Лузитания. «Лузитания». Жизнь и смерть между двух берегов

ЛОНДОН, 28,IV - 11,V. В английских газетах начинают появляться подробности гибели «Лузитании».
Пассажиры, находившиеся на погибшем пароходе и чудом спасшиеся, рассказывают:
— Незадолго до несчастья мы заметили что-то необычайное. Наш пароход замедлил ход и дела зигзаги. Некоторые пассажиры в бинокль разглядели странный длинный предмет, находившийся на воде в двух милях от парохода, между ним и берегом Ирландии. Можно было разглядеть, что предмет этот находится в движении, часто меняет направление, ныряет в воду. Наконец он совершенно исчез под водой.

Пассажиры I и II классов завтракали. Море было совершенно спокойно, солнце сияло, погода была превосходная. На горизонте виднелись дымки рыболовных пароходов. Вдруг около 2-х часов мы услышали сильнейший взрыв, потрясший весь наш пароход. Все заволновались, вскочили из-за стола. Был момент паники, но затем, заметив. что пароход продолжает свой путь, все немного успокоились и начали выходить на палубу. Там мы увидели, что пароход дает крен, а команда лихорадочно готовит к спуску шлюпки. Наступил самый трагический момент. Пассажиры теряли голову. Многие зачем-то спускались в каюту, возвращались оттуда, тащили вещи, не имеющие никакой ценности. Многие искали спасательные пояса, находили их, но в нервном волнении, никак не моги надеть их на себя. Паника охватила всех. Матросы спускали шлюпки. Кто-то хотел помочь матросам и перерезал канаты одной шлюпки. когда она еще не достигла воды. Конечно, все находившиеся в этой шлюпке погибли. Те шлюпки, которые были спущены на воду, были так переполнены, что не было никакой возможности ни грести, ни двигаться. Были пассажиры, которые с палубы забирались на капитанский мостик, на мачты, на трубы, ища спасения. Их раздирающие душу крики смешивались с приказаниями командира. Люди звали своих близких. Женщины истерично рыдали, не находя детей, мужей. Все было, однако, напрасно. 18 минут спустя после взрыва «Лузитания» погрузилась в морскую пучину, при чем в водоворот захватило и те шлюпки, которые находились рядом с пароходом. Подоспевшие рыбаки начали подбирать спасшихся, раненых, умирающих, лишившихся сил.

Заявление Вильсона.

ФИЛАДЕЛЬФИЯ, 28, IV —11, V. Президент Вильсон в речи, произнесенной им перед 4,000 натурализованных американцев, дал первые указания относительно вероятного образа действий Соединенных Штатов в вопросе о «Лузитании». Вильсон указал, что хотя Соединенные Штаты и сохранять мир, но все же будут стараться убедить Германию в незаконности ее образа действий. (ПА).


Интерьеры лайнера "Лузитания"


В 13:00 7 мая 1915 года один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. У лодки было мало топлива и лишь одна торпеда, капитан уже собирался возвращаться на базу, как на лодке заметили, что судно медленно поворачивается правым бортом к лодке.
Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от Ирландского берега, когда она попала в туман и уменьшила скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна — ныне Коб — в Ирландии, до которого оставалось 43 мили (70 км) пути.
В 14:10 впередсмотрящий заметил приближающуюся торпеду с правого борта. Через мгновение торпеда попала в правый борт под мостик. Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.

Гибель «Лузитании»

Гибели «Лузитании», этого холодного массового избиения мирных людей среди белого дня, человечество не забудет и не простит Германии.
Выясняющиеся подробности придают лишь новые мрачные штрихи злодеянию. «Лузитания» была потоплена в виду берегов Ирландии германской подводной лодкой, подошедшей на расстояние 800 метров и выпустившей мину без предупреждения.
Возможно, что подводных лодок было две, так как «Лузитания» была добита второй миной.
До самого момента взрыва никто на пароходе даже не подозревал ужаса положения.
Злодеи употребили не простые мины, а с ядовитыми газами, которыми многие пассажиры были отравлены до потери сознания и потому не могли даже позаботиться о своем спасении.
На «Лузитании» в последние минуты пpoисходили ужасные сцены паники, ужаса и отчаянья.
В довершение страшной трагедии несколько шлюпок, переполненных людьми, перевернулись от сильного волнения.
Злодеи-же, совершившие это ужасное дело, не предприняли ничего, чтобы спасти хоть одну несчастную жертву.

Спасенные пассажиры на станции на Лайм-стрит, Ливерпуль

На фотографии г-н Купер, канадский журналист с маленькой Хелен Смит, шестилетней девочкой, потерявшей обоих родителей в результате катастрофы "Луизитании"


Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле — городе у места гибели «Лузитании».

Пережившие бедствие прибыли в Квинстаун


Погребение жертв с "Лузитании". Лондон, Англия 1915

Демонстрация против немцев на Тауэр Хилл в Лондоне

Антинемецкие погромы после торпедирования "Лузитании": многие магазины чьи хозяева носили немецкие фамилии были разгромлены. На фотографии погромщики разоряют сигарный склад Шенфельда. Лондон, Англия 1915 год.


К началу Первой мировой в составе флота Германии было всего 48 лодок, однако они оказались настолько эффективными в борьбе с британским флотом (к сожалению, и в борьбе с мирными судами — чего стоит потопление лайнера «Лузитания»), что до конца войны их было выпущено в море почти четыре сотни. Около половины там и нашли свой конец...

Капитан-лейтенант (нем. Kapitanleutnant) Вальтер Швигер (справа). Швигер командовал подводной лодкой U-20, потопившей 7 мая 1915 года британский трансатлантический лайнер «Лузитания». Погиб 17 сентября, вместе с подводной лодкой U-88, у побережья Дании. Совершил 17 боевых походов, уничтожив 190000 тонн неприятельского тоннажа, и был признан седьмым по результативности подводником кайзеровского флота

Та самая U-20, потопившая "Лизитанию" стала братской могилой для своего экипажа...


«Лузитания».

ПАРИЖ, 27,IV-10,V. B «New-York Herald» телеграфируют из Вашингтона:
Возмущение общества потоплением «Лузитании» растет.
Посольства германское и австрийское охраняются сильными нарядами полиции.
Президент Вильсон никакого публичного заявления не сделал, но один член кабинета заявил, что страна находится сейчас в таком же серьёзном положении, как это было в 1897 году, перед испано-американской войной, когда в гаваннском порту погиб американский броненосец «Мэн».
В Нью-Йорке также сильнейшее возбуждение, которое еще более увеличилось, в виду провокационной выходки нью-иоркских немцев.
Они не постеснялись публично выразить свою радость. В большой немецкой гостинице «Кайзергоф», на Бродвей, немцы пели патриотические гимны и кричали «ура» Tирпицу и храбрым немецким морякам. Открыто выражали cвою радость немцы и перед афишами, и перед плакатами, извещавшими о гибели «Лузитании».

В Германии.

