Леонардо как ученый. Леонардо да винчи вклад в науку


Для Леонардо искусство всегда было наукой. Заниматься искусством значило для него производить научные выкладки, наблюдения и опыты. Связь живописи с оптикой и физикой, с анатомией и математикой заставляла Леонардо становиться ученым. И часто ученый оттеснял художника.

Как ученый и инженер Л. да Винчи обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу ученого-эрудита, Л. да Винчи был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания.

Математика

Особенно высоко ценил Леонардо математику. Он считал, что «никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических дисциплин, и в том, что не имеет связи с математикой». Математические науки обладают, по его словам, «высшей достоверностью, накладывают молчание на язык спорщиков». Математика была для Леонардо опытной дисциплиной. Не случайно Леонардо да Винчи был изобретателем многочисленных приборов, предназначенных для решений математических задач (пропорциональный циркуль, прибор для вычерчивания параболы, прибор для построения параболического зеркала и др.) Он первый в Италии, а может быть и в Европе, ввел в употребление знаки + (плюс) и – (минус).

Леонардо оказывал предпочтение геометрии перед другими разделами математики. Он признавал важную роль числа и очень интересовался числовыми соотношениями в музыке. Но число для него значило меньше, чем геометрия, поскольку арифметика опирается на «конечные величины», тогда как геометрия имеет дело с «бесконечными величинами». Число слагается из отдельных единиц и представляет собой нечто монотонное, лишенное магии геометрических пропорций, которые имеют дело с поверхностями, фигурами, пространством. Леонардо пытался достичь квадратуры круга, - то есть создать квадрат, равновеликий кругу. Он упорно работал над этой проблемой, как и над другими головоломными задачами, в том числе с криволинейными и прямолинейными поверхностями, применяя целый ряд различных способов. Леонардо изобрел особый инструмент для черчения овалов и впервые определил центр тяжести пирамиды. Высшим выражением величия геометрии были пять правильных тел, почитавшихся в классической философии и математике. Это единственные твердые тела, которые состоят из равных многоугольников и симметричны по отношению ко всем своим вершинам. Это тетраэдр, гексаэдр, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Они могут быть усеченными – то есть со срезанными симметрично вершинами, превращенными таким образом в полуправильные тела. Пик увлечения Леонардо математикой пришелся на время его сотрудничества с математиком Лукой Пачоли, появившемуся в 1496 году при дворе Сфорца. Леонардо создал для трактата Пачоли «О Божественной пропорции» серию иллюстраций.

Изучение геометрии позволило ему впервые создать научную теорию перспективы, и он был одним из первых художников, писавших пейзажи, сколько-нибудь соответствующие действительности. Правда, у Леонардо пейзаж еще несамостоятелен, это декорация к исторической или к портретной живописи, но какой огромный шаг по сравнению с предшествующей эпохой и сколько тут ему помогла верная теория!

Механика

Особое внимание Леонардо да Винчи уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания. Теоретические выводы Леонардо в области механики поражают своей ясностью и обеспечивают ему почетное место в истории этой науки, в которой он является звеном, соединяющем Архимеда с Галилеем и Паскалем.

Работы Леонардо в области механики могут быть сгруппированы по следующим разделам: законы падения тел; законы движения тела, брошенного под углом к горизонту; законы движения тела по наклонной плоскости; влияние трения на движение тел; теория простейших машин (рычаг, наклонная плоскость, блок); вопросы сложения сил; определение центра тяжести тел; вопросы, связанные с сопротивлением материалов. Перечень этих вопросов делается особо значительным, если учесть, что многие из них разбирались вообще впервые. Остальные же, если и рассматривались до него, то базировались в основном на умозаключениях Аристотеля, весьма далеких в большинстве случаев от истинного положения вещей. По Аристотелю, например, тело, брошенное под углом к горизонту, сначала должно лететь по прямой, а в конце подъема, описав дугу круга, падать вертикально вниз. Леонардо да Винчи рассеял это заблуждение и нашел, что траекторией движения в этом случае будет парабола.

Он высказывает много ценных мыслей, касающихся сохранения движения, подходя вплотную к закону инерции. «Ни одно чувственно воспринимаемое тело, - говорит Леонардо, - не может двигаться само собою. Его приводит в движение некоторая внешняя причина, сила. Сила есть невидимая и бестелесная причина в том смысле, что не может изменяться ни по форме, ни по напряжению. Если тело движимо силой в данное время и проходит данное пространство, то та же сила может подвинуть его во вдвое меньшее пространство. Всякое тело оказывает сопротивление в направлении своего движения. (Здесь почти угадан Ньютонов закон действия, равного противодействию). Свободно падающее тело в каждый момент своего движения получает известное приращение скорости. Удар тел есть сила, действующая в течение весьма недолго времени». На основании этих выводов Леонардо убедился в том, что аристотелевское предположение, что тело, движимое в два раза большей силой, проделает вдвое больший путь или что тело, весящее вполовину меньше, движимое той же силой, также проделает в два раза большее расстояние, на практике неосуществимо. Леонардо решительно отрицает возможность вечно движущегося без посторонней силы механизма. Он основывается на теоретических и опытных данных. По его теории, всякое отраженное движение слабее того, которое его произвело. Опыт показал ему, что шар, брошенный о землю, никогда (вследствие сопротивления воздуха и несовершенной упругости) не поднимается на ту высоту, с которой он брошен. Этот простой опыт убедил Леонардо в невозможности создать силу из ничего и расходовать работу без всякой потери на трение. О невозможности вечного движения он пишет: «Первоначальный импульс должен рано или поздно израсходоваться, а потому в конце концов движение механизма прекратится».

Леонардо знал и использовал в своих работах метод разложения сил. Для движения тел по наклонной плоскости он ввел понятие о силе трения, связав ее с силой давления тела на плоскость и правильно указав направление этих сил.

Леонардо работал и над конкретными инженерными проектами для своих покровителей – и как консультант, и как создатель простых утилитарных предметов вроде клещей, замков или домкратов, изготовлявшихся в его мастерской. Подъемные механизмы имели большое значение при подъеме с земли тяжелых грузов, например, каменных блоков, - особенно при погрузке на транспортные средства. Леонардо впервые сформулировал мысль о том, что в этих простейших машинах выигрыш в силе происходит за счет потери во времени.

