Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста. «Мои любимые книги. Литературная игра-викторина «Кто умнее всех

1. На что Дениска выменял светлячка? (На самосвал. «Он живой и светится»)

2. Самое короткое название рассказа Д. В. Драгунского. («Бы»)

3. Сколько лет провел Дениска под кроватью? (20 лет)

4 Что подарил Дениска другу на день рождения? (Гусиное перо)

5. Какая буква была заколдована и почему? (Буква «Ш». «Заколдованная буква»)

6. Фамилия Дениски? (Кораблев)

7. Название реки, которое не выучил Дениска. (Миссисипи. «Главные реки»)

Викторина по произведениям Р. Киплинга «Кто это?»

1. Он с самого рождения хромает на одну ногу. Вот почему он охотится только за домашней скотиной. (Шер-хан)

2. Она хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. Голос у нее сладок, как дикий мед, а шкура мягче пуха. Черная как чернила, но с отметинами, которые видны на свету, как легкий узор на муаре. (Багира)

3. Ноги ступают без шума, глаза видят в темноте, уши слышат, как шевелится ветер в своей берлоге, зубы остры и белы - вот приметы наших братьев. (Волчья стая)

4. Они бегут напрямик через джунгли, и все, что попадается им навстречу, сбивают с ног и разрывают в клочья. Даже тигр уступает им свою добычу, они не так крупны, как волки, не так ловки, но очень сильны, и их бывает очень много. (Дикие рыжие собаки)

5. У них есть свои дороги и перекрестки, свои подъемы и спуски, пролегающие в ста футах над землей, и по этим дорогам они путешествуют даже ночью, если надо, никто в джунглях не водится с ними. (Бандер-логи)

Викторина «Волшебные слова в сказках»

Кто, в каких сказках произносил такие волшебные слова.

1. Мутабор. (Калиф. В. Гауф. «Калиф-аист»)

2. Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! (Гингема. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»)

3. Крекс, фекс, пеке. (Буратино. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. Сим-сим, открой дверь. (Герои арабской сказки «Али- баба и сорок разбойников»)

5. Бурум-шурум, шалты-балты. (Нильс. С. Лагерлеф. «Чудесое путешествие Нильса с гусями»)

6. Вот я! Вот я! Превращаюсь в воробья. (Баранкин. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!»)

7. Бирелья-турелья, буридакль-фуридакль... (Энни. А. Волков. «Огненный бог Марранов»)

Викторина «Былины»

1. Кто из великих русских богатырей 33 года пролежал на печи? (Илья Муромец)

2. Какое чудище проживало в горах Сорочинских? (Змей Горыныч)

3. Кто из богатырей умел превращаться в различных животных? (Волхв Всеславьевич)

4. Как звали великана, захватившего Царьград? (Идолище)

5. Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем? (Сыном Змея Горыныча)

6. Кем оказался пахарь, соху которого не смогла выдернуть из земли целая дружина? (Микулой Селянинови- чем)

7. Кто освободил Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира, из плена? (Добрыня Никитич)

Юмористическая викторина «Знаете ли вы сказки?»

1. Назовите сказочного персонажа, лезущего вон из кожи.

(Царевна-лягушка)

2. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух?

3. Вспомните имя сказочника, у которого был свой конек.

(П. П. Ершов)

4. Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

(Колобок)

5. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озера, лебеди и другие предметы окружающей среды?

6. Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях?

7. Назовите имя царя, жившего так давно, что никто в это уже не верит.

8. Как звали царя, который допетушился?

9. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?

10. Какую награду за подвиг обещают сказочные цари героям?

(Полцарства)

11. Назовите сказочного персонажа, лопнувшего от смеха при виде неквалифицированного моста.

12. В какой русской народной сказке описана жизнь дружной коммунальной квартиры?

(Теремок)

13. Какой исходный продукт нужен для варки сказочной каши?

14. Как называется сказочный индивидуальный летательный аппарат многоразового пользования?

