Курс «Женские практики йоги. Йога для женщин. Особенности женской практики

Женская йога — это путь к саморазвитию, здоровью и красоте! В этой статье вы узнаете об особенностях практики женской йоги во время менструального цикла.

Эксперт йоги Гита Айенгар

Гита Айенгар вот уже много лет является экспертом в области женской практики йоги. В течение всего этого времени ее постоянно спрашивают о том, как следует проводить занятия йогой во время менструации и др.

В итоге Гита письменно ответила на самые распространенные вопросы. Затем текст был разослан в центры йоги по всему миру. Мы помещаем эту информацию на нашем сайте, чтобы она была доступна для всех желающих.

Вопрос 1: «Какие асаны и виды пранаямы можно безопасно делать во время менструации?»

В течение менструации, с первого до последнего дня, то есть примерно от четырех до семи дней, нужно сосредоточиться на практике тех асан, которые помогают женщине сохранить здоровье и не препятствуют протеканию менструации.

Асаны должны быть подобраны таким образом, чтобы избежать энергетического истощения или гормональных нарушений.

Выполнять с осторожностью!

Такие позы вытяжения вперед, как Адхо Мукха Шванасана, Прасарита Падоттанасана, Паршвоттанасана во время менструации следует по возможности выполнять с опорой под голову. Чтобы лучше расслабить живот, сначала нужно прогнуться назад и только затем войти в позу.

Однако те, кто страдает от болей в теле, низкого кровяного давления, слабости, резкого падения уровня сахара в крови, должны избегать этих поз.

Ардха Чандрасана и Уттхита Хаста Падангуштхасана 2 помогают при обильных выделениях, болях в спине и спазмах в животе. Этим двум асанам нужно уделить особое внимание при остеохондрозе, выпадающих дисках.

Супта асаны, такие как: Супта Вирасана, Супта Баддха Конасана, Супта Сукхасана, Матсьясана, Супта Падангуштхасана 3 (выполняемые с использованием ремней, болстеров и одеял) способствуют расслаблению мышечных и нервных волокон, которые в этот период могут быть напряжены и раздражены.

Эти позы также сохраняют жизненную энергию. Те, кто страдает от одышки, тяжести в груди, задержки жидкости, сильных болей в животе, раздражительности и импульсивности обнаружат, что эти асаны очень эффективны.

Простые вытяжения вперед, такие как: Адхо Мукха Вирасана, Адхо Мукха Сукхасана, Джану Ширшасана, Трианг Мукхаикапада Пашчимоттанасанa, Ардха Баддха Падма Пашчимоттанасанa, Маричиасана, Паршва Упавиштаконасана, Адхо Мукха Упавиштаконасана, выполняемые пассивно, контролируют выделение крови, успокаивают живот и дают отдых клеткам мозга. Эти асаны помогают тем, кто страдает от головных болей, болей в спине, обильного кровотечения, судорог в животе и усталости.

Сидячие позы такие как: Сукхасана, Вирасана, Падмасана, Баддхаконасана, Упавиштаконасана, Гомукхасана, Мулабандхасана и т.д. способствуют . Успокаивая ноги, эти асаны тем самым успокаивают мозг.

Во время менструации нет необходимости спешить, чтобы уложиться в ежедневную программу занятий, которой вы следуете в остальные дни цикла. Поэтому в перечисленных выше асанах вы можете уделить больше внимания работе с коленями, подколенными связками, лодыжками, пальцами ног.

Расслабление и вытяжение суставов делает их более эластичными и менее сухими (выделяется естественная смазка), искореняет боли и опухоли. Кроме того, женщины, страдающие артритом, могут работать с плечами, локтями, запястьями, выполняя Паршва Баддха Хастасану, Пашчим Намаскарасану, Гомукхасану (для рук), веревки для плечей и т.д.

Те, кто не может делать Вирасану или Падмасану, могут сосредоточиться на работе с коленями. Таким образом, занятия не будут столь интенсивными, но и время не будет потрачено зря.

Вы можете достичь значительных результатов в раскрепощении суставов, так как именно медленное, постепенное и неагрессивное воздействие является наиболее глубоким и эффективным.

Тело и нервная система получат необходимый отдых в Випарита Дандасане и Сетубандха Сарвангасане, которые энергизируют и стимулируют грудную клетку, легкие, сердце и сохраняют гормональное равновесие в эндокринной системе.

Занятия йогой могут включать Шавасану, Удджайи и Вилома пранаяму в Шавасане. Если менструация безболезненна, нет головных болей, раздражительности, напряжения, приступов удушья, можно делать Удджайи и Вилома пранаяму сидя.

Если вы хотите просто позаботиться о своем здоровье во время менструации, вы можете ограничиться регулярной практикой поз супта, вытяжений вперед, Випарита Дандасаны и Сетубандха Сарвангасаны и пранаямы в Шавасане. Это займет меньше времени, тогда как полная программа требует от полутора до двух часов.

Вопрос 2: «Каких асан и видов пранаямы следует избегать во время менструации?»

Женщинам следует избегать перевернутых поз, таких как Адхо Мукха Врикшасана, балансов на руках, например Бакасаны, прогибов назад, как Урдхва Дханурасана, Капотасана, «завязывания тела в узел», как в Йоганидрасане, Эка Пада Ширшасане и сжатия живота, как в Навасане и Джатхара Паривартанасане.

В этот период лучше отказаться от пранаямы сидя, если вы все же решитесь делать ее таким образом, то практика не должна длиться более 15 минут. Избегайте Антара и Бахья Кумбаки, Уддияна и Мула Бандх, Бхастрики, Капалабхати и Маха Мудры.

