Литературно-общественная ситуация первой четверти XIX века. Русская литература XIX века

Данилова Анастасия

Реферат на областную конференцию учащихся "Под знаком Пушкина"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования молодёжной политики и спорта Пильнинского муниципального района Нижегородской области

МБОУ Пильнинская средняя школа № 2 имени А. С. Пушкина

XIII областная конференция учащихся

«Под знаком Пушкина»

РЕФЕРАТ

на тему :

« Литературные течения первой четверти XIXвека»

Выполнила:

Данилова Анастасия

Учащаяся 9 «В» класса

МБОУ Пильнинская СШ № 2

Имени А. С. Пушкина

Конт.тел:89159458661

E-mail: [email protected]

Проверила:

Коротаева Светлана Евгеньевна,

Учитель русского языка

И литературы

МБОУ Пильнинская СШ № 2

Имени А. С. Пушкина

Пильна,

2016 год

Введение………………………………………………………….. 1

  1. Романтизм…………………………………………………1-2
  2. Русский романтизм………………………………………. 2- 3
  3. Реализм……………………………………………………4-6

Заключение……………………………………………………….6

Библиография………………………………………………………7

XIX век называют «золотым веком» русской литературы. Озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, Кольцова, русская литература сделала в первой половине столетия поистине гигантский шаг вперед. Это прежде всего объясняется необычайно быстрым развитием русского общества.

Ведущим литературным направлением в странах Западной Европы начала XIX века является пришедший на смену классицизму и сентиментализму романтизм. Русская литература откликается на это явление своеобразно. От романтизма западноевропейского типа она многое заимствует, но при этом решает проблемы собственного национального самоопределения. Русский романтизм имеет по сравнению с западноевропейским еще и свою специфику, свои национально-исторические корни. А кроме того, перед русской литературой начала XIX века стоит давно решенная в литературах стран Запада проблема создания зрелого литературного языка, существенно осложняющая русское литературное развитие. В чем же заключается сходство русского романтизма с западноевропейским и каковы его национальные отличия?

Конец XVIII века в истории христианской Европы был ознаменован глубоким социальным катаклизмом, взорвавшим до основания весь общественный порядок и поставившим под сомнение веру в человеческий разум и мировую гармонию. Кровавые потрясения Великой французской революции 1789-1793 годов, наступившая вслед за ними эпоха наполеоновских войн, установившийся в результате революции буржуазный строй с его эгоизмом и меркантильностью, с «войною всех против всех» – все это заставило усомниться в истине просветительских учений XVIII века, обещавших человечеству торжество свободы, равенства и братства на разумных началах.

В противовес отвлеченному разуму просветителей XVIII века, предпочитавшему извлекать из всего «общее», «типическое», романтики провозгласили идею суверенности и самоценности каждой отдельной личности с богатством ее духовных запросов, глубиною ее внутреннего мира. Главное внимание они сосредоточили не на обстоятельствах, окружавших человека, а на его переживаниях и чувствах. Романтики открыли своим читателям неведомую до них сложность и богатство человеческой души, ее противоречивость и неисчерпаемость. Они питали пристрастие к изображению сильных и ярких чувств, пламенных страстей или, напротив, тайных движений человеческой души с ее интуицией и подсознательными глубинами.В России романтические веяния тоже возникли под влиянием событий Великой французской революции, но окрепли в годы либеральной политики начала царствования Александра I, пришедшего на русский престол после дворцового заговора и убийства в ночь на 11 марта 1801 года его отца – императора Павла I. Эти веяния питал подъем национального и личного самосознания в ходе Отечественной войны 1812 года. Наступившая после победоносной войны реакция, отказ правительства Александра I от либеральных обещаний начала его царствования привели общество к глубокому разочарованию, которое еще более обострилось после краха декабристского движения. Таковы исторические предпосылки русского романтизма, которому были свойственны общие черты, сближавшие его с романтизмом западноевропейским. Русским романтикам тоже присущи обостренное чувство личности, устремленность к «внутреннему миру души человека, сокровенной жизни его сердца» (В. Г. Белинский), повышенная субъективность и эмоциональность авторского стиля, интерес к отечественной истории и национальному характеру.Вместе с тем русский романтизм имел свои национальные особенности. Прежде всего в отличие от романтизма западноевропейского он сохранил исторический оптимизм и надежду на возможность преодоления противоречий между идеалом и действительностью. В романтизме Байрона, например, русских поэтов привлекал пафос свободолюбия, бунт против несовершенного миропорядка, но им оставались чужды байронический скептицизм, «космический пессимизм», настроения «мировой скорби». Русские романтики не приняли также культ самодовольной, гордой и эгоистически настроенной человеческой личности, противопоставив ему идеальный образ гражданина-патриота или гуманного человека, наделенного чувством христианской любви, жертвенности и сострадания. Романтический индивидуализм западноевропейского героя не нашел на русской почве поддержки, но встретил суровое осуждение.Эти особенности нашего романтизма были связаны с тем, что русская действительность начала XIX века таила в себе скрытые возможности к радикальному обновлению: на очереди стоял крестьянский вопрос, созревали предпосылки к большим переменам, которые совершились в 60-е годы XIX века. Существенную роль в национальном самоопределении русского романтизма сыграла и тысячелетняя православно-христианская культура с ее тягой к общему согласию и соборному решению всех вопросов, с ее неприятием индивидуализма, с осуждением эгоизма и тщеславия. Поэтому в русском романтизме в отличие от романтизма западноевропейского не произошло решительного разрыва с духом и культурой классицизма, просвещения и сентиментализма.

Но более или менее отчетливо собственно романтическое течение в русской литературе восторжествовало лишь в 1820-е годы. В первое десятилетие XIX века преобладающее положение в русской поэзии и прозе занимает сентиментализм, ведущий успешную борьбу с отживающим свой век классицизмом и расчищающий путь романтическому движению. Однако исследователи давно обратили внимание, что определять литературный процесс 1800-1810-х годов как историю борьбы сентиментализма с классицизмом можно лишь с большими натяжками, что «специфика этого периода не может быть охарактеризована по аналогии с тем или другим из общеевропейских художественных направлений» (Е. Н. Купреянова) . Ясно пока лишь одно: Батюшков и Жуковский, Вяземский и юный Пушкин – все считали себя «карамзинистами».

Карамзин был и оставался признанным главой русского сентиментализма. Но в его творчестве начала XIX века произошли довольно существенные перемены. Сентиментализм на уровне «Бедной Лизы» остался в прошлом и стал уделом эпигонов типа князя П. И. Шаликова. И Карамзин, и его соратники ушли вперед, развивая ту перспективную сторону русского сентиментализма, которая органично связывала его с просветительством на одном полюсе и с романтизмом на другом, которая открывала русскую литературу навстречу насущно необходимым ей в процессе своего становления самым разнообразным западноевропейским влияниям. Сентиментализм карамзинской школы в начале XIX века ярко окрашен предромантическими веяниями. Это течение переходное, емкое, синтезирующее в себе черты классицизма, просветительства, сентиментализма и романтизма. Без обогащения русской духовной культуры западноевропейскими общественными и философскими идеями, эстетическими представлениями и художественными формами дальнейшее развитие и самоопределение новой русской литературы, стремящейся стать «с веком наравне», было невозможно.На этом пути русская литература столкнулась в начале XIX века с большими препятствиями: необходимо было решить «задачу огромной национально-исторической важности – привести лексический состав русского языка в соответствие с инородными ему западноевропейскими идеями и понятиями, уже освоенными образованной частью общества, сделать их общенациональным достоянием» (Е. Н. Купреянова). Образованная прослойка дворянского общества выражала эти идеи и понятия на французском языке, а для перевода их на русский в отечественном языке не существовало слов адекватного смысла и значения.

