Литературоведческий анализ сказки "каша из топора". Литературоведческий анализ сказки каша из топора Смекалка в сказке каша из топора
Продолжим работать этим важным инструментом сказкотерапевта – «теневой анализ» сказки – на примере сказки «Каша из топора».
Вспомним главный вопрос теневого анализа ещё раз: «Так что же в этой сказке не названо, но скорее всего есть?»
Перечтите эту короткую сказку! А вот вам и ключевые фразы для «угадывания».
Они лежат на поверхности и не заметить их трудно.
Дошёл до деревни солдат, постучал в крайнюю избу. Нет ли покушать?
«Ох, добрый человек, и сама ещё сегодня ничего не ела – нечего» , – отвечает старуха.
«Ну нет, так нет», – солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
Уважаемый читатель! Разве ты ещё не испугался? Не увидел сюжет фильма Хичкока? Ведь эта история о том, как служивый солдат разгадал, обезоружил и обезвредил серийную убийцу! Жуткую бабу – крестьянку-людоедку.
Примечателен и верен тот факт, что обитала она в крайней избе – подальше от деревни, поближе к дороге, по которой ходят беззащитные люди, чужаки.
В фольклоре сказочный герой «Солдат» всегда ведь побеждает ведьму... (Вспомним сказку «Огниво»!)
Более того – обезоруживает её, этот мотив есть и в Каше из Топора.
Такая миссия «солдата» объясняется высоким архетипическим пониманием, что есть вообще – «воин», «защитник»... Зачем нужен «Человек с ружьём». Прививка против дешёвого пацифизма.
Эти сказки – таким образом, апология, оправдание, высокое прославление профессии Воин.
А то ведь солдат не все любят, не всегда у них и хорошая репутация...
На них косо смотрят, когда они приходят домой с войны, боятся, не могут и не хотят найти им мирное занятие.
Вот от таких «боязней» и «неприязней», которые часто являются неблагодарной реакцией мирного населения на тех, кто ради них служил и воевал – придумывались самим же народом эти сказки, объясняющие, «зачем солдат»...
Восстанавливают справедливость такие сказки напоминая, что солдат – это брат небесного воинства ангелов, которые тоже ведь – солдаты и тоже постоянно ведут «Невидимую Брань» (битву) с силами тьмы.
Что делать после увольнения в запас?
Для сказочного персонажа «солдата» война продолжается всегда – поэтому он всегда на страже, бдителен, знает, что «мир» – понятие относительное и что в отставку его отправит лишь сама смерть.
Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку...
Итак, солдат никогда не «в отпуску». Если ты подлинный защитник слабых и правых и борец со Злом – работа и хлеб для тебя всегда найдутся.
Таков глубинный архетип всех сказок о весёлых, хитрых и неунывающих о жизни «служивых солдатах»...
Наверняка вы помните как 4-лапый старик-ветеран охраны (пёс) спасал бэби от «злого волка», «тащившего его в лес». Но это уже юмор...
Вернёмся к теневому анализу сказки «Каша из Топора»
Итак, как говорит сказкотерапия, в ней «не названо», что старуха, скорее всего, держала топор для убийства и поедания путников. Это – «Тень» данной сказки...
Но существует ещё один пласт «Тени». Ещё одно, что в данной сказке прямо не названо, но скорее всего там есть.
Чтобы женщина (особенно старая) могла убить взрослого мужчину по профессии «Солдат» топором, надо иметь сказочную силу. Поскольку эта сказка бытовая и крестьянка не Баба-Яга, ищем ответ в другом месте. Так, топор под лавкой. А где старуха прячет бутыль самогона?..
Вот мы и подошли к главному теневому архетипу этой сказки!
Этот архетип – трагический. Слижком уж часто слабые и трусливые женщины пытаются укротить и перестать бояться мужчину и получить над ним власть, опаивая его алкоголем.
Опоить дюжего солдатину, чтобы фактически съесть его – это максимально яркий архетип. Сильнейший инвариант. В реальной жизни у него есть с десяток более мягких и ослабленных вариантов.
Итак, в сказке не названо, что старуха, скорее всего, держала в доме «вино» для опаивания и усыпления бдительности физически сильных и неглупых прохожих.
Сказка «Каша из топора» и «умение отказываться»
Заметьте, что когда старуха и солдат сели, наконец, есть горячую и свежую вегетарианскую кашу – он не попросил, а она не предложила «налить к долгожданному обеду по чарочке».
Возможно, что отказ от чарки прозвучал ещё раньше – в самом начале их общения и в очень твёрдой и однозначной форме – ещё на пороге, где старуха встречала гостя.
А может быть, увидев под лавкой топор, солдат только тогда испытал инсайт, и у него впервые мелькнуло подозрение – чем заканчиваются «чарочки» в этом гостеприимном доме.
Этот сюжет учит нас правильным стратегиям:
Будь бдителен! Сначала осмотрись в доме – что за люди.
Не становись рабом тяги к алкоголю,
умей отказывать, «обижая хозяина», «нарушая традицию»,
даже лги: «Мне нельзя пить».
Ценен тот факт,что солдат вряд ли был трезвенником. Иначе цены его стойкости не было бы вовсе. Что за подвиг – отказаться от сигареты, когда ты не куришь?..
