Квн подготовка. Квн, методика проведения. Критерии оценивания выступлений команд КВН

Если смотреть игры КВН по телевизору, то может показаться, что команды готовятся к выступлению весело, просто, а главное — быстро. Но на самом деле это не так. Сегодня вы узнаете все, что происходит за кулисами Высшей лиги КВН и как проходит подготовка к играм главной лиги Международного союза КВН. Итак, поехали.

Среднестатистическая иногородняя команда приезжает в Москву за две недели до игры. В качестве временного пристанища КВНщики чаще всего выбирают квартиры, и лишь в редком случае — гостиницы. В квартире команды живут, питаются и пишут шутки, которые в будущем мы увидим по телевизору.

Штурм – это обычный способ создания шуток в КВН. Каждый участник команды накидывает идеи, шутки, а потом все вместе или придают им окончательный вид, или забывают навсегда. «Штурмы» проводятся каждый день, по несколько часов. Команда просыпается, завтракает и почти сразу приступает к штурму. Этот процесс может занять целый день, буквально с 10 утра до 2 часов ночи, конечно, с перерывами на приемы пищи, иногда на прогулки.

За пять дней до игры начинается «горячее» время для КВНщиков – редакторские просмотры. Авторская группа команд в эти дни спит по 2-3 часа, чаще всего ребята вообще не отдыхают. Мало времени на сон остается и у актеров: написанный материал нужно срочно отрепетировать, чтобы уже на следующий день показать его на редактуре. За качеством придуманных шуток следят матёрые редакторы Высшей лиги КВН Дмитрий Шпеньков (чемпион Высшей лиги-2007 в составе команды «Обычные люди») и Дмитрий Колчин (чемпион Высшей лиги-2011 в составе команды КВН «СОК»). Первые два дня команды показываются редакторам в репетиционных залах московского молодежного центра «Планета КВН», или в народе “дома КВН”. Мне они чем-то напоминают школьные спортивные залы. На редактурах убирают несмешные или лишние, по мнению редакторов, шутки, могут «уйти» и целые конкурсы. Обычно целее всего остаётся конкурс «Приветствие», здесь могут вырезать только отдельные шутки, номера или блоки. СТЭМ, музыкальный конкурс или конкурс одной песни могут удалить полностью.

Пятый день — день генеральной репетиции игры. Команды приезжают в Центральный академический театр российской армии. Два главных впечатления — это огромные по своему размеру и масштабу кулисы и зал, который по телевизору смотрится гораздо больше. Итак, в час дня команды уже находятся на сцене, где происходит еще одна редактура. Еще немного подчищаются номера, чаще всего это связано с перебором хронометража конкурсов.

В семь часов начинается генеральная репетиция и телевизионный тракт игры: Александр Васильевич прорабатывает свой текст, команды играют конкурсы в костюмах и с реквизитом. После прогона главный режиссёр по работе с командами Михаил Ярченко консультирует КВНщиков по постановке номеров. И, наконец, финальная редактура. Здесь почти ничего не вырезается, редакторы дают лишь некоторые советы. После тяжёлого дня команды разъезжаются по домам. Либо спать, либо снова репетировать.

В день игры команды приезжают в дом КВН в час дня. Проходит еще одна репетиция с режиссёром, проверка звука, уточнение некоторых деталей по постановке номеров. В этот же день команды приносят редакторам шутки на биатлон: из 60 предоставленных шуток в финальный лист должно попасть не меньше 25.

И в семь часов начинается главное действие — игра. Тут вы уже знаете всё не хуже меня. Вот так проходит подготовка к игре. Чтобы рассмешить зал команды тратят практически все свободное время. Ну а стоит это того или нет — решит только этот самый зал и зритель перед экраном своих телевизоров.

Вопрос, как попасть в КВН, интересует начинающих юмористов по всей стране. Это популярная передача является одним из главных долгожителей на отечественном телевидении, так как уже несколько десятков лет продолжает радовать зрителей, открывая дорогу в мир юмора и шуток для сотен талантливых артистов. В этой статье мы расскажем, что нужно сделать, чтобы оказаться в числе самых веселых и находчивых.

Желание играть

Сами основатели телепрограммы уверяют, прежде чем выяснять, как попасть в КВН, решите для себя: действительно ли это вам необходимо.

Стоит понимать, что выступление команды на сцене предваряет кропотливая работа, на которую тратится много времени и сил. Необходимо писать шутки, разрабатывать сценки и много репетировать. Поэтому у вас должно быть огромное желание играть в КВН. Только тогда все получится.