Однако 20 - 30-е годы не только эпоха бурного расцвета романтизма. В это же время в русской литературе развивается новое, самое могучее и плодотворное направление - реализм. Стремление к реалистическому изображению действительности становится характерной чертой русской литературы. Это стремление ясно обозначилось еще в XVIII в., особенно в произведениях Д. И. Фонвизина и А. Н. Радищева. Как известно, реализм в России был непосредственно подготовлен басенным творчеством Крылова, комедией Грибоедова «Горе от ума». Реализм зарождается в период господства романтизма, и в 1830-е годы романтизм и реализм сосуществуют, обогащая друг друга. Но в начале 1840-х годов, а затем в 1850-е годы реализм выдвинулся на первый план в литературном развитии. Переход к реализму совершился в творчестве Пушкина и связан с принципом историзма, ярко проявившимся сначала в трагедии «Борис Годунов», в поэме «Граф Нулин», а затем в «Евгении Онегине». В дальнейшем принципы реализма укрепились в творчестве Лермонтова 1837-1841 годов и Гоголя. Реализм Пушкина, Лермонтова и Гоголя тесно связан с романтизмом и находился с ним в сложных отношениях притяжения-отталкивания. Усваивая достижения романтиков, писатели-реалисты первоначально стремятся противопоставить романтизму новые принципы и сделать романтизм темой своих сочинений, предметом художественного анализа и теоретико-критических размышлений. Такие важные черты и приметы романтического метода и стиля, как романтический герой, романтическое отчуждение, романтический конфликт, решительно переосмысляются. Способом переосмысления выступает, как правило, ирония. Романтический герой, например Ленский, поставленный в условия антиромантической действительности, теряет свой мечтательно-идеальный ореол, а на арену жизни выходит новый - Онегин. К нему также применяются различные маски романтической литературы, но он не удовлетворяет ни одной из них. Переосмысление типа романтика происходит в романах Гончарова «Обыкновенная история» и Герцена «Кто виноват?». Исследователи замечают, что между героями - романтиком и неромантиком - устанавливается равенство перед лицом действительности. Это ведет к диалогу между ними и конфликту. Ирония распространяется не только на романтического персонажа, но и на совсем не романтического героя, а также на автора. Это способствует отделению автора от героя, о чем извещали читателей Пушкин и Лермонтов. Сознательное отделение автора от героя в противовес романтизму, стремившемуся эмоционально сблизить автора и героя,- путь к созданию характеров и типов. Наряду с историческим и социальным детерминизмом это обстоятельство является несомненным признаком реализма. В отличие от романтиков, у которых душевная жизнь личности не приобретала обычно строго и точно очерченного характера, реализм стремится сообщить психологическим движениям, их оттенкам и противоречиям ясную и точную форму

Существенно и то, что создание характеров и типов, а также отделение автора от героя происходили в реализме одновременно с изменением предмета изображения. Ироническое отношение к романтическим героям не привело к предпочтению «низких» героев «высоким». Главным героем реализма стал «средний», обыкновенный человек, герой будней и повседневности. Его изображение не требовало эстетически напряженных и крайних оценок и красок - грозного негодования или непомерного восхваления. Отношение к нему автора предполагало уравновешенность, выверенную дозировку светлого и темного тонов, поскольку он не был ни отъявленным злодеем, ни благородным рыцарем без страха и упрека. В нем были достоинства, но имелись и пороки. Точно так же природная среда представала в художественных произведениях русских реалистов равнинной степью средней полосы, со скромной растительностью и медленно текущими реками. Достаточно вспомнить романтические пейзажи Пушкина в южных поэмах и его же стихотворения 1830-х годов, ранние романтические стихотворения Лермонтова и его «Родину», живые зарисовки Фета и Некрасова.

В процессе развития реализма его основные принципы оставались неизменными, но затем акценты расставлялись по-иному и содержательный смысл принципов обогащался новыми гранями. Большую роль стало играть индивидуальное писательское применение общих для реализма «законов». Так, на первом этапе писателям было важно утвердить принцип исторического и социального детерминизма, осмыслить зависимость человека от формирующей его среды. Человек ставился лицом к лицу с действительностью и вступал с ней в «игру», носившую трагический, драматический или комический характер. На втором и последующих этапах интерес писателей переместился от действительности к внутренним стимулам поведения человека, к его душевной жизни, к «внутреннему человеку». Зависимость от «среды» стала само собой разумеющимся фактом, но автоматически не определяющим поведение личности. Стало быть, главная задача осталась прежней - изображение и выражение душевной жизни человека во всей ее сложности и тонкости.

Подлинным основоположником реализма в русской литературе явился А. С. Пушкин. Автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Медного всадника» и «Капитанской дочки» сумел постигнуть самую суть важнейших явлений русской действительности, которая предстала под его гениальным пером во всем многообразии, сложности, противоречивости.Вслед за Пушкиным к реализму приходят все крупнейшие писатели первой половины XIX в. И каждый из них развивает достижения Пушкина-реалиста, добивается новых побед и успехов. В романе «Герой нашего времени» Лермонтов пошел далее своего учителя Пушкина в изображении сложной внутренней жизни современного ему человека, в углубленном анализе его душевных переживаний. Гоголь развивал критическую, обличительную сторону пушкинского реализма. В его произведениях - прежде всего в «Ревизоре» и «Мертвых душах» - быт, нравы, духовная жизнь представителей правящих классов показаны во всей их неприглядности.

Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым все больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней все более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с еще большей силой - в поэзии Кольцова и творческой деятельности писателей так называемой «натуральной школы».Эта школа, сформировавшаяся в 40-х годах, представляла собой первое в русской литературе объединение писателей-реалистов. Это были еще молодые писатели. Сплотившись вокруг Белинского, они поставили своей задачей изображать жизнь правдиво, со всеми ее темными и мрачными сторонами. Старательно и добросовестно изучая повседневную жизнь, они открывали в своих рассказах, очерках, повестях такие стороны действительности, которых почти не знала прежняя литература: подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мелких чиновников, обитателей петербургских «углов». Лучшие произведения писателей, связанных с «натуральной школой»: «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова, «Деревня» и «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича (1822 - 1899) - подготовили расцвет реализма в русской литературе второй половины XIX в.

Подводя итог, можно говорить о том, что ни классицизма, ни сентиментализма, ни романтизма в чистом виде в русской литературе просто не существовало. Это и понятно: она (Россия) в своем развитии устремлялась к созданию реализма общенационального масштаба и звучания. Исследователи литературы эпохи Возрождения давно обратили внимание на то, что искусство писателей и поэтов того времени содержало все последующие направления в развитии европейской литературы, все элементы будущих литературных течений. Собирая в мощный синтез на национально-русской духовно-нравственной основе разбежавшиеся в западноевропейской литературе течения, русский реализм формально как бы двигался «назад», но фактически устремлялся далеко вперед.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История русской литературы XIX в. / Под ред. Д. Н. Овсяннико-Куликовского. – М., 1908-1910. – Т. 1-5.;
  2. История русской литературы XIX-XX веков. Краткий очерк. – М., 1983;
  3. История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы / Под ред. В. Н. Аношкиной и С. М. Петрова. – М., 1989;
  4. Коровин В. И. Русская поэзия XIX века. – М., 1982;
  5. Куприянова Е. Н. Национальное своеобразие русской литературы: очерки и характеристики / Е. Н. Купреянова, Г. П. Макогоненко; Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1976.
  6. Лебедев Ю. В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М., 2002. – Ч. 1;
  7. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М., 1967;
  8. Мезенцев П. А. История русской литературы XIX века (первая половина). – М., 1963;
  9. Муратова К. Д. История русской литературы XIX века: Библиографический указатель. – М.; Л., 1962;
  10. Поэты начала XIX века. - Л., 1961;
  11. Ревякин Л. И. История русской литературы XIX века. Первая половина. – М., 1981; А. Н.
  12. Цейтлин Л. Г. Русская литература первой половины XIX века. – М., 1940

Рецензия на реферат

Литературные течения первой четверти XIX века

Работу выполнила учащаяся 9 класса

Данилова Анастасия

Тема, выбранная обучающейся для написания реферата, очень интересна, так как рассмотренные литературные течения изучаются именно в 9 классе. Работа представляет собой исследование литературного процесса начала 19 века.

Для написания реферата учащаяся внимательно и глубоко изучила различную литературу. В круг ее исследования вошли монографии критиков, занимающихся изучением данного вопроса, так же обратилась к текстам литературных произведений, созданных именно в этот период, проанализировала их в соответствии с целями своего реферата.

Обучающаяся обладает достаточным исследовательским мастерством. Она умеет непротиворечиво использовать собранный материал и делать аргументированные выводы.

Композиция работы отличается четкостью и логичностью. В ней выделяются 3 части: введение, где учащаяся повествует об особенностях развития литературного процесса начала 19 века и исторических событиях, сопровождающих это развитие; основная часть содержит подробную информацию об основных литературных течениях стран Европы и России; заключение, в котором учащаяся формулирует итоги своего исследования, высказывает собственную точку зрения на данную проблему.

Язык и стиль изложения соответствуют заявленному жанру.

Реферат оформлен грамотно. Объем соотносится с содержанием заявленной темы.

