку, в Мариоках.


В 1956 году прах Андреева перезахоронили в Ленинграде на Волковом кладбище. Незаслуженно забытого на родине писателя вспомнили, и с 1956 года его избранные произведения часто переиздавались. Наследие, которое оставил писатель, включает в себя 89 рассказов, 20 пьес, 8 повестей и романов. Мысли, вложенные автором в уста героев или написанные от первого лица, разошлись на цитаты. С 1991 года в Орле работает Дом-музей Леонида Андреева.

Библиография

Пьесы

  • 1906 - К звёздам
  • 1907 - Жизнь человека
  • 1907 - Савва
  • 1908 - Царь Голод
  • 1908 - Чёрные маски
  • 1909 - Анатэма
  • 1909 - Дни нашей жизни
  • 1910 - Анфиса
  • 1910 - Gaudeamus
  • 1911 - Океан
  • 1912 - Екатерина Ивановна
  • 1912 - Профессор Сторицын
  • 1913 - Прекрасные сабинянки
  • 1913 - Не убий
  • 1914 - Мысль
  • 1914 - Самсон в оковах
  • 1915 - Тот, кто получает пощечины
  • 1915 - Реквием
  • 1917 - Милые призраки
  • 1922 - Собачий вальс

Романы и повести

  • 1903 - Жизнь Василия Фивейского
  • 1904 - Красный смех
  • 1907 - Иуда Искариот
  • 1908 - Мои записки
  • 1908 - Рассказ о семи повешенных
  • 1911 - Сашка Жегулёв
  • 1916 - Иго войны
  • 1919 - Дневник Сатаны

Леонид Николаевич Андреев, известный писатель, родился в Орле в 1871 г. Учился в Орловской гимназии и в университетах С.-Петербургском и Московском на юридических факультетах.

В студенчески годы написал первый свой рассказ. В 1894 г. Л. Н. Андреев "покушался на самоубийство; последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и болезнь сердца, неопасная, но упрямая и надоедливая". Попытки попасть в печать долго ему не удавались.

В 1897 г. Л. Н. Андреев записался в число московских помощников присяжных поверенных, но практикой почти не занимался. Тогда же ему предложили давать отчеты в только что основанную московскую газету "Курьер". Несколько рассказов Л. Н. Андреева, напечатанных в этой газете, обратили на себя внимание Максима Горького. Молодые писатели сблизились и вместе с несколькими другими начинающими писателями — Скитальцем, Буниным, Телешовым — и знаменитым певцом Шаляпиным образовали тесное литературно-артистическое содружество.

Внимание большой публики Л. Н. Андреев обратил на себя в "Жизни" рассказом "Жили-были". Затем появилось несколько других его рассказов в "Жизни", "Журнале для всех" и "Курьере". Первый сборник рассказов Л. Н. Андреева вышел в 1901 г. и в короткое время разошелся в нескольких десятках тысяч экземпляров. Критики самых разнообразных направлений, в том числе Михайловский, отнеслись к нему как к литературному явлению серьезного значения.

Одним из главных элементов трагедии человеческого существования Л. Н. Андреев считает взаимное непонимание, отчужденность, ужас одиночества. Этой любимой теме новоевропейской литературы посвящены рассказы "У окна", "Молчание" и "В темную даль". В "Молчании" драма разыгрывается среди людей, в сущности, любящих друг друга, которые могли бы облегчить друг другу страдания. Но отчуждение — и то, которое зависит от людей, и то, которое от них не зависит, — неумолимо и неотвратимо гонит к роковой развязке.

Пред нами дочь, отвечающая упорным молчанием на мольбы родителей сказать им, в чем ее горе, и, наконец, бросающаяся под поезд. На ее могиле осиротелый отец громко зовет ее, но ответом ему служит какое-то сознательное, грозное, "гулкое молчание". Его окружает "страшное море" молчания, которое "ледяными волнами перекатывается через его голову". А дома его ждет живой труп — разбитая после смерти дочери параличом жена, которая своим стеклянным, остановившимся взором не может ему дать никакого отклика.