ХРИСТИАНИЯ, 27,IV- 10,V. Из Берлина телеграфируют:
В Германии полное удовлетворение удачным подвигом немецких моряков, потопивших «Лузитанию».
— Угроза выполнена, — говорят немцы, — и, несмотря на предупреждение, английский фиот не был в состоят предотвратить катастрофу.
Рептильное бюро Норден опубликовало следующее циничное сообщение:
«По полученным достоверным сведениям, «Лузитания» везла для неприятельской армии огромное количество амуниции и оружия. Немцы нашли необходимым защитить, прежде всего, жизни собственных солдат и потому потопили пароход. Впрочем, потопление «Лузитании» произведено близ берегов, дабы можно было спасти возможно больше пассажиров.

глубоководный аппарат «Скорпио» у затонувшей «Лузитании»


Вторая катастрофа века - гибель в 1915 г. гигантского английского лайнера «Лузитания», которая произошла при обстоятельствах странных и до сих пор не ясных. Эту катастрофу назвали одним из самых трагических и загадочных событий Первой мировой войны. Многие детали этой катастрофы и по сей день почему-то считаются секретными. Между тем на первый взгляд ничего особо таинственного в этой истории быть не должно.

«Лузитания» была гордостью английской пароходной компании «Кунард Лайн». Построенная в 1907 году, когда германские трансатлантические компании развернули особенно активную борьбу за «место под солнцем», она должна была напомнить всем, что Великобритания по-прежнему остается владычицей морей. Помимо этого, парламент и Адмиралтейство возлагали на «Лузитанию» особые надежды как на потенциальный военный корабль. На лайнере, в случае необходимости, можно было установить двенадцать скорострельных орудий. Так что не без основания немецкие трансатлантические компании видели в «Лузитании» мощного соперника, а германские власти обвиняли британское правительство в использовании лайнера для перевозки через Атлантику оружия и другой контрабанды. На медали, отлитой мюнхенскими мастерами в августе 1915 года, «Лузитания» изображена с военным самолетом и орудием на палубе под сатирическим комментарием «Никакой контрабанды». На оборотной стороне виден скелет, продающий билеты, а по верху идет надпись «Бизнес прежде всего», намекающая на то, что «Кунард Лайн» ради своего обогащения сознательно подвергает риску гражданских людей. Как бы то ни было, экономические и военные интересы германской верхушки совпадали, и на «Лузитанию» была устроена самая настоящая охота.

Хроника событий такова.
Седьмого мая 1915 года корабль «Лузитания», совершавший рейс Нью-Йорк-Ливерпуль, был атакован немецкой подводной лодкой U-20 Вальтера Швигера недалеко от южного берега Ирландии. С расстояния в семьсот пятьдесят ярдов он послал единственную торпеду. Это произошло в 2 часа 10 минут пополудни. Огромный лайнер исчез в волнах всего за 18 минут, оставив на поверхности мешанину из людей, палубных кресел, весел и массы обломков. Глядя на эту картину со своей субмарины, даже Швигер был потрясен. Позже он сказал, что это было самое кошмарное зрелище, когда-либо им виденное. Тогда же он сделал в бортовом журнале следующую запись: «Очевидно, судно недолго будет оставаться на плаву. Я погружаюсь на глубину двадцать четыре метра и ухожу в море. Я не смог выпустить вторую торпеду в эту толпу живых людей, пытающихся спастись».
Из 1959 человек, находящихся на борту корабля, погибли 1198.
Немецкая подводная лодка торпедировала и потопила пассажирское судно...

Но со временем стали возникать иные гипотезы. Так, по свидетельству английского журналиста К. Симпсона, заинтересовавшегося «делом "Лузитании"», официальная версия содержит «основательные пропуски и очевидные неточности», а также обилие тщательно сфабрикованных и подтасованных данных. Документы, обнаруженные в архивах британской пароходной компании «Кунард лайнз», а также в правительственных архивах США, заставляют посмотреть на эту историю несколько иначе.

Итак, ранним утром 1 мая 1915 года помощник капитана «Лузитании» по традиции встречал пассажиров у трапа. Но тут к нему подошли репортеры и показали утренний выпуск «Нью-Йорк три-бюн», в котором среди платных объявлений выделялось зловещее предупреждение германского посольства. Оно настоятельно не советовало американцам пользоваться услугами английских пассажирских лайнеров из-за возможности нападения германских подводных лодок. Пассажиры заволновались. Однако представитель компании «Кунард» поспешил всех успокоить: «Лайнер нашей компании был и остается самым быстрым кораблем в Атлантике. И никакой немецкий военный корабль или подводная лодка просто не смогут догнать "Лузитанию"». И после полудня точно по расписанию «Лузитания» отвалила от причала нью-йоркского порта...

В период Первой мировой войны английские гражданские моряки должны были подчиняться распоряжениям офицеров Адмиралтейства. Именно военные определяли курс торговых и пассажирских кораблей, сообщали капитанам сведения о немецких подводных лодках. Зная секретные радиокоды немецкого флота, английские военные радиостанции перехватывали радиосигналы находящихся в море немецких подводников и определяли их местонахождение.
Капитан «Лузитании» Тернер перед выходом в море никакого предупреждения не получал. Лишь вечером 6 мая на лайнер пришла радиограмма: у южного берега Ирландии замечена германская подводная лодка. Причем радиограмма была передана не морским командованием, а командиром противолодочной флотилии адмиралом Коуком, который, получив сообщения о гибели двух небольших пароходов, определил район действия подводной лодки.

Радиограмма пришла, когда лайнер приблизился к проливу Святого Георга. Именно там вражеские подводники чаще всего подстерегали добычу. Но капитан не мог изменить курс корабля без приказа офицера Адмиралтейства или, в крайнем случае, без указания командира военного корабля. Поэтому капитан Тернер спустился в салон, буднично сообщил пассажирам о возможности появления вражеских подводных лодок и успокоил всех, сказав, что лайнер находится под охраной Королевского флота. Это были не пустые слова, так как у мыса Фастнет-Рок атлантические лайнеры обычно конвоировались английскими крейсерами. Но в то день 7 мая ни одного боевого корабля Королевского флота рядом почему-то не оказалось. И никто не помешал немецкой субмарине атаковать «Лузитанию», которая пошла на дно после первой же торпеды...

Уже после окончания войны многих историков заинтересовал вопрос: почему столь большой корабль затонул столь быстро? По британской версии, это произошло потому, что по судну было выпущена не одна, а две торпеды. Однако даже правительственная комиссия не смогла толком объяснить, почему пусть даже две торпеды вызвали на судне столь катастрофические разрушения...

