Краткое содержание пьесы на дне максима горького. М. Горький "На дне": описание, герои, анализ пьесы

) начинается в ночлежке для нищих, принадлежащей старику Костылеву и его молодой жене Василисе. Это плохая подвальная комната с закопчённым потолком и обвалившейся штукатуркой. Населяют её опустившиеся, в большинстве безработные люди. Один угол ночлежки отгорожен тонкими переборками как особая комната для более состоятельного жильца – молодого Васьки Пепла. [См. полный текст 1-го акта «На дне».]

Горький. На дне. Спектакль 1952 г. См. полный текст пьесы

Юная девица Настя, сидя на табурете, читает книжку «Роковая любовь». Над ней похохатывает Барон бывший дворянин, теперь вконец промотавшийся. Пельменная торговка Квашня громко рассказывает, как к ней приставал с предложением замужества пожилой полицейский Медведев (дядя Василисы) и как она отказалась выйти за него. Слесарь Клещ в углу изготовляет ключи. Рядом, на койке за пологом, лежит его больная жена Анна.

Квашня уходит продавать пельмени. С ней идёт и Барон, помогая нести кастрюли. Просыпаются другие жильцы. Сатин, сильно побитый вчера за шулерство в карточной игре, держится за больную голову. Ещё один жилец, Актёр, не хочет по своей очереди мести пол в комнате и почти с гордостью оправдывается: «Мой организм отравлен алкоголем».

Сатин, услышав слово «организм», – начинает произносить замысловатые термины: «органон , макробиотика, трансцендентальный». Он вспоминает, как когда-то был телеграфистом и много читал: «Я был образованным человеком». Картузник Бубнов в ответ усмехается: «Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется. Я вот – скорняк был, свое заведение имел… Руки у меня были желтые от краски по локоть: меха подкрашивал! Я уж думал, что до самой смерти не отмою… А теперь вот они, руки – просто грязные».

Актёр, который раньше действительно играл на сцене, подхватывает: «Образование – чепуха, главное – талант». Сатин просит у Клеща и Бубнова пятачок на опохмелку, но никто ему не даёт.

Больная Анна стонет: ей душно. Бубнов советует Клещу отворить дверь, чтобы жене стало легче. Но Клещ грубо отказывается: «Я на полу сижу и без того простужен!» Актёр подходит к Анне, помогает ей подняться и выйти в сени.

Входит хозяин ночлежки, Костылев. По характеру этот персонаж сильно похож на Иудушку Головлёва ; у него такая же ханжеская, лицемерная речь. Костылев заговаривает с Клещом: «Не накинуть ли на тебя ещё полтинничек квартплаты – ты со своими инструментами чересчур много места занимаешь? А я на эту полтинку в лампадку маслица куплю». Клещ, разозлившись, кричит на него. Вернувшийся Актёр подсмеивается над Костылевым: «Если ты такой добрый и богобоязненный, скости мне половину долга». «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? – увиливает Костылев. – Доброта – она превыше всех благ. А долг твой – это так и есть долг, и должен ты его мне возместить».

Беседуя, Костылев поглядывает на каморку Васьки Пепла и прислушивается: не донесётся ли чего оттуда. Наконец, подходит к ней и стучится: «Вася, отвори». «Он отворит, а она там», – с насмешкой бормочет как бы про себя Сатин. «Кто там? Что ты?» – вскидывается Костылев. «Да это я так, о своём...» – с деланным простодушием поясняет Сатин. Актёр фыркает со смеху.

Пепел отворяет: «Чего тебе? Деньги принёс? Семь рублей за часы?» «Какие деньги?» – прикидывается непонимающим Костылев. «Да за часы… краденые», – подсказывает Сатин. Костылев заминается и спешит уйти. «Чего ты этого скрягу давно не пришибёшь? – спрашивает Сатин Ваську. – Василиса тебя любит. Женился бы на ней и был нашим хозяином!»

Сатин с Актёром просят у Пепла двугривенный. Тот, не скупясь, даёт. Сатин радуется: «Нет на свете людей лучше воров!» Сатин с Актёром тут же уходят в кабак. Угрюмый Клещ ворчит: «Ворам легко деньги достаются… Они – не работают. А я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно». «А на что они, честь, совесть? – бросает ему Пепел. – Их на ноги вместо сапогов не наденешь».

Младшая сестра Василисы, Наташа, вводит нового жильца – пожилого странника Луку. Он выглядит незлобивым и покладистым. Мрачная ночлежка неприхотливого Луку не пугает. «Я и жуликов уважаю, – сразу объявляет он. – По-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… Мне, старику – где тепло, там и родина».

Пепел пытается любезничать с Наташей, но эта скромная девушка отвечает ему строго и быстро уходит. «Славная девка! – вздыхает Пепел. – Чего она со мной так? Отвергает… Все равно ведь пропадет здесь. А я её жалею».

Возвращается Барон. Пепел от скуки предлагает ему: «Становись на четвереньки и вой собакой, а я тебе за это полбутылки поставлю. Мне забавно будет… Ты бывший барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал».

Лука смеётся: «Погляжу я на вас, братцы, – житье ваше – о-ой!» Раздосадованный Барон начинает придираться к Луке: «А ты кто такой? Странник? А паспорт у тебя есть?» «А ты что – сыщик?» – не смущается Лука. Барон, сконфузясь, признаётся, что и у него самого «бумаг нет».

Пепел уводит Барона в трактир. Входит пьяный сапожник Алёшка с гармонью, свистит и орёт. Рассказывает, как только что его забрал на улице помощник пристава Медякин, но отпустил. «А я такой человек, что ничего не желаю! Ничего не хочу и – шабаш! На, возьми меня за рубль за двадцать!» Алёшка ложится на пол: «На, ешь меня! А я – ничего не хочу! Вот пойду и лягу середь улицы!»

Появляется суровая Василиса, старшая сестра Наташи, молодая жена старого Костылева. Она с бранью гонит Алёшку: «Прочь отсюда!» Алёшка, хохоча, предлагает сыграть для Василисы на гармонии похоронный марш: «Недавно выучил! Свежая музыка!» – но, поломавшись, уходит.

Василиса поворачивается к Луке: «Ты кто?» – «Прохожий». – «Небось, без паспорта! Так бы и говорил: не прохожий, а проходимец!» Потом кричит всем: «Почему в комнате не метено? Если санитары придут да штраф наложат, я тогда всех вас – вон!»

Василиса поглядывает на комнатушку Пепла и, помолчав, осведомляется: «Сестра моя, Наталья, тут была?» – «Была, но с Васькой не разговаривала», – отвечает Бубнов.

Василиса с недовольным видом уходит. «К любовнику, видишь, пришла, а его нет», – объясняет Бубнов Луке

Входит брат Василисы, полицейский Медведев. Подозрительно глядит на Луку: «Как будто я тебя не знаю. В своем участке я должен всех знать!» – «Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась, – улыбается Лука. – Осталось маленько и опричь его».