Гидравлика

Большое место в трудах Леонардо да Винчи занимала гидравлика. Он начал заниматься гидравликой еще в ученические годы и возвращался к ней в течение всей своей жизни. Как и в других областях своей деятельности, Леонардо сочетал в гидравлике разработку теоретических принципов с решением конкретных прикладных задач. Теория сообщающихся сосудов и гидравлических насосов, соотношение между скоростью течения воды и площадью сечения - все эти вопросы в основном родились из прикладных инженерных задач, которыми он так много занимался (постройка шлюзов, каналов, мелиорация). Леонардо спроектировал и частично осуществил постройку ряда каналов (канал Пиза - Флоренция, оросительные каналы на реках По и Арно). Он почти вплотную приблизился к формулировке закона Паскаля, а в теории сообщающихся сосудов практически предвосхитил идеи XVII в.

Леонардо занимала также теория водоворота. Имея довольно ясное понятие о центробежной силе, он заметил, что «вода, движущаяся в водовороте, движется так, что те из частиц, которые ближе к центру, имеют большую вращательную скорость. Это – поразительное явление, потому что, например, частицы колеса, вращающегося вокруг оси, имеют тем меньшую скорость, чем они ближе к центру: в водовороте мы видим как раз обратное». Леонардо пытался классифицировать и описать сложные конфигурации воды в турбулентном движении.

Леонардо, которого называли «хозяином воды», консультировал правителей Венеции и Флоренции; соединяя теорию и практику, он стремился показать, почему смерчи поглощают берега, доказать, что для достижения желаемых результатов следует использовать неиссякаемую силу движущейся воды, а противостоять ей.

Еще более отчетливы и замечательны воззрения Леонардо на волнообразное движение. «Волна – говорит он, - есть следствие удара, отраженного водою». «Часто волны движутся быстрее ветра. Это происходит оттого, что импульс был получен, когда ветер был сильнее, чем в данное время. Скорость волны не может измениться мгновенно». Чтобы пояснить движение частиц воды, Леонардо начинает с классического опыта новейших физиков, т.е. бросает камень, производя круги на поверхности воды. Он дает чертеж таких концентрических кругов, затем бросает два камня, получает две системы кругов и задается вопросом: «Отразятся ли волны под равными кругами?» затем он говорит: «Таким же образом можно объяснить движение звуковых волн. Волны воздуха удаляются кругообразно от места своего происхождения, один круг встречает другой и проходит далее, но центр постоянно остается на прежнем месте»

Этих выписок достаточно, чтобы убедиться в гениальности человека, в конце XV века положившего основание волнообразной теории движения, которая получила полное признание лишь в XIX столетии.

Физика

В области практической физики Леонардо также выказал замечательную изобретательность. Так, задолго до Соссюра, он соорудил весьма остроумный гигрометр. На вертикальном циферблате находится род стрелки или весов с двумя шариками равного веса, из которых один из воска, другой из ваты. В сырую погоду вата притягивает воду, становится тяжелее и перетягивает воск, вследствие чего рычаг подвигается, и по количеству пройденных им делений можно судить о степени влажности воздуха. Кроме того, Леонардо изобретал разные насосы, стекла для усиления света ламп, водолазные шлемы.

Еще Вентури утверждал, что Леонардо раньше Кардано и Порты изобрел камеру – обскуру. Теперь это вполне доказано благодаря исследованиям Гроте, который нашел у да Винчи соответствующие рисунки и описания.

В области прикладной физики весьма интересна изобретенная Леонардо паровая пушка. Действие ее состояло в том, что в сильно нагретую камеру вводилась теплая вода, мгновенно превращавшаяся в пары, которые своим давлением вытесняли ядро. Кроме того, он изобрел вертел, вращавшийся посредством токов теплого воздуха.

Военное дело

Нельзя обойти молчанием различные военные изобретения Леонардо. Замечательным примером того, как он относился к военным механизмам, является его проект гигантского самострела. Испытывая отвращение к войне, которую он называл «отвратительным безумием», Леонардо в то же время был увлечен созданием самого разрушительного на тот момент оружия, которым он занялся не только по желанию своих покровителей, но и, будучи сам захвачен возможностью создания систем, способных тысячекратно увеличить могущество человека. Кроме того, он задумывался над созданием разрывных снарядов, с тем, чтобы метательное орудие обладало еще большей пробивающей силой.

Остроумны изобретенные Леонардо землекопательные машины, состоящие из сложной системы рычагов, движущих одновременно десятки лопат. В виде курьеза можно указать также на изобретенные им колесницы с вращающимися серпами, которые, врезываясь в неприятельскую пехоту, должны были косить солдат.

Гораздо более важны чертежи и объяснения да Винчи, относящиеся к сверлению пушечных жерл и к отливке различных частей орудия. Особенно он интересовался различными бронзовыми сплавами. Весьма подробно исследовал Леонардо обстоятельства полета снарядов, интересуясь этим предметом не только как артиллерист, но и как физик. Он разбирал такие вопросы, как, например, какую форму и величину должны иметь зерна пороха для более скорого сгорания или для более сильного действия? Какой формы должна быть картечь для более быстрого полета? На многие из таковых вопросов исследователь отвечает вполне удовлетворительно.

Большой мечтой Леонардо – инженера был полет – созданию Uccello («большой птицы») он придавал большое значение. Тот, кто мог покорить небо, действительно имел право заявить, что создал «вторую природу».

Как и во всех других исследованиях Леонардо, основы были заложены в природе. Птицы и летучие мыши подсказали ему, как этого достичь. Но Леонардо не собирался следовать примеру легендарного героя Дедала, привязав покрытые перьями птичьи крылья к рукам, чтобы взлететь, махая ими. Он с самого начала видел, что проблема заключалась в соотношении силы и веса. Леонардо достаточно хорошо знал анатомию, чтобы понимать, что рука человека не создана для размахивания с силой, эквивалентной силе птичьего крыла. Нужно отметить, что он начал изучать полет птиц, поскольку ему было необходимо понять принципы, на которые он мог опираться, чтобы достичь положительных результатов, используя лишь силу человека. До 1490 года он придумал каркасную конструкцию крыльев, образцом для которой было строение крыльев летающих существ, но он учитывал и строение человеческих мышц, особенно мышц ног. Возможно, педали могли дополнить мышцы рук и груди в достаточной мере, чтобы достичь желаемого результата. В крыльях использованы «кости» из дерева, «сухожилия» из веревок и «связки» из кожи, чтобы воспроизвести сложные движения птичьего крыла. Задумано было прекрасно, но он пришел к выводу, что ни одна из дорогих его сердцу конструкций не способна действовать так, как это требовалось.