В 1926 году известный английский историк морского флота Вильсон попытался прояснить ситуацию, отметив, что среди груза «Лузитании» были «ящики с винтовочными патронами и не начиненными, пустыми заготовками для шрапнельных снарядов». Всего 3800 ящиков, обшитых холстом,- груз, обозначенный для пущей секретности в судовых документах как упаковки с сыром. По тем же документам отправителем этого загадочного груза значился гражданин США А. Фрезер. Но, как показала проверка, в тот момент Фрезер был несостоятельным должником и никак не мог себе позволить отправить через океан столь крупную партию груза.
На основании этого факта К. Симпсон предположил, что Фрезер - подставное лицо, при помощи которого англичане оформляли вывоз из США военных материалов, произведенных на заводах компании «Дюпон».

В Германии стала общепризнанной версия о том, что взрыв торпеды повлек за собой детонацию значительного количества боеприпасов, находившихся в трюме около угольных бункеров. Именно по этой причине у тонущей «Лузитании» оказались разрушены палубы и надстройки, отметил в своих мемуарах бывший министр морского флота Германии Тирпиц.
Эту же версию косвенным образом подтвердил и пассажир «Лузитании», канадский профессор Ж. Марешаль, который утверждал, что после взрыва торпеды он услышал второй взрыв, который представлял собой звук взрывающихся боеприпасов. Ошибиться профессор не мог, так как за годы военной службы приобрел определенный опыт.
В свете всего этого даже председатель Королевской комиссии лорд Мерси впоследствии признал «дело "Лузитании"» «грязной историей»...

А попытка пролить на нее свет истины много позднее тоже оказалась безрезультатной. Когда в апреле 1982 года шотландский корабль «Мэрвиг» подошел к месту гибели «Лузитании» и с борта корабля была спущена небольшая, дистанционно управляемая подводная лодка, подводные телекамеры показали, что носовые отсеки затонувшего лайнера были очищены от обломков, а крышка грузового люка сорвана. Когда камеры «заглянули» в трюм, появилось изображение внутренней корабельной обшивки с глубокими продольными бороздами, которые мог оставить ковш для подъема затонувших предметов и грузов.
Кто-то явно постарался замести все следы...

Гибель «Лузитании»

Первого мая 1915 году на борту океанского лайнера «Лузитания», готовящегося отплыть из Нью-Йорка в Европу, появился чуть ли не самый богатый человек в мире – американский миллионер Альфред Вандербильт. На нем строгий черный сюртук, он степенно поднимается по трапу и направляется в сопровождении боя в центральный салон парохода. Многие наблюдают, как к Вандербильту подходит рассыльный и почтительно предлагает поднос, на котором лежит телеграмма. Текст ее был очень странен, необычен, да и сама телеграмма оказалась без подписи: «Из определенных источников известно, что “Лузитания” будет торпедирована. Немедленно отложите плавание».

Нет, Альфред Вандербильт никак не мог поверить, что найдутся судно или подводная лодка, которые могли бы догнать «гордость Атлантики»!

А «Лузитания» действительно была ее гордостью, ведь недаром в 1907 году она получила право называться самым быстроходным пароходом в мире, удостоившись приза «Голубая лента Атлантики». Этот приз вручался за рекорд скорости при пересечении Атлантического океана по трассе Лондон – Нью-Йорк, длиной около шести тысяч километров. «Лузитания» пересекла Атлантику за 4 дня 19 часов 52 минуты.

Кроме того, всем был известен следующий факт. В начале Первой мировой войны «Лузитанию» попытался захватить германский крейсер, он уже и приказ по радио передал: «Корабль захвачен, следуйте за мной». На эту команду капитан «Лузитании» ответил очень простым действием – он развил максимальную скорость (27 узлов), ушел от крейсера, и тот вскоре потерял трансатлантический лайнер из виду.

Нет, не зря считалась «Лузитания» гордостью Атлантики. Многие были уверены, что корабль вне опасности даже в военное время, поэтому его услугами и пользовались самые респектабельные пассажиры. Вандербильт удобно расположился в комфортабельной каюте, вспоминая странную депешу как досадный казус.

Однако странное предупреждение получил не только американский миллионер, и не только в частном, так сказать, порядке. В утренних выпусках некоторых нью-йоркских газет на последней странице в черном обрамлении было помещено ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

«Всем путешествующим и намеревающимся отправиться в рейс через Атлантику напоминается, что Германия и ее союзники находятся в состоянии войны с Великобританией и ее союзниками. Военная зона включает зоны, примыкающие к Британским островам, и в соответствии с официальным предупреждением… суда, несущие флаг Великобритании или любого из ее союзников, подлежат в этих водах уничтожению.

Но и на это предупреждение немногие обратили внимание. Вечером первого мая 1915 года «Лузитания» готовилась к отплытию. Заканчивалась погрузка багажа и почты, на палубу океанского лайнера поднимались последние пассажиры. Всего на корабле было 1257 пассажиров (из них 129 детей) и 702 члена экипажа, общим числом – 1959 человек.

Это было комфортабельное и совершенное судно. Здесь были детская комната для пищащих, орущих и хныкающих детей и лазарет с доктором и нянечками, а также множество других нововведений: лифты, помещения для собак и других домашних животных (путешествующих со своими хозяевами), телефоны и электрические сигнальные лампочки, отдельные комнаты для горничных и слуг.

Арочные дверные проемы, канделябры, инкрустации из красного дерева, дамасские диваны, глубокие и удобные «бабушкины» кресла, висячие «зимние» сады и пальмы в кадках – все это создавало обстановку в стиле модерн, приближенную в то же время к домашней атмосфере. И только слабый запах просмоленной палубы, краски, смазки и машинного масла указывал на то, что «Лузитания» остается судном.

Особое качество «Лузитании», которым гордились ее владельцы, – это непотопляемость лайнера. Двойное дно судна и водонепроницаемые отсеки считались достаточно надежными. И вот черный дым извергнулся из красно-черных труб. Трапы были со скрипом убраны на причал, а швартовы толщиной с руку сброшены со швартовых тумб. «Лузитания» отошла от причала, взяв курс на Ливерпуль. Она дала три громких гудка, которые сразу же заглушили судовой оркестр и заставили пассажиров зажать уши.

Судном командовал Уильям Тернэр, один из опытнейших капитанов английской компании «Кунард лайн». Он не раз уже обогнул земной шар, ему были хорошо знакомы «ревущие сороковые» ниже мыса Горн и тропические острова в южной части Тихого океана. Вот и сейчас он спокойно обозревал блестящую поверхность океана и удовлетворенно попыхивал своей трубкой. Все выглядело так, как было в его лучшие рейсы. Да Тернэр и без того знал, что во время плавания в Атлантике опасность судну не грозит.

И действительно, первые шесть дней плавания прошли спокойно и благополучно. Утром 7 мая «Лузитания» находилась на подходе к юго-западной оконечности Ирландии. Капитан приказал усилить наблюдение за морем, задраить водонепроницаемые переборки и заглушки иллюминаторов во всех каютах, на всякий случай подготовить все шлюпки к спуску на воду.

