Легенды Владивостока: Баневур Виталий Борисович. Виталий Баневур: герой с вырванным сердцем

На днях наткнулся на песню небезызвестной группы Монгол Шуудан, что воспевает свистопляс анархии и хаоса времен Гражданской войны в России 1917—1922/1923 годов.

Монгол Шуудан - Бонивур .

Неплохая песня, кстати. Но, кто такой Бонивур? Почему у него на спине Красная Звезда? Википедия говорит:

Виталий Борисович Баневур (Бонивур) (1902 — 17 сентября 1922) — участник Гражданской войны на Дальнем Востоке, герой-комсомолец.

А чем прославился?

В декабре 1921 года Виталий Баневур совместно с Марией Фетисовой начал восстановление разгромленного владивостокского подполья. О его деятельности стало известно белогвардейцам, и они объявили награду за его голову. По предложению руководства Баневур покинул город и устроился работать в депо станции Первая речка. В депо строились бронепоезда для японской армии. Виталий организовал подпольную группу, которая начала сопротивление строительству бронепоездов: устраивались аварии, итальянские забастовки. Более того, удавалось организовать диверсии против уже выпущенных бронепоездов: они попадали на запасные пути, слетали с рельсов и разбивались. Тем не менее обстановка в депо вокруг Баневура начала накаляться, и по решению подполья он ушёл в тайгу в отряд Топоркова. В отряде Баневур принимал участие в диверсионных акциях против поездов белогвардейцев и японских интервентов, в уничтожении телефонных и телеграфных линий, налётах на гарнизоны белогвардейцев.

Ну, кроме того, что он там бегал по полям и сражался с белогвардейцами (кто только там в это время между собой не бился - миллионы человек), получается, что его подвиг - это сопротивление строительству поездов. Да еще какое сопротивление! Сначала Бонивур сам строил эти поезда в депо, а потом вместе с друзьями их же взрывал. Работал в ноль! Тем и знаменит. Его бы могли пришибить собственные коллеги-рабочие депо, если бы узнали, что он взрывает их паровозы. Но, такого шанса им не выдалось и Бонивура в одной из разборок зарубили шашками местные казаки. Говорят, что после этого, ему кровожадно вырезали сердце.

Конечно, про сердце советская пропаганда скорее всего приврала, отдав дань легенде про Данко. Как его убили, никто толком не знает: кто-то говорит, что он погиб во время казачьего налета на станицу, пока он спасал пишущую машинку, кто-то утверждает, что его в поле поймал и расстрелял казачий разъезд.

Виталий Бонивур погиб в 1922 году, но впервые о таком герое Гражданской войны, принявшим мученическую смерть, узнали спустя 30 лет после гибели. В 1953 году вышла книга Дмитрия Нагишкина "Сердце Бонивура". Прежде писатель был известен как автор увлекательных детских сказок.
Роман о герое писался долго - с 1944 по 1953 год, но получился очень интересным. Удалось в мельчайших деталях рассказать о жизни Владивостока, собрать исторический материал о красных партизанах.
Благодаря деталям и яркому изложению читатели поверили в красивую в своей жестокости легенду. Правда в ней, все-таки была - белогвардейцы действительно жестоко истязали красных, вырезали им звезды на спине и груди (вот откуда у “на спине у Бонивура красная звезда” - примечание мое), отрубали им головы и с ними фотографировались.

"Я проверял списки членов съезда, подпольщиков, но нигде не нашел упоминаний о Бонивуре, - говорит Юрий Филатов. - В 1950-х годах выдумывали новых героев взамен погибших реальных".
Настоящие большевики-подпольщики сквозь зубы возмущались этой легендой и в своих мемуарах о Бонивуре упоминали вскользь.
Дальнему Востоку возвращают непридуманную историю .

Советская система выстаивала свою идеологию и под нее выстраивала мифологию героизма. Герой-комсомолец, блин… свои собственные паровозы под откос пускал. Герой… Как там было?…

Родина ждет героев - пи#да рожает дураков.

А вот фильм “Сердце Бонивура” все же посмотрю - так, ради интереса, чего там навыдумывали.