Входит вернувшаяся после продажи пельменей Квашня. «Ты опять на базаре приставал ко мне, чтобы венчаться! – задорно кричит она Медведеву. – Но нет! Замужем я уже была. Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно».

Вышедший из комнаты Лука вскоре возвращается, приводя с собой из кухни Анну, которая еле двигается. Она благодарно глядит на него: «На отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый, мягкий». – «Мяли много, оттого и мягок», – отвечает Лука.

Из сеней вдруг раздаются крики. Оттуда вбегает Костылев, крича Медведеву: «Абрам! Иди! Василиса Наташку убивает!»

Василиса ревнует сестру к Ваське Пеплу.

Меню статьи:

Произведение, принадлежащее перу русского писателя Максима Горького, не просто вошло в историю литературы, но и стало лауреатом Грибоедовской премии. Пьеса «На дне», краткое содержание по действиям бессмертного произведения – цель нашей статьи. Любопытно, что изначально Горький выбирал между несколькими вариантами названий для пьесы: «Без солнца», «На дне жизни», также писатель думал назвать текст «Ночлежкой» или «Дном». По совету представителя Серебряного века, писателя Леонида Андреева Горький остановился на названии «На дне».

Дорогие книголюбы! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести “Детство” Максима Горького, где автор обнажает суровую действительность минувших веков.

Широкой аудитории пьеса была представлена в 1902 году. Жанр произведения Горького – новаторский. Например, здесь отсутствует традиционный, привычный для драмы сюжет, а действие представляется через диалоги героев. Местом действия писатель избрал ночлежку, где ютились люди – представители социального дна.

Центральная идея «На дне» сосредотачивается в попытке ответить на вопрос о том, что лучше выбрать: истину или страдание. Кроме того, Горький задается вопросом, в чем человек больше нуждается. Писатель выносит множество тем, над которыми вынуждает поразмыслить читателя. Среди них: онтологическая неприкаянность человека и поиск места в жизни, проблема веры в людей, ложь во благо, умение человека самостоятельно менять условия своей жизни.

Главные герои «На дне»

Среди центральных персонажей, которые действуют в пьесе, Горький выделяет, в частности:

  • Михаила Костылева – 54-летнего мужчину, который держит ночлежный дом.
  • Василису – жену Михаила, которая также изменяла мужу с Васькой Пеплом; 26-летняя девушка.
  • Наташу – 20-летнюю сестру Василисы, которая часто терпела от нее побои; однажды, когда Василиса в очередной раз избила Наташу, та попала в больничную палату; с Наташей читатель прощается, когда после больницы героиня пропадает – неизвестно куда.
  • Ваську Пепла – 28-летнего юношу, промышлявшего воровством; однажды Васька задумывается над жизнью, стремясь измениться к лучшему; мать парня родила сына в тюрьме; Васька искренне желает стать мужем Наташи, избавиться от давления Василисы, ведь супруга хозяина ночлежки хотела, чтобы Пепел убил ее мужа.
  • Луку – 60-летнего путника, проповедующего ложь во благо (как говорит Горький, Лука – это приверженец «утешительной лжи»); герой мало говорит о себе.
  • Андрея Митрича Клеща – воплощение образа «рабочего человека»; это 40-летний мужчина, работающий слесарем, который мечтает, что когда-то вернется к нормальной жизни, которую когда-то вел; утратив работу, Клещ попадает в ночлежный дом; пожалуй, Андрей Митрич – это единственный персонаж пьесы, который не принял обстоятельства жизни; мужчина считает, что после смерти супруги вырвется из ночлежки и вернется к прежней жизни; Клещ не считает, что ему место среди других обитателей дома;
  • Бубнов – 45-летний картузника; мужчина убежден, что ни один человек на этой планете не способен иметь свое место; Бубнов не скрывает, что любит азартные игры и алкоголь; в ночлежный дом попадает после измены супруги, чтобы не натворить «греха».
  • Барон – 33-летний мужчины, который некогда вел жизнь аристократа; бывший дворянин, Барон распрощался с прежней жизнью; теперь мужчина живет с Настей.
  • Сатин – 40-летнего постоялец ночлежного дома; основная идея, которую «исповедует» Сатин, – убеждение в необходимости духовной свободы для каждого человека; в «прошлой», нормальной жизни Сатин – телеграфист; однажды Сатин отстоял честь сестры, но убил при этом человека: за этот проступок мужчину посадили в тюрьму, где тот провел почти 5 лет.
  • Актер – образа, который воплощает разнузданную жизнь творческой богемы; Актер злоупотребляет спиртным, придерживается пессимистического мировоззрения, считая, что жизнь невозможно изменить; в результате, Актер сводит счеты с жизнью; псевдоним Актера – Сверчков-Заволжский; нынешняя жизнь персонажа погружена в воспоминания о былом, о высоком; Актер – герой с тонкой душевной организацией; читателю известно также, что Актер утратил имя и репутацию.

Этот список демонстрирует центральный персонажей произведения Максима Горького.

Герои второго плана

  • Абрама Медведева – 50-летнего полицейского, который приходится Наташе и Василисе дядей;
  • Абрам – приверженец дисциплины и нормативного поведения человека, считающий, что людям надлежит выбирать смирное поведение.
  • Анны – супруги Андрея Митрича; это 30-летняя женщина, которая отличается добросердечностью, спокойствием; в итоге, несчастная Анна умирает в ночлежном доме.
  • Алешки – 20-летнего паренька, работающего сапожником.
  • Кривого Зоба и его приятеля по кличке «Татарин» – мужчин-крючников (наемных рабочих, которые исполняли работу по перемещению грузов).
  • Настя – сожительницы Барона; 24-летней девушки, занимающейся проституцией, которая, между тем, лелеет мечты об истинной и чистой любви. Профессия, которую выбрала для себя девушка, мало соответствует натуре самой Насти. Проститутка привыкла быть утехой для огромного количества совершенно незнакомых ей мужчин. При этом Настя не «слилась» со своей профессией и не разочаровалась в представителях сильного пола. Девушка мечтает о большой чистой любви.
  • Квашни – 40-летней женщины, промышляющей торговлей пельменями.

Также в пьесе присутствуют фигуры босяков, нищих, которым принадлежат несущественные реплики.

Краткое изложение событий пьесы «На дне» по действиям

Первый акт

Ранняя весна. Воображение читателя сконцентрировано на месте действия – ночлежном доме. Горький описывает ночлежку местом, имеющим сходство с пещерой. На сцене – Клещ, который занят подбором ключей, подходящих дряхлым замкам. Около мужчины лежат небольшая наковальня и тиски – инструменты, которыми герой зарабатывает на жизнь. По центру сцены располагается стол, неопрятный и грязный. За столом сидят Квашня и обедающий Барон. Также рядом с героями расположилась Настя, читающая старую, ветхую книгу.