«Лузитания» шла 20-узловым ходом, каждые пять минут меняла курс, уходя на десять градусов то вправо, то влево. Тернэр знал, что такие зигзаги в случае атаки немецкой подводной лодки помешают ей произвести прицельный выстрел. Знал он и то, что ни одна лодка, находясь под водой, не сможет догнать «Лузитанию».

Море было спокойным, дул легкий бриз. После полуденного ленча пассажиры стали расходиться по своим каютам. Они не знали, что именно в это время, в 14 часов 10 минут, матрос Томас Куин, наблюдавший за морем из «вороньего гнезда» фок-мачты, крикнул в телефонную трубку капитану: «С правого борта торпеда, сэр!» Тернэр успел сделать только один шаг к середине мостика, где стоял рулевой. Через несколько мгновений торпеда ударилась в борт судна, и эхо взрыва разнеслось над морем на многие мили. Судно сразу же стало крениться на правый борт и одновременно погружаться носом.

Никто на «Лузитании» не мог с уверенностью сказать, какие разрушения причинила торпеда. Пассажиров оглушил взрыв, за ним последовал второй – еще более страшный. Об этом втором взрыве историки спорят до сих пор. Капитан-лейтенант Швингер, который командовал немецкой подводной лодкой, категорически отрицал запуск второй торпеды. Поэтому немцы объясняют второй взрыв детонацией взрывчатых веществ и утверждают, что взрывчатка была тайно погружена на борт пассажирского парохода, чтобы доставить ее в воюющую с Германией Англию. А комфортабельный лайнер был только прикрытием в целях такой маскировки.

Последствия взрыва (или двух взрывов) были ужасны. В борту парохода, чуть ниже ватерлинии, образовалась пробоина, через которую свободно мог пройти паровоз. Сотни тонн воды устремились внутрь «Лузитании». Несколько мгновений после взрыва в машинном отделении парохода стоял невообразимый грохот – получившая сильные повреждения паровая турбина вовремя не была остановлена.

Палуба, казалось, приподнялась под ногами и снова осела. Наружу с шумом вырвался столб воды и пара вместе с кусками угля, обломками дерева и стальными осколками. Взметнувшись вверх выше радиорубки на 160 футов, они затем лавиной обрушились на верхнюю палубу.

«Королева скорости» как бы споткнулась и накренилась. Но за счет колоссальной инерции она еще продолжала двигаться вперед, однако мерцание ламп уже указывало, что ее генераторы грозят остановиться. Капитан Тернэр рассчитывал выбросить судно на отмель близ мыса Кинсэйл. Он очень полагался на отменные мореходные качества «Лузитании» и надеялся продержаться на плаву не менее часа. Это позволило бы спустить на воду шлюпки и спасти людей. Однако в действительности дело обстояло намного хуже: взрыв разрушил паровую турбину и перебил главную паровую магистраль. Когда пароход стал валиться на правый бок, то его 20-метровые трубы обрушились на палубу и в воду, убивая людей, соскальзывающих с парохода в море.

Судовой радист Роберт Лейт успел подать в эфир сигнал бедствия, но «SOS» прозвучал только четыре раза, так как с остановкой динамо-машины подача электроэнергии в радиорубку прекратилась.

В суматохе при спуске шлюпок на воду офицеры из экипажа «Лузитании» допустили непоправимую ошибку. Они как будто не учли, что по инерции судно еще движется вперед, и как только шлюпки коснулись воды, их развернуло и с силой ударило о стальной борт лайнера. Все они опрокинулись, и находившиеся в них люди оказались в воде. Над безбрежной гладью Атлантики раздались пронзительные человеческие крики, после чего наступила неестественная тишина. Только качались на голубых волнах океана полуразбитые шлюпки, раздавленные тела и немногие оставшиеся в живых люди.

Вскоре «Лузитания» стала еще сильнее заваливаться на правый борт, и остававшиеся на ней люди скатывались в воду. Носовая часть корпуса наполовину скрылась под водой, и вскоре гигантское судно вздрогнуло в последний раз, перевернулось черным блестящим килем и через несколько секунд скрылось в Атлантике.

Переданный в эфир «SOS» был принят некоторыми радиостанциями на побережье Ирландии и находящимися поблизости судами. Многие поспешили на помощь гибнущим людям, но не все смогли добраться до места, указанного в сигнале: опять появились немецкие подводные лодки, и некоторые спасатели предпочли удалиться.

Более крепкими оказались нервы у греческого капитана с грузового парохода «Катарина». Он не стал обращать внимание на видневшиеся из воды перископы и потому сумел спасти людей с нескольких шлюпок.

Настоящими спасателями показали себя и ирландские рыбаки. А капитана Тернэра спас один из матросов с парохода «Блюбелла». Капитан находился на борту «Лузитании» до того момента, когда судно опрокинулось на борт. После этого он тоже оказался в воде, но так как был хорошим пловцом, то продержался на плаву около трех часов. Матрос с «Блюбеллы», отличавшийся необычайно острым зрением, заметил слабый блеск капитанских нашивок на рукаве кителя и подобрал Уильяма Тернэра.

Известие о трагической гибели «Лузитании» в разных странах мира вызвало различную реакцию. Вся Канада, например, была потрясена новостями о погибшем лайнере. На его борту находились ее сыны и дочери, которые отправились в путь, чтобы влиться в воюющую армию.

А в Америке, когда известие о том, что «Лузитания» торпедирована у берегов Ирландии германской сумбариной, пришло в Нью-Йорк, Фондовая биржа работала последние минуты перед закрытием. Однако этого времени хватило, чтобы многие акции молниеносно упали.

Всех спасенных доставляли в ирландский порт Куинстаун, где на притихшем причале стоял консул Фрост. Потрясенный всем увиденным, он впоследствии докладывал: «Этой ночью при свете газовых фонарей мы увидели жуткую череду спасательных судов, выгружающих живых и мертвых. Судно за судном появлялись из темноты, и временами можно было различить два или три из них, ожидающих своей очереди в облачной ночи, чтобы выгрузить покрытых синяками, содрогающихся женщин, искалеченных и полуодетых мужчин, маленьких детей с широко открытыми глазами… Женщины хватали нас за рукава и умоляли сказать им хоть что-нибудь об их мужьях.

А мужчины, с усилием подавляя свои чувства, непрестанно передвигались от одной группы к другой в поисках потерянных дочерей, сестер, жен или новобрачных.

Среди бочонков с краской и свернутых тросов на затемненных причалах стали вырастать штабеля трупов, сложенных, как дрова…»

Таким оказалось прибытие «Лузитании». Спасенных было в полтора раза меньше, чем погибших. После гибели «Титаника» это была самая крупная катастрофа на море, которая за восемнадцать минут унесла жизни 1198 человек.