Ценность урока сказки в том, что солдат знает, в каком месте и с кем можно разделить «фронтовые сто грамм», а в каких ситуациях такое «расслабление» влечёт за собою подстроенную ловушку и гибель.
Мелкие изводы коварной «женской» стратегии – архетипа: «Напоить, чтобы убить и съесть»
-
заставить выполнять работу задёшево,
удержать при себе навсегда («
кому он нужен такой пьющий?»),
сделать искусственно добрее, веселее, расположеннее, разговорчивее, щедрее,
чтобы выведать тайну («правду»),
чтобы сделать его слабее и тем самым – перестать бояться,
чтобы свалить на него чужую вину,
лишить памяти и затем внушить свою оложную версию событий,
лишить репутации в социуме и обрести над ним полную власть.
напоить, чтобы склонить к половому акту,
забеременеть,
Не правда ли, всё это не так уж и далеко ушло от сказочного архетипа: «Опоить, чтобы зарубить и съесть»?
О стратегиях старухи мы поговорили. Нам помог выяснить их – замечательный теневой анализ сказки.
Стартегии старухи-ведьмы оказались совсем неуспешны. Ведь без чарочки топор в её руках – бесполезная штука, а от чарочки солдат – отказался.
Но мы ещё не выяснили одну замечательную стратегию солдата. Вот о ней – поговорим напоследок.
Как солдат из сказки «Каша из топора» отвлёк и чем загипнотизировал убийцу-людоедку?
Да тем же, чем другой Герой – Остап Бендер загипнотизировал другую людоедку – Эллочку. Тем, что ей было интересно. (Эллочке было интересно слушать разговоры о том, какая она светская львица и о том, что нынче в моде в лучших домах Европы). Тем временем Бендер забирал стул.
Солдат устроил перед старухой немного другое шоу – кулинарное.
В сказке читаем: «Старуха на солдата глядит, глаз не сводит». А он всё готовит, всё жонглирует перечницами и солонками...
Вот что такое – клиентоориентированность! Чем можно отвлечь и завлечь глупую людоедку? Только тем, что ей самой интересно! На чём одном она и зациклена, причём почти не скрывает этого.
На теме еды – вот на чём!
Вот поэтому хитрый солдат и показал вечно голодной обжоре – кулинарное шоу.
Если бы он стал увлечённо рассказывать ей, отвлекая внимание, про то, как он отдыхал в Турции, старуха отнюдь не впала бы в транс.
Таким образом, солдат создал грамотную «подстройку» к невменяемому и потенциально опасному человеку.
Так ведут себя охранники, милиционеры и психиатры с буйными скагндалистами и пьяными посетителями ночных клубов.
Настраиваются на ритм, поддакивают, кивают, подают эхо-реплики, а потом – медленно выводят, связывают, отбирают, или просто ускользают сами от опасности быть рядом с таким человеком.
Старуха настроилась на тему еды – вот солдат и не сбивал её с её любимого ритма.
В качестве заключения
Теневой анализ сказки «Каша из топора» поднял очень много важнейших тем. Но самая важная для нас, как кажется, вот эта.
Не одурманивайте себя лестью, гостеприимством и «чарочками» кажущихся вам – слабыми – людей.
Особенно если вы их не знаете как следует, и они живут в какой-то уж очень «далёкой» избе.
Чтобы вовремя заметить краем трезвого глаза лежащий у них под лавкой топор.
Итак, в русской сказке бравый солдат обезоружил и практически тем самым обрёк на голодную смерть подлую ведьму. Вырвал у змеи её ядовитые зубы.
Этим он, конечно, спас не одну жизнь и очистил дорогу для всех незнакомых ему – Путников. В этом великий пафос этой старой сказки. Подвиг былинный, почти богатырский.
Нам же хватит и того, что благодаря уроку этой сказки мы сумеем спасти свою собственную – одну жизнь.
русской народной сказки «Каша из топора»
Краткая характеристика времени написания.
Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.
2. Жанр произведения – это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки - обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.
3. Тема произведения – Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.
4. Идея произведения – Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:
Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
5. Идея раскрывается через:
А. Сюжет. Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!
Б. Композиция.
Зачин. « Старый солдат шёл на побывку.»
Основная часть, в которой рассказывается, как солдат кашу варил.
Концовка. « Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»
В. Характеристика действующих лиц
Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).
Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).
Г. Язык сказки близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика отворила, варево. Присутствуют эпитеты добрый (человек), добрая (каша). Часто употребляется восклицательная интонация Пустите отдохнуть дорожного человека!/ Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/ Ох, и каша хороша!/ Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/ Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/
6. Автор на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата - Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения. Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.
Литературоведческий анализ
русской народной сказки «Каша из топора»
Краткая характеристика времени написания.
Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.
2. Жанр произведения – это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки - обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.
3. Тема произведения – Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.
4. Идея произведения – Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:
Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
5. Идея раскрывается через:
А. Сюжет. Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!
Б. Композиция.
Зачин. « Старый солдат шёл на побывку.»
Основная часть, в которой рассказывается, как солдат кашу варил.
Концовка. « Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»
В. Характеристика действующих лиц
Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).
Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).
Г. Язык сказки близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика отворила, варево. Присутствуют эпитеты добрый (человек), добрая (каша). Часто употребляется восклицательная интонация Пустите отдохнуть дорожного человека!/ Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/ Ох, и каша хороша!/ Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/ Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/
6. Автор на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата - Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения. Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.