Лексическое значение слова элегия. Жанр элегия: особенности. Элегия в творчестве русских и зарубежных поэтов

П ритча – иносказательный рассказ, характеризующийся моральным пафосом и дидактикой, чаще всего религиозной (обилие притчей в Евангелии, в частности «Притчи Соломона»). Иногда притчи назывались баснями (А.Сумароков).

Притча - малая эпическая прозаическая форма, нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из челове­ческой жизни (евангельские притчи, Соломоновы притчи).

Э ссе, по-видимому, самая свободная форма изложения авторских мыслей. Эссеистика часто несет на себе черты парадоксальности, она нарушает все законы «чистых» жанров, часто одновременно вбирает в себя научный, публицистический и беллетристический стили.

Эссеистика имеет давнюю историю. Наиболее известным ее представителем, чуть ли не духовным отцом считается М.Монтень с его «Опытами».

Эссеистами были люди, которые даже в своих художественных произведениях тяготели к острой общественной проблематике. К ним были близки ученые-естествоиспытатели, торопившиеся донести до читателей свои, пусть еще не окончательно оформившиеся взгляды на природу. Иногда эссеисты предполагали своими текстами полемизировать с чем-то, получившим общее признание. Таково пушкинское «Путешествие из Москвы в Петербург» и «Дневник писателя» Ф.Достоевского, где отдельные части обширного повествования не очень связаны между собой тематически, но зато содержат некий философско-публицистический вызов общественному и литературному мнению.

Билет 10

Лирические жанры: элегия и ода, эпиграмма и эпитафия

Элегия (от греческого eleos - жалобная песня) - малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философ­ские размышления, грустные раздумия, скорбь.

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) - жанр лирической поэзии. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма.

Элегия в русской литературе

Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море».

В первой половине XIX века давать своим стихотворениям названия элегий было распространено, особенно часто свои произведения называли элегиями Баратынский, Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды.

Элегия - лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица.

Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин , М.Лермонтов , Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию . Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

Ода (от греческого ode - песня) - малая лирическая форма, стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.

О́да - поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.

- (греч. elegeia, от elegos плачевный, жалобный). Лирическое стихотворение, выражающее грустное настроение души; обыкновенно состояло из чередующихся гекзаметра и пентаметра. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

Элегия - (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Рубинштейна 18, Цен … Каталог отелей

См … Словарь синонимов

Элегия - ЭЛЕГИЯ стихотворение с характером задумчивой грусти. В этом смысле можно сказать, что бопылая часть русской поэзии настроена на элегический лад, по крайней мере, исключая поэзию новейшего времени. Этим, конечно, не отрицается, что в нашей… … Словарь литературных терминов

элегия - и, ж. élégie f. <гр. elegeia. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью, печалью. БАС 1. Элегия. Род стихотворного сочинения, которым описуются печальныя или полюбовныя дела. Кантемир. Для чего любители, которые знают, что больше… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Занимает значит. место в лирике Л. В антич. поэзии Э. называлось стих., написанное особым размером элегич. дистихом; в новой лит ре Э. признают всякое стих., заключающее в себе размышления поэта и выражение его чувств, преим. печальных. В. Г.… … Лермонтовская энциклопедия

- (греч. elegeia) ..1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет… … Большой Энциклопедический словарь

ЭЛЕГИЯ, элегии, жен. (греч. elegeia). В античной поэзии стихотворение, написанное двустишиями определенной формы, первонач. разнообразного содержания, а впоследствии, в римской поэзии, преим. любовного содержания и печального тона (лит.). || В… … Толковый словарь Ушакова

Жен. жалобное, грустное, унылое стихотворенье. В первой четверти этого века было много элегических писателей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (греч. elegeia) лирическое стихотворение грустного,задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь вслово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна:его производят от предполагаемого припева elege… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Элегия, Op. 8 , А. Глазунов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Glazunov, Aleksandr "Elegy, Op. 8" . Жанры: Elegies; Funeral music; For…
  • Элегия, Op. 44 , А. Глазунов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Glazunov, Aleksandr "Elegia, Op. 44" . Жанры: Elegies; Funeral music; For…

Кратко:

Элегия (от гр. elegos - жалобная песнь) - жанр лирической поэзии; стихотворение, передающее грустное, печальное настроение, раздумье.

