Лекция: Проблема целостности и особенности организации «Записок охотника». Связь с традициями натуральной школы и их переосмысление. Список использованной литературы

Сходным образом и поэтика «Записок» включает в себя различные по происхождению эстетические слои. По многочисленным внешним приметам художественного порядка тургеневский цикл - типичное произведение натуральной школы, наиболее осязаемо выразившее ее ориентацию на «научную» парадигму. По жанру «Записки охотника» - серия очерков, как и знаменитый сборник 1845 г. «Физиология Петербурга », литературный манифест «натурального» направления, в котором впервые в русской литературе были предложены образцы «физиологического» описания, восходящего к французским «Физиологиям», изначально задуманным как художественные аналоги дотошных и беспристрастных «научных» описаний подлежащего изучению природного объекта. «Физиологической» стилистике отвечает в «Записках» уже сама фигура охотника, представляемого в качестве непосредственного очевидца событий, фиксирующего их, как и положено очеркисту, с протокольной, «фотографической» точностью и минимумом авторской эмоциональной оценки. Ярко «физиологичны» у Тургенева также портретные и пейзажные описания - непременная часть общей стилевой композиции каждого очерка. Они «по-научному» подробны, обстоятельны и мелочно детализированы, - в полном соответствии с требованиями «микроскопического» метода натуральной школы, когда описываемый объект изображался как бы увиденным сквозь микроскоп - во всех многочисленных мелких подробностях своего внешнего облика. По словам К. Аксакова, Тургенев, описывая внешность человека, «чуть не сосчитывает жилки на щеках, волоски на бровях». Действительно, тургеневский портрет едва ли не избыточно подробен: даются сведения об одежде героя, форме его тела, общей комплекции, при изображении лица детально - с точным указанием цвета, размера и формы - описываются лоб, нос, рот, глаза и т.д. В пейзаже та же утонченная детализация, призванная воссоздать «реалистически» правдивую картину природы, дополняется массой сведений специального характера.

Вместе с тем в тургеневском портрете и пейзаже, несмотря на всю их бросающуюся в глаза «реалистическую» натуральность, скрыто присутствует другая - романтическая традиция изображения природы и человека. Тургенев словно пото­му и не может остановиться в перечислении особенностей внешнего облика персонажа, что изображает не столько разновидность порожденного «средой» определенного человеческого типа, как это было у авторов «Физиологии Петербурга», сколько то, что у романтиков называлось тайной индивидуаль ности. Средства изображения - в позитивистскую эпоху - стали другими: «научными» и «реалистическими», предмет же изображения остался прежним. Герои «Записок охотника», будь то крестьяне или дворяне, «западники» или «восточники», не только типы, но и всякий раз новая и по-новому живая и таинственная индивидуальная душа, микрокосм, маленькая вселенная. Стремлением как можно более полно раскрыть индивидуальность каждого персонажа объясняется и такой постоянно используемый в очерках прием, как «парная ком­позиция», отразившийся в том числе и в их названиях («Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Чертопханов и Недопюскин»), и прием сравнения героя с «великой личностью». Точно так же и природа в «Записках охотника» имеет свою душу и свою тайну. Тургеневский пейзаж всегда одухотворен, природа у него живет своей особой жизнью, часто напоминающей человеческую: она тоскует и радуется, печалится и ликует. Та связь между природным и человеческим, которую от­крывает Тургенев, не имеет «научного» подтверждения, зато легко может быть истолкована в духе воскрешенной романтиками (прежде всего иенскими и романтиками-шеллингианцами) архаической концепции взаимосвязи человеческого микро- и природного макрокосма, согласно которой душа каждого человека таинственными нитями связана с разлитой в природе Мировой Душой. Очевидной данью этой концепции является у Тургенева прием психологического параллелизма, когда определенное состояние, в котором оказывается «душа» природы, прямо соотносится с аналогичным по внутреннему наполнению состоянием души героя. Психологический параллелизм лежит в основе композиции таких очерков, как «Бирюк», «Свидание», отчасти «Бежин луг». Он же, можно ска­зать, определяет и общую композицию цикла, открывающегося человеческим очерком «Хорь и Калиныч» и завершаемого полностью посвященным природе очерком «Лес и степь» (с тем же принципом «парности» в названии).

В поэтике «Записок охотника» очевидны знаки уже начавшейся переориентации Тургенева с гоголевской «отрицательной» стилистики на «положительную» пушкинскую. Следо­вание Гоголю в кругах сторонников натуральной школы считалось нормой: писатель, изображающий грубую правду жизни, должен хотя бы в какой-то мере быть обличителем. Обличительная тенденция чувствуется в откровенно «социальных» очерках тургеневского цикла, где четко распределены социальные роли персонажей и «отрицательным» даются, как правило, значимые фамилии (Зверков, Стегунов и др.). Но основная тургеневская установка все-таки не обличительная. Ему ближе пушкинское стремление к примирению противоречий при сохранении яркой индивидуальности изображаемых характеров. Не только «научная» объективность, не только либеральная идея уважения прав личности, но и пушкинская «эстетика примирения» заставляют Тургенева с равной заинтересованностью и доброжелательным вниманием изображать жизнь крестьян и дворян, «западников» и «восточников», людей и природы.

Ещё о “Записках охотника” И.С. Тургенева

Весну 1846 года молодой Иван Тургенев провёл в орловском имении Спасское-Лутовиново и посетил как-то своих соседок, сестёр Александру и Наталью Беер. Девушки запомнили его восторженное отношение к “громадному таланту” поэта Н.А. Некрасова: “Когда он читал стихотворение Некрасова “Родина”, от которого душа рвётся и болит, дух замирает - и у него только голос прерывался”.

М олодой помещик с детства знал все жестокие капризы, самодурство и простодушное тиранство “барства дикого” (Пушкин), видел, как его властная и своевольная мать угнетает и унижает крепостных крестьян, дворовых и собственных детей. Чувства и мысли гневного некрасовского стихотворения Тургеневу были понятны и потому так волновали его. Но богатый дворянин, учившийся в Петербургском и Берлинском университетах, долго живший в Италии и путешествовавший по Западной Европе, обладал мягкой, лирической, несколько флегматичной натурой, чуждался туманящих разум ненависти, злобы и мести, обличений общественных пороков и разрыва со своей средой и её высокой культурой.

