Литературные жанры и роды: признаки и классификация
Родами литературы называют эпос, лирику и драму. Эпос – это повествовательные произведения. Эпическими жанрами являются эпопея, роман-эпопея, роман, рассказ, повесть, новелла, очерк. В устном народном творчестве к эпосу относятся жанры былины, сказки, а также анекдота. Лирика – это преимущественно стихотворные произведения, выражающие эмоциональное состояние их авторов. Лирические жанры: элегия, ода, сонет, баллада, послание, эпиграмма, мадригал. Драма – это произведения, построенные преимущественно на диалогах героев, по которым обычно ставятся театральные спектакли. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, фарс.
Первое разделение литературы
Впервые теоретически литературные роды выделил древнегреческий философ и ученый Аристотель, живший в 4 веке до нашей эры. Он создал большой научный труд, который называется «Поэтика», где указал на то, что поэзия – это подражание. Подражание существует в трех формах, которые и называют родами литературы .
Возникновение родов литературы напрямую связано с возникновением искусства. Искусство возникало на самых ранних этапах развития человеческого общества. Знаменитый искусствовед А.Н. Веселовский говорил о том, что литературные роды сформировались из первобытных обрядовых песен, которые исполнялись в связи с тремя основными событиями в жизни человека: рождением ребенка, вступлением в брак и смертью.
Обрядовые песни исполнялись хором и выражали коллективную эмоцию, т.е. эмоциональное состояние членов племени или рода. Эмоции выражались в эмоциональных возгласах, которые издавались участниками обряда. Из этих возгласов и возникла лирика, которая впоследствии обособилась от обряда и превратилась в самостоятельный род.
Как различают роды литературы
В хоре были запевалы. Они исполняли партии, из которых впоследствии появились лиро-эпические, а затем героические поэмы, которые и положили начало эпосу. Участники хора часто вступали в обрядовый диалог. На основе этого диалога сформировалась драма.
По времени возникновения литературные роды появились в разное время. Сначала возникла лирика, позже эпос, драма сформировалась на самом позднем этапе. Отличительными признаками родов являются эмоция, оценка, отношение для лирики, повествование о событиях для эпоса, диалог и действие для драмы. Следует помнить, что в пределах каждого из родов имеются элементы другого рода. Например, в эпосе есть элементы диалога, который свойствен роду драмы.
ЭПОС, ЛИРИКА, ДРАМАЛитературный род - группа жанров, обладающих сходными структурными признаками.
Художественные произведения очень отличаются по выбору изображаемых явлений действительности, по способам ее изображения, по преобладанию объективного или субъективного начал, по композиции, по формам словесного выражения, по изобразительно-выразительным средствам. Но при этом все эти разнообразные литературные произведения можно поделить на три рода - эпос, лирику и драму. Деление на роды обусловлено различными подходами к изображению мира и человека: эпос объективно изображает человека, для лирики характерен субъективизм, а драма изображает человека в действии, причем авторская речь имеет вспомогательную роль.
Эпос (по-гречески означает повествование, рассказ) - повествование о событиях в прошлом, сосредоточен на объекте, на изображении внешнего мира. Основными признаками эпоса как литературного рода выступают события, действия как предмет изображения (событийность) и повествование как типичная, но не единственная форма словесного выражения в эпосе, потому что в крупных эпических произведениях присутствуют и описания, и рассуждения, и лирические отступления (что связывает эпос с лирикой), и диалоги (что связывает эпос с драмой). Эпическое произведение не ограничено какими-либо пространственными или временными рамками. Оно может охватывать множество событий и большое количество персонажей. В эпосе большую роль играет беспристрастный, объективный повествователь (произведения Гончарова, Чехова) или рассказчик («Повести Белкина» Пушкина). Иногда повествователь передает историю со слов рассказчика («Человек в футляре» Чехова, «Старуха Изергиль» Горького).