Дорогие любители творчества Максима Горького. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести “Старуха Изергиль”

Импровизированную «столовую» от других помещений ночлежки отделяет такая же грязная занавеска. За этой перегородкой находится кровать. Из «комнаты» с кроватью слышен кашель Анны.

Также в ночлежном доме расположена печь, которую занял Актер, и нары, где Бубнов занят шитьем кепки.

Свобода дорога женщине. Поэтому героиня причитает, что ухажеры только докучают ей. С Квашней не согласен Клещ, утверждающий, что героиня лжет. На самом деле, уверен Андрей Митрич, Квашня, не думая, согласится стать супругой Медведева, только тот не предлагает этого. Между тем, Квашня замечает, что Медведев жестоко обращается с женой, избивая женщину до полусмерти.

Читатель и зритель узнают, что за книгу читает Настя: выхватив из рук девушки книгу, Барон демонстрирует обложку – «Роковая любовь». Название смешит мужчину. Анна – больная женщина, находящаяся на пороге смерти, – жалуется на крики и ругань. Героиня просит спокойной смерти. Впрочем, Андрея Митрича злит умирающая жена. У Квашни, напротив, Анна вызывает сочувствие: героиня даже угощает женщину горячими пельменями. Анна же не есть пельмени, отдавая угощение супругу. Лука, который единственный успокаивает больную женщину, кажется Анне добрым и мягким, походим на отца.

Диалог продолжается, только теперь беседа ведется между Сатиным, Бубновым, Актером, а также Клещом. Герои рассказывают о том, какой была их прошлая жизнь. Сатин, например, считает, что прежде вел жизнь культурного человека. Бывшая профессия Бубнова – мастер по выделке шкур. Оказывается, когда-то мужчина владел собственной конторой, где и работал скорняком. Для Актера главной ценностью в жизни является обладание талантом, а не получение образования.

На сцену выходит Костылев: мужчина ищет супругу. В попытке разыскать жену, герой идет к комнате Пепла. Комнаты в ночлежном доме отделены тонкими перегородками, похожими на фанеру. Однако Пепел не помогает Костылеву, прогоняя героя. Здесь читатель понимает, что Василиса – жена Михаила Костылева, изменяет мужу с Пеплом. Михаил уверен, что между Василисой и Пеплом существует связь, что они совершают прелюбодеяние. Но доказать Костылев этого не может, потому что никогда не видел жену и Ваську вдвоем в спальне.

Пепел занимает денег Сатину. Это становится для писателя предлогом для философского размышления о роли и значении денег. Это размышление Горький вложил в уста Сатина. Героя интересует проблема работы и призвания, денег и свободы. Жизнь доставляет удовольствие в том случае, если труд приходится человеку по душе. Если же трудиться приходиться из обязанности, то жизнь похожа на каторгу или рабство.

Сатин с Актером оставляют сцену, куда выходит Наташа. Девушку сопровождает новенький, пришедший в ночлежный дом. Мужчину зовут Лука. Пепел выказывает к Наташе симпатию: видно, что герой влюблен в девушку и демонстрирует чувства, заигрывая с Наташей. Однако та не принимает знаков внимания Пепла.

Алешка, который уже выпил, появляется на сцене. Юноша выказывает недоумение, почему его не принимает ни одна компания. Алешка не считает, что он хуже, чем другие, поэтому удивляется и расстраивается из-за одиночества.

Клещ уверен, что вскоре покинет ночлежный дом. Здесь мужчину держит только умирающая жена: как только скончается Анна, Клещ уйдет. Пепел считает, что надежды приятеля тщетны. Андрей Митрич явно отделяет себя от остальных «постояльцев» ночлежки. Пепел же не согласен с таким разделением, считая, что Клещ не лучше и не хуже любого другого человека в ночлежном доме. Барон вместе с Пеплом покидают сцену.

Появившаяся на сцене Василиса бранится на Алешку, который уже довольно сильно пьян. Остальные «постояльцы» ночлежки тоже вызывают недовольство девушки. Василиса спрашивает, общалась ли Наташа с Пеплом, после чего покидает сцену.

Из сеней слышатся крики и шум: Василиса избивает младшую сестру. Драку стараются прекратить Бубнов, а также дядя девушек и прибежавшая Квашня.

Второй акт

Место действия не изменилось. Кое-кто из персонажей играет в карты за столом. Внимание на игре также сосредоточили Актер вместе с Клещом. Партия в шашки разыгрывается Медведевым и Бубновым. Лука проводит время, около Анны. Женщина сетует на обстоятельства жизни, жалуясь на то, что приходится переживать. Лука старается успокоить Анну. Муж обходился с женщиной жестоко, унижая и избивая Анну. Клещ – жадный человек. Супругу Андрей Митрич морил голодом и заставлял ходить в лохмотьях. Старый мужчина говорит Анне, что после смерти ее ожидает лучшая жизнь, отдых, покой, отсутствие болезней.

Актер желает вспомнить профессию и прочесть несколько стихов для Луки, однако забывает слова стихов. Тогда герой отчаивается, понимая, что все хорошее и значительное в его жизни уже произошло. Талант же Актер пропил. Лука обнадеживает Актера, объясняя, что существуют специальные больницы, в которых излечивают от пьянства. Вот только город, где находятся эти лечебницы Лука не помнит. Старец советует Актеру отказаться от алкоголя, перетерпеть «ломку». По мнению Луки, человек способен на все: то, что человек получает, зависит только от вкладываемых усилий.

На сцене появляется Пепел. Герой угрюм и меланхоличен. Пепел заводит разговор с дядей Василисы и Наташи – Медведевым, интересуясь, насколько сильно пострадала Наташа от рук сестры. Медведев, между тем, медлит с ответом, считая, что это внутрисемейные дела. Тогда Василий грозится доложить в полицейское управление о проделках хозяина ночлежки с супругой. Костылев уговорил Пепла украсть некоторые вещи и после – продать ворованное.

Лука старается разнять спорщиков. Василий говорит, что Лука лжет, что все будет хорошо, интересуясь о причинах этой лжи. Старец считает, что поиски правды – напрасное занятие. Вместо этого пустого дела Пеплу следует пойти на золотые прииски в Сибирь, потому что там Василий сможет начать жизнь заново.

На сцену выходит Василиса, которая вступает в беседу с Пеплом. Юноша говорит, что не любит девушку, что та надоела ему, потому что пуста изнутри. Василиса желает мужу смерти, подбивая Ваську убить Костылева. Плата за убийство – Наташа, на которой Пепел давно мечтал жениться. Однако Лука рекомендует Пеплу не принимать предложение Василисы, а просто уйти отсюда вместе с Наташей. Здесь на сцене появляется хозяин ночлежки, стремясь подраться с Василием. Лука не дает мужчинам ссориться.