«От героев былых времен не осталось порой имен...» - поется в песне из сверх популярного фильма советских времен. Но бывало и наоборот: остается только имя, а вокруг него – легенды, становящиеся со временем историческими фактами. Ставится памятник на могиле, где никто не похоронен, создается музей. Школьникам задают сочинения на тему о герое, писатели пишут романы, режиссеры ставят фильмы… А был ли, герой-то? Человек с таким именем был, это точно, только про жизнь и смерть его почти ничего неизвестно – почти все придумано. Как знаменитый заплыв Чапаева через Урал-реку…

Те, чья юность пришлась на середину прошлого века, помнят, конечно, и фильм «Сердце Бонивура», и книгу Дмитрия Нагишкина «Сердце Бонивура». По этим двум источникам можно воссоздать официальную биографию героя-дальневосточника. Секретарь комсомольской организации батальона имени К. Либкнехта, в 1920 году по заданию партизан расклеивал листовки, собирал сведения о врагах. После возвращения из Москвы с III съезда РКСМ возглавил революционную молодежь в оккупированном интервентами Владивостоке. Распространял революционную литературу, организовывал побеги политзаключенных, печатал листовки, уничтожал провокаторов, проводил диверсии.
По решению партийного комитета был назначен комиссаром партизанского отряда. Захваченный вместе с ранеными бойцами в плен, был зверски замучен белогвардейцами, которые у него, еще живого, вырезали сердце.
В реальности все было проще. Виталий Баневур родился в Варшаве в семье ювелира. Его мать Анна Наумовна была по образованию врачом, но по специальности не работала и занималась только семьёй. В 1915 семья Баневуров эвакуировалась в Москву, в августе 1917 года перебралась во Владивосток. В 1919 году Виталий окончил 8-й класс Владивостокской мужской гимназии. Его отца к тому времени уже не было в живых.
Еще в гимназии увлекался политической деятельностью и весной 1918 г. состоял в Союза учащихся социалистической интеллигенции. Мать и сестра Лидия тогда же, опасаясь прихода большевиков, эмигрировала в США. Виталий ехать с ними отказался.
Вот, собственно, и все, что о нем доподлинно известно и может быть подтверждено документально.
Дмитрий Нагишкин, писатель-сказочник (!) получив заказ на книгу о герое-партизане Дальнего Востока, прежде всего, поменял ему фамилию на более благозвучную – Бонивур - и сделал руководителем комсомольского подполья Владивостока. Писатель же отправил своего героя в октябре 1920 года вместе с несколькими товарищами в Москву на III съезд комсомола, где он слушал видел выступление Ленина. Хотя реальный прототип в списках участников съезда не числится и, судя по всему, в Москве никогда не был.
Признанным фактом является то, что Виталий Баневур (Бонивур) участвовал и в Гражданской войне на Дальнем Востоке, и в партизанском движении, причем незадолго да эвакуации японцев был убит казаками.
Мы как-то забываем, что в начале двадцатых годов Дальний Восток был частично оккупирован японской армией, которая с успехом сотрудничала с белогвардейцами в борьбе с большевиками. По версии Дмитрия Нагишкина, в декабре 1921 года Виталий Баневур совместно с Марией Фетисовой начал восстановление разгромленного владивостокского подполья. О его деятельности стало известно белогвардейцам и они объявили награду за его голову. По предложению руководства Баневур покинул город и устроился работать в депо станции Первая речка.
В депо строились бронепоезда для японской армии. Виталий организовал подпольную группу, которая начала сопротивление строительству бронепоездов: устраивались аварии, итальянские забастовки. Более того, удавалось организовать диверсии против уже выпущенных бронепоездов: они попадали на запасные пути, слетали с рельс и разбивались.
Тем не менее обстановка в депо вокруг Баневура начала накаляться и по решению подполья он ушёл в тайгу в отряд Топоркова. В отряде Баневур принимал участие в диверсионных акциях против поездов белогвардейцев и японских интервентов, в уничтожении телефонных и телеграфных линий, налётах на гарнизоны белогвардейцев. Весной 1922 года он принял участие в бою, в котором был разгромлен белогвардейский отряд, направленный для уничтожения партизан.
В июне 1922 года Япония объявила об эвакуации своих войск из Приморья, после чего началось наступление Народно-революционной армии. В сентябре Дальбюро ЦК РКП(б) приняло решение в занятых белыми и интервентами районах тайно провести съезды крестьянских уполномоченных, выделенных бедняцко-середняцким активом. Съезды должны были избрать комитеты по установлению Советской власти в Приморье.
На 13 сентября такой съезд был намечен в деревне Кондратеновка. Предатель сообщил белогвардейцам в Никольск-Уссурийске о проведении такого съезда и они направили туда свои отряды. Они схватили Виталия Баневура. В течении нескольких дней он подвергался страшным пыткам, а 17 сентября был выведен за деревню и белогвардейцы, разрезав грудь, вырвали его сердце.
Писатель Виктор Кин в статье, опубликованной в 1925 году, дал несколько иную версию гибели Банивура. По его утверждению, Баневур был инструктором Никольск-Уссурийского райбюро комсомола, располагавшегося в деревне Кондратенково. Так как белые готовились к эвакуации, то их в расчет вовсе не принимали. Однако на деревню был произведен казачий налет, и замешкавшийся Баневур (он пытался спасти пишущую машинку) был убит казаками, которые вывели его из деревни и вырезали ему сердце.
Но по утверждению краеведа Юрия Филатова, специально занимавшегося вопросом деятельности дальневосточного подполья, он не нашел имени Баневура ни в одном из списков комсомольских делегатов. По данным Филатова, Баневур был просто связным партизанского отряда имени Карла Либкнехта и был убит казачьим разъездом, когда пробирался на соседний хутор, где жила его девушка.