К тому же важно четко сформулировать перед собой цель, до какого уровня вы бы хотели добраться. Сегодня в КВН играют практически все, начиная со школьных лиг, которые, пожалуй, уже существуют во всех городах нашей страны.

Поэтому в наше время не стоит вопрос, как попасть в КВН на начальном уровне. Собрать команду на уровне школы или вуза не составит никакого труда. Есть ли у вас амбиции продвигаться значительно дальше? Нужно честно ответить себе на этот вопрос.

Создание команды

Если вы готовы к трудностям, вам нужно собрать команду или влиться в уже сформировавшийся коллектив. Для начала поищите подходящих партнеров вокруг себя - в школе или вузе. При желании можно приобщиться к одному из начинающих студенческих коллективов. Когда они выходят на общегородской и межрегиональный уровень, то охотно принимают игроков, которые уже перестали быть студентами.

Главное, обладать определенными умениями и навыками. Хороший игрок должен обладать интеллектом, ведь написание шуток - непростое занятие, которое не каждому под силу. Большое значение имеет артистичность, ведь вы будете много времени проводить на сцене. Мало написать хорошую шутку. Важно ее еще преподнести, разыграть так, чтобы все окружающие остались в восторге.

Наконец, большое значение имеет наличие харизмы. Если она у вас есть, вас обязательно заметят, а проблема, как попасть в команду КВН, решится сама собой.

Начинающие команды всегда нуждаются в советах от более опытных участников. Если к ним прислушаться, то большинство советует чаще собираться коллективом, обсуждать шутки, создавать собственный материал.

Не нужно искать юмористические репризы в интернете или у малоизвестных команд в других регионах. Шутки нужно писать самим. Только так вы действительно добьетесь успеха.

Сегодня не стоит проблемы, как попасть в детский КВН. В каждом городе проходят чемпионаты между школами. Организовав свою команду, уже с этого этапа работайте над собственным материалом, стремитесь, чтобы он был максимально оригинальным.

Писать нужно как можно больше. Тогда из всего этого необъятного материала вы сможете отобрать лучшее.

Существует три основных способа, как писать хорошие шутки. Можно устроить немой мозговой штурм, когда каждый участник команды берет по листочку, пишет «заходы», а затем передает их по кругу, чтобы остальные дописывали то, что считают нужным. Часто шутки рождаются в результате веселого и непринужденного разговора. Также можно устроить непосредственный мозговой штурм, когда в свободной форме высказываются любые идеи, которые, на первый взгляд, могут даже показаться нелепыми и неуместными.

Собираться нужно как минимум раз в неделю.

Количество выступлений

Если вы не желаете оставаться на городском или региональном уровне, а мечтаете «попасть на телевидение», вам нужно много практики. Это единственный способ, как попасть в КВН в качестве участника.

Выступайте как можно больше, куда бы вас ни пригласили. Без этого все ваши шутки будут отправляться в стол, тогда вы быстро потеряете интерес к игре.

Помимо основного сезона, где предстоит соревноваться с другими командами, выступайте на внутренних мероприятиях - в школах, вузе, перед друзьями и знакомыми. Это дополнительная возможность отрепетировать свои сценки и опробовать их на зрителях, чтобы понять, «заходят» шутки или нет.

Как попасть на экран?

Конечно, большинство игроков мечтают о том, как попасть в КВН на Первом канале. Нереальным это кажется только на первый взгляд. Сегодня в Клубе Веселых и Находчивых разработана вертикальная система, позволяющая даже самым незаметным командам стать узнаваемыми, обратить на себя внимание.

Если вы чувствуете в себе силы, отправляйтесь на фестиваль «КиВиН», который каждый год проходит в Сочи. Это самая очевидная возможность «засветиться» перед звездами этой передачи.

Фестиваль проходит с 1990 года. За это время он неоднократно менял свою прописку. На «КиВиН» игроки собирались в Днепропетровске, Воронеже, Тюмени. В Сочи он окончательно обосновался с 1994 года. Проходит в январе.

Раньше, чтобы попасть на фестиваль, команда должна была пройти строгий сценарный отбор. Его проводили редакторы творческого объединения «АМиК». По его результатам большинство претендентов отсеивались, не получив даже малейшего шанса о себе заявить.

Те немногие, кто добирался до всесоюзной здравницы, получали высокие шансы на попадание в заключительный гала-концерт. На него допускались 20 команд из 45, которые приглашали на фестиваль.