Один из постояльцев ночлежки заглядывает за занавеску, отделяющую «комнатку» Анны: женщина мертва. Присутствующие идут к ложу несчастной. Смерть Анны не вызвала никаких эмоций. Бубнов цинично заявил: смерть Анны – к лучшему, так как теперь кашель женщины не будет тревожить ночью.

Третий акт

Читатель и зритель попадают на «пустырь». Пустырем автор называет двор ночлежного дома, который порос зарослями и кустарником. Здесь читатель становится свидетелем истории любви Насти. Девушку любил студент. История девушки смешит Барона и Бубнова, которые не верят в то, что Настя действительно переживала настоящие, глубокие чувства. Барон замечает, что имя студента каждый раз меняется в истории Насти. Издевки мужчин приводят девушку в отчаянье, Настя расстраивается и плачет.

Лука снова приходит на помощь. Старец говорит Насте, что та и правда ощущала чувства любви, если верит в это. То, что Барон издевается над девушкой, по мнению Луки, свидетельствует лишь о том, что мужчина не знал настоящей любви, а потому сомневается в том, что такие чувства существуют.

Позиция Луки вынуждает «постояльцев» ночлежного дома подумать о том, что такое правда и ложь. Наташа высказывает мнение, что люди создают образы, придумывают жизнь, о которой мечтают. Также придумываются люди, особенные ситуации, события, которые хочется пережить. Между тем, девушка не знает, чего хочет и чего конкретно ждет. Корень этого выдумывания желанной жизни – несчастье, царящее в обществе.

Позиция Бубнова отличается от мнения Наташи. Герой считает, что не стоит тешить себя иллюзиями. Правильный путь – это путь правды, не важно, насколько при этом эта правда жестока. К мыслям Бубнова близок и Андрей Митрич, которому свойственна ненависть к людям. Высказав свои мысли о правде и лжи, Клещ уходит со сцены.

Затем к беседе присоединяется Пепел. Герой интересуется у Луки, для чего тот говорить людям неправду. Лука обнадеживает всех «постояльцев» ночлежки, убеждая людей в том, что существует некое светлое будущее. Василию интересно, для чего мужчина говорит так, ведь, скорее всего, никакого светлого будущего нет. Лука же говорит, что правда не всегда является лекарством для души, поэтому порой стоит прибегнуть ко лжи во благо. Ложь утешает человека в тяжелых ситуациях. Старец также собирается уходить из ночлежного дома.

Василий признается в любви к Наташе, упрашивая девушку бежать вместе из ночлежного дома. Пепел говорит, что если Наташа согласиться, то он больше не станет заниматься воровством. Пепел стремится оставить эту жизнь, желая начать все с чистого листа. Цель юноши – достичь уважения к себе. Наташа думает и сомневается. Причина – в недоверии Пеплу. Однако, после некоторых колебаний, девушка все же доверяется Ваське.

На сцене появляются Костылев и Василиса, которая знала о беседе Василия и Наташи. Василиса стремиться затеять ссору, вовлекая Пепла и супруга в распри. Луке снова удается спасти ситуацию: старец сумел удержать Пепла от драки.

Хозяин ночлежки и Пепел разговаривают. Костылев убежден, что существуют некие правила, которые человеку следует соблюдать. Добропорядочные люди, например, ходят с паспортами. Лука не скрывает своих мыслей и открыто высказывается в беседе с Костылевым. Старец уверен, что мужчине следует подумать над взглядами на жизнь, чтобы изменить себя к лучшему. Но Костылев не сможет этого сделать, так как для любых изменений нужна почва, а Михаил уже слишком испорчен для перемен. После этого разговора «постояльцы» гонят Луку прочь из ночлежного дома. Старик говорит, что ночью покинет ночлежку.

Совет Бубнова: главное – подобрать правильное время для того, чтобы уйти. С этим принципом связана история героя. Когда жена изменила Бубнову, тот ушел в ночлежку, чтобы не убить супругу от злости и ревности.

Сатин с Актером, в порыве спора, оказываются в подвале. Сатин высказывает сомнения по поводу того, что Актер когда-нибудь сможет вырваться из «дна». Мужчина интересуется словами, которые Актер услышал от Луки. Здесь читатель узнает также об истории Сатина. Оказывается, что герой попал на «дно», защищая сестру. Когда честь сестры оказалась задетой, Сатин в порыве гнева убил обидчика. За убийство герой сел в тюрьму, которая закрыла для мужчины двери в приличное общество.

Похороны Анны вытащили из кармана Андрея Митрича последние средства: Клещ даже продал весь инструментарий. Теперь герой не знает, как зарабатывать на жизнь.

Из помещения, занимаемого Костылевым, слышатся крики. «Постояльцы» бегут на звуки драки: Василиса снова зверски избивает Наташу. Сатин вместе с Актером пытаются разобраться в ситуации. В шуме и суете слышны лишь оборванные реплики и возгласы, которые дают понять, что жители ночлежного дома разнимают драку сестер.

Наташа сильно искалечена сестрой: Василиса облила ноги девушки кипятком и избила. С помощью Квашни и Насти раненая Наташа попадает в больницу. За девушками следуют «постояльцы» ночлежного дома, а также Василиса с супругом. Васька, увидевший возлюбленную, бьет хозяина ночлежки. Костылев от неожиданности и силы удара падает на землю. Слышны крики Василисы о том, что супруг убит. При этом Василий, на которого указала девушка – как на убийцу мужа, признается, что Василиса предлагала убить мужа в обмен на сестру.

Наташа, охваченная истерикой, называет Пепла предателем и считает, что юноша сговорился с сестрой. Почти без чувств, девушка желает быть увезенной в тюремную камеру.

Четвертый акт

Итак – снова начало весны. Действие происходит в подвале ночлежного дома. На сцене находится стол, за которым расположились Андрей Митрич, Настя с Бароном, и Сатин. Угол, который раньше занимал Василий Пепел (теперь комната не огорожена, так как дощечки-перегородки убраны), теперь занимает Татарин.

«Постояльцы» охвачены воспоминаниями о Луке: старец незаметно покинул ночлежку, когда Пепел случайно убил Костылева, а Наташу увезли в больницу. Настя уверена, что только Лука осознавал и понимал происходящее, видя людей насквозь. «Постояльцев» ночлежки Лука не зря окрестил «ржавчиной». Андрей Митрич поддерживает позицию девушки, считая Луку добродушным, сострадательным, хорошим стариком. По мнению Татарина, Лука придерживался «золотого правила морали» в жизни.