Однако странные происходят иногда случаи. В 1927 году во время сильного шторма в Атлантике затонул лайнер «Келтик». Среди спасенных оказалась пожилая англичанка, миссис Муррей. Журналисты, писавшие об этой катастрофе, с удивлением узнали, что в 1915 году миссис Муррей была в числе пассажиров, спасенных с парохода «Лузитания». Еще больше изумились газетчики, когда узнали, что миссис Муррей была и в списке пассажиров, благополучно переживших гибель «Титаника». Хрупкая леди трижды попадала в самые крупные катастрофы XX века и вышла из них невредимой. И каждый раз в Атлантике!

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава Хан (князь) Святослав-Балдуин-Ахиллес был убит. Как мы видим ниже, его частичным отражением в германо-скандинавском эпосе является также гунн Этцель. Считается, кстати, что другим его именем было Атли. Историки

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава Хан-князь Святослав-Балдуин-Ахиллес убит. Как мы видим ниже, его частичным отражением в германо-скандинавском эпосе является также гунн Этцель. Считается, кстати, что другим его именем было Атли. Историки отождествляют

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

Гибель «Лузитании» Первого мая 1915 году на борту океанского лайнера «Лузитания», готовящегося отплыть из Нью-Йорка в Европу, появился чуть ли не самый богатый человек в мире – американский миллионер Альфред Вандербильт. На нем строгий черный сюртук, он степенно

Из книги Затонувшие сокровища автора Скрягин Лев Николаевич

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

ТРАГЕДИЯ «ЛУЗИТАНИИ» Кораблекрушение «Титаника», самого большого и технически оснащенного корабля своего времени, стало величайшей трагедией начала XX века. Его печальную славу ничто уже не может затмить, его название стало нарицательным, а он сам превратился в символ.

автора Носовский Глеб Владимирович

10. Гибель Дмитрия - соправителя «Грозного» и гибель Смердиса, занявшего престол «во сне» Камбиса 10.1. Версия Геродота По Геродоту, царь Камбис, убив Аписа, о чем мы рассказали выше, тотчас был поражен безумием. Правда, как отмечается, его безумство проявлялось уже раньше.

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

10. Гибель трехсот знаменитых спартанцев царя Леонида и гибель средневекового отряда рыцарей ландмаршала Филиппа Беля 10.1. Геродот о битве греков с персами при Фермопилах и гибели доблестных спартанцев Одним из наиболее ярких и знаменитых событий похода Ксеркса на

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

17. Гибель персидского полководца Мардония - это гибель знаменитого Малюты Скуратова Он же - библейский Олоферн В самом конце греко-персидской войны погиб выдающийся персидский полководец Мардоний, назначенный царем Ксерксом командующим арьергардом. Геродот

Из книги Военные катастрофы на море автора Непомнящий Николай Николаевич

Прямое попадание… мимо цели (Гибель «Лузитании») Поверхность моря в северной Атлантике была на диво спокойной для начала мая. Пассажиры роскошного британского лайнера «Лузитания» коротали время за картами, устраивали всевозможные забавы на палубах, сидели в салонах,

Из книги 100 великих тайн Первой мировой автора Соколов Борис Вадимович

Тайна «Лузитании» 7 мая 1915 года немецкая подводная лодка топит «Лузитанию» с гражданами США на борту. В этот день у юго-западного побережья Ирландии стоял густой туман. Командир немецкой под лодки У-20 капитан-лейтенант В. Швингер решил возвращаться в

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

14. Гибель Гертруды - это гибель римлянки Лукреции и Успение Богородицы Шекспир сообщает, что королева Гертруда погибает. Происходит это в самом конце трагедии, во время поединка Гамлета с Лаэртом. Король и королева с волнением наблюдают за сражением. Когда Гамлет

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

13. Гибель Елены Волошанки, то есть Есфири = Иудифи, и гибель «бабы» Хереи - еще одного ее «античного» отражения Мы уже неоднократно отмечали, что Елена Волошанка отразилась на страницах Библии по крайней мере два раза: как Есфирь и как Иудифь. Под именем Есфири ее описали

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ГИБЕЛЬ «ЛУЗИТАНИИ» Важнейшие операции в ходе Первой мировой войны разворачивались не только на суше, но и на море. Впервые серьезное участие в военных действиях приняли новые боевые машины - подводные лодки. Еще до войны Германия приняла программу развития подводного

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Трагедия «Лузитании» Кораблекрушение «Титаника», самого большого и технически оснащенного корабля своего времени, стало величайшей трагедией начала ХХ века. Его печальную славу ничто уже не может затмить, его название стало нарицательным, а он сам превратился в символ.

Из книги Войны Рима в Испании. 154-133 гг. до н. э. автора Симон Гельмут

Глава IV. 138-133 гг.: УСПЕХИ В ЛУЗИТАНИИ. ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЙ - ПОБЕДА СЦИПИОНА НАД НУМАНЦИЕЙ § 1. Неудача Попилия Лената в борьбе с нумантинцами По-видимому, уже осенью 139 г. Попилий Ленат и нумантинцы в Испании узнали о решении сената возобновить войну. Вероятно, зиму 139-138 гг.

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

10. Ромул (Христос) и Рем (Иоанн Креститель) становятся народными вождями в Риме Гибель Рема и гибель Иоанна Крестителя Плутарх сообщает, что царь Нумитор разгневался на Ромула и Рема. Вероятно, здесь Нумитор - это отражение евангельского царя Ирода. «Не обращая внимания

В 1897 году во время правления немецкого императора Вильгельма Кайзера его трофеями стали пассажирские лайнеры компании «Cunard » «Campania » и «Lucania », которые были лидерами в скорости пересечения Атлантического океана и владели «Blue Riband » («Голубой лентой»). Но в 1902 году между британским правительством и руководителями фирмы «Cunard Line » начались переговоры о строительстве двух океанских лайнеров «Lusitania » и «Mauretania », которые должны были побить рекорд и отобрать лидерство для Англии.

океанский лайнер «Лузитания» жизненный путь

В 1903 году договоренность была достигнута, и правительство выделило 2600000 фунтов стерлингов на постройку двух кораблей способных развивать скорость до 25 узлов. Кроме того, эти могли быть переоборудованы для вооружения на случай введения чрезвычайного положения. Для обеспечения океанским лайнерам необходимой мощности собрался комитет компании «Cunard », состоящий из опытных инженеров на котором уже в марте 1904 года принял решение использовать паровые турбины. Также конструкторам удалось разработать оригинальный дизайн корпуса корабля, обеспечивающий лучшую скорость.

Контракт на строительство океанского лайнера «Lusitania » получила судостроительная вервь «John Brown & Company » расположенная в городе Глазго, и в мае 1905 года был заложен киль корабля. Через год 7 июня 1906 года был спущен на воду самый большой лайнер в мире. имело 7 палуб и роскошные каюты для гостей первого и второго класса. Пассажиры третьего класса располагались на четвертой, пятой и шестой палубах в каютах по 6 человек, но это было новшеством в английском судостроении. Четыре трехлопастных винта, каждый из которых вращался со скоростью 180 оборотов в минуту, приводил в движение прямой привод от четырех паровых турбин, которые вырабатывали мощность 68000 л. с., что развивало скорость до 26 узлов.