Вопрос 3: «Какие асаны можно делать женщинам, которые занимаются по индивидуальным терапевтическим программам?»

Это очень широкая тема, поэтому здесь будут обозначены только некоторые ключевые моменты.

Если есть проблемы с позвоночником

В этом случае можно делать позы стоя, но при этом оставаться в них меньше обычного, чтобы не уставать. Нужно следить за тем, чтобы обеспечивать должную опору спине, грудной клетке, ногам и т.д., чтобы не перегружать особо чувствительные или поврежденные части позвоночника.

Если есть проблемы с плечами, шеей, спиной

При проблемах с плечами, шеей, спиной, необходима работа с веревками, обязательно нужна опора. Можно делать скручивания в бок, такие как Бхарадваджасана, Маричиасана, так как живот при этом не сжимается.

Остальные скручивания могут приводить к чрезмерному сжатию и оказывать давление на яичники, матку и влагалище. В связи с этим подобных асан следует избегать. Остальные асаны, предусмотренные специальной программой для этого периода, можно выполнять, если они не противопоказаны при существующих проблемах.

Вопрос 4: «Почему во время менструации нельзя делать перевернутые позы?»

Если делать перевернутые позы во время менструации, это будет препятствовать выделению крови. Те, кто пробовал делать это из энтузиазма или пренебрежительного отношения к себе, замечали, что кровотечение резко прекращается.

Это определенно вредно для здоровья и может вести к появлению фибром, кист, эндометриоза и даже рака. Такая практика оказывает разрушительное воздействие на организм. Согласно Аюрведе³, все, что должно быть выведено из организма, не должно задерживаться внутри.

Женщина не может задерживать менструальную кровь также, как не может задерживать мочу, кал или слизь. Эти субстанции называются мала – отходы, которые должны быть удалены. Их задержка внутри организма ведет к всевозможным болезням.

Во время менструации следует также ограничить физические нагрузки, включая ходьбу, танцы, тяжелую работу по дому. Тело нуждается в отдыхе и расслаблении, и они должны быть ему обеспечены.

Перевернутые позы при длительной менструации

Если менструация затягивается на более чем 15 дней, после 12 дней можно начинать делать перевернутые позы, не смотря на продолжающееся кровотечение. Они остановят кровотечение. Но, безусловно, на этом нельзя останавливаться. Нужно знать причину таких продолжительных и обильных кровотечений и решать эту проблему с помощью других асан в период отсутствия менструации.

Перевернутые позы во время овуляции

Если кровотечение имеет место во время овуляции, перевернутые позы показаны как лекарство. По окончании менструального цикла начинают занятия йогой с перевернутых поз. Они оказывают сильнейшее оздоровительное воздействие на репродуктивную систему и быстро восстанавливают гормональное равновесие.

Перевернутые позы во время бе ременности

Перевернутые позыимеют ряд особенностей. Как уже было сказано выше, они задерживают менструальное кровотечение, однако, во время беременности они не только безопасны, но и полезны для здоровья женщины и плода.

Эти асаны благоприятно влияют на женщин, склонных к выкидышам.

В заключении еще раз следует подчеркнуть, что перевернутые позы ни в коем случае не должны выполняться во время менструации. Если выполнять их из упрямства или непреклонности, то это грозит проблемами со здоровьем.

Вопрос 5: «Безопасно ли делать перевернутые позы после третьего дня менструации во время собственной практики или семинаров?»

Кровотечение должно прекратиться полностью, закончиться естественным образом. Это не вопрос трех или четырех дней. Не зависимо от того семинар это или конвенция, женщина должна в первую очередь беречь свое здоровье. Женская йога — это путь к здоровью и красоте, а не к насилию над организмом.

Как только кровотечение прекратится, можно начинать практику перевернутых поз, но переходить к ним нужно мягко. Также не следует резко переходить к позам стоя, прогибам назад, балансам и т.д. Помните, что вы только что родили невыношенный плод, так как менструация называется похоронами нерожденного ребенка.

Источник www.yoga.ru

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Асана- согласно Йога-сутрам Патанджали, «это положение тела, которое удобно и приятно» (

). Но йога, особенно женская йога как духовный путь, а также великолепная гимнастика для тела, гормонов и энергетики — для меня важнейшая практика. И я постоянно нахожусь в поисках новых практик, направлений и учителей, которые созвучны мне, не «ломают» мое любимое тело, а строят свое занятие с пониманием нужд женского тела и энергетики, и после таких упражнений мышцы и суставы становятся текучими, ум — ясным, а сознание — чистым.:)

Я на Бали проходила йогу для гормонов и о том, как это круто работает, описала и дала некоторые практики. Представляю статью йогини, о ее опыте гормонального баланса.

Лекси специализируется на ретритах, каникулах для ума, тела и души, которые проводит на Бали (Прим. мое. — Про мое путешествие на Бали , а пароли и явки ) .

«Йога является тайной. Его целебные преимущества никогда не перестанут удивлять меня. Некоторые асаны даже балансируют гормоны, так что можно практиковать йогу, чтобы обретать гормональный баланс.

Всем Красоты, Сияния и полезной женской йоги!

Намасте, мои дорогие. Как известно йога – это духовная практика — практика саморазвития, направленная на просветление, через работу с телом. Йога была создана мужчинами и для мужчин. Были времена, когда женщинам строго запрещалось не то, чтобы заниматься йогой, а даже приближаться к местам практик.