Почти всеобщее благожелательное отношение к Л. Н. Андрееву после появления его первых рассказов и сборника было резко нарушено рассказом "В тумане", напечатанном в конце 1902 г. в "Журнале для всех" (№ 12). Его связали с другим рассказом Л. Н. Андреева - "Бездна" - незадолго до того напечатанным в "Курьере" и включенным в позднейшие "тысячи" собрания его рассказов; создалось обвинение в порнографии.

Обвинение это несправедливо. Насквозь проникнутый сознанием ужаса жизни, Л. Н. Андреев из этого ужаса не исключает любовь и половое чувство. Он убежден, что и под наружною красотою цветов любви скрыта ядовитая змея темных и роковых сил жизни. В "Бездне" он явно задался целью изобразить ужасное и непреодолимое по дикой силе своей пробуждение зоологической основы чувства, влекущего мужчину к женщине. Ничего, кроме ужаса, не может внушить и "В тумане".

В 1904 г. написал рассказ "Призраки" ("Правда", 1904, № 11), в 1905 г. - "Красный смех". В "Призраках" действие уже прямо происходит в сумасшедшем доме и трудно установить, где "призраки" играют большую роль — в жизни призреваемых душевных больных или в жизни тех, кто за ними наблюдает. Сумасшедшие на этот раз веселые и забавные, но веселье в такой степени чуждо Л. Н. Андрееву, что рассказ, хотя и написанный с блеском большого таланта, лишен обычной андреевской силы. "Красный смех" — это злорадный смех проливаемой красной крови. "Безумие и ужас" — этою формулою начинается рассказ, и она проходит красною нитью чрез все собрание намеренно бессвязных "отрывков" из каких-то рассказов и дневников.

Леонид Николаевич Андреев умер в 1919 г.



Леонид Николаевич Андреев
Родился: 9 августа 1871 года
Умер: 12 сентября 1919 года

Биография

Родился в Орле в обеспеченной семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847--1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (Пацковской) - дочери разорившегося польского помещика. Ещё с детства проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882-91). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана . Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать свою силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца, материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако в редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на Юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева : «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет» .

В 1894 г., после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя . После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуре, которой он занимался вплоть до 1902 г. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газете «Московский вестник» и «Курьер» . Свои фельетоны он подписывал псевдонимом «James Lynch» . В 1898 г. в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська» . По словам Андреева , рассказ был подражанием Диккенсу , однако молодого автора заметил Максим Горький , который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание» , объединяющее многих молодых писателей.

Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 г. его рассказа «Жили-Были» в журнале «Жизнь» . В 1902 Андреев женится на А.М. Велигорской - внучатой племяннице Тараса Шевченко . В 1906 г. у них рождается сын - Даниил , который пойдёт по стопам отца и станет писателем-мистиком (его перу принадлежит трактат «Роза Мира» ).

В 1902 г. Леонид Андреев становится редактором «Курьера» . В том же году вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. В том же году, благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

В 1905 г. приветствовал Первую Русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым ). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор» , ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. В ноябре писатель был вынужден уехать в Германию, где от родов умерла его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря). До конца революционных волнений оставался на Капри (Италия) в гостях у М. Горького .

Вилла «Аванс» , принадлежавшая Л. Андрееву (не сохранилась). После начала реакции в 1907 г. Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроено писательского окружения Горького . В 1908 Андреев переезжает в собственный дом в Финляндской деревне Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

С 1909 г. активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник» .

Начало Первой Мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением: «Победить Германию необходимо - это вопрос жизни и смерти не только для России - величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств. Разгром Германии будет разгромом всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций» .

Во время войны Андреев публикует драму с анти-немецким, шовинистическим содержанием («Король, закон и свобода» ). Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека» .

После Февральской революции 1917 г. входил в редакционный совет реакционной газеты «Русская воля» . Октябрьскую Революцию не принял и не понял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS» ).

12 сентября 1919 Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца (вызванного попыткой самоубийства 1894 г.). Был похоронен в Мариоках, недалеко от могилы Крестовских. В 1957 г. перезахоронен в Ленинграде на Аллее Поэтов.

