Краткая биография рембрандта, творчество, интересные факты. Краткая биография рембрандта и его творчество

40-60е годы 17 века – период расцвета голландского искусства. Творчество Рембрандта воплощает лучшие качества голландского искусства - силу реалистического отражения действительности, глубокую индивидуализацию образов и явлений; оно несет в себе черты подлинного демократизма. Огромная глубина идейного содержания, высокая одухотворенность образов, непревзойденное мастерство. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики; ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах - в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал- если не считать несколько ранних картин - только в области жанровой живописи). Его достижения равно велики и в живописи, и в гравюре, и в рисунке.

Тема искусства- реальная человеческая жизнь, внутренний мир человека, многообразие его переживаний; глубокое человеческое чувство проходит у Рембрандта через все явления реального мира, оно преобразует обычное и будничное в образы высокой красоты. Герои - люди сильных искренних чувств, большого духовного богатства, сумевшие сохранить лучшие человеческие качества даже в самых суровых жизненных условиях. Очень часто художник находит своих героев среди простых людей, более всего страдавших от социального гнета. Глубокий демократизм рембрандтовского искусства. Осознание непреходящей ценности человека. Противоречия эпохи порождают трагические коллизии его произведений, но вера в человека защищает его от пессимистических выводов.

1625-1632 гг – Лейденский период творчества. Поиск творческой самостоятельности («Меняла», 1627; «Самсон и Далила», 1628). «Апостол Павел» , 1629 - одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления. Величие, достоинство, душевное благородство. Внимание зрителя не разбивается деталями; все средства художник подчиняет выражению главного - большой духовной силы, внутренней просветленности человека. Светотень – главное средство образного выражения, не только лепит форму и объем, но и создает настроение, эмоциональную окраску. В эти годы Рембрандт также работает над портретом, изучает мимику лица, делает первые шаги в искусстве офорта.

1632г – Рембрандт переезжает в Амстердам. Первое произведение – «Урок анатомии доктора Тульпа» , 1632. Приносит художнику всеобщее признание в буржуазных кругах. Вместо статичности композиции и разобщенности фигур – единое действие. 1634г – Рембрандт женится на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх.


Искания в технике портрета синтезируются в известной работе «Автопортрет с Саскией на коленях» , 1636. Жизнерадостность, энергия. Портрет + жанровая картина+ притча о блудном сыне (художник представляет собой блудного сына).

«Даная» , 1636 – параллель к Данаям Тициана. Изображение человеческой индивидуальности: тело написано очень жизненно, с вниманием к интимным деталям, лицо некрасиво. Задача – передача высокой жизненной правды.

«Ночной дозор» , 1642 – произведение на рубеже раннего периода и периода зрелого творчества. Это групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока. Движение, особая возбужденность, взволнованность. Монументальный размах. В этом произведении Рембрандт выступает против установившихся канонов групповых портретов, обычную условную статичную сцену художник старается сделать более естественной и динамичной. Попытка обобщенного образа общества, оценки исторической эпохи. Непонятным и нелепым казалось зрителю появление в этой сцене посторонних, особенно маленькой девочки в золотисто-желтом платье, затесавшейся в толпу воинственных мужчин. Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики, и можно сказать, что с этой картины начинается и углубляется конфликт художника и общества. Со смертью Саскии в этом же 1642 году происходит естественный разрыв Рембрандта с чуждыми ему патрицианскими кругами.

40-50-е годы - это пора творческой зрелости. Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта, изменился прежде всего он сам. Это время формирования его творческой системы, из которой многое уйдет в прошлое и в которой будут обретены иные, неоценимые качества. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. В 40-50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. Наибольший материал ему дает Священное Писание, а из него-сцены жизни святого семейства, сюжеты из жизни Товия. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство» : лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья.

Последние 16 лет-Рембрандт разорен, он потерял всех близких, любимых людей, и даже ученики предают его. Но эти годы полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высокоэтические. Все очищено от преходящего, случайного, детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов, фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Главные выразительные средства - не линии и массы, а свет и цвет. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. Цвет приобретает звучность и интенсивность. Рембрандт умел создавать портрет-биографию; выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654).

Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668-1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после многих скитаний возвратившемся в отчий дом, привлекал Рембрандта и раньше, о чем говорят один из ранних его офортов и несколько рисунков. В этой группе - в фигуре упавшего на колени оборванного юноши и возложившего руки на его бритую голову старца - предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния. Эта Бесчеловечность делает сцену понятной разным людям всех времен и сообщает ей бессмертие. Колористическое единство здесь особенно поражает. От оранжево-красных тонов фона - это все единый живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства.