В наше время основными учителями и «гуру» йоги, авторами книг и курсов, тренерами и наставниками йоги, так же являются мужчины. И моими первыми учителями были мужчины. Занимаясь йогой уже более 12 лет, я пришла к убеждению, что наравне с сильным полом и с той же нагрузкой женщинам заниматься нельзя, иногда даже противопоказано. Для женщин должна быть своя программа. Наиболее приемлемой является именно женская йога . Объясню почему:

А женская йога учла гормональный фон?

Во-первых, хоть мы все Души изначально, но кто-то рождается в женском теле, а кто-то – в мужском. И это не случайно. Сколько не старайся, будешь ограничен возможностями своего тела. Мужчина никогда не станет матерью, хотя фильмы об этом уже существуют. У нас есть гормональный фон. Гормональный фон мужчины и женщины разный, энергетика соответственно тоже отличается – это учитывает женская йога. Менструальный цикл – принципиальное различие женщины от мужчины. У мужчин это так не выражено физиологически. Практика йоги женщинам в этот период даже необходима, чтобы снять напряжение, болезненность, усталость. Но выполняться она должна очень корректно, так как некоторые асаны йоги в этот период вместо пользы могут нанести вред. Женская йога временно исключает «вредные асаны».

Во-вторых, в психологии есть 2 модели жизни: линейная и волновая. У мужчин сознание более линейно, у женщин — более волнообразно. У тех и у других есть свои цели, но они идут к ним по-разному. Система хатха — йога — она линейная, правильная, последовательная. Но женское существование – оно другое. Практика у женщин в какие-то моменты является «непрактикой». И это бывает правильным. Женская йога принимает и такой подход женщин, без ущерба для результатов.

Женская физиология – наши секреты

Месячные – начинается кровотечение, и на 3 — 4 день у женщин начинается весна. Гипофиз начинает стимулировать яичники и фоликуллостимулирующие каналы. Начинают созревать фоликуллы, и по мере их выработки в них начинает вырабатываться все больше и больше гормонов – эстрогенов. Это гормоны 1 фазы цикла, и чем больше эстрогенов, тем более привлекательной становится женщина. Она не постоянна, не линейна. Нельзя всегда фонить на одном и том же уровне, так не бывает. Нельзя предъявлять к себе всегда такие высокие требования. И стараться быть всегда на уровне – это мужской подход. Это нормально, что твоя сексапильность и красота меняется в течение цикла. Овуляция – самое главное явление в жизни женщины. Когда нарастают гормоны: кожа, волосы, глаза сияют, смех выразительнее, эстрогены дают некоторую легкомысленность. Даже шопинг в 1 фазе цикла отличается, от 2-ой.

Женская йога и «вирус» современной жизни

Скажите, современный уровень жизни поддерживает волновую структуру? Или заставляет быть всегда одинаковой, то есть неизменной? Кому нужна женщина с этими ее непонятными состояниями? Очень удобно общаться с линейным человеком, поведение которого всегда предсказуемою Всегда знаешь, что от него ожидать. И нам самим удобно вписываться в жизнь с линейным поведением. Но это неправильно с точки зрения гормонов, с точки зрения физиологии, с точки зрения психологии. Психологически мы выравниваем эту волну и становимся все больше мужчинами. Нам хочется романтики, но где ее взять, если мы сами становимся такими не женственными? Вывод: важно эту идею понять, принять и насколько возможно отслеживать. И проявлять себя женщиной во всех условиях: дома, на работе, на отдыхе, в фитнесе или спортзале. Но! Современные фитнес — йога программы построены именно на линейности. Раз-два — получи результат. Именно сейчас, когда необходимо выдержать нагрузки современной жизни и необходима женская йога , с её гибким подходом к женским «особенностям».

Чем женская йога отличается от обычной йоги?

Я на собственном опыте убедилась, что йога многогранна, и каждый человек: мужчина или женщина – найдет свой инструмент для самореализации, но для этого нужно знать, какой результат вы хотите получить. Если женщина будет заниматься практикой йоги, не учитывая всех особенностей женского организма и женского состояния сознания, то к чему может это привести? Женщина легко может наполниться янскими (мужскими энергиями), что может привести к потере женственности, пред вами предстанет эдакая «леди-чатуранга». Женская энергия начинает рассеиваться. И потом таким женщинам не стоит удивляться, почему им становится трудно привлечь в свою жизнь мужественного мужчину, или почему в семье происходит перераспределение ролей, где женщине предназначается роль добытчика и кормильца семьи.

Опять-таки повторюсь, все зависит от тех целей, которые женщина ставит перед собой. Если женщина стремится наполниться женскими энергиями, стать сексуальной, обаятельной и привлекательной, то женская йога поможет в этом , только нужно знать, как этим инструментом пользоваться. А если говорить о пользе женской йоги в поддержании и сохранении репродуктивной системы, во время месячных, в период беременности и в послеродовой период, в период менопаузы, то роль женской йоги вообще трудно переоценить.

Женская йога — это панацея?

Исходя из этой позиции, я смею утверждать, что женщинам полезнее и правильнее заниматься именно женской йогой . Очень хорошо, если ваш инструктор по йоге — женщина, еще лучше, если у нее есть семья и дети, если к тому же она женственна и интересна как человек – можно считать, что у нее есть чему поучиться.

Я в течение долгих лет искала свой путь, училась у великих мастеров йоги С.Шивананды, Р.Гаметхаллера, А.Сидерского, А.Н.Кузьбашева, А.Зенченко, А.Пахомова, в том числе женщин Кали Рэй, Шива Реа, Гита Айенгар, Франсуаза Фридман.

Через духовную практику можно развить в себе божественную женственность и зажечь внутренний свет, который станет благословеньем и маяком для нас, нашего окружения и всего мира!