Российскому зрителю, тем, кому сейчас под 50 и более, Лев Прыгунов запомнился прежде всего яркой ролью большевика-подпольщика Виталия Бонивура в телесериале «Сердце Бонивура» (1969), отдавшего свою молодую жизнь за освобождение Приморья от белогвардейцев. И которого, как утверждает актер, воплотивший мужественного героя на экране, в реальности никогда не было!
- Виталий Бонивур - фантом, выдуманный советской пропагандой! Дмитрия Нагишкина, автора романа «Сердце Бонивура», направили в Приморье сразу после войны, чтобы он написал исторический роман на революционную тему. Но он был пьющий человек. Он пропил все командировочные деньги и ничего не написал. Его даже хотели отдать под суд. Но отправили обратно в Москву. И только в 1954 году он написал эту книгу. Причем он просто наткнулся на фамилию Банивур в каких-то документах. Фамилия ему понравилась. Он в ней изменил букву «а» на букву «о», а все остальное выдумал, - рассказал Лев Прыгунов.
По его словам, подробностями создания романа «Сердце Бонивура» с ним поделилась дочь Дмитрия Нагишкина, Ирина, с которой он дружил. А ей, в свою очередь, рассказал отец. Скорее всего, не стоит брать на веру «откровения» артиста, известного своими антикоммунистическими взглядами еще со времен Советского Союза, которые он подчеркивал и подчеркивает при каждом удобном случае. Впрочем, у него вполне может быть своя правда в этой истории.
- Когда вышла книга, она очень плохо расходилась. Потом комсомольцы за нее зацепились и начали ее раскручивать. Им нужен был новый герой. А в 1968 году неожиданно начались съемки фильма по этой книге. Фильм снимали в Черновицах, в Прикарпатье, там места очень похожи на Дальневосточные. Там и горы такие же, как сопки в Приморье. Оператор туда поехал, поснимал какие-то пейзажи, а мы со съемочной группой туда не ездили. Основные съемки проходили в Москве. Когда вышел фильм, он получил совершенно невероятную популярность! И тут же появились родственники командира партизанского отряда Топоркова и его бойцов. Тут же нашлась деревня Банивурово. Выяснились еще какие-то «исторические» подробности. И это нормальная советская мифология. Это такой же миф, как заплыв Чапаева через реку Урал или легендарный герой Гражданской войны Щорс.
И здесь необходима еще одна ремарка для прояснения ситуации: Прыгунов в своем обличительном запале смешал все в одну кучу: и правду, и вымысел. Щорс Николай Александрович - это историческая личность, герой Гражданской войны, командир пехотной дивизии, погибший в 1919 году от пули предателя. А вот комдив Василий Чапаев реку Урал действительно не переплывал. Так что и в истории с Бонивуром могут быть какие-то перегибы в сторону абсолютного негатива.
И как же тогда могила Бонивура, возникшая задолго до написания книги и, тем более, появления фильма? В свое время все пионеры Приморского края побывали на ней в обязательном порядке. Даже сейчас туда все еще организовывают экскурсии.
- Где настоящая могила Бонивура точно никто не знает. Его семья с приходом красных партизан уехала за границу, - утверждают краеведы.
В конце 60-х годов ХХ века дальневосточные моряки рассказывали, что в одном из портов Канады они встречались со старухой, которая подробно расспрашивали их про Владивосток. Она говорила, что ее сын, Виталий Бонивур, погиб незадолго до прихода красных, и похоронен именно там, где находится его официальная могила, только в надписи была сделана ошибка: вместо «а» написали «о», а исправлять было некогда, вот-вот должен был отойти последний пароход в Канаду.
Значит, все-таки был? Настоящие большевики-подпольщики сквозь зубы это подтверждали, но в своих мемуарах о Бонивуре упоминали вскользь, постольку-поскольку. И уж точно не как о руководителе всего дальневосточного подполья.
Вообще о таком герое Гражданской войны, принявшим мученическую смерть, узнали спустя 30 лет после его гибели. В 1953 году, как уже говорилось, вышла книга Дмитрия Нагишкина «Сердце Бонивура», заказанная ему ЦК ВЛКСМ.
Роман о герое писался долго - с 1944 по 1953 год, но получился очень интересным. Удалось в мельчайших деталях рассказать о жизни Владивостока, собрать правдивый исторический материал о красных партизанах.
Благодаря деталям и яркому изложению читатели поверили в красивую в своей жестокости легенду. Правда в ней, все-таки была - белогвардейцы действительно жестоко истязали красных, вырезали им звезды на спине и груди, отрубали им головы и с ними фотографировались.
Помимо мучительной смерти и вырванного сердца сказочник приписал Бонивуру огромный авторитет среди молодежи, членство в обкоме РКСМ и участие в съезде.
На самом деле, по словам краеведа Юрия Филатова, в гимназии будущий герой учился плохо, хулиганил и грубил взрослым. Потом влюбился в «идейную» девушку, увлекся идеями переустройства мира, покинул родительский дом и подался к партизанам. Там было не скучно.
«Нам не чуждо было и бурное веселье, свойственное комсомольскому возрасту, - вспоминает в мемуарах красный партизан Николай Харченко. - Мы с удовольствием танцевали под гармошку и балалайку, проводили веселые массовые игры. При центральной школе рудника организовали школу танцев. В хоровом кружке (руководил им лаборант Пасхальский) разучивались любимые шахтерами революционные и народные песни, бала поставлена драма "Труд и капитал".
- Летом 1922 года Виталий Бонивур служил связным в отряде имени Карла Либкнехта, - рассказывает свою историю Филатов. - На соседнем хуторе жила его возлюбленная. Ночью он пошел к ней, по пути наткнулся на казачий разъезд. Виталий бросился бежать. Казаки его догнали и прямо на скаку рубанули шашкой. По одной версии, этот удар оказался смертельным, по другой - еще живого доставили в отряд и там расстреляли.
Получить всесоюзную известность спустя тридцать лет после смерти - случай почти библейский. Простой паренек, ничего путного не совершивший, становится кумиром миллионов только потому, что писателю-сказочнику заказали роман, а потом по этому роману сняли фильм.
Не зря в свое время Советский Союз в шутку называли «страной чудес». Действительно, в каждой шутке…

