Лев николаевич толстой 1828 1910 жизнь. Лев Николаевич Толстой (1828–1910). Поздняя художественная литература

В начале марта 1855 года, в самый разгар Крымской кампании, молодой офицер и начинающий писатель граф Лев Николаевич Толстой между дневниковыми записями помещает неожиданное рассуждение: "Нынче я причащался. Вчера разговор о божественном и вере навёл меня на великую и громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле. Привести эту мысль в исполнение я понимаю, что могут только поколения, сознательно работающие к этой цели. Одно поколение будет завещать мысль эту следующему, и когда-нибудь фанатизм или разум приведут её в исполнение. Действовать сознательно к соединению людей с религией, вот основание мысли, которая, надеюсь, увлечёт меня".

Мысли об обновлении христианства являлись в истории не одному Толстому. И с течением времени они становятся всё более навязчивы. Причина проста: человеку начинает представляться, будто с переменами в жизни религиозные истины естественно устаревают, не поспевая за конкретностью бытия, и оттого требуют постоянной коррекции в ходе исторического движения человечества. Как бы упускается из виду, что догматы христианства обращены не к одному конкретному времени, но ко всем временам: они пребывают в вечности, от вечности исходят и от времени не зависят. Сын Божий обращался ко всей полноте Церкви, объединяющей все исторические эпохи, все формы бытия всех народов.

Возражение угадать нетрудно: мол, только Бог способен прозреть все времена и установить для человечества универсальные законы; но человек, даже самый гениальный и духовно глубокий, всего предвидеть не может и с тысячелетиями совладать не в силах. Поэтому человеческие предустановления неизбежно устаревают и требуют непременного обновления. Следовательно, все сомнения эти сходятся к единой проблеме: к вопросу о природе основателя христианства: если, мол, Он человек и только человек - христианские истины должны периодически переосмысляться. При этом христианство как бы обесценивается, по слову Апостола: "А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна" (IKop. 15, 17). Однако для заявляющих претензию на основание новой религии это никак не препятствие, а даже дополнительное побуждение к творческому деланию на избранном поприще.

Толстой пришёл к отрицанию Божественной природы Спасителя, и таким образом, препятствия на пути к созданию обновлённого христианства были опрокинуты. За три года до смерти он сказал, не сомневаясь: "Прежде я не решался поправлять Христа, Конфуция, Будду, а теперь думаю: да я обязан их исправлять, потому что они жили 3–5 тысяч лет тому назад".

Именно поэтому Толстой изначально отвергает веру и тайну как основы своей новой религии, именно поэтому он низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю, и поэтому хочет сделать всё сознательно практическим, разумным, ибо воз-несение всего на уровень веры, уровень собирания сокровищ на небе, уровень идеи бессмертия (умалчивая о бессмертии он по сути отвергает его) - "обновлённому христианству" противопоказано. Сыну Божию в этой религии места нет, Христос должен мыслиться в ней только как человек.

В изначальном размышлении Толстого, как в зерне, заложено всё основное содержание его религии, с христианством ничего общего не имеющей. Да это и не религия вовсе, если оценивать строго и трезво. Зерно до поры зрело в его душе, пока не дало ростки на рубеже 70-80-х годов, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого. Должно признать, что ничего нового в толстовстве нет: о земном блаженстве, о земном Царствии, на рациональной основе созидаемом, мечтали и судили и прежде и позднее…

В историю мировой культуры Лев Толстой вошёл, прежде всего, как один из гениальнейших художников-творцов. Но, быть может, ещё большее значение имеет - для всеобщей истории человечества - его опыт веро-творчества, урок, требующий осмысления слишком пристального.

Толстой поражал современников необычностью, парадоксальностью суждений. Обо всем у него было свое мнение, он не признавал никаких авторитетов, отвергал всякие шаблоны мысли. В период начинавшегося общественного подъема, в «демократические» 60-е годы он вошел как писатель и мыслитель, стремящийся пересмотреть основные учения этой поры и по-своему продолжить процесс демократизации литературы. Своей задачей он считает критику современной жизни, этических норм, рационализма просветительской идеологии. Эта критика носила стихийно-демократический характер, но расширяла возможности реалистического творчества. Она занимала опыт у народа, выражала его «мнение», еще как следует в литературе не высказывавшееся.

Опубликованное в 1852 году в «Современнике» за подписью Л. Н. «Детство» сразу же обратило внимание литературной общественности на новое, свежее дарование. Писанные по горячим следам событий севастопольские рассказы сделали Толстого знаменитым. Его авторство обозначалось либо буквами Л. Н. Т. либо его полным именем.

В трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) Толстой заявил себя как глубокий психолог. Н.Г. Чернышевский это качество у него считал главным и тут же указывал, что критика, восхищавшаяся психологизмом Толстого, не сумела осознать его самую специфическую черту – умение воспроизводить «диалектику души», отражать чувства в их движении, становлении, переходах, а также «чистоту нравственного чувства». Эти определения Чернышевского стали классическими, они подтвердились всем дальнейшим развитием Толстого-писателя.

«Чистота нравственного чувства», первоначально как наивное, детское, чистое восприятие мира, пройдя множество стадий развития, оказалась «чистотой» народного, крестьянского миросозерцания, толкавшей отчасти к богостроительству, но главным образом – к беспощадному обличению порочных правящих верхов.

В трилогии впервые в русской литературе была поставлена проблема становления характера. В сознании героя – Николеньки Иртеньева – отразился весь богатейший мир впечатлений: детских, отроческих, юношеских, семейных, сословных, внесословных. И постепенно происходит их переработка, вследствие чего меняется сознание героя: он подлинно «движется», как движется вокруг него мир. Иртеньеву свойственна самокритика, часто сбрасывающая его с высот самомнения, заставляющая все пересмотреть заново. У Иртеньева свой кодекс поведения – «Comme il faut» – сословное заблуждение аристократа. Но в столкновениях с действительностью кодекс изживает себя в сознании Иртеньева, на его место встает новая этика. Из сословного мышление Иртеньева делается антисословным. В такой эволюции было нечто эпохальное, отрицающее не только дворянскую идеологию предреформенной эпохи, но и те схематичные представления о человеке, которые выработало разночинное движение, опиравшееся в своих представлениях о человеке на антропологический материализм, утопический и общинный социализм. Толстовское самодвижение человека высвобождало все богатство человеческой натуры и самоограничивало себя лишь проповедью христианского смирения, которая даст себя знать позднее. В этих многообразных аспектах и следует рассматривать трилогию Толстого. С нее начинался писатель Толстой.



Толстой показывает развитие сознания героя, идущее одновременно по вертикали возрастного становления и по горизонтали расширяющегося круга впечатлений. Импульсы движения идут и извне, в изнутри как результат сложной духовной работы. При этом среда У Толстого не придумана, как у Ж. Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» (эту книгу высоко ценил Толстой), не подстроена для проведения авторских экспериментов, а является тем естественным потоком жизни, который несет героя.

Иртеньев чувствует нравственный свой отрыв от родных и знакомых. Сокрушается авторитет отца; герой детским умом понимает, что маменька обделена лаской со стороны мужа-ловеласа. Сокрушается идиллия детского равенства в играх и привязанностях: выясняется, что Катенька, подруга сестры, им неровня: «...вы богаты.... а мы бедные». Открывается трагедия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивина. Проявляется бессознательная жестокость, столь же детская, сколь и сословная: помыкание Иленькой Грапом. Главный итог детства – все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире.

«Отрочество» – московские впечатления, первые ощущения разницы полов и появление неожиданных осложнений в представлении о мире и людях, пора переоценки ценностей. Главное благоприобретение этого периода – первые отроческие порывы философствования, чтение Шеллинга и заколдованный круг вопросов: что такое симметрия? существуют ли предметы вне моих отношений к ним? куда девается душа после смерти? Ум алчет пищи, а настоящей пищи пока нет. Зарождается крайний скептицизм, близкий к сумасшествию. Иртеньев спрашивал себя: «...О чем я думаю?... я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, что я думаю, о чем я думаю...» В просторечии это обычно называется «ум за разум заходит»...