И его творчество, представленные в статье, познакомят вас с одним из величайших художников всех времен. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни - 1606-1669) - известный голландский живописец, офортист и рисовальщик. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Творчество этого художника - вершина голландского искусства 17 столетия. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Рембрандт - это удивительный художник, жизнь и творчество которого наверняка вас заинтересуют.

Художественное наследие Рембрандта

Исключительно многообразно художественное наследие, которое он оставил нам. Рембрандт рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. Он создавал картины на мифологические, библейские, исторические темы, а также другие произведения. Рембрандт является непревзойденным мастером офорта и рисунка.

Жизнь в Лейдене

Жизнь Рембрандта в 1620 году отмечена непродолжительным обучением в Лейденском университете. Затем он решил полностью посвятить свою жизнь искусству. С этой целью он обучался сначала в Лейдене у Я. ван Сваненбюрха (примерно в 1620-23 годах), а затем в Амстердаме у П. Ластмана (в 1623 году). В период с 1625 по 1631 год художник работал в Лейдене. Здесь создавал свои первые произведения Рембрандт.

Следует отметить, что его работы, относящиеся к лейденскому периоду, характеризуются поисками творческой самостоятельности автора, несмотря на то что в них заметно влияние Ластмана, а также представителей голландского караваджизма. В качестве примера можно привести работу "Принесение во храм", созданную около 1628-29 годах. В "Апостоле Павле" (примерно 1629-30 год), а также в "Симеоне во храме" (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Он изучал мимику лица.

1630 годы в жизни Рембрандта

Важное событие в жизни мастера произошло в 1632 году. Переездом в Амстердам отмечена биография художника Рембрандта. Жизнеописание его, относящееся к этому времени, следующее.

В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Эта женщина была круглой сиротой. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Два брата Саскии являлись юристами. Среди родственников этой женщины - множество государственных чиновников и ученых. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Рембрандт обставил свой дом множеством редких вещей, в результате чего он стал настоящим музеем. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Он скупал эстампы и картины, индийские и китайские резные безделушки, старое оружие, статуи, ценный хрусталь и фарфор. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Они вдохновляли художника. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В целом 1630 годы - это время семейного счастья и большого художественного успеха.

Портреты 1630 годов

Все портреты, относящиеся к 1630 годам, демонстрируют тонкость и наблюдательность Рембрандта. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Часто овального формата бывают его произведения. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Она достигается упрощением светотени и черно-белой гармонии, а также прямым взглядом модели. Все произведения полны достоинства, привлекают внимание композицией и динамической непринужденностью. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.

Характеристика некоторых портретов 1630 годов

Описывая жизнь и творчество Рембрандта данного периода, нельзя не обратиться к созданным им портретам. Они достаточно многочисленны. Работа Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюлпа" (на фото выше) была создана в 1632 году. В ней автор новаторски подошел к решению проблемы группового портрета, в результате чего композиция получилась непринужденной. Рембрандт объединил всех людей, представленных на картине, единым действием. Эта работа принесла ему большую известность.

В других портретах, созданных по многочисленным заказам, художник тщательно передавал одежду, черты лица, драгоценности. Один из примеров - работа "Портрет бургграфа", которую написал в 1636 году Рембрандт Гарменс ван Рейн. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Здесь нужно назвать также автопортрет, созданный в 1634 году, и "Улыбающуюся Саскию", написанную в 1633 году.

Знаменитая картина "Веселое общество", или "Автопортрет с Саскией" (фото этой работы представлено выше), завершила искания этого периода. Ее написал около 1635 года Жизнь и творчество художника по-особенному раскрываются в этой работе. В ней он смело порывает с существовавшими в то время канонами. Картина выделяется свободной манерой живописи, живой непосредственностью композиции, а также наполненной светом, мажорной, красочной гаммой.

Библейские композиции и мифологические сцены 1630

В 1630 годы художник создавал и библейские композиции. Одна из самых известных - "Жертвоприношение Авраама". Она относится к 1635 году. Библейские композиции этого времени отмечены влиянием живописи итальянского барокко. Его воздействие проявляется в динамике композиции (несколько форсированной), светотеневых контрастах, остроте ракурсов.

В творчестве Рембрандта этого времени особое место принадлежит мифологическим сценам. В них художник не стал следовать классическим традициям и канонам, бросив им смелый вызов. Одна из работ, которую можно здесь отметить, - это "Похищение Ганимеда" (1635 год).