Эта форма лирики появилась в древнегреческой литературе около VI в. до н.э. Среди римских авторов элегий известны Проперций, Тибулл, Овидий. В русской литературе появление этого жанра связывают с предромантизмом, сентиментализмом и романтизмом. Элегии писали Н. Карамзин, К. Батюшков, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Фет, В. Брюсов, А. Блок и др.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Элегия возникла в Греции в VII в. до н.э. Первоначально так называлось любое стихотворение, предназначенное для исполнения под аккомпанемент флейты и в соответствии с этим написанное так называемым элегическим дистихом (сочетанием гекзаметра и пентаметра). Своей связью с пением и большим объёмом она отличалась от эпиграммы, также писавшейся этим размером; тематика же не имела для нее значения: известны военные элегии Тиртея, политические — Солона и т. д. Лишь римские поэты Тибулл, Проперций и Овидий сделали ее жанром преимущественно любовной и медитативной лирики, однако и у них это было лишь приёмом, а не законом.

Напротив, для элегии нового времени важнейшим признаком стала именно тематика, унаследованная от римских классиков. В Англии элегия была главным образом философской медитацией, связанной с темами природы, смерти и т. п. (элегии Томсона, Грея, позже Вордсворда). В Германии крупным литературным событием стало появление «Римских элегий» Гёте, в которых, стилизируя элегии древнеримских поэтов, Гёте выразил основные идеи европейского Просвещения. Недаром, изучая эту книгу, Шеллинг писал, что «элегия может охватить весь мир, хотя и фрагментарно». Во Франции она первоначально была жанром галантной лирики. В конце XVIII в. Парни, Бертен и некоторые другие поэты создают книги элегий — своего рода лирические романы о несчастной любви, где эротика сочетается с психологическим анализом. А. Шенье, опираясь в значительной мере на их традицию, усиливает в то же время связь элегии с её античными истоками. Одновременно с этим французская элегия испытывала сильное влияние со стороны английской, что в конце концов привело к появлению религиозно-медитативных стихотворений Ламартина.

Русская элегия в большей или меньшей степени связана со всеми этими традициями. Произведения этого жанра на русском языке появились в 1720-1730-х годах и принадлежали И. В. Паузе и В. К. Тредиаковскому, но первым крупным русским «элегиком» был А. П. Сумароков.

Ранние элегии Сумарокова варьируют ситуацию даже не несчастной любви вообще, а разлуки с возлюбленной. Они строятся как цепь более или менее произвольно связанных формул, развивающих эту ситуацию, схематизм которой доведён до предела: только два персонажа, никаких аксессуаров, имен, никакой мотивировки лирического высказывания. В то же время появляются и нелюбовные элегии, и прежде всего у самого Сумарокова, написавшего в конце жизни ряд таких произведений по поводу своих авторских и житейских несчастий. Также элегия начинает оказывать воздействие на целый ряд других жанров: песню, стансы и особенно драматический монолог. Многие монологи трагедий Сумарокова неотличимы от его элегий. Новый этап в истории русской элегии начинается в 1802 году, когда был опубликован вольный перевод Жуковского из Томаса Грея «Сельское кладбище. Элегия». Затем она стала появляться в печати всё больше, и к 1810-м годам заняла в русской литературе ведущее место.

Общепризнанными классиками этого жанра в России считались Жуковский и Батюшков. Первый из них редко называл свои стихотворения элегиями, но общий элегический характер его поэзии очевиден. Она выражает «смешанное чувство»: блаженство от созерцания идеала «духовным зрением» и печаль по отсутствию его в земной жизни. Для этого Жуковский использует целую систему категорий — «медиаторов» между земным и небесным: мечта, природа, искусство, видение, любовь... Несколько иной характер носит элегическая система Батюшкова — первого поэта, для которого элегия как таковая была основным жанром лирики. Он подчеркивает прежде всего раздвоенность между стремлением к вечным высоким ценностям и к преходящим земным наслаждениям (преходящность которых воспринимается как тяжкая трагедия). Психологизм Батюшкова носит гораздо более конкретный характер — переживание определяется данной лирической ситуацией, а не определяет её.

Многочисленные элегики 1810-1820-х годов в той или иной мере синтезировали системы Жуковского и Батюшкова. В том же ключе написаны и элегии молодого Пушкина. В них, начиная уже с лицейского периода, предельно обостряются антитезы в рамках основной элегической ситуации — несчастной любви.

В дальнейшем Пушкин все дальше идёт по пути индивидуализации элегической ситуации, которая часто связывается с конкретным событием в жизни автора («Сожжённое письмо», «Под небом голубым...» и вообще почти все элегии михайловского периода). В то же время произведения этого жанра у Пушкина активно взаимодействуют с произведениями других жанров, в том числе с таким, казалось бы, чуждым, как сатира («Деревня», «Свободы сеятель пустынный»).