В «Юности» – совершенно новый мир впечатлений. Утрачивается связь с высшим светом: по обязанностям, по-родственному, Иртеньев уже не тот. Здесь терпит крушение теория «Comme il faut», здесь завязывается дружба, основанная на принципах, убеждениях, здесь дружеские отношения проверяются на искренность, верность. Сцена с избиением мальчика Васьки отвратительна. Она свидетельствует о глубоко залегших в душе привычках крепостничества. Новое столкновение с разночинцами. Провалы на экзаменах, состязание умов. Наступает кризис барства и всей прежней философии жизни. В «Правилах жизни», по которым хочет жить Иртеньев, ни один пункт не содержит прежних кастовых предрассудков и верований. Иртеньев хочет убирать комнату, помогать студентам, ходить в университет пешком, сам составлять лекции. Можно видеть в этом кодексе назревание «толстовства» (подготовка образов Оленина из «Казаков» и Нехлюдова из «Воскресения»), но есть здесь и нечто большее: за полвека почти все пореформенное дворянство пройдет эту школу жизни. Тут сдвиги не только в сознании, но и в самом укладе, прозорливо угаданные Толстым. Эти «правила жизни» будут неписанными, и в эпоху А.П. Чехова следование им уже никто не будет выставлять напоказ как особую добродетель.

Тот образ с аналитическим складом ума, который вырисовывается в герое трилогии, наделен, как давно замечено исследователями, некоторыми автобиографическими чертами. Конечно, Иртеньев не Толстой, но восхищения достойна способность его ума к самодвижению и самоотвержению. Д.И. Писарев несколько принизил достоинство этого качества героя Толстого, постаравшись подсчитать лишь «промахи незрелой мысли».

Более адекватен Толстому герой-рассказчик в кавказских рассказах «Набег» и «Рубка леса» и целиком адекватен в севастопольских рассказах. В дневниках Толстого есть поразительные записи, свидетельствующие о сознании им необъятности своих сил: «Я совершенно убежден, – запись 1853 года, – что я должен приобрести славу; даже от этого я тружусь так мало: я убежден, что стоит мне только захотеть разработать материалы, которые чувствую в самом себе». Несколько позднее он напишет о том, что может основать новую «религию». Это Толстой – никому другому такие замыслы не по уму! С годами такие оговорки, как «стоит мне только захотеть», «тружусь так мало», исчезнут: Толстой будет очень хотеть утвердить себя и свое учение, он будет колоссально много трудиться, уже слыша отовсюду о себе, что он гений. Но примечательна чисто толстовская черта в цитированной записи: «материалы» он «в самом себе».

В кавказский и севастопольский периоды все богатство внутренней духовной работы Толстого фиксируется в его дневниках и письмах. В произведениях же, которые он тогда написал, при всей важности субъективного взгляда рассказчика, на первый план выдвигаются внешние впечатления и необычные люди из неизвестного Толстому мира. Нет в военных рассказах Толстого нравственной дистанции между рассказчиком, носителем аналитического начала, и средой: рассказчик тоже военный, участник всех событий и отличается только от карьеристов и себялюбцев, выведенных с брезгливой краткостью. При этом немалую роль приобретает поток новых идей, идущих от самих этих простых, как раз не претендующих на новизну убеждений. Толстой создает образы «маленьких людей» севастопольской страды, вершащих историческую героику без всякой позы и патетики. Тут же проглядывают те естественные народные начала, которые позднее лягут в основу новой религии Толстого.

Важное значение в рассказах Толстого имела и разработка другой, забытой в русской литературе после Марлинского и Лермонтова темы – военного быта и батальной героики. То и другое Толстой знает по личному опыту, он привносит в освещение этих сторон жизни свою нравственную проблематику.

В рассказе «Набег» (1853) Толстой отталкивается от романтических традиций в освещении войны. Он иронически рисует образ поручика Розенкранца, напоминающего Грушницкого. Таким людям внешней позы противопоставляется капитан Хлопов. Он вызывает к себе истинное уважение не показной храбростью. У Хлопова была «одна из тех простых, спокойных русских физиономий, которым приятно и легко смотреть прямо в глаза». (Капитан Хлопов – предшественник капитана Тушина в «Войне и мире».) В офицерской среде немало рассуждали о том, что такое истинная храбрость: в полку живут предания и помнятся самые разные примеры. У капитана Хлопова есть свое мнение, которое поражает рассказчика-волонтера своей простотой и добротностью: «Храбрый тот, который ведет себя как следует». Над раскрытием понятия «как следует» долго будет работать Толстой: о субординации писаной и неписаной, о диспозиции начальников, которые претендуют на то, чтобы все заранее охватить и предусмотреть. Меньше всего как раз верность букве устава подразумевает Толстой под «как следует». Толстовское «как следует» – в области морального долга. Если бы люди вели себя «как следует», то и не нужна была бы вовсе храбрость, не было бы братоубийственных войн. Вся «романтика» в рассказе «Набег» (озаглавленном, видимо, нарочито по Марлинскому) сводится к разбою, жестокому истреблению аула, ни в чем неповинных людей, после чего с новой силой встает вопрос: сколько бы храбрости тут ни было проявлено, так ли следует жить человечеству?

Чисто толстовское название имеет рассказ «Рубка леса» (1855). Какая уж там война, какая храбрость, когда совершается бесчеловечное истребление горцев, всего живого вокруг, самой природы, которая есть «красота и добро». Военное тут врывается неожиданной шальной пулей, убивающей всякого, и солдата Веленчука, простого крестьянина, рубившего лес и копавшего окопы на Кавказе по приказу начальства; а делал он это так же, как рубил дрова и копал картошку у себя дома. Впервые в русской литературе в манере «физиологических» очерков «натуральной школы» Толстой исследует типы русских солдат: покорных, начальствующих и отчаянных (все эти типы пригодятся писателю для «Войны и мира»). Все вместе солдаты составляют собой нечто неподдельное, природное, как сама жизнь, отрицающая войну. И выполнение долга «как следует» связано непреходящими суевериями: солдат называет противника всегда иносказательно – «он»; солдат не любит то место, где кого-нибудь ранило. Ядра и пули воспринимаются солдатами как убийство самого смысла жизни, тогда как офицеры, все эти Болховы, Крафты, с фанфаронадой и хитрыми фразами при свисте пуль, с игрой в презрение к смерти, выглядят марионетками бесчеловечной комедии – войны. Солдаты вынуждены делать нелюбимое военное дело: они оторваны от земли, от семьи.

В первых военных рассказах, написанных на кавказском материале, нет вопроса о целях войны. Об этой цели было трудно и сказать, ибо речь шла об экспансии царизма. Рассказы состояли из отдельных наблюдений и обсуждений моральных проблем. В севастопольских рассказах вопрос о целях войны поставлен: война была справедливой, русские обороняли свою землю от французских и английских оккупантов. А в справедливой войне по-другому вставал вопрос об истинной храбрости и о том, что такое воевать «как следует».В апреле 1855 года Толстой отправил в «Современник» первый рассказ – «Севастополь в декабре месяце» (т.е. в декабре 1854 года). Толстой обещал журналу присылать ежемесячно статьи современного военного содержания. Журнал в примечании сообщал, что автор будет присылать «картины севастопольской жизни» вроде прилагаемой. Но понятия «современности» и «картин» явно изменились. Конечно, речь шла о реальных событиях, но подробности сражений Толстого не интересовали, их почти нет, за исключением эпилога в рассказе «Севастополь в августе 1855 года». Не было и батальных картин в обычном смысле, зато много говорилось о психологии участников обороны, много было общечеловеческой философии, дававшей основания не только для пересмотра всей казенной версии войны, но и для понимания роли этой войны в дальнейших судьбах России и русского народа. Это был спор не только с газетными реляциями, но и со всей предшествующей литературой.

У Толстого был уже опыт нового подхода к освещению некоторых традиционных тем. Обороняющийся Севастополь поражает автора мертвой тишиной на улицах, на бастионах. Но, вглядываясь в лица, приезжий поймет совсем другое: защитники совершают свои будничные дела без излишней эмоциональности – это и есть настоящий героизм. Наблюдатель, он же и новоприбывший участник обороны, видит больных и раненых. И перед нами – «физиология» типов раненых русских солдат. Тут же и женщины – «матроски», одной из них ногу задело бомбой: мужу на бастион обед носила. Тут и доктора, и отрезанные руки и ноги: вы «увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти...».

В рассказе «Севастополь в мае» Толстой более пристально рисует типы офицеров. Штабс-капитан Михайлов любит радости жизни, честолюбив, мечтает о чинах: «Тщеславие, тщеславие и тщеславие везде – даже на краю гроба...». К тесному кружку «аристократов» принадлежали адъютант Калугин, адъютант князь Гальцин, поручик Непшитшетский, подполковник Нефердов, ротмистр Праскухин, хвастливый барон Пест, поучающий солдат русскому патриотизму. В прежних рассказах офицеры и солдаты были «разведены» у Толстого, здесь они делают общее дело, но резко контрастно противопоставлено понимание ими смысла службы, разные у них доли и вклад в дело.