Дальневосточным ученым в третьем томе фундаментального исследования "История Дальнего Востока России" удалось объективно описать историю региона, впервые избавить ее от большевистских мифов.

В конце 1980-х в Институте истории, этнографии и археологи народов Дальнего Востока задумали издать в шести томах историю Дальнего Востока России.

Первый том, описывающий период с первобытных времен до ХХVII века, вышел в 1989 году, второй, охватывающий события с ХХVII века по 1917 год - в 1991 году. Третий том вышел 13 лет спустя. Директор института Виктор Ларин объясняет задержку отсутствием финансирования и сменой общественного строя.

Пришлось изменить концепцию истории Гражданской войны и описать события объективно, без идеологических штампов. Переписанная история оказалась правдивой, но вряд ли увлекательной, как это получалось ранее.

Несгораемый Лазо

Прежде всего, из истории региона вычеркнули факт сожжения в топке паровоза Сергея Лазо. Действительно, 26-летний командир партизанского отряда погиб в 1920 году, но более прозаично. После работы в архивах выяснилось, что его отряд состоял не только из большевиков, но и заключенных читинской тюрьмы, которых освободили с условием, что они перейдут на сторону "красных". Однако, бывшие зеки не исправились, а наоборот своими грабежами и агрессией доставляли много хлопот большевикам.

О смерти Сергея Лазо первой сообщила японская газета "Джапан Кроникл" - в апреле 1920 года он был расстрелян во Владивостоке и труп сожжен. Спустя полгода объявился безымянный машинист паровоза, который рассказал, будто бы видел, как на станции Уссури японцы передали казакам из отряда Бочкарева три мешка, в которых были три человека. Казаки попытались затолкать их в топку паровоза, но они сопротивлялись, тогда их расстреляли и мертвыми засунули в топку. Эта история еще в советское время казалась малоправдоподобной.