Лирика (от греч. lyra - музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни), в отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, рисует отдельные состояния героя в отдельные моменты его жизни. Лирика изображает внутренний мир личности в его становлении и смене впечатлений, настроений, ассоциаций. Лирика, в отличие от эпоса, субъективна, чувства и переживания лирического героя занимают в ней главное место, отодвигая на второй план жизненные ситуации, поступки, действия. Как правило, в лирике отсутствует событийный сюжет. В лирическом произведении может присутствовать описание какого-либо события, предмета, картин природы, но оно ценно не само по себе, а служит целям самовыражения.
Драма изображает человека в действии, в конфликтной ситуации, но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Основной ее текст цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Большинство драм построено на внешнем действии, которое связано с противоборством, противостоянием героев. Но может преобладать и внутреннее действие (герои не столько действуют, сколько переживают и размышляют, как в пьесах Чехова, Горького, Метерлинка, Шоу). Драматические произведения, как и эпические, изображают события, поступки людей и их взаимоотношения, но в драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Авторская речь является вспомогательной и образует побочный текст произведения, который включает в себя список действующих лиц, иногда их краткие характеристики; обозначение времени и места действия, описание сценической обстановки в начале картин, явлений, актов, действий; ремарки, в которых даются указания на интонацию, движения, мимику персонажей. Основной текст драматического произведения составляют монологи и диалоги персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени.
Таким образом, эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, драма делает то же самое, но не от лица автора, а в непосредственной беседе, диалоге самих действующих лиц, лирика же сосредоточивает свое внимание не на внешнем, а на внутреннем мире.
Однако нужно иметь в виду, что деление литературы на роды до некоторой степени искусственно, потому что на самом деле нередко происходит соединение, сочетание всех этих трех видов, их слияние в одно художественное целое или осуществляется комбинация лирики и эпоса (стихотворения в прозе), эпоса и драмы (эпическая драма), драмы и лирики (лирическая драма). Кроме того, деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. Каждый из литературных родов включает в себя и поэтические (стихотворные), и прозаические (нестихотворные) произведения. Например, по своей родовой основе эпическими являются роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин», поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Многие драматические произведения написаны в стихах: комедия Грибоедова «Горе от ума», трагедия Пушкина «Борис Годунов» и другие.
Деление на роды - первое деление в классификации литературных произведений. Следующей ступенью является деление каждого рода на жанры. Жанр - исторически сложившийся тип литературного произведения. Жанры бывают:
- эпические (роман, повесть, рассказ, очерк, притча),
- лирические (лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет) и
- драматические (комедия, трагедия, драма).
- крупные (роман, роман-эпопея),
- средние (повесть, поэма) и
- малые (рассказ, новелла, очерк).
Роман (от фран. roman or conte roman - рассказ на романском языке) - большая форма эпического жанра, многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе всегда насыщено внешними или внутренними конфликтами или теми и другими вместе. События в романе не всегда описываются последовательно, иногда автор нарушает хронологическую последовательность («Герой нашего времени» Лермонтова).
Романы можно делить
- по тематическому признаку (исторические, автобиографические, авантюрные, приключенческие, сатирические, фантастические, философские и т. д.);
- по структуре (роман в стихах, роман-памфлет, роман-притча, роман-фельетон, эпистолярный роман и другие).
Повесть - эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. Иногда повесть определяется как эпическое произведение, среднее между романом и рассказом - она больше рассказа, но меньше романа по объему и количеству действующих лиц. Но границу между повестью и романом следует искать не в их объеме, а в особенностях композиции. В отличие от романа, тяготеющего к остросюжетной композиции, в повести материал излагается хроникально. В ней художник не увлекается размышлениями, воспоминаниями, деталями анализа чувств героев, если они строго не подчинены основному действию произведения. В повести не ставятся задачи глобального исторического характера.
Рассказ - малая эпическая прозаическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей (чаще всего повествуется об одном или двух героях). В рассказе, как правило, ставится одна проблема и описывается одно событие. Например, в рассказе Тургенева «Муму» основным событием является история приобретения и потери Герасимом собаки. Новелла отличается от рассказа лишь тем, что в ней всегда неожиданный финал (О"Генри «Дары волхвов»), хотя в целом границы между этими двумя жанрами весьма условны.