Этот рассказ изобилует ценными психологическими и художественными находками, которые пригодились Толстому в «Войне и мире». Например, раненый всегда считает, что дело проиграно, хотя траншея осталась за русскими. Солдат, сделавший все, чтобы устоять, уныло бредущий с подвязанной рукой, чистенькому франтоватому Непшитшетскому кажется лишенным патриотизма и гордости. У солдата своя дума: «Что ж, когда сила!» Психология и страшная правота солдата видны в простом перечне ответов, которые он дает на наскоки офицера, ругающего его «мерзавцем»: «- Куда ты идешь и зачем? – Ранен, ваше благородие (руки нет и в голову ранен. – В.К.)... – А ружье другое чье? – Стуцер французский, ваше благородие, отнял». Народ воюет, дело делает, истекает кровью, а честолюбец-офицер многого в толк взять не может. Толстой мастерски использует детали: десятилетний мальчик собирал в лощине цветы, руку у мертвеца тронул, и она «стала на свое место. Мальчик вдруг вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь к крепости». Психологически сильно написана сцена смерти Праскухина. За секунду перед тем, как он был убит бомбой, в его сознании пронеслась целая вечность. Здесь Толстой по сути сжимает время, а в «Войне и мире», в сцене долгого умирания князя Андрея, разомкнет его. Но в обоих случаях это прием величайшего мастера, умеющего в малом увидеть необъятные дали.

В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Толстой сосредоточивает внимание на судьбах двух защитников Севастополя – братьев Михаила и Владимира Козельцовых. Старший, Михаил, уже немало потянул лямку и навидался под Севастополем всякого; ему передан огромный опыт наблюдений Толстого над солдатским восприятием войны. Михаил охлаждает пылкий романтизм только что прибывшего под Севастополь Владимира, который смотрит на брата как на героя боевых схваток. Тот, к удивлению младшего брата, отвечает: «Нет, ни разу... (не убивал. – В.К.), у нас две тысячи человек из полка выбыло, все на работах: и я ранен тоже на работе. Война совсем не так делается, как ты думаешь...». Еще полнее показывает Толстой здесь военный быт, разные формы проявления храбрости и трусости, страха и спокойствия. Все это приближало его к «Войне и миру».

Великая эпопея подготавливалась и постоянными раздумьями Толстого о различных моральных устоях, которыми живут господа и народ. Народный мир все более привлекал писателя. Им создается ряд контрастных изображений господской и крестьянской жизни («Три смерти», 1859). Таинственно неизведанной казалась жизнь народа, идущая по каким-то своим законам, со своими суевериями, крепкими и надежными («Метель», 1856). Оглядываясь на Запад, Толстой не находил там нравственных начал, которые бы могли служить примером для России («Люцерн», 1857). Все это пригодится ему для столь же контрастного изображения русских и французов в эпопее, для обличения растленной жизни верхов и прославления истинных патриотов, которые сумеют приобщиться к народу, с ним вместе пережить лихую годину.

Перед созданием «Войны и мира» Толстого заинтересовали проблемы приобщения «господ» к народной жизни. В повести «Утро помещика» (1856) намечаются зачатки теории «опрощения».

Повесть «Казаки» (1863) начинается с противопоставления времяпрепровождения пирующих у Шевалье господ, для которых и равнее утро все еще «вечер», а «утро» – это для народа, затемно поднимающегося на работу. Оленин собирается на Кавказ, чтобы жить естественной жизнью казаков, «опроститься», стать как они. Эта повесть усложнена рядом мотивов, которых не было прежде у писателя. Жизнь гребенских казаков на Тереке изображается не только как нечто более высокое, чем столичная жизнь, но и как нечто недосягаемое для аристократа, в искренность стремления «опроститься» которого казаки не верят, да не верит и он сам. Вся история его отношений с казачкой Марьяной, невестой Лукашки, искусственна и не соответствует обычаям казаков. Оленин привез в станицу свое безволие и бесцельность жизни.

Перед началом работы над одним из величайших своих творений – романом «Война и мир» (1863 – 1869) – Толстой увлекся замыслом о декабристе, который заключался не в апофеозе революционного движения, а в пересмотре его в свете поражения и необходимости борьбы против деспотического строя мирными путями. Герой предполагавшегося романа – вернувшийся из ссылки декабрист – должен был осудить свое прошлое и стать проповедником нравственного самоусовершенствования.

Работа о декабристе увлекла Толстого, материал навязывал свою логику понимания эпохи, заставлял обратиться к событиям Отечественной войны 1812 года, которая дала толчок оппозиционному движению в стране. Среди героев 1812 года были многие будущие декабристы. Интерес к военным событиям повлек Толстого к еще более ранней эпохе – к 1805 году, к Аустерлицу, к Тильзитскому унижению России. Позднее, рассказывая, как он работал над «Войной и миром», Толстой выдвигал следующий мотив: «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 1812 годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений», то есть раскрытие «диалектики души» требовало воссоздания обеих сторон истины.

На первоначальных стадиях работы «мысль народная» далеко еще не была главенствующей в концепции автора. Мысль о роли народа в исторических событиях 1812 года явилась в процессе работы над материалом и в результате глубоких раздумий стала важнейшим открытием Толстого.

К «Войне и миру» вела не только декабристская тема в своеобразном толстовском переосмыслении, но и современность, горький опыт «неудачи и нашего срама» в Крымской войне. Искрой, которая зажгла энтузиазм Толстого в разработке темы «Войны и мира», оказалось случайное событие. В 1865 году он зачитался историей Наполеона и Александра: «Сейчас меня облаком радости и сознания возможности сделать великую вещь охватила мысль написать психологическую историю романа Александра и Наполеона. Вся подлость, вся фраза, все противоречие людей, их окружавших, и их самих». В этой дневниковой записи есть практически все, что сложилось в сознании Толстого еще во время Крымской войны. Да, в ходе Отечественной войны 1812 года Россия или должна была «пасть, или совершенно преобразоваться». Здесь и вселенский размах будущего романа: показать «все» противоречия людей; здесь и исторический колорит: Александр – Наполеон; здесь и психологические задачи; здесь и найден жанр романа как «великой вещи», где будет показана «вся» растерянность верхов.

Роман «Война и мир» писался в обстановке творческого подъема, в счастливый период яснополянской семейной жизни. В январе 1863 года Толстой приступил к работе: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе..... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал». Толстой тщательно изучает документальную, историческую литературу об интересующей его эпохе: работы А.И. Михайловского-Данилевского о войнах 1805 – 1814 годов, «Словарь достопамятных людей русской земли» Д.Н. Бантыш-Каменского, записки и воспоминания участников событий – «Очерки Бородинского сражения» Ф.Н. Глинки, «Записки о 1812 годе» С.Н. Глинки, «Походные записки русского офицера» И.И. Лажечникова, «Походные записки артиллериста...» И.Т. Радожицкого, «Историческое известие о пребывании в Москве французов 1812 года» П.И. Шаликова, «Дневник партизанских действий 1812 года» Д.В. Давыдова, «Россия и русские» Н.И. Тургенева, французские источники.

В конце сентября 1867 года Толстой вместе с родственником С. Берсом выехал для осмотра Бородинского поля (памятная битва была 26 августа). Он исходил пешком знаменитое поле, чтобы представить воочию, откуда шли французы и как слепило им глаза солнце, где был Шевардинский редут, атака на который загодя уже показала французам, что сражение будет жарким, где были Багратионовы флеши, места ожесточенных схваток, где и как стояла курганная батарея Раевского. Расставленные на местах гибели героев, целых подразделений и полков еще в юбилей двадцатипятилетия сражения памятники помогали понять и оценить все здесь совершившееся. Под впечатлением увиденного Толстой писал жене: «Я очень доволен, очень, – своей поездкой... Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое бородинское сражение, какого еще не было». Толстой знал роман М.Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», знал басни И.А. Крылова, «Певца во стане русских воинов» В.А. Жуковского, пользовался при характеристике солдатской и крестьянской речи «Пословицами русского народа» В.И. Даля. Рисуя светские сцены, политес того времени, Толстой использовал свои собственные наблюдения. Но удивительная деталь: даже семейных преданий, впечатлений от близких и знакомых старших поколений, еще доживавших свой век, когда создавалась «Война и мир», было для Толстого недостаточно. Чтобы правильно одеть своих героев, он изучал описания парижских мод, помещавшиеся в «Вестнике Европы» в начале XIX века. Снабжал Толстого материалом и издатель «Русского архива» П.И. Бартенев, большой знаток русской старины.