В шактийских текстах женщины и земля одинаково почитаются как источники энергии, жизненности, физического и духовного благополучия. В индуистской традиции йогини (продвинутая женщина-йог) представляет собой йога-шакти Кундалини, а также силы, пребывающие в различных чакрах (женские божества). Йогини обладает силой самой йоги и может пробуждать её в других, причём не только в целом, но и в любой точке или части тела и ума. Состояние женской психики - состояние и энергия всего мира. Йоги Бхаджан подчеркивал, что через совершенствование и духовную гармонию женщины можно возвысить всё человечество…

Женская йога в современном мире

Несмотря на то, что в настоящее время женщин, интересующихся йогой, гораздо больше, чем мужчин, количество совсем не говорит о качестве. Часто женщины занимаются йогой по форме (и для формы), но не по сути. Для многих она не становится философией и образом жизни, а заменяет фитнес. С мужчинами ситуация обстоит несколько иначе в силу их склонности всё анализировать и обдумывать («Зачем делаю асаны?», «Для чего выполняю пранаяму?», «Что даёт медитация?» и т. д.), изучать информацию. Женщины могут ходить на занятия для умственного отдыха, эмоциональной зарядки и возможности пообщаться. Это можно объяснить отличием устройства мышления мужчин и женщин. Если вы дадите какую-то интересную вещь мальчику, то он её обязательно разберёт, чтобы узнать, как та устроена, понять принцип работы механизма; девочка же удовлетворится тем, что вы покажете назначение данной вещи и, скорее всего, даже не подумает её разбирать. Это не означает, что чьё-то мышление устроено лучше, потому что в высокоразвитой личности присутствуют качества обоих полов, делающих личность целостной. Мудрая учительница (преподаватель) йоги, которая излучает не просто внешнюю красоту, а обладает глубоким внутренним миром, будет способна изменить мировоззрение множества женщин, пришедших в йогу по абсолютно разным мотивам, не касающимся развития сознания, и направить вектор их развития в нужном направлении…

Для того чтобы способствовать развитию себя и окружающих, необязательно становиться преподавателем йоги, достаточно развивать в себе качества сострадания (не путайте с сопереживанием) и осознанности. Мы часто думаем о том, что многие настолько глупы или слепы, что не способны проснуться в этой жизни. Но это лишь потому, что мы сами не готовы активно трансформироваться, а значит, и менять саму реальность. Верьте в людей, откройте в себе способность видеть в каждом чистую потенциальность и божественную искру. Нам неизвестно, какова скорость эволюции конкретной души, потому что она неповторима и уникальна. Так подбросьте «дров в печь» своей верой в человека! Порой достаточно лишь небольшого толчка, чтобы человек начал движение вперёд. А также не думайте, что ваша жизнь незначительна и что своими действиями вы не измените мир. Без одной капли кувшин будет уже не полон…

Пробуждённый ум - бодхичитта - не создаётся причинами и не разрушается обстоятельствами. Его не сотворили искусные будды и не изобрели смышлёные живые существа. Он изначально присутствует в тебе как твоя естественная собственность

Падмасамбхава


Именно женский подход в йоге может раскрыть новые грани в этой «мужской» системе самосовершенствования. Женский подход - это метод энергии, способность интуитивно постигать реальность (например, «втекать» в асану). Мужской подход - метод сознания, часто основанный на следовании определённым инструкциям, согласно имеющимся знаниям (силой войти в асану и «отстроиться по учебнику»). Чтобы смысл йогической практики стал ясен большему количеству людей, необходимо искать различные методы. Будда, для того чтобы разъяснять Путь Освобождения различными способами, чтобы он был понятен разным людям, создал различные методы учёбы, названные «Воротами Дхармы». Именно женская способность приспосабливаться может помочь найти подход к конкретному человеку, а не считать, что «это не мой кармический человек». Какая разница, есть ли у вас какая-то связь с этим человеком или нет, если вы сможете помочь человеку эволюционировать. Не было связи раньше, так пусть появится сейчас…

В произведении «Песнь Сахаджио (Песня Сахаджия)» есть строки:

Во сне она в пустом небе Божественного; проснувшись, она вспоминает Божественное. Что бы она ни сказала - это божественные слова. Она практикует безжеланную преданность

Сахаджо была санньясинкой, монахиней. Будда называет пустоту нирваной, Шанкара называет нирваной наполненность, а Сахаджо объединила их вместе. Сахаджо стала мостом. Проснувшись, она вспоминает Божественное - то, что во сне было пустым небом, в пробуждении становится наполненностью. Существование едино. Мы в двух состояниях - сна и пробуждения: человек, который переживает существование во сне, находит, что это предельный покой, человек, переживающий его в пробуждении, находит, что это предельное блаженство. Во сне блаженство становится покоем; в пробуждении покой становится блаженством.

Будда сидел в молчании под деревом Бодхи. Он пережил существование как пустоту. Чайтанья танцевал в существовании, он увидел существование как пробуждение. Оба они пережили одно и то же, но в разных измерениях. Если ты переживаешь с закрытыми глазами, ты переживаешь существование как пустоту; если ты переживаешь с открытыми глазами, ты находишь, что эта безграничная игра существования есть наполненность. Она говорит, что и Будда прав, и Шанкара прав. «Я пережила существование с обеих сторон, я поняла, что оно не два. Два - это в реальности одно. Это две стороны. Если мы закрываем глаза, внутри пустота; если мы открываем глаза, отовсюду изливается наполненность».