Когда после возвращения во Флоренцию Леонардо вторично обратился к этой проблеме, он пошел по другому пути. Небольшой Туринский кодекс, посвященный полету птиц и датированный 1505 годом, свидетельствует о том, что он вновь вернулся к изучению полета птиц, паривших в восходящих потоках теплого воздуха над тосканскими холмами, - особенно огромных хищных птиц, планировавших, не махая крыльями, высматривая добычу внизу. Он делал наброски воздушных вихрей под вогнутой частью птичьего крыла, выяснял, к чему приводят изменения центра тяжести у птицы и что могут сделать незаметные движения хвоста. Он придерживался стратегии активного планирования, при котором любые движения крыльев и хвоста были направлены не на контролируемый отрыв от земли, а на управление высотой, траекторией полета и виражи. Конструкция крыла по-прежнему основывалась на природных наблюдениях, но это были общие принципы и тенденции, а не простое подражание. Авиатор, которому, вероятно, предстояло управлять полетом и поддерживать равновесие с помощью хвоста, должен был висеть под крыльями, регулируя центр тяжести для возможно более точного управления полетом.

Хотя Леонардо ничего не было известно об аэродинамической поверхности, и он лишь интуитивно предполагал существование давления, производимого сжатым или разреженным воздухом, изучение природы помогло ему найти достаточно верный путь.

Анатомия

О Леонардо говорил как о художнике, производящем вскрытия и исследующем, как гласит легенда, запретные тайны разлагающихся тел, при том, что сам он признавал отталкивающие стороны занятий «анатомией». Вероятно, это была запрещенная и святотатственная деятельность, которая поставила его вне законов церкви. Полностью доказанной диссекцией целого человеческого трупа, - возможно, единственной, произведенной им, - было вскрытие «столетнего» старика, свидетелем «тихой смерти» которого в больнице Санта Мария Нуова Леонардо был зимой 1507-08 года. Чаще он работал с животными, которые, как считалось, не слишком отличаются от людей, разве что конфигурацией тела и размерами.

При том, что Леонардо занимался вскрытиями и не уставал повторять о преимуществе «опыта» перед книжным знанием, может показаться удивительным, что его анатомические исследования базировались на традиционных знаниях. Например, он долгое время придерживался учения о двухкамерном сердце. Кроме того, для Леонардо анатомия была не «описательной» в современном понимании, а «функциональной»; иными словами, он всегда рассматривал форму с точки зрения функции. Леонардо не привнес никаких радикальных изменений в существовавшую до него физиологию, но создал цельную картину динамики живого тела в трех измерениях, рисунок у него служит одновременно и способом изображения, и формой исследования.

Похвала глазу

Не смотря на то, что взгляды Леонардо на внутреннее строение глаза менялись, Леонардо работал, исходя из принципа, что это инструмент, построенный с геометрической точностью в соответствии с законами оптики. Его первоначальное представление о строении глаза заключалось в том, что имеющее сферическую форму прозрачное и стекловидное тело глаза (представляющее собой линзу) окружено влагой и оболочками глаза. Зрачок регулирует угол зрения, таким образом, получается "визуальная пирамида" - то есть пучок лучей от предмета или поверхности - с вершиной в глазу. Глаз извлекает пирамиду из хаотической массы лучей, которые распространяются от предмета во все стороны. Чем дальше один и тот же предмет находится от глаза, тем уже угол, и тем меньшим он кажется. Если представить, что свет исходит от предмета в виде ряда концентрических волн, пирамида постепенно будет сужаться с каждой последующей удаляющейся от предмета волной. Размеры, как учит теория перспективы, которой пользовались художники, пропорциональны расстоянию от предмета до глаза. Он объяснял, что сила излучений от объекта, которые он называл в соответствии с традициями средневековой оптики "образами", - уменьшается пропорционально расстоянию от объекта. Эта оптическая теория объясняет не только постепенное уменьшение вещей в соответствии с правилами линейной перспективы, но также и уменьшение отчетливости и яркости цвета на больших расстояниях. Этой потерей четкости и интенсивности цвета, наряду со специфическими свойствами влажного воздуха, который обволакивает предметы, подобно вуали, объясняются магические эффекты "воздушной перспективы" его пейзажей - как в рисунке, так и в живописи.

Этого взгляда на глаз, которого Леонардо придерживался в 1490-е годы, он перешел около 1508 года к более сложной интерпретации формы и функции глаза. Важно также, что он убедился, что пирамида не может заканчиваться в одной точке глаза, поскольку точка не измерима - это означало бы неразделимость «образов» в оптическом поле. Леонардо считал, что глаз и его зрачок действуют подобно камере обскура. Он знал, что изображение, полученное при помощи камеры, перевернутое, и теоретически разработал ряд способов, как перевернуть изображение, вернуть его в нормальное положение.

По мере знакомства с посвященными оптике трудами крупнейших средневековых ученых Леонардо стал все больше понимать феномен «обмана зрения». Этот раздел оптики изучал такие явления, как наша неспособность видеть очень быстро движущиеся предметы и отчетливо различать что – либо чересчур яркое или, напротив, темное, «инерцию зрения», наблюдаемую, когда мы смотрим на то, что быстро движется.

Какими бы переменчивыми и сложными ни были его поздние теории восприятия, неизменным оставалось то, что глаз работал согласно законам геометрии.

Теория перспективы

Леонардо систематически изучал эффекты освещения одного и многих предметов из одного и нескольких источников разных размеров, очертаний и удаленности. Именно на этой основе он реформировал свет и цвет в живописи, развивая «тональную» систему, в которой свет и тень имели преимущество перед цветом в передаче рельефности. Он наблюдал за тем, как уменьшалась интенсивность теней по мере удаления от непрозрачного предмета, отбрасывающего их, в соответствии с законами пропорционального уменьшения, который применим повсеместно к свету и другим динамическим системам. Он вычислял относительную интенсивность света на поверхностях в зависимости от угла падения и вычерчивал схемы вторичного отражения света от освещенных поверхностей на затененных местах. Последний феномен он использовал, чтобы объяснить серый цвет теневой стороны луны, который, как он доказал, является результатом отражения света от поверхности земли. Его штудии света, падающего на лицо из одной точки и подчеркивающего контуры, показывают нам, что он пытался моделировать формы согласно некой системе, напоминающей ту, которой следует луч в компьютерной графике. Чем более прямой угол «перкуссии», тем больше интенсивность освещения, хотя на самом деле здесь действует, как мы теперь знаем, установленный в 18 веке Ламбертом закон косинуса, а не простое правило пропорций Леонардо. Для да Винчи результат всегда пропорционален углу падения луча. Таким образом, скользящий свет не будет освещать поверхность так же сильно, как тот, который падает на ней перпендикулярно.