Сейчас ситуация изменилась кардинальным образом. То, как попасть в КВН, стало намного проще. В наше время на фестиваль может приехать команда из любого города без какого-либо предварительного отбора. Не существует никаких ограничений - ни возрастных, ни каких-либо еще. Главное, чтобы вы были талантливые и смешные. Тогда успех вам обеспечен.

Для многих команд фестиваль становится большой школой, способствующей переоценке собственного творчества. Предоставляет реальную возможность перейти на принципиально другой уровень.

Путь до Высшей лиги

Главная цель фестиваля «КиВиН» - попасть в телеэфир. Но она не единственная. Ведь помимо Высшей лиги, существует Премьер-лига, а также Межрегиональные и Центральные лиги, которые считаются официальными подразделениями Международного Союза КВН.

Его основатели внимательно отслеживают путь и успехи каждой команды, оценивают перспективы ее участия на более высоком уровне. Во всех официальных лигах с коллективами работают опытные юмористы, которые на своем опыте могут рассказать, как попасть в Высшую лигу КВН.

На основании результатов фестиваля формируются Межрегиональные и Центральные лиги. Практически все игры транслируются на региональных телеканалах. Набор во все лиги проводится только на фестивале.

Премьер-лига

Следующий этап для молодых команд после Центральных и Межрегиональных лиг - Премьер-лига. Она была создана в 2003 году. Ее ведущим является Александр Масляков-младший, сын основателя Клуба Веселых и Находчивых.

У передачи достаточно высокий рейтинг. Она является последней ступенью для коллектива перед попаданием в Высшую лигу, где команда уже имеет возможность бороться за звание чемпионов. Ведь тогда она автоматически становится участником Высшей лиги следующего сезона.

В зрительном зале

Те, кто желает наслаждаться игрой команд на сцене, хотят узнать, только как попасть на КВН зрителем. В этом нет ничего сложного.

На игры продаются билеты, которые может купить любой. Например, на предстоящие игры 1/8 финала, проходящие в ММЦ «Планета КВН», они уже поступили в продажу. Стоимость их весьма доступная - от 1 до 6 тысяч рублей в зависимости от выбранного вами места.

Еще интереснее будет не просто сидеть в зрительном зале, а болеть, поддерживая одну из команд. Начинающие коллективы, выступающие в Премьер-лиге, даже специально организуют собственные группы поддержки. Например, команда «Доктор Хаусс» из белорусского Могилева приглашает поехать на их игру в 1/8 финала Супер-лиги всех желающих. За 1,5 тыс. рублей они готовы довести болельщиков на автобусе, вручить им билет на игру и фирменную футболку с логотипом команды. Зрителям, помимо сравнительно небольших денег, нужно будет взять с собой хорошее настроение и активно болеть за своих любимцев.

Пояснительная записка.

Сложное и противоречивое время приносит в нашу жизнь великое множество проблем – это экономический кризис, эпидемии, социальная незащищенность и другие отрицательные явления, которые негативно влияют на человека, его эмоциональное состояние, когда теряется вера в свои силы, проявляется апатия и пессимизм. Особенно негативно все это отражается на детях, которые в силу отсутствия социального опыта не могут противостоять трудностям и найти выход из сложившейся трудной жизненной ситуации. Потому одной из актуальных и социально-значимых педагогических задач является помощь и сопровождение в адаптации детей в нашем обществе. Подросток постигает мир, проигрывая и действительно проживая ситуации реальной жизни. Та социальная и психологическая атмосфера, которая создается вокруг него, в значительной степени определяет его как человека, как социально направленную личность, как творческую индивидуальность. И именно сейчас, в наше беспокойное время, актуальным является крылатое выражение “Смех продлевает жизнь”. Оптимизм, позитивное настроение, добрый юмор, творчество – вот те слагаемые, которые могут помочь современному молодому человеку противостоять негативным отрицательным тенденциям. Необходимо научить детей видеть трудности реальной жизни через призму юмора и творчества.

Уникальным средством организации продуктивного, веселого досуга и творчества подростков, студентов и многих взрослых стал КВН, который полвека назад шагнул с телеэкранов в нашу жизнь, очень быстро завоевал популярность среди зрителей и объединил вокруг себя интересную и творческую молодежь. Сегодня КВН объединяет людей во всем мире.

КВН обязывает быть веселым и находчивым не только на сцене, но и в жизни. Коммуникабельность, непосредственность, позитивное отношение к жизни, умение взглянуть на любую сложную жизненную ситуацию с определенной долей юмора – качества необходимые квнщику. Именно на формирование этих качеств направлена данная программа.