Роман «Война и мир» начинается со светских разговоров в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Василий, приехавший с красавицей дочерью Элен раньше других гостей, успевает переговорить с хозяйкой о карьере своего старшего сына. Лишь время от времени в разговоры гостей вкрапливаются реплики по поводу тревожащего всю Европу проклятого Бонапарта, анекдотическое и достоверное, серьезное и смешное – пополам. Все это как бы «боковой» вход в лабиринт событий. Толстым приоткрыто окошечко в вечное течение жизни. Мы видим, как заняты люди того времени своими повседневными интересами, тщеславием, злословием, тревогами. А между тем готовятся грандиозные события, которые разметут людей, изменят строй жизни. Старый вальтерскоттовский прием – войти в мир великих событий не с их парадной стороны. Это нравилось еще А.С. Пушкину («Арап Петра Великого», «Капитанская дочка»). Толстой этот прием разработал всесторонне: у него лавина событий, десятки героев вступают в действие и в равной степени раскрытыми оказываются и подлинные великие мира сего, и герои вымышленные. В «Войне и мире» более 600 героев, из них 200 исторических лиц, бесчисленное количество бытовых сцен, 20 сражений.

В жизни Андрея Болконского и Пьера Безухова события развиваются отчасти аналогично, но как бы в разных направлениях. Первая стадия самопознания князя Андрея: жажда занять достойное место там, где, по его мнению, должен находиться сейчас каждый порядочный русский дворянин, – в армии, жить готовностью защиты отечества. Ему нелегко принять такое решение: он недавно женился, и жена вскоре должна родить. Но таковы Болконские: и отец, отставной военный, пострадавший при Павле I, и сын, чувствующий, что отечество зовет к оружию. На этой стадии князь Андрей еще обуреваем честолюбием, хочет личного успеха. Его прельщает слава Бонапарта: вот чего может достигнуть действительно решительный, талантливый человек! И под Аустерлицем князь Андрей все получает сполна. Он геройски увлекает за собой солдат, падает со знаменем на Праценской высоте и, раненый, слышит похвалу себе из уст самого Наполеона: «Вот прекрасная смерть». Но в тот же момент произошел и нравственный переворот в душе князя Андрея: вечное небо с плывущими облаками перенесло его в высший мир грез и настроений, и прежний кумир его, Наполеон, померк. Маленький человечек в сером мундире и треуголке показался никчемным честолюбцем.

Затем князь Андрей служит у Сперанского. Тут хотя и пришлось, иметь дело с непривычными бумагами, но была служба не ради славы, а на благо России. Образ Сперанского не совсем соответствует историческому лицу – статс-секретарю М.М. Сперанскому, пытавшемуся придать самодержавию Александра I формы конституционной монархии: он добился создания Государственного совета, но был сброшен консервативной дворянской оппозицией как «выскочка» и опасный реформатор. Во всяком случае князь Андрей увидел тщету такой формы служения отечеству.

Вспомнив о своих крестьянах, князь Андрей хочет быть им «отцом», улучшить их жизнь, ввести в хозяйство рациональные новшества. Однако и в Богучарове он не нашел успокоения, общего языка с крестьянами. Жена умерла от родов, оставив на его попечении сына Николеньку. Душевная депрессия овладела князем Андреем. В это время Андрей Болконский встретил Наташу Ростову, и она вернула ему интерес к жизни. Но, отложив свадьбу, князь Андрей отправляется снова в армию, так как Наполеон вторгся в пределы России. На Бородинское поле он пришел не с честолюбивыми настроениями, а с мыслью послужить России. Здесь, в общем ратном деле, в минуту общей опасности, у костров, когда накануне сражения ополченцы надевали чистые рубахи, так как многим выпадет жребий завтра «преставиться», он нашел общий язык с мужиками в солдатских шинелях.

В сценах смерти князя Андрея Толстой выступает как величайший психолог. Но автор при этом проповедует спорную мысль: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни». По Толстому, князь Андрей словно и должен был умереть, так как слишком полагался «а разум. Он был полон дурных предчувствий перед Бородинским сражением: завтра должен погибнуть. Конечно, предчувствия Действенны людям: человек живет не только разумом, но и интуицией.

Пьер Безухов задуман как образ человека, всецело опирающегося на чувства. Такая структура человеческой психики любезна Толстому, согласуется с его учением о естественности человека. Несмотря на смертельные опасности, Пьер должен выжить и соединиться с Наташей, которая сама живет чувствами, душевными порывами. Однако упор на интуитивное начало у Пьера за счет «разума» наносит некоторый ущерб этому образу. Если Андрей Болконский, можно сказать, сознательно изгонял «чувство», не поддаваясь ему, то Пьер Безухов все же наделен долей трезвого мышления. Он опирается не только на чувство, но и на разум. Например, он сознательно входит в общество декабристов. Много расчетливости он проявляет, спасая Наташу от опасных козней Анатоля Курагина.

Пьер Безухов – компанейская душа, и его дебоширства, кутежи вместе с офицерами показывают, что он вовсе не печется о карьере. Не печется Пьер и о наследстве, оно ему просто достается. Он никогда не жаждал личной славы. Пьер попадает к масонам, поначалу его привлекают идеи братства, строгие ритуалы. Но вскоре он уличает масонство в лицемерии, в неправдоподобности их «братства». (Это соответствует встрече князя Андрея со Сперанским.)

Женившись на Элен Курагиной, Пьер Безухов, как и Андрей Болконский, пытается уладить свои деревенские дела, построить мужикам школы, больницы. Но, как и князь Андрей, он разочаровывается в этой деятельности (главным образом из-за своей непрактичности): управляющие разворовывали отпускаемые им деньги, и толку никакого не получалось.

Наконец, Безухов, как и Болконский, оказывается на Бородинском поле: хочет своими глазами увидеть сражение. Оно и ужасает его кровопролитием, и восхищает как подвиг народа, защищающего отечество. Пьер хочет внести свою лепту в победу: замышляет убить Наполеона. Однако он был пойман вместе с «поджигателями» Москвы и чуть не расстрелян с ними. Великолепной иллюстрацией к известному уже нам тезису о «разуме», которым нельзя руководствоваться, является сцена допроса пленного Безухова жестоким маршалом Даву. По «разуму» он должен был Безухова расстрелять, но, встретившись с ним глазами, принимает другое решение: милует. Тут безмолвно заговорило чувство, душа. Человек с человеком сошлись без «политики» и вражды воюющих сторон. Добро и сердце перевесили.

Образ Пьера Безухова возник рано в замыслах писателя, он вырос из образа того вернувшегося из ссылки декабриста, о котором Толстой намеревался написать роман. А в «Войне и мире» о «декабризме» Пьера говорится в финальных главах. В процессе работы над романом из сложно задуманного образа Пьера Безухова выделился образ Андрея Болконского, сначала довольно эпизодический – молодого удачливого офицера, который должен был «красиво умереть» в сражении под Шенграбеном. Таким он первоначально мелькнул в сознании Толстого. Затем образ Болконского сильно усложнился, и отсюда некое «двойничество» его по отношению к Пьеру Безухову, отсюда их внутренняя связь, параллелизм в исканиях. Пьер Безухов Мысленно постоянно находится перед глазами читателя, хотя редко появляется на страницах романа. Его масонство, бонапартизм – черты чисто декабристские (многие из декабристов прошли через эти увлечения). Потом в сознании Пьера произошла переоценка Наполеона. Он стремится слиться с народом. Толстой привносит в образ Пьера идеи 60-х годов в своем толковании. Пьер Безухое выглядит более глубоким по духовным исканиям, чем самые передовые люди периода Отечественной войны 1812 года и декабристского движения: те больше были энтузиастами, просветителями, рационалистами. Пьер хочет не отстать от народа. Он все время находится не с регулярными войсками, а среди ополченцев, партизан, пленных.

Велика роль и других действующих лиц, которые так или иначе оказываются вовлеченными в события и соприкасаются с судьбами главных героев. Прежде всего это Наташа Ростова. Главное в Наташе – ее одаренность, жизнелюбие, ее добрая, самоотверженная душа, обращенная к людям, дар сострадания ко всем, подлинная народность ее миропонимания. Непосредственность не раз ставила ее на край гибели. Она по-детски полюбила совсем не того человека, который мог бы ее понять: карьериста Бориса Друбецкого. Ее жизнь сердцем делала маловероятным счастливый финал ее отношений с князем Андреем. С первых объяснений он пугал ее своими холодно-умными, непонятными речами, и Наташа чувствовала себя в растерянности, словно в полусне. И такая жизнь не могла взорваться мгновенным увлечением другим человеком, каким оказался Анатоль Курагин, сумевший наобещать ей всего, чего жаждала ее молодость...