Работа в целом производит положительное впечатление своей логикой, глубиной анализа материала, актуальностью, серьезным подходом к теме.

Реферат заслуживает оценки «отлично» и рекомендован на XIII областную конференцию учащихся «Под знаком Пушкина»

Русская культура в первой четверти XIX века.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию.

Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации.

Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Литература

Русская литература первой половины XIXв. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры.

Учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804).

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н. Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И. Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я. Бичурин)), монголоведение (И.Н. Березин, Казань).

На рубеже XVIII-XIXвв. постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом.

Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М. Карамзин, по выражению В.Г. Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи".

Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм.

Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал В.А. Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А. Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIXв. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С. Пушкина. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В. Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В. Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIXв. Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры.

Первая половина XIXв. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества.

Литература в 19 веке в России связана с бурным расцветом культуры. Духовный подъем и важные нашли отражение в бессмертных произведениях писателей и поэтов. Эта статья посвящается представителям Золотого века русской литературы и основным направлениям этого периода.

Исторические события

Литература в 19 веке в России породила такие великие имена, как Баратынский, Батюшков, Жуковский, Лермонтов, Фет, Языков, Тютчев. И прежде всего Пушкин. Рядом исторических событий был ознаменован этот период. На развитие русской прозы и поэзии оказали влияние и Отечественная война 1812 года, и смерть великого Наполеона, и уход из жизни Байрона. Английский поэт, так же как и французский полководец, долгое время владел умами революционно мыслящих людей в России. и русско-турецкая война, а также отголоски французской революции, раздававшиеся во всех уголках Европы, - все эти события превратились в мощный катализатор передовой творческой мысли.

В то время как в западных странах осуществлялись революционные движения и начал зарождаться дух свободы и равенства, Россия укрепляла свою монархическую мощь, и подавляя восстания. Это не могло остаться без внимания художников, писателей и поэтов. Литература начала 19 века в России - это отражение мыслей и переживаний передовых слоев общества.

Классицизм

Под этим эстетическим направлением понимают художественный стиль, который зародился в культуре Европы во второй половине XVIII века. Основные черты его - это рационализм и соблюдение строгих канонов. Обращением к античным формам и принципу трех единств отличался и классицизм 19 века в России. Литература, однако, в этом художественном стиле уже в начале столетия стала сдавать свои позиции. Классицизм постепенно вытеснялся такими направлениями, как сентиментализм, романтизм.

Мастера художественного слова стали создавать свои произведения в новых жанрах. Получили популярность произведения в стиле исторического романа, романтической повести, баллады, оды, поэмы, пейзажной, философской и любовной лирики.

Реализм

Литература в 19 веке в России связана прежде всего с именем Александра Сергеевича Пушкина. Ближе к тридцатым годам в его творчестве прочные позиции заняла реалистическая проза. Следует сказать, что родоначальником этого литературного направления в России является именно Пушкин.

Публицистика и сатира

Некоторые особенности европейской культуры 18 столетия унаследовала литература 19 века в России. Кратко можно обозначить основные черты поэзии и прозы этого периода - сатирический характер и публицистичность. Тенденция к изображению человеческих пороков и недостатков общества наблюдается в творчестве писателей, создававших свои произведения в сороковых годах. В литературоведении было позже определено объединившее авторов сатирической и публицистической прозы. «Натуральная школа» - так назывался этот художественный стиль, который также, впрочем, именуют еще «школой Гоголя». Другие представители этого литературного направления - Некрасов, Даль, Герцен, Тургенев.

Критика

Идеологию «натуральной школы» обосновал критик Белинский. Обличением и искоренением пороков стали принципы представителей этого литературного течения. Характерной чертой в их творчестве стала социальная проблематика. Основные жанры - очерк, социально-психологический роман и социальная повесть.

Литература в 19 веке в России развивалась под влиянием деятельности различных объединений. Именно в первой четверти этого столетия произошел существенный подъем в журналистской сфере. Огромное влияние на оказал Белинский. Человек этот обладал необыкновенной способностью чувствовать поэтический дар. Именно он первым распознал талант Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского.

Пушкин и Гоголь

Литература 19-20 века в России была бы совсем иной и, разумеется, не столь яркой без этих двух авторов. Они оказали огромное влияние на развитие прозы. А многие элементы, которые они ввели в литературу, стали классическими нормами. Пушкин и Гоголь не только разработали такое направление, как реализм, но также создали совершенно новые художественные типы. Один из них - образ «маленького человека», который позже получил свое развитие не только в творчестве русских авторов, но и в зарубежной литературе девятнадцатого и двадцатого веков.

Лермонтов

Этот поэт также немалое влияние оказал на развитие русской литературы. Ведь именно ему принадлежит создание такого понятия, как «герой времени». С его легкой руки оно вошло не только в литературоведение, но и в общественную жизнь. Лермонтов также принял участие в разработке жанра психологического романа.

Весь период девятнадцатого столетия знаменит именами талантливых великих личностей, которые творили в области литературы (как прозы, так и поэзии). Русские авторы в конце восемнадцатого века перенимали некоторые заслуги западных коллег. Но в силу резкого скачка в развитии культуры и искусства в итоге стала на порядок выше существовавшей в то время западноевропейской. Творчество Пушкина, Тургенева, Достоевского и Гоголя превратилось в достояние мировой культуры. Произведения русских писателей стали образцом, на который опирались позже немецкие, английские и американские авторы.

Первые десятилетия явились колыбелью русской классической литературы XIX века. Они озарены подвигом нашего народа в Отечественной войне 1812 г., отстоявшего свободу и независимость своей Родины.

Русской литературе первой четверти XIX в. было свойственно острое ощущение духовного единства нации и вера в великое буду­щее русского народа. Это отвечало и ее общему движению к роман­тизму, основной целью которого являлось создание в стране само­бытной, неподражательной, народной в своей основе литературы.

В критических и публицистических статьях того времени настой­чиво провозглашаются мысли о необходимости «вникать в характер российского народа, в дух российской древности и потом в частные характеры наших древних героев», показывать «что-нибудь великое, важное и притом истинно русское», «приучить россиян к уважению собственного».

Но уже родился на Руси поэт, которому было суждено - и именно в эти годы - создать произве­дения, где «русский дух» проявился во всей своей красоте и силе. Это был Иван Андреевич Крылов (1769-1844) - великий русский баснописец. В басне Крылов полностью нашел себя как художник и до конца раскрылся как мастер психологического портрета, которому до­ступно изображение любых человеческих характеров и жизненных ситуаций, мыслей и чувств представителей практически всех слоев общества и сословий. И не просто изображение, а с высоты много­векового народного опыта и национального мышления русского на­рода, которому, как верно подметил Пушкин, свойственно «ве­селое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выра­жаться».

В баснях Крылова Россия увидела самое себя. Представители разных классов и рангов, современная жизнь с ее социально-исто­рическими и нравственными столкновениями, политическими и ли­тературными событиями - все получило здесь глубоко верное, жи­вое и художественно совершенное выражение.

Подчеркнутое у наших писателей тех лет «уважение к собствен­ному» не означало, однако, стремления к национальной изоляции. Переводы самых разных западноевропейских поэтов и прозаиков постоянно печатались в русских журналах. Отечественная лите­ратура использовала этот опыт для решения своих национальных художественных задач и во многом решительно преображала вос­принятое ею литературное достояние других народов. Начиналась эпоха русского романтизма.

У истоков ее находится творчество Василия Андреевича Жуков­ского (1783-1852) . Он явился самым ярким представителем русского романтизма.

О Жуковском заговорили в 1808 г., когда в «Вестнике Европы» была опубликована его баллада «Людмила» (вольный перевод «Леноры» немецкого поэта Г. А. Бюргера). Все в ней было ново, неожи­данно и одновременно знакомо. Средневековой легенде о невесте и видении ей жениха, убитого в дальнем сражении, наш поэт при­дал ярко выраженный национальный колорит. На читателей вдруг повеяло народными преданиями и суевериями, ночными страхами и мистическими ужасами. События легенды, перенесенные на почву отечественной истории, переплелись в балладе с изображением рус­ского национального быта и были украшены народнопоэтическими образами. Такого рода произведения - «страшного» по содержанию и легкого, прозрачного по художественному исполнению: читаешь, охватывает ужас, но не оторвешься, - русская поэзия до того не знала. Появление этой баллады знаменовало начало нового, роман­тического этапа, в развитии отечественной литературы.



Слава поэта упрочилась, когда в 1813 г. увидела свет его ори­гинальная баллада «Светлана» (1808-1812), где была опоэтизиро­вана жизнь русского народа.