Он заговорил о барстве, угнетении и унижении, крепостном праве, роковом расколе русского общества на господ и рабов совсем другим языком. Не озлобленный мститель и обиженный ненавистник своего класса и дворянских гнезд, а впечатлительный поэт природы и народной жизни, неравнодушный знаток и заступник угнетённого и униженного человека (причём это касалось не только крепостных, но и разночинцев и дворян), деревенский житель с детских лет, увлечённый охотник и путешественник по родной земле, хранитель семейных преданий и народных легенд и поверий, российский просвещённый дворянин и заботливый помещик - таков автор книги совершенно оригинальной и для русской литературы той поры неожиданной именно по причине своего мягкого, меланхоличного гуманизма и тончайшей поэтичности - “Записок охотника”.

С 1847 года в журнале Некрасова “Современник” начинают появляться тургеневские рассказы, эту книгу составляющие. Сам автор называл её “мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете”. Сказано это любящим, достойным сыном своего народа. Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) прожил долгую и сложную жизнь в литературе, стал автором знаменитых романов, европейски известным писателем. Но недаром чуткий критик и прозаик Александр Дружинин в 1857 году писал о Тургеневе: “...Наш автор только в “Записках охотника” достигнул высшей степени своего развития и остановился на ней и остаётся на ней долгое уже время”. И появившиеся впоследствии тургеневские социальные романы не смогли заслонить высокую поэзию и щемящую художественную правду “Записок охотника”. У книги была великая, отчётливо видимая автором цель. Она своей цели достигла, перешла в реальную жизнь, стала её частью, стала на эту жизнь влиять, меняя её, меняя нас.

Очевидно огромное социальное, общественное значение “Записок охотника”, важная роль этой правдивой и смелой книги в окончательном разоблачении и ниспровержении крепостного права и освобождении крестьян в самодержавной России. Она всем, и в том числе императору, открыла вдруг глаза на невозможность и безнравственность дальнейшего сохранения крепостнического деспотизма в России. Автор показал, кого и как у нас каждый день угнетают, и все увидели живых, реальных людей, своих братьев в человечестве, возникло, как и в гоголевской “Шинели”, острое, мучительное чувство жалости и вины. Тургенев своим участием в благородном деле освобождения справедливо гордился, навсегда запомнил неожиданную встречу на маленькой железнодорожной станции: “Вдруг подходят ко мне двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещан ли, мастеровых ли. “Позвольте узнать, - спрашивает один из них, - вы будете Иван Сергеевич Тургенев?” - “Я”. - “Тот самый, что написал “Записки охотника”?” - “Тот самый...” - Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. “Кланяемся вам... в знак уважения и благодарности от лица русского народа””.

Стоит задуматься, за что же мы вот уже 150 лет благодарим автора “Записок охотника”. Сам автор помнил, что он прежде всего поэт-художник, пусть и с безошибочным социальным чутьем, и говорил: “Правда - воздух, без которого дышать нельзя; но художество - растение, иногда даже довольно причудливое - которое зреет и развивается в этом воздухе”.

Его “художество”, его творчество глубоко правдиво и вместе с тем является подлинной поэзией, живущей по собственным законам и не подчиняющейся требованиям минуты, нуждам той или иной политической партии или класса. Русский читатель понял и с благодарностью принял эту художественную правду, хотя и увидел всю требовательность любви автора к своим героям. Не то было с так называемой “общественностью” (это о ней Тургенев сказал позднее: “Общество наше, лёгкое, немногочисленное, оторванное от почвы, закружилось, как перо, как пена”), с русской интеллигенцией, которая усматривала в “Записках охотника” то чисто социальный протест, то чистую поэзию, то славянофильскую проповедь консервативных воззрений.

Всё это можно при желании найти в очерках Тургенева, но книга его - произведение целостное и написана совсем о другом. Сам автор это знал и ответил своим критикам в письме 1857 года к Льву Толстому: “Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не даётся, которые хотят её за хвост поймать; система - точно хвост правды - но правда как ящерица; оставит хвост в руке - а сама убежит: она знает, что у ней в скором времени другой вырастет”. Вся реальная правда “Записок охотника” для многих осталась закрытой и неподъёмной. Между тем поэзия тургеневской лирической прозы не должна заслонять главной темы и художественной глубины этой уникальной книги о народной жизни.

Да, автор “Записок охотника” - поэт в прозе, тонкий мечтательный лирик романтической школы Жуковского, певец русской природы. Но при появлении в журнале “Современник” некоторых его очерков критике и читателям сразу вспомнилось совсем другое имя - Гоголь, автор “Мёртвых душ”, поэмы в прозе. Конечно, это очень разные люди и художники. И всё же... Гоголь ведь тоже был замечательным лириком в своей прозе, и особенно в знаменитых авторских отступлениях “Мёртвых душ”. Тургенев писал свои “охотничьи” очерки о русском народе в основном во Франции, книга Гоголя о путешествии Чичикова по России создана в Италии. Неласковая несчастная родина лучше видится нашим писателям на расстоянии, из “прекрасного далека”...

И композиция обоих произведений одинакова: очерки и типы русских людей скреплены воедино образом путешествующего по родной земле рассказчика, только у Тургенева это не одержимый бесцельной деятельностью пройдоха Чичиков (в этом похожий на гончаровского Штольца из “Обломова”), а орловский помещик на охоте, пространство народного бытия сужено до границ этой чернозёмной губернии и в основном включает знакомые места писателя, а авторское “я” выражено с замечательной лирической смелостью, что и делает тургеневскую прозу столь поэтичной. Но это очевидное сходство говорит и о понятном родстве главной идеи Гоголя и Тургенева, о том, что их цель, “сверхзадача” - дать новый образ России и её народа, расколотого, угнетённого сверху донизу, не поступившись при этом реализмом и художественностью и соединив лирику с острой социальной сатирой.

Важно здесь и другое. Вспомнив о вечном путешественнике Гоголе, мы видим, что Тургенев не одинок в своём трезвом и проницательном воззрении на судьбу России и её народа. Самобытная философия русской истории ставит “Записки охотника” рядом с “Обломовым” Гончарова, “Философическими письмами” Чаадаева и “Историей одного города” Салтыкова-Щедрина. Стоит здесь вспомнить “Историю села Горюхина” Пушкина и перепевающую тургеневские идеи поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Об этом же размышляли Лев Толстой в “Войне и мире” и Достоевский в “Бесах”. Вот какие имена и великие произведения заставляет нас вспомнить скромная, не претендующая на учительство и пророчество книга Тургенева, которую мы давно зачислили в разряд детского чтения.