В самом начале работы Толстого над романом Наташе предназначалась роль той «русской женщины», которая может пойти за мужем-декабристом в Сибирь. Толстой знал о подвиге княгини М.Н. Волконской, княгини Е.И. Трубецкой, которых воспоет позднее А.Н. Некрасов в поэме «Русские женщины». Писатель и старался найти задатки этого подвига в изначальных моральных качествах своей героини. Наташа – одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста и женственна, правдива, – во всем воплощение народных традиций, несмотря на барское воспитание. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 года, в общей беде народа и его подвиге. Особенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за ранеными, за умирающим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и Наташа настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Всю себя отдавала Наташа этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря громких фраз о патриотизме и долге.

В исследовательской литературе встречается неверное толкование завершающих сцен романа, где Наташа изображена среди забот о детях, о муже. Делается вывод, будто она «опустилась» до уровня бытовых интересов, стала «самкой-матерью», вследствие чего ее образ блекнет. Нет, Толстой изобразил «обыкновенную женщину», отсчитал, что сферы семьи, материнства весьма важны. Это главное для женщины, здесь истинное ее призвание, ее поприще для подвига, имеющего свою поэтическую и гражданскую стороны. Наташа не «пустоцвет», как Соня, воспитывавшаяся в доме Ростовых. Наташа вполне проявила себя в служении отчизне именно как чуткая, сострадательная женщина. И она никогда не дрогнет, пойдет на великое страдание, самопожертвование. Ведь она догадывается о деле, которому Пьер посвятил себя, она одобряет его устремления: «Яркий, блестящий, радостный свет лился потоком из ее преобразившегося лица», с замиранием сердца прислушивалась она к рассказам Пьера о петербургских делах. Его речи о тайном обществе раскрывали перед ней новый для нее мир, и она готова верить, что мысль Пьера – великая мысль. И она готова последовать за ним повсюду.

Множество других колоритных образов группируется по семейно-родственным признакам. Вот перед нами все Болконские: генерал-аншеф в отставке, князь Николай Болконский, доживающий век в Лысых Горах, его дочь княжна Марья, религиозная и кроткая, терпящая деспотизм отца. Или все Ростовы: родители, их дети, домашние. Все Курагины: князь Василий, его дочь Элен, сыновья Ипполит и Анатоль. Выдержан общий тон в раскрытии родовых и неродовых связей между героями. Мы сразу чувствуем, что, например, Соня, воспитывавшаяся у Ростовых, – человек «иного корня». «Иного корня» оказывается и князь Василий, приехавший к старику Болконскому сватать сына Анатоля за княжну Марью. Но есть дистанция между лицами и внутри одного рода. Андрей Болконский не является полным повторением своего отца. Одарена незаурядными качествами Наташа Ростова, но весьма ординарны ее мать и отец. Талантлив Петя Ростов, но Николай Ростов – «средний человек», правда, не без способностей и привлекательных черт.

«Жизнь человеческая есть художественное произведение, потому что действует на других людей...» Перед каждым, кто стремится осмыслить значение жизни и творчества Толстого - этого «самого сложного человека XIX столетия» (М. Горький), неизбежно встает вопрос: как согласовать любые возможные определения с собственным представлением Толстого о человеке, с тем, что художественно воплощено в творческом методе писателя? Нельзя не заметить противоречий (Толстой и не стремился примирить их между собой) в его суждениях о том, можно ли запечатлеть и можно ли оценить жизнь словом.

Толстой всегда словно бы видел перед собой два несходящихся, но и невозможных друг без друга полюса, две правды: правду каждого отдельного мгновения жизни, в данный момент переживаемого человеком, и правду общую, вневременную, диктуемую «нравственным законом». Следствия первой Толстой условно именовал «мелочностью», результаты второй назвал «генерализацией».

Психологический реализм

То, что не соединялось в сознании, в теории жизни, во всей полноте постигалось ее художественным исследованием, производимым средствами психологического реализма - метода, который Толстой новаторски разрабатывал в прозе второй половины XIX века наряду с Ф. М. Достоевским.

Всю жизнь писатель пребывал в поиске единства художественного познания человека: в его «текучести» («люди как реки») и в его соответствии вечным началам жизни («искусство - одно из средств различения доброго и злого»), В этом человеческая и одновременно творческая цельность писателя, который оставался неизменным, будучи при том «человеком, постоянно растущим душою» (Н. Н. Страхов). Размышления Толстого 1880-1890-х годов не случайно перекликаются с тем, о чем он думал в начале 1850-х годов, при самом вхождении в литературу,- ими образован четко обозначенный круг: «...познав любовью к себе себя, познать потом любовью к другим существам эти существа; перенестись мыслью в другого человека, животное, растение, камень даже. Этим способом понимаешь изнутри и образуешь весь мир, как мы знаем его. Этот способ есть то, что называют поэтическим даром, это же есть любовь».

Истоки . Ранняя склонность Толстого к самоанализу, целью которого было в конечном счете творческое «восстановление нарушенного... единения между существами», во многом обусловливалась ранним сиротством писателя - необходимостью самостоятельно решать серьезные, сущностно важные вопросы жизни. Но Толстой всегда поддерживал в себе чувство родовой памяти: оно способствовало сохранению нравственных и в широком смысле исторических ориентиров.

Для Толстого было немаловажно, что в нем пересеклось продолжение двух знатных дворянских родов: со стороны отца - графов Толстых, получивших титул во времена Петра Великого; со стороны матери - князей Волконских, которые вели свой род еще «от Рюрика». В героях Толстого, рассыпанных по разным произведениям, узнаваемы черты представителей всех поколений его семьи: дедушек, бабушек, отца, матери, братьев, сестры.

Толстой не переставал общаться с ними, воскрешая их художественно. В «Детстве» мы встречаем «папа», в «Войне и мире» - Николая Ростова, в которых писатель внес что-то от облика отца. Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 года, дослужившийся до чина подполковника, пережил плен, прибытие русских войск встретил в Париже. После войны пытался поправить сильно запущенные дела семьи, женился на немолодой уже, богатой девушке, что помогло наладить расстроенное вконец хозяйство. Как полагал писатель, брак его родителей, уже зрелых людей, был действительно счастливым. У Толстых родились четыре сына и дочь. Лев Николаевич был младшим из сыновей, его любовь распространялась на всех, кто жил в имении Толстых - Ясной Поляне, ставшем впоследствии духовным средоточием жизни великого писателя.

Мать Толстого . Толстой писал в «Воспоминаниях»: «Замужняя, очень короткая жизнь моей матери была счастливая и хорошая. Жизнь эта была очень полна и украшена любовью всех к ней и ее ко всем, жившим с нею». В особенности нежно Мария Николаевна относилась к детям, постоянно вела дневник их поведения. Она была образованна, очень добра, скромна, обладала изящным художественным вкусом. В этих чертах и отдельных обстоятельствах ее жизни есть определенное сходство с maman из «Детства» и княжной Марьей Болконской из «Войны и мира». Лев Николаевич лишился матери, когда ему не было и двух лет, и, не зная ее (в доме не сохранилось ни одного портрета), очень дорожил своим идеальным представлением о ней. В возрасте восьмидесяти лет Толстой записал в дневнике: «Не могу без слез говорить о моей матери». Отец писателя умер, когда мальчику еще не исполнилось и девяти.

Опека родных . С этого времени начинается жизнь Толстого под опекой родных, из которых особенно близкой стала тетушка Т. А. Ергольская. Толстой живет то в Москве, то в Ясной Поляне, получает начальное домашнее образование. Его братья обучаются в Казанском университете, куда по семейной традиции должен поступать и юноша Толстой. С 1844 года он зачислен на факультет восточных языков, в следующем году переведен на юридический.

Лето 1845 года стало целой эпохой в жизни молодого Толстого. Это время особенного увлечения философией - философией не книжной, но своей, изобретенной «для собственного употребления». Уже здесь прослеживается взаимодействие «генерализации» и «мелочности»: в одной из двух тетрадей, заведенных Толстым, излагаются теоретические основы новой философии, в другой - даются практические правила приложения теории к действительности. Стремление достичь между ними полного соответствия навеяно идеями французского философа XVIII века Ж.-Ж. Руссо, в особенности его книгой «Исповедь», поразившей Толстого «презрением к людской лжи и любовью к правде». Позднее в одной из педагогических статей Толстой скажет о том, что послужило нравственно-философской предпосылкой его обращения к теме детства: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным, есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, остается твердым и истинным».