В роли военного крейсера мог быть вооружен шестидюймовым орудием обеспечивающие скорострельность 12 выстрелов в минуту.

В свой первый рейс океанский лайнер «Лузитания » отправился 7 сентября 1907 года из порта Квинстаун, Англия в Нью-Йорк, а чтобы засвидельствовать это событие на причале собралось около 200000 человек. Но забрать пальму первенства у немецкого пассажирского лайнеру «Deutschland » «Лузитания » лишь удалось 5-го октября 1907 года во время совершения второго перехода через Атлантику. Океанский лайнер «Лузитания » совершил переход за 4 суток, 19 часов и 52 минуты. В ноябре 1907 года после спуска на воду не менее роскошного пассажирского судна «Mauretania » показатель был не намного улучшен, поэтому ее «старшая сестра» все равно оставалась лидером в скорости в мире.

В июне 1908 года судовые двигатели были заменены улучшенной версией, а также капитаном судна стал новый и очень опытный William Turner, который первый раз вышел в море, когда ему было 13 лет. Океанский лайнер «Лузитания » без особых проблем совершал рейсы из порта Нью-Йорк в Ливерпуль до 1914 года.

океанский лайнер «Lusitania» фото

спуск на воду

первый рейс океанского лайнера «Lusitania»

океанский лайнер «Lusitania» 1907 год

океанский лайнер «Lusitania» в порту New York

океанский лайнер «Lusitania», швартовка 1908 год

океанский лайнер «Lusitania» в порту Liverpool

океанский лайнер «Lusitania» в иллюстрациях

пассажирский лайнер «Lusitania»

идет торпеда

попадание торпеды

океанский лайнер тонет

под водой

Вспышка первой мировой войны означала, что роль пассажирского судна изменится. Вскоре океанский лайнер « » стал в порту Ливерпуль на переоборудование в транспортный вооруженный крейсер.

Пожалуй, самым скандальным рейсом океанского лайнера «Lusitania » стало событие, произошедшее 16 января 1915 года после которого в международной прессе очень долго писали и обсуждали действие капитана, а присутствие лайнера в Северной Атлантике наводило «шорох». Выйдя из порта Ливерпуль, пассажирское судно направилось в порт Квинстаун. Опасаясь возможных торпедных атак , капитан корабля William Turner распорядился поднять американский государственный флаг. Дело в том что сохраненный нейтралитет между США и Германией гарантировал кораблям безопасный переход через океан. Прикрывшись государственным флагом США океанский лайнер благополучно прибыло в назначенный порт. Использование американского флага не по назначению стало известно газетчикам и посольство Германии в США направило предупреждение руководству компании «Cunard Line » о том, что поступая таким образом американских граждан подвергали огромному риску и впредь попросили так не делать.

океанский лайнер «Лузитания»

роковой рейс

Роковым рейсом для океанского лайнера «Lusitania » стал очередной переход, начавшийся 1 мая 1915 года. Пассажирский лайнер, взяв на борт 1959 человек и разместив их в своих каютах, вышел из порта Нью-Йорк в направлении порта Ливерпуль. Кроме пассажиров, грузом корабля были ящики с боеприпасами, продукты питания и прочие принадлежности.

Уже 7 мая у берегов Исландии океанский лайнер вошел в так называемую «опасную зону», в котором предположительно могло находиться большое скопление немецких подводных лодок. Капитан Тернер предпринял всевозможные меры предосторожности - по его команде задраили все люки и приготовили все спасательные шлюпки. Средняя скорость судна составляла 18 узлов. В 14:00 когда пассажиры заканчивали свои обеды, а море было спокойным, вдруг помощник капитана закричал: «К нам приближается торпеда !». Через несколько секунд раздался взрыв, затем - второй, но уже в другом месте, который предположительно мог произойти из-за детонации боеприпасов. Содрогнувшись, пассажирское судно начало стремительно набирать воду и уже через 20 минут оно разломилось. Накренившись на правый борт, первой под толщей воды скрылась носовая часть, а затем корма, забрав с собой 1198 жизней невинных людей. Некоторым, а это 761 человек, в том числе и капитану Тернеру удалось спастись, удерживаясь в спасательных шлюпках и жилетах.

"...Меня разбудил страшный толчок. Я бросился к кнопке электрического звонка, но тока, вероятно, уже не было. Наверху в это время были слышны свистки, крики и топот сотен ног. Плач женщин и детей смешался с ревом сирены. Я понял одно: произошло что-то страшное.

Захватив с собой лежавшие в моей каюте спасательные пояса, я бросился на верхнюю палубу. При этом мне с трудом удалось открыть дверь каюты, которая оказалась заваленной какими-то обломками. Чувствовалось, что пароход кренится. На палубе творилось нечто неописуемое.

Яркое солнце освещало пароход и около тысячи обезумевших людей, кидавшихся от одного борта к другому. Команда парохода растерялась несмотря на то, что капитан, стоя на мостике, до последней минуты отдавал приказания; пассажиры сами бросились к спасательным шлюпкам...

Когда я очутился на поверхности воды, огромный корабль исчез, а кругом на громадном пространстве плавали черные точки людей. Вдали видны были неясные очертания берегов Ирландии. Солнце грело, но в воде было холодно". - Только через два часа, которые, как вспоминает свидетель катастрофы, он провел "в страшном оцепенении", подошло спасательное судно".

Заметим, речь идет не о гибели "Титаника". Блестящую киноверсию знаменитой морской катастрофы трудно сравнить со скупым и безыскусным описанием событий, перепечатанным нами из русского журнала 1915 года. Но тогда, в дни гибели огромного пассажирского английского корабля "Лузитания", мировую общественность буквально лихорадило от противоречивых слухов, предположений и догадок. Название погибшего корабля склонялось и спрягалось на страницах газет, в правительственных меморандумах и... дипломатических нотах.

Что же случилось? Гибель корабля кажется загадочной, более того - создается впечатление, что до сих пор в Англии правительственные документы по "делу" "Лузитании" представляют собой строгую государственную тайну. И все-таки попробуем приоткрыть ее завесу.

"Большой английский лайнер с американцами на борту, возможно, будет потоплен"

7 мая 1915 года огромный четырехтрубный английский пассажирский корабль "Лузитания", который совершал обычный по расписанию рейс Нью-Йорк - Ливерпуль, был внезапно атакован немецкой подводной лодкой U-20 недалеко от южного берега Ирландии.

Через восемнадцать минут после взрыва "Лузитания" полностью погрузилась в воду. Из 1959 человек, находившихся на борту "Лузитании", погибло 1198. По официальному заявлению представителей британского правительства, на борту пассажирского корабля не было вооружения, боеприпасов и военных моряков. Гибель "Лузитании" назвали одним из самых трагических событий первой мировой войны. Английский журналист К.Симпсон давно интересовался "делом" "Лузитании".