Педагогическая целесообразность программы заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, обучение сценическому движению, сценической речи, актерскому мастерству, обучение вокальному и хореографическому искусству, развитию речи, памяти, воображения, внимания, художественного вкуса; а также формирует умение работать в команде.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к предусматривает взаимодействие КВН с другими видами искусства. Такое комплексное освоение материала оптимизирует воображение и артистичность, т.е. формирует универсальные способности, важные для многих сфер деятельности.

Цели программы:

  • создание необходимых условий для творческой реализации подростков средствами игры КВН;
  • популяризации движения КВН среди подростков города Якутска.

Обучающие:

  • обучение школьников основным законам КВН;
  • обучение азам сценического движения, сценической речи, актерского мастерства;
  • обучение азам вокального и хореографического искусства.

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие творческого воображения и фантазии подростков;
  • развитие речи, памяти, воображения, внимания, художественного вкуса.

Воспитательные:

  • развитие личности каждого юного квнщика, формирование духовно-нравственных качеств;
  • формировать умение работать в команде, прививать навыки поведения и доверительного общения.
  • приобщение подростков к доброму юмору;
  • создание “ситуации успеха” для каждого участника программы.

В программе используется технология развивающего обучения:

  • постепенное усложнение материала;
  • личностно-ориентированный подход.

Основные идеи – принцип “Четырех “С”:

  • принцип Самоорганизации – умение подростка правильно распределять собственное время;
  • принцип Самореализации – возможность каждого участника реализовать себя в доступной ему деятельности;
  • принцип Самодеятельности – реализация каждым подростком творческих способностей;
  • принцип Самоуправления – реализация организаторских способностей.

Теоретическое обоснование:

Программа создана на основе собственного опыта, т.к. методика обучения детей игры в КВН отсутствует. Используется опыт работы А.Чивурина (редактора Высшей Лиги КВН телеканала ОРТ, известного квнщика в прошлом, капитана команды ХАИ) и М. Марфина(капитан команды МХТИ)

Основные принципы программы:

  • Принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса не только давать знания, но и формировать личность;
  • Принцип научности – в содержание обучения включаются только объективные законы и правила, отражающие современное состояние направления творческой деятельности, в данном случае КВН;
  • Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс строится так, что полученные теоретические знания сразу находят свое отражение на практике.
  • Принцип системности и последовательности – содержание учебного процесса строится по определенной логике, порядке, системе;
  • Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
  • Принцип интеграции: совмещение в одной программе игры КВН с различными видами искусства;
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • Принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности.
  • Принцип целостности – соблюдение единства обучения, воспитания и развития с одной стороны, системности с другой.

Условия реализации программы:

Возраст воспитанников от 12 до 18 лет. Учитывая возрастные особенности детей, занятия проходят в разновозрастных группах, где применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает материал всем воспитанникам одинаково. А для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Данная программа рассчитана на 4 года. Имеет четыре ступени обучения.

1-я ступень(подготовительная) – основы игры КВН. Раскрытие и развитие творческих способностей. Создание сплоченного коллектива– команды

2-я ступень(начальная) – совершенствование приемов игры в КВН. Развитие актерского мастерства, развитие интеллектуальных способностей.

3-я ступень (основная) – является последующим звеном 1 и 2 этапа обучения, когда происходит переход от усвоения простых основ к более сложным, самостоятельным.

4-я ступень(итоговая) – самостоятельная работа над сценарием и его сценическим воплощением. Задача педагога – редактирование и корректирование работы воспитанников.

Каждая ступень включает в себя следующие разделы:

Что такое КВН? КВНовские конкурсы, их особенности;
Сценическое мастерство;
Подготовка к игре;
Режиссура и драматургия в КВН.

Формы работы:

1. Занятия в учебном кабинете (изучение или повторение одной учебной темы, просмотр видеоматериала), беседа-диалог.

2. Занятия в зале:
– комплексные или интегрированные (изучение одной темы с использованием 2–3 видов творческой деятельности); индивидуальные занятия;
игровые (импровизационные КВН).

3. Выездные занятия.

Выступления в школах, клубах, на концертных площадках города.

4. Итоговые – игры КВН.