По Леонардо, в пропорциях нашло выражение совершенство замысла Бога в отношении всех форм и сил природы. Красота пропорций была важнейшей задачей для флорентийских архитекторов, скульпторов и художников. Леонардо был первым, кто вписал представление художника о красоте пропорций в общую картину пропорционального устройства природы. Самым авторитетным трудом об архитектурных пропорциях был трактат об архитектуре древнеримского автора Витрувия. В качестве идеала красоты в архитектуре Витрувий выбрал человеческое тело, с раскинутыми в стороны ногами и руками, вписанное в круг и квадрат – два наиболее совершенные геометрические фигуры. Внутри этой схемы части тела можно определить в соответствии с системой относительных размеров, в которой каждая часть, например лицо, находится в простом пропорциональном отношении к другой части. Воспроизведенная Леонардо витрувианская схема тела человека получила свое законченное визуальное воплощение и широкое распространение как символ «космического» замысла строения человека. Как говорил Леонардо, пропорциональное строение человеческого тела – это аналог музыкальных гармоний, которые были основаны на космических соотношениях, выстроенных греческим математиком Пифагором. Именно математическая основа музыки позволяла ей с большим основанием, чем другим искусствам, соперничать с живописью, хотя он всячески старался подчеркнуть, что музыкальные созвучия необходимо слушать последовательно, тогда как картину можно охватить одним взглядом.



Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиато вблизи города Винчи (отсюда и произошла приставка к его фамилии). Отец и мать мальчика не были женаты, поэтому первые годы Леонардо провел с матерью. Вскоре отец, служивший нотариусом, забрал его к себе в семью.

В 1466 году да Винчи поступил подмастерьем в мастерскую художника Верроккьо во Флоренции, где также обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, работал Ботичелли, бывал Гирландайо и др. В это время Леонардо увлекся рисованием, скульптурой и моделированием, изучал металлургию, химию, черчение, осваивал работу с гипсом, кожей, металлом. В 1473 году да Винчи получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Раннее творчество и научная деятельность

В начале творческого пути Леонардо практически все свое время посвящал работе над картинами. В 1472 – 1477 художник создал картины «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В конце 70-х годов закончил «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа»). В 1481 году была создана первая крупная работа в творчестве Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо переезжает в Милан. С 1487 года да Винчи занимался разработкой летательной машины, которая была основана на птичьем полете. Леонардо создал сначала простейший аппарат на основе крыльев, а затем разработал механизм аэроплана с полным управлением. Однако воплотить идею в жизнь не удалось, так как у исследователя не было мотора. Кроме того, Леонардо изучал анатомию и архитектуру, открыл ботанику как самостоятельную дисциплину

Зрелый период творчества

В 1490 году да Винчи создает картину «Дама с горностаем», а также знаменитый рисунок «Витрувианский человек», который иногда называют «каноническими пропорциями». В 1495 – 1498 годах Леонардо работал над одним из самых главных своих произведений – фреской «Тайная вечеря» в Милане в монастыре Санта-Мария деле Грацие.

В 1502 году да Винчи поступил на службу военным инженером и архитектором к Чезаре Борджиа. В 1503 художник создает картину «Мона Лиза» («Джоконда»). С 1506 года Леонардо служит при короле Франции Людовике XII.

Последние годы

В 1512 году художник под покровительством папы Льва Х переезжает в Рим.

С 1513 по 1516 года Леонардо да Винчи живет в Бельведере, работает над картиной «Иоанн Креститель». В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселяется в замке Кло-Люсе. За два года до смерти у художника онемела правая рука, ему было трудно самостоятельно передвигаться. Последний годы своей краткой биографии Леонардо да Винчи провел в постели.

Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Интересный тест на знание биографии Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452–1519) – величайший деятель, многогранный гений эпохи Возрождения, основатель Высокого Возрождения. Известен как художник, ученый, инженер, изобретатель.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой – хозяйка таверны, известная под именем Катерина.

Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах того времени он назван незаконным сыном Пьеро.

В 1469 году он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Здесь Леонардо прошёл весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Согласно рассказам современников, он написал левую фигуру ангела в картине Верроккьо «Крещение» (около 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. Естественность движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более жёсткого письма Верроккьо. Леонардо жил в доме мастера и после того, как в 1472 году был принят в гильдию Святого Луки - гильдию живописцев.

Один из немногих датированных рисунков Леонардо был создан в августе 1473 года. Вид долины Арно с высоты был выполнен пером быстрыми штрихами, передавая колебания света, воздуха, что говорит о том, что рисунок сделан с натуры (Галерея Уффици, Флоренция).

Первое живописное произведение, которое приписывают Леонардо, хотя его авторство оспаривается некоторыми специалистами, – «Благовещение» (ок. 1472, Галерея Уффици, Флоренция). К сожалению, неизвестный автор внёс позднейшие исправления, что значительно ухудшило качество работы.

«Портрет Джиневры де Бенчи» (1473–1474, Национальная галерея, Вашингтон) пронизан меланхоличным настроением. Часть картины внизу обрезана: вероятно, там были изображены руки модели. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато, созданного ещё до Леонардо, но именно он стал гением этой техники. Сфумато (ит. sfumato – затуманенный, дымчатый) – разработанный в эпоху Возрождения приём в живописи и графике, позволяющий передавать мягкость моделировки, неуловимость предметных очертаний, ощущение воздушной среды.

Между 1476 и 1478 гг. Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится «Мадонна с цветком», т.н. «Мадонна Бенуа» (около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Улыбающаяся Мадонна обращается к сидящему у неё на коленях младенцу Иисусу, естественны и пластичны движения фигур. В этой картине присутствует характерный для искусства Леонардо интерес к показу внутреннего мира.

К ранним работам относится и незавершённая картина «Поклонение волхвов» (1481–1482, Галерея Уффици, Флоренция). Центральное место занимает помещённая на переднем плане группа - Мадонна с младенцем и волхвы.

В 1482 году Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452–1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств. Представляя себя своему будущему покровителю, Леонардо говорит о себе как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, военных колесниц, машин, и лишь потом говорит о себе как о художнике. В Милане Леонардо жил до 1498 года, и этот период его жизни был самым плодотворным.

Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Работая над ним 16 лет, Леонардо создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель. Стремясь превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хотел сделать грандиозную по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня.

В ноябре 1493 года модель Коня без всадника была выставлена на всеобщее обозрение, и именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым.

Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Начавшийся сбор металла был прерван, и конная статуя так и не была отлита.