"Они [советские историки] посмотрели бы хоть раз на настоящий паровоз - в него даже кошку на лопате не закинешь, - говорит краевед Юрий Филатов, еще в конце 1980-х проверявший достоверность подвигов Сергея Лазо и Виталия Бонивура. - Размеры входного отверстия были 64 на 45 сантиметров".

С паровозом случился еще один казус. В начале 70-х годов ХХ века в Уссурийске установили паровоз, в топке которого, будто бы, и сожгли Лазо. На постаменте оказался американский локомотив 40-х годов выпуска, попавший в Советский Союз по ленд-лизу.

Установленный во Владивостоке памятник Сергею Лазо тоже имеет отношение к пересмотру истории. Прежде на гранитном постаменте стоял памятник царскому адмиралу Завойко. Оккупировавшие город красные партизаны вначале отпилили голову у памятника, затем снесли целиком и переплавили. На пустующий постамент поставили скульптуру Лазо.

Бонивур - "красный" хиппи

Виталий Бонивур погиб в 1922 году, но впервые о таком герое Гражданской войны, принявшим мученическую смерть, узнали спустя 30 лет после гибели. В 1953 году вышла книга Дмитрия Нагишкина "Сердце Бонивура". Прежде писатель был известен как автор увлекательных детских сказок.

Роман о герое писался долго - с 1944 по 1953 год, но получился очень интересным. Удалось в мельчайших деталях рассказать о жизни Владивостока, собрать исторический материал о красных партизанах.

Благодаря деталям и яркому изложению читатели поверили в красивую в своей жестокости легенду. Правда в ней, все-таки была - белогвардейцы действительно жестоко истязали красных, вырезали им звезды на спине и груди, отрубали им головы и с ними фотографировались. Три первых школьных года в гимназии номер 1 я просидел как раз под одной из таких фотографий.

Помимо мучительной смерти и вырванного сердца сказочник приписал Бонивуру огромный авторитет среди молодежи, членство в обкоме РКСМ и участие в съезде.

"Я проверял списки членов съезда, подпольщиков, но нигде не нашел упоминаний о Бонивуре, - говорит Юрий Филатов. - В 1950-х годах выдумывали новых героев взамен погибших реальных".

Настоящие большевики-подпольщики сквозь зубы возмущались этой легендой и в своих мемуарах о Бонивуре упоминали вскользь.

В конце 60-х годов ХХ века дальневосточные моряки рассказывали, что в одном из портов Канады они встречались со старухой, которая подробно расспрашивали их про Владивосток. Она говорила, что ее сын Виталий Бонивур погиб незадолго до прихода красных. Подобное продолжение легенды не укладывались в официальную канву жизнеописания героя и потому всячески пресекались. Тем более, что впоследствии по роману был снят одноименный фильм.

На самом деле, по словам Юрия Филатова, родители Бонивура были ювелирами, приехали во Владивосток из Польши. В гимназии будущий "герой" учился плохо, хулиганил и грубил взрослым. В итоге он влюбился в девушку, увлекся идеями переустройства мира, покинул родительский дом и подался к партизанам. Там было не скучно.

"Нам не чуждо было и бурное веселье, свойственное комсомольскому возрасту, - вспоминает в мемуарах красный партизан Николай Харченко. - Мы с удовольствием танцевали под гармошку и балалайку, проводили веселые массовые игры. При центральной школе рудника организовали школу танцев. В хоровом кружке (руководил им лаборант Пасхальский) разучивались любимые шахтерами революционные и народные песни, бала поставлена драма "Труд и капитал".

"Летом 1922 года Виталий Бонивур служил связным в отряде имени Карла Либкнехта, - рассказывает свою историю Филатов. - На соседнем хуторе жила его возлюбленная. Ночью он пошел к ней, по пути наткнулся на казачий разъезд. Виталий бросился бежать. Казаки его догнали и прямо на скаку рубанули шашкой. По одной версии, этот удар оказался смертельным, по другой - еще живого доставили в отряд и там расстреляли".

"Где настоящая могила Бонивура точно никто не знает. Его родители с приходом красных партизан уехали за границу", - добавляет краевед.