Юмористическая викторина «Знаете ли вы мифы?»

1. Как звали парней, у которых не только голова на плечах?

(Атланты)

2. Назовите имя женщины, чья верность оказалась мистической.

(Пенелопа)

3. Как зовут специалиста по отстрелу невлюбленных?

4. Как звали женщину, у которой любимый ходил по ниточке?

(Ариадна)

5. Назовите имя силача, который боялся потерять почву под ногами.

6. Как звали мифического бога, большого поборника сна?

(Морфей, Гипноз)

7. Как звали эмансипированную женщину античности?

Литературная викторина для детей начальной школы: Мир сказок – самый удивительный и чудесный на свете


Челышева Ирина Васильевна,воспитатель ОКУ "С(К)О школа-интернат VIII вида №5" г. Курска.
Цель:
-развивать познавательный интерес к сказкам А.С.Пушкина.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-обобщить и расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина;
игровой форме повторить и закрепить у детей знания сказок А. С. Пушкина;
Коррекционно-развивающие:
-развивать у детей умения узнавать сказки и их героев, слуховое внимание,ассоциативную память, творческое воображение;
-расширить кругозор детей.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации, выставка книг.
Ход викторины:
Звучит песня «Сказки гуляют по свету»
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. (Показ портрета).


А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. Его воспитывала няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами
Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на две команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Наша викторина будет состоять из пяти конкурсов.Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другая команда. За каждый правильный ответ вы получаете звездочку. В конце викторины мы посчитаем звездочки, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Александра Сергеевича Пушкина и достойна приза.
-Итак, мы начинаем нашу викторину.
Первый конкурс «Разминка».


Вопросы первой команде:
1. Исполнительница всех желаний в сказке А. С. Пушкина? (золотая рыбка)
2. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю? (бочка)
3. Любимый предмет злой мачехи, на который она разозлилась. (зеркальце)
4. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границы. (петушок)
5. Лесной зверь, живший в хрустальном дворце? (белка)
6. Как звали девушку, в облике которой было что - то необычное, но что ее
не портило? (царевна - лебедь)
7. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке? (простофиля)
8. Сколько раз ходил старик к морю? (5)
9. От чего поп прыгнул до потолка? (от щелчка)
Вопросы второй команде:
1.Где находилось княжество Гвидона? (на острове Буяне)
2.Насекомое, которое стало орудием мести в сказке Пушкина? (комар, муха)
3.Когда родился князь Гвидон? (на исходе сентября)
4.Кем были тетки Гвидона? (ткачиха и повариха)
5.Какую песню пела белка? («Во саду ли в огороде»)
6.Кто вел строгий счет орехам? (дьяк)
7.Из чего лили монеты в княжестве Гвидона? (из скорлупы)
8.Сколько братьев у царевны - Лебеди? (33)
9.Как звали Сватью? (Бабариха)
Второй конкурс «Узнай героя по его описанию»
Ведущий: Сейчас я буду говорить слова, а вы должны отгадать, про кого говорится и в какой сказке.
1.Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла…(Царица-мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)


2. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки…(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)


3. С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел…(Царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)


4. Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит…(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)


Третий конкурс «Загадочный»


Ведущий: Отгадайте загадку и назовите сказку, персонажем которой и является эта отгадка.
Вопросы для первой команды:
1.Кому страшен червячок,
Что посажен на крючок? (Рыбке« Сказка о золотой рыбке»).
2.Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу». (Петушок « Сказка о золотом петушке»).
3.Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги. (Заяц. « Сказка о попе и его работнике Балде»).
4.Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка. « Сказка о царе Салтане»).
Вопросы для второй команды:
1.Чуть опасность затаится
Верный страж на тонкой спице
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся. (Петушок «Сказка о Золотом петушке»
2.Рыбка непростая
Чешуей сверкает.
Плавает, ныряет.
Желанья исполняет. (Золотая рыбка)
3.Звездочёт царю Дадону
Петушка поднёс с поклоном...
-Отвечай-ка, милый друг,
Что потом стерёг петух? (Город, царство)
4.Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался? (Шмель, муха, комар)
Четвертый конкурс "Из одной ли мы сказки?"