Сатин, напротив, не питал симпатии к Луке. Герой считает, что старец только потчевал «постояльцев» ночлежного дома иллюзиями, и к тому же отличался бесхарактерностью и мягкотелостью. С Сатиным соглашается Барон, для которого Лука – пройдоха, лжец, шарлатан.


Насте не нравится находится в компании Барона, Сатина и других «постояльцев» ночлежки. Девушка желает покинуть «дно», противных ей людей, жизнь, которая вынуждает зарабатывать на жизнь проституцией. Настю привлекает «край света» как символ жизни с чистого листа. Барон издевается и смеется над любовницей, подначивая девушку предложениями уехать на «край света» вместе с Актером, который тоже постоянно порывается покинуть «дно».

Андрей Митрич, продолжая размышления о Луке, подчеркнул, что старец указал на цель, но не показал путь к этой цели. Лука, признает Клещ, был сторонником скорее лжи, чем правды, что логично, потому что жизнь и без правды невыносима, а с правдой – подавно.

Сатина раздражают беседы о Луке. Мужчина злится и просит прекратить разговаривать о старце. Сатина привлекает правда, а ложь вызывает у героя гнев. Мужчина считает, что Лука жалел людей, потому и говорил и ложь, вводя в иллюзию. По мнению Сатина, ложь и жалость – не самые лучшие друзья человека. Однако позиция Сатина исходила из специфики влияния рассуждений Луки на образ мира героя: этот образ из-за речей Луки рассыпался в прах. Сатину это не нравилось.

В поле внимания «постояльцев» попадает и смерть Костылева. Наташа, которая была свидетельницей убийства хозяина ночлежного двора, пропала, выйдя из больницы. Василиса же – проворная и хитрая девушка – сумеет выйти сухой из воды. Пепел же, без сомнений, попадет или в тюрьму, или и вовсе на каторжные работы.

Разговор заходит в размышления о смысле жизни. Сатин убежден, что люди достойны уважения. Каким бы ни был человек, нельзя оскорблять, унижать достоинство человека, обижать или жалеть. Жалость и уважение – не совместимы. Барон, который когда-то вел жизнь аристократа, признается, что все хорошее он уже пережил, а нынешняя жизнь для него больше похожа на сон, чем на реальность. Смысла жизни Барон давно не видит. Спрыгнув с печи, Актер внезапно покидает подвал.

На сцене появляются Бубнов в компании Медведева. За героями следуют и остальные «постояльцы» «дна». Обитатели ночлежного дома обустраиваю место для сна, другие – поют песни. Вдруг в подвале раздается крик Барона: Актер покончил с собой – повесился. Сатин жалуется, что из-за криков Барона песня испорчена.

Пьеса Горького – неоднозначна. «На дне» угнетает социальными проблемами, которые оголяет произведение. Пьесу некоторое время запрещали ставить на сцене, а если и разрешали играть, то с купюрами.

Таким образом, краткая характеристика содержания пьесы «На дне» по действиям, персонажам, помогает лучше понять замысел автора, раскрыть глубинный смысл произведения Горького.

В начале ХХ века Российская империя переживала непростое время. Вера в старые ценности постепенно угасала. Люди не искали правды ни у царя, ни у Бога. И светская, и церковная власть неуклонно теряла свой авторитет в глазах народа. Трагедия же заключалась в том, что на смену старым идеалам новые ценности ещё не пришли. Жители империи уже успели понять, что прошлое не способно удовлетворить их потребности. Что же должно стать новым ориентиром, никто не понимает.

Именно такое отчаявшееся общество изобразил Горький. Герои пьесы представляют, своего рода, Россию в миниатюре. Здесь читатель видит и разорившегося дворянина, которого все называют Бароном, и Актёра, погубившего свою жизнь алкоголем. Есть в ночлежке и труженики, наподобие Клеща, не утратившие веру в лучшее и надежду на то, что своим трудом можно выбраться даже с такого дна. Старец Лука становится символом людской надежды.

Тем не менее, в конце пьесы вера в грядущее счастье рушится окончательно. После ухода Луки всё возвращается на круги своя, а затем становится ещё хуже. Обитатели «дна» по-прежнему на своём месте. В выигрыше остаётся только Василиса Карповна. Вполне очевидно, что автор хотел донести до читателя мысль о том, что время кардинальных перемен ещё не настало. Кровавое воскресенье 1905 года полностью подтвердило эту мысль.

Пьеса Горького “На дне”: краткое содержание

5 (100%) 3 votes

В пьесе рассказывается о жизни людей в ночлежке, которые объединены слабостью, не хотением найти новую - лучшую жизнь. К ним приходит странник, проповедующий лож, которой поддаются некоторые жители. У этих людей своя правда и общее неумение жить. Они иногда пытаются измениться в лучшую сторону, но в итоге у них все равно ничего не получается, лишь некоторые смогли уйти от повседневной жизни, от лжи и безысходности, они все же нашли в себе силы измениться.

Краткое содержание пьесы На дне по действиям, главам, актам

Акт первый

Главные герои живут в ночлежке, которая показана как мрачный и грязный подвал. Здесь представлены Анна, которая больна и скоро умрет, Настя, читающая очередную книгу, Бубнов, сидящий на своей кровати и чинящий шапку.Барон потешается над читающей Настей, а Клещ ссорится с Квашней на счет замужества. Начинается ссора, многие переходят на крик, Анна умоляет перестать, потому что чувствует себя все хуже и хуже. Актер слезает со своей лежанки, ворчит, что пыльно. Никто не хочет мести пол.

Клещ, Актер и Костылев снова спорят из-за денег. Приходит Лука, знакомится со всеми. Настя перестает читать, желает выпить. Она всем рассказывает о связи Пепла с сестрой Василисы. Анна никому не нужна, Лука уводит ее в сени. Василиса снова бьет Наташу, их разнимать бежит Медведев.

Акт второй

В этом акте описывается, как Актер хочет рассказать любимый отрывок из любимого произведения страннику, но не может вспомнить слова, рассказывает свою историю о том, что был узнаваемым человеком, но начал пить и все утратил. Взамен Лука говорит о больнице, где лечат таких, как он.

Пепел ведет разговоры с Василисой и жалуется, что жить так больше невозможно, он признается ей в любви на что получает положительный ответ. Василиса пытается уговорить Костылева на убийство мужа, за это обещает выдать денег. После этого он сможет вместе с Наташей уехать. Внезапно заходит Костылев и кричит на Василису, потому что не сделала работу по дому, обзывает ее самыми различными бранными словами. Лука, подслушавший их разговор, слезает с печки. Странник говорит ему не идти на поводу у Василисы, а самому забрать Наташу и уехать куда они пожелают. Лука замечает, что Анна тихо умерла и зовет всех людей ночлежки посмотреть.