С этого времени ведущим в творчестве Жуковского становится жанр баллады. И хотя большинство балладных сюжетов было заим­ствованным, однако поэтом «вы­бирались лишь те или то из них, что отвечало его внутреннему содержанию, потребности его выразить, привив к чужой идее свою собственную». «Собственная идея» пронизывает все лучшие его бал­лады: «Эолова арфа» (1814), «Рыцарь Тогенбург» (1818), «Лалла Рук» (1821), «Замок Смальгольм» (1822) и др. В этих балладах русскому читателю открылся совершенно новый мир - мир евро­пейского и русского средневековья, художественно переосмысленный и творчески преображенный фантазией писателя. Это была поэти­ческая мечта современности о далеком прошлом, о давно минувшем, но, как казалось романтикам, неповторимо прекрасном времени в жизни человечества.

Жуковского вдохновляли мотивы и сюжеты не только европей­ской предромантической и романтической поэзии, но и отечествен­ного фольклора, а также события национальной истории. Он пишет повесть «Вадим Новгородский» (1803), трудится над сценическим воплощением былины об Алеше Поповиче (1809-1810), создает поэму «Двенадцать спящих дев» (1814-1817), стихотворное пере­ложение «Слова о полку Игореве» (1817-1819), работает над поэ­мой «Владимир» (1814-1817). Позднее, в 30-е годы, он пишет стихотворные сказки: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее», «Сказка об Иване Царевиче и Сером волке».

Поэт был пламенным патриотом своей Родины. В грозное время наполеоновского нашествия на Россию он идет добровольцем в мо­сковское ополчение. Накануне Тарутинского сражения он пишет сразу ставшее знаменитым стихотворение «Певец во стане русских воинов» (1812). Произведение проникнуто взволнованной торжественностью и глубокой лю­бовью к родной земле.

Творения Жуковского составили «целый период нашей лите­ратуры, целый период нравственного развития нашего общества», «без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

В развитии русской поэзии первой четверти XIX в. значительна и роль Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855). «Что Жуковский сделал для содержания русской поэзии, то Батюшков, - отмечал Белинский, - сделал для ее формы: первый вдохнул в нее душу живу, второй дал ей красоту идеальной формы».

Наследие Батюшкова невелико по объему - тяжелая болезнь уже в самом начале 20-х годов лишила его возможности творить, однако многие его стихотворения поразительно емки и совершенны.

В отличие от Жуковского Батюшков, в своих стихах раскрывал внутренний мир человека во всей реальности его переживаний и чувств - «Мои пенаты» (1811-1812), «Веселый час» (1806-1810), «Элизий» (1810), «Привидение» (1810) и др. Его поэтические об­разы удивительно пластичны, скульптурны, предельно, даже можно сказать рельефно четки. Он дает читателю возможность не только видеть, но и осязать, обонять, слышать то, о чем пишет. Оставив мир туманных видений, тайных вздохов и слез, тревож­ных предчувствий, свойственных лире Жуковского, Батюшков стал воспевать радости земной жизни и человеческого бытия. Под пером Батюшкова отечественная лирика обогащается новыми ощущениями, мотивами и настроениями.

В Батюшкове, по словам Белинского, в «первом из русских поэ­тов художественный элемент явился преобладающим элементом». Аристократизм, грациозность, изящество - такими эпитетами со­провождал критик свой анализ творчества поэта, видя в Батюшкове непосредственного учителя Пушкина, которому он и передал «почти готовый стих».

Общественные иллюзии времен Отечественной войны 1812 г. и освободительного похода русской армии 1813-1814 гг., связанные с на­деждой на демократизацию жизни России и ликвидацию крепост­ного права, сменились горьким разочарованием при столкновении вчерашних победителей наполеоновских полчищ с послевоенной са­модержавно-крепостнической действительностью. Наступает время печально известной аракчеевщины - всеобщей государственной бю­рократизации, маниакальной «дисциплины», военных поселений и строгой регламентации всех сторон общественной и культурной жизни. Однако демократическая мысль уже не в силах мириться с противоестественностью сложившихся внутринациональных отно­шений. Возникает «декабризм - поэтическая мечта о свободе, рож­денная на почве романтизма».

Начавшееся общественное движение заметно активизирует ли­тературную жизнь. К новым для литературы сферам действительно­сти обратились русские романтики. Источником их художественного вдохновения стала история страны. Они поэтизировали нацио­нальные предания, обращались к документам и событиям отече­ственной истории, памятникам древнерусской литературы. Роман­тики заново открыли сказочный, фантастический мир, восходящий к отечественному и западноевропейскому народнопоэтическому и мифологическому сознанию. Наконец, в их произведениях во всем его многозвучии был воссоздан мятежный и таинственный мир че­ловеческого сердца.

В литературе утверждаются новые поэтические имена. Среди них А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхель­бекер, Е. А. Боратынский, А. А. Бестужев-Марлинский, И. И. Коз­лов. Новое дыхание обретают поэты и прозаики, заявившие о себе уже в начале века - В. Т. Нарежный, Д. В. Давыдов, П. А. Кате­нин, П. А. Вяземский и др. В русле романтического движения фор­мируется декабристская поэзия.

На гребне декабристского движения появляется «Горе от ума» (1822-1824) Александра Сергеевича Грибоедова (1794-1829) - гениальная комедия, достойно венчавшая идейно-художественные искания русской литературы первой четверти XIX в. Она явилась своего рода синтезом наблюдений и размышлений отечественной социально-общественной мысли над современной ей российской дей­ствительностью и вместе с тем ее подлинно художественным иссле­дованием. В соотнесении героев, сцен, диалогов, монологов и отдель­ных реплик вырисовывалась не просто и не только широкая картина нравов «века нынешнего и века минувшего», но ярко вы­ступали нравственно-философские и политические противоречия русского общества в целом.

Новаторство грибоедовской комедии заключалось и в «объемном» изображении главного героя, когда глубоко личное и общест­венное тесно переплеталось и сливалось в единый полнокровный характер человека нового времени, осознающего свою причастность к жизни народа. Несмотря на отсутствие «народных» сцен, народ незримо присутствует в комедии - его жизнь, его судьба, его права являются, по существу, основным предметом разногласий Чацкого с фамусовским миром. Это остро почувствовал Белинский, опреде­лив «Горе от ума» как благороднейшее гуманистическое «произве­дение, энергический (и притом еще первый) протест против гнус­ной расейской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников, против нашего светского общества, против невежества, добровольного холопства и пр. и пр.».

«Горе от ума» явилось не только ярким художественным вопло­щением декабристской идеологии, но и в высшей степени народным произведением. Это относится и к языку комедии, половина стихов которой, как и предвидел Пушкин, давно вошла в пословицы.

Литературно-общественное движение в России первой четверти XIX столетия совершалось в сложной идейно-политической и худо­жественной борьбе. Могучими его стимулами являлись демократи­ческие, социальные и философские традиции, утверждение передовой декабристской эстетикой и кри­тикой новых общественных идеалов и освободительных идей.

Все эти процессы отразились в творчестве Александра Сергее­вича Пушкина (1799-1837), поэтический дар которого к концу пер­вой четверти века достиг своей зрелости, знаменуя новую ступень в развитии русской литературы.

БИЛЕТ № 1

I период – 1801-1815 гг.
II период – 1816-1825 гг. Последние 10 лет правления декабриста Александра I; расцвет романтизма, появляется реализм; начальный этап творчества Пушкина.

11-12 марта 1801 г. – убит император Павел I. Среди заговорщиков было много высокопоставленных лиц. Смерть императора вызвала всеобщую радость. Люди возлагали надежды на нового монарха, Александра Павловича, в том числе на издание либеральных реформ. Личный произвол -> строгая законность. Вопрос о просвещении был весьма важен.

Сперанский – ближайший советник императора. Радикальные реформы взвали отзыв высших слоев, сильную оппозицию. В 12-ом году Сперанский был отлучен от должности.
В 1812 году в Европе огромную власть приобретает Наполеон. Отечественная война (такое название потому, что в войне участвует всё население). 12 июля 1812 года французские солдаты перешли в наступление.
17 августа – Кутузов становится главнокомандующим. 26 августа – сражение под Бородино. Второго сентября Наполеон вступил в Москву, пробыл здесь до 6 октября. «Такой прием вас ждет везде». Писал Тургенев: «Наполеон не нашел в России ни врагов, ни предателе й».