Ведущий: Я задаю вопрос,а вы должны будете определить из одной сказки герои или нет.
1.Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
2.Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
3.Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
4.Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
5.Попадья и золотая рыбка? (Нет)
6.Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)
7. Золотая рыбка и Золотой петушок. (Нет)
8.Царевна Лебедь и доктор Айболит. (Нет)
Пятый конкурс «Доскажи словечко».


Ведущий: Я начинаю сказку,а вы ее должны будете продолжить.
1.Жил старик со своею …(старухою)
У самого синего …(моря)
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три …(года)
2.Белка песенки …(поет)
Да орешки всё …(грызет)
Да орешки не простые,
Всё скорлупки …(золотые)
3.Пошёл старик к синему …,(морю)
Стал он кликать золотую …(рыбку)
Приплыла к нему …, спросила:(рыбка)
«Чего тебе надобно, старче?»
4.У лукоморья … (дуб)зелёный;
Златая … (цепь) на дубе том;
И днём, и ночью … (кот)учёный
Всё ходит по цепи кругом.
5.Ветер на море …(гуляет)
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в …(волнах)
На раздутых …(парусах)
6.Я сегодня поймал было …(рыбку)
Золотую рыбку, не простую;
По – нашему говорила …(рыбка)
Домой в …(море) синее просилась.
Подведение итогов.
Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько звездочек набрала каждая команда (подсчет звездочек). Команды набрали примерно равное количество жетонов, а это значит, что победила дружба! Значит, всем вам полагается сладкий приз.
-Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)
-Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)
И мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями.
- А закончить нашу викторину я хочу стихотворением Николая Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

Литературная викторина с ответами для начальной школы «Кто автор произведения?»


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание материала: данный материал можно использовать воспитателям детских садов и учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий,досуга детей и как итоговое занятие в конце учебного года.
Цель: формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие эстетического вкуса, организация досуга детей.
Задачи:
1. Приобщать детей дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры, воспитывать грамотного читателя.
2.Закрепить знания детей, развивать познавательную и творческую активность, память, речь, сообразительность.
3.Воспитывать у детей познавательный интерес к книге, формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.

«Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

«Добрая книга - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником». Виктор Астафьев



1. Мы все знаем его произведения: «Тараканище», «Айболит», «Бармалей», «Телефон», «Муха – цокотуха», «Федорино горе….


(К.Чуковский)
2. Дивные сказки этого писателя: «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная шапочка», «Синяя борода» прославлены в русской музыке, балетах, кинофильмах, театральных спектаклях, в живописи и графике десятки и сотни раз. ».


(Ш.Перро)
3. Этот писатель воспевал в своих произведениях Справедливость, Добро, Любовь, чувство человеческого достоинства. Он подарил миру «Снежную королеву».


(Г.Х.Андрсен)
4. Свои сказки этот великий поэт не писал специально для детей, а оказалось, что дети их знают и любят с детства. «Золотой петушок» - последняя сказка известного всему миру писателя.


(А.С.Пушкин)
5. Авторы сказки «Бременские музыканты», «Горшок каши» - братья. Назовите их фамилию.


(Братья Гримм)
6. Его историю «Кто сказал мяу?» знают и любят все дети.


(В.Г.Сутеев)


7. "Тимур и его команда", "Голубая чашка", "Р.В.С.", "Горячий камень", "Военная тайна", "Дальние страны", "Дым в лесу", "Четвертый блиндаж", "Школа" написал…


(А.П.Гайдар)


8.Кто написал приключенческую историю «Живая шляпа»?