“З аписки охотника” - это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. Это портреты, точные фотографически, или “дагерротипно”, как тогда говорили. Но точности этой добивается в прозе великий художник и уходит при этом очень далеко от “физиологических” очерков тогдашней натуральной школы и от сентиментальных деревенских рассказов своей учительницы Жорж Санд. И вся поэзия и музыка тургеневской лирической прозы связана с русским крестьянством, представленным здесь в личностях очень разных, но одинаково самобытных и привлекательных. Каждое лицо здесь появляется продуманно и для читателя становится новым открытием, ведущим его к вполне определённым выводам и обобщениям.

Книгу открывает знаменитый рассказ “Хорь и Калиныч”. Чем же он всех читателей потряс при первом своём появлении в журнале? Это портреты двух друзей: эпически спокойного, уверенного в себе крепкого хозяина и хитрого торговца, главы большой семьи Хоря и весёлого, кроткого мечтателя Калиныча. Это очень разные живые люди, умеющие мыслить и чувствовать. Самая дружба их трогательна, вплоть до букетика цветов, подаренных Калинычем Хорю. Потрясло всех тогда то, что крепостные в изображении Тургенева - такие же люди, как все. Особенно удивило то, что писатель сравнил Хоря с великим эпическим поэтом, основательным мудрецом Гёте, а Калиныча - с другим великим немецким поэтом, но мечтательным порывистым лириком - Шиллером. Поэтом и философом изображён и Божий странник Касьян с Красивой Мечи, знающий народные предания и легенды, вспоминающий о вещей птице Гамаюн (которую, кстати, наши штатные мудрецы почему-то не поместили в “элитную” энциклопедию “Мифы народов мира”), умеющий лечить травами и тонко чувствующий поэзию природы и ценность неповторимой жизни любого живого существа.

Именно жизнь простого крепостного люда проникнута подлинной поэзией, будь то мечтательно-лирическая натура обо всех болеющего душой деревенского чудака (таких людей в народе называли юродивыми) и святого Касьяна с Красивой Мечи или из древнерусского жития вышедшая, олицетворяющая спокойное народное долготерпение, грешная и святая Лукерья из “Живых мощей”. Поэзия есть и в самой смерти человека из народа, умирающего просто и достойно (эту тему продолжил потом Лев Толстой в рассказе “Три смерти”). В “Певцах” проникновенно говорится о Якове Турке и его замечательном даре песнопения: “Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны”. О дворянах и чиновниках, населяющих “Записки охотника”, этого не скажешь, хотя и не всех их автор обличает и разоблачает, не это ему нужно.

“Бежин луг” - гениальное стихотворение в прозе, воспевшее мечтающих о тайнах жизни крестьянских мальчиков. Крестьяне живут и умирают в единстве с великой прекрасной природой, которая делает русскую песню бескрайней и вольной, как степь и небо.

Однако ещё Пушкин заметил, что русские песни часто полны неизъяснимой грусти, а друг Тургенева Некрасов назвал народное пение стоном. У лирика Гоголя печаль выражена тоже в песне: “Будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетённом народе”. И в “Записках охотника” звучит унылая песня даровитых рабов. Стоящий на коленях народ не может остаться на высоте поэзии и правды, на вершинных нотах и захватывающем восторге своей вольной, красивой песни. “Певцы” завершаются падением, безобразной сценой тяжёлого русского пьянства, где несвободные люди тут же забыли красоту и поэзию, ожившую в выразительном голосе Якова Турка.

Кабак становится русским клубом, местом встречи и душевного отдыха заблудших и изверившихся, “заброшенных людей”, здесь царят тяжёлое недоброжелательство, ложь, зависть, злоба, обман, предательство, драка, воровство. Получается, что прав юродивый Касьян: чувства справедливости в русском человеке нет. Да, могучий одинокий Бирюк переступает через свою озлобленность и вражду со всем миром и людьми и по-христиански отпускает крестьянина, но он прощает вора и пьяницу, не умеющего и не желающего работать. А тот потом “отблагодарит” сурового лесника: либо убьёт его, либо дом подожжёт или собаку отравит. Обыкновенная история…

Д олготерпение народное переходит в пассивность, бездеятельность, чревато страшным повседневным развалом, рукавоспустием. Всей русской “общественности” с её либеральными иллюзиями и дежурными фразами о демократии и правах человека Тургенев ответил в откровенном письме к убежавшему от этого народа в Лондон старому другу Герцену: “Изо всех европейских народов именно русский менее всех других нуждается в свободе”. Какой уж там “Колокол”… “Народ наш приходится больше жалеть, чем любить. В целом мире на всём пространстве истории трудно указать другой пример, где бы было больше расстояние между простым народом и культурными классами”, - грустно заметил Гончаров. Но объяснение уже есть в художественной мысли тургеневской книги о народе, где до Гончарова показана русская обломовщина во всех классах и сословиях и содержится весомый ответ на будущую статью самоуверенного юноши Добролюбова.

Провидческие мысли “Записок охотника” обобщены потом в трагическом рассказе “Муму”, где бессловесность и покорность могучего, талантливого и симпатичного народа вполне стоят мелочной и простодушной деспотии старой гадкой барыни. Жалко всех: собачку, Герасима, барыню. И сразу вспоминается “Шинель”. Русский литератор и французский граф Е.А. Салиас говорил о прозе Гоголя: “Там есть грязное, но оно плачет”. Пронзительным “гоголевским” чувством жалости к заблудшему, несчастному человеку пронизаны “Записки охотника”.