Актер снова находит Луку, и всё же читает ему отрывок из произведения, которое вспомнил актёр, также говорит страннику о своих планах посетить больницу, о которой он упоминал ранее. Утверждает, что он готов к новой жизни. Еще упоминает, что ранее он носил имя Сверчков - Заволжский, а в ночлежке никому это не интересно, Потому что он его потерял, а ведь даже у животных есть клички. Наташе жалко Анну, но Бубнов утверждает что, все равно все мы умрем. Жители ночлежки все вместе и теперь думают, как убрать покойницу из дома. Даше неприятно то, что никто Не жалеет бедную Анну. Лука же снова вставляет свое слово: "никто не жалеет даже живых и самих себя".

Акт третий

Действие происходит на почти заброшенном пустыре, здесь собрались все жители ночлежки. Настя начинает рассказывать об отношениях со студентом, который жил ранее во Франции. Барон не верит ее словам, на что выслушивает крики о непонимании любви. Настя заканчивает рассказывать со слезами на глазах, ее начинают успокаивать. Барон не унимается - злит Настю тем, что она прочитала эту историю, а не пережила ее. Лука говорит, что если она верит в нее, то значит все это - правда.

Потом очередь Наташи - она рассказывает о своих мечтах, о том, что тоже хочет прекрасную историю любви. После того, как Лука ругает Барона за издевки над Настей, тот идет мириться с ней.

После рассказа истории Луки о том, как к нему в дом однажды забрались мужики, которых он приютил. Бубнов говорит, что ему по душе правда, а не сладкая ложь.

Приходит Костылев, заставляет Наташу идти работать по дому. Затем спорит с Лукой, утверждая, что жизнь странника - пустая жизнь, что человеку нужно обязательно иметь свое место на Земле. Бубнов же ведает свою историю о том, как чуть не убил жену из-за измены. Но остановился, потеряв свою мастерскую. Клещ вынужден продать свои инструменты, потратив деньги на похороны жены.

Костылевы снова начинают ругать Наташу, Пепел решает заступиться, после чего лишает хозяина жизни. Он делает это случайно, а после орет на Василису, что именно этого она хотела. Наташа понимает, что они были в заговоре и ничто не разрушит ее выводы.

Акт четвертый

Начинается суета, в это время Лука куда-то пропадает, никто больше его не видит. После чего жители замечают, что странник был замечательным человеком. Наташа тоже исчезает из больницы, не возвращается в ночлежку. Пепела отдали под суд, а на счет Василисы никто не беспокоиться, все думают, что сможет решить все свои проблемы, потому что очень хитра. Настя бунтует и обзывает всех сором, от которого нужно срочно избавиться.

У Актера мрачное настроение, он читает слова из пьес про смерть. Сатин пытается всех помирить, когда он пьян, то начинает добреть. По его мнению, каждый человек сам себе хозяин и вправе жить так, как пожелает. Подходят все остальные жители и садятся обедать, Бубнов с Алешкой все еще суетятся, они выпили довольно много и хотят петь. Спустя некоторое время входит Бубнов и сообщает весть: Актер убил себя - повесился. Многие в шоке, а Сатин жалеет, что вся песня испорчена.

Данная пьеса учит читателей тому, что если не нравится окружающая жизнь, то стоит изменить ее, хотя бы сделать попытки для этого, а не сидеть сложа руки и просто ныть изо дня в день.

Все герои ночлежки недовольны своей жизнью, они только жалуются на нее. Но когда приходил Лука со своей ложью, то открывает для некоторых простые истины, именно поэтому Актер решает идти лечиться и другие тоже пытаются повлиять на свою жизнь. Но в итоге практически ничего не меняется в лучшую сторону, только несколько смертей и еще несколько загубленных жизней. Горький в своей пьесе пытался изобразить проблему того времени - у людей нет желания менять свою жизнь и прикладывать к этому хоть каких-то усилий. Его надежды, что следующее поколение сможет устранить эту проблему тоже изображены в пьесе.

Лука, который странствовал большую часть своей жизни, проповедует ложь, которая для некоторых спасение, а для других же - смерть.

Сатин на ровне с Лукой пытается донести, что все в руках самого человека, что все зависит только от него. Но другие жители ночлежки не желают понимать, им важнее материальные ценности и житейские заботы. Судьба многих героев пьесы обречена на провал, они продолжают пить, ругаться и ссориться.

Также пьеса учит читателей тому, что не нужно забывать жить, не врать своим близким и окружающим людям, и наконец найти свой смысл жизни, чтобы не погубить ее.

Многомудрый Литрекон обратил свой взор на пьесу Горького «На дне» и пересказал ее в сокращении, чтобы вам было проще вспомнить основные события из книги в нужный момент. Сюжет драмы разворачивается в московском подвале, где доживают свой век «отбросы общества»: проститутки, бывшие и будущие каторжники, опустившиеся мещане. Всех их связывает всепоглощающая нищета, которая засасывает каждого персонажа в свою трясину.

Действие начинается весной в подвале, в обстановке, пронизанной нищетой. Настя читает книгу «Роковая Любовь», над чем подшучивает Барон, пока Квашня, торговка пельменями, ведёт феминистские разговоры о замужестве, её донимал ухажёр. Слесарь Клещ относится к этому скептически, хотя его жена Анна находится в предсмертном состоянии. Анна просыпается и просит дать её умереть спокойно, закончив перепалку. Барон с Квашней уходят.

Просыпается Сатин, со слов Бубнова, его недавно избили за проигрыш в карты. Актёр предупреждает его, что однажды его убьют, но тот убеждён, что уже мёртв. Сатин служил на телеграфе, Бубнов был скорняком. Анне становится хуже, Актёр помогает ей выйти на улицу. Они натыкаются на Костылёва, хозяина их ночлежки, он ищет свою жену и одобряет помощь Актёра. Посмертную. Актёр просит сократить его долг, но получает отказ. Хозяину кажется, что его жена изменяет ему с вором Васькой Пеплом, но не идёт на конфликт – он скупает у него краденое. На деле вор ухаживает за её сестрой Наташей. Актёр берёт в долг и у вора. Клещ хочет добросовестно вырваться из нищеты, но дожидается смерти жены. Но Пепел возражает ему: «Совесть на ноги вместо сапог не наденешь». Он убежден, что честного выхода из подвала нет.

Наташа приводит в комнату новое лицо, странствующего старика по имени Лука. Пепел не упускает свой шанс, оказывая Наташе внимание и хвастаясь собой, но его отвергают. Лука знакомится с постояльцами и узнаёт, что Барон действительно был аристократом, но теперь обнищал. Между тем в комнату заходит загулявший сапожник Алёшка. Своим видом и пьяными речами он вызывает сочувствие Луки и Насти, последняя зовёт Василису, и та прогоняет «щенка» на улицу. Она тайком ищет Пепла, но тот, со слов Бубнова, исчез. Она в раздражении заставляет его мести вне очереди и уходит. Луке объясняют любовный треугольник Пепла, и тот подметает за Бубнова. Входит полицейский Медведев, задержавший сапожника за нарушение спокойствия. Появляется квашня, все понимают, что полицейский – её ухажёр (другой). Она снова отрицает замужество и тепло вспоминает смерть первого мужа. Лука приводит нездоровую Анну, а в сенях начинается драка Василисы и её сестры. Их разнимают, и Лука остаётся наедине с больной девушкой.