(Н.Носов)



9. Медной горы Хозяйка-главная героиня его сказок.


(П.П.Бажов)
10. Произведения «Дядя Степа», « Вот какой рассеянный», «Мы с приятелем», «Веселые путешественники» не оставляют равнодушными ни одного ребенка.


(С.В.Михалков)
11. Рассказы этой писательницы, в том числе и «Волшебное слово», хорошо знакомы школьникам.


(В.А.Осеева)



12. Одни из любимых героев этого писателя – дядя Федор, Пес и Кот.


(Э.Н.Успенский)


13. «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и другие произведения этого писателя любимы и детьми, и взрослыми.


(С.Я.Маршак)
14. Кто автор веселых историй «Денискины рассказы».


(В.Драгунский)


15. Кто не знает ее Карлсона?


(Астрид Линдгрен.)
16. Этот писатель рассказал миру о приключениях смелой девочки Элли


(А.М. Волков)


17.В театрах страны идет немало пьес этого писателя – «Ростик в дремучем лесу», «Русачок», «Очень умные игрушки», а по его пьесе-сказке «Лопушок у Лукоморья» создана опера.


(Б.В.Заходер)
18. Его «Цветик- семицветик»-действительно волшебный и учит
добру.


(В.П.Катаев)


19. Этот писатель придумал историю о деревянном мальчике Чиполлино.


(Д.Родари)


20. В этой сказке идет речь о джунглях, волках, ребенке? Кто автор?


(Р. Киплинг)


21.Сказку о потерянном времени придумал…


(Е. Шварц)


22. Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он - хороший». Чьи это стихи?


(А.Барто)
23.«Золотой луг», «Лисичкин хлеб» и другие его произведения знакомят детей с миром природы.


(М. Пришвин)


24.Его «Лесная газета» стала целой энциклопедией природы.


(В.В. Бианки)
25.Этот писатель иллюстрировал свои книги сам. к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).

Викторины, буриме, загадки и другие литературные игры без регистрации на сайте! Для детей и взрослых. Викторины онлайн с ответами, созданные юными авторами нашего детского сайта - Костей и Ганночкой, Любой, Герой, Матильдой, а также главным редактором пиратом Папчем и Майбуровой Ириной Борисовной (Суок) - и посвящённые известным писателям и литературным героям.

А также классика жанра - игра в рифмы, наше буриме . На украинском и русском языках! Буриме для детей и взрослых. Смотри кнопку справа в меню «Играем в буриме».

Мы будем признательны вам, друзья, если вы разместите ссылку на нашу страницу «Литературные игры» на своем сайте или на своей странице в социальной сети. Пусть это будет маленькой платой сочинителям игр за их труд.

Викторина по трилогии Владислава Крапивина «В ночь большого прилива»

Здравствуйте! Представляю для отгадывания на детском нашем сайте литературную викторину по трилогии Владислава Крапивина «В ночь большого прилива».

Трилогия прочитана мной по совету нашего боцмана – Алеси Алфёровой, за что говорю ей огромное спасибо. «В ночь большого прилива» – одно из самых драматичных произведений писателя, психологический накал здесь часто достигает предела. Недаром при первой встрече с Валеркой и Братиком главный герой сразу обращает внимание на серьёзное и печальное лицо старшего.

Викторина по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»

Сегодня у нас на детском сайте литературная викторина по рассказу «Каштанка» русского писателя Антона Павловича Чехова. Это, наверное, всем известная история про собачку по имени Каштанка и про её приключения. Про то, как она потерялась и одно время выступала в цирке, а потом вернулась домой.

Викторина по сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Предлагаем вашему вниманию литературную викторину по знаменитой сказке «Стойкий оловянный солдатик» всемирно известного датского драматурга, поэта и сказочника Ганса Христиана Андерсена. Огромную часть его творчества занимают произведения для детей. В них гармонично сочетаются юмористические, фантастические и романтические мотивы, которые пронизаны человеколюбием и гуманистическими идеалами...