Получить всесоюзную известность спустя 30 лет после смерти - случай почти библейский. Простой паренек, ничего путного не совершивший, становится кумиром миллионов только потому, что писателю-сказочнику заказали роман.

"Спящая красавица" была живой

Творили мифы и в недавнем прошлом. В 1964 году турист-спелеолог Ефрем Лешок обнаружил в одной из пещер в Приморье человекоподобные статуи, которые назвал "Демон" и "Спящая красавица". Предъявив открытия профессиональным археологам, он убедил ученых в том, что это произведения бохайцев и чжурчженей, народов, населявших Приморье и Приамурье в седьмом веке нашей эры.

Местные журналисты выяснили, что фигуры сделал местный скульптор - таким образом он выразил любовь к знакомой художнице. На специальном совещании в Приморском крайкоме КПСС журналистам запретили раскрывать тайну "Спящей красавицы". К тому моменту в "Литературной газете" была опубликована статья о важном археологическом открытии, на входе в пещеру установили двери, туда повалили туристы. Пещеру объявили всесоюзным памятником истории и археологии.

"Наш идейный стержень - любовь к родине и патриотизм, - говорит помощник депутата Госдумы Владимира Гришукова, второй секретарь Приморского краевого отделения КПРФ Николай Одобеско. - Для того, чтобы разрушить человека и государство, надо выбить стержень, что и происходит. Я хорошо знаю Приморье и его историю, и у меня есть свое мнение, которое сформировалось в советское время. Не намерен его менять".

При всей разности взглядов на историю, нет и речи о сносе памятников Бонивуру или Лазо. Их именами названы районы, поселки, станции, улицы и детские клубы.

Выход четвертого тома "Истории Дальнего Востока России" запланирован на будущий год.



Историко-революционный роман об установлении советской власти в Приморье. Прообразом главного героя Виталия Бонивура послужил трагически погибший герой Гражданской войны Сергей Лазо.

Сердце Бонивура
Исторический роман о событиях гражданской войны на Дальнем Востоке

Вот за эту землю, на которой я стою сейчас, мы умрем, но не отдадим ее никому!

Сергей Лазо

Жене и другу моему Г. И. Черной

Пролог
Крейсер "Ивами"

1

Занятия кончились в два часа.

Виталий Бонивур собрал тетради и книги, связав их ремешком. Возле гардеробной шумела толпа гимназистов. Он подождал, пока уменьшилась теснота, надел форменную шинель и вышел на улицу.

В это время дня на Китайской улице было, как всегда, людно. Хлопали двери магазинов. Обгоняя извозчичьи пролетки, мчались грузовые и легковые автомобили, резкими сигналами предупреждая переходивших улицу людей. Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд. Холодный январский ветер доносил серебристый перезвон склянок с кораблей, стоявших в порту и на рейде.

Виталий шел на Светланскую привычным путем, поглядывая по сторонам. Оживленная улица пестрела вывесками, то взнесенными под самые крыши, то облепившими двери мастерских, контор, магазинов, лавочек. Каждый, кто имел "дело", заявлял о себе аршинными буквами на фасаде дома или солидной медной резной доской, блестевшей на зимнем солнце возле дверей.

"Петров и К°. Шляпы", "Иванов и сын. Конфекцион". "Иоганн Штамм. Морской агент". "Том Смайлс. Уголь, кокс, брикеты". А дальше - "Контора Кобаяси", "Фото-Ниппон", "Татекава и Асадо", "Торговый дом. Ничиро" японские имена заполняли улицу. Парикмахеры, часовщики, комиссионеры, торговцы всем, чем можно было торговать, банкиры, судовладельцы, промышленники, владельцы рыбалок, лесосек, продавцы! Очень много японцев было во Владивостоке… Вот направо почти весь квартал заняли две огромные вывески: "Иокогама Спеши-банк" и "Чосен-банк". У японских "негоциантов" как они любили себя называть - и информация была лучше, и деньги оказывались у них именно тогда, когда русский купец ощущал в них затруднение. Японские предприятия росли одно за другим, как грибы после дождя; особенно в последний год их расплодилось великое множество…

Виталий пошевелил в кармане рукой и нащупал квитанцию на отданные в починку часы. Мать просила зайти к часовщику.

Опять потянулись вывески: "Карасава, Сарадэ - прачки", "Суэцугу. Дамские прически. Завивка", "Исидо. Починка часов всех систем и фирм"…

Виталий толкнул небольшую дверь. Звякнул колокольчик, укрепленный над входом. В мастерской сверкали металлические детали часов под стеклянными колпаками на столах, тикали вразнобой всевозможные часы, висевшие на стенах и стоявшие на полках. Китаец-слуга сказал Виталию:

Чего надо? Исидо нету.

