Квадратный корень. Исчерпывающий гид (2019). Как найти квадратный корень числа вручную

Пользуясь свойством извлечения корня из степени, мы иногда можем совсем избавляться от корня. Но применять это свойство нужно с осторожностью, так как иногда его использование может быть неправомочным. Так и в жизни: если хочешь получить привилегии, то позаботься о наличии необходимых условий для этого.

Больше уроков на сайте

когда под корнем – число, возведенное в четную степень, корень можно убрать, уменьшив степень подкоренного в выражения вдвое.

Очень важны ограничения, при которых применимо это св-во. Число, возведенное в степень под корнем, должно быть неотрицательным. Почему? Потому что в правой части равенства, записанного на доске, должно быть неотрицательное число. Если тебе будут предложены буквенные выражения, содержащие знаки корней, то при их преобразовании обязательно нужно учитывать знак подкоренного выражения.

К примеру, давай определим, при каких значениях переменных имеют смысл следующие выражения:

√аb , √-аb, √а 2 b 2

  • При формулировании свойств арифметического квадратного корня было в первую очередь замечено, что подкоренное выражение должно быть неотрицательным, поэтому можно сказать о том, что произведение аb≥ 0. Ноль в произведении может получиться, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а положительным окажется произведение чисел, имеющих одинаковые знаки. Это можно записать в виде неравенств: а ≥ 0, b ≥ 0, или а ≤ 0, b ≤ 0.
  • Аналогично рассуждаем и во втором случае. –аb ≥ 0 => аb ≤ 0, произведение двух чисел положительно, если его сомножители – числа разных знаков. Это можно записать в виде неравенств: а ≥ 0, b ≤ 0, или а ≤ 0, b ≥ 0.
  • а 2 b 2 ≥ 0. А это возможно при любых значениях а и b , потому что при возведении в квадрат даже отрицательного числа знак «минус» исчезнет.

Но описанное выше свойство при любых значениях а и b неприменимо все из-за тех же «минусов», которые могут появиться, когда исчезнет квадрат.

Для второй степени – квадрата — существует другая формулировка.

Ар_кв_кор из квадрата числа равен модулю этого числа.

Используем это свойство и упростим последнее выражение – квадратный корень из произведения квадратов.

√а 2 b 2 =√(аb) 2 = \аb\, и тут уже а и b – любые числа.

Теперь, опираясь на два свойства, записанные на доске, выполним несколько преобразований.

Теперь мы несколько отвлечемся от степеней и я покажу тебе один полезный способ вычисления корней, который тебе, возможно, пригодится. Для вычисления квадратных корней ты можешь использовать таблицу квадратов двузначных чисел, … но! Может случиться, что этой таблицы вовремя под рукой не окажется, или же неизвестно, можно ли извлечь корень из предложенного числа. Тут может пригодиться следующий прием. Подкоренное число нужно разложить на множители, причем такие, из которых точно уж можно извлечь корень. И тут тебе стоит вспомнить признаки делимости на 4, на 9, на 25. Сначала напомню их.

На 4 делятся те, и только те числа, две последние цифры которых записи которых образуют число, делящееся на 4.

На 9 делятся те, и только те числа, сумма цифр которых делится на 9.

На 25 делятся те, и только те числа, запись которых оканчивается цифрами 00, 25, 50, 75.

Вот способ, который поможет находить значения арифметического квадратного корня.

А еще на этом уроке подробно изучены свойства арифметического квадратного корня, позволяющие извлечь корень из степени и упомянуты свойства рациональных чисел, которые нужно учитывать при решении упражнений с корнями.

Что такое квадратный корень?

Внимание!
К этой теме имеются дополнительные
материалы в Особом разделе 555.
Для тех, кто сильно "не очень..."
И для тех, кто "очень даже...")

Это понятие очень простое. Естественное, я бы сказал. Математики на каждое действие стараются найти противодействие. Есть сложение - есть и вычитание. Есть умножение - есть и деление. Есть возведение в квадрат... Значит есть и извлечение квадратного корня! Вот и всё. Это действие (извлечение квадратного корня ) в математике обозначается вот таким значком:

Сам значок называется красивым словом "радикал ".

Как извлечь корень? Это лучше рассмотреть на примерах .

Сколько будет квадратный корень из 9? А какое число в квадрате даст нам 9? 3 в квадрате даст нам 9! Т.е:

А вот сколько будет квадратный корень из нуля? Не вопрос! Какое число в квадрате ноль даёт? Да сам же ноль и даёт! Значит:

Уловили, что такое квадратный корень? Тогда считаем примеры :

Ответы (в беспорядке): 6; 1; 4; 9; 5.