Иногда элегии у Пушкина становится чистой медитацией («Демон»). В этом отношении близки Пушкину, но ещё радикальнее его были Баратынский и Языков. Для Языкова элегия — чуть ли не любое короткое стихотворение, без ограничения тематики. Баратынский относился к этому жанру более строго, однако именно он подготовил почву для его разрушения.

Баратынский в своих элегиях исходит из ряда принципов, воспринимающихся им как непреложные мировые законы, главный из которых — неизбежность перехода от юности к зрелости, от жизни к смерти, от движения к покою. Сточки зрения этих законов он переосмысляет традиционные элегические ситуации, которые у него, как правило, приобретают некоторую парадоксальность с точки зрения жанра. Так, если одной из распространённых ситуаций элегии была неверность героини, то в некоторых произведениях Баратынского («Признание», «Оправдание») герой оправдывается в собственной неверности, объясняя её действием всё тех же непреложных законов бытия. Такое превращение «смешанного чувства» в неразрешимый парадокс оказалось губительным для жанра, и поэзия Лермонтова, унаследовавшего многое из поэтики Баратынского, уже не может быть однозначно определена как элегическая, хотя элегическая традиция чрезвычайно важна для ее понимания, — Лермонтов, по существу, разрабатывает те же мотивы, то же «смешанное чувство», но ставя его в прямую зависимость от мировых законов, с одной стороны, и от романтического конфликта — с другой.

Ко времени появления в литературе Лермонтова элегия как жанр уже угасала: не только из-за явлений, происходивших внутри самого жанра, но и потому, что в русском обществе к 1830-м годам совершился переход к новому пониманию литературы, при котором главным достоинством произведения почиталась его «оригинальность», а потому следование канонам жанра стало по меньшей мере безразличным качеством, если не недостатком произведения. В лирике падение жанровой системы было тем легче, что, как с грустью писал критик О. Сомов, «все почти роды поэзии слились в один элегический». Таким образом, можно сказать, что именно элегия была непосредственной основой русской поэзии XIX—XX вв. (хотя, конечно, действовали и другие традиции), но сама она в чистом виде исчезла. Показательно, что когда Некрасов попытался создать жанр гражданской элегии, то он совершенно не воспринимался в связи с прежней элегией — да и вообще как особый жанр.

Итак, сейчас элегия не существует как литературный факт. Иногда поэты называют свои стихи «элегиями», либо исходя из бытующего представления об ней как о грустном стихотворении вообще, либо указывая на какую-то связь их со старой традицией («Северные элегии» Ахматовой). Но, как уже было сказано, поэзия XIX—XX вв. вообще во многом выросла из интересующего нас жанра, а потому при внимательном рассмотрении поэтические системы ряда поэтов могут быть определены как родственные элегии. Какую роль этот факт может сыграть в истории поэзии — покажет будущее.

Элегия это лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего - от первого лица, без отчетливой композиции. Элегия возникла в Греции в 7 веке до н.э. (Каллин, Тиртей, Феогнид), первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание; потом, в эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Проперций, Овидий), преобладающей становится любовная тематика. Форма античной элегии - элегический дистих. В подражание античным образцам элегии пишутся в латинской поэзии средних веков и Возрождения; в 16-17 веках. Элегия. переходит в новоязычную поэзию (П.де Ронсар во Франции, Э.Спенсер в Англии, М.Опиц в Германии, Я.Кохановский в Польше), но долго считается второстепенным жанром. Расцвет наступает в эпоху предромантизма и романтизма («унылые элегии» Т.Грея, Э.Юнга, Ш.Мильвуа, А.Шенье, А.де Ламартина, «любовные элегии» Э.Парни, реставрация античных элегий в «Римских элегиях», 1790, И.В.Гёте); затем элегии постепенно теряет жанровую отчетливость и термин выходит из употребления, оставаясь лишь как знак традиции («Дуинские элегии», 1923, Р.М.Рильке; «Буковские элегии», 1949, Б.Брехта).

Элегия в русской поэзии

В русской поэзии элегия появляется в 18 веке у В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова, переживает расцвет в творчестве В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина («Погасло дневное светило…», 1820; «Редеет облаков…», 1820; «Безумных лет угасшее веселье…», 1830), Е.А.Баратынского, Н.М.Языкова; со второй половины 19 и в 20 веков «элегия» употребляется лишь как заглавие циклов (А.А.Фет) и отдельных стихотворений некоторых поэтов (А.А.Ахматова, Д.С.Самойлов). См. также Медитативная лирика.