В 1499 году Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Через некоторое время она разрушилась. Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 века и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель…утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом».

При дворе Сфорца Леонардо работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные доселе декорации и механизмы, делал костюмы для аллегорических фигур.

Незаконченное полотно Леонардо «Святой Иероним» (1481, Музей Ватикана, Рим) показывает святого в момент покаяния в сложном повороте со львом у его ног. Картина была написана чёрными и белыми красками. Но после покрытия ее лаком в 19 веке цвета превратились в оливковые и золотистые.

«Мадонна в скалах» (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. Изображение Мадонны, младенца Иисуса, маленького Иоанна Крестителя и ангела в пейзаже – новый мотив в итальянской живописи того времени. В проёме скалы виден пейзаж, которому приданы возвышенно идеальные черты и в котором показаны достижения линейной и воздушной перспективы. Хотя пещера слабо освещена, картина не тёмная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства.

«Дама с горностаем» (1484, Музей Чарторыйского, Краков) – одна из первых работ Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена фаворитка Лодовика Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца, горностаем. Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы, изогнутая поза зверька – все говорит об авторстве Леонардо. Фон переписан другим художником.

«Портрет музыканта» (1484, Пинакотека Амброзиана, Милан). Закончено только лицо молодого человека, остальные части картины не прописаны. Типаж лица близок к лицам ангелов Леонардо, только исполнен более мужественно.

Еще одна уникальная работа была создана Леонардо в одном из залов дворца Сфорца, которая называется «Ослиной». На сводах и стенах этого зала он написал кроны ив, чьи ветви затейливо переплетаются, обвязаны декоративными веревками. Впоследствии часть красочного слоя осыпалась, но значительная часть сохранилась и реставрирована.

В 1495 года Леонардо приступил к работе над «Тайной вечерей» (площадь 4,5 × 8,6 м). Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену помещения. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня», и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Композиция построена на строго выверенном математическом расчете: в центре – Христос, изображенный на фоне среднего, самого большого проема задней стены, точка схода перспективы совпадает с его головой. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Помещая его на той же линии стола, что и всех апостолов, Леонардо психологически отделил его одиночеством.

Создание «Тайной вечери» стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой. Эти эксперименты привели к величайшей трагедии: трапезная, которая была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца, живописные нововведения Леонардо, низина, в которой находилась трапезная, – всё это сослужило печальную службу сохранности «Тайной вечери». Краски начали отслаиваться, о чём уже упоминал Вазари в 1556 году.

«Тайная вечеря» неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои).

К середине 20 века, когда картина пришла в плачевное состояние, приступили к научной реставрации: сначала был закреплён весь красочный слой, затем были сняты позднейшие наслоения, открылась темперная живопись Леонардо. И хотя произведение было сильно повреждено, но эти реставрационные работы позволили говорить о том, что этот шедевр эпохи Возрождения спасен. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения.

После падения власти Сфорца в 1499 году Леонардо едет во Флоренцию, заезжая по пути в Мантую и Венецию. В Мантуе он создает картон с Портретом Изабеллы д"Эсте (1500, Лувр, Париж), выполненный чёрным мелком, углем и пастелью.

Весной 1500 года Леонардо приезжает во Флоренцию, где вскоре получает заказ на написание алтарной картины в монастыре Благовещения. Заказ так и не был выполнен, но одним из вариантов считается т.н. Картон Бурлингтонского дома (1499, Национальная галерея, Лондон).

Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 году для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был «Битва при Ангиари» (не сохранился). Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину «Битва при Кашине».

Эскизы Леонардо, ныне утраченные, показывали панораму битвы, в центре которой происходила схватка за знамя. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 году, имели грандиозный успех. Как и в случае с «Тайной вечерей», Леонардо экспериментировал с красками, в результате чего красочный слой постепенно осыпался. Однако сохранились подготовительные рисунки, копии, которые отчасти дают представление о масштабе этого произведения. В частности, сохранился рисунок Питера Пауля Рубенса (1577–1640), на котором показана центральная сцена композиции (около 1615, Лувр, Париж).

Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы.

«Мона Лиза» – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Теперь картина немного изменена: первоначально слева и справа были нарисованы колонны, теперь отрезанные. Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление: Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени. Есть что-то неуловимое, завораживающее и притягивающее в легкой улыбке, в живости выражения лица, в величавом спокойствии позы, в неподвижности плавных линий рук.

В 1506 году Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского (1462-1515).

Предоставив Леонардо полную свободу действий, исправно платя ему, новые покровители не требовали от него определенных работ. Леонардо увлекается научными изысканиями, иногда обращаясь к живописи. Тогда был написан второй вариант «Мадонны в скалах» (1506–1508, Британская Национальная галерея, Лондон).

«Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1500–1510, Лувр, Париж) – одна из тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Последняя разработка этой темы осталась незаконченной.

В 1513 году Леонардо едет в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X (1513–1521), но вскоре теряет благосклонность папы. Он изучает растения в ботаническом саду, составляет планы по осушению Понтинских болот, пишет заметки к трактату об устройстве человеческого голоса. В это время им создан единственный «Автопортрет» (1514, Библиотека Реале, Турин), исполненный сангиной, показывающий седовласого старого человека с длинной бородой и пристальным взглядом.

Последняя картина Леонардо также была написана в Риме – «Святой Иоанн Креститель» (1515, Лувр, Париж).

Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз.

В 1516 или 1517 году Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Окружённый почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник, инженер и архитектор короля». Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, оставив по завещанию свои рисунки и бумаги Франческо Мельци, ученику, который хранил их всю свою жизнь. Однако после его смерти все бесчисленные бумаги разошлись по всему миру, часть утеряна, часть хранится в разных городах, в музеях мира.

Ученый по призванию Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев, и создал т.н. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный проект.

Леонардо создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам.

Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Он создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе.

Интересны его исследования в области геологии: дал описания осадочных пород, объяснения морских отложений в горах Италии.

Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. camera – комната, obscurus – тёмный) – закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок; лучи света отражаются на матовом стекле, находящимся на другой стороне ящика, и создают перевернутое цветное изображение, использовалась пейзажистами 18 века для точного воспроизведения видов).

В рисунках Леонардо есть проект инструмента для измерения интенсивности света, фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: лёгкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства верёвки, шлифовальные машины и многое другое.

Общаясь с математиком Лукой Пачоли, который написал учебник «О Божественной пропорции», Леонардо увлекся этой наукой и создал иллюстрации к этому учебнику.