Университетская наука мало занимает Толстого. Его живой интерес к истории развития человечества встречается с оторванным от жизни обучением, господствующим в университете. Сохранилось предание, что его уже тогда интересовали морально-психологические истоки поведения власть имущих, а не их действия сами по себе, не внешняя, парадная сторона поступков. Но именно «истории людей» Толстой и не нашел в науке, вменяемой университетской системой образования. В 1847 году Лев Николаевич оставил университет, переключив внимание на прямо противоположную учебной практическую сферу деятельности - сферу хозяйствования. Все попытки молодого помещика стать другом своих крестьян наталкиваются на их недоверие, воспитанное веками,- впоследствии это приведет Толстого к выводу о «невозможности жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством».

Праздность молодого Толстого была обманчивой - в нем совершалась колоссальная внутренняя работа, лишь отчасти отражаемая внешней стороной жизни. Она выглядит беспорядочной: прерываются сдаваемые экстерном экзамены в Петербургском университете; их сменяет также вскоре отклоненный проект поступления на военную службу; то усиливается, то ослабевает увлечение школьной педагогической деятельностью.

Летом 1849 года Толстой возвращается в Ясную Поляну, где открывает школу для крестьянских детей. Внутренняя работа в нем отмечена поиском высшей жизненной цели, предполагающей моральное развитие собственной личности. Она обязана преодолеть не только объективные препятствия, но и духовное несовершенство самой себя. Дневник, начатый будущим писателем в 1847 году, получит значение нравственного самоотчета, которым молодой Толстой будет заниматься изо дня в день. На его основе возникает замысел рассказа «История вчерашнего дня» (март 1851 года) - первого литературного опыта Толстого, оставшегося неоконченным, но ставшего, по выражению ученого-толстоведа Б. М. Эйхенбаума, «своего рода зачетным сочинением по «диалектике души». Уже в этом произведении намечен принцип изображения действительности, который станет определяющим для всего раннего творчества писателя: незначительность внешних происшествий подчеркивает их несоизмеримость с внутренней значимостью происходящего, мотивированной сферой осознанного и подсознательного, постигнутого интуицией. Поэтому цель «рассказать задушевную сторону жизни одного дня» оборачивается выводом, что на такую книгу «не достало бы чернил на свете и не хватило бы типографщиков ее напечатать».

В этом же году происходят два важных события во внешней и внутренней жизни Толстого: вслед за братом Николаем он едет на Кавказ, где вскоре поступает па военную службу; начинается активная работа над повестью «Детство», которая задумывалась как первая часть большого произведения «Четыре эпохи развития».

«Интересно было бы описать ход своего морального развития...» Первое произведение по замыслу писателя должно было стать «полезной и доброй книгой» - «поучительной», но не «догматической», то есть не предписывающей человеку прямо, каким ему нужно быть, чтобы достичь вершин добродетели. Толстой избрал форму автобиографии, но при этом сам сознавал, насколько она условна. Факты собственной жизни, что вообще характерно для больших художников, мыслились им в качестве опорного материала, важного не столько в буквальном смысле, сколько в качестве содержательного источника повествования, где главная роль предназначалась духовным факторам.

Л.Н. Толстой в молодом, в зрелом и в пожилом возрасте. Источник фото - Википедия

Лев Николаевич до того всесторонне окружил частоколом наш умственный русский сад,
что, куда бы мы ни шли, приходится лезть через его забор.
А.А. Фет

Лев Николаевич Толстой - русский писатель мирового значения, публицист, педагог, религиозный философ, получивший беспрецедентное признание при жизни. Автор 174 художественных, публицистических и религиозно-философских произведений, среди которых особое место занимают романы, известные читателям во всём мире.

Л.Н. Толстой родился 9 сентября (28 августа) 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии и стал четвёртым ребёнком в семье графа Николая Ильича Толстого и княжны Марьи Николаевны Волконской. Мать будущего писателя спустя два года умерла после рождения дочери. Отец внезапно скончался, когда Льву Николаевичу было 9 лет: в это время дети вместе с дальней родственницей Т.А. Ергольской переехали в Москву. С 1840 года семья живёт в Казани. Там Лев Николаевич поступает в Казанский университет, однако после двух курсов бросает учёбу. В марте 1847 года Толстой начинает вести дневник, и этот процесс продолжится до октября 1910 года. В полном собрании сочинений Толстого дневник составляет 13 томов. В дневнике писатель формулирует жизненные правила, ставит перед собой цели (например, изучить ту или иную науку, выучить языки, освоить сапожное ремесло или игру на музыкальных инструментах).

В 1849 году Толстой начинает в Ясной Поляне педагогическую деятельность: открывает школы для крестьянских детей, позднее пишет учебники "Азбука" и "Арифметика", впоследствии издаёт педагогический журнал "Ясная Поляна".

В 1851 году 22-летний будущий писатель предпринимает попытку описать один день своей жизни - 25 марта - со всеми мыслями, переживаниями, эмоциями. Описание этого дня займёт две недели и так и не будет доведено до конца. Зато именно тогда появится тяга Толстого к писательству.

Однако в этот период есть в жизни молодого графа и другая сторона, связанная с кутежами и азартными играми. Положительное влияние на Льва Николаевича оказывает брат Николай, предлагая оставить разгульную светскую жизнь и уехать на военную службу на Кавказ. Во время службы на Кавказе Толстой храбро сражается с бандами Шамиля и одновременно пишет автобиографическую повесть "Детство " (опубликована в "Современнике" в 1852 году под инициалами Л.Н.Т.). Повесть имела огромгый успех у читателей, и Некрасов направляет писателю одобрительное и ободряющее письмо, в связи с чем Толстой решает продолжить историю своего героя Николеньки Иртеньева - пишет повести "Отрочество " и "Юность " (повесть "Молодость" останется незавершённой).

С началом Крымской войны в 1854 году Толстой переводится в Дунайскую армию, участвует в обороне Севастополя. Результатом участия в Крымской войне становится цикл "Севастопольские рассказы", где предельно реалистично описаны ужасы войны и героизм защитников Севастополя. Рассказы вызвали огромный интерес у читателей, на них обратил внимание даже император Александр Второй. За участие в Крымской войне Толстой был отмечен четырьмя медалями и орденом Святой Анны 4-й степени. Однако военная карьера писателя была поставлена под угрозу тем обстоятельством, что Толстой написал ряд сатирических стихотворений, стилизованных под солдатские песни, в которых высмеивались важные военные чиновники. В 1856 году он решает навсегда оставить военную службу и выходит в отставку в звании поручика.

В Петербурге Толстой близко знакомится с ведущими русскими писателями: Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым. однако его тяготит светская жизнь, и в начале 1857 года он уезжает путешествовать по Европе: он посещает Германию, Англию, Францию, Швейцарию, Италию. Впечатления от Европы остаются скорее отрицательными. Толстой пишет роман "Семейное счастие " и публикует его в 1859 году в "Русском вестнике". В конце 50-х годов состоялась ещё одна поездка по Европе, цель которой - изучение народного образования. Толстой встречается с французским политологом и социологом Пьером-Жозефом Прудоном, с немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, выступавшим за светскую школу, свободную от влияния церкви, посещает лекции английского писателя Чарльза Диккенса.

По возвращении в Россию Толстой почти ничего не публикует, о нём начинают забывать. Случайная размолвка с Тургеневым, едва не закончившаяся дуэлью, надолго изолирует Толстого от литературного круга Петербурга. Наступившая депрессия требует немедленного лечения, и писатель удаляется в башкирское село Каралык (ныне Самарская область), где проходит курс кумысолечения. Очарованный этими местами, покупает в Каралыке имение.

Роман-эпопея "Война и мир"

Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны и мира“ я больше никогда не стану.
Лев Толстой в письме Афанасию Фету

В 1862 году Толстой женится на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Начинает долгую и кропотливую работу над романом-эпопеей "Война и мир ". Первоначально замысла написать роман-эпопею у писателя не было. Начав роман "Декабристы" в 1856 году, он увлёкся историей декабристского движения и, дойдя до истории войны 1812 года, до начала наполеоновских походов, оставляет изначальный замысел: чтобы понять героя, возвращающегося из ссылки, пришлось дойти до событий, предшествовавших Отечественной войне. В 1865 году будущий первый том печатается в "Русском вестнике" под названием "1805 год". К 1868 году опубликованы четыре тома из шести (первоначально роман состоял из шести томов). Вариантами названия романа-эпопеи были "Три поры" и "Всё хорошо, что хорошо кончается". Текст романа переписывался не менее восьми раз, а некотрые эпизоды претерпели более двадцати правок. Даже начало романа имело около пятнадцати вариантов.