Обстоятельства ее гибели, обилие тщательно сфабрикованных данных, писал К.Симпсон, убедили его, что традиционная версия о бедствиях "Лузитании" содержит "основательные пропуски и очевидные неточности". Согласно утверждению Симпсона, документы, обнаруженные в архивах британской пароходной компании "Кунард лайнз", а также в правительственных архивах США, заставляют пересмотреть "дело" "Лузитании".

1 мая 1915 года точно по расписанию "Лузитания" последний раз вышла в море от причала нью-йоркского порта. Ранним утром помощник капитана "Лузитании" по традиции встречал пассажиров у трапа. На причале, кроме редких пассажиров, он увидел толпу репортеров. Английскому моряку они показали утренний выпуск "Нью-Йорк трибюн".

Среди платных объявлений в газете выделялось зловещее предупреждение: американцам не рекомендовалось пользоваться услугами английских пассажирских лайнеров из-за возможности нападения германских подводных лодок. Как следовало из текста, объявление было помещено германским посольством. На причале росло беспокойство. Но представитель компании "Кунард" успокоил всех, кто стоял с билетами у борта "Лузитании". "Лайнер нашей компании был и остается самым быстрым кораблем в Атлантике. И никакой немецкий военный корабль или подводная лодка просто не смогут догнать "Лузитанию".

После полудня "Лузитания" вышла в море. Капитан "Лузитании" Тернер занял привычное место на капитанском мостике. Тернер был опытный моряк, но теперь, в военное время, моряки торгового флота должны были подчиняться распоряжениям морских офицеров Адмиралтейства. Военные моряки определяли курс торговых кораблей и сообщали секретные сведения о вражеских подводных лодках. Английская морская разведка могла определить, где именно в открытом море находится отправленная для выполнения боевого задания немецкая подводная лодка. Англичане получили секретные радиокоды немецкого флота. Радиостанции на побережье Англии терпеливо ждали, когда немецкие подводники, находившиеся в открытом море, с педантичной точностью подавали радиосигналы.

Но капитану Тернеру не передали предупреждение о немецких подводных лодках ни в нью-йоркском порту, где находился офицер британского военного флота, ни у берега Ирландии, где "Лузитания" вступила в зону действия береговых радиостанций. И только вечером 6 мая Тернер получил радиограмму: "У южного берега Ирландии находится германская подводная лодка".

Но радиограмма была передана не морским командованием, а адмиралом Коуком, командиром противолодочной флотилии: он приблизительно определил район действия подводной лодки после того, как получил сообщения о гибели двух небольших пароходов. Коук понимал, что "Лузитания" сближается с подводной лодкой. Но вывести в море противолодочную флотилию адмирал не мог без приказа Адмиралтейства, а такой приказ не поступил.

Капитан Тернер получил радиограмму, когда лайнер приближался к проливу св.Георга. И в мирные дни пролив был серьезным испытанием даже для опытных моряков, а в дни войны он стал вдвойне опасен: у входа в пролив немецкие подводники подстерегали добычу. Но изменить курс корабля без приказа офицера Адмиралтейства или в крайнем случае указания командира военного корабля капитан Тернер не мог.

Единственное, что он мог сделать - это привести в готовность все спасательные средства, убрать огни, задраить иллюминаторы. Капитан спустился в салон, где ярко горел свет и играла музыка, и, стараясь не повышать голос, сказал пассажирам, что не исключена возможность появления вражеских подводных лодок. "Но мы уверены, - добавил капитан, - что мы не останемся одни, потому что нас охраняет Королевский флот..." Это не были пустые слова: у берега Ирландии, у мыса Фастнет-Рок, атлантические лайнеры обычно ожидали конвойные английские крейсеры.

На рассвете 7 мая был густой туман. Капитан Тернер снизил скорость и приказал сигналить сиреной, чтобы известить военные корабли о приближении лайнера. Но рядом не было ни одного боевого корабля Королевского флота.

В Адмиралтействе, в кабинете морского министра У.Черчилля была огромная карта. Дежурные офицеры непрерывно передвигали условные знаки, которые обозначали путь каждой обнаруженной при помощи данных разведки и радиоперехватов немецкой подводной лодки. В официальных английских исторических трудах приводится исключительно высокая оценка деятельности английской разведки: "Она читала мысли германского командования и предвидела передвижение кораблей неприятельского флота".

Интересно отметить, что секретные шифры германского флота были переданы англичанам русским морским командованием: шифры были обнаружены на немецком крейсере "Магдебург", затопленном после боя с кораблями российского Балтийского флота. Водолазы проникли в командную рубку и извлекли секретные документы.

Нет сомнений, что Черчилль представлял, что значит для Англии "Лузитания", один из самых больших и скоростных кораблей. Адмиралтейство получило сообщения из Америки, которые следовало назвать весьма тревожными. Немецкие дипломаты и американцы немецкого происхождения, тесные связи которых с немецкой разведкой не вызывали сомнения, в последнее время предупреждали американцев, что английские трансатлантические лайнеры подвергнутся нападению подворных лодок. Редактор газеты немецкого землячества в США, часто выполнявший поручения германского военного атташе в США, заявил буквально следующее: "Большой английский лайнер с американцами на борту, возможно, будет потоплен".

Но британское Адмиралтейство и энергичный министр Черчилль не только не усилили меры безопасности, но проявили странную беспечность. Капитан "Лузитании" не получил тревожное предупреждение, боевые корабли не вышли в море...

В первых же сообщениях германского телеграфного агентства и газет о гибели "Лузитании" подчеркивалось, что английский лайнер не был в прямом смысле пассажирским кораблем, потому что из Америки английский корабль вез взрывчатые вещества. В те дни можно было прочесть, что "Лузитания", на самом деле, была вспомогательным крейсером Королевского флота и имела на борту тяжелую артиллерию.

Представители Адмиралтейства назвали клеветой утверждения о пушках, установленных на "Лузитании". Но они не ответили на прямой вопрос: были ли на борту пассажирского корабля опасные военные материалы. И только через несколько недель в британских заявлениях утвердилась безоговорочная версия об "исключительно мирном характере груза "Лузитании". В 1926 году известный английский историк морского флота Вильсон внес ясность: он назвал "Лузитанию" "невооруженной", но отметил, что среди ее груза были "ящики с винтовочными патронами и неначиненными, пустыми заготовками для шрапнельных снарядов".

К.Симпсон проверил все виды грузов, которые были в трюме Лузитании". Особый интерес вызвал странный груз - 3800 ящиков, обшитых холстом, - груз, обозначенный как упаковки с сыром. Документы называют отправителя этого странного груза - гражданина США А.Фрезера. Его имя часто встречается в документах нью-йоркского порта, в 1915 году он был в списке крупнейших импортеров товаров из США. Но дальнейшая проверка показала, что до войны Фрезер был несостоятельным должником. Симпсон предположил, что Фрезер был именно тем подставным лицом, при помощи которого англичане оформляли вывоз из США военных материалов, прежде всего взрывчатых веществ, произведенных на заводах компании "Дюпон".