"Даная"

В монументальной композиции под названием "Даная" в полной мере воплотились эстетические взгляды Рембрандта. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Художник выполнил эту работу с реалистической непосредственностью, очень смелой для того времени. Он противопоставил идеальной, чувственно-телесной красоте образов, созданных итальянскими мастерами, духовную красоту, а также теплоту человеческого чувства.

Другие работы

Также в 1630 годы Рембрандт много времени посвящал работе в технике гравюры и офорта. Можно отметить такие его произведения, как "Странствующая пара" и "Продавец крысиного яда". Художник также создавал карандашные рисунки, обобщенные по манере и весьма смелые.

Творчество Рембрандта 1640 годов

Эти годы отмечены конфликтом между новаторскими произведениями Рембрандта и весьма ограниченными запросами его современников. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Тогда работа Рембрандта "Ночной дозор" вызвала бурные протесты заказчиков. Они не приняли главную идею художника. Рембрандт вместо привычного группового портрета изобразил героически-приподнятую композицию, в которой по сигналу тревоги гильдия стрелков выступает вперед. То есть это была, можно сказать, Она будила воспоминания современников об освободительной войне, которую вел голландский народ.

После этой работы сократился приток заказов Рембрандта. Жизнь его была омрачена также смертью Саскии. В 1640 годы творчество художника утратило внешнюю эффектность. Ноты мажорности, характерные для него ранее, также исчезли. Рембрандт начинает писать спокойные жанровые и библейские сцены, исполненные интимности и теплоты. В них он раскрывает тончайшие оттенки переживаний, чувства родственной, душевной близости. Среди этих работ нужно отметить "Святое семейство" 1645 года, а также картину "Давид и Ионафан" (1642 год).

Как в графике, так и в живописи Рембрандта все большее значение приобретает очень тонкая игра светотени. Она создает особую атмосферу - эмоционально напряженную, драматическую. Следует отметить монументальный графический лист Рембрандта "Христос, исцеляющий больных", а также "Лист в сто гульденов", созданные примерно в 1642-46 годах. Также нужно назвать пейзаж 1643 года "Три дерева", полный световой и воздушной динамики.

1650 годы в творчестве Рембрандта

Это время было отмечено тяжкими жизненными испытаниями, выпавшими на долю художника. Именно 1650 годами начинается период его творческой зрелости. Рембрандт начинает все чаще обращаться к портрету. Он изображает самых близких ему людей. Среди этих работ стоит отметить многочисленные портреты Хендрикье Стоффельс, второй супруги художника. Также весьма примечателен созданный в 1654 году "Портрет старухи". В 1657 году художник написал еще одну свою известную работу - "Сын Титус за чтением".

Изображения простых людей и стариков

Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. В 1654 году Рембрандт создал "Портрет жены брата художника", а в 1652-1654 - "Портрет старика в красном" (на фото выше). Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Они как будто выхвачены из темноты. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Рембрандт чередует легкие и пастозные мазки, что делает поверхность картины переливающейся светотеневыми и красочными оттенками.

Сложное материальное положение

В 1656 году художника объявили несостоятельным должником, в результате чего все его имущество ушло с молотка. Рембрандт был вынужден перебраться в еврейский квартал города Амстердама. Здесь он провел остаток своей жизни в крайне стесненных условиях.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна 1660 годов

Библейские композиции, созданные в 1660 годы, подводят итог рембрандтовским размышлениям о смысле жизни. В его творчестве этого времени имеются картины, посвященные столкновению светлого и темного начал в душе человека. Целый ряд работ на эту тему создал Рембрандт Харменс ван Рейн, биография и список картин которого нас интересуют. Среди таких произведений нужно отметить работу "Ассур, Аман и Эсфирь", созданную в 1660 году; а также "Давид и Урия", или "Падение Амана" (1665). Они характеризуются гибкой манерой письма, теплой насыщенной гаммой, сложной фактурой поверхности, напряженной игрой света и тени. Все это необходимо художнику для раскрытия сложных душевных переживаний и коллизий, для утверждения победы добра над злом.

Историческая картина Рембрандта под названием "Заговор Юлия Цивилиса", известная также как "Заговор батавов", была создана в 1661 году. Она проникнута героикой и суровым драматизмом.