Почти у каждого писателя было произведение о войне. Слово «Родина» произносится с особым чувством. Война оказывает влияние не только на судьбу России, но и на судьбу Европы. Территориальные приобретения России после войны. Воинство надеется на дальнейшие преобразования. Но в этот момент политика Александра меняется : военные поселения, Аракчеев , недовольство среди офицеров.

1-ое тайное общество, союз Спасения 1816 год. Цели: ликвидация крепостного права и самодержавной власти + конституция; 1818 –союз благоденствия (Глинка, Федор Толстой, Муравьев). Пропаганда идей по средствам литературы. Появляются два общества, северное (Петербург) и Южное (Москва – Русская правда).

19 ноября 1825 года умирает Александр I. Первоначально и армия, и государство присягнули Константину, но Константин отказался, должна была произойти переприсяга. Именно на это время заговорщики планировали переворот. Главным был Трубецкой. 14 декабря 1925 происходит восстание декабристов на Сенатской площади. Всего участвовало около трех тысяч восставших. Трубецкой на площадь не явился. Декабристы захвачены, арестованы, пятеро человек казнены.

Началась вторая четверть 19 века. Литература всегда была тесно связана с общественной жизнью , но всегда развивалась по своим законам.
Романтизм – основное литературное направления первой четверти XIX века. Появляются черты реализма.

Стало гораздо больше читателей. Умели и любили писать письма. Важную роль играли салоны. Это было время общения, оно очень много значило.



Общая характеристика классицизма:

1. Рационализм : утверждение человеческого разума. Очень важна была идея служения государства, идея гражданского долга. Надо смотреть на природу.

2. Художественные принципы. К такой литературе привыкло общество. Шишков : Литература в России не должна заимствовать. Шишков организует общество «Беседа любителей русского слова » до 1816 года. Сентиментализм – школа Карамзина.
Журнал «Вестник Европы» 1802 год Карамзина. В его творчестве видны черты предромантизма .
Во всем бывает мода, даже в литературе.

3. В 1815-1818 году образуется общество «Арзамас ». Его цель – литератураная борьба с «Беседой», с классицизмом. Его члены – Батюшков, Блудов, Вяземский, Пушкин и пр.
Дружеское объединение. Подготовили появление романтизма.
Романтизм пришел из Западной Европы.
Идея романтизма – столкновение личности и общества. Романтизм появляется во время переломного момента в истории.
Вольное общество любителей российской словесности (1816-1825 гг.)
Гражданские романтики говорили о социальной роли литературы. Рылеев («Думы»): рассказ о подвиге ради Родины.

Всякие народные крестьянские волнения портят кровь правительству Павла 1. Придворные тоже не отстают и с 11 на 12 марта 1801г. устраивают дворцовый переворот. Новый царь Александр 1 видя такое положение вещей поначалу идет на кой-какие уступки либерально настроенному обществу – разрешает частные типографии, ввоз книг из-за границы, вводит новый цензурный устав, ограничивающий административное вмешательство в дела печати, открывает кучу университетов и гимназий и т.п. следующий пункт нашей программы – война 1812 года, которая как война народная и священная пробудила народное самосознание и обнаружила огромные силы нации. Как ярость благородная вскипела волной, как рус. народ освободил от козлов французских всю Европу, так прямо и прочувствовал необходимость нац. освобождения. Отсюда все гражданские и рев. темы в литературе. Большие разговоры про отмену крепостного права, бочки на самодержавие и обществ. устройство страны.



Самые хитовые жанры лит-ры: издыхающий классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В начале 19 века меняется тип литератора. 18 столетие знало литератора-философа, социолога, моралиста, для которого литература оставалась все же главным занятием (Фонвизин, Муравьев). Оживление социологической и филологической мысли в начале александровского царствования приводит к появлению типа ученого, социолога, занимающегося литературной деятельностью. Образовавшееся в 1801 году «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» объединило литераторов именно этого рода (сначала под названием Дружеского общества любителей изящного). Передовые члены – Дмитриев, Востоков, Остолопов, Иванов, Тербенев, Пнин, Попугаев, Радищев и еще куча всяких членов.

Все это предопределяло выбор тем и их освещения: антикрепостническая направленность, антитиранические мотивы; деизм просветительского толка окрашивал и целую серию философских од. Художественная проблематика произведений общества найдет свое продолжение в социальном дидактизме гражданской литературы 20-х годов. В стихах членов общества можно увидеть прямое предвестие тем и даже языка поэтов-декабристов – культ «поэта-гражданина», систему «слов-сигналов». Это была поэзия мысли, но мысли просветительской и преимущественно ориентированной в область социальной философии и политики.

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.

Примерно в 1816 г. создается «Вольное общество любителей российской словесности» (1816-1825 ). Его возглавлял Федор Глинка. Четче идейные искания (по сравнению с «Вольным обществом любителей словесности, наук и художест»).

Вольное общество любителей российской словесности оставило заметный след в истории русской литературы и журналистики. Это одна из первых организаций передовых писателей России. Деятельность была тесно связана с деятельностью декабристов, многие из которых были членами этого общества.

В составе Общества находилось около 20 членов Союза благоденствия, которые и «задавали тон». Союз Благоденствия заботился об объединении прогрессивных национальных сил и большой просветительской работе. Отсюда в Союзе Благоденствия, в его пропагандистских занятиях такое важное место занимают конституционные проекты, петиции, легальные просветительские мероприятия, литература и наука. «Правила общества любителей словесности» в политическом смысле были вне всяких подозрений. Основная цель сводилась к чтению и исправлению читавшихся на собраниях произведений. До 1818 года Общество именовалось просто Общество любителей российской словесности, только в этом году получив дополнение: Вольное. Но и после этого деятельность Вольного общества была неактивна, проходила в мелких распрях и в чтении заурядных произведений. Попытки Глинки и Никитина привить Обществу гражданское направление не имели успеха. В 1818 году в «упражнениях» членов Вольного общества намечается выход к гражданской теме. Для «успехов просвещения» в обновленном Обществе были организованы специальные «ученые упражнения»: публицистические выступления и художественные произведения.

В 1818-1819 гг почетными членами Общества избираются крупнейшие поэты той поры – И.А.Крылов, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, рекомендованные Ф.Н.Глинкой, А.А.Дельвиг, П.А.Плетнев, В.К.Кюхельбекер. 1 апреля 1818 года Никитин для «вящей пользы» предложил сделать в уставе Общества «пополнение и перемену». Перемена была им предложена серьезная, Вольное общество становилось своеобразной республикой литераторов. Глинка 16 июля 1919 года становится ее президентом. «Ученой республикой» в 1820 г. была организована политическая демонстрация против высылки А.С.Пушкина из Петербурга. В январе 1821 года признал себя распущенным близкий к провалу Союз Благоденствия. Общество окончательно становится центром, вокруг которого объединяются прогрессивные силы в литературе. В 1821 году в Вольном обществе активно сотрудничают Рылеев, братья Бестужевы, Корнилович. Тогда же в действительные члены были приняты Баратынский, Гнедич и др. В «ученые упражнения» закономерно входят фольклористические статьи, свидетельствующие о внимании «соревнователей» к народной поэзии. Характерную черту «ученых упражнений» 1822 года составляет повышенный интерес к национально-героической исторической теме. На первом план стояла история родной страны. 15 декабря 1824 Грибоедов был избран в действительные члены «ученой республики». Конечно, далеко не все члены Общества были близки к декабризму. В Обществе состояли и принципиальные враги этого движения, и литераторы, не замешанные в политике вообще.

Оч важно!, т.к. к нач. 19 в. процесс выработки норм рус. лит. языка ещё не завершился. Интенсивно шёл процесс формирования стилей худ. лит-ры.

В спорах о «старом» и «новом» слоге проявились не только литературные, но и идейно-политич. разногласия. Адмирал Ш. возглавил партию полит. и литер. реакционеров и долгие годы боролся против либерализма и новаторства. В период войны 1812 г. был приближен Адександром I; составлял манифесты и рескрипты; незадолго до восстания декабристов назначен министром народного просвещения. Кроме «Рассуждения…» написал ряд других работ, напр., «Разговор о словесности» (1811).

Ш. выступал против изменений в языке лит-ры, произошедших к концу 18 в. и приведённых в систему Карамзиным. Сближение лит.языка с живой разговорной речью образованного об-ва; резкое ограничение книжных, церковнославянских эл-тов; создание новых слов / заимствования из других европейских языков.