Решили? Действительно, уж куда проще-то?!

Но... Что делает человек, когда видит какое-нибудь задание с корнями?

Тосковать начинает человек... Не верит он в простоту и лёгкость корней. Хотя, вроде, и знает, что такое квадратный корень ...

Всё потому, что человек проигнорировал несколько важных пунктиков при изучении корней. Потом эти пунктики жестоко мстят на контрольных и экзаменах...

Пунктик первый. Корни надо узнавать в лицо!

Сколько будет корень квадратный из 49? Семь? Верно! А как вы узнали, что семь? Возвели семёрку в квадрат и получили 49? Правильно! Обратите внимание, чтобы извлечь корень из 49 нам пришлось проделать обратную операцию - возвести 7 в квадрат! И убедиться, что мы не промахнулись. А могли и промахнуться...

В этом и есть сложность извлечения корней . Возвести в квадрат можно любое число без особых проблем. Умножить число само на себя столбиком - да и все дела. А вот для извлечения корня такой простой и безотказной технологии нет. Приходится подбирать ответ и проверять его на попадание возведением в квадрат.

Этот сложный творческий процесс - подбор ответа - сильно упрощается, если вы помните квадраты популярных чисел. Как таблицу умножения. Если, скажем, надо умножить 4 на 6 - вы же не складываете четверку 6 раз? Сразу выплывает ответ 24. Хотя, не у всех он выплывает, да...

Для свободной и успешной работы с корнями достаточно знать квадраты чисел от 1 до 20. Причём туда и обратно. Т.е. вы должны легко называть как, скажем, 11 в квадрате, так и корень квадратный из 121. Чтобы добиться такого запоминания, есть два пути. Первый - выучить таблицу квадратов. Это здорово поможет решать примеры. Второй - решать побольше примеров. Это здорово поможет запомнить таблицу квадратов.

И никаких калькуляторов! Только для проверки. Иначе на экзамене будете тормозить нещадно...

Итак, что такое квадратный корень и как извлекать корни - думаю, понятно. Теперь выясним ИЗ ЧЕГО можно их извлекать.

Пунктик второй. Корень, я тебя не знаю!

Из каких чисел можно извлекать квадратные корни? Да почти из любых. Проще понять, из чего нельзя их извлекать.

Попробуем вычислить вот такой корень:

Для этого нужно подобрать число, которое в квадрате даст нам -4. Подбираем.

Что, не подбирается? 2 2 даёт +4. (-2) 2 даёт опять +4! Вот-вот... Нет таких чисел, которые при возведении в квадрат дадут нам отрицательное число! Хотя я такие числа знаю. Но вам не скажу). Поступите в институт - сами узнаете.

Такая же история будет с любым отрицательным числом. Отсюда вывод:

Выражение, в котором под знаком квадратного корня стоит отрицательное число - не имеет смысла ! Это запретная операция. Такая же запретная, как и деление на ноль. Запомните этот факт железно! Или, другими словами:

Квадратные корни из отрицательных чисел извлечь нельзя!

Зато из всех остальных - можно. Например, вполне можно вычислить

На первый взгляд это очень сложно. Подбирать дроби, да в квадрат возводить... Не волнуйтесь. Когда разберёмся со свойствами корней, такие примеры будут сводиться к всё той же таблице квадратов. Жизнь станет проще!

Ну ладно дроби. Но нам ведь ещё попадаются выражения типа:

Ничего страшного. Всё то же самое. Корень квадратный из двух - это число, которое при возведении в квадрат даст нам двойку. Только число это совсем неровное... Вот оно:

Что интересно, эта дробь не кончается никогда... Такие числа называются иррациональными. В квадратных корнях это - самое обычное дело. Кстати, именно поэтому выражения с корнями называют иррациональными . Понятно, что писать всё время такую бесконечную дробь неудобно. Поэтому вместо бесконечной дроби так и оставляют:

Если при решении примера у вас получилось что-то неизвлекаемое, типа:

то так и оставляем. Это и будет ответ.

Нужно чётко понимать, что под значками

Конечно, если корень из числа извлекается ровно , вы обязаны это сделать. Ответ задания в виде, например

вполне себе полноценный ответ.

И, конечно, надо знать на память приблизительные значения:

Это знание здорово помогает оценить ситуацию в сложных заданиях.

Пунктик третий. Самый хитрый.

Основную путаницу в работу с корнями вносит как раз этот пунктик. Именно он придаёт неуверенность в собственных силах... Разберёмся с этим пунктиком как следует!

Для начала опять извлечём квадратный корень их четырёх. Что, уже достал я вас с этим корнем?) Ничего, сейчас интересно будет!