"Возвращение блудного сына"

В последний год своей жизни художник создал работу "Возвращение блудного сына". Она датируется 1668-69 годами. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. В нем воплощена вся морально-эстетическая и художественная проблематика, характерная для позднего периода его творчества. Художник с высочайшим мастерством воссоздает в этой картине целую гамму глубоких и сложных человеческих чувств. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. В скупых жестах и выразительных позах воплощена кульминация перехода от напряжения чувств к благополучному разрешению страстей. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта.

Смерть Рембрандта, значение его творчества

Знаменитый голландский живописец, офортист и рисовальщик умер в Амстердаме 4 октября 1669 г. Харменс ван Рейн Рембрандт, произведения которого знают и любят многие, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие живописи. Это заметно не только по творчеству его учеников, из которых Карел Фабрициус подошел к пониманию Рембрандта ближе всех, но и по произведениям каждого голландского художника, более или менее значительного. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Произведение "Болото", автор которого - Якоб ван Рейсдал, - вероятно, одна из таких работ. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Эта картина несет в себе символический смысл.

В дальнейшем оказал сильное воздействие и на развитие реалистического искусства в целом великий Рембрандт. Картины и биография его и по сей день интересуют множество людей. Это говорит о том, что его творчество действительно весьма ценно. Шедевры Рембрандта, описание многих из которых было представлено в этой статье, до сих пор вдохновляют художников.

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Рембрандт: биография, творчество, факты и видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи.

Биография Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в середине лета 1606 г. в Лейдене, в семье довольно богатого мельника. Фамилия «ван Рейн» — «с реки Рейн», именно там находились мельницы, принадлежавшие семье.

Мать Корнелия, была дочерью хлебопека. Отец и мать были ровесниками и ровней по социальному положению. Возможно, это и послужило тому, что в семье царил мир и спокойствие. Хотя тихим дом назвать было нельзя, ведь здесь подрастал десяток сорванцов. Девятым был Рембрандт.

Родители всю жизнь упорно трудились, чтобы вырастить своих детей. Отец, скончался в 62 года, а мать — пережила его на десять лет. Три брата художника стали мельниками, а Рембрандт единственный, кто получил образование.

13-летний подросток успешно сдал экзамены в Лейденский университет. В связи с учебой он получил отсрочку от призыва в армию. Одновременно он начинает рисовать.

Автопортрет Рембрандта в 23 года

Иоханнес Орперс — мэр Лейдена, в одной из книг, которая была издана в 1641 г., несколько строк посвятил жизни Рембрандта. Это была небольшая биография о художнике. Из которой мы узнаем, что вначале Рембрандт около трех лет был в обучении у Якоба ван Сваненбюрха.

А в 1624 году на шесть месяцев уехал в Амстердам — к живописцу исторических полотен П. Ластману. В 1625 г. живописец возвратился на родину и нашел хорошего друга в лице Яна Ливенса. Несколько лет они создавали свои творения вместе, и иногда их картины были так схожи, что было почти невозможно установить автора.

Амстердам

В январе 1632 Рембрандт переехал в Амстердам. За три десятилетия население этого города увеличилось в три раза и достигло цифры 150 тысяч. Живописец рассудил так, что его карьера в этом большом городе пойдет вверх намного быстрее.

Раньше он писал небольшие произведения на религиозные темы и портреты. В Амстердаме он работал над большими заказами и вскоре достиг популярности. Около двух лет Рембрандт проживал у Хендрика ван Эйленбюрха, торгующего произведениями искусства. С ним он подружился сразу после приезда.

Саския

Летом 1634 художник женился на кузине Эйленбюрха — Саскии. Она была круглой сиротой, но имела хорошее наследство. Рембрандт в это время тоже успел стать ведущим живописцем.

Молодые были страстно влюблены. Несколько месяцев они проживали в доме Эйленбюрха, а затем приобрели для своей семьи новый великолепный дом.

«Саския в образе Флоры» - картина работы Рембрандта, 1634 год

За 5 лет Саския родила троих детей, но они умерли еще в младенчестве. В 1641 она родила 4-го ребенка. Это был мальчик, которому родители дали имя Титус. Сын остался жить, но врачи не смогли спасти его мать — 29-летнюю Саскию.

В это время Рембрандт работал над завершением знаменитой картины «Ночной дозор». Но жизнь его была скорбной. Он был безмерно опечален скоропостижной кончиной горячо любимой супруги и долго не мог работать, все время возвращаясь мыслями к трагедии.