И не стоит во всем винить крепостное право, царя (кстати, освободителя - на свою же голову) и злых помещиков, русские люди сами виноваты в своём нравственном падении. Они не любят и не хотят работать, вечно ждут подачек, помощи от тех же помещиков, властей, церкви, богатых людей, иностранцев. Поэты природы и охоты оказываются простодушными и хитрыми пьяницами, ворами и профессиональными бездельниками, спокойно сидящими на шее работящих сердобольных русских баб вроде той же мельничихи. Потеряно чувство стыда. Крепостное рабство развратило великий народ, лень, страх и ложь разъели его могучую душу. Его угнетатели выходят из его же среды (см. рассказы “Бурмистр” и “Контора”). Вспоминаются жестокие в своей реальной правде слова другого помещика и писателя Константина Леонтьева из письма В.В. Розанову: “О “пороках русских” напишу я вам в другой раз… Коротко и ясно замечу только, что пороки эти очень большие и требуют большей, чем у других народов, власти церковной и политической. То есть наибольшей меры легализованного внешнего насилия и внутреннего действия страха согрешить”. Понятно, что такой народ будет восставать против власти, помещиков и церкви.

Все эти расхваленные нанятыми историками народные восстания из школьных учебников - дикие и кровавые вспышки ярости и слепой мести рабов, которым ничего не стоит в пьяном разгуле и злобе утопить в реке персидскую княжну, любимую собаку или старика барина с маленьким внуком, повесить поближе к звёздам учёного астронома или разорвать на части врачей во время холерного бунта. И это песня народной души, но в ней - поднимающийся из её глубин мрак, тяжёлая злоба, кровавая пелена обиды и мести, слепая жажда хоть немного пожить по своей вольной воле. Вспомните одновременно с “Записками охотника” созданных “Колодников” А.К. Толстого, ведь это замечательное стихотворение графа и царедворца давно стало народной песней. Оно составляет многое объясняющую в нашем народе и его тяжёлой, мрачной истории дилогию с тургеневскими “Певцами”:

И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни.

Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют,
День меркнет всё боле, - а цепи
Дорогу метут да метут...

О “дикой воле” мечтают и тургеневские певцы, которые тоже в цепях, пусть и незримых. Самое страшное, что беспощадный русский бунт - именно бессмысленный, по точному слову Пушкина, ибо ничего не меняет в народной судьбе: люди, отведя наболевшую душу и пролив реки крови, остаются крепостными рабами в тоталитарном государстве, идут на плаху за “хорошего царя” (а таковых в России никогда не было и не будет) и потому лишь меняют хозяев-угнетателей, служат им за чёрствый кусок хлеба и дырявую крышу над головой, и не помышляя о личной свободе, самоуважении и достойном труде и справедливой плате за этот труд. И обо всём этом с тревогой думал лиричный автор “Записок охотника”.

Рассказ “Стучит!” - это повесть о русском преступлении, на которое так легко шли крестьяне. Здесь уже намечены темы прозы Достоевского и Лескова. А в так и не дописанном рассказе “Землеед” Тургенев повествует и о русском бунте: отчаявшиеся крестьяне убили жестокого помещика, заставив его съесть семь фунтов чёрной земли, которую он у них незаконно отнял. Поэма о народе и русской природе переходит в скорбь и гнев зрячей сатиры, писатель и об этих людях умеет сказать реальную правду. Ведь говорил же он славянофилу Константину Аксакову (сатирически изображённому, кстати, в рассказе “Однодворец Овсянников”) по поводу “Записок охотника”: “Я вижу трагическую судьбу племени, великую общественную драму там, где Вы находите успокоение и прибежище эпоса”.

Столь же страшный развал, упадок, ограниченность, духовное и материальное оскудение видны в изображениях дворян и чиновников. Да, в таких фигурах, каковы помещики Пеночкин, Стегунов и Зверков, крепостники разоблачены, показаны жестокими ничтожествами. Но и другие дворяне не лучше. Их портреты писаны сатирическим пером, и здесь, особенно в незавершённом рассказе “Русский немец и реформатор”, Тургенев продолжает “Мёртвые души” Гоголя и предвосхищает разоблачительную прозу М.Е. Салтыкова-Щедрина, его “Историю одного города”.

Но на этом писатель не останавливается: не случайно органичной частью “Записок охотника” является рассказ “Гамлет Щигровского уезда”, язвительная и правдивая сатира на нарождающуюся русскую интеллигенцию, достойное введение к социальному роману “Рудин”. Рассказ “Конец Чертопханова” написан много позднее, и это уже прозорливое предсказание трагического конца русского дворянства, с прискорбным простодушием и сословной спесью пробавлявшегося балами, красивыми “романами”, псовой охотой, лошадьми да цыганами и в решающий момент истории не сумевшего защитить себя, своих детей и великолепные дворцы и имения, беспомощного царя, богатейшую, могучую империю, великую культуру. И для исторического контраста и сравнения в книге Тургенева повествуется о роскошной жизни старого барства екатерининских времен (“Малиновая вода”), о таких могучих, цельных личностях, как граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (“Однодворец Овсянников”). Всё ушло, измельчали и обнищали дворяне, само их затянувшееся крепостничество и барское самодурство - недальновидное, мелочное, неумное, угнетающее придирчивой, недалёкой жестокостью, и недаром Хорь и бурмистр смеются над своими разоряющимися помещиками. Вдруг становится ясно, что всё это долго не продлится и очень плохо кончится, и такая пророческая мысль особенно потрясла дворян, прочитавших правдивую книгу об их крепостных рабах.

“Записки охотника” Тургенева - книга непростая, её надобно уметь читать правильно и без купюр, всю насквозь, пользуясь реальным комментарием и безотказным словарем В.Даля. Здесь нет ничего лишнего или неудачного, всё служит авторскому замыслу, главной цели. И нужно знать русскую историю, язык и предания, высокохудожественной страницей которых это многосложное сочинение является.

Но всё сказанное вовсе не отменяет того очевидного обстоятельства, что тургеневская книга полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Всё здесь объёмно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Французский писатель Альфонс Доде оценил богатство лирической прозы своего русского друга: “У большинства писателей есть только глаз, и он ограничивается тем, что живописует. Тургенев наделён и обонянием и слухом. Двери между его чувствами открыты. Он воспринимает деревенские запахи, глубину неба, журчание вод и без предвзятости сторонника того или иного литературного направления отдаётся многообразной музыке своих ощущений”.