Очерк - малая эпическая прозаическая форма, одна из разновидностей рассказа. Очерк отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
Притча - малая эпическая прозаическая форма, нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, Соломоновы притчи).
ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Лирическое стихотворение - малая жанровая форма лирики, написанная или от лица автора («Я вас любил» Пушкина) или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Ржевом...» Твардовского).
Элегия (от греческого eleos - жалобная песня) - малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышления, грустные раздумия, скорбь.
Послание (от греческого epistole - письмо) - малая лирическая форма, стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и т. д. Послание может быть адресовано одному конкретному лицу или группе лиц.
Эпиграмма (от греческого epigramma - надпись) - малая лирическая форма, стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Эмоциональный диапазон эпиграммы очень велик - от дружеской насмешки до гневного обличения. Характерные черты - остроумие и краткость.
Ода (от греческого ode - песня) - малая лирическая форма, стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.
Сонет (от итальянского soneto - песенка) - малая лирическая форма, стихотворение, обычно состоящее из четырнадцати стихов.
Поэма (от греческого poiema - творение) - средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. В поэме соединились черты двух литературных родов - лирики и эпоса. Основными чертами этого жанра является наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание к внутреннему миру лирического героя.
Баллада (от итальянского ballada - плясать) - средняя лиро-эпическая форма, произведение с напряженным, необычным сюжетом, рассказ в стихах.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Комедия (от греческого komos - веселая процессия и ode - песня) - вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. В жанровом отношении различают комедии сатирические («Недоросль» Фовизина, «Ревизор» Гоголя), высокие («Горе от ума» Грибоедова), лирические («Вишневый сад» Чехова).
Трагедия (от греческого tragedia - козлиная песнь) - вид драмы, произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. К жанру трагедии относится, например, пьеса Шекспира «Гамлет».
Драма - пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Специфика драмы заключается, во-первых, в том, что она строится на современном, а не античном материале, во-вторых, драма утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.
Художник Whendell Souza L.
Литературный род - это категория систематики литературоведения, объединяющая и различающая произведения по излагаемым в них предметам познаваемого или изображаемого объекта, а также по речевой организации первых. Исходя из этого определения, в литературе исследователями усматривается три основных рода: эпос, лирика и драма, основное отличие которых в функциональном назначении речи произведения (то, как изображается объект). Прежде, чем я остановлюсь на каждом из этих родов подробнее, расскажу о истории формирования литературных родов, что поможет понять их суть.
Основных причин деления литературы на рода было две. В-первых, усложнение культуры как целого, и человека как единичной её части, осознанной независимой - индивида, выделило и его различия от других представителей. Так персонажи различных литературных произведений отличались: один осуществляет своё бытие и бесстрастно взирает на окружающую действительность, второй, напротив, усматривает неровности в этой действительности, осмысливает их, беспокоится о этом, а третий вступает в активное противоборство с усмотренным или упущенным вторым, чтобы выровнять к созерцаемому образу первого. Эти трое уже непохожи не только по содержанию, но и по форме, что требует от авторов при попытке их словесного изображения соответствующего полиморфизма, который и выразился в литературном роде. В-вторых, деление по сочетаемости с другими видами искусства в их демонстрации, например, драма сочетается с театральным действием, лирика с музыкой и пением, а эпические сцены (эпос) прекрасно иллюстрируются графическим изображением; и если посмотреть в культуру прошлого, да и настоящего тоже, то актов такого сочетания великое множество, что является не только доказательством сказанного, но и аргументом в пользу должных оснований в выделении литературных родов. А теперь расскажу о каждом из них подробнее.