«Ночной дозор». 1642. Холст, масло. 363 × 437 см

У него было много заказов на парадные портреты. Но откладывая постоянно работу над ними, он довольно быстро потерял заказчиков. Они предпочли не ждать, когда Рембрандт, наконец, возьмет в руки свою волшебную кисть, а отдали заказы другим художникам.

«Даная» (1636-1647). Рембрандт работал над картиной 11 лет!

Хендрикье Стоффелс

Художник с большим вдохновением работал над полотнами, в основном по библейским сюжетам. В тяжелые моменты Рембрандт часто обращался к религии, но нужно было подумать и о сыне, совсем еще малютке.

Он вынужден был нанять няню Гертье Диркс. Гертье обвинила художника в нарушении обещания на ней жениться. Этот инцидент был улажен — художнику пришлось раскошелиться. Было немало заседаний суда. В итоге ее признали неправой и осудили на 5 лет.

Хендрикье Стоффелс (1655)

Через три года Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс. Хендрикье родила сына, который умер младенцем, и дочь Корнелию. Видимо, дочь назвали в честь матери мастера.

Материальное положение живописца было плачевным. У него практически не было высокооплачиваемых заказов на парадные портреты, но он тратил огромные суммы на коллекцию. Там были картины эпохи Ренессанса, оружие, бюсты, старинные костюмы, восточные диковинки…

Последние годы жизни

В 1652 — 1654 гг. Голландия вела войну с Англией, которая полностью истощила государственную казну. Торговля почти прекратилась, что сразу же отразилось и на стоимости художественных произведений. Рембрандт продал часть коллекции, но это не помогло.

В 1656 Рембрандт уже не мог оплатить все накопившиеся долги и едва не попал в тюрьму. Он сумел избежать этого при помощи так называемой операции «передачи долгов». Художник доказал, что долги накопились по объективной причине.

Художник продал имущество и ему разрешили остаться в доме, которым он раньше владел, до 1660 г. После Рембрандт снимал недорогие квартиры в каком-нибудь бедном городском квартале.

Портрет Титуса, сына Рембрандта, 1657.

Титус уже подрос и он вместе с мачехой создал фирму по продаже художественных произведений. Но Рембрант так и не смог выплатить все долги, хотя в городе его все уважали. В 1661 — 1662 гг. Рембрандту предложили два высокооплачиваемых заказа: полотно «Заговор Юлия Цивилиса» и портрет «Синдики» для гильдии суконщиков.

Последние годы живописца был печальны. В 1663 г. скончалась Хендрикье, затем Титус и невестка. 4 октября 1669 года покинул этот мир и сам Рембрандт Харменс ван Рейн — один из величайших живописцев. Ему было 63 года.

В этом видео дополнительная интересная информация «Рембрандт: биография»

Для Вас — «Рембрандт»↓кинофильм режиссёра Александра Корды. Вышел на экраны в 1936 году.

Рембрандт ван Рейн (15 июля 1606 — 4 октября 1669) — гениальный голландский художник. Родился и вырос в семье самого обыкновенного мельника в городе Лейдене. Там Рембрандт проработал вплоть до 1632 года, а после переехал в Амстердам. Спустя два года он женился на девушке из обеспеченной семьи Саские. Образ своей избранницы живописец увековечил на многих своих полотнах, передав всю ее женственность и красоту с особой любовью и нежностью. Но биография Рембрандта не настолько проста и обыденна, как может показаться на первый взгляд. Об этом свидетельствуют его произведения, которые отображают потаенную суть житейских явлений и передают внутренний мир портретируемых.

Особенности творчества : интерес, который художник проявляет к внутреннему миру человека, проявляется уже во время лейденского периода, когда Рембрандт ван Рейн передавал индивидуальные особенности людей через их портреты. Особое внимание живописец уделял раскрытию душевного состояния портретируемого, опуская при этом второстепенные детали.

Творчество Рембрандта — это удивительная широта тематического диапазона. В работах художника прослеживается глубочайший гуманизм. И вместе с тем, живописец постоянно пребывает в творческих поисках, пытаясь найти наиболее выразительные художественные средства. Именно эти беспрерывные попытки достичь совершенства и стали причинами того, что сегодня Рембрандт ван Рейн — величайший художник. На его непревзойденное мастерство до сих пор равняются деятели изобразительного искусства, а полотна живописца завораживают с первого взгляда.