«Дхарма Будд такова, что Дхарму проповедуют

С помощью десятков тысяч, коти уловок,
Следуя обстоятельствам.
Те, кто не учится, не способен её понять.
Но вы уже знаете о следовании уловкам Будд,
Учителей миров, И [у вас] нет сомнений.
Пробуждайте в своих сердцах великую радость
И знайте, что станете Буддами!

Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы


Великие женщины йогини

Мачиг Лабдрон - легендарная тибетская тантрическая йогиня, создатель практики Чод. Мачиг была современницей Марпы и Миларепы. Йогиня достигла освобождения посредством практики и обрела спонтанный опыт уничтожения четырех демонов эго. Мачиг Лабдрон считается перерождением Ёше Цогьял , супруги Падмасамбхавы, великого учителя VIII века, принесшего буддизм в Тибет. История Ёше тоже очень увлекательная и вдохновляющая. У Падмасамбхавы была вторая супруга, Мандарава , ставшая царицей сиддхов. Известны её множественные воплощения в виде других йогинь. В теле Мачик Друппей Гьялмо она открыла миру практику будды безграничной жизни. Также известны истории буддистких йогинь Нангсы Обум и Аю-Кхадро .

В древней Индии женщинам было сложнее заниматься йогой, которая считалась исключительно мужским занятием, но такое направление, как Бхакти-йога была доступна женщинам. О стойкости и серьёзности женских аскез мы можем узнать, например, из жизнеописаний святых Вайшнави. Вишнуприяя Деви, вторая жена господа Чайтаньи (основоположник гаудия-вайшнавской традиции индуизма), после принятия мужем саньясы вела аскетичный образ жизни и имела строгую садхану (духовную практику). Чайтанья Махапрабху считается особым воплощением Радхи и Кришны в одном лице (Кришна в умонастроении Радхи, явившийся с целью постичь всю силу её любовной преданности к себе и дать всем людям чистую любовь к Богу). Джахнава Мата (Нитьянанда-шакти), переполненая према-бхакти, своей сострадательной проповедью освободила многих атеистов и грешников. Гангамата Госвами (Шачидеви) пребывала в очень суровом отречении и проповедовала «кришна-катхи» из «шримад-бхагаватам». Вы только представьте себе, сколько необходимо усилий, чтобы, как Лакшмиприя Деви Даси, ежедневно читать по 192 круга маха-мантры (300 000 раз)!

В джайнизме (древняя дхармическая религия) человек, достигший просветления благодаря аскезе, ставший примером и учителем для всех, кто стремится к духовному наставничеству, называется Тиртханка́ра. Считается, что тиртханкары преодолели низменные чувства, такие как гнев, гордыня, обман, желание, и построили брод через «реку человеческой нищеты». В конце своей жизни тиртханкары получают освобождение из цикла перерождений. Последним, 24-м тиртханкаром нашего полуцикла, был учитель Махавира (599-527 год до н. э.), существование которого считается установленным историческим фактом. Шветамбары (одно из двух основных течений) верят, что 19-м тиртханкаром была женщина (Маллибай, известная как Малинатх). Согласно джайнскому учению, она стала сиддхой, полностью сбросив с себя карму. Маллибай родилась в городе Митхила в династии Икшваку. Её отец - король Кумбха, а мать - королева Прабхавати. Следующий тиртханкара будет рождён через 81 500 лет.

Будда знал, что, если он будет посвящать женщин, тогда мужчины и женщины окажутся вместе и возникнут проблемы: мужчины станут влюбляться в женщин, что будет отвлекать их от практики и заставит погрузиться в «страсти». Держаться подальше от женщин мужчинам будет очень трудно. Именно поэтому он не хотел принимать в ученики женщин, а не потому, что те менее способны и развиты.

В предисловии к тексту «Золотые чётки, содержащие нектар» Ёше Цогьял говорит о себе и Падмасамбхаве так: «Я служила ему как супруга и спутница. Однажды во время пребывания в пещере Тидро мне был указан смысл Сокровенной Непревзойдённой Сердечной Сущности Великого Совершенства, и был мною понят. Благодаря воззрению я постигла естественное состояние как прямое переживание, а не как теоретическое предположение». Пример этой тибетской княжны подтверждает, что достичь Просветления могут равно и мужчина, и женщина, поскольку пробуждённое состояние ума не имеет ни мужского, ни женского рода.

Ниже я хочу рассказать о некоторых йогинях современности, внесших значительный вклад в дело распространения йоги для людей.


(Евгения Васильевна Петерсон; 12 мая 1899, Рига, - 25 апреля 2002, Буэнос-Айрес, Аргентина) - одна из первых женщин йогов, популяризатор йоги в разных странах мира. Её учителем был Тирумалай Кришнамачарья (учитель Аенгара). Прожила 103 года.

Гита Аенгар - старшая дочь Б. К. С. Аенгара. После 35-летней интенсивной практики йоги она стала верной помощницей отца в передаче его знаний. У неё диплом по Аюрведе (ведической медицине), она обладает глубокими знаниями санскрита и великим мастерством духовных писаний в области индийской философии Она является автором знаменитой книги-бестселлера «Йога - драгоценность для женщины» и многочисленных статей, а также часто выступает перед публикой. В своей книге Гита ясно разъясняет техники выполнения грациозных и вместе с тем сложных движений, включая пранаямы; сочетает знания йоги и аюрведы; указывает на практические шаги, ведущие к продвижению от чисто физического плана к более высокому уровню сознания.