Ш. обвинил К. и его последователей в пренебрежении церковнославянизмами. Он не допускал и смешения 3х стилей Ô. Но главным основанием борьбы против «нового слога» для Ш. были не стилистич., а морально-политич. мотивы. «Старый слог» для него в 1ую очередь ценен как хранитель старой идеологии. Это коренным образом отличало Ш. от Р. и поэтов-просветителей, к-рые использ. славянскую лексику и фразеологию для выражения высокого гражданского содерж.

Политич. основа выступлений Ш. по вопросам лит-ры ещё чотче проявилась в его борьбе против иноземных влияний. Противники якобы увлекались заимствованиями из франц.яз. и стремились создавать слова по образцу иностранных. Причём речь шла не о крайностях в заимствованиях, а о том, что исп-ние слов другого языка наносит вред Великому Ррррусскому языку. Рассматривал галлицизмы как путь проникновения в Россию идей евреев,масонов Французской революции.

Скорбит об упадке не только языка, но и словесности (причина – чрезмерное «прилепление» к иностр. писателям). Образцами должны-де служить «священные книги», «летописи» и «все подобные им предания». !Поэт должен «напитаться» не только словами и выражениями предков, но и их мыслями. «Красоты мыслей никогда не стареются».

Полемика между архаистами и новаторами не сводилась к теории . Литер. «староверы» пытаются создавать пр-ния в традиц. жанрах и стилистич. формах. Эпич. поэмы о Петре I и других ист. героях; классич. эпопеи о событиях войны 12го года; оды классич. стиля.

1811г. – появляется лит.об-во «Беседа любителей русского слова», что придаёт собраниям сторонников Шишкова офиц. хар-р. Орган-ры постарались обеспечить ему правит. поддержку и привелегир. положение. Об-во было разделено на 4 разряда, каждый их к-рых имел своего попечителя. Председатели – Шишков, Державин, Хвостов, Захаров. Большая часть имён членов «Беседы» осталась в истории лит-ры мало известной / приобрела печальную славу. (Державин не в счёт, он занимал в лит-ре начала века особую позиции. Как и Крылов.) В 1816г. «Беседа», такскзть, умерла.

Классицизм пытался удержать позиции в сфере эстетич. теории и критики. В лит. критике старые эстетич. принципы защищал «Вестник Европы». Но и в лит. теории «классическая» доктрина давала трещины.

В 1815 Шаховский написал комедии "Липецкие воды" и "Новый Стерн", в которых постебался над карамзинистами и нарвался: те объединились в "Арзамас " и поставили себе целью борьбу с устаревшими литературными вкусами и традициями. Вместо бюрократии у них была шуточная масонская эстетика с колпаками и партийными кличками, взятыми в основном из баллад Жуковского. На каждом заседании поедали гуся, делились поэтическими опытами и вообще весело проводили время. Жуковский, Пушкин и его дядя Василий (тоже Пушкин), Вяземский, Батюшков и многие другие. Полемика этих двух кружков гордо называлась "войной на Парнасе" и продолжалась до 1816, когда "Беседа" приказала долго жить. "Арзамас" потерял смысл своего существования. Сначала они решили издавать журнал и даже составили план, однако на этом всё и закончилось. Тут будущие декабристы Муравьёв и братья Тургеневы попытались сделать из "Арзамаса" "серьёзную организацию". Серьёзной организации из этого сборища не получилось, и в 1818 "Арзамас" развалился, а члены его разъехались из Петербурга в разные стороны.

Итого: "Беседа " шишковистов: бюрократия, обрядовость. Считают себя преемниками классицизма, борются за чистоту русской речи и против реформы Карамзина. Шишков, Державин, Шаховской.

"Арзамас " карамзинистов: весёлая тусовка с элементами буффонады. Цель - воспитание вкуса, борьба с устаревшими традициями. Реформа Карамзина - модернизация языка путём разумного заимствования (которое по факту и так уже произошло в светских салонах). Жуковский, Вяземский, Батюшков, Пушкин, Блудов, Дашков, будущие декабристы.

I четверть XIX века в России и, кстати, не только в России – период, когда ведущую роль в литературном процессе играют поэтические жанры. Это время господства поэзии в литературе, время её расцвета, «золотой век» русской поэзии. Трудно представить себе другую эпоху, которая одновременно вмещала бы столько выдающихся поэтических имён. Не говоря уже о А. Пушкине, в это время творят Е. Баратынский, К. Батюшков, П. Вяземский, Ф. Глинка, Н. Гнедич, А. Грибоедов, Д. Давыдов, А. Дельвиг, В. Жуковский, П. Катенин, И. Козлов, И. Крылов, А. Мерзляков, К. Рылеев, Н. Языков. И каждый из них оставил свой заметный след в истории русской литературы. В составленной Ю. Верховским и вышедшей в 1919 году антологии «Поэты пушкинской поры» 54 имени. А ведь в антологию вошли только те авторы, чьё творчество и через столетие сохранило хоть какое-то художественное значение. Этот факт говорит в том числе и об очень высоком уровне общего развития поэтической речи, владения стихотворной техникой, которые были достигнуты в I четверти XIX века.

Это время ускоренного формирования русского литературного языка, нормализации и гармонизации, эстетизации русской речи, в первую очередь – письменной. Именно в этот период русское слово научилось полностью раскрывать свои экспрессивные и эстетические возможности, быть эстетически привлекательным. Это сопровождалось сближением языка художественной литературы с языком образованной части общества. Литература XVIII века – это во многом литература «для своих», для людей, так или иначе причастных к литературному творчеству. Вне этого круга число читателей крайне ограниченно. И причина этого во многом в состоянии литературного языка. Он труден даже для образованной части общества. С другой стороны, в мире Простаковых и Скотининых непонятно было, зачем читать вообще. Русская литература в начале XIX века идёт навстречу читателю и одновременно формирует его. Чтение русских книг перестаёт быть в некотором смысле профессиональным занятием, формируется относительно широкий читатель русской литературы. Знание произведений Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Пушкина теперь становилось общепринятой нормой для человека, принадлежащего к культурному сообществу в России, так же, как ранее знание французской литературы. Чтение русской литературы из труда стало превращаться в удовольствие. По словам С. Шевырёва, «при Ломоносове чтение было напряжённым занятием; при Екатерине стало роскошью образованности, привилегиею избранных; при Карамзине необходимым признаком просвещения; при Жуковском и Пушкине потребностию общества» (Шевырёв С. Взгляд на современное направление русской литературы. – «Московитянин». 1842. №1. С. XII). Сформировались и читатель с достаточно развитым литературным вкусом и высокими эстетическими требованиями к литературному произведению, читатель, стремящийся получать эстетическое наслаждение от русской книги, и литература, способная подобное наслаждение доставить. Понятно, что в первую очередь для решения этой задачи оказалась подготовлена поэзия.

С наступлением XIX века положение принципиально меняется. К концу предыдущего столетия постепенно повысился общественный авторитет литературы и писателя. В новом веке ведущими писателями становятся преимущественно дворяне, и не просто дворяне, а представители родовой аристократии: П Вяземский, А. Пушкин, А. Перовский и т.д. Это знак того, что меняется общественный статус литератора, а точнее, статус занятий литературным творчеством. Теперь уже это вполне уважаемый род деятельности, проявление высокой культуры, тонкого душевного строения, интеллектуальной независимости личности. В изменении престижа литератора огромную роль сыграли литературная деятельность и общественное поведение Н.М. Карамзина. Престиж писателя теперь определяется не тем, в каких отношениях с властью он находится, а интересом к его творчеству со стороны читателя. Новый общественный статус и социальное положение дворянина – литератора позволяют ему чувствовать себя независимым, в том числе и от власти.

Но литературный труд так и не становится профессиональным. Для писателей – дворян творчество - это в первую очередь способ самореализации личности, сфера духовной свободы, в том числе и свободы от материального расчёта. Характернейший пример такого рода писателя – дилетанта, погружённого в литературную жизнь, представляет П.А. Вяземский. Как писал Пушкин в 30-е годы, «литература стала у нас значительной отраслью промышленности всего около 20 лет. До сих пор она рассматривалась только как занятие изящное и аристократическое …» Литературная деятельность не воспринимается как источник доходов. Львиную долю прибыли за издание книги получает издатель, а не автор. Изменение этой ситуации связано с именем Пушкина. За свою поэму «Бахчисарайский фонтан» он получил неслыханный по тем временам гонорар – 3 тысячи рублей. «За стихи «Бахчисарайского фонтана» заплачено столько, сколько ещё ни за какие русские стихи заплачено не было», - отмечал тот же Вяземский. С этого времени литературный заработок становится главным источником доходов для Пушкина, а Пушкин – одним из первых русских профессиональных писателей XIX века. «Коммерческий успех «Бахчисарайского фонтана» стал одним из симптомов и факторов профессионализации литературного труда» в России. За первую четверть XIX века русский литератор проходит путь от писателя – дилетанта к писателю – профессионалу. На этом пути происходит соединение дворянского достоинства, чувства чести, личной независимости с осознанием своей писательской миссии, высокого назначения писательского труда.