Рассматривая тонущую "Лузитанию", командир подводной лодки сразу же обратил внимание на густой дым и сильные разрушения палубы и надстроек. Немецкие моряки предположили, что взрыв торпеды вызвал детонацию угольной пыли или... взрыв значительного количества боеприпасов, которые находились в трюме в районе угольных бункеров. Эта точка зрения стала общепризнанной в Германии. Впоследствии министр морского флота Тирпиц отметил в мемуарах следующую причину ибели "Лузитании": "...Немедленная гибель "Лузитании" была вызвана вторым взрывом погруженных в трюмы боеприпасов".

Официальная британская версия безоговорочно утверждала, что "Лузитания" погибла в результате взрыва двух немецких торпед. "Королевская следственная комиссия", которая по традиции создается в Англии для выяснения причин крупнейших катастроф, признала в своем окончательном документе, что на борту пассажирского корабля не было боеприпасов. Ответственность за гибель пассажирского корабля была возложена на командование германских военно-морских сил, которое разрешило капитанам подводных лодок без предупреждения нападать на мирные суда.

Но добросовестность комиссии была далеко не безупречной. Все доводы, которые подвергали сомнению принятую версию, заранее отвергались. Комиссия не приняла во внимание показания пассажира "Лузитании", канадского профессора Ж.Марешаля. По его словам, после взрыва торпеды он услышал второй взрыв, сопровождаемый звуком взрывающихся боеприпасов; последнее утверждение Марешаль сделал на основании своего опыта, полученного на военной службе.

Но чиновники английского правительства заявили, что Марешалю нельзя верить, что его привлекали к суду за подлог и мошенничество: комиссии были переданы сведения об однофамильце канадского профессора, который действительно был темной личностью. И это был не единственный случай. Впоследствии лорд Мерси, председатель "Королевской комиссии", признал, что дело "Лузитании" - это "грязная история".

Однако основную ошибку следственной комиссии могли по достоинству оценить в годы первой мировой войны только немногочисленные специалисты, эксперты по морским вооружениям: даже две торпеды не могли пустить ко дну огромный корабль за считанные минуты!

Торпеды, которые применяли немецкие подводные лодки, были относительно несовершенны. Могла ли такая торпеда проделать в борту "Лузитании" пробоину, в которую, как говорили очевидцы событий, "мог проехать паровоз"?

В 1918 году огромный английский пароход "Джустишиа" был атакован подводными лодками. И хотя первая же торпеда вызвала серьезные повреждения, "Джустишиа" продержалась на плаву около суток, и за это время немецкие подводники несколько раз повторяли торпедную атаку. Немецкие моряки были уверены, что "Джустишиа" была потоплена шестью торпедами такого же типа, что применялись в 1915 году.

Современники запомнили события 7 мая 1915 года как преступление, совершенное германскими милитаристами.

Но все происходило иначе...

В английском политическом словаре есть понятие "большая стратегия": координация перспективных военных и политических планов. Посмотрим, какое место было отведено в "большой стратегии" огромным пассажирским лайнерам, которые были построены для регулярного сообщения с Америкой.

Проект "Лузитании" был создан в США в 1902 году, когда американский банкир Морган предложил английским судовладельцам построить при участии американского капитала огромные корабли, которые воплотили бы в жизнь новейшие достижения науки и техники. Морские гиганты позволили бы монополизировать выгодные пассажирские перевозки на атлантических линиях. Но предприимчивые американские банкиры нарушали секретные планы британского Адмиралтейства.

В начале XX века морское соперничество Англии и Германии достигло наивысшего предела. Англия строила огромный военный флот. Создавая новые боевые корабли, Адмиралтейство одновременно тайно субсидировало частные английские пароходные компании: по планам военных моряков пассажирские корабли в первые дни войны превращались в транспорты и вспомогательные крейсеры. Адмиралы потребовали прервать переговоры с американскими банкирами и одновременно предложили заключить выгодное соглашение: правительство выделяет субсидии для строительства огромных лайнеров. Единственное условие: в случае войны корабли поступают в распоряжение Королевского флота.

Так появились знаменитые лайнеры компании "Кунард" - "Лузитания" и "Мавритания". "Корабли-сестры" были снабжены паровыми турбинами, которые позволили достигнуть невиданной для тех лет скорости. Водоизмещение нового лайнера свыше 31 тысячи тонн и скорость не меньше 25 узлов превосходили аналогичные показатели новейших боевых кораблей того времени, линкоров.

С 1907 года "Лузитания" совершала регулярные рейсы между Ливерпулем и Нью-Йорком. Р.Киплинг с восторгом отзывался о новых кораблях: "Капитану только стоит взять штурвал - в море город в девять палуб уплывет..." Пассажиры вскоре оценили скорость и комфорт новых кораблей.

В первую неделю войны, в 1914 году, на борту "Лузитании" устанавливают платформы для орудий и подъемники для снарядов. Но вскоре "Лузитания" возвращается в Ливерпуль. На ее мачте остался флаг торгового флота.

При подготовке к войне Адмиралтейство во главе с самоуверенным Черчиллем допустило серьезные ошибки: Адмиралтейство было уверено, что основная угроза английским кораблям исходит от германского надводного флота, в том числе от наскоро вооруженных торговых кораблей.

Но Германия применяла против английского торгового флота подворные лодки. Потери росли с пугающей быстротой. Вскоре обнаружилось, что английская армия и военный флот расходуют огромное количество боеприпасов; промышленность не справлялась с планами военного производства. Правительство приняло решение закупить военные материалы в США, но грузовые пароходы подвергались атакам подводных лодок.

Именно в такой обстановке Адмиралтейство вспомнило о "самых больших и быстрых" лайнерах. Видный чиновник Адмиралтейства встретился с президентом компании "Кунард". Он пояснил, что "Лузитания" будет выполнять "особое задание правительства". "Обычные рейсы будут сопровождаться перевозкой груза, который имеет особое значение для Британии". Грузовое пространство в трюме будет расширено и передано в распоряжение Адмиралтейства. "Кунард" продолжает перевозить пассажиров и тщательно скрывает наличие "специальных грузов".

Есть все основания предположить, что руководство "Кунард" знало, что скрывается под нейтральным обозначением "специальный груз". При участии компании "Кунард" в США покупали взрывчатые вещества, которые везли в Нью-Йорк, в портовые склады. Оплата производилась через банковские счета "Кунард".

В июне 1915 года посольство Австро-Венгрии в США направило в Госдепартамент США "конфиденциальное письмо". Австрийские дипломаты подробно показали, как взрывчатые вещества американского химического концерна "Дюпон" были погружены на борт "Лузитании" в трюмные носовые помещения. Это были сорокафунтовые ящики, обшитые холстом, похожие на упаковки с сыром. Этот груз принадлежал американцу Фрезеру...

Все очевидцы гибели