  • словесные: рассказ, беседа, объяснение, пояснение и т.д.
  • наглядные: видеоматериалы;
  • наглядно-зрительный, двигательный (показ шутки, номера);
  • практические:
  • занятия по сценической речи, сценическому движению, актерскому мастерству, хореографии и вокалу;
  • упражнения (многократное повторение);
  • последовательное (разучивание репертуара с учетом его сложности);
  • специфический метод – “мозговой штурм” (групповая работа над созданием шутки);
  • стимулирования:(поощрение, постановка перспективы, общественное мнение);
  • создание ситуации успеха.

Контрольная диагностика:

Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка, оценка знаний, умений, навыков воспитанников. На занятиях используются различные виды контроля:

– текущий– осуществляется посредством наблюдения за деятельностью подростка в процессе занятий;
– промежуточный – импровизационные КВН, выступления в школах, клубах и т.д.;
– итоговый – открытые занятия, участие в городских, республиканских, всероссийских играх КВН.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники, прошедшие все этапы обучения по программе, должны получить общие сведения об истории КВН, теоретические знания:
– методы написания шуток;
– способы грамотного применения шутки;
– определять сходства и различия КВН – конкурсов.

Практические умения:
– умение самостоятельно работать над квновским сценарием и его сценическим воплощением;
– умение редактировать собственный сценарий;
– умение анализировать собственную игру и игру других команд;
– умение работать в творческом коллективе;
– умение оценивать культуру юмора.

1-й год обучения.

Основой первого года обучения является воспитание устойчивого интереса к игре КВН – мотивация, создание команды. Раскрытие творческих способностей, знакомство детей с основами КВН: что такое шутка? Как написать шутку? Какие конкурсы существуют в КВН, в чем их отличие? На занятиях по сценическому мастерству используются скороговорки, артикуляционная гимнастика, работа над силой голоса, обучение работе с микрофонами, ширмой. Обучение азам вокального и хореографического искусства. На первом году обучения дети понимают необходимость работать в команде, без команды не будет результата.

2-й год обучения.

У детей второго года обучения накапливается определенный опыт игры в КВН. На данном этапе обучения дети совершенствуют умения и навыки, полученные в первый год обучения. Даются задания на импровизацию индивидуальные и коллективные. Продолжается работа над сценическим движением, сценической речью, актерским мастерством, вокалом и хореографией.

3-й год обучения.

На третий год обучения большое внимание уделяется самостоятельной работе подростков:импровизация, написание сценария, редактирование сценария, работа над сценическим воплощением шутки, номера, работа над музыкальным оформлением, постановка танцев, написание песен. Основой творчества здесь является то, что подростки придумывают, создают и воплощают свое творческое воображение на сцене, формируется умение режиссировать.

4-й год обучения.

Четвертый и более года обучения – самостоятельная подготовка подростков к играм. Применение всех полученных навыков и умений. Со стороны педагога требуется редактирование сценария, та или иная корректировка сценического действия.

1. Анкетирование.
Проводится с целью первичного знакомства с детьми, выявление первоначального уровня знаний, умений и навыков ребенка в творчестве (КВН).

2. Выявление творческих способностей.
КТД “Академия веселых наук”. Микрогруппам необходимо вывести и доказать следующие научные предположения: “Чему равен ус у таракана?”, “У кошки 9 жизней”, “Вожатому 49 лет?” и т.д.

Игровой практикум.

КТД “Скоро говори”. Позволяет выявить способности детей к правильной, грамотной речи, уровень дикции каждого ребенка. Группа разбивается на несколько микрогрупп, каждая и которых получает задание: придумать новую скороговорку и изобразить ее с помощью определенного дефекта речи (шепеляво, с присвистом, не выговаривая некоторые буквы алфавита), причем говорить все должны одновременно.

КТД “Немое кино”. Позволяет выявить творческие способности детей, умение работать в коллективе. Группа разбивается на микрогруппы, у каждой задание: без помощи звука, используя только жесты, мимику и пластику, изобразить что-либо. Дает представление о знаниях ребенка о сценическом движении.

КТД “Баснописец”. Позволяет выявить уровень развития воображения и мотивировать на качественное выполнение любой работы. Группе, разбитой на микрогруппы, дается задание, состоящее и двух строчек из классического произведения. Каждой группе необходимо сочинить рассказ либо стихотворение по этим строчкам. Авторов лучшего произведения необходимо отметить наградной продукцией.

КТД “Очередь”. Группа разбивается на несколько микрогрупп. Каждой группе необходимо изобразить очередь в разные магазины, например: гипермаркет, охотничий магазин, магазин распродаж японской техники с 50% скидкой, газетный киоск на остановке ранним морозным утром.

Четыре источника КВН.