А втор этой великой книги о русском народе лучше нас понимал её социальный смысл и звучание, её историческое значение: “Бывают эпохи, где литература не может быть только художеством - а есть интересы высшие поэтических интересов”. И всё же его “Записки охотника” и поныне остаются одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык, о котором автор “Записок охотника” сказал пророчески:

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! - Не будь тебя - как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

МБОУ Ольховатская СОШ

РЕФЕРАТ

Роль пейзажа в «Записках охотника» И.С.Тургенева

Выполнила: ученица 8 класса

Родионова Анна

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Бурлуцкая Ольга Алексеевна

Ольховатка 2018

1.Введение ……………………………………………………………..…. 3

2.И.С.Тургенев – мастер пейзажа (на материале «Записок охотника»)..4

3.Пейзаж в «Записках охотника»…………………………………..……..7

4. Ночной пейзаж в рассказе «Бежин луг»……………………………….10

5. Заключение……………………………….………………………….….13

6.Список использованной литературы…………………………………...14

Введение

“…Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На тёмно – сером небе кое – где мигают звёзды; влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью…”

Автор этих строк - Иван Сергеевич Тургенев – известный писатель, певец русской природы, мастер пейзажа, автор множества рассказов, повестей и романов. Мы познакомились с творчеством писателя на уроках литературы и внеклассного чтения. В его книгах мы нашли много пейзажных зарисовок, которые помогают лучше понять идейное содержание произведения. Находясь под впечатлением от прочитанного, мы решили больше узнать о роли пейзажа на примере цикла рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника».

При работе над рефератом мы ставили цель - показать мастерство пейзажа в «Записках охотника» И. С. Тургенева.

Исходя из поставленной цели, были выделены следующие решаемые задачи:

Выявить роль пейзажа в «Записках охотника» И.С. Тургенева;

Рассмотреть языковые средства передачи художественных зарисовок.

Основным источником информации стали «Записки охотника» И.С.Тургенева, в частности, рассказ «Бежин луг». На примере этого произведения мы понимаем, что уединение с природой – это особое состояние. Человек, которому доводится быть наедине с природой, чувствовать её красоту, силу, начинает в эти минуты размышлять о многом, думать о своих поступках, об отношении к близким и самому себе. Такие минуты общения человека с природой делают его душевно богаче, чище, мудрее.

Наша работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

И.С.Тургенев – мастер пейзажа (на материале «Записок охотника»)

Русская природа под пером Тургенева сверкает всевозможными цветами и красками, она предстает перед читателями во всем ее великолепии, непрерывном движении и обновлении. Автор с мастерством рисует картины природы. Под его пером она кажется намного прекрасней тех картин, которые видим мы. Наше мировоззрение более ограничено, мы не замечаем тех мелочей, которые нас окружают. Поэтому проследим, какой же видит природу И. С. Тургенев.

Природа у Тургенева неравнодушна к человеку, но и строга в своих отношениях с ним: она мстит за слишком бесцеремонное и рациональное вторжение в её тайны, за излишнюю смелость и самоуверенность в общении с нею. Она влияет на жизнь персонажей, постоянно окружает их и наблюдает за ними. Она научилась чувствовать людей и переживать их боль вместе с ними. Величественная и царственная, но до сих пор зависимая от человека, природа продолжает жить своей жизнью и восхищать нас своей красотой.

Следует заметить, что в произведении наблюдаются такие картины природы, которые контрастируют или гармонируют с событиями, описанными в рассказе, что очень важно при рассмотрении особенностей пейзажа.

Анализируя рассказ «Певцы», мы заметили резкий контраст между картиной прекрасных бесконечных русских далей, которая рождается в воображении рассказчика, слушающего пение Якова, и описанием невыносимого жара и духоты июльского дня, когда солнце разгоралось на небе, как бы свирепея , когда парило и пекло неотступно и воздух был пропитан душной пылью. .

А ощущение тяжести, нестерпимого зноя, придавленности говорило о трагической судьбе Якова, его таланта, погубленного в крепостной России.

В «Ермолае и мельничихе» Тургенев говорит о трагической судьбе Арины, столь типичной для крепостной женщины, загубленной прихотью господ. Рассказу об Арине предшествует лирически окрашенный пейзаж чудесной картины вечернего леса и прекрасной ночи. Вечерняя и ночная картина взяты не случайно. Не яркие, радостные краски нужны здесь писателю, как он это делает при описании наступающего утра, а вечерние темнеющие тона, чтобы печальным светом осветить картину заката загубленной жизни молодой женщины. И если прелесть и красота природы контрастны по отношению к трагической судьбе Арины, то тона и выбранные писателем краски так же печальны, как её жизнь.

В связи с тем, что язык является основным средством передачи информации, мы рассмотрим языковые особенности, присутствующие в рассказе «Бежин луг».

Творческий замысел И. С. Тургенева в рассказе «Бежин луг» имеет две области, внутренне связанные: автор даёт описание чарующей красоты простой русской природы, а также он хочет показать любовь к этой природе, душевную чуткость, пытливость и любознательность простых крестьянских детей, пасущих ночью табун.

Первая часть творческого замысла расчленена на отдельные картины природы в соответствии со временем суток: сначала день, потом вечер, далее ночь и, наконец, рассвет. Вторая часть тоже расчленена по персонажам: каждый из пяти мальчиков имеет свои индивидуальные черты, которые выступают в речи. Следовательно, анализ языковых средств рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» связан с двумя темами: 1) изображение природы и 2) изображение крестьянских мальчиков.

Картины природы И. С. Тургенев даёт в яркой наглядности. Для этого он пользуется словами со зрительным смысловым значением. Таковы имена существительные: небо, солнце, заря, тучка, туман, облачко, змейки, блеск, серебро, лучи, синева, полосы, клубы, сияние, свечка, звезда, темнота, мрак, кусты, осинник, тени сумрак, равнина, обрыв, полукруг, кружок света, потоки света, алмазы, капли росы.

Тургенев широко использует в описании природы имена прилагательные и причастия тоже со зрительным смысловым значением.

а) утро:

Небо ясно, солнце не огнистое…, не тускло-багровое, светлое, лучезарное, лиловый туман растянутого облачка, кованое серебро. .

б) полдень:

Множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, прозрачными рукавами ровной синевы, они лазурные; цвет небосклона бледно-лиловый, голубоватые полосы. .

в) вечер:

Облака черноватые и неопределенные… розовыми клубами напротив заходящего солнца; алое сиянье над потемневшей землей. .