Вместе с эмансипацией писателя происходит эмансипация литературы. «Высокая» литература первой четверти XIX века уже не является служанкой тех или иных политических, нравственных или просветительских целей. Она постепенно обретает собственное художественное содержание. Вполне очевидный характер этот процесс получает в творчестве А.С. Пушкина.

Литературная борьба в России

в I четверти XIX века.

I четверть XIX века – период острой литературной борьбы и ожесточённой полемики в русской литературе. В историческом пространстве двух десятилетий нового века встретились две литературные эпохи: эстетика, художественный опыт и вкусы уходящего этапа литературного развития, которым завершался век XVIII, и тенденции нового периода. Отсюда принципиальность и ожесточённость литературных схваток. Интенсивность развития литературы в России в описываемый период не позволяет отождествлять содержание литературной борьбы в России с противостоянием «классиков» и романтиков в литературах западноевропейских народов, так как в ходе этой борьбы решались те проблемы литературного развития, которые, например, во Франции заняли около двух столетий.

Литературные «партии», вступившие в ожесточённую полемику в России в начале века, «архаистами» и «новаторами». В центре дискуссии оказался, на первый взгляд, чисто научный спор об отношениях между церковно-славянским и современным русским языками. Однако в контексте литературного процесса начала XIX века этот вопрос приобрёл принципиальный характер. Это был вопрос не только о месте церковно-славянизмов в русском литературном языке, но о путях развития русской литературы. Представление о том, что церковно-славянский язык есть разновидность южно-славянского наречия и, следовательно, не является прямым предком современного русского языка, не было общепринятым в начале XIX столетия. «Архаисты » и их вождь - адмирал А.С. Шишков категорически были не согласны с этой точкой зрения. Полнее всего их языковая платформа была изложена в знаменитом труде Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге Российского языка». Для автора «Рассуждения…» церковно-славянский и русский языки - это в историческом плане один и тот же язык: «…язык у нас славенский и русский один и тот же. Он различается только … на высокий и простой. Высоким написаны священныя книги, простым мы говорим между собою и пишем светския сочинения…). «Причём русский разговорный язык предстаёт как результат порчи языка «славенского», обусловленной главным образом иноязычным влиянием» (Там же). Отсюда стремление «архаистов» в их литературной деятельности не только остановить этот процесс «порчи» церковно-славянского языка, но и восстановить его утраченные силу, красоту и выразительность.

В то время как «новаторы » стремились сблизить язык литературы с языком образованного общества, в том числе и путём максимального ограничения использования церковно-славянизмов, их противники утверждали несовместимость разговорной речи салона и книжного языка. При этом церковно-славянский язык «воспринимается вообще как предельно правильная разновидность» русского языка (Там же). А «славянизация (т.е. использование церковно-славянских языковых ресурсов) выступает при таком понимании как средство создания литературного языка». Стремление очистить язык от заимствованных элементов и отталкивание от разговорного языка – вот суть языковой программы «архаистов», которая превращала их в непримиримых противников «новаторов», сторонников Н.М. Карамзина.

«Карамзинисты » в своей литературной практике отстаивали ясность, легкость, изящную простоту литературного языка, они стремились сблизить книжный язык с разговорным языком общества. Они признают естественным и необходимым обогащение русского языка заимствованиями из более развитых европейских языков, в первую очередь французского. «Новаторы» решали задачу гармонизации литературного языка отсечением крайностей: не только тяжеловесных, устаревших церковно-славянизмов, но и просторечия, с их точки зрения грубого, неприличного в хорошем обществе. Они резко сужали границы литературного языка, но при этом вырабатывали его внутреннее единство.

Это был не только научный, но и мировоззренческий, идеологический спор. Это был спор о том, в каких отношениях быть развивающейся русской культуре с другими европейскими культурами, о том, должна ли литература менять свои формы, свой язык вместе с изменениями общественных вкусов, быта, уровня культурного развития читателей. Наконец, это был спор о том, кому должна служить литература: интересам государства или вкусам и понятиям общества. «Архаисты» отстаивали изолированность русской культуры и литературы от западноевропейских процессов. Их идеи предвосхищали «романтическую идею уникальности каждого народа, его языка, истории и культуры, романтический культ национального прошлого» (Указ. соч. С. 31). Однако жанровые пристрастия, принципиальная тяжеловесность, ораторская монументальность роднили произведения «архаистов» с традициями русского классицизма XVIII века. «Новаторы» - карамзинисты стремились к интеграции русской литературы в общеевропейский литературный процесс. Они отстаивали единые для всех народов представления об изящном, включающие в себя «идеал уравновешенности и соразмерности», отличавший «эстетику «старого» классицизма». (Там же). Но интерес к отдельной личности, её внутреннему миру, своеобразная интимность их искусства открывали дорогу новым явлениям в русской литературе, предвещали приближение романтической эпохи.

В начале 20-х годов споры «архаистов» и «новаторов» ушли в прошлое. Им на смену пришли толки о романтизме. Но русский романтизм I половины 20-х годов не был един. Внутри его существовали различные течения, в том числе и те, кого Ю. Тынянов назовёт «младоархаистами» и кто унаследует некоторые эстетические идеи Шишкова и его сторонников.

Различные формы организации литературной жизни

в России в I четверти XIX века.

Расширение круга читателей отечественных авторов в русском образованном обществе, появление независимых и авторитетных деятелей литературы способствовали развитию многообразных форм организации литературной жизни. Эти формы не только служили общению литераторов друг с другом, способствовали выработке новых художественных идей, литературным дискуссиям, но и позволяли непосредственно встречаться писателям и читателям, порождали литературную среду, вне которой трудно себе представить нормальное литературное развитие.

Среди форм организации литературной жизни I четверти XIX века надо назвать в первую очередь литературные салоны, литературно- художественные кружки, дружеские общества и более широкие литературные объединения. Отличались они друг от друга как числом участников, наличием или отсутствием общей литературной «идеологии», программы и, в первую очередь, степенью организационной оформленности. Для данного этапа литературного развития характерен тот факт, что наибольший след в истории литературы оставили объединения, которые носили наименее формальный характер.

К их числу относились и литературные салоны . I четверть XIX века в России – пора становления и развития культуры литературных салонов, эпоха расцвета которых придётся на 30-е годы.

Среди литературных объединений, имевших ясно выраженную организационную структуру (руководителей, установленный порядок приёма, строгую периодичность заседаний) и официальный статус, надо назвать два общества с похожими названиями: Вольное общество любителей словесности, наук и художеств и Вольное общество любителей российской словесности.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств было образовано в 1801 году. Первоначально его участниками были не только литераторы, но и молодые художники, учёные, среди них поэт и выдающийся филолог А. Востоков, поэт, прозаик и драматург А. Измайлов, Н. Радищев (сын автора «Путешествия из Петербурга в Москву») и другие. С началом военной кампании в 1812 году деятельность Общества была приостановлена и возобновлена только в декабре 1816 года. Вторая половина 10-х годов XIX века – время наибольшей его активности и притока новых членов. Почётными членами Общества избираются И.А. Крылов, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Н.И. Гнедич. Участниками становятся Ф. Глинка, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, Е. Баратынский, П. Плетнёв. 26 июля 1818 года в члены Общества любителей словесности, наук и художеств был избран Пушкин и по крайней мере дважды в дальнейшем присутствовал на его заседаниях. С началом 20-х годов становится заметным отток из Общества литераторов молодого поколения, руководство Общества в лице А. Измайлова занимает всё более консервативные позиции в литературном процессе, и Общество уходит на периферию литературной жизни.