Какое число даст в квадрате 4? Ну два, два - слышу недовольные ответы...

Верно. Два. Но ведь и минус два даст в квадрате 4... А между тем, ответ

правильный, а ответ

грубейшая ошибка. Вот так.

Так в чём же дело?

Действительно, (-2) 2 = 4. И под определение корня квадратного из четырёх минус два вполне подходит... Это тоже корень квадратный из четырёх.

Но! В школьном курсе математики принято считать за квадратные корни только неотрицательные числа! Т.е ноль и все положительные. Даже термин специальный придуман: из числа а - это неотрицательное число, квадрат которого равен а . Отрицательные результаты при извлечении арифметического квадратного корня попросту отбрасываются. В школе все квадратные корни - арифметические . Хотя особо об этом не упоминается.

Ну ладно, это понятно. Это даже и лучше - не возиться с отрицательными результатами... Это ещё не путаница.

Путаница начинается при решении квадратных уравнений. Например, надо решить вот такое уравнение.

Уравнение простое, пишем ответ (как учили):

Такой ответ (совершенно правильный, кстати) - это просто сокращённая запись двух ответов:

Стоп-стоп! Чуть выше я написал, что квадратный корень - число всегда неотрицательное! А здесь один из ответов - отрицательный ! Непорядок. Это первая (но не последняя) проблемка, которая вызывает недоверие к корням... Решим эту проблемку. Запишем ответы (чисто для понимания!) вот так:

Скобки сути ответа не меняют. Просто я отделил скобками знаки от корня . Теперь наглядно видно, что сам корень (в скобках) - число всё равно неотрицательное! А знаки - это результат решения уравнения . Ведь при решении любого уравнения мы должны записать все иксы, которые при подстановке в исходное уравнение дадут верный результат. В наше уравнение подходит корень из пяти (положительный!) как с плюсом, так и с минусом.

Вот так. Если вы просто извлекаете квадратный корень из чего-либо, вы всегда получаете один неотрицательный результат. Например:

Потому, что это - арифметический квадратный корень .

Но если вы решаете какое-нибудь квадратное уравнение, типа:

то всегда получается два ответа (с плюсом и минусом):

Потому, что это - решение уравнения.

Надеюсь, что такое квадратный корень со своими пунктиками вы уяснили. Теперь осталось узнать, что можно делать с корнями, каковы их свойства. И какие там пунктики и подводные кор... извините, камни!)

Всё это - в следующих уроках.

Если Вам нравится этот сайт...

Кстати, у меня есть ещё парочка интересных сайтов для Вас.)

Можно потренироваться в решении примеров и узнать свой уровень. Тестирование с мгновенной проверкой. Учимся - с интересом!)

можно познакомиться с функциями и производными.

Факт 1.
\(\bullet\) Возьмем некоторое неотрицательное число \(a\) (то есть \(a\geqslant 0\) ). Тогда (арифметическим) квадратным корнем из числа \(a\) называется такое неотрицательное число \(b\) , при возведении которого в квадрат мы получим число \(a\) : \[\sqrt a=b\quad \text{то же самое, что }\quad a=b^2\] Из определения следует, что \(a\geqslant 0, b\geqslant 0\) . Эти ограничения являются важным условием существования квадратного корня и их следует запомнить!
Вспомним, что любое число при возведении в квадрат дает неотрицательный результат. То есть \(100^2=10000\geqslant 0\) и \((-100)^2=10000\geqslant 0\) .
\(\bullet\) Чему равен \(\sqrt{25}\) ? Мы знаем, что \(5^2=25\) и \((-5)^2=25\) . Так как по определению мы должны найти неотрицательное число, то \(-5\) не подходит, следовательно, \(\sqrt{25}=5\) (так как \(25=5^2\) ).
Нахождение значения \(\sqrt a\) называется извлечением квадратного корня из числа \(a\) , а число \(a\) называется подкоренным выражением.
\(\bullet\) Исходя из определения, выражения \(\sqrt{-25}\) , \(\sqrt{-4}\) и т.п. не имеют смысла.