Я зашел за часами, сегодня - срок.

Приходи другой раза! - сказал китаец. - Сегодня работай нету! Японски люди на бухты ходи. Тама японса парохода приходи, большой! Пушка, солдата много… Такой пушка десять раза стреляй - Владивостока сразу фангули, сразу пропадай… Ну, тебе домой ходи! Моя буду закрывай!

Выйдя из мастерской, Виталий заметил на дверях записку. Печатными буквами на бумажке было выведено:

"ГГ. КЛИЕНТОВ ПРОСЯТ СЕГОДНЯ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ. С ПОЧТЕНИЕМ ИОСИМОТО ИСИДО".

На углу Виталий столкнулся с одноклассником - Ромкой Плетневым.

Лицо Ромки раскраснелось, волосы выбились из-под форменной, набекрень, фуражки, черные глаза искрились. Увидев Виталия, он возбужденно закричал:

На Золотой Рог пошли, Виталька!

Ромка посмотрел на Бонивура с видом превосходства.

Так ты ничего не знаешь? Весь город уже на ногах. Видишь, валом валят на пристань! А ты ничего не знаешь! Прямо смешно даже…

Да что случилось-то? - оборвал его Виталий.

Пришел японский крейсер.

Вот тебе и "ну"! Стоит на рейде. На пристани народу видимо-невидимо! Идем, посмотришь! Я уже два раза был.

2

Мальчики спустились по переулку, ведшему к Торговому порту. Маленький переулок был забит людьми. На пирсах в порту толпился народ. Глухой гул говора носился в воздухе. Тысячи людей расположились на причалах. Даже на обшивке пирса примостились люди.

Виталий взглянул туда, куда были устремлены взоры всех собравшихся.

На рейде стоял крейсер.

Сизая дымка морозного январского дня затянула очертания Чуркина мыса; поэтому так четко виден был чужой военный корабль, пришедший неведомо зачем. Его стройные обводы были стремительны и свидетельствовали о быстроте хода. Покрытый серо-голубой краской, корабль казался вылитым из одного куска металла. Орудийные башни выставили длинные клыки морских орудий, точно оскалясь на Владивосток. Исхлестанные ветрами и волнами борта казались обрызганными кровью: краска местами облупилась, обнажив суриковый грунт. Легкий парок курился откуда-то снизу, словно стальное чудище дышало. Ветер шевелил на гафеле флаг, развернул его, показав на минуту красный круг солнца с хвостами расходящихся лучей.

Видал? - спросил Виталия восхищенный Ромка. - Пушки какие, а?! Разок даст - и ваших нет.

Что-то недоброе было в этом флаге и в молчании корабля, направившего орудия на город. Зачем?..

Плетнев не унимался:

Вот так пушечки, Виталя!

Какой-то пожилой усатый человек в кепке, стоявший рядом с подростками, неприязненно обернулся к Ромке и сердито проговорил:

Цыц ты, щенок! Чего растявкался?! Пушки, пушки… Видали мы всякие… Чему радуешься-то?..

Бедно одетая женщина, в своем демисезонном потрепаном пальто, озябшая до синевы, сказала вполголоса:

А чего им не радоваться, богатым-то? Поди, им от японцев худа не будет. Вишь, разоделся, будто на праздник!

Ромка был в новой шинели, ладно сидевшей на нем Лаковый козырек новенькой фуражки блестел. Светлые металлические пуговицы были начищены до сияния. Отец Ромки был одним из воротил Хлебной биржи и денег на сына не жалел. Новенькие штиблеты Ромки, крахмальный воротничок, подшитый к воротнику гимнастерки, - все напоминало Виталию о том, что сам он одет очень плохо: потертая шинель, бумажные, стиранные не раз брюки, изношенные ботинки.

Ромка, вспыхнув от слов, сказанных женщиной, ответил:

Ну и что ж, что вырядился? Вы разбогатейте и одевайтесь, как хотите!

Немолодой грузчик отозвался:

С вами, гадами, разбогатеешь! Век работай, а на гроб денег не накопишь.

Ромка не остался бы в долгу, но в этот момент позади них раздался возглас:

Дяденька, дайте пройти… Там наши ребята стоят… Дяденька!