Капустник – театральные вечеринки с пародиями на публичных людей, популярные песни и розыгрышами.

Агитбригада – “театр представления”, доведенный до своего логического конца. Агитбригада изобрела: “линейку” – шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зале представляющих собой единый образ, структуру”литературного монтажа”, которая позволяет актерам на сцене говорить и за актера, и за автора, а в следующий момент разбить монолог на десятерых, компоновку сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые не связаны между собой. Агитбригада составляет жанровую основу КВНа.

СТЭМ – студенческий театр эстрадных миниатюр. Традиционной продукцией СТЭМа является эстрадная миниатюра -юмористическая сценка, разыгрываемая небольшим количеством актеров. Действие СТЭМа строится на абсолютно реальном житейском конфликте и в течение нескольких минут доводится до до полного маразма или, до фантасмагории, в которой, как правило, исполнителей уже выносит из области более или менее продуманного текста в откровенную импровизацию. СТЭМ должен быть обязательно актуальным. И герои, и ситуация должны быть узнаваемы зрителем. И чем эта узнаваемость более конкретна, тем больше вероятность успеха.

Игра– моделирование ситуации. Но более важным аспектом является соревновательный аспект. В любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия, которой эстрадный дивертисмент сам по себе не подразумевает. А в конкурсе естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на спортивной площадке или даже за семейным столом – это спектакль.

Кроме того в конкурсе есть еще одно неоспоримое преимущество – его “одноразовость” и, следовательно, принципиальная неповторимость. В этом смысле КВН – это театр одного спектакля, – театр, в котором всегда премьера.

Шутка для КВНа первооснова и абсолют. Шутка, понимаемая как самостоятельная смешная фраза, как самая миниатюрная ячейка юмора, которая только может существовать. В КВНе ее часто называют “репризой”, которую в этом случае надо не путать с репризой цирковой или эстрадной, представляющей собой, как и в СТЭМе, смешную сценку.

Шутки, шутки, и только шутки. Все остальное – только их обрамление. И квновский зритель, чувствуя это, воспринимает любое выступление дискретно: от шутки к шутке. И как бы вы хорошо не играли на сцене, как бы прекрасно не пели и не танцевали, если за 5 минут не сказали 20 приличных шуток – выигрыша вам не видать.