Викторина по книге Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»

Викторина, которую сегодня предлагает для отгадывания наш детский сайт, посвящена знаменитому произведению английского писателя Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», а именно её первой части «Путешествие в Лилипутию».

Дело в том, что сама книга состоит из четырёх частей: «Путешествие в Лилипутию», «Путешествие в Бробдингнег (Страну Великанов)», «Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию» и «Путешествие в страну гуигнгнмов».

Викторина по роману Александра Дюма «Робин Гуд»

Сегодня наш детский сайт представляет вам не совсем обычную литературную викторину. Дело в том, что викторина посвящена известному герою народных баллад Робин Гуду. А почему необычную? Именно потому, что история сохранила множество вариантов повествований о приключениях этого героя и его верных друзей. И нам трудно было выбрать из них литературную основу для викторины. После некоторых размышлений наш детский сайт склонился к роману Александра Дюма «Робин Гуд» («Robin des Bois»), состоящий из двух частей: «Король разбойников» («Le prince des voleurs») и «Отверженный» («Le proscrit»).

Викторина по сказке Шарля Перро «Золушка»

Предлагаем вашему вниманию литературную викторину по сказке «Золушка» знаменитого писателя Шарля Перро. Викторину составили юная пиратка из команды нашего детского сайта-фрегата Леся Максим и её мама Кристина.

Шарль Перро – известный французский писатель-сказочник, поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671 года, ныне известный в основном как автор «Сказок матушки Гусыни». Его имя – одно из самых популярных в мире имён сказочников наряду с именами Андерсена, братьев Гримм, Гофмана... Дивные сказки Перро из сборника «Сказок матушки Гусыни» – «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Синяя борода» – прославлены в балетах, кинофильмах, театральных спектаклях, в живописи и графике десятки и сотни раз. На сюжеты сказок Перро созданы оперы «Золушка» Дж. Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, балеты «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Золушка» С.С. Прокофьева и др.

Викторина по фантастической повести Александра Беляева «Человек-амфибия»

Эта литературная викторина нашего детского сайта, которой мы открываем очередной сезон конкурса викторин, посвящается замечательной фантастической повести знаменитого писателя-фантаста Александра Беляева «Человек-амфибия».

По традиции, скажем несколько слов об авторе. Александр Беляев прожил пусть и короткую, но очень яркую жизнь. Будущий писатель родился в 1884 году в городе Смоленске. С ранних лет его влекла музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле. Ещё одной «забавой» были занятия фотографией. Известно также, что А. Беляев занимался языком эсперанто. С детства он много читал и увлекался приключенческой литературой.

Викторина по повести Юза Алешковского «Кыш, Двапортфеля и целая неделя»

Эта викторина посвящена замечательной повести «Кыш, Двапортфеля и целая неделя» писателя Юза Алешковского. В повести рассказывается о приключениях первоклассника Алёши и его щенка Кыша, а также об их друзьях и недругах, знакомых и незнакомцах. Наверняка многие уже читали её, ну а тем, кто не читал - самое время заполнить этот пробел! Думаю, что эта полная доброго юмора книга придётся по душе и юным матросам нашего детского сайта-фрегата, и взрослым читателям.

Викторина по повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма»

Сегодня наш детский сайт представляет викторину по повести «Педагогическая поэма» Антона Макаренко. В повести рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы XX века был автор. Мы думаем, книга будет интересна самому широкому кругу читателей.

Викторина по повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»

Представляем вам викторину по знаменитой повести «Белый Бим Чёрное ухо» писателя Гавриила Троепольского! Викторину составили юная пиратка из команды нашего детского сайта-фрегата Леся Максим и её мама Кристина.

Писатель Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на Елани (сейчас Новоспасовка Грибановского района Воронежской области). Окончил сельскохозяйственное училище. Первые пять лет после того (1925-1930 гг.) работал сельским учителем.