Именно в это время резко активизируется в Петербурге деятельность Вольного общества любителей российской словесности. Оно образовалось в январе 1816 года и первоначально объединяло группу литераторов – дилетантов и их приятелей. Но затем в это Общество начинают вступать известные литераторы: Ф. Глинка (1816 г.), Н. Греч (1818), А. Дельвиг, П. Плетнёв и В. Кюхельбекер (1819), А. Бестужев (1820), Е. Баратынский, Ф. Булгарин, Н. Бестужев, К. Рылеев (1821), А. Грибоедов, И. Козлов, Н. Полевой (1824). В 1819 году Общество возглавил выдающийся литератор и общественный деятель Ф.Н. Глинка. Именно при его руководстве Вольное общество любителей российской словесности стало влиятельной литературной и общественной силой. Общество, получившее характерное название «учёной республики», организовало выступление в поддержку Пушкина, высылаемого из Петербурга на юг, публично осудило доносительскую деятельность одного из своих руководителей. На заседаниях Общества читались произведения А.С. Пушкина, литераторов, участвовавших в декабристском движении. В 1825 году деятельность Общества любителей российской словесности была прекращена.

Но в центре литературной жизни первой четверти XIX века оказались два литературных объединения: «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас » или «Арзамасское общество безвестных людей». Истоки «Беседы » восходят к зиме 1806 – 1807 г.г., когда наиболее маститые литераторы, связанные с традициями уходящей эпохи, решили собираться по очереди друг у друга для литературных чтений. Среди инициаторов этих собраний были и «живой классик» Г.Р. Державин, и только что прославившийся своими первыми баснями И.А. Крылов, и автор «Рассуждения о старом и новом слоге» адмирал А.С. Шишков, и комедиограф А.А. Шаховской, и другие писатели. Однако затем им захотелось придать своей деятельности публичный и официальный характер. Тогда в 1811 году был подготовлен устав литературного общества «Беседа любителей русского слова», одобренный специальным царским указом, и деятельность общества обрела свою законченную форму, подобную форме государственного учреждения. «Наподобие Государственного совета, составленного из четырёх департаментов, и «Беседу» разделили на четыре разряда, и, так же как у него, в каждый посадили по председателю, да ещё каждому дали по попечителю»,- вспоминал участник этих собраний Ф.Ф. Вигель. Члены общества также были разделены на несколько категорий: среди них были действительные члены, члены – сотрудники и почётные члены. Проходили заседания «Беседы» в особняке Г.Р. Державина на Фонтанке. Носили они торжественный и публичный характер. По воспоминаниям всё того же Вигеля, «прекрасный пол являлся в бальных нарядах, штатс-дамы в портретах, вельможи и генералы были в лентах и звёздах, и все вообще в мундирах». Понятно, что на этих заседаниях присутствовали не только литераторы, но и высокопоставленная публика, впускаемая по билетам. Подлинными идеологами и лидерами «Беседы любителей русского слова» стали А.С. Шишков и А.А. Шаховской, а сама «Беседа» превратилась в штаб литературных «архаистов», откуда регулярно совершались «вылазки» против Карамзина и особенно его молодых сторонников.

23 сентября 1815 года состоялась премьера новой комедии Шаховского «Липецкие воды или Урок кокеткам». В этот вечер среди зрителей в театральном зале находились Жуковский, А. Тургенев и другие почитатели Карамзина и новой поэзии. Каково же было их негодование, когда в одном из персонажей комедии Шаховского поэте – балладнике Фиалкине они узнали карикатуру на Жуковского! «Липецкие воды» были восприняты молодыми «новаторами» и их сторонниками как вызов, который требовал ответа. Этим ответом и стал «Арзамас », главное содержание деятельности которого составят пародирование и высмеивание «Беседы» и литературной деятельности её основных участников. Организационное заседание «Арзамаса» состоялось 14 октября 1815 года. Среди членов нового литературного общества, кроме уже названных Жуковского и А. Тургенева, С. Уваров, Д. Блудов, Д. Дашков, к которым затем присоединятся К. Батюшков, А. Воейков, П. Вяземский, Д. Давыдов, В. Пушкин, А. Пушкин, М. Орлов и другие. Уже в названии («Арзамасское общество безвестных людей») противопоставление «Беседе»: «Не вельможи с лентами и орденами, не государственные мужи, убелённые сединами и обременённые высокими должностями, а безвестные люди – в самом названии будущего общества полемика с «Беседой», с её торжественным ритуалом, с её безупречным чинопочитанием» (Гиллельсон М.И.. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л, 1974. С. 43). Казённой и официальной атмосфере «Беседы» арзамасцы противопоставляли подчёркнуто приватный, частный, дружеский характер своего объединения. Тяжеловесной серьёзности заседаний в доме Державина – «галиматью», по выражению Жуковского, т.е. атмосферу шутки, розыгрыша, насмешки, молодого веселья. Вспоминая времена «Арзамаса», Жуковский писал: «Мы объединились, чтобы хохотать вовсё горло, как сумасшедшие…» Но эта «галиматья» имела свой смысл, своё глубокое содержание. Высмеивая и пародируя «Беседу» и её участников, «арзамасцы» демонстрировали ничтожность своих противников, которые оказывались недостойны даже серьёзного к себе отношения. Тем самым утверждалось заведомое превосходство «новаторов» над «архаистами». Этот смех был смехом торжествующих победителей.

Поэтому когда после смерти Державина, в 1816 году, заседания «Беседы» прекратились, «Арзамас» потерял не просто противника, но смысл своей деятельности. Попытки придать этому обществу более широкое общественно-литературное направление не удались, и в 1818 году «Арзамас» прекращает своё существование. Но общность литературных вкусов, личные симпатии будут связывать многих «арзамасцев» на протяжении всей их жизни. Именно бывшие «арзамасцы» составят основу пушкинского круга писателей в 30-е годы XIX века.

В 1818 – 1820 г.г. в Петербурге существовал литературно-театральный кружок под названием «Зелёная лампа». Память о нём сохранилась главным образом потому, что одним из активных его участников был А.С. Пушкин. Репутация «Зелёной лампы» в истории русской общественной жизни весьма противоречива. Одни исследователи видели в этом обществе всего лишь объединение петербургской «золотой» молодёжи, увлечённой кутежами, вином и женщинами, в том числе молодыми актрисами и учащимися театральной школы. В глазах других «Зелёная лампа» – едва ли не филиал Союза Благоденствия, одного из первых декабристских обществ, союз молодых вольнолюбцев. Истина, по-видимому, где-то посередине. Действительно, костяк кружка составляли офицеры гвардейских полков, принадлежавшие к знатным дворянским родам. Это Н. Всеволожский (учредитель «Зелёной лампы»), Я. Толстой (один из его председателей), П. Каверин, которого Пушкин упомянул в первой главе «Онегина», Н. Кривцов и другие. Литераторы составляли меньшинство: А. Пушкин, А. Дельвиг, Ф. Глинка. Но интерес к литературе и театру характерен для большинства участников «Зелёной лампы». Да, и кутежи, и женщины, и вино, и карточная игра занимали немалое место в ряду занятий участников объединения, однако этот ряд ими не исчерпывался. Здесь читались стихи, составлялись регулярные обзоры театральной жизни, читались очерки по русской истории. Можно согласиться с историком А. Веселовским: «… деятельность мысли, обмен мнений, состязание в поэтической работе и споры, споры без конца, не страдали от эпикурейской обстановки.» Более того, эпикурейская остановка, вольнолюбивые стихи, полная раскованность в высказывании любых мнений – всё это объединял общий дух вольности, внутренней и внешней свободы, составлявший суть «Зелёной лампы». Характерно, что её члены давали обязательство не разглашать содержание своих бесед, а приём новых членов мог происходить только с общего согласия.

В начале 20-х годов начнёт заявлять о себе первое послепушкинское литературное поколение. Некоторые его представители объединятся в Общество любомудров. Общество это возникнет, по-видимому, в 1823 году, и членами его будут всего пять человек: юный поэт Д. Веневитинов, молодой литератор В. Одоевский, начинающий критик и философ И. Кириевский, А. Кошелев и Н. Рожалин. Однако влияние любомудров будет значительно шире, и среди литераторов, близких к ним по духу и личным связям, надо назвать и А. Хомякова, и М. Погодина, и С. Шевырёва. Хотя большинство членов Общества любомудров были всего на 5-6 лет старше Пушкина, но они ощущали себя людьми нового поколения и стремились сказать своё слово в литературе, заявить о своей особой позиции в ней. Кружок любомудров был литературно-философским кружком. Для его членов был характерен интерес не только к словесности, но и к философии, в первую очередь немецкой. По мнению любомудров, Пушкин и его поколение довели до возможного совершенства поэтическую форму, но русская литература не обрела содержания. Они выдвинули требование мысли в поэзии. Они мечтали о некоем синтезе философской мысли и художественной формы. Деятельность Общества любомудров была прервана событиями декабря 1825 года. Но идеи, впервые сформулированные его участниками, получили существенное развитие в русской литературе второй половины 20-х – 30-х г.