Кали Рэй - американка, создавшая систему Трай (Три) йоги - йогу достижения триединства Сат-Чит-Ананда (Бытия, Сознания и Блаженства). Её Гуру стал Свами Сатчитананда. Во время медитации (она медитировала с детства) её тело стало спонтанно выполнять незнакомые упражнения. Обнаружив, что эти упражнения очень похожи на асаны хатха-йоги, девушка решила, что обязана понять, что за знание открылось её телу. После трехлетней медитации была составлена система практики асан, крий, пранаям и мудр. Кали Рэй не считает Трай йогу собственной заслугой, но знанием, полученным по милости Кундалини. О себе самой Кали часто говорит в третьем лице.

Нирмала Шривастава (1923 г.-2011 г.) более известна как Шри Матаджи Нирмала Деви . В 1970 году основала движение Сахаджа йоги, которое на сегодняшний день распространилось более чем в ста странах мира. Сахаджа Йога - это метод медитации, направленный на установление внутреннего баланса физического, эмоционального и ментального состояния человека, получения реального опыта самосозерцания. Основой метода является Самореализация, энергетическая трансформация человека (перевод с санскрита термина «атма сакшат кар», что дословно означает ‘проявление своего духа’). Сахаджа на санскрите означает ‘спонтанный’, ‘естественный’. Понятие «спонтанной духовности» вводил в индуизм натха-йог Горакшанатх. Продвижение к этой стадии совершенства описывал Гуру Нанак, основатель традиции сикхов. Учитель Натхов Махендранатх считал, что, как дети, мы естественны. Такой характер затем часто становится скрытым под давлением обстоятельств и искусственных глобальных понятий. Сахаджия означает ‘понимание и принятие’ этой скрытой сущности человека, его природы, его личных вкусов. Эта идея резонирует с идеей даосизма Лао Цзы, некоторой практики возврата к спонтанности ребёнка.

Основные особенности йоги для женщин

В Поисках ответа на вопрос: «Почему практически нет известных мастеров среди женщин, ни одна женщина не основала религии, а священные писания тоже написаны мужчинами?» - я наткнулась на интересную, на мой взгляд, точку зрения. Она заключается в том, что женщины часто реализуются через самоотдачу, поэтому становятся преданными и учениками предельных высот. Мужчине же легче быть мастером, но быть учеником трудно, потому что для ученичества он должен быть скромным. Он может медитировать, но ему очень трудно молиться. В медитации он уничтожает эго (мужчине трудно сдать эго, но нетрудно его убить). Мужчина в огне медитации сжигает эго, но не склоняется скромно к чьим-то ногам.


Махавира или Будда - они убили, выжгли эго и таким образом избавились от эго. У отсутствия эго есть две формы. Один путь - сжечь эго, а другой - сдать эго. Женщина может использовать эго и сделать средством, сдав, но не разрушив его. Логическое заключение свойственно мужчинам, потому что их связь проходит через интеллект: они ищут доказательства, чтобы появилось доверие. Женщина видит, у неё в сердце возникает волна, которой достаточно для доверия. Эта волна сама себе доказательство. Те, кто достигает путём медитации, становятся мастерами; те, кто путешествует по пути любви, могут стать учениками, преданными. Потому что научить любви невозможно, это индивидуальный путь. Тотально быть учеником - значит достичь тех же высот, что и мастер.

Сто одиннадцать лет, в течение которых учитель находился в Тибете, я служила и угождала ему. Он даровал мне всю без остатка суть своих устных наставлений - сущность своего ума. Всё это время я собирала и записывала все учения, которые он давал, и скрывала их, как драгоценные сокровища

Важно помнить: то, что правильно на одном пути, может стать препятствием на другом. Женщина может познать медитацию посредством любви, потому что насыщена любовью. Для неё название медитации - «любовь, молитва». Некоторым мужчинам ближе путь молитвы, а женщинам - путь медитации. Но чаще всего чрезвычайно эмоциональной и постоянно видоизменяющейся психике женщины тесно в рамках мужского подхода. Выбрав путь любви, женщина может так же, как мастер, менять людей с помощью своей энергии, давать наставления и делиться своим опытом с окружающими.

Скорее всего, многие не поймут до конца эту идею, а некоторые женщины будут возмущены моим заявлением о том, что путь медитации ближе мужчинам. Но мои слова лишь говорят, что есть два пути к одной и той же цели, а какой путь вам ближе, может знать только ваша душа. Возможно, родившись в теле женщины, вы вспомните ту тропу, которой уже ходили в прошлом, и решите обогатить свой опыт новыми методами. Лично я пришла к тому, что только джняна в союзе с бхакти даёт мне возможность продвигаться вперёд. Это мой «серединный» путь…

В жизни есть два берега, два берега реки жизни. Есть усилие, есть покой; есть пробуждение, есть сон. Именно поэтому веки открываются и закрываются. Именно поэтому дыхание входит и выходит. Именно поэтому есть рождение и смерть. Именно поэтому есть мужчины и женщины. В жизни два берега, и тот, кто умеет поддерживать равновесие, переживает свою истинную природу. Не держись за один берег. Если ты держишься за один из них, ты выбрал. Ты схватил одну половину, а вторую упустил - а эта, вторая, половина тоже божественна

Женская йога и материнство

Один из важных доводов заниматься йогой - возможность пригласить в мир высокоразвитое существо, которое поможет множеству других живых существ! Чтобы в мир приходили йоги, нужны родители, вибрации (энергии) которых будут способны создать подходящее тело.

Многие йогини стараются подальше оттянуть время материнства. Отчасти потому, что ещё недостаточно сильно избавились от своего эго. Мы хотим получить всё побыстрее. Стремление продвинуться дальше в йоге диктуется желанием эго насладиться плодами этой эволюции (сиддхи, нирвана, известность и т. п.). Эго говорит, что дети будут тормозить и отвлекать вас, но чем больше трудностей, тем выше может оказаться ваша духовная эволюция, конечно, при условии, что вы готовы выкладываться.