Введение

Виталий Борисович Баневур (Бонивур) (1902 - 17 сентября? 1922) - участник Гражданской войны на Дальнем Востоке, герой-комсомолец.

1. Биография

Виталий Баневур родился в Варшаве в семье ювелира, социал-демократа Бориса Залмановича Баневура . Его мать, Анна Наумовна, была по образованию врачом, но по специальности не работала и занималась только семьёй. В 1915 семья Баневуров эвакуировалась в Москву, в августе 1917 года перебралась во Владивосток. В 1919 году Виталий окончил 8-й класс Владивостокской мужской гимназии. Уже в гимназии увлекался политической деятельностью и весной 1918 г. состоял в Союзе учащихся социалистической интеллигенции. Впоследствии участвовал в партизанском движении; убит казаками незадолго до эвакуации Дальнего Востока.

2. Традиционная версия жизнеописания Баневура

Беллетризованная биография Баневура была изложена в книге Дмитрия Нагишкина «Сердце Бонивура», вышедшей в 1953 году и позже экранизированной. Нагишкин сделал Баневура руководителем комсомольского подполья Владивостока. Согласно Нагишкину, в октябре 1920 года Баневур вместе с несколькими товарищами побывал в Москве на III съезде комсомола, видел выступление Ленина.

В декабре 1921 года Виталий Баневур совместно с Марией Фетисовой начал восстановление разгромленного владивостокского подполья. О его деятельности стало известно белогвардейцам, и они объявили награду за его голову. По предложению руководства Баневур покинул город и устроился работать в депо станции Первая речка. В депо строились бронепоезда для японской армии. Виталий организовал подпольную группу, которая начала сопротивление строительству бронепоездов: устраивались аварии, итальянские забастовки. Более того, удавалось организовать диверсии против уже выпущенных бронепоездов: они попадали на запасные пути, слетали с рельсов и разбивались. Тем не менее обстановка в депо вокруг Баневура начала накаляться, и по решению подполья он ушёл в тайгу в отряд Топоркова. В отряде Баневур принимал участие в диверсионных акциях против поездов белогвардейцев и японских интервентов, в уничтожении телефонных и телеграфных линий, налётах на гарнизоны белогвардейцев. Весной 1922 года он принял участие в бою, в котором был разгромлен белогвардейский отряд, направленный для уничтожения партизан.

В июне 1922 года Япония объявила об эвакуации своих войск из Приморья, после чего началось наступление Народно-революционной армии. В сентябре Дальбюро ЦК РКП(б) приняло решение в занятых белыми и интервентами районах тайно провести съезды крестьянских уполномоченных, выделенных бедняцко-середняцким активом. Съезды должны были избрать комитеты по установлению Советской власти в Приморье. На 13 сентября такой съезд был намечен в деревне Кондратеновка. Предатель сообщил белогвардейцам в Никольск-Уссурийске о проведении такого съезда, и они направили туда свои отряды. Они схватили Виталия Баневура. В течение нескольких дней он подвергался страшным пыткам, а 17 сентября был выведен за деревню и белогвардейцы, разрезав грудь, вырвали его сердце.

Писатель Виктор Кин в фельетоне, опубликованном в 1925 г., даёт несколько иную версию гибели Баневура. По его утверждению, Баневур был инструктором Никольск-Уссурийского райбюро комсомола, располагавшегося в деревне Кондратеновка. Так как белые готовились к эвакуации, то их в расчёт вовсе не принимали. Однако на деревню был произведён казачий налёт, и замешкавшийся Баневур (он пытался спасти пишущую машинку) был убит казаками, которые вывели его из деревни и вырезали ему сердце.

3. Критика

По утверждению краеведа Юрия Филатова, специально занимавшегося вопросом, он не нашёл имени Баневура ни в одном из списков комсомольских делегатов. По данным Филатова, Баневур был связным партизанского отряда имени Карла Либкнехта и был убит казачьим разъездом, когда пробирался на соседний хутор, где жила его девушка.

Литература

    Д. Нагишкин. Сердце Бонивура

5. Фильмография

    Сердце Бонивура (фильм)

6. Память

    Памятник Виталию Баневуру во Владивостоке.

http://vladcity.com/monuments/historical-and-revolutionary-sites/banevur/

    В Хабаровском крае в п. Переясловка при Краевом Детском Центре «Созвездие» существует Дружина имени Бонивура.

http://www.kdcsozvezdie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=34

Список литературы:

    Воспоминания профессора Розенфельда. Глава 1, стр. 14