г) ночь:

Летучие мыши… смутно-ясное небо… ночь, как грозовая туча… громадные клубы, угрюмый мрак… побледневшие небо. .

Отсюда мы можем сделать вывод, что Тургенев, изображая природу в рассказе «Бежин луг» воспользовался словами с оттеночными значениями света, запаха, звука.

Богатый художественный мир «Записок» наполнен любовью автора к родной природе и к людям, живущим рядом, наполнен особой тургеневской атмосферой и творческим увлечением, которое «неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство...

Пейзаж в «Записках охотника»

«Записки охотника» имеют достаточно сложное идейно-образное содержание. В произведении можно найти значительное количество описаний русской природы, которая выполняет сложную функцию в произведении. Природа здесь служит не только пейзажным фоном, она в какой-то мере действующее лицо, которому также свойственна переменчивость настроения, общительность, загадочность.

Пейзаж - это рисунок, описание природы, которое в художественном творчестве выполняет различные функции в зависимости от идейно-художественного замысла автора, от стиля и метода писателя; средство художественной выразительности.

Обилие и яркость используемых рассказчиком эмоциональных эпитетов, сравнений, метафор в «Записках охотника» и восклицательных предложений передают его восторженное отношение к природе. Автор хочет показать природу в движении, одушевляет её, восхищается ей.

Открываются «Записки охотника» рассказом «Хорь и Калиныч», который очень небогат пейзажными описаниями. Это только первые шаги Тургенева, ведущие к дальнейшему развитию его замысла. Этот рассказ словно предисловие, которое слегка касается описаний природы. В начале рассказа мы видим описание двух деревень, которое даёт нам возможность представить, что же за жители их населяют. Далее мы встречаем такие строки:

« Мы запили прозрачный тёплый мёд ключевой водой и заснули под однообразное жужжанье пчёл и болтливый лепет листьев. - Лёгкий порыв ветерка разбудил меня…». Ни одна мелочь не остаётся незамеченной у автора. Мы прекрасно видим как тесно связаны между собой природа и человек. Нам известно, что люди способны воздействовать на природу, так и природа способна воздействовать на человека: она успокаивает, погружает в мечты, усыпляет и в то же время пробуждает, но очень нежно. Также, погода предсказуема: «…заря только разгоралась. «Славная погода завтра будет» - заметил я, глядя на светлое небо. «Нет, дождь пойдёт, - возразил мне Калиныч, - утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет…». Люди научились предсказывать погоду. Человечество всё время своего существования изучало природу, пыталось её понять, и вот результат: они знают, что преподнесёт она завтра.

Дальше следует более насыщенный пейзажными описаниями рассказ «Ермолай и Мельничиха». Перед нами вечерняя картина: «Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда… Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы засыпают - не все вдруг - по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки. В лесу всё темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы; на синем небе робко выступают первые звёздочки…». Тургенев описывает каждую мелочь, происходящую в природе вечером, словно художник, умело использующий свою кисть, под которой природа оживает.

Очень красивая картина предстаёт перед нами, когда автор описывает родник в рассказе «Малиновая вода»: «Ключ этот бьёт из расселины берега, превратившейся мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг, и в двадцати шагах оттуда с весёлым и болтливым шумом впадает в реку. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги…». Возможно, автор ввёл эту картину потому, что хотел познакомить нас со своим, на мой взгляд, довольно необычным героем. Свободный и независимый ни от чего родник живёт своей жизнью так же, как и Стёпушка. Этого герой не имеет ни положения в обществе, ни связей, ни родных (по крайней мере, о них ничего не известно). Он так же свободен и волен, как родник. Так Тургенев соотносит своих героев с природой, он связывает между собой их судьбы, сравнивает их.

Много изображений природы встречается в рассказе «Касьян из Красивой Мечи». Пока герои охотились, им на пути встречались необычайно красивые картины: «По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и лёгкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением: они таяли, эти облака, и от них не падало тени… всюду рябило в глазах от резкого металлического сверкания молодых, красноватых листьев на деревцах; всюду пестрили голубые гроздья журавлиного гороху, золотые чашечки куриной слепоты, наполовину лиловые, наполовину жёлтые цветы ивана-да-марьи; кое-где, возле заброшенных дорожек, на которых следы колёс обозначались полосами красной мелкой травки, возвышались кучки дров, потемневших от ветра и дождя, сложенные саженями; слабая тень падала от них косыми четвероугольниками - другой тени не было нигде. Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал: подует вдруг в лицо и как будто разыграется, - всё весело зашумит, закивает и задвижется кругом, грациозно закачиваются гибкие концы папоротников, - обрадуешься ему… но вот уж он опять замер и всё опять стихло. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, - и утомителен этот непрестанный кислый и сухой звук. Он идёт к неотступному жару полудня; он словно рождён им, словно вызван им из раскалённой земли». Описанная картина сначала навевает романтическое настроение: согревает тёплый цвет облаков, которые автор сравнивает с запоздалым снегом и с парусами.

«Лес и степь» - последняя композиционная точка цикла, финал мощной симфонии, несмотря на весь лиризм, кажущуюся пастельность и грустное звучание сборника. Но этот очерк не только гимн природе, это еще и рассказ о путешествии «странного охотника» по природе и его чувствах, вызванных природой. .

Ночной пейзаж в рассказе «Бежин луг»

В связи с тем, что «Бежин луг» является очень ярким рассказом, в котором пейзаж играет важную роль, коснёмся его отдельно.

Рассказ И. С." Тургенева «Бежин луг» занимает особое место в композиции «Записок охотника. Следует отметить и великую роль природы в этом рассказе. Природа под пером И. С. Тургенева встает как живая во всей своей зрительной наглядности.

Произведение открывается пейзажем летнего дня. Использованные для описания природы автором цвета поражают своей утончённостью и разнообразием: приветно-лучезарный, лиловый, блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Природа царственна и благосклонна… Человека в пейзаже нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение. . Обилие света является как противостояние тьме. Свет усиливается от утра к полудню и снижается к вечеру. Присутствует обилие растительности (кусты, густая, высокая трава, гречиха, полынь, сжатая рожь), птиц и животных (кулички, собаки, лошади, ястребок, перепела, голубь, цапля), знакомых звуков и запахов, которые ассоциируются с живым миром (голоса, живые звуки, кричали перепела, звуки колокола, запело, зашумело, заговорило, пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой). .