Конечно, концепция материнства для женщины, занимающейся йогой не просто для себя, а ведущей преподавательскую деятельность, может быть на последнем плане, потому что каждый ученик будет являться для неё ребёнком. У каждого свой путь, и расставлять приоритеты следует очень осознанно, главное - не впадать в крайности. Как мама двух сыновей, могу сказать, что материнство отчасти ускорило мою эволюцию, потому что начинаешь отвечать не только за себя, но и за ребёнка, за то, какие тенденции в нём проявятся, от чего предъявляешь к себе более высокие требования…

К слову, у Мачиг Лабдрон было двое сыновей и дочь. В 23 года Мачиг встретила своего партнёра - индийского йогина Тхопа Бхадра. Они стали жить и путешествовать вместе. Несколько лет Мачиг посвятила воспитанию детей. К 35 годам Мачиг оставила подросших детей заботам мужа и продолжила свою практику, вернувшись к своим учителям. Её дети также достигли высокой реализации. Особенно младший сын и дочь.

В основе йоги лежат аскеза и самодисциплина. Практики йоги позволяют оставаться осознанным в самых сложных ситуациях. И если семейная жизнь как-то может усложнять вам путь в йоге (замедлять), то йога однозначно сможет помочь выйти на новый уровень семейных отношений.

Йога для женщины как возможность осознать свою природу

Современная женщина является крайне взвинченным и неуравновешенным существом, причём многие считают эти проявления естественными, путая понятие текучести с непостоянством, а потенциал творческой энергии рассматривают исключительно как либидо и сексуальность. В настоящее время, где правит мужской принцип сознания, женщина зачастую ведёт мужской образ жизни (система образования, карьера, сейчас даже существует суррогатное материнство), сама не понимает себя, своей природы и своего предназначения. От этого она подсознательно чувствует себя несчастной, при этом «выносит мозг» всем окружающим, особенно близким. Прекос в сторону принципа «сознания» ведёт к тому, что женщина теряет силу интуиции, погружаясь в иллюзорный мир догм и концепций, теряя тонкое (интуитивное) ощущение истинной реальности. Поэтому занятия йогой для женщин, на мой взгляд, является необходимым условием полноценной жизни. Я не призываю всех окунуться в йогу с головой настолько, что забыть про мир вокруг и обычную жизнь, но настоятельно рекомендую интегрировать различные практики в свою повседневность, пробуждаясь и открывая новые аспекты реальности. Используя эту систему самопознания и саморазвития, вы сможете сделать счастливее и самих себя, и весь мир вокруг. Создайте такой образ жизни, чтобы в нём могла быть гармония между вашей внутренней природой и внешней жизнью, чтобы не было противоречия между образом жизни и внутренним потоком, чувствуйте гармонию и ритм. Если внутри двигаться на запад, а снаружи на восток, в жизни однозначно появятся напряжение, беспокойство, проблемы и тоска, страдания в этом случае неизбежны….

Не беги. Это не твой путь, не твоя природа, не природа твоего существа. Война присуща каждой твоей клетке. Вся твоя кровь до последней капли - кровь кшатрия, воина. Даже если ты убежишь в леса, всё равно не сможешь стать отшельником. Без лука, без своего гандива ты потеряешь душу - из этого соткана вся твоя личность. Путь твоего существа - на лезвии твоего меча. Бросив меч, ты покроешься пылью. Ты потеряешь не только меч, ты потеряешь самого себя. Будет утрачена индивидуальность твоего существа. Поэтому не беги от своей природы. Сначала правильно распознай свою природу. Тогда, в этом узнавании, позволь этой природе сделать всё, что захочет пропустить через неё Бог. Тогда стань просто пустым проходом

Бхагават-Гита

Надеюсь, эта статья придаст уверенности тем, кто хоть однажды пожалел, что пришёл в мир в женском теле; добавит новых красок в жизнь тех, кто ограничивал свой пусть самореализации, руководствуясь некоторыми йогическими догмами; и хотя бы на мгновенье усилит состояние осознанности у тех, кто читал этот текст, приведя к пониманию важности распространения йоги в современном мире!

Ты должна постепенно продвигаться вперёд, получая посвящения без страха падения в сансару, словно восходящий на трон царевич…
… Ты должна сравнивать все источники, понимая все философские школы Дхармы, словно отыскивающая улей пчела.
Ты должна свести все многочисленные учения воедино, постигнув, что все они имеют один вкус, словно подсчитывающий свою выручку купец. Ты должна достичь высот знания, ясно и четко понимая смысл всех учений, словно взошла на вершину горы Сумеру

Падмасабхава «Десять устоев тайной Мантры»

Так, луч света - белый, но, пройдя через призму, он расщепляется на семь цветов. Разделение должно сохраняться всегда, потому что в этих различиях сам сок жизни. Именно поэтому красные цветы цветут на зеленых деревьях. В предельной реальности мужчины и женщины - одно. Там луч становится белым. Но в существовании, в проявленном, их выражения рознятся. И эта разница очень красива. Не нужно стирать эту разницу; её нужно усиливать! Нам следует не стереть различия между мужчиной и женщиной, но увидеть скрытое в них внутреннее единство. Когда ты начинаешь воспринимать в них одну и ту же ноту, не разрушая различий, лишь тогда у тебя есть глаза

Да будут счастливы все Существа во всех Мирах! Ом!