Эпос
Эпос - литературный род, который описывает объективные события отстранённо, то есть с стороны, излагая всю их полноту и насыщенность, сохраняя при этом пространственно-временную причастность и последовательность первых. События, описываемые эпосом, носят эпитет эпические, а также им соответствует обозначение "сюжет" как описание хода событий. Но, несмотря на объективное описание происходящего, автор-рассказчик (называемый повествователь) может выражать персонально своё отношение. А в большой форме, где формальный признак объём произведения, таком как роман, рамки ограничений становятся куда шире. И вообще роман едва ли не самый свободный вид литературного произведения, несмотря на свою родовую принадлежность к эпосу. Эпос или эпическое произведение не зря именуется повествовательным, так как автор-рассказчик повествует о происходящих или уже прошедших событиях, описывает местность, где они разворачивались, словесно иллюстрирует обстановку предметами быта и подобным, а также может прибегать к рассуждениям о описанном, его причинно-следственным связям, итогам и делать на основании этого выводы, не обязательно дидактического (поучительного) характера; то есть, организует гармоничное изложение информации, пусть и художественной.
Лирика
Лирика - род литературы, концентрирующийся на восприятии и осмыслении событий неким субъектом, без должного внимания объективности происходящего. То есть, лирика изображает мысли разумного существа, не обязательно персонажа-человека, на основе воспринятого им, либо из окружающей объективной действительности, либо вспомненного. Как верно отметил Георг Гегель: в произведении, принадлежащем лирическому роду литературы, объект и субъект объединяются в одном персонаже или лице. Если эпос повествует о понятных почти каждому событиях и их следствиях, то лирика изображает душевные терзания, беспокойства и осмысления сложного или кажущегося таковым, так же понятные читателю, а ещё этот род литературы передаёт эмоциональную окраску знакомящемуся с ним, что можно назвать основным свойством лирики: передавать настроение, увлекать теми же эмоциями. Благодаря этому в лирических произведениях прошлого были пронесены через века и даже тысячелетия проблемы, чаяния, мысли существующие, актуальные и понятные и в настоящем. Однако, следует понимать, что лирика не ограничивается изображением только своего основного предмета - субъективного осмысления, напротив, прочее к нему не относящееся явно, например, заведомо неразумные объекты бытовой обстановки, дополняют, раскрывают, дополнительно иллюстрируют основной предмет - эти душевные терзания. Описанное выше характерно вообще для любого рода литературы и является известным и широко применяемым как приём.
Драма
Чтобы лучше понять содержание драмы, следует знать, что изначально она появилась как улучшение театральной постановки, где актёры перешли от пантомимы к произнесению реплик, что само по себе является сочетанием действия и субъективной оценки или описания первого. Таким образом, драма - это сочетание объективно протекающих событий и их восприятия субъектами, с осмыслением и ответным действием последних, то есть можно сказать "эпическая лирика". Драма как род литературы, в наглядном примере, - это как диалоговое изображение событий, которое одновременно повествует о самом событии, а так же может отражать отношение говорящего к первому, так и непосредственное объективное действие как событие, ситуация. Наиболее наглядный пример драмы, известный обывателю, это так называемый "боевик"; при этом трагедия - драма, а также комедия тоже драма; всякое произведение может быть как простым, так и весьма сложным, независимо от своей родовой, видовой или жанровой принадлежности (исключая пословицы и другие миниатюры). Более того, помимо драмы как литературный род, есть драма как литературный вид, но о этом в соответствующей статье по ссылке.
декабрь 4714
Роды литературы
ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЛИРОЭПИКА - один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.
Виды (жанры) литературы
КОМЕДИЯ - вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
МЕЛОДРАМА - вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
ОЧЕРК - самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ - самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
ПОВЕСТЬ - средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
ПОЭМА - вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
РАССКАЗ - малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
РОМАН - большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
ТРАГЕДИЯ - вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ЭПОПЕЯ - произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.
ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.