Факт 2.
Для быстрых вычислений полезно будет выучить таблицу квадратов натуральных чисел от \(1\) до \(20\) : \[\begin{array}{|ll|} \hline 1^2=1 & \quad11^2=121 \\ 2^2=4 & \quad12^2=144\\ 3^2=9 & \quad13^2=169\\ 4^2=16 & \quad14^2=196\\ 5^2=25 & \quad15^2=225\\ 6^2=36 & \quad16^2=256\\ 7^2=49 & \quad17^2=289\\ 8^2=64 & \quad18^2=324\\ 9^2=81 & \quad19^2=361\\ 10^2=100& \quad20^2=400\\ \hline \end{array}\]

Факт 3.
Какие действия можно выполнять с квадратными корнями?
\(\bullet\) Сумма или разность квадратных корней НЕ РАВНА квадратному корню из суммы или разности, то есть \[\sqrt a\pm\sqrt b\ne \sqrt{a\pm b}\] Таким образом, если вам нужно вычислить, например, \(\sqrt{25}+\sqrt{49}\) , то первоначально вы должны найти значения \(\sqrt{25}\) и \(\sqrt{49}\) , а затем их сложить. Следовательно, \[\sqrt{25}+\sqrt{49}=5+7=12\] Если значения \(\sqrt a\) или \(\sqrt b\) при сложении \(\sqrt a+\sqrt b\) найти не удается, то такое выражение дальше не преобразуется и остается таким, как есть. Например, в сумме \(\sqrt 2+ \sqrt {49}\) мы можем найти \(\sqrt{49}\) – это \(7\) , а вот \(\sqrt 2\) никак преобразовать нельзя, поэтому \(\sqrt 2+\sqrt{49}=\sqrt 2+7\) . Дальше это выражение, к сожалению, упростить никак нельзя \(\bullet\) Произведение/частное квадратных корней равно квадратному корню из произведения/частного, то есть \[\sqrt a\cdot \sqrt b=\sqrt{ab}\quad \text{и}\quad \sqrt a:\sqrt b=\sqrt{a:b}\] (при условии, что обе части равенств имеют смысл )
Пример: \(\sqrt{32}\cdot \sqrt 2=\sqrt{32\cdot 2}=\sqrt{64}=8\) ; \(\sqrt{768}:\sqrt3=\sqrt{768:3}=\sqrt{256}=16\) ; \(\sqrt{(-25)\cdot (-64)}=\sqrt{25\cdot 64}=\sqrt{25}\cdot \sqrt{64}= 5\cdot 8=40\) . \(\bullet\) Пользуясь этими свойствами, удобно находить квадратные корни из больших чисел путем разложения их на множители.
Рассмотрим пример. Найдем \(\sqrt{44100}\) . Так как \(44100:100=441\) , то \(44100=100\cdot 441\) . По признаку делимости число \(441\) делится на \(9\) (так как сумма его цифр равна 9 и делится на 9), следовательно, \(441:9=49\) , то есть \(441=9\cdot 49\) .
Таким образом, мы получили: \[\sqrt{44100}=\sqrt{9\cdot 49\cdot 100}= \sqrt9\cdot \sqrt{49}\cdot \sqrt{100}=3\cdot 7\cdot 10=210\] Рассмотрим еще один пример: \[\sqrt{\dfrac{32\cdot 294}{27}}= \sqrt{\dfrac{16\cdot 2\cdot 3\cdot 49\cdot 2}{9\cdot 3}}= \sqrt{ \dfrac{16\cdot4\cdot49}{9}}=\dfrac{\sqrt{16}\cdot \sqrt4 \cdot \sqrt{49}}{\sqrt9}=\dfrac{4\cdot 2\cdot 7}3=\dfrac{56}3\]
\(\bullet\) Покажем, как вносить числа под знак квадратного корня на примере выражения \(5\sqrt2\) (сокращенная запись от выражения \(5\cdot \sqrt2\) ). Так как \(5=\sqrt{25}\) , то \ Заметим также, что, например,
1) \(\sqrt2+3\sqrt2=4\sqrt2\) ,
2) \(5\sqrt3-\sqrt3=4\sqrt3\)
3) \(\sqrt a+\sqrt a=2\sqrt a\) .

Почему так? Объясним на примере 1). Как вы уже поняли, как-то преобразовать число \(\sqrt2\) мы не можем. Представим, что \(\sqrt2\) – это некоторое число \(a\) . Соответственно, выражение \(\sqrt2+3\sqrt2\) есть не что иное, как \(a+3a\) (одно число \(a\) плюс еще три таких же числа \(a\) ). А мы знаем, что это равно четырем таким числам \(a\) , то есть \(4\sqrt2\) .