Акт 2

Действие проходит в той же обстановке вечером. Лука проводит время возле Анны, Клещ и Актёр наблюдают за шумной игрой в карты, Медведев играет с Бубновым в шашки. К компании присоединяются двое крючников. Анна предаётся воспоминаниям о мучительном голодном прошлом, Лука утешает её как может, обещая отдых после смерти, в раю, и уходит в кухню. В это время крючник Татарин ловит Барона на жульничестве, Сатин подмечает, что все они – жулики, и разгорячённый Татарин уходит. Актёр пытается рассказать Луке стихи, но забывает начало. Пытается сослаться на отравление алкоголем, но Лука отмечает – «в любимом - вся душа», — на что Актёр отвечает, что давно пропил свою душу. Он алкоголик. Лука пытается его вразумить, рассказав о бесплатной больнице для пьяниц в одном городе, обещает сказать название, если тот воздержится от бутылки на пару дней. На миг Актёр кажется заинтересованным, но, словно проснувшись, отказывается и уходит. Анна хочет поговорить с дедушкой Лукой. Клещ тоже хотел что-то сказать, но воздержался. Анна считает, что в её состоянии есть его вина – он её бил. Лука снова утешает её ласковой смертью и райским уделом всех страждущих.

Входит подвыпивший мрачный Пепел. Анна спрашивает Луку, что её ждёт «там», он уверяет, что ничего. Медведев строго интересуется, откуда тому известно, привлекая внимание Пепла. Вор нагло вмешивается на стороне странника и между делом справляется о состоянии Наташи, шутливо угрожая полицейскому. Лука с Бубновым его освистывают, когда угроза становится уверенней. Васька рассказывает, что вором он родился, и его судьба предрешена. Он интересуется у старца, есть ли бог, но тот (с улыбкой) отошел от темы, ведь, по его мнению, есть то, во что ты готов поверить. Бубнов уходит. Входит Василиса и зовёт Ваську в его же комнату. У них состоялся неловкий разговор, и она принимает правду: герой отвергает ее, потому что у женщины его мечты должна быть душа, а у Василисы ее нет. В ответ она предлагает Пеплу сделку – он должен убить её мужа в обмен на Наташу и небольшое приданное.

Осторожно входит Костылёв и застаёт их вместе, начинается скандал, и Пепел прогоняет его. Их разговор услышал Лука. Он осторожно советует оставить эту женщину в покое – мужа она сживёт и сама, половчее него. Пусть берёт ту, что по нраву, и бежит прочь. Вскоре Лука замечает, что Анна умерла. Они пошли вдвоём в трактир за Клещом. Вору не по себе от покойников. Появляется «нализавшийся» Актёр, снова со своим стихом, что он читает в пустоту. Входит Наташа, он прощается с ней и сообщает, что уходит в поисках той самой больницы. Входят остальные, Клещ пропил свои деньги, ему не на что похоронить Анну. Ему обещают помочь.

Акт 3

Действие проходит ранней весной, на заднем дворе ночлежки, называемом «Пустырём». Присутствуют Наташа, Настя, Лука, Барон и Клещ, Бубнов выглядывает из окна. Настя увлечённо выдумывает любовную историю между собой и неким студентом. Барон со смехом отмечает, что у студента поменялось имя. Лука встаёт на её сторону со словами: «Не в слове - дело, а - почему слово говорится? - вот в чём дело!». Настя продолжает, но Барон подмечает, что эта история из её книги «Роковая Любовь». Лука успокаивает её и уводит в сторону. Барон интересуется, почему другим так нравится врать, Наташа признаётся, что любит врать себе. Барон сопереживает Наташе, Костылёв её часто бьёт (ранее его называли кровопийцей) и уходит мириться с Настей. Лука рассказывает историю из своего прошлого про то, как он пощадил воров, бывших каторжников, оказавшихся хорошими людьми. Бубнов признаётся, что не умеет врать. Клещ внезапно кричит на него. Его взгляды более материалистичны, он уходит. Бубнова это забавляет, Лука остаётся при своём.

Появляется Пепел, узнав о проблеме Клеща, осуждает его, передразнивая. После очередной дискуссии на тему лжи, Васька решительно предлагает Наташе уйти с ним и пообещал бросить воровство. Она не решается, хотя ее поддерживает Лука, а сестра подшучивает над ней из окна. Выходит Костылёв, прогоняя Наташу. Начинается перепалка, но Лука охлаждает его пыл, и вор уходит. Скоро уходит и Лука, хозяин ночлежки интересуется у него, куда он держит путь. Странник идёт куда глаза глядят, но для Котылёва это неприемлемо. Он считает, что у каждого должно быть свое место, и покидать его нельзя. Для Луки же все люди разные. Хозяин ночлежки пытается неловко угрожать оппоненту, раззадорившись, однако, Василиса вовремя зовёт его на чай.

Появляются Сатин и Актёр. Последний не оставляет мыслей о лечебнице и уже день не пил. Лука не до конца понимает Сатина и расспрашивает его о прошлом. Сатин около четырёх с половиной лет просидел за убийство подлеца, совершенное по вспыльчивости – покойник оскорбил его сестру. В тюрьме свой образ жизни и заработал, став игроком. Приходит Клещ: он продал практически всё, чтобы похоронить жену, он больше не может работать.

Наташа вновь сцепилась с сестрой. Актёр приводит Пепла, он мешает Василисе бить сестру и случайно ударяет Костылёва. Тот падает и разбивается, начинается путаница: Василиса обвиняет Пепла в убийстве, он оглашает их договор. Наташа, будучи не в себе, проклинает его.

Акт 4

Действие начинается в комнате. Лука исчез. Сатин, Барон и Настя, выпивая, обсуждали эту новость: Настя сочувствовала старику, ставшему свидетелем убийства, остальные по-своему насмехались над его философией.

Сатин считал, что ложь бывает утешительная, примиряющая, из жалости к ближнему, он знает ложь. Он говорит:

Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!

Барон так же принял сторону Луки. Сатин предлагает за него выпить. Возможно, он родился на счастье ним, говорит герой. Он напоминает Барону о былом, тот начинает вспоминать историю деда, но Настя в шутку обвиняет его во лжи снова и снова, что бы он ни говорил. Когда Сатин спрашивает её, посещает ли она Наташу в больнице, оказывается, что она тоже исчезла, как и странник. Они размышляют, что станет с Пеплом. За убийство в драке – только тюрьма, как заметил Сатин. В шутку Настя предпочла бы всех отправить в каторгу.