Методические рекомендации по подготовке к играм команд КВН
Данные методические рекомендации помогут эффективно
подготовить школьную команду КВН к отборочным турам областного
этапа республиканского конкурса команд КВН «В будущее с улыбкой».
Адресованы организаторам досуговой деятельности, педагогам
дополнительного образования, педагогам-организаторам учреждений
образования, иным заинтересованным.
В процессе подготовки игры КВН организаторам необходимо четко
представлять, какие задачи они должны решить и какие ресурсы для
этого необходимо применить.
Первый и основной закон юмора - в основе любой шутки
обязательно лежит парадокс, то есть сопоставление несопоставимого.
Кроме этого, наряду с бытовой актуальностью, шутка должна
подразумевать новизну умозаключения.
Остановимся более подробно на конкурсах традиционного
республиканского турнира школьных команд игры КВН «В будущее с
улыбкой».
Приветствие - важный конкурс в общей стратегии игры, поэтому
ему нужно уделить особое внимание в подготовке. Конструкция
приветствия проста, но и здесь есть свои секреты.
Во-первых, не начинайте со слабых реприз. Первая четверть вашего
выступления должна быть такой же сильной, как и последняя. Во-вторых,
компоновку текста облегчают тематические блоки. Ни в коем случае не
используйте неэтичные шутки - всё должно соответствовать
нравственно-этическим нормам и возрасту детей. В-третьих, в финале
приветствия должен быть естественный выход из заданной ситуации или
емкое предложение-заключение.
Разминка - самый серьезный и сложный конкурс игры.
Единственный конкурс, который по теории игры практически не
изменился за последние полвека. Подготовка к разминке начинается с
подбора собственных вопросов и ответов. Большинство команд
ошибается уже на этом этапе. Очевидно, что «цена репризы» выше, чем
в любом другом конкурсе. Иногда достаточно одного ответа в разминке,
чтобы оторваться от соперника на один балл и больше. Поэтому любая
шутка, подходящая для разминки, должна быть немедленно и безусловно
отдана ей и ни в коем случае не вставляться заранее в конкурсы.
Вторая ошибка, которую совершает большинство команд, готовясь
к разминке, - это создание собственных ответов на тренировочных
разминках. Если вы смогли придумать этот ответ за 30 секунд, то, скорее
всего, его же придумают и соперники. Поэтому единственный верный
ход - сначала придумать репризу, а потом уже поставить к ней вопрос.
Во время тренировочных разминок выбираются мини-диспетчеры
и диспетчеры (игроки, которые «фильтруют» ответы и выбирают лучшие
из предложенных).
Примерная схема работы команды на разминке:
0 секунд: «Тишина! Молчать! Думать!». Единственное
исключение - простой ответ, который сыграет только сразу, но сообщить
его нужно только диспетчеру, так, чтобы другие не услышали, а он уже
пусть решает.
10 секунд: «Все в круг!». Каждый сообщает свой вариант мини-диспетчеру. Никто не высказывает своего собственного мнения насчет
достоинств того или иного ответа.
15 секунд: Мини-диспетчеры сообщают свои варианты диспетчеру.
20 секунд: Главный диспетчер выбирает вариант.
25 секунд: «Тишина!». Диспетчер произносит окончательную
формулировку ответа и ходок идет отвечать.
30 секунд: «К микрофону!».
Музыкальный фристайл - свободный стиль. Здесь срабатывают
почти все принципы. Во-первых, название явно музыкальное,
подразумевает использование юмористических элементов (реприз,
миниатюр, песен, пародий) в музыкальной подаче. В этом конкурсе вы
можете петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, а также
шутить.
Для тех, кто собирается играть, еще уточнение: КВН - это
соревнование в остроумии. Инсценировка бородатых анекдотов или
постановка номера путем перекомпоновки чужих шуток - это не КВН.
КВН - это серьезный спорт, и выигрывает не всегда тот, кто
потенциально талантливее, а тот, кто лучше «умеет играть».
«Глоссарий»
Ходок - игрок команды, отвечающий на вопросы разминки.
Каламбур - шутка, построенная на двойном значении слова.
Зонг - шутка, построенная на звуке.
Пастоз - шутка, понятная только тем, кто присутствовал при ее
создании.
Рефрен - повторяющаяся шутка, которая всплывает в
видоизмененной форме несколько раз за время выступления.
Пантомима - эстрадная реприза, содержание которой доносится до
зрителя исключительно посредством пластики и мимики актера.
Кода - завершающий монолог или диалог в выступлении команды.
ГЭГ - шутка, чаще всего сделанная средствами пантомимы.
Привязка (подвязка)- связующее звено шуток, реприз и пр.
Резина - заранее заготовленные ответы на вопросы в конкурсе
«Разминка», который по идее должен строиться исключительно на
командных импровизациях.
Финалка - финальная песня.

Если на уроках в классах отсутствует половина учеников, а та, что осталась, теряет всю работоспособность, если в каждом уголке школьного коридора поют, танцуют, декламируют, а очередь репетиций на сцене актового зала расписана на два дня вперед, если классные руководители «тихо» сходят с ума в поисках смешных фраз и фонограмм, т. е., если вся школа «стоит на ушах», знайте, начались игры КВН!
Не одна игра, а игры. Ведь соревноваться в остроумии и находчивости, почувствовать себя «Утомленными солнцем» или «Не золотой молодежью» хотят все без исключения.

Разминка считается очень сложным конкурсом. Ведь именно в нем проявляется находчивость, умение найти смешной ответ, интересную игру слов всего за тридцать секунд. В разминку, как правило, играют два - три человека в команде, наиболее веселые игроки, умеющие находить нестандартные ответы.

Мы начинаем «КВН»!

Да, КВН стал всенародным. К тому же, это самая развивающая игровая форма школьных воспитательных мероприятий, как бы ни звучала сухо фраза по отношению к КВН. В нем собрано все: интеллект и логика, мораль и нравственность, музыкальность и артистизм, умение общаться и быть индивидуальностью. Все, что мы развиваем у ребят в школе. КВН - это творчество отдельных личностей в коллективе на благо всех, во имя общего дела: улыбкой, хорошей доброй шуткой сделать нашу сложную жизнь ярче, насыщенней, интереснее. Не буду дальше ратовать за обязательное проведение этой игры в стенах любой школы. Просто тем, кто заинтересован в создании команды КВН школы или в проведении внутри школьного первенства, постараюсь ответить на некоторые вопросы, могущие возникнуть во время подготовки. Думаю, что имею на это право, хотя раздавать советы - самое неблагодарное занятие в КВН! На протяжении нескольких лет сама являюсь руководителем, сценаристом и режиссером ученической команды КВН «Своя игра», через которую прошло уже не одно поколение подростков. Команда неоднократно побеждала в школьных городских первенствах, играла на равных и со студентами.