Известные картины Рембрандта ван Рейна

Несмотря на то, что все произведения Рембрандта достойны внимания, есть среди них такие, что по-настоящему завораживают какой-то своей особенной магией. Самое известное полотно художника — «Ночной дозор ». Свое название произведение получило лишь в конце восемнадцатого века. Оно обусловлено тем, что снятый позже темный лак создавал такое впечатление, что все события на полотне происходят глубокой ночью. Главным героем этого произведения выступает капитан Кок, который отдает лейтенанту Виллему ванн Рей-Тенбургу приказ идти в бой. Портрет отличается выразительностью и естественностью изображенных персонажей.

Позднее художник написал еще одну картину, ставшую не менее известной — «Возвращение блудного сына », на которой Рембрандт ван Рейн изобразил библейский сюжет. Полотно преисполнено сострадания и нежности, и всякий, кто хотя бы раз видел его, согласится, что перед ним — величайшее творение живописца из всех, которые когда-либо были им созданы.

Творчество Рембрандта: основные периоды

Ранние произведения голландского художника Рембрандта, написанные им в 30-е годы XVII ст. — это преимущественно портреты его возлюбленной супруги. Особенно выделяется автопортрет живописца с Саскией на коленях. Себя художник изображает в качестве веселого кавалера, который одной рукой обнимает полуобернувшуюся жену, а второй держит бокал вина. Картины Рембрандта этого периода преисполнены жизненной энергии, силой и любовью. В эти же годы он всерьез увлекается библейскими сюжетами.
К началу 40-х годов художник становится популярным и высокооплачиваемым. Картинами Рембрандта восхищаются и вдохновляются. Апогеем его творчества в этот период становится полотно« Даная », изображающее мифологическую героиню. Живописец мастерски прописывает бархатный полог, прекрасное обнаженное тело девушки, светящееся в мягких лучах золотистого света.

Но по-настоящему гениальные картины талантливого Рембрандта были созданы им в промежутке между 50-ми и 60-ми годами. Несмотря на то, что художнику пришлось крайне нелегко в это время из-за проблем с властями и других неурядиц, в его жизни все равно оставалось достаточно место для творчества.

Последние картины Рембрандта

Одной из последних работ великого мэтра является полотно« Еврейская невеста ». В этой картине художник настолько виртуозно погружается в мистерию, что ему удается выразить все эмоции портретируемых без всяких слов. Главные фигуры картины играют определенные роли. Они изображают ветхозаветную пару Ревекки и Исаака, которые поселились в земле Филистимской и выдают себя за сестру и брата. Картина представляет собой высший конечный путь в стремлении живописца подружить всеобщее с особенным.

Не меньшего внимания заслуживает полотно« Вирсавия ». Написать эту картину Рембрандта вдохновил рассказ из Ветхого завета о царе Давиде, израильском правителе. Однажды вечером Давид вышел на крышу собственного дворца, откуда заметил купающуюся женщину невероятной красоты. Царь приказал разведать все об этой девушке. И слуги донесли ему, что купающейся была некая Вирсавия. Эту сцену Рембрандт и перенес на свое полотно. Он сконцентрировал все свое внимание на супружеской измене, божественном гневе и кровном преступлении.

«Польский всадник » — еще одна картина Рембрандта позднего периода, получившая широкую известность после того, как была приобретена влиятельным коллекционером. Главным героем полотна является мужественный юноша на коне. Рембрандт изобразил своего персонажа в движении, но взгляд портретируемого задумчиво устремляется вдаль. Судя по стилю одежды, в которую облачен юноша, он принадлежит к польской кавалерии семнадцатого века. На нем длинный кафтан, меховая шапка и кожаные сапоги. Всадник вооружен кинжалом и саблей, а в правой руке у него лук. До сих пор неизвестно, кто именно позировал великому голландскому художнику для этого портрета. Некоторые историки, изучающие творчество Рембрандта, склонны думать, что это был не кавалерист, а самый обыкновенный поляк. Особое внимание живописец уделил второму персонажу — боевому коню. Лошадь грациозная и статная, ее ноздри широко раскрыты. Так как она пребывает в движении, то ее белоснежная грива развивается на ветру, а на теле играют мускулы. Конь вместе с всадником воспринимаются как единое целое, стремящееся к общей цели.

Искусство делает нашу жизнь интересней и прекрасней. Есть люди, которые останутся в памяти на долгие века, работа которых будет наследоваться все новыми поколениями.

Прочитав эту статью, вы станете ближе к пониманию наследия мирового искусства, которое оставил после себя великий мастер - художник Рембрандт ван Рейн.