Факт 4.
\(\bullet\) Часто говорят “нельзя извлечь корень”, когда не удается избавиться от знака \(\sqrt {} \ \) корня (радикала) при нахождении значения какого-то числа. Например, извлечь корень из числа \(16\) можно, потому что \(16=4^2\) , поэтому \(\sqrt{16}=4\) . А вот извлечь корень из числа \(3\) , то есть найти \(\sqrt3\) , нельзя, потому что нет такого числа, которое в квадрате даст \(3\) .
Такие числа (или выражения с такими числами) являются иррациональными. Например, числа \(\sqrt3, \ 1+\sqrt2, \ \sqrt{15}\) и т.п. являются иррациональными.
Также иррациональными являются числа \(\pi\) (число “пи”, приблизительно равное \(3,14\) ), \(e\) (это число называют числом Эйлера, приблизительно оно равно \(2,7\) ) и т.д.
\(\bullet\) Обращаем ваше внимание на то, что любое число будет либо рациональным, либо иррациональным. А вместе все рациональные и все иррациональные числа образуют множество, называющееся множеством действительных (вещественных) чисел. Обозначается это множество буквой \(\mathbb{R}\) .
Значит, все числа, которые на данный момент мы знаем, называются вещественными числами.

Факт 5.
\(\bullet\) Модуль вещественного числа \(a\) – это неотрицательное число \(|a|\) , равное расстоянию от точки \(a\) до \(0\) на вещественной прямой. Например, \(|3|\) и \(|-3|\) равны 3, так как расстояния от точек \(3\) и \(-3\) до \(0\) одинаковы и равны \(3\) .
\(\bullet\) Если \(a\) – неотрицательное число, то \(|a|=a\) .
Пример: \(|5|=5\) ; \(\qquad |\sqrt2|=\sqrt2\) . \(\bullet\) Если \(a\) – отрицательное число, то \(|a|=-a\) .
Пример: \(|-5|=-(-5)=5\) ; \(\qquad |-\sqrt3|=-(-\sqrt3)=\sqrt3\) .
Говорят, что у отрицательных чисел модуль “съедает” минус, а положительные числа, а также число \(0\) , модуль оставляет без изменений.
НО такое правило годится только для чисел. Если у вас под знаком модуля находится неизвестная \(x\) (или какая-то другая неизвестная), например, \(|x|\) , про которую мы не знаем, положительная она, равна нулю или отрицательная, то избавиться от модуля мы не можем. В этом случае это выражение таким и остается: \(|x|\) . \(\bullet\) Имеют место следующие формулы: \[{\large{\sqrt{a^2}=|a|}}\] \[{\large{(\sqrt{a})^2=a}}, \text{ при условии } a\geqslant 0\] Очень часто допускается такая ошибка: говорят, что \(\sqrt{a^2}\) и \((\sqrt a)^2\) – одно и то же. Это верно только в том случае, когда \(a\) – положительное число или ноль. А вот если \(a\) – отрицательное число, то это неверно. Достаточно рассмотреть такой пример. Возьмем вместо \(a\) число \(-1\) . Тогда \(\sqrt{(-1)^2}=\sqrt{1}=1\) , а вот выражение \((\sqrt {-1})^2\) вообще не существует (ведь нельзя под знак корня помещать отрицательные числа!).
Поэтому обращаем ваше внимание на то, что \(\sqrt{a^2}\) не равен \((\sqrt a)^2\) ! Пример: 1) \(\sqrt{\left(-\sqrt2\right)^2}=|-\sqrt2|=\sqrt2\) , т.к. \(-\sqrt2<0\) ;

\(\phantom{00000}\) 2) \((\sqrt{2})^2=2\) . \(\bullet\) Так как \(\sqrt{a^2}=|a|\) , то \[\sqrt{a^{2n}}=|a^n|\] (выражение \(2n\) обозначает четное число)
То есть при извлечении корня из числа, находящегося в какой-то степени, эта степень уменьшается в два раза.
Пример:
1) \(\sqrt{4^6}=|4^3|=4^3=64\)
2) \(\sqrt{(-25)^2}=|-25|=25\) (заметим, что если модуль не поставить, то получится, что корень из числа равен \(-25\) ; но мы помним, что по определению корня такого быть не может: у нас всегда при извлечении корня должно получаться положительное число или ноль)
3) \(\sqrt{x^{16}}=|x^8|=x^8\) (так как любое число в четной степени неотрицательно)