Вопросы и ответы

Итак, вопрос первый : с какого класса лучше начинать играть в КВН?
Оптимальный возраст начала - шестой класс. Ребята становятся более самостоятельными, а классные коллективы сформированными.

Вопрос второй: как организовать игры КВН в школе, т. е. проведение школьного чемпионата?
Игры лучше проводить по возрастным параллелям, например, среди шестых классов, восьмых классов и т. д. Зачастую объединяются в одну команду старшие классы: десятиклассники играют против выпускников. Это захватывающее зрелище!
Не забудьте, что приблизительная дата игр должна быть известна классным руководителям заранее, даже с сентября. Ведь подбор материла, поиск фонограмм - дело не одного дня.

Вопрос третий: где взять тематику КВН и какие задания включить?
Темы и задания раздаются заранее. Разработать их лучше вместе с учащимися на совете актива школы. Но если есть проблемы в данном вопросе, ниже приведены возможные варианты тем и заданий к ним.
Помните, названия тем должны отражать школьную жизнь! Не берите слишком глобальные проблемы и, в то же время, не играйте в узких предметных рамках. Зачастую среди классов проводятся математические, экологические, литературные и прочие КВН, напоминающие больше викторины и состязания классов по предметам. Но это не настоящие игры КВН!
Задания варьируются, включают приветствие, разминку, домашнее задание. Это нормальный набор для школьных игр. Кроме этого в КВН есть еще и музыкальный конкурс, и конкурс капитанов, и СТЭМ, а домашнее задание может иметь музыкальную форму.
Разумеется, если это младшие классы, то можно ограничиться традиционным приветствием и разминкой или домашним заданием. Классам постарше можно предложить конкурс капитанов.
Каждое задание обязательно ограничьте во времени!
Оптимальная продолжительность приветствия четыре минуты и десять минут домашнего задания. Прибавьте по полминуты на выход, уход, аплодисменты. За выход из лимита времени накладывается штраф. В разминке определите количество и вид вопросов. Их должно быть не более двух, а по форме - это либо традиционные, либо музыкальные, либо художественные вопросы.

Вопрос четвертый: каковы критерии отбора материала, выступлений? То есть, как определиться с содержанием?
Помните, главная цель школьного КВН - приобщение подростков к прекрасному, выработка стиля интеллектуального эстетически подкованного оптимиста! Поэтому в школьных играх поощряются шутки на темы школы, семьи, досуга ребят, их занятий, молодежной моды, общения, т. е. круга интересов подростков!
Никогда в КВН любого уровня неприемлемы шутки на тему наркотиков, алкоголя, секса. На консультациях по подготовке к играм именно с этого вопроса надо начинать разговор с юными «квнщиками».

Вопрос пятый: где брать шутки для составления программ?
На этот вопрос ответить труднее всего!
Ищите смешное вокруг себя: на уроках, в работах детей, в школьных коридорах, буфете, транспорте. Шутка может быть словесной, музыкальной или мимической. Главное, чтобы она была... своей! Никогда не берите избитые анекдоты, шутки, прозвучавшие у знаменитых команд. Хотя, если игры проводятся в стенах школы, то это вполне приемлемо, но в меру. Однако если вы выходите со школьной командой на более высокий уровень, постарайтесь найти свой стиль, свой юмор, свои неповторимые идеи и шутки!

Вопрос шестой: как оценивать выступление команд?
Сама никогда не судила никакие игры, хотя мои опытные «квнщики» это делают с удовольствием. Оцениваются прежде всего количество и качество
шуток, насколько они смешны, интересны, оригинальны по замыслу, как их принимает зал. Немаловажны целостность выступления, сбалансированность музыкальными, танцевальными отрывками, качество подготовки, умение держаться на сцене, владеть залом и ситуацией, одним словом, артистизм. Конечно же, команда должна иметь свое «лицо»: стиль в костюмах, подаче содержания и так далее, которым она отличается от других.
В судействе лучше придерживаться родной ученикам пятибалльной системы.

Вопрос седьмой: сколько человек должно быть в команде?
Число не ограничено, но оптимальный вариант - от пяти до восьми человек основного состава, и еще ребята, умеющие петь или танцевать. Хотя основная нагрузка ложится, как правило, на двоих - троих самых артистичных членов команд. Не забудьте о капитане команды, которым должен стать авторитетный игрок.