Слово элегия произошло от греческого elegeia и от elegos, что в переводе означает - жалобная песня.

Введение

Каждому человеку дано испытать чувство любви, но мне кажется, что только поэт способен выразить все оттенки и нюансы этого чувства. Недаром большую часть мировой поэзии составляет именно любовная лирика. И одно из самых заметных мест принадлежит в ней нашему великому национальному поэту А.С. Пушкину.

Для Пушкина любовь была одной из важнейших жизненных ценностей. В трагической по мироощущению «Элегии», написанной в 1830 году, высказывает свою заветную мечту:

И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Вся творческая биография поэта неотделима от его любовной лирики. В изображении А.С. Пушкина, как и в самой жизни, любовь многолика и многогранна. Ей сопутствуют самые разнообразные и противоречивые переживания. Все их невозможно перечислить. Это и слепая страсть, кипящая в крови, и ревность, и уязвленная гордость, вызванные неразделимым чувством … Это печаль и радость, увлечение и разочарования и многое-многое другое… Чувства любви у каждого человека проходит путь развития.

Поэтому тема: «Эволюция любовной элегии Пушкина 20-30-е годов» является актуальной, т.к. отражает то новое, что входит в жизнь, в настоящее время.

Объект: Любовная лирика А.С. Пушкина.

Предмет: Особенности эволюции любовной элегии Пушкина в период 20-30-х годорв.

Цель: На основе изучения научной литературы проследить эволюцию любовной элегии Пушкина.

1. Определить сущности ключевых понятий «эволюция», «элегия».

2. Описать особенности элегии Пушкина.

3. Выявить ход эволюции в элегии Пушкина.

Гипотеза: В связи с многообразными событиями в жизни поэта пушкнский герой любовной лирики переживает эволюцию.


1 Элегия – как жанр лирической поэзии

Элегия – греч. Elegeia – жалостная песня, литературный и музыкальный жанр; в поэзии стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего от первого лица, без отчетливой композиции. Элегия возникла в Греции в 7 веке до н.э., первоначально имела преимущественно морально-полититическое содержание; потом в эллинистической и римской поэзии преобладающей становится любовная тематика.

Так называемая описательная поэзия широко запечатлела картины природы, которая в эту пору давалась преимущественно элегически – в тонах сожалений о прошлом.

Элегические тона присутствуют и в пейзажах. В воображении чарующие картины прошлого – «сельские танцы, резвые игры в лугах», «на деревьях очаровательные плоды»

Древними греками элегия мыслилась как произведение, написанное строго определенным стихотворным размером – элегическим дистихом и исполнявшаяся речитативом под аккомпанемент флейты. Этой элегии (ее родоначальник- поэт Калин, 7 в. До н.э.) был присущ весьма широкий круг тем и мотивов (прославление доблестных воинов, философские размышления, любовь, нравоучение) элегия стала жанром, сосредоточенным прежде всего на любовной теме.

Слово «элегия», как видно обозначает несколько жанровых образований. Элегии ранних эпох и культур обладают различными признакам, что являет собой элегия как таковая и в чем ее надэпохальная уникальность, сказать невозможно в принципе. Единственно корректным является определение элегии «вообще», как «жанра лирической поэзии».

В русской поэзии элегия появляется в 18веке у А. П. Сумарокова, переживает расцвет в творчестве Василия Андреевича Жуковского, К.Н. Батюшкова.

Жанр элегия был распространен в конце 19 начале 20 года, когда на смену классицизма пришли сентиментализм и романтизм. Широко известны элегии Жуковского, Баратынского, Батюшкова.

Первые произведения Баратынского были элегии. Имя и произведения Баратынского быстро стали известны всей читающей России. Его произведения читались, неизменно одобрялись в Вольном обществе любителей российской словесности. В традиционной форме «унылой» элегии Баратынский, сумел воплотить богатство и сложность, противоречивость и многогранность эмоционального мира конкретного человека. В лучших элегиях Баратынского мы видим не традиционное элегическое «Я» с неизменными мотивами увядания, разочарования в жизни и скорби по уходящей молодости, а индивидуальную личность, чувства которой объясняются обстоятельствами ее жизни. Раскрывая изменчивость и противоречивость чувства, поэт использовал ее воплощения в стихе новую, более широкую палитру художественных средств. Существо творческих открытий Баратынского, его умение с реалистической точностью и холодной трезвостью анализировать движения чувств, психологические процессы, протекающие в душе человека. Баратынский рисует чувство в динамике, пристально следит за тем, как каждое изменение в нем накладывает отпечаток на образ жизни.

