Краткое описание рассказа повести белкина

Повести Белкина представляют собой сборник из пяти повестей, написанных А.С. Пушкиным. Несмотря на различие в стилях, все они, что называется, со счастливым концом. Все эти повести были якобы рассказаны Ивану Петровичу Белкину в разное время и разными людьми.

Выстрел

В этой повести применена сложная композиция повествования. Повесть была рассказана Белкину полковником И. Л. П.

Автор применил в ней сложную композицию. Сначала рассказ начинает полковник, в первой части молодой офицер, служивший в отдаленной от столицы части. Он знакомит читателя с главным героем повести, неким Сильвио. Это мужчина лет тридцати пяти и весьма романтической наружности. Собираясь уезжать, Сильвио рассказывает о своей жизни и о самой главной цели своего бытия. Во время его службы в гусарском полку. Он поссорился с одним офицером, который на каждом шагу ухитрялся уязвлять его самолюбие. Этот офицер был из состоятельной графской семьи. Сам Сильвио чувствовал, что этот офицер во всем его превосходит. Ссора дошла до драки и завершилась дуэлью. Сильвио понимал, что этот офицер был отменным стрелком, и легко мог убить его. Первый выстрел был за соперником. Офицер прострелил шляпу Сильвио. При этом держался настолько равнодушно, что Сильвио понял: этот человек не боится смерти, он безразличен своему бытию, и готов играть со смертью. Он ел вишни, сплевывая косточки. Тогда Сильвио решил не делать свой выстрел, а отложил его на потом.

Вскоре Сильвио вышел в отставку. И поселился в этом местечке. Он несколько лет следил за жизнью своего должника, отточил в стрельбе свое мастерство до такой степени, что пулей мог муху вогнать в стену. И вот наступил день, когда он узнал о том, что его противник счастлив и женится. Это и послужило причиной его внезапного отъезда.

Через несколько лет вышел в отставку в чине полковника И. Л. П. Он поселился в родовом имении и вел образ жизни уездного помещика. Узнав о приезде нового соседа с женой, И. Л. П. решил нанести соседям визит вежливости и познакомиться с хозяином. Здесь он услышал продолжение этой истории.

Граф, сосед полковника, оказался тем самым противником Сильвио. Однажды Сильвио пришел к нему домой, чтобы получить свой выстрел. Он позволил сопернику выстрелить в себя еще раз. Пуля попала в картину на стене. Граф нервничал. Он не хотел, чтобы молодая жена стала свидетельницей поединка. Сильвио насладился произведенным впечатлением, выстрелил в картину, в том же месте, куда стрелял граф, и ушел.

Картина продолжала висеть на стене графа, как напоминание об этом ужасном происшествии. ().

Метель

Метель – это одна из трех повестей, рассказанных девицей К.И.Т. Дочь помещика Р., Марья Гавриловна была влюблена в армейского прапорщика Владимира Николаевича. Они вели переписку, встречались в лесу, и Владимир Николаевич уговаривал Марью Гавриловну бежать вместе с ним. Он даже сговорился со священником о том, чтобы тот их тайно обвенчал.

В тот день разыгралась сильная метель. Марья Гавриловна приехала в церковь, а Владимир Николаевич заблудился, словно его нечистая сила водила по полю. Он приехал в церковь только под утро.

В то же утро Марья Гавриловна вышла к столу, как обычно, но к ночи она занемогла. О том, что барышни не было ночью дома, ни кто так и не узнал. Письма родителям Марья Гавриловна сожгла, все заговорщики держали языки за зубами, но в бреду, девушка часто называла имя Владимира Николаевича. И тогда отец, до сих пор отказывавший бедному помещику, решил согласиться на брак. Но Владимир Николаевич написал полусумасшедшее письмо, из которого родители больной девушки ни чего не поняли, а вскоре, они узнали, что жених уехал на войну. Это был 1812 год.