Факт 6.
Как сравнить два квадратных корня?
\(\bullet\) Для квадратных корней верно: если \(\sqrt a<\sqrt b\) , то \(a Пример:
1) сравним \(\sqrt{50}\) и \(6\sqrt2\) . Для начала преобразуем второе выражение в \(\sqrt{36}\cdot \sqrt2=\sqrt{36\cdot 2}=\sqrt{72}\) . Таким образом, так как \(50<72\) , то и \(\sqrt{50}<\sqrt{72}\) . Следовательно, \(\sqrt{50}<6\sqrt2\) .
2) Между какими целыми числами находится \(\sqrt{50}\) ?
Так как \(\sqrt{49}=7\) , \(\sqrt{64}=8\) , а \(49<50<64\) , то \(7<\sqrt{50}<8\) , то есть число \(\sqrt{50}\) находится между числами \(7\) и \(8\) .
3) Сравним \(\sqrt 2-1\) и \(0,5\) . Предположим, что \(\sqrt2-1>0,5\) : \[\begin{aligned} &\sqrt 2-1>0,5 \ \big| +1\quad \text{(прибавим единицу к обеим частям)}\\ &\sqrt2>0,5+1 \ \big| \ ^2 \quad\text{(возведем обе части в квадрат)}\\ &2>1,5^2\\ &2>2,25 \end{aligned}\] Видим, что мы получили неверное неравенство. Следовательно, наше предположение было неверным и \(\sqrt 2-1<0,5\) .
Заметим, что прибавление некоторого числа к обеим частям неравенства не влияет на его знак. Умножение/деление обеих частей неравенства на положительное число также не влияет на его знак, а умножение/деление на отрицательное число меняет знак неравенства на противоположный!
Возводить обе части уравнения/неравенства в квадрат можно ТОЛЬКО ТОГДА, когда обе части неотрицательные. Например, в неравенстве из предыдущего примера возводить обе части в квадрат можно, в неравенстве \(-3<\sqrt2\) нельзя (убедитесь в этом сами)! \(\bullet\) Следует запомнить, что \[\begin{aligned} &\sqrt 2\approx 1,4\\ &\sqrt 3\approx 1,7 \end{aligned}\] Знание приблизительного значения данных чисел поможет вам при сравнении чисел! \(\bullet\) Для того, чтобы извлечь корень (если он извлекается) из какого-то большого числа, которого нет в таблице квадратов, нужно сначала определить, между какими “сотнями” оно находится, затем – между какими “десятками”, а потом уже определить последнюю цифру этого числа. Покажем, как это работает, на примере.
Возьмем \(\sqrt{28224}\) . Мы знаем, что \(100^2=10\,000\) , \(200^2=40\,000\) и т.д. Заметим, что \(28224\) находится между \(10\,000\) и \(40\,000\) . Следовательно, \(\sqrt{28224}\) находится между \(100\) и \(200\) .
Теперь определим, между какими “десятками” находится наше число (то есть, например, между \(120\) и \(130\) ). Также из таблицы квадратов знаем, что \(11^2=121\) , \(12^2=144\) и т.д., тогда \(110^2=12100\) , \(120^2=14400\) , \(130^2=16900\) , \(140^2=19600\) , \(150^2=22500\) , \(160^2=25600\) , \(170^2=28900\) . Таким образом, мы видим, что \(28224\) находится между \(160^2\) и \(170^2\) . Следовательно, число \(\sqrt{28224}\) находится между \(160\) и \(170\) .
Попробуем определить последнюю цифру. Давайте вспомним, какие однозначные числа при возведении в квадрат дают на конце \(4\) ? Это \(2^2\) и \(8^2\) . Следовательно, \(\sqrt{28224}\) будет заканчиваться либо на 2, либо на 8. Проверим это. Найдем \(162^2\) и \(168^2\) :
\(162^2=162\cdot 162=26224\)
\(168^2=168\cdot 168=28224\) .
Следовательно, \(\sqrt{28224}=168\) . Вуаля!

Для того чтобы достойно решить ЕГЭ по математике, прежде всего необходимо изучить теоретический материал, который знакомит с многочисленными теоремами, формулами, алгоритмами и т. д. На первый взгляд может показаться, что это довольно просто. Однако найти источник, в котором теория для ЕГЭ по математике изложена легко и понятно для учащихся с любым уровнем подготовки, - на деле задача довольно сложная. Школьные учебники невозможно всегда держать под рукой. А найти основные формулы для ЕГЭ по математике бывает непросто даже в Интернете.

Почему так важно изучать теорию по математике не только для тех, кто сдает ЕГЭ?

  1. Потому что это расширяет кругозор . Изучение теоретического материала по математике полезно для всех, кто желает получить ответы на широкий круг вопросов, связанных с познанием окружающего мира. Все в природе упорядоченно и имеет четкую логику. Именно это и отражается в науке, через которую возможно понять мир.
  2. Потому что это развивает интеллект . Изучая справочные материалы для ЕГЭ по математике, а также решая разнообразные задачи, человек учится логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли. У него вырабатывается способность анализировать, обобщать, делать выводы.

Предлагаем вам лично оценить все преимущества нашего подхода к систематизации и изложению учебных материалов.

Данный урок провожу в восьмом классе, когда изучаем тему «Свойства арифметического квадратного корня» (Авторы учебника Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк). В учебнике нет сравнения свойств (Vх) 2 и V х 2 , а в дальнейшем они применяются в уравнениях и функциях и включаются в задания ЕГЭ и ГИА. Это уникальная возможность на начальном этапе исследовать эти свойства на простых уравнениях и функциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солоновская средняя общеобразовательная школа имени Матренина А.П.»