Викторина по роману Джека Лондона «Сердца трёх»

Эта викторина нашего детского сайта-фрегата «Сокровища Папча» посвящена приключенческому роману Джека Лондона «Сердца трёх».

«Приключения в жизни начинаются с книг о приключениях».
Эти слова известного писателя Марка Твена как нельзя лучше подходят к этому роману. Ведь приключения здесь на каждом шагу. И прежде чем рассказывать о самой книге и истории её написания, немного скажем о создателе этого прекрасного романа.

Джек Лондон (Jack London), урождённый Джон Гриффит Че́йни (John Griffith Chaney), родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско (США). В прошлом году исполнилось 140 лет со дня его рождения.

Когда будущему писателю исполнился 21 год, он поддался «золотой лихорадке» и уехал на Аляску. Вернувшись, решил посвятить себя литературе. Имя Джек – литературный псевдоним. Первые северные рассказы Джека Лондона были опубликованы в 1899 году, в 1900 году был издан сборник рассказов «Сын Волка».

В центре рассказов Лондона – столкновение сильных, мужественных характеров, каждый из которых воплощает своё понимание норм и ценностей жизни. События разворачиваются на фоне важного для людей выбора – способности и неспособности жить в гармонии с окружающим миром природы, почувствовать и принять его строгие законы, на фоне бескомпромиссной борьбы за справедливость и человеческое достоинство.

Викторина по повести Майн Рида «Морской волчонок»

Сегодня наш детский сайт представляет вам новую литературную викторину - по приключенческой повести знаменитого писателя Майн Рида «Морской волчонок»! Викторину составила наш автор Маша Коршунова.

Покинув невзрачную пристань у английской деревушки, на всех парусах несётся в океан торговое судно «Инка». Порой попадает в серьёзные бури, но в целом уверенно держит курс к цели своего путешествия - далёкой стране Перу.

И никто в целом свете не знает, что в трюме этого корабля, замурованный многочисленными ящиками, бочками и мешками, в узком промежутке борется за жизнь двенадцатилетний мальчишка Филипп. Едва ли не с рождения грезивший морскими странствиями, он тайком пробрался в трюм во время погрузки, заснул - и, проснувшись, понял ужасную истину… Но не сдался, хотя впереди его ждала тяжелейшая борьба за выживание: поиски еды и воды, война со свирепой стаей крыс, и главное - путь наверх. Благо, в кармане лежит нож - подарок доброго матроса Уотерса…

И Филипп выходит победителем из этой борьбы, полностью оправдав своё давнее прозвище «морской волчонок».

Викторина по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

Наш детский сайт предлагает вашему вниманию новую литературную викторину - по знаменитой сказке «Приключения Чиполлино» известного итальянского писателя и сказочника Джанни Родари. Викторину составили наш автор Леся Максим и её мама Кристина.

В 1920 году в городке Оменья (Северная Италия), в бедной трудолюбивой семье родился мальчик Джанни. Он рос вёселым и шустрым, и больше всего любил музыку и книги: играл на скрипке, и много читал. Любил рассказ «Маленький барабанщик с острова Сардиния». Но ещё больше увлекался приключениями смешного деревянного мальчика Пиноккио.

Викторина по повести Владислава Крапивина «Хронометр»

Сегодня наш детский сайт представляет литературную викторину по известной повести Владислава Крапивина «Хронометр (Остров Святой Елены)» - первой части трилогии «Острова и капитаны». Викторину сочинила наш автор Маша Коршунова.

Впервые эту известную многим из нас, обитателей сайта «Сокровища Папча», повесть издали в 1987-1988 годах в журнале «Уральский следопыт». Как пишет в отзывах на неё в интернете одна женщина, впервые познакомившаяся с «Хронометром» именно через это издание (будучи ещё весьма и весьма юной), «ожидание каждого нового номера было невыносимым». Как же я понимаю её и всех переживавших подобные чувства ребят (которых наверняка было немало)! Стоит представить себя на их месте - что произведение, в котором ты уже просто живёшь, выдают маленькими порциями раз в месяц… Да, я понимаю, что это лишь усиливало любовь к прочитанному и интерес, но… В общем, хвала 21 веку и электронным книгам.