Работы

1903 - Жизнь Василия Фивейского
1905 - Губернатор
1906 - К звёздам
1907 - Иуда Искариот
1907 - Жизнь человека
1907 - Савва
1908 - Мои записки
1908 - Царь Голод
1909 - Анатэма
1909 - Дни нашей жизни
1910 - Анфиса
1910 - Gaudeamus
1911 - Сашка Жегулёв
1912 - Екатерина Ивановна
1914 - Мысль
1915 - Тот, кто получает пощёчины
1916 - Иго войны
1919 - Дневник Сатаны

Леонид Николаевич Андреев – русский прозаик, драматург, публицист – родился 9(21) августа 1871 года в Орле. Сын частного землемера. Его семья всегда была достаточно обеспечена. Но когда отец скончался, в биографии Леонида Николаевича Андреева наступил сложный период. Не хватало средств, так что иногда Леонид вынужден был даже голодать. Чтобы содержать семью ему приходилось много работать, сменить несколько мест.

В 1897 году Л. Андреев окончил юридический факультет Московского университета. С этого же года служил помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, одновременно работал судебным репортером в газете «Курьер», где с 1900 года вёл два цикла фельетонов – ежедневный «Впечатления» и воскресный «Москва. Мелочи жизни», а с декабря 1901 года заведовал беллетристическим отделом.

Первое выступление в печати – рассказ «В холоде и золоте» (1892 ), но сам Андреев литературным дебютом считал пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська» («Курьер», 1898, 5 апреля ). Известность получил после первой книги «Рассказы» (1901 ), выпущенной на средства М. Горького; публиковался в редактировавшихся им сборниках реалистичной направленности. Вместе с тем явственные переклички с классической традицией, с темами и мотивами Ф.М. Достоевского, В.М. Гаршина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова уже в ранних рассказах Андреева («Большой шлем», 1899 ; «Молчание», 1900 ; «Стена», 1901 ; «Бездна», «В тумане», «Мысль», 1902 и др.) соединились с модернистской интерпретацией бытия и человека, вниманием к иррациональным и подсознательным пластам существования (обусловленным влиянием философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше). Точность в выборе общественно значимой проблематики, возведение социальной конкретики к метафизическим универсалиям, напряженный психологизм повествования (нередко передающие крайние, «пограничные» состояния персонажей), своеобразие стилевой манеры Андреева-прозаика («Жизнь Василия Фивейского», 1904 ; «Красный смех», «Вор», 1905 ; «Губернатор», 1906 ; «Иуда Искариот и другие», 1907 ; «Рассказ о семи повешенных», «Мои записки», 1908 и др.), во многом предвещающих поэтику экспрессионизма, делали его новаторское творчество в 1900-х – начале 1910-х гг . барометром социокультурных и интеллектуально-эстетических настроений России.

В 1907 писатель стал лауреатом литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.

В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: «Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю».

В литературе Андреев занимал обособленную позицию, находясь как бы в промежутке между реализмом и модернизмом. В своих мировоззренческих исканиях он (как свидетельствуют биографические материалы – неосознанно) сближался с экзистенциалистской философией Л. Шестова и Н.А. Бердяева. Ярко выраженные в этот период мотивы тотального отчуждения человека от враждебного ему бытия сменяются в первой половине 1910-х гг. надеждами на возможность примирения с мирозданием (например, рассказ «Полёт», 1914 ), но в конце жизни вновь усиливаются настроением пессимизма (неоконченный роман «Дневник Сатаны», опубликованный посмертно в 1921 ).

В области драматургии новаторство Андреева выразилось в попытках создать пьесы, в которых традиционное жизнеподобие заменялось бы символически насыщенным условным сюжетом, сочетавшимся с экспрессионистическим стилем и способным вместить в себя все этапы существования индивида («Жизнь Человека», 1907 ), обобщенные образы социальных катаклизмов («Царь-Голод», 1908 ), фантомы подсознания («Чёрные маски», 1908 ). В своей концепции «театра панпсихизма» (1912-1914 ) Андреев утверждает приоритет интеллектуальных начал в грядущей эволюции театра. Отчасти эта концепция была реализована в его поздних пьесах («Тот, кто получает пощёчины», 1915 ; «Реквием», 1917 ; «Собачий вальс», 1922 ), в которых особенно остро звучит тема трагедийности индивидуального существования. Пьесы Андреева, как экспериментальные («Жизнь Человека», «Анатэма», 1908 ), так и более традиционные («Дни нашей жизни», 1908 ; «Анфиса», 1909 ; «Екатерина Ивановна», 1912 ), ставили крупнейшие режиссеры (К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд); они с успехом шли во многих российских и европейских театрах.