Элегия выдвигается на первый план в творчестве Василия Андреевича Жуковского. Успех, признание у читателей, широкая литературная известность. В поэтической типографии «Вечера» легко угадываются окрестности Белева и Мишенского, в элегических сетованиях и раздумьях автора находят отражение реальные события жизни, пережитые им испытания и утрат, художественные открытия Жуковского определившие новаторские черты его элегий, связаны с утверждением биографизма как особого метода лирической поэзии, с повышением роли личного начала в ней. Постепенно элегия получает у Жуковского и более отчетливые признаки жанра национально-русского, а текст насыщается острым социальным содержанием. В дальнейшем Жуковский прибегает к этой жанровой форме в поворотные моменты своей творческой эволюции, обозначая элегией события своей внутренней жизни.

Элегия за годы своего существования претерпевала некоторые изменения, т.е. эволюцию.

Эволюция от латинского слова evolutio – развертывание, в широком смысле синоним развития; в более узком смысле – один из основных типов развития: медленные, постепенные, количественные и качественные изменения. При этом каждое новое состояние объекта имеет по сравнению с предшествующим более высокому уровню организации и дифференциации функций.


2 Значение жанра элегии в поэзии Пушкина 20-25годов XIX в.

История «элегии» еще одно доказательство, что юный Пушкин испытывал недостаток более в мастерстве, чем в содержании. Когда же достиг вершины мастерства, то появились «Дар напрасный, дар случайный…» и «В часы забав иль праздной скуки…» по своим мотивам несомненно несомненно восходящие к «Подражанию» но не отменяющее и не заменяющее «Подражания» если требует всегда быть готовым к преодолению отчаяния, значит, оно все-таки неустранимо, хотя смысл человеческой жизни всякий раз возвышается над ним. Значит, бытие наше сразу трагично и героично. Таким образом, сам характер Пушкина в своем даре свидетельствовал о неограниченных возможностях его дара. И это началось с его первых поэтических шагов и продолжалось до самого конца. Обращенная ко всем нам, поэзия Пушкина представляет собой как бы эталон простоты и совершенства.

Надо сказать, вечная забота о просторе – один из решающих признаков именно русского искусства, и прежде всего литературы.

Брюсов верно интерпретирует лирические мотивы и темы ранних пушкинских элегий. Однако он излишне уточняет и конкретизирует биографические детали, психологические мотивы этих элегий. Конечно, сознание невозможности открытого, а тем более взаимного проявления чувств шестнадцатилетнего поэта по отношению к светской красавице, фрейлине двора, избалованной всеобщим преклонением и успехом, вызвало пессимистические мотивы в Пушкинских стихах.

Но все признания «унынии», «печали» в «души холодном молоке», в том что поэт смотрит на жизнь «недвижными глазами», «холодным взором» («Разлука»), свидетельствуют лишь об обращении к привычному реквизиту элегической поэзии Батюшкова и Жуковского. Да и самый образ поэта, который возникает в этих стихах – облик романтического лирического героя, каким его представляли Жуковский и Батюшков.

Уныл, как сумрак полуночи,

И бледен, как осенний свет.

С главою, мрачно преклоненной,

С укрытой горестью в груди,

Печальной думой увлеченный….

(«Наездники»)

В стихотворениях, обращенных к Е.П. Батюшкову, лишь угадывается затаенное чувство поэта: они лишены тех конкретных и индивидуальных оттенков, той стремительности и взволнованности чувства, которые так характерны для зрелых стихов поэта. Свои переживания Пушкин в лицейских стихах облекает в условные поэтические образы. Да и самые чувства молодого поэта еще во многом поверхностны, внушены литературными образцами. В своих стихах он идеализирует и украшает переживания и впечатления, которые зародились от случайных встреч, светских намеков, идеальных мечтаний.

Один из лучших образцов этой юношеской лирики – элегия «Любовь одна – веселье жизни хладной…» (1816). Уже певая строка элегии удивительна по изяществу и совершенству стих, предвещающего дальнейшее развитие пушкинской поэзии.

Любовь одна – веселье жизни хладной,

Любовь одна – мучение сердец:

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.