Так рождается первый в русской литературе роман-эпопея , т.е. крупное произведение, в котором судьбы многочисленных героев показаны на фоне грандиозных исторических событий. Другими эпопеями в русской литерауре станут "Хождение по мукам" и "Пётр Первый" Алексея Толстого, "Жизнь Клима Самгина" Максима Горького, "Тихий Дон" Михаила Шолохова.

В "Войне и мире" события охватывают период с 1805 по 1820 годы. Начало действия романа совпадает с началом наполеоновских войн в Европе, которые становятся "предисловием" к Отечественной войне 1812 года, тема которой является центральной в толстовском романе. В произведении около 600 персонажей, однако основное внимание уделяется судьбам Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Марьи Болконской. В отличие от Достоевского, Толстой чётко расставляет субъективно-оценочные акценты, по поводу каждого поступка героя, каждого события озвучивает собственную позицию. Положительные герои Толстого проходят через серьёзные жизненные испытания, их путь - это путь духовных исканий, попытка обрести истинный смысл жизни. Отрицательные же персонажи (Элен Курагина, Фёдор Долохов, Анатоль Курагин) - это герои без развития. Героями романа становятся и исторические личности, в частности, Кутузов и Наполеон.

Значительное место в романе отведено философско-историческим взглядам Толстого, его пониманию истории как "бессознательной, общей, роевой жизни человечества" и народа как основной движущей силы истории.

В окончательном варианте роман-эпопея делится на четыре тома.

1 том - описание событий войны России в союзе с Австрией против Наполеона в 1805-1807 годах.

2 том описывает мирную жизнь героев в 1806-1811 годах.

3 том начинается со вторжения Наполеона на территорию России (переход через Неман) и завершается подробным описанием Бородинского сражения.

4 том начинается с описания вечера у Анны Павловны Шерер в день Бородинского сражения. В этом томе описаны пленение Пьера Безухова, гибель Пети Ростова и смерть Андрея Болконского.

Эпилог описывает семейную жизнь Пьера Безухова и Наташи Ростовой, женитьбу Николая Ростова на Марье Болконской, проводится глубочайший анализ исторических событий 1805-1812 годов

Примечательно то, что Толстого в основном знают как автора "Войны и мира", однако он сам не считал эту книгу главной в своём творчестве. В своём дневнике писатель отмечал, что "Война и мир" - это те "пустяки", за которые его любят читатели. А в 1909 году на благодарность одного из посетителей Ясной Поляны за написание "Войны и мира" Толстой отреагировал так: "Это всё равно что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“".

Название романа иногда вызывало споры в части трактовки значения слова "мир". В дореволюционной орфографии существовало различие на письме слова "миръ" (отсутствие войны) и "мiръ" (планета, общество). Однако почти во всех дореволюционных изданиях романа его название писалось как "Война и миръ", и лишь однажды была допущена опечатка ("мiръ"), из-за чего и возникла легенда об ином толковании названия. Французский перевод романа издаётся под названием "La guerre et la paix", что окончательно снимает вопрос о толковании названия.

Роман "Анна Каренина"

Это великое произведение, роман во вкусе Диккенса и Бальзака, далеко превосходящий все их романы.
Николай Страхов
Ужасно думать, что всё ещё существует возможность строить романы на одних половых побуждениях. Мне кажется это подло и безнравственно.
Михаил Салтыков-Щедрин

С 1873 по 1877 годы Толстой работает над романом "Анна Каренина ". Если "Война и мир", по словам писателя, была "книгой о прошлом", в которой он отразил "мысль народную", то "Анна Каренина" стала произведением о современной жизни, в которой выразилась "мысль семейная". Несмотря на отсутствие описания грандиозных исторических событий, новый роман Толстого произвёл на читателей не менее значительное впечатление, чем "Война и мир", потому что в "Анне Карениной" поднимались вопросы, близкие каждому, независимо от того, в какой стране и в какую эпоху живёт человек. Не случайно Достоевский назвал этот роман "огромной психологической разработкой души человеческой".

Источником "Анны Карениной" послужил незавершённый пушкинский отрывок "Гости съезжались на дачу", а также - косвенно - роман "Евгений Онегин": Толстой задавался вопросом - что было бы, если бы Татьяна Ларина всё же изменила мужу? Примечательно и то, что портрет Анны Карениной буквально списан с внешности дочери А.С. Пушкина Марии Александровны Пушкиной-Гартунг.

Центральную проблему романа Толстой обозначает сразу, уже в первом предложении, и эта проблема понятна и актуальна для всех: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему ". Это роман о разобщённости людей в обществе и в семье, и главной жертвой этой разобщённости становится заглавная героиня.

Примечательно, что в начале романа Анна Аркадьевна Каренина - примерная жена и мать, выступающая в роли примирительницы семьи Облонских. Жизнь Карениной наполняет любовь к сыну и уважение к мужу, но настоящих сильных чувств к мужу героиня не испытывает. Это и становится предпосылкой будущего внутреннего конфликта Анны, который вспыхнет, как только она встретит Алексея Кирилловича Вронского. Встреча Анны и Вронского на вокзале сопровождается зловещим символическим событием: на железнодорожных путях под колёсами поезда гибнет сторож. Под колёсами поезда закончится жизнь и самой Анны Карениной.

На первых порах она старается не давать воли возникшему чувству: она "не имеет права" любить другого мужчину. Однако пробудившаяся в Анне жажда жизни, желание нравиться порождает ощущение какой-то невидимой и неведомой силы, руководящей её поступками. Ещё недавно имевшая репутацию справедливой, честной, морально безукоризненной женщины, Каренина вдруг осознаёт, что запуталась: отношения с мужем законны, но основаны, в сущности, на лжи; отношения с Вронским неприемлемы с точки зрения морали, но основаны на сильных и искренних чувствах. Чем больше великодушия проявляет муж к изменившей ему жене, тем больше она ненавидит его, хотя и чувствует свою вину перед ним. Ни в чём героиня не сможет найти утешения: ни в искусственно создаваемом Вронским окружении, ни в чтении, ни в путешествии в Италию, ни даже в успокоительных лекарствах. Самая большая трагедия в жизни Анны - невозможность соединить в своей жизни Вронского и сына. Её душевный разлад усиливается, усугубляемый общественным осуждением и ощущением полной зависимости от любви Вронского. Это и приводит Анну к отчаянию и к мысли о смерти.

В романе показаны судьбы и других семей - Обонских, Щербацких, отдельную линию романа представляет судьба Константина Лёвина, которого Толстой наделяет лучшими человеческими качествами. Фактически Лёвин выступает в романе в роли резонёра. В эпилоге Вронский едет на войну, ища смерти, а у Лёвина и Кити рождается ребёнок. Картина счастливой семейной жизни Лёвина завершает роман.

Роман "Воскресение"

Толстой обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные,
экономические порядки, выразил непосредственный и искренний протест против общества лжи и фальши.
В.И. Ленин

Работа над "Воскресением" заняла у писателя десять лет - с 1889 по 1899 годы. Последний роман Толстого так же, как и предыдущие, имел огромный успех и сразу вслед за публикацией на русском языке был переведён на множество языков европейских. Проблематика романа, в центре которого - судьба соблазнённой и брошенной офицером Нехлюдовым девушки Катюши Масловой, чувство вины перед которой становится началом коренных жизненных изменений для обоих, оказалась актуальной для современников Толстого.

В 1901 году Толстой был отлучён от церкви. Причиной стали многочисленные (с 1879 года) публикации писателя с резкой критикой духовенства и официальной церкви. Толстому предлагали покаяться и вернуться в лоно православной церкви, однако в своём «Ответе синоду» писатель подтвердил разрыв с церковью: «То, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему».

В ночь на 10 ноября (28 октября по старому стилю) 1910 года Толстой, не имея какого-либо чёткого плана действий, покинул Ясную Поляну в сопровождении врача Маковицкого. Доехав на поезде до города Козельска и посетив Оптину пустынь и Шамординский монастырь, Толстой решил ехать дальше, однако по дороге почувствовал себя плохо: простуда осложнилась воспалением лёгких. Последние дни писатель провёл на станции Астапово Рязанской железной дороги, где скончался 20 (7) ноября 1910 года . По свидетельству доктора Маковицкого, последними его словами были "Я люблю всех".