И на самом деле, ночная природа в рассказе играет очень важную роль. Тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она ещё и царственно прекрасна своим «тёмным и чистым небом, которое «торжественно и необъятно высоко» стоит над людьми, «томительными запахами», звучными всплесками больших рыб в реке.

Совершающейся во мраке ночной своей жизнью природа наталкивает детишек у костра на красивые, фантастические сюжеты легенд, диктует их смену, предлагает детям одну загадку за другой и сама же нередко подсказывает возможность их разрешения. Рассказ о русалке предваряется шуршанием камышей и загадочными всплесками на реке, а также полётом падающей звезды - души человеческой, по крестьянским поверьям. Образ мифической русалки удивительно чист и как бы соткан из самых различных природных стихий. Она светленькая и беленькая, как облачко, серебряная, как свет месяца лил блеск рыбки в воде. И «голосок… у неё такой тоненький и жалобный», как голос того загадочного «зверка», который «слабо и жалобно пискнул среди камней».

Так вслед за кратковременными страхами летняя ночь приносит охотнику и крестьянским ребятишкам проблески надежд, а затем мирный сон и успокоение. Всесильная по отношению к человеку ночь сама по себе лишь миг в живом дыхании космических сил природы, восстанавливающих в мире свет и гармонию: «Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось… Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже умытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня промчался отдохнувший табун…». .

Мир мальчиков в рассказе «Бежин луг» - мир поэтический и во многом привлекательный для повествователя. Отношение детей к природе существенно отличается от позиции охотника в начале рассказа. Для крестьянских мальчиков природа представляет единое целое, каждая точечка которого соединена с остальными, осмысливаются и в ряде случаев.

Восходом могучего светила и открывается и закрывается «Бежин луг». Мы видим наступление вечера, закат солнца. Сгущаются ночные тени, призрачной становится местность, истомленные охотник и собака сбиваются с дороги, теряют самообладание, испытывая острое чувство одиночества и потерянности. Властно вступает в свои права таинственная и загадочная жизнь ночной природы, перед которой отнюдь не всесилен человек. Напоминает ему об этом бесшумный полёт испуганных птиц, угрюмый, клубящийся мраком, слабый и жалобный писк какого-то зверка между камней.

Возбуждая суеверные чувства сначала в душе охотника, а потом в сознании крестьянских ребят, тургеневская ночь даёт лишь намёки на возможность реалистического объяснения её загадок и таинств. Она всесильна и всевластна, окончательное слово разгадки она бережёт от человека в тёмной своей глубине.

Заключение

И.С. Тургенев - мастер языка и психологического анализа создал произведения, которые сыграли немаловажную роль в русской литературе. «Записки охотника» стали одним из самых удивительных его творений. Произведение наполнено красочными пейзажными зарисовками, представляющими собой реальные картины природы, оживлённые под пером автора и не менее удивительные и прекрасные, чем они есть на самом деле в реальности. Природа активна и динамична, она живёт своей жизнью и решает свои проблемы, но не теряет своей красоты и очарования. Всё такая же волшебная и заманчивая, непредсказуемая и энергичная природа у Тургенева играла особую роль в произведении.

Отметили особенность языка, послужившего средством передачи замысла и идеи автора.

Обратили внимание на присутствие детальности при описании пейзажа, обильное использование необычайно красивых эпитетов, сравнений и метафор, которые оживляли звуки, запахи и образы.

Таким образом, Тургенев предстал пред нами как настоящий мастер пейзажа, у которого каждое слово знает своё место и не выходит за пределы дозволенного. Он является художником, умеющим оживить свои образы и вдохнуть в них жизнь со всеми прилагающимися свойствами: звук, запах, движение. Олицетворённая природа в цикле «Записок охотника» не уступает места даже человеку, который считается сильнее её, но она борется за своё первенство и в итоге берёт верх над человеком. И. С. Тургенев изобразил природу необычайно красивой, динамичной и непредсказуемой, так как сам восхищается её удивительной красотой, описание которой подвластно только ему, настоящему специалисту в области слова.

Список использованной литературы

1.Валагин, А. П. И. С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения/ А. П. Валагин//Литература в школе. - 1992. - №3-4. - С. 28-36.

2.Введенский, Д. И. Языковое мастерство И. С. Тургенева в рассказе «Бежин луг». (уч. зап. Моск. Ин-т. т.LXXV. Вып. 4. - 1994.

3.Дмитриев, Ю. В. Впечатления учеников о пейзаже в «Записках охотника» /Ю. В. Дмитриев//Лит-ра в школе. - 2001. - №5. - С. 36-37.

4.«Записки охотника»//История русской литературы XIX века: Учеб.:В 3-х ч. - Ч. 2: 1840 - 1860 годы/Под ред. Коровин В. И. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. - 2005. - С. 399-408.

5.Капралова, С. Г. Цветовая лексика в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»/С. Г. Капралова//Рус.яз. в школе,2006. -№5. - С. 18-21.

6.Кикина, Е. А. Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» /Е. А. Кикина// Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». - 2009. - №21. - С. 3-4.

7.Лебедев, Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев/Ю. В. Лебедев//Лит. в школе. - 2002. - №1. С. 11-28.

8.Мощенская, Л. Г. Реальная и мифопоэтическая картины мира в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»/Л. Г. Мощенская //Рус.яз. И лит. - 2010. - №6. - С. 74-87.

9.Николина, Н. А. Композиционно стилистическое своеобразие рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»/Н. А. Николина//Рус.яз. в школе. - 2003. - №4. - С. 53-59.

10.Тургенев, И. С. :»Записки охотника». /Д. В. Григорович, А. Ф. Писемский. Первые повести Л. Н. Толстого//История русской литературы XI - XIX веков: В 2ч. - М., 2012. - Ч.2. - С. 9-15, 52-55, 102-104.

11. Тургенев, И. С. Записки охотника: Рассказы./И. С. Тургенев. - Мн.: Ураджай, 1979. - 320с.

«Записки охотника» были событием в литературной жизни начала 50-х годов XIX в. Тургенев показал глубокую содержа-тельность и духовность русского крестьянина, разнообразие ха-рактеров, полнее всего проявляющихся на фоне пейзажа.