Смоленского района Алтайского края

Тема урока:

« Квадратный корень из степени »

2012г.

Пояснительная записка

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания, но и адекватных методов и технологий обучения.

На данном уроке выбрала частично-поисковый, исследовательский методы и технологию развития критического мышления (Дж. Стил, К. Мередит). Потенциал этой технологии очень высокий, и реализация влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Эти методы и формы организации учебной деятельности позволили не только достигнуть освоения изучаемого на уроке учебного материала, но и обеспечивали личностную самореализацию каждого учащегося, способствуя формированию у него

  • информационной компетенции , через отработку умения связать новую информацию с уже изученным материалом, умения самостоятельно осуществлять анализ и отбор необходимой информации, умения ее преобразовывать и представлять в доступном виде;
  • учебно-познавательной компетенции , через развитие у учащихся мышления, логики, навыков рефлексии и самооценки, умения ставить цель, планировать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • коммуникативной компетенции , через развитие навыков работы в группе, умения делиться своими идеями и мнениями, умения помогать товарищам и поддерживать их, умения четко формулировать свои мысли, задавать вопросы об изучаемом объекте, выдвигать собственную версию ответа, умения защищать и отстаивать свое мнение перед другими, умения определять, чем взгляды товарищей отличаются от собственных, умения критиковать идеи, а не людей.

Выделяю основные задачи:

– создание условий для развития и самореализации учеников;

– усвоение продуктивных знаний, умений;

– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Данный урок провожу в восьмом классе, когда изучаем тему «Свойства арифметического квадратного корня» (Авторы учебника Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк). В учебнике нет сравнения свойств и , а в дальнейшем они применяются в уравнениях и функциях и включаются в задания ЕГЭ и ГИА. Это уникальная возможность на начальном этапе исследовать эти свойства на простых уравнениях и функциях.

Учащиеся самостоятельно устанавливают задачу урока, т. е. выдвигают проблему, затем высказывают и проверяют собственные предположения, догадки, они делают обобщения изучаемых факторов, творчески применяют знания в новых ситуациях.

По результатам данного урока школьники составили учебный проект. По мере изучения других уравнений и функций будем этот проект пополнять новыми материалами, что способствует прочному и сознательному овладению учащимися знаний и умений по данной теме и создает положительную мотивацию для подготовки к ЕГЭ. Лист самоконтроля ученика является важным для оценки его деятельности.

Мультимедиа компонент в данном уроке составляет презентация, которая при проведении актуализации знаний дает возможность оперативно предъявлять задания, дает наглядное представление рассматриваемого материала, контролировать промежуточные результаты самостоятельной работы.

Ресурс используется в ходе всего урока:

  • отработка материала
  • рефлексия урока

Интерактивная доска применяется для наглядного изображения проекта.

В результате, у школьников через творческие исследовательские задания формируется компетентность, т. е. те качества личности, которые нужны детям и в дальнейшей жизни.

Выбранный мной урок отвечает формуле компетентности:

Компетентность = мобильность знаний +

Гибкость метода + критичность мышления.

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

«Квадратный корень из степени»

Предмет

Алгебра

Класс

Шарабарина Галина Гавриловна, учитель математики

Образовательное учреждение

МОУ «Солоновская СОШ им. Матренина А.П.»

Республика/край

Алтайский край, Смоленский район

Город/поселение

Село Солоновка

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков

Цели урока

Способствовать развитию прочных навыков применения свойства квадратного корня из степени, а также выработки у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов: в чем сходство и различие изучаемых выражений.

Создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания, навыков самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;

Воспитывать активность, желание работать до конца, содействовать побуждению интереса к математике.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Исследовать два выражения и в преобразованиях, на простых уравнениях и функциях.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Методы урока: частично-поисковые, исследовательские, контроля и самоконтроля.

Технология развития критического мышления.

Формы учебной работы: групповая, индивидуальная.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Учащиеся актуализируют знания по теме «Квадратный корень из степени», по преобразованиям выражений, содержащих квадратные корни, в решении уравнений с модулями, закрепляют различные способы доказательства равенств и приобретают навыки построения графиков функций, исследуя подкоренное выражение.

Закладываются основы для дальнейшего изучения темы.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, интерактивная доска, листы самооценки

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Презентация

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник. Алгебра. 8 класс. Ю.Н. Макарычев

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

В учебнике нет сравнения свойств и , а в дальнейшем они применяются в уравнениях и функциях и включаются в задания ГИА и ЕГЭ. Это уникальная возможность на начальном этапе исследовать эти свойства на простых уравнениях и функциях.