Когда началась Первая Русская революция, Андреев активно участвовал в общественной жизни. Попал в тюрьму, но вскоре был выпущен под залог. А в ноябре 1905 покинул страну. Вначале отправился в Германию, затем в Италию, Финляндию. Первая мировая война в биографии писателя Леонида Андреева наложила отпечаток на его жизнь и творчество. Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.

Леонид Андреев (1871-1919гг.) родился в Орле 9 августа. Этого отечественного автора принято считать не только ярким представителем Серебряного века литературы, но основоположником экспрессионизма в России. За свою недолгую жизнь писатель создал множество своеобразных произведений, в которых смешивалось несколько течений.

Детские и юношеские годы

Молодость Леонида Николаевича прошла в простой семье землемера и дочки польского помещика. С ранних лет он любил читать, особенно интересуюсь Гартманом и Шопенгауэром. После окончанию гимназии молодой человек поступил в университет Санкт-Петербурга, на юридический факультет. В этот же период Андреев начал первую пробу пера, но рассказы его в редакциях не принимали. После ухода из жизни отца Леониду очень не хватало денег, и он вынужден был перевестись на аналогичный факультет уже в Москве, где ему помогали друзья.

В 1894 году сердечная драма привела будущего писателя к попытке суицида. Неудачное самоубийство привело не только к развитию порока сердца, но и к новым финансовым проблемам. Андреев рисовал, преподавал, а с 1897 года стала работать в адвокатуре. К этому периоду относится и журналистская практика Леонида Николаевича в московских газетах, в одной из которых уже в 1898 году напечатали рассказ Андреева «Баргамот и Гараська» - первую попытку критического анализа современного общества. Талант автора был замечен Максимом Горьким, и он позвал в его товарищество писателей «Знание».

Литературный успех

В 1901 году в журнале «Жизнь» появился рассказ Андреева «Жили-Были». В это же время вышел рассказ «Стена», в котором уже начал оформляться профессиональный стиль автора и основные его тематики - борьба человека с политическим и социальным гнетом, отсутствие веры в разум личности и скептическое отношение к обществу. Уже через год писателю предложили быть редактором издания «Курьер» и помогли выпустить сборник сочинений, он женился.

В 1905 году грянула Первая революция, за участие в которой Леонида посадили в тюрьму. Затем Андреев переезжает в Германию в 1906 году, но меньше чем через год умирает его супруга. Некоторое время писатель жил в Италии у Максима Горького, но постепенно Леонид Николаевич разочаровывается в идеях революции и отходит от подобного писательского круга. В это время возникает его увлечение спиритизмом и религией, в связи с чем в 1907 рождается повесть «Иуда Искариот».

В период с 1905 по 1908 гг. Андреев много пишет про симпатичные ему идеи революции. Но постепенно герои рассказов Леонида Николаевича всё чаще начинают быть недовольными порядками современности, превращаясь в страдающих жертв или анархистов («Рассказ о семи повешенных»).

В 1908 году Андреев женился во второй раз, приобрел виллу на деньги от издателей и стал создавать уже серьезные драматические произведения. Через год писатель начал сотрудничество с модернистскими журналами.

Первая мировая война была встречена Андреевым положительно. В этот период он пишет драму о событиях в Бельгии, но больше к теме войны не возвращается, повествуя в произведениях лишь о трагедиях «маленького человека».

Октябрьская революция не была принята писателем, к тому же он жил в Финляндии на тот момент и стал эмигрантом. Последние литературные творения Андреева касаются негативного отношения к большевикам и имеют депрессивный настрой. Неоконченный роман «Дневник Сатаны» посвящен невероятной хитрости и злости современного общества, которое способно обмануть даже дьявола.

В сентябре 1919 года Леонид Андреев ушел из жизни из-за болезни сердца на даче у своего товарища. Книги этого автора начались активно издавать в Советском Союзе только с 50-х гг.