На войне погиб Владимир Николаевич, умер и Гаврила Гаврилович. Марья Гавриловна осталась наследницей всех имений и заботилась о матери.

С войны возвращались герои, и там где появлялись военные, гражданские должны были смиренно отступить. Такой поклонник появился и у Марьи Гавриловны. Они полюбили друг друга, но…

В один прекрасный день Бурмин признался Марье Гавриловне, что женат, а на ком, и где успел жениться, не помнит. По счастливой случайности, это оказалась сама Марья Гавриловна. Когда в ночной непогоде Владимир Николаевич заблудился, в церковь заехал Бурмин. Его позабавила сложившаяся ситуация, он не стал никого разуверять в том, что он не тот, кого ждали. Его обвенчали, а когда священник предложил мужу и жене поцеловаться, Марья Гавриловна увидела, что это – другой человек. Бурмин тогда сбежал из церкви, а Марья Гавриловна вернулась домой. ()

Гробовщик

Эта готическая повесть была рассказана Белкину приказчиком Б. В.

Гробовых дел мастер Адриан Прохоров купил на Никитской улице себе домик, который был просторнее его бывшего жилья. К нему пришел сосед, немец, и пригласил на серебряную свадьбу. Гробовщик приглашение принял. На следующий день он вместе со своим семейством отправился в гости.

Когда все изрядно выпили, настроение у всех было веселое, один из гостей, булочник, предложил выпить «За здоровье тех, на которых мы работаем». Только бедный гробовщик не мог пить «за здоровье своих мертвецов». Поэтому реплика будочника Юрко показалась ему оскорбительной и обидной. Вернувшись домой, он дал слово пригласить на новоселье не соседей, а своих мертвецов. Сам же мертвецки пьяный, завалился спать.

Но ночью его разбудили с известием, что купчиха Трюхина умерла. Управившись с делами, и вернувшись домой, он увидел, что по его комнатам ходят люди, которых он похоронил когда-то. Среди гостей был отставной сержант Курилкин, которому гробовщик продал свой самый первый гроб, выдав при этом, сосновый гроб за дубовый. Адриан от страха оттолкнул скелет Курилкина, тот упал и рассыпался. Меж покойниками поднялось роптание. Адриан сам грохнулся в обморок прямо на кости отставного сержанта.

Наутро, проснувшись в залитой солнцем комнате, и увидев свою жену с дочерьми, хлопотавшими на кухне, гробовщик понял, что все увиденное было лишь сном. Тут же выяснилось, Трюхина жива-здорова, и помирать не собирается.

Сюжет повести «Станционный смотритель» был рассказан Белкину титулярным советником А. Г. Н. Это повесть о смотрителе и его дочери – Дуне, с которой молодой чиновник познакомился в свой первый приезд на станцию. Она была бойкая, общительная, и энергичная девочка. Самсон Вырин чрезвычайно гордился своей дочерью, и по-отечески любил ее.

В свой второй приезд на станцию, года три спустя, А. Г. Н. узнал от смотрителя, что Дуню сманил некий гусар Минский и увез в Петербург. Увидев девочку, гусар моментально «заболел» и три дня лежал на постели смотрителя. А потом неожиданно выздоровел и засобирался в дорогу. Видимо, «болея» он уговаривал девушку бежать с ним.

Смотритель Самсон Вырин, даже брал отпуск и пешком отправился в столицу, чтобы вернуть дочь. Он нашел и Минского, и Дуню, но Минский не позволил отцу даже поговорить с дочерью.

«Барышня-крестьянка»

«Барышня-крестьянка» — это вторая повесть, написанная Белкиным по рассказу девицы К.И.Т. Сюжет этой повести водевильный – с переодеваниями, юмором.

В уезде жили два соседа, которые недолюбливали друг друга. У одного была дочь, у другого – сын. Берестов не понимал англомании Муромского и осуждал его. А добрые соседи передавали Муромскому слова Берестова в настолько искаженном виде, что тому только и оставалось, что ненавидеть своего соседа.