Сатин напился. Барон восхищён его умением рассуждать, даже в таком состоянии. «Человек - вот правда!» — говорит его собесдник. Барон признаётся, что прожил всю жизнь как в тумане, словно во сне, только и делая, что переодеваясь.

Актёр просит Татарина за него помолиться и уходит. Навеселе появляются Медведев и Бубнов. Все начинают петь и пить в буйной компании. Позднее Барон обнаружил, что Актёр повесился. Занавес.

Пьеса М.Горького "На дне" была написана в 1902 году. Она представляет собой социально-философскую драму. Горькому удалось удивительно точно изобразить тяжелую жизнь социальных низов. Кроме того, автор поднимает важную философскую проблему. Что есть правда? Нужна ли правда всегда и везде или в некоторых случаях человеку лучше солгать? На эти вопросы он отвечает на протяжении 4 актов своего произведения. Краткое содержание "На дне" поможет разобраться в идейном и художественном наполнении драмы.

Композиция

Пьеса состоит из четырех действий. В отличие от пьес предшествующей эпохи, Горький не делит их на явления. Также он нарушает и характерное для классической драмы триединство. Единым остается только место действия - ночлежка. Промежуток времени, изображенный Горьким, довольно продолжительный.

Краткое содержание. "На дне" как социальная драма

Безусловно, пересказ этого произведения по большему счету позволит выявить лишь социальный пласт. Так как для того, чтобы понять его философское наполнение, необходимо обратиться не к действию, а к диалогам героев. Чтобы раскрыть свое отношение к таким философским категориям, как правда и ложь, Горький привлекает разные образы. "На дне" - это драма жизни, переданная через общение героев.

Акт 1

Начинается с описания ночлежки. Перед нами нищенское жилище, где ободранные стены, вместо кроватей нары, а потолок давит на жителей. На постели лежит умирающая от чахотки Анна. Остальные жители ночлежки ведут спор о том, кто должен дежурить. Из диалогов героев мы понимаем, что Актер спился, он говорит, что его организм отравлен алкоголем. Сатин же питает страсть к трудным словам, а их он знает немало, так как раньше работал на телеграфе и много читал. Пепел - вор, которому легко достаются деньги. Клещ - слесарь, который надеется на то, что после смерти жены Анны он сможет покинуть ночлежку. Василиса, жена хозяина ночлежки Костылева, влюблена в Пепла и преследует его. А Пепел же неровно дышит к ее сестре Наталье, которую старшая сестра страшно тиранит. Краткое содержание "На дне" не может передать всего того, что происходит в ночлежке. Люди не понимают друг друга, не поддерживают, хотя попали в одинаковое положение. Напротив, они издеваются друг над другом, подтрунивают, оскорбляют и грубят. Появляется новый житель - Лука. Он странник, пожилой, его приводит Наташа.

Акт 2

Жители играют в карты. Безучастен лишь Лука и Анна. Она жалуется старцу на свою жизнь, она боится, что и после смерти ее ждут муки. Но Лука утешает ее, говорит о том, что "там" она будет спокойна, что смерть - это утешение для таких страдающих людей. Остальным жителям ночлежки нет дела до предсмертных мук Анны. Они слышат, что рассказывает Лука и обвиняют его во лжи.

Василиса тем временем предлагает Пеплу убить ее мужа, тогда она даст ему достаточно денег для того, чтобы он уехал с Наташей. Лука услышал этот разговор и советует Пеплу забирать любимую и ехать в Сибирь, ведь там он сможет начать новую жизнь. Актеру же странник рассказывает о городе, в котором есть клиника, где лечат от пьянства бесплатно, однако название этого города он позабыл.

Акт 3

Отношения в ночлежке обостряются. Клещ, Барон, Бубнов и Пепел обвиняют Луку во лжи. Клещ ненавидит всех и вся, он не хочет слышать ни правду, ни лживые обещания Луки. Правда в том, что у них нет жизни. Пепел и Бубнов утверждают, что врать человеку нельзя.

Лука рассказывает историю о праведной земле. Один человек верил, что такая земля есть. но один ученый открыл ему тайну, человек расстроился и повесился. Лука доказывает этим, что правдой вылечить душу нельзя, а ложью можно.

Это центральная проблема в пьесе "На дне". Характеристика монологов Луки, Пепла, Бубнова и Сатина помогает разобраться, на чьей же стороне автор. Однако мы узнаем это только в четвертом действии.

Пепел предлагает Наташе уйти с ним. Василиса в ярости. Завязывает драка. Василиса обварила ноги Наташи кипятком. Пепел, который вступился за нее, в пылу драки убивает Костылева. Лука незаметно исчезает.

Акт 4

Четвертый акт является показательным для понимания идейного замысла пьесы "На дне". Горький именно здесь завершает исследование вопроса о правде. Жители ночлежки обсуждают происшедшее. В первую очередь их интересует исчезновение Луки и его поведение. Практически все сошлись во мнении, что Лука - добрый человек, который обманывал их из сострадания. Больше всех заступается за странника Сатин. Именно в его уста Горький вкладывает свою мысль о правде. Сатин произносит длинный монолог, в котором он оправдывает Луку, однако не соглашается с ним. Жители заводят песню и вдруг узнают, что Актер покончил жизнь самоубийством.

Монолог Сатина

Конечно, утверждающий гуманизм Сатина имеет смысл. Для обитателей ночлежки правда может стать толчком к совершению поступков, к тому, чтобы люди начали действовать, изменять свою жизнь. Лука же просто облегчал на минуту страдания, не давая возможности излечиться.

Сложную композицию драмы можно проследить, составив план.

"На дне": план по актам

1. Описание ночлежки, ее жителей.

2. Игра в карты, споры жителей ночлежки. Анна при смерти. Появляется Лука.

3. Лука дает всем ложные надежды.

4. Наташу обжигают кипятком. Драка, случайное убийство Костылева.

5. Исчезновение Луки. Пепел под следствием. Наташа пропала.

6. Сатин произносит жизнеутверждающий монолог.

7. Актер совершает самоубийство.

План "На дне" показывает, что в пьесе происходят события, она довольна динамична, читать ее интересно.

Выводы

Пьесу можно рассматривать как социальную или философскую драму. Горький вводит ряд новшеств в жанр драмы, он усложняет действие, расширяет временные границы. Гимн человеку - так емко можно назвать пьесу "На дне". Горький вкладывает свою мысль об этом в уста своего героя Сатина. В начале 20 века данное произведение звучало особенно остро и злободневно. Ведь в подобных ночлежках проживала масса людей, каждый со своей сложной судьбой и безрадостным будущим.