Леонардо выступал и как архитектор, но ни один из его проектов так и не был воплощён в жизнь. Он участвовал в конкурсе на проект центрального купола Миланского собора, создал проект мавзолея для членов королевской семьи в египетском стиле, проект, предложенный им турецкому султану, по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда.

Осталось большое количество рисунков Леонардо, сделанных сангиной, цветными мелками, пастелью (именно Леонардо приписывается изобретение пастели), серебряным карандашом, мелом.

В Милане Леонардо начинает писать «Трактат о живописи», работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. В этом многотомном справочнике Леонардо писал о том, как воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективе, пропорциях, анатомии, геометрии, механике, оптике, о взаимодействии цветов, рефлексах.

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в искусстве, но и в науке и технике. Живописец, скульптор, архитектор – он был естествоиспытателем, механиком, инженером, математиком, сделал много открытий для последующих поколений.

Леонардо да Винчи - величайшая личность эпохи Возрождения.

Родился Леонардо да Винчи в городке Винчи (или рядом с ним), находящемся западнее Флоренции, 15 апреля 1452 г. Он был незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование.

1467 год — в возрасте 15 лет Леонардо пошел учеником к одному из ведущих мастеров Раннего Возрождения во Флоренции, Андреа дель Вероккьо; 1472 год — вступил в гильдию художников, изучал основы рисунка и других необходимых дисциплин; 1476 год – так и работал в мастерской Вероккьо, как видно, в соавторстве с самим мастером.

К 1480 году у Леонардо уже были крупные заказы, но спустя 2 года переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представлялся как инженер, военный эксперт и художник. Годы, которые он провел в Милане, были наполнены различными занятиями. Леонардо да Винчи написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и стал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, - это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.

1499 год — после изгнания Лодовико Сфорца из Милана французами Леонардо уезжает в Венецию, посещает по дороге Мантую, где участвует в строительстве оборонительных сооружений, после возвращается во Флоренцию. В те времена он был настолько увлечен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В течение 12 лет Леонардо все время переезжает из города в город, работает на знаменитого в Романье, проектирует оборонительные сооружения (так и не построенные) для Пьомбино.

Во Флоренции он вступает в соперничество с Микеланджело; кульминацией такого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для Палаццо делла Синьория (также Палаццо Веккьо). Потом Леонардо задумал второй конный монумент, который, подобно первому, так и не был создан. На протяжении всех этих лет он продолжает заполнять свои тетради. В них отражены его идеи, относящиеся к самым разным предметам. Это - теория и практика живописи, анатомия, математика и даже полет птиц. 1513 год — как и в 1499-м, его покровителей изгоняют из Милана…

Леонардо уезжает в Рим, где проводит 3 года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный из за отсутствия материала для анатомических исследований, он занимается экспериментами, которые ни к чему не приводят.

Короли Франции, вначале Людовик XII, потом Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, в особенности «Тайной вечерей» Леонардо. Потому нет ничего удивительного в том, что в 1516 г. Франциск I, хорошо осведомленный о разносторонних талантах Леонардо, приглашает его ко двору, который тогда находился в замке Амбуаз в долине Луары. Как писал скульптор Бенвенуто Челлини, несмотря на то что флорентиец работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, его основное занятие это почетная должность придворного мудреца и советника.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, флорентиец разработал вначале простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новая его идея — аэроплан с полным управлением. Но воплотить идею в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитая идея ученого — аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес большой вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитые картины Леонардо — «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и много других. Леонардо был требователен и точен во всем что делал. Даже перед тем как писать картину, он настаивал на полном изучении объекта перед началом.

Рукописи Леонардо бесценны. Они были полностью опубликованы только в XIX-XX веках. В своих заметках Леонардо да Винчи отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Леонардо да Винчи был талантлив во многих областях, он внес значительный вклад в историю архитектуры, искусства, физики.

Умер Леонардо да Винчи в Амбуазе 2 мая 1519 г.; его картины к этому времени разошлись как правило по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях, почти в полном забвении, еще несколько столетий.

Секреты Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество сможет до них «дозреть». Он писал левой рукой и очень мелкими буковками, справа налево, так что текст выглядел как бы в зеркальном отображении. Он говорил загадками, делал метафорические пророчества, любил составлять ребусы. Леонардо да Винчи не подписывал своих произведений, но на них присутствуют опознавательные знаки. К примеру, если повнимательней присмотреться к картинам, возможно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, как видно, немало, потому те или иные его сокрытые «детища» неожиданно обнаруживаются на известных полотнах, через столетия. Так, к примеру, было с «Мадонной Бенуа», которую на протяжении долгого времени, в качестве домашней иконы, возили с собой странствующие актеры.

Леонардом был открыт принцип рассеяния (или сфумато). У предметов на его полотнах нет четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Чтобы овладеть таким принципом, он советовал упражняться: разглядывать появляющиеся от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах отыскивать образы.

Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды: в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что Джоконда улыбается то нежно, то как бы зловеще. Второе чудо «Моны Лизы» в том, что она «живая». На протяжении столетий ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания различных наук, потому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг разошлись по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо да Винчи предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хотя бы знаменитую иллюстрацию да Винчи, доказывающую пропорциональность тела человека. Человеческая фигура с раскинутыми руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, а с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат. Такая «мельница» дала толчок различным выводам. Леонардо оказался единственным, кто создал проекты церквей, в которых алтарь помещен посередине (символизируя пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

Флорентиец любил использовать контрапост, который создает иллюзию движения. Все, кто видел его скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, потому как неоконченность - неотъемлемое качество жизни. Окончить - означает убить! Медлительность флорентийца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, к примеру, благоустраивать долины Ломбардии или занимался созданием аппарата для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - «незавершенка». У мастера был особый состав, при помощи которого он на готовой картине словно специально делал «окна незаконченности». Как видно, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться и что-либо подправить…

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана слушалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Существует версия, что Леонардо да Винчи был гомосексуалист. Когда художник учился в мастерской Вероккио, он был обвинен в домогательстве к мальчику, позировавшему ему. Суд оправдал его.

По одной из версий, Джоконда улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой, Мону Лизу развлекают музыканты и клоуны во время того, как она позировала художнику.

Есть еще одно предположение, согласно которому, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

Леонардо да Винчи, как видно, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Эксперты сомневаются в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируемый 1512-1515 гг.), изображающий его в старости, является таковым. Предполагают, что, вероятно, это только этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, начали высказываться с XIX столетия, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо да Винчи, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и американские исследователи, изучив загадочную улыбку Моны Лизы с помощью новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83 процента счастья, 9 процентов пренебрежения, 6 процентов страха и 2 процента злости.