Биография

Сегодня его называют мастером теней, а также человеком, который мог положить абсолютно любую эмоцию на полотно. Далее ознакомимся с тем жизненным путём, который ему пришлось пройти.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в Нидерландах, в городе Лейдене. С юных лет его интересовала живопись, и с 13 лет он учился изобразительному искусству у Якоба ван Сваненбюрха, который являлся историческим живописцем.

После этого, известно, что Рембрандт в 17 лет учился у Питера Ластмана, приехав в Амстердам. Его учитель специализировался на библейских мотивах и мифологии.

Занялся своим делом

Уже к 21 году Рембрандт ван Рейн вместе со своим другом открыл мастерскую по рисованию и проводил регулярные наборы учеников и занятия по изобразительному искусству. Прошло буквально несколько лет, и он стал популярен среди окружающих как мастер своего дела.

Вместе со своим другом Ливенсом они уже в то время творили шедевры, и их заметил Константин Гюйгенс, который был секретарём у принца Оранского. Картину с Иудой тот назвал одним из лучших произведений искусства античности. Он сыграл большую роль в становлении художника, помогая наладить контакты с богатыми клиентами.

Новая жизнь в Амстердаме

К 1631 году Рембрандт ван Рейн уже полностью переехал жить в Амстердам. Жизнь в этом городе была полна заказов весомых клиентов, которые увидели в нём великого молодого художника. В это время его друг уехал учиться в Англию, где также старался добиться успеха под покровительством нового педагога.

Тем временем художник начинает увлекаться изображением лиц. Его интересует мимика каждого человека, он пытается экспериментировать с нарисованными головами людей. Рембрандт ван Рейн умел точно передать всё то, о чём говорили глаза человека, с которого он писал шедевр.

Именно портреты в то время принесли художнику коммерческий успех. Кроме этого, увлекался он и автопортретами. Можно найти множество его работ, где он изображал себя в воображаемых костюмах и одеяниях, интересных позах.

Время славы

Всеобщее признание в Амстердаме Рембрандт Харменс ван Рейн обрел после написания картины “Урок анатомии доктора Тульпа” в 1632 году, где он изобразил хирургов, которых доктор учил препарировать на примере трупа.

Если посмотреть на эту картину, то можно заметить ту тонкую грань, с помощью которой мастер изобразил выражение лица каждого из них. Это не просто лица людей, он сумел передать общую настороженную эмоцию целой группы учеников.

А то, как он изобразил тень в картине, поразило многих экспертов того времени. Они в один голос начинали говорить о том, что Рембрантд Харменс ван Рейн повзрослел вместе со своими картинами.

Можно сказать, что это время считается одним из самых благоприятных в жизни молодого художника. После брака с Саскией ван Эйленбюрх в 1634 году заказы посыпались на голову с такой скоростью, с которой он не успевал рисовать.

В первые годы жизни в новом городе более 50 картин успел написать молодой Рембрандт ван Рейн. Картины были особенные и яркие, про его творения не раз вспоминали писатели. К примеру, Йост ван ден Вондел, тогдашний известнейший поэт и драматург, отдал дань уважения автору в своих стихах о написанном им портрете Корнелиса Ансло.

На тот момент денег ему хватило, чтобы купить собственный особняк. Увлекаясь искусством и изучением работ классиков и других мастеров, он заполнял свой дом известными как произведениями современников, так и творениями античных времён.

Семейная жизнь

Сегодняшние художественные критики отмечают хорошие работы того времени, которые писал Рембрандт ван Рейн. Картины его жены Саскии в различной одежде и на разном фоне говорят о том, что мастер полностью созрел и начал создавать своё искусство на полотнах.

Было и горе - трое детей, которые появились у него во время брака, умерли в маленьком возрасте. Но в 1641 году у пары родился сын Титус, который был отдушиной молодых родителей. То бурное время отлично отпечаталось на картине художника “Блудный сын в таверне”.

Неприятное событие

Как и в ранние годы, воображение великого художника всегда подталкивало его на создание картин с определёнными библейскими сюжетами. Чего только стоит его картина “Жертвоприношение Авраама”, которую он написал в 1635 году! Так чётко переданы эмоции и настроение, начинаешь переживать, что стоит моргнуть, как сразу нож вонзится в плоть.

В современном искусстве такое чувство удаётся передать только фотографам, которые делают чёткий снимок в движении. Действительно, поражает его умение отобразить атмосферу ситуаций, обработанных воображением великого мастера.

Начало проблем

На смерти жены не закончились неудачи художника. Взгляды художника постепенно менялись. Постепенно пропадал тот молодой Рембрандт ван Рейн, творчество которого восхищало современников.