Природа в «Записках…» выступает в нескольких функциях. Прежде всего Тургенев изображает природу, чтобы показать красоту России, ее величие и таинственность. Писатель создает лирические картины утра, восхода солнца, прекрасного июль-ского дня. С любовью Тургенев описывает грозу, бескрайние просторы полей, луга и леса близких ему мест. Особенно ярки такие описания в рассказах «Малиновая вода», «Ермолай и Мель-ничиха». В очерке «Лес и степь» писатель разворачивает широкое полотно пейзажа. Степь дышит привольем, свежестью; весна несет с собой обновление всему, человек чувствует себя бодрее, радо-стнее. Но и осенью лес лишен мрачности и уныния. Его запах пьянит, заставляет сердце биться чаще. Тургенев раскрывает жизнеутверждающую силу природы, ее бессмертную красоту. Он с любовью пишет о тех, кто живет в согласии с природой, уме-ет ее чувствовать и понимать. Поэзией овеяны образы Касьяна, умеющего «разговаривать» с птицами, Лукерьи, слышащей, как «крот под землею роется», удивительного Калиныча, наделен-ного тонким чувством красоты.

Вторая функция природы — психологическая. Описывая по-ступки, характеры людей, внутреннее состояние человека, Тур-генев показывает их отражение в природе. В рассказе «Бирюк» состояние повествователя перед встречей с героем передается через картину предгрозовой природы, которая так же угрюма и мрачна, как едущий в деревню автор. Состояние радости, упое-ния собственным талантом, творческий взлет героя отражаются в летнем пейзаже в рассказе «Певцы».

Третья функция пейзажа — это подготовка читателя к вос-приятию событий и героев. Эта функция особенно отчетливо проявляется в рассказе «Бежин луг». Сидящие у костра маль-чишки как бы растворены в природе. Природа для них — и сфера жизни, и что-то таинственное, нетленное, непостижимое. Дет-ский ум еще не в силах объяснить многое в природе, поэтому мальчики придумывают свои объяснения непонятного, сочиня-ют разные страшные истории, «былички» о русалках, домовых, леших.

Те явления природы, которые дети могут объяснить, стано-вятся близкими им, к необъяснимому же они относятся с опа-ской и суеверием. Неизвестное они осваивают в фантастических формах. Каждому «странному» рассказу мальчиков предшеству-ет изображение чего-то тревожного, неясного, тайного в при-роде. Материал с сайта

Тургенев психологически верно показывает, как меняется восприятие природы у детей. То, что ночью было таинствен-ным, таило опасность, вызывало страх, утром кажется живым и веселым. Последовательность описания природы и ее воспри-ятия детьми утром, днем, ночью подготавливает к пониманию причин возникновения быличек и поверий. В «Бежином луге» Тургенев показывает, как подчиненный силам природы кресть-янский мальчик стремится понять и объяснить все вокруг себя, используя ум и фантазию. То, что близко крестьянским детям, чуж-до повествователю. Он ощущает свою «неслиянность» с природой, отчужденность от нее и народного мира. Но «сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах рус-ской летней ночи». И Тургенев пишет о жажде соединения с окружающим миром, о любви ко всему живому.

«Записки охотника» были событием в литературной жизни начала 50-х годов XIX в. Тургенев показал глубокую содержательность и духовность русского крестьянина, разнообразие характеров, полнее всего проявляющихся на фоне пейзажа.

Природа в «Записках...» выступает в нескольких функциях. Прежде всего Тургенев изображает природу, чтобы показать красоту России, ее величие и таинственность. Писатель создает лирические картины утра, восхода солнца, прекрасного июльского дня. С любовью Тургенев описывает грозу, бескрайние просторы полей, луга и леса близких ему мест. Особенно ярки такие описания в рассказах «Малиновая вода», «Ермолай и Мельничиха». В очерке «Лес и степь» писатель разворачивает широкое полотно пейзажа. Степь дышит привольем, свежестью; весна несет с собой обновление всему, человек чувствует себя бодрее, радостнее. Но и осенью лес лишен мрачности и уныния. Его запах пьянит, заставляет сердце биться чаще. Тургенев раскрывает жизнеутверждающую силу природы, ее бессмертную красоту. Он с любовью пишет о тех, кто живет в согласии с природой, умеет ее чувствовать и понимать. Поэзией овеяны образы Касьяна, умеющего «разговаривать» с птицами, Лукерьи, слышащей, как «крот под землею роется», удивительного Калиныча, наделенного тонким чувством красоты.

Вторая функция природы - психологическая. Описывая поступки, характеры людей, внутреннее состояние человека, Тургенев показывает их отражение в природе. В рассказе «Бирюк» состояние повествователя перед встречей с героем передается через картину предгрозовой природы, которая так же угрюма и мрачна, как едущий в деревню автор. Состояние радости, упоения собственным талантом, творческий взлет героя отражаются в летнем пейзаже в рассказе «Певцы».

Третья функция пейзажа - это подготовка читателя к восприятию событий и героев. Эта функция особенно отчетливо, проявляется в рассказе «Бежин луг». Сидящие у костра мальчишки как бы растворены в природе. Природа для них - и сфера жизни, и что-то таинственное, нетленное, непостижимое. Детский ум еще не в силах объяснить многое в природе, поэтому мальчики придумывают свои объяснения непонятного, сочиняют разные страшные истории, «быличКи» о русалках, домовых, леших.

Те явления природы, которые дети могут объяснить, становятся близкими им, к необъяснимому же они относятся с опаской и суеверием. Неизвестное они осваивают в фантастических формах. Каждому «странному» рассказу мальчиков предшествует изображение чего-то тревожного, неясного, тайного в природе.

Тургенев психологически верно показывает, как меняется восприятие природы у детей. То, что ночью было таинственным, таило опасность, вызывало страх, утром кажется живым и веселым. Последовательность описания природы и ее восприятия детьми утром, днем, ночью подготавливает к пониманию ^причин возникновения быличек и поверий. В «Бежином луге» Тургенев показывает, как подчиненный силам природы крестьянский мальчик стремится понять и объяснить все вокруг себя, используя ум и фантазию. То, что близко крестьянским детям, чуж - / до повествователю. Он ощущает свою «неслиянность» с природой, отчужденность от нее и народного мира. Но «сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи». И Тургенев пишет о жажде соединения с окружающим миром, о любви ко всему живому.