Леонардо любил воду: им были разработаны инструкции по подводному погружению, он изобрел и описал прибор для подводных погружений, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо да Винчи легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первый из живописцев начал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Наблюдения за Луной в фазе растущего полумесяца привели исследователя к одному из важных научных открытий - Леонардо да Винчи установил, что солнечный свет отражается от нашей планеты и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Флорентиец был амбидекстром - одинаково хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушение способности чтения) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Известный факт, Леонардо писал зеркальным способом.

Относительно не так давно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитейший шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» было отведено две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 кв. м. Громадное помещение было перестроено под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение великого Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, длилась около 4-х лет. Решение перенести «Мону Лизу» в отдельный зал приняла администрация Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских мастеров, этот шедевр терялся, а публика была вынуждена стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

2003 год, август — полотно великого Леонардо стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» похитили из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр был украден из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью.

Считается, что Леонардо был вегетарианец (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает его с одним индусом, не евшим мяса). Часто приписываемая Леонардо фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо да Винчи создал проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

Строя каналы, Леонардо сделал наблюдение, которое в последствии вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что наша планета намного старше, чем было указано в Библии.

В числе увлечений да Винчи были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане в течении тринадцати лет он был распорядителем придворных пиров. Им было изобретено несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - имело большую популярность на придворных пирах.

В книгах Терри Пратчеттa есть персонаж которого зовут Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает разнообразные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)

Немалое число рукописей Леонардо впервые опубликовал хранитель Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Итальянские ученые сделали заявление о сенсационной находке. По их утверждению, обнаружен ранний автопортрет Леонардо. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Ему было всего шестьдесят семь лет. Его слава известного художника к этому времени уже распространилась по всей Европе. Однако есть одна сторона его жизни, о которой тогда не было известно общественности. Мало кто знал о том, как сильно интересовала Леонардо да Винчи анатомия. Его научные изыскания в этом направлении практически никому не были знакомы.

Даже в самом непосредственном окружении Леонардо да Винчи анатомия в то время не встречала должного интереса и понимания. Эта ситуация продолжалась вплоть до конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. Именно в это время и были тщательнейшим образом изучены открытия Леонардо да Винчи в анатомии. Только после того, как ученые провели тщательный анализ его научных трудов, просмотрели тысячи и тысячи страниц записей великого художника эпохи Возрождения, стало понятно, что его научная деятельность не менее важна, чем искусство.

Неизвестные страницы жизни Леонардо да Винчи

Анатомия, оптика, геология, ботаника, гидродинамика и т. д. - все эти науки занимали в его жизни много места, уступая разве что только живописи. Этот талантливый творец имел репутацию архетипического человека, живущего в эпоху Возрождения - художника, время от времени занимающегося наукой.

Однако для самого Леонардо да Винчи анатомия, как и остальная его научная деятельность, была не менее важна, чем живопись. Последние десять лет он вообще не начинал писать новых картин. С 1508 по 1513 год художник главным образом отдавал себя науке, только время от времени возвращаясь к полотнам, начатым еще в предыдущие годы.

Больше остальных наук

Из всех научных изысканий в это время особенно занимала Леонардо да Винчи анатомия. В течение нескольких лет он активно работал с трупами, аккуратно вскрывая их для более точного понимания человеческого физического строения.

Обладавший выдающимся талантом художника и выразительным письменным стилем Леонардо да Винчи в области анатомии смог создать одно из совершеннейших исследований своего времени. Он даже уже подготовил работу к изданию, однако не успел претворить в жизнь свое намерение. Если бы его книга была издана, то изучение физического строения человека могло бы шагнуть далеко вперед, настолько велик был вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи. К сожалению, после его смерти все созданные этим великим человеком записи и эскизы, оставшиеся среди его личных документов, были на долгих четыреста лет сокрыты от мира.

Многогранность

До сих пор многие таланты этого человека, бесконечно одаренного, для нас остаются загадкой. В юношеские годы он, живя во Флоренции, работал подмастерьем одного из наиболее знаменитых итальянских художников - Леонардо покровительствовало семейство Медичи. Рядом с местом его работы находилась еще одна художественная мастерская - маэстро Антонио дель Поллайоло, автора гравюры "Битва обнаженных". Поллайоло стал одним из первых живописцев эпохи Возрождения, который, занимаясь в анатомическом театре, вплотную изучал человеческую мышечную систему. Летописцы полагают, что именно его полотна и стали первыми уроками для молодого Леонардо да Винчи.

Новый подход к физическому строению человека

Анатомия художниками эпохи Возрождения воспринималась как вспомогательное средство для того, чтобы иметь правильное представление о теле. Именно поэтому они уделяли большое внимание только мышечной системе. Однако ими изучалась, в отличие от Леонардо да Винчи, анатомия кратко, поскольку устройство внутренних органов человека их практически не интересовало. Известно, что и Поллайоло лично производил Однако он тоже больше занимался анатомией мышц, а потому грудная клетка, череп и брюшная полость им не затрагивались.

Первоначальный интерес

Если в самом начале своей научной деятельности и Леонардо да Винчи поступал так же, как Поллайоло, то в последующие годы он постепенно стал рассматривать физическое строение человека не только как приложение к своей любимой живописи или скульптуре.

Вообще, всю жизнь этого великого художника охватывает именно общая анатомия. Его первую рукопись историки относят к 1484-му, а последнюю - к 1515 году. Вероятно, еще во Флоренции Леонардо, впервые побывавший в анатомическом театре, начал делать вскрытия. Первое он произвел в госпитале Санта Мария Нова. Здесь изучением мышечного строения человека занимались и многие другие флорентийские художники, например, Микеланджело.

Для них основным практическим руководством служил научный труд Мондино де Люччи, жившего задолго до Леонардо да Винчи - "Анатомия". Человека вскрывали по его методу многие поколения не только врачей-паталогоанатомов, но и художников, причем в условиях жаркого климата Италии этот процесс осуществлялся в течение нескольких дней.

Считалось, что за первый день необходимо вскрыть живот, затем - грудь, на третий - сердце, а на четвертый - конечности. Изучение головы начиналось с рассечения скальпа, далее производилось открытие черепа, после которого исследовался мозг, а затем - основание черепа. В этот период жизни Леонардо создал свои первые схематические анатомические зарисовки поперечных срезов ног. Осознавая всю сложность проведения вскрытия, Леонардо считал свои наблюдения основой для изучения строения тела человека.