В 1642 году получил великолепное предложение написать портрет мушкетёров, который должен был быть размещён в новопостроенном здании Стрелкового общества. Это была одна из самых больших картин, которую когда-либо писал мастер - она достигала четырёх метров.

По видению заказчиков художник должен был создать обычный портрет солдат, который бы излучал силу и уверенность. К сожалению, художник Рембрандт ван Рейн выполнил задание по-своему.

Как видно на картине “Ночной дозор”, которая приведена ниже, его произведение трудно назвать портретом. На полотне изображена целая сцена подготовки стрелковой роты к внезапному походу.

Причём можно заметить, как застыло движение в картине. Это отдельный кадр из жизни солдат. Было много негодования от заказчиков по этому поводу. Некоторые мушкетёры были отодвинуты на задний план, а кто-то и вовсе был запечатлён в неловкой позе.

Кроме того, резкая игра света и тени, которую, пожалуй, никто бы не смог так ярко и смело изобразить на полотне, также не вызвала восхищения.

После этого Рембрандт ван Рейн, произведения которого ещё вчера считались одними из наилучших, стал становиться не интересным высокопоставленной публике. А это значило в то время, что и дорогие заказы делать у него никто не будет.

Теперь представьте себе человека, который жил всю жизнь на широкую ногу, а потом резко потерял источник доходов. Разве он сможет уже отказаться от привычной жизни?

Современность требовала детализации картин

От него постепенно уходят ученики. Видение Рембрандта постепенно становится не соответствующим моде того времени - новые веяния шли в сторону максимальной детализации. То есть если бы художник начал рисовать так, как он это делал в молодости, то на него был бы немалый спрос.

Но жизнь непредсказуема, так же, как и настоящая творческая личность. Его рука обретала твёрдость, ему нравилось играть с тенью, размывая чёткие грани объектов.

Невозможность хорошо зарабатывать сказалась на его финансовом положении. Учитывая то, что его покойная жена была дамой из богатой семьи, её приданое перешло полностью в его владения. И, не имея заработка, он просто его тратил, или “прожигал”, на свои нужды.

В завершение сороковых годов 17 века он сошёлся со своей служанкой Хендрикье. Её можно заметить на некоторых его картинах. В то время законы были строги по отношению к семейным узам, и его муза была осуждена судом, когда у них появилась на свет малышка Корнелия.

Трудно найти известные полотна этого периода жизни художника. Он постепенно отходил от много содержащих мотивов и сцен, которые писал в недалёком прошлом.

Но он, как творческий человек, проявлял себя и в других сферах. На тот момент он уже мастерски выполнял офорты. Ему понадобилось целых 7 лет, чтобы завершить шедевр под названием “Христос, исцеляющий больных”.

Он смог продать его за достаточно большие для того времени 100 гульденов. считается самым лучшим из тех, которые смог сотворить Рембрандт.

Закат Рембрандта

Пожилой художник всё чаще сталкивался с материальными проблемами. В 1656 он стал полным банкротом, передав всё своё наследство сыну. Жить стало не на что. Год спустя ему пришлось продать своё поместье. Вырученные деньги помогли ему перебраться на тихую окраину Амстердама. Он устроился в еврейском квартале.

Самым близким для него человеком во время его старости был сын. Но Рембрандту не повезло, ведь он дожил до его смерти. Больше выносить удары судьбы он не смог и через год также скончался.

Сегодняшний Рембрандт

Искусство никогда не умирает. Творцы живут в своих работах, в частности, художники всегда являются частью их полотен. Сущность человека передаётся в его стиле и мастерстве написания картин.

На сегодняшний день Рембрандт ван Рейн считается художником с большой буквы и признан всеми критиками. Его работы достаточно высоко ценятся. К примеру, в 2009 году на аукционе его картина “Поясной портрет неизвестного мужчины, стоящего подбоченясь”, написанная в 1658 году, была продана за рекордную цену - 41 миллион долларов США (в пересчёте по курсу того времени).

Также по достоинству оценена его картина “Портрет пожилой женщины”, которую в 2000 году удалось продать примерно за 32 млн дол. Это полотно язык даже не поворачивается назвать “картиной”. Оно похоже просто на большую фотографию - так сильно детализировать лицо мог только великий мастер.

Такие люди, как Рембрандт Харменс ван Рейн, действительно вдохновляют. И необязательно становиться именно художником, нужно просто делать то, что тебе нравится, и главное - от души.