Работа человеческого организма подчинена множеству внутренних ритмов – ярко проявленных и скрытых, зависящих от времени суток и смены сезонов, режима питания и сна. Наше тело представляет собой сложнейший механизм: множество больших и крошечных маятников непрерывно движутся, будучи связаны друг с другом, оказывая непрерывное взаимное воздействие. Биение сердца и частота дыхания, изменения желудочной секреции и гормонального фона, умственный тонус и половая активность – эти и многие другие ритмы должны находиться в оптимальных частотных отношениях, обеспечивая равновесное состояние, называемое здоровьем.
В отличие от мужского, женский организм имеет еще один важнейший биологический маятник, подчиняющий себе многие процессы – менструальный цикл.
Ежемесячные изменения гормонального фона приводят не только к возможности зачатия и регулярным выделениям. В процессе менструального цикла меняется состояние нервной системы, психоэмоционального фона, процессов свертывания крови и кровообращения, мочевыделения и всего организма в целом. Поэтому женское здоровье немыслимо без регулярного цикла, сбалансированной работы половой сферы.
Нередко гинекологические недуги частично могут быть ликвидированы обычными занятиями в общей группе хатха-йоги; однако, для достижения скорейшего эффекта йогатерапевтический алгоритм должен включать несколько обязательных направлений, причем акцент на то или иное направление должен меняться в зависимости от патологии. Для того, чтобы понимать механизмы действия практик йоги на женскую репродуктивную систему, вначале коротко рассмотрим основные этапы её функционирования.
Основа работы женской половой сферы – это три уровня эндокринной регуляции: гипоталамус (высший регуляторный центр),гипофиз (орган непосредственного управления) и яичники (периферические эндокринные железы). Все три уровня связаны между собой прямыми и обратными связями, оказывающими обоюдное регулирующее взаимодействие, образуя стройную гипоталамо-гипофизарно-яичниковую систему.Гипоталамус – это часть среднего мозга, соединяющаяся с задней долей гипофиза посредством гипофизарного ствола.
Гипоталамус реализует информацию, поступающую из внешней и внутренней среды организма, обеспечивая тем самым внутренний гомеостаз, являясь ключевым звеном, высшим регуляторным центром, координирующим деятельность различных систем организма, и в том числе репродуктивной. Клетки гипоталамуса продуцируют специфические гормоны, транспортируемые в гипофиз по кровеносной портальной системе и контролирующие его секрецию. Гипоталамическим гормоном, регулирующим деятельность половой сферы, является гонадолиберин (ГЛ), который непосредственно воздействует на нейроны гипофиза.

Гипофиз , в свою очередь, под влиянием гонадолиберина вырабатывает два основных гормональных фактора, которые влияют уже непосредственно на яичники – фолликулостимулирующий (ФСГ) и лютеинизирующий (ЛГ) гормоны. Оба эти гормона играют важнейшую роль в правильном функционировании яичников, созревании фолликула и яйцеклетки, выработке яичниками эстрогенов и прогестерона, а также поддержании регулярного менструального цикла.
Выработка гонадолиберина происходит в специфическом пульсирующем ритме. Для обеспечения нормальной секреции ФСГ и ЛГ достаточно поддержания стабильной частоты выброса физиологических количеств ГЛ. Изменение частоты выброса ГЛ меняет не только количество, но и соотношение ЛГ и ФСГ, в то время как даже 10-кратное повышение концентрации гонадолиберина ведет только к небольшому повышению ФСГ и никак не влияет на ЛГ.
Частота выброса гонадолиберина у женщин составляет 1 раз в 70-90 минут и соответствует целому ряду биоритмов (чередованию фаз сна, колебаниям скорости почечной фильтрации и желудочной секреции, частоте приливов во время климакса и т.д.).
Асинхронность этих биоритмов может приводить (и чаще всего приводит) к нарушению работы смежных систем и органов: так, нарушения сна или пищеварения могут деформировать или блокировать менструальный цикл, изменения уровня женских половых гормонов – нарушать работу мочевыводящих путей и так далее.
Хатха-йога оптимальным образом регулирует ритмическую работу физиологических «маятников», нормализует разнообразные биохимические и гормональные циклы , приводя их в частотное соответствие друг с другом. Каким же образом это происходит и как нужно строить практику, чтобы это происходило?
Переходя к рассмотрению гинекологической патологии, можно (несколько условно) выделить следующие группы заболеваний:
1) дисрегуляторные состояния , то есть связанные с нарушениями взаимодействия звеньев гипоталамо-гипофизарно-яичниковой оси, что чаще всего проявляется различными изменениями менструального цикла;
2) застойно-сосудистые , то есть связанные с неудовлетворительным оттоком крови из венозного русла малого таза и женских репродуктивных органов (матки, фаллопиевых труб, яичников) – варикозное расширение вен малого таза и застойные явления в целом;
3) инфекционно-воспалительные , то есть протекающие с участием инфекционных возбудителей и с преобладанием воспалительного компонента, часто хронического;
4) новообразования – доброкачественные (например, миома матки) и злокачественные онкологические заболевания половой сферы;
5) неотложные состояния , требующие экстренной медицинской помощи (такие, как внематочная беременность).
В рамках рассмотрения данной статьи будут взяты первые три группы заболеваний, которые тесно соприкасаются друг с другом, часто носят смешанный характер и влекут одно за другим; однако следует сказать, что последние две тоже имеют отношение к йогатерапии – сбалансированная практика йоги в данном случае будет играть роль мощнейшего профилактического фактора.
Итак, рассмотрим направления йогатерапевтической практики, необходимые для нормализации работы женской половой сферы.