Записи «безумного» гения

Так как практически все труды Леонардо - это дневники, то и записи в них велись своеобразно. Они представляют собой своего рода диалоги, которые автор вел с воображаемым собеседником и где он отстаивает свое мнение, при этом приводя достаточно веские доказательства. Кроме того, в его рукописях содержатся указания Леонардо самому себе, а также рассуждения, которые напрямую можно связывать с философией.

Его интересовали сердце, опорно-двигательный аппарат, скелет и мышцы. Леонардо первому удалось правильно и удивительно точно нарисовать формы и, главное, пропорции всех составляющих костную систему человека. Все предшествующие этому изображения скелета, как правило, были условными, схематичными или весьма примитивными.

Только на основе собственного опыта

Леонардо очень высокое значение придавал опыту, поскольку практически всему обучался самостоятельно. Он, читая книги, затем проверял свою теорию на практике. Этот гениальный творец считал, что все должно быть создано «на основе опыта». Во всех аспектах, которые рассматривал Леонардо да Винчи - ученый, анатомия является первостепенной. При этом практически везде в его записях прослеживается поиск единственно верного ответа. Леонардо, считавший, что истину можно найти, руководствуясь одной только логикой или научными наблюдениями, категорически не признавал «умозрительных» теорий. Поэтому в основу всех своих исследований, в том числе и познания строения человека, он ставил такую фундаментальную науку, как математика.

Ошибки и заблуждения

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, на которой изображена человеческая анатомия, по мнению ученых, невероятно точна, правда, с одним исключением, касающимся женской репродуктивной системы. Но это объяснимо, поскольку в эпоху Возрождения проводить вскрытие женских трупов было проблематично.

Несмотря на то что этот итальянский художник изучал анатомию только для того, чтобы более усовершенствовать свои картины, на которых изображены тела людей, ему удалось привлечь больше внимания к этой дисциплине.

Гений во всем, Леонардо пытался понять то, как «работает» человеческий механизм. По мнению ученых, он смотрел на окружающих его людей именно так, как механик видит автомобиль. Дело в том, что, изображая человеческую натуру в своей живописи или скульптуре, художник хотел быть максимально правдоподобен, ведь именно это позволило бы ему быть не просто очень реалистичным, но и вообще - творцом особенным, запоминающимся.

Анатомия в эскизах

Этот флорентийский художник не просто создавал наброски человеческих частей тела или мышечных групп, но и показывал их в своих эскизах в разрезе. При этом каждый рисунок сопровождался необходимыми для понимания записями. И обязательно Леонардо отзеркаливал их, поскольку владел этим способом в совершенстве. Именно последнее и добавляет сложность для изучения, затрудняя работу ученых, кропотливо изучая научное наследие да Винчи. Сегодня, спустя четыре столетия, все его записи и эскизы тщательно оцифрованы и представлены на всеобщее обозрение. Глядя на них, можно однозначно сказать, что заслуги Леонардо да Винчи в анатомии огромны, поскольку именно ему удалось досконально изучить человеческое тело в свое время.

При этом ни одному органу, за исключением только глаз, художник и ученый не посвятил столько эскизов и записей, как сердцу. При этом он опроверг галеновское представление о том, что от этого органа берут свое начало вены. Кроме того, Леонардо да Винчи являлся противником теории о двух желудочках, совершенно верно полагая, что клапаны делят сердце на отделы. Нужно сказать, что Мастер не имел ни малейшего представления о системе кровообращения, когда проводил исследования.

Значимость вклада

Этот флорентийский гений считается основателем науки под названием динамическая анатомия. После Галена в течение тринадцати веков почти ни одного нового исследования, касающегося строения человеческого тела, не было, а потому его работы считались догмой. Первые анатомические наблюдения да Винчи по своему характеру близки к трудам Авиценны, тогда как последние - Везалия.

Собственноручно изготавливая препараты, великий Мастер вводил все новое в изучение внутренних органов. Именно им была изобретена стеклянная модель для изучения сердечных клапанов. Художник первым стал делать распилы костей скелета вдоль и поперек, тем самым определив его пропорции. Вклад Леонардо да Винчи в анатомию трудно переоценить. Именно он стал автором первых изображений органов человека в самых разных ракурсах. Свои рисунки он называл dimonstrazioni.

Достижения

Леонардо первым в истории науки анатомии предположил, что человеческий крестец состоит не из трех, а из пяти позвонков, ему удалось правильно описать его угол наклона крестца. Им же впервые были рассмотрены и такие анатомические особенности нашего тела, как наклон или изгибы ребер, являющиеся очень важными для понимания механизма дыхания, а также наклонения таза.

Именно Леонардо удалось правильно подсчитать, что в нашей стопе имеется двадцать пять костей, при этом он не испугался пойти в противостояние с трудами Авиценны и Галена, считавших, что их двадцать шесть. Художник первым смог правильно нарисовать и суставные поверхности. Кроме того, Леонардо удалось описать и ряд анатомических особенностей человеческого скелета, связанных с нашим прямохождением: к примеру, косое положение бедренной кости по отношению к вертикали.

Его анатомические рукописи, представляющие собой высказывания, много столетий были доступны ученым. И хотя сегодня одни из них наука подтверждает, а другие опровергает, как, например, его несуразную теорию о крови, тем не менее, несмотря на определенные ошибки в исследованиях, трудно переоценить вклад Леонардо да Винчи в анатомию как науку.

Гармония жизни

Благодаря Леонардо да Винчи анатомия и медицина сегодня шагнули далеко вперед. Однако он совершенно негативно относился к врачам. Будучи человеком выдающимся, этот художник и ученый как никто видел неумение и невежественность тогдашних лекарей.

Сегодня все его зарисовки являются собственностью British Royal Collection - Британской королевской коллекции. Современная анатомия, вращающаяся вокруг таких новых методов визуализации, как магнитно-резонансная томография или изучение строения человека на микроскопическом уровне, конечно же, шагнули далеко вперед. Такие области высот не были доступны Леонардо, однако флорентийскому художнику все-таки удалось достичь того, к чему ученые пришли только спустя несколько десятилетий.

Например, его эскизы, изображающие человеческие эмбрионы, практически полностью соответствуют тому, что сегодня показывает ультразвук, а изображения плеча, сделанные да Винчи, выглядят практически так же, как и их современные трехмерные визуализации.

Многое из того, что сделал Леонардо, доподлинно отражало суть вещей так, как стало доказано спустя много десятилетий после того, как это представил великий флорентийский живописец эпохи Возрождения.