I. Вызов .(5 минут)

Цель: учить оперировать знаниями, развивать критическое мышление.

Результативность: формирование познавательной компетентности.

Ученики заранее разбиты на 3 группы (по желанию)

Учитель. Чтобы узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, выполните задание и назовите свойства квадратных корней, какие вы использовали. Слайд 2

1.Выполняют задания.

2.Индивидуально, а затем в группе проверяют ответы, а потом с помощью соответствующего слайда презентации. Выявляют затруднения, формируют вопросы.

Затем от каждой группы учащихся выступает свой представитель. В ходе выступлений определяется задача урока и выявляется проблема.

Часто не все ученики называют свойство, которое следует из определения, если . И так проблема: даны два выражения и . В чем сходство и различие их ? Одна из групп учеников сочинила: Корень, икс, квадрат. На первый взгляд похожи, а дальше будем выяснять .

Определяем тему урока. Слайд 3

Задания каждой группе в течение урока – создать мини-проект по данному материалу, можно использовать интерактивную доску.

II. Осмысление. (30 минут)

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний.

Результативность: формирование познавательной самообразовательной, социальной компетентностей.

1) Выясняем, где применяются эти выражения. Слайд 4 Знакомство с листом самоконтроля, который в течение урока учащимся надо будет заполнять. Слайд15

Вопросы: Вспомним, чему равны выражения и ? Если забыли первое свойство, найдите его в учебнике.

Если ; , x – любое.

Затем проверяем теорию. Слайд5

2) Задание учащимся на вычисление. Слайд 6

Кто быстрее выполнит, тому задание на доске

3 Слайд 6

Взаимопроверка и проверка с помощью соответствующего слайда презентации.

Каждая группа делает вывод на поставленный вопрос. В чем сходство и различие и ?

(Эти выражения отличаются областью допустимых значений переменных)

3) Используя, эти выражения задайте функции и постройте их графики. Проверка. Слайд 8

Задание группам составить другие функции с этими выражениями.

Построить схематично графики этих функций и записать область определения.

Предложения учащихся

и т. д.

Дополнительно для учащихся с более высокими учебными возможностями построить следующие графики функций.

Слайд 9

Затем от каждой группы учащихся выступает свой представитель. Он на интерактивной доске схематично строит графики.

Исходя, из области определений этих функций учащиеся делают выводы.

4) Задание учащимся решить уравнения. Слайд 10

Выводы учеников: в первом свойстве подкоренное выражение должно быть неотрицательным, а во втором – любое число.

5) Историческая справка. Это интересно. Слайд 14

(с целью предупреждения усталости)

Результативность: формирование интеллектуальной компетентности.

Гимнастика для глаз .(Электронные физминутки для глаз)

Цель:

Предупредить физическое напряжение, усталость, утомление;

Способствовать усилению работоспособности во второй половине урока.

а) Учитель. А сейчас перейдем к преобразованиям, которые встречаются в ГИА (во второй части).

Слайд 11

Обсудите в группах это задание и докажите почему это равенство верное. Найдите два способа доказательства. Представители от групп объясняют свой способ решения. Затем проверка с помощью соответствующего слайда презентации. Аналогично доказывают следующее равенство (Слайд 11 ), только теперь индивидуально, выбирая любой способ.

б) Задание учащимся упростить выражение. (Слайд 13 ) или №402. Задание по желанию, по учебным возможностям.

III. Рефлексия. (10 минут)

Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию.

Учащиеся делают вывод на поставленную проблему.

Формулы корней. Свойства квадратных корней.

Внимание!
К этой теме имеются дополнительные
материалы в Особом разделе 555.
Для тех, кто сильно "не очень..."
И для тех, кто "очень даже...")

В предыдущем уроке мы разобрались, что такое квадратный корень . Пришла пора разобраться, какие существуют формулы для корней , каковы свойства корней , и что со всем этим можно делать.

Формулы корней, свойства корней и правила действий с корнями - это, по сути, одно и то же. Формул для квадратных корней на удивление немного. Что, безусловно, радует! Вернее, понаписать всяких формул можно много, но для практической и уверенной работы с корнями достаточно всего трёх. Все остальное из этих трёх проистекает. Хотя и в трех формулах корней многие плутают, да...

Начнём с самой простой. Вот она:

Если Вам нравится этот сайт...

Кстати, у меня есть ещё парочка интересных сайтов для Вас.)

Можно потренироваться в решении примеров и узнать свой уровень. Тестирование с мгновенной проверкой. Учимся - с интересом!)

можно познакомиться с функциями и производными.