Викторина по сказке Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»

Эта викторина создана по сказке «Путешествие Нильса с дикими гусями» знаменитой писательницы Сельмы Лагерлёф. Сама сказка очень интересная и известная, как и её автор.

Се́льма Отти́лия Лови́cа Ла́герлёф - великая писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909). Родилась 20 ноября 1858 г. в родовой усадьбе Морбакка, Швеция. Отец - Эрик Густав Лагерлёф (1819-1885), отставной военный, мать - Элизабет Ловиcа Вальрот (1827-1915), учительница. Большое влияние на развитие её литературного дарования оказала среда её детства. Город, в котором жила эта маленькая и хрупкая девочка, был очень красив и живописен.

Викторина по сказке Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Эта викторина создана по замечательной сказке «Серая Шейка» знаменитого писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Наша викторина будет интересна не только детям, но и вполне взрослым гражданам. Но, прежде чем приступить к отгадыванию - несколько слов о писателе и его сказке.

Будущий создатель нашей сказки прожил довольно драматическую жизнь. Так у человека сложилась судьба. Родился Дмитрий Наркисович на Урале, 6 ноября 1852 г. в семье заводского священника. Вначале он учился дома, но затем в Висимской школе для детей рабочих, а позднее в Екатеринбургском духовном училище. Юношей поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. С 1874 г. для заработка писал газетные отчёты о заседаниях научных обществ. В 1876 году, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, оставил университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался плеврит). А затем и вообще вернулся на Урал к родителям...

Наверное, почти каждый хотя бы раз в жизни наверняка слыхал о Хозяйке Медной горы, Огневушке-Поскакушке или Серебряном копытце. И немудрено! Ведь этих персонажей давным-давно знают и любят не только на их уральской родине, но и по всему миру далеко за её пределами. А уж на самом Урале они настолько популярны, что их помещают не только на сувениры и коробки для конфет, но даже на гербы некоторых городов. Вот так! А тем из вас, кто всё-таки ещё не успел познакомиться с этими персонажами, сегодня самое время расширить свой кругозор! Потому что эту викторину нашего детского сайта мы посвящаем сказам Павла Петровича Бажова - известного уральского писателя, подарившего нам с вами эти замечательные образы и истории.

Викторина по повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер»

«С первым ветром проснётся компáс». А. Грин

Вот с таких слов начинается эта замечательная книга всеми любимого писателя Владислава Крапивина. А предисловие к викторине по этой повести, которую представляет здесь наш детский сайт, я начну пожалуй с того, что замечу, что повесть писалась в течении двух лет и состоит из двух частей:
Часть первая. «Август - месяц ветров» (1964)
Часть вторая. «Люди с фрегата «Африка» (1966).

Герои книги - ребята: упрямый Владик, который часто говорил «я сам», верный Генка, который больше всех сокровищ ценит настоящую дружбу, маленький и бесстрашный Илька, который всегда в нужный момент будет в нужном месте, Яшка Воробьёв, мечтающий побывать в далёкой Африке, спокойный и умный Шурка, который готов всегда помочь чем сможет и не даст плохо говорить о его друзьях. Разве с такими ребятами может быть скучно? Конечно, нет.

Викторина по повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый»

Эта викторина нашего детского сайта посвящена повести-сказке «Король Матиуш Первый», написанной известным писателем Я́нушем Ко́рчаком в 1923 году. Повесть является дилогией, потому точности ради следует пояснить, что вторая её часть называется «Король Матиуш на необитаемом острове». Но так как обе они представляют из себя одну нераздельную историю, то викторина посвящена, соответственно, им обеим.