Произведения Льва Николаевича Толстого

Романы

Повести Рассказы (избранные) Пьесы Религиозно-философские произведения
  1. "Семейное счастье" (1859)
  2. "Декабристы" (1861, незаверш.)
  3. "Война и мир" (1869)
  4. "Анна Каренина" (1877)
  5. "Роман о времени Петра Первого" (1879, незаверш.)
  6. "Сто лет" (1879, незаверш.)
  7. "Воскресение" (1899)
  1. "Детство"
  2. "Отрочество"
  3. "Юность"
  4. "Два гусара"
  5. "Утро помещика"
  6. "Поликушка"
  7. "Казаки"
  8. "Кавказский пленник"
  9. "Смерть Ивана Ильича"
  10. "Крейцерова соната"
  11. "Дьявол"
  12. "Хозяин и работник"
  13. "Отец Сергий"
  14. "Фальшивый купон"
  15. "Хаджи-Мурат"

"Набег"

"Рубка леса"

"Севастопольские рассказы"

"Люцерн"

"Три смерти"

"Рассказ Аэронавта"

"Чем люди живы"

"Много ли человеку земли нужно"

"Холстомер"

"После бала"

"Ходынка"

"Святочная ночь"

"Заражённое семейство"

"Нигилист"

"Власть тьмы"

"Драматическая обработка легенды об Аггее"

"Первый винокур, или Как чертёнок краюшку заслужил"

"Плоды просвещения"

"Пётр Хлебник"

"Живой труп"

"И свет во тьме светит"

"Соединение и перевод четырёх Евангелий"

"Исповедь"

"В чём моя вера?"

"Царство Божие внутри нас"

* В русской литературе есть несколько писателей по фамилии Толстой:

1. Лев Николаевич Толстой - его биография представлена на этой странице.

2. Алексей Константинович Толстой (1817-1875) - поэт, прозаик, драматург, автор известного романа "Князь Серебряный".

3. Алексей Николаевич Толстой (1882-1945) - автор исторических романов "Пётр Первый", "Хождение по мукам", фантастических романов "Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина", сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

4. Александра Львовна Толстая (1884-1979) - писательница, дочь Л.Н. Толстого, автор романа "Предрассветный туман" и мемуаров "Отец. Жизнь Льва Толстого".

5. Татьяна Никитична Толстая (род. 1951) - писательница, публицист, литературный критик, телеведущая, внучка А.Н. Толстого, автор романа "Кысь", ряда рассказов.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

В результате изучения данной главы студент должен:

  • - знать основные этапы творческого пути Толстого; особенности формирования его писательской направленности (функции дневника); круг творческих интересов писателя; произведения прозы и драматургии, их жанровую специфику; философские, религиозные и эстетические направления поиска;
  • - уметь определить новаторские черты романов писателя; раскрыть смысл «душевной драмы» Толстого; истолковать понятие «диалектика души» как художественный прием, открытый Толстым; назвать основные положения его эстетической концепции (трактат «Что такое искусство?»);
  • - владеть навыками исследования психологического мастерства с точки зрения «теории характера», разработанной Толстым; навыками анализа средств художественного изображения (особенности портретирования, пластика описаний, функции пейзажа и др.); навыками аргументации своеобразия построения композиционной структуры произведения.

Когда речь заходит о Л. Н. Толстом, всегда поражает масштаб его личности: гениальный писатель, с успехом работавший во всех родах и жанрах словесного искусства, философ, мыслитель-утопист, религиозный писатель, выступивший с рядом произведений, истолковывавших вопросы веры, литературный критик, публицист, эстетик, создавший свою теорию творчества и художественного восприятия (трактат «Что такое искусство?»), педагог, выдвинувший оригинальную концепцию школьного образования и воспитания. Редчайший случай: Толстой еще при жизни был назван художественным гением. Обычно слава запаздывает и приходит к писателю после его смерти. С ним этого не случилось.

Не преувеличивая, можно сказать, что Толстого в России знали все. Это кажется странным, ведь масса простых русских людей была неграмотна. Однако если они не знали Толстого как писателя, то устная молва разносила о нем в самые глухие уголки славу проповедника-моралиста. Крестьяне приходили в Ясную Поляну, в имение писателя под Тулой, за святым словом истины. В представлениях русских (и не только русских) людей, Толстой был наиболее полным воплощением гениальности, так как известность его была всемирной.

По линии отца род графов Толстых - один из древнейших в России, первые летописные упоминания относятся к XVI в., есть сведения из эпохи Ивана Грозного; предком писателя был знаменитый Петр Андреевич Толстой, сподвижник Истра Великого. Д. С. Мережковский, желая унизить Л. Н. Толстого, писал, что среди его предков были заплечных дел мастера, намекая на то, что П. А. Толстой был некоторое время начальником Тайной канцелярии. Но он имел свои заслуги перед Россией. Это был выдающийся дипломат, отстаивавший ее интересы. Герб графов Толстых нес в себе стилизованное изображение семибашенного стамбульского замка, куда П. А. Толстой был заключен в то время, когда был послом России в Турции. И. А. Бунин видел развалины зловещего замка во время своих путешествий, а В. Г. Короленко невесело шутил, отправляясь по голодающим деревням Лукоя- новского уезда Нижегородской губернии в 1892 г., что, дай волю «мужиконенавистническим» властям, они охотно заключили бы его в эти мрачные застенки.

По материнской же линии (князей Волконских) генеалогия Толстого уходит в еще более глубокую старину: его предком был князь Черниговский Михаил, причисленный православной церковью к лику святых за свою мученическую смерть в Золотой Орде. Толстой состоял в родстве с А. С. Пушкиным (князь был их общий предок), а это значит, что не только история, но и многовековая русская культура входила в плоть и кровь писателя уже с ранних лет. Имела место своего рода наследственность, исторические и культурные гены.

Необычно складывалась писательская судьба Толстого. В 1851 г. он отправился на Кавказ. В станице Старогладковской (территория современной Чечни) начинается его служба в действующей армии в качестве волонтера (добровольца). В 1856 г. он выходит в отставку в звании поручика. Толстой - прекрасный наездник, охотник, знаток военного дела. Он единственный из русских писателей прошел три кровавых военных кампании: Кавказскую, Дунайскую (война с Турцией) и Крымскую, попав опять-таки по настойчивым его рапортам в самое гибельное место Севастопольской обороны - на четвертый бастион. В истории мировой литературы, пожалуй, трудно найти автора, который бы так сурово обличал войну - «наииротивнейшее человеческому естеству состояние», неразумное решение споров между народами силой оружия, и в то же время с такой поразительной художественной яркостью изображал ее не в парадных батальных сценах, а в «крови, в страдании и в смерти».

На Кавказе были завершены повести «Детство», «Отрочество», начаты «Казаки». Если «Детство», опубликованное в журнале Некрасова «Современник» (1852), вызвало живейший интерес знатоков литературы, то «Севастопольские рассказы» (1855- 1856) принесли автору поистине всероссийскую славу. «Казаки» (1862) окончательно закрепили успех писателя. В 1869 г. вышел в свет роман «Война и мир». В начале 1870-х гг. Толстой работал над «Азбукой» и «Русскими книгами для чтения», рассчитанными на детское восприятие. Это была вторая волна увлечения работой в созданной им яснополянской школе для крестьянских детей (первая относилась к концу 1850-х - началу 1860-х гг.). В 1877 г. был закончен роман «Анна Каренина».

В 1880-е гг. Толстой работает над «Народными рассказами» и над своими прославленными повестями «Холстомер» и «Смерть Ивана Ильича». «Крейцерова соната», замысел которой тоже относится к концу 1880-х гг., появилась позднее, в 1890-е гг. В 1880-1890-х гг. пишутся драматургические произведения «Власть тьмы», «Плоды просвещения», позднее «Живой труп». На грани двух столетий был опубликован роман «Воскресение» (1899).

В оставшиеся 10 лет жизни Толстой осуществил почти 50 законченных и не вполне завершенных замыслов! Требовательность его к себе была так велика, что среди последних оказались подлинные его шедевры (драма «Живой труп», повесть «Хаджи Мурат», рассказ «После бала»). В ночь на 28 октября 1910 г. Толстой тайно покинул Ясную Поляну, 31 октября тяжело больной (ему было 82 года) он вынужден был сойти на станции Астаново, 7 ноября в шесть часов утра наступила смерть. Последними произнесенными в бреду словами были: «Я люблю истину». Последняя запись в дневнике умирающего, начатая его рукой по-французски «Вот и план мой. Делай, что должно...», затем продолжена дочерью: «...и все на благо и другим, и главное, мне». Первые слова этой предсмертной записи Толстого были вступительной частью французской пословицы: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Он следовал этому правилу всю свою жизнь.

Смерть Толстого была воспринята как величайшая потеря для всех людей мира, но он и сейчас в известном смысле остается писателем будущего, настолько глубоки и жизненно необходимы его идеи.