Роды́ литерату́ры - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода:драма , эпос , лирика . Между всеми родами литературы, а их насчитывается три - эпос, лирика и драма - много общего. Прежде всего, у них общий предмет изображения - человек.Литература - все ее роды - отличается от других родов и видов искусства тем, что она обладает единственным средством изображения - словом.Взаимная близость всех трех родов литературы состоит и в том, что каждый из них как бы проникает в другой. Драма обладает рядом признаков эпоса и лирики, лирика зачастую обладает рядом признаков драмы, эпос тоже обладает рядом признаков драмы и лирики. Эпос - слово древнегреческое. Оно означает - «песня». Эпос восходит к древним временам, когда не было письменности и когда исторические повествования о прошлом, связанные чаще всего с военными подвигами, сохранялись в памяти народа в мифах, вспоминались в песнях. Эпические песни древности знают, однако, и любовную, трудовую и даже спортивную тематику.Предметом изображения эпоса является тот или иной насыщенный значительными событиями период общественного развития.Как и во всех других случаях,- в искусстве вообще и в литературе, в частности,- время изображается не абстрактно, а через героев, через человека.
Итак, эпос воплощает в героях образ эпохи. Вспомним наиболее известные эпические произведения современности. Например, шолоховский «Тихий Дон». Термин «лирика» происходит также от древнегреческого слова, от названия струнного инструмента «лира». Лирика, в отличие от эпоса, создает преимущественно образ внутреннего состояния человека, изображает переживание, как правило, одномоментное, которое человек испытывает в данный момент.Вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». В нем изображено определенное состояние души, которое мы узнаем, потому что каждый из нас, вероятно, испытывал подобное философское настроение,У драмы много общего и с эпосом, и с лирикой. Драма, как и эпос, изображает человека в ту или иную эпоху, создает образ времени. Но при этом драма имеет существенные отличия от эпоса и свои специфические особенности. Во-первых, драма в принципе лишена речи повествователя, авторских характеристик, авторских комментариев, авторских портретов. Это правило знает известные исключения. Например, в современной драматургии все чаще появляется лицо от автора - ведущий, который берет на себя авторский комментарий к событиям, характеристику героев, где ведущий определяет композиционную структуру.
Билет 3
В. Действие – основное выразительное средство театра и зрелищного искусства. Элементы действия.
Действие – это психо-физический акт, направленный на достижение цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами. Отличие сценического действия от действия в жизни: --время – динамичность,-действие может перемещаться и во времени и в пространстве,- сценическое действие – это толчок чувств.Цель действия на сцене.
1. Внести изменения в окружающую среду.
2. Изменить внутренний мир.
Физическое действие – это действие, которое имеет целью внести то или иное изменение в окружающую человека материальную среду, в тот или иной предмет.Психологическое действие - это действие, которое направлено на психику человека воздействием на чувства, сознание и волю. Может быть направлено и на партнёра и на себя. Есть мимическое действие – это взгляд, движение руки, направлены на психику.Словесное действие – по принципу не могу молчать.Сценическое внимание – сосредоточение на объекте. Его можно воспитать. Бывает произвольное на сцене, непроизвольное – в жизни.Получение информации – оцениваю – принимаю решение – приспособление – начинаем действовать.Наше внимание подвержено ротации и воображению. Бывает внешнее на внешний объект, и внутреннее- на себя. Объекты внимания: партнёр, зритель, я сам. Круги внимания: малый –на себя, средний – на партнёра, декорации и сценическую площадку, и большой – зрительный зал и кулисы.Действие-конфликт в его развитии. Единство действия. Действие-основное выразительное средство зрелищного искусства. Сценическое действие воплощается в актере. Источник наших действий те обстоятельства, в которые мы попадаем. В поэтическом материале все действие должно быть условно, никакого бытового решения! Четкие мизансцены. Условный прием организации действия- -Сконцентрированность мыслей, чувств, настроений-Сжатость лаконичность сюжета и изложения мыслей. В композиционном эффекте эффектен прием перевертыша, когда исход ситуации в финале меняется на 180 градусов.
Характерность персонажей должна быть заострена. И внешняя и внутренняя И в пластическом и в речевом варианте персонажей мы идем на преувеличение.
Темподействие должно быть стремительно.ритм напряжен.
Наиболее выразителны резкие контрасты в развитии действия, конрасты в эмоциональном состоянии актеров. Масочность, гратесковость.
Элементы действия.
Работа органов чувств
Память на ощущение
Создание образных видений
Деятельность воображения
Логика и последовательность действия мыслей и чувств
Физическое и словесное взаимодействие с объектом.