Сын Берестова окончил университет, приехал в деревню, чтобы отдохнуть от учебы и потом поступить на военную службу. Но Берестов не хотел отпускать сына от себя. Молодой Берестов был завидным женихом. Уездные барышни сходили по нему с ума, пересказывали разные романтические истории о нем.

Лиза, дочь Муромского тоже была заинтригована тем, что рассказывали о молодом Берестове, и захотела, во что бы то ни стало, познакомиться с ним. Дворовая девушка Настя, сказала, что Берестов «удивительно хорош, красавец… Стройный, высокий, румянец во всю щеку…». Настя же и подсказала Лизе, как можно увидеть молодого Берестова.

Лиза с помощью крепостных сшила себе крестьянский сарафан, и на следующий день отправилась в лес, в сторону деревни Берестовых, где, как сообщила Настя, он любил гулять. Молодые люди понравились друг другу и стали встречаться в лесу. Так прошло лето, теплая пора осени. Молодые люди сознавали, что между ними существует непреодолимая пропасть. Берестов полагал, что пропасть эта – сословная, а Лиза знала о вражде отцов.

Однажды Берестов и Муромский столкнулись на прогулке. И как люди воспитанные, принуждены были приветствовать друг друга. Но в этот момент мальчишки Берестова выгнали зайца. Шум трещоток, крики, лай собак напугали лошадь Муромского. Она понесла, а барин упал. Ему помогли подняться и сесть на кобылу. Берестов пригласил Муромского к себе. Так соседи помирились. Муромский в знак вежливости пригласил Берестова с сыном к себе.

Лиза, не желая быть узнанной молодым Берестовым, воспользовалась белилами своей гувернантки, за что мисс Джексон обиделась на свою воспитанницу. Лиза была не похожа сама на себя. Она была «смешной и блестящей» в бриллиантах своей матери, с искусственными локонами как у Людовика, насурьмленными глазами. И конечно, Алексей не узнал ее. Более, того она произвела на молодого человека неприятное впечатление.

А между тем, помирившиеся соседи решили поженить своих детей. Молодой Берестов, любивший свою Акулину, категорически отказывался от брака. И однажды он приехал к Лизе, чтобы ее тоже уговорить отказаться от свадьбы. Лиза не ждала его, когда он неожиданно вошел в ее комнату, и узнал в барышне свою Акулину. ().

Таково краткое содержание «Повестей Белкина». Но не удовлетворяйтесь им, прочтите эти замечательные произведения А.С. Пушкина!

Рассказчик - армейский офицер, который по­вествует о жизни своего полка, остановившегося в местечке ***. Каждый день офицеры полка бывал и в доме у Сильвио. Это был человек военный, лет тридцати пяти, «он казался русским, а носил иност­ранное имя».

Главным его занятием была стрельба из писто­лета. Как-то человек десять из полка собрались у Сильвио сыграть в карты на деньги. Среди играю­щих находился новенький - офицер р***, который начал спорить с Сильвио. Незаметно спор пере­шел в перепалку, в конце которой Сильвио встал, побледнев от злости, и попросил офицера выйти. Прошло некоторое время, и об этом происшествии уже никто не вспоминал.

Однажды Сильвио получил письмо и, прочитав его, пригласил всех к себе на обед по случаю его внезапного отъезда. Когда все разошлись, Силь­вио остался с рассказчиком и поведал ему о про­исшествии с Р***. Шесть лет тому назад Сильвио служил в гусарском полку, отличался буйным ха­рактером и участвовал во всех дуэлях. В полку появился молодой человек «богатой и знатной фа­милии». Сильвио тут же его возненавидел и стал искать повод для ссоры. На балу у польского по­мещика Сильвио ему нагрубил. Тот дал ему поще­чину, и в ту же ночь они поехали драться. Сильвио приехал раньше и уже ожидал противника в наз­наченном месте. Тут он появился, сопровождае­мый секундантом. Жребий выпал стрелять первым ему. Он прицелился и прострелил Сильвио фу­ражку. Наконец очередь дошла до Сильвио, и те­перь жизнь молодого офицера была в его руках.

«Что пользы мне лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит», - подумал Сильвио. Он опус­тил пистолет, сказав, что последний выстрел ос­тается за ним.

И теперь Сильвио собирался ехать в Москву, чтобы отомстить ему прямо на его свадьбе. «По­смотрим, - сказал Сильвио, - так ли равнодуш­но примет он смерть перед своей свадьбой».

Прошло несколько лет, и рассказчик познако­мился с богатым графом, который жил с ним по соседству в одной деревне. Рассказчик решил по­сетить его.

Осмотрев дом, он обратил внимание на одну из картин, которая была прострелена двумя пулями, и спросил про историю этой картины. Оказалось, граф и есть тот молодой офицер, которому Силь­вио собирался отомстить.

Как-то граф, зайдя в комнату, увидел в темно­те человека и узнал в нем Сильвио». «Выстрел за мною, - сказал Сильвио, - я приехал разрядить мой пистолет». Сильвио решил кинуть жребий, и снова первому выпало стрелять графу. Он вы­стрелил и попал в картину. Теперь прицелился Сильвио, но тут он сказал: «Я не буду стрелять, я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня доволь­но. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей со­вести».

Есть в школьной программе по литературе одно замечательное произведение классика и романтика Александра Сергеевича Пушкина. Сам поэт и писатель не стал указывать своего авторства, отдав его вымышленному персонажу - покойному Ивану Петровичу Белкину. «Повести Белкина», краткое содержание которых известно абсолютно всем с ранних лет, представляют собой пять уникальных рассказов о житейских перипетиях разных героев. Объединяет их только рассказчик, который стал случайным свидетелем этих сцен, передающий их краткое содержание.

«Повести Белкина» - это пять отдельных историй о простых людях, разбросанных в разных уголках огромной Российской империи. Это и драмы, и комедии, и пародии, которые присутствовали в реалиях того времени. Но и сейчас они имеют место в современном мире. В них красной нитью проходит тема борьбы за собственное счастье. Оно ведь для каждого человека разное и путь к нему также разнообразный. Что такое «Повести Белкина»? Краткое содержание настоящего земного счастья, житейская мудрость, основы общепринятой морали и бытового поведения.

«Повести Белкина»: краткое содержание

Первая история носит название «Выстрел». В ней рассказывается о Сильвио - храбром человеке с сильным характером и экзотическим именем. Он знал всю тяжелую жизнь в глубинке и армейских гарнизонах. Он привык, что судьба не баловала его, и привык за все платить по счетам. Однажды на дуэли он встретился с другим человеком, которому всегда сопутствовал успех. Он даже не боялся смерти. Отказавшись от дуэли тогда, он разыскивает графа через несколько лет, когда тот собирался жениться. Сильвио преподнес ему урок: всегда нужно дорожить тем, что у тебя есть.

Повесть «Метель» - это романтическая баллада о неравной любви и родительском запрете. тайком убегает, чтобы в маленькой церкви под вой снежной бури заключить брак. Но, увы, счастье было недолгим: хотя родители и приняли бедного зятя, он вскоре погибает.

В «Гробовщике» рассказчик поведает слушателям об серых буднях Адриана Прохорова, который приглашает покойников к себе в гости. Как и в знаменитой опере о Дон Жуане, они приходят к нему. Но огрубевшая от повседневных забот душа гробовщика даже не испугалась. Герой стал вспоминать детали похорон каждого гостя: какие были гробы, сколько он заработал на них… Утром он просто отбросил воспоминания о мрачном сне и вернулся к своим обязанностям.

«Барышня-крестьянка» являет собою счастливую историю о русских Ромео и Джульетте. А «Станционный смотритель» - это лучшая часть цикла «Повести Белкина». Краткое содержание ее - это расставание дочери и отца, тоска друг за другом, борьба разума и чувств. Смерть Вырина и приезд на его могилу знатной барышни показывают, что все мучения старика были напрасны: Дуня счастлива, а ее возлюбленный не оказался подлецом. Последнее «прости» девушка уже говорила небольшому могильному холмику.

Эти пять историй учат нас, что нет маленьких и больших людей. Есть только Человек, который сам кует свою судьбу и сам за нее в ответе. А инструментами в этом нелегком занятии являются упорство, вера в лучшее, благородство и Вот о чем писал Пушкин. «Повести Белкина», краткое содержание которых не может передать ту красоту художественного слова, которая присуща гению, заставляют читателя задуматься о смысле бытия.

Повести покойного И.П Белкина — это цикл повестей А. С. Пушкина. Всего в цикле 5 повестей, кратчайшее содержание которых Вы найдете на этой странице, а более развернутые краткие содержания — перейдя по ссылкам.

Итак цикл «Повести покойного И. П. Белкина» состоит из предисловия издателя и пяти повестей:

Кратчайшее содержание повести «Выстрел».

Главные герои.

  • Рассказчик – армейский офицер.
  • Сильвио – военный, лет 35.
  • Молодой богач — много лет спустя граф

Рассказчик повести — армейский офицер однажды познакомился с военным по имени Сильвио , который рассказал ему о своей молодости. Сильвио был человеком резким и прямым, он любил дуэли. Однажды он вызвал на дуэль одного богатого человека знатной фамилии, но не стал стрелять в него, так как понял, что этот богач не дорожит своей жизнью, а потому и не стоит его жизни лишать. Сильвио опустил пистолет и сказал, что последний выстрел остается за ним.

Много лет спустя в гостиной одного графа рассказчик увидел картину, дважды прострелянную. Оказалось, что граф и был тем самым молодым человеком, с которым стрелялся Сильвио. Узнав, что богач женится, Сильвио решил использовать свой выстрел… и снова не стал, так как увидел смятение и робость графа.

Главные герои:


Станционный смотритель поведал рассказчику историю о том, как гусар Минский, который остановился у него на станции, увез его дочь Дуню. Старик-смотритель скучал по дочери и решил навестить ее. Дочь он увидел, но его сразу же силой заставили уйти. Спустя некоторое время рассказчик, снова проезжая по этим местам, узнал, что старик-смотритель спился и умер, и что к нему на могилу приезжает молодая барыня с тремя детьми.

Кратчайшее содержание повести «Барышня-крестьянка»

Главные герои:

  • Иван Петрович Берестов – богатый помещик.
  • Григорий Иванович Муромский – его сосед, также богатый барин.
  • Алексей – сын Берестова, красивый молодой человек, приехавший домой после окончания университета.
  • Лиза – дочь Муромского.

Помещики-соседи Берестов и Муромский не ладили. Однако, когда приехал сын Берестова, дочь Муромского захотела посмотреть, настолько ли он хорош собой, как о нем рассказывают. Для этого она переоделась в крестьянку Акулину. Молодой Алексей и переодетая в крестьянку Лиза встречались около 2 месяцев и полюбили друг друга.

Тем временем, их родители помирились и Берестов пригласил Муромского с сыном в гости. Лиза прихорошилась и напудрилась до неузнаваемости, и Алексей действительно не узнал ее. Родители же их хотели поженить детей. Лиза открылась Алексею только после того, как Алексей сделал предложение Акулине и приехал отказать Берестову в женитьбе на его дочери, так как ему нравится обычная крестьянка Акулина. Но придя в их дом, он узнает в Лизе свою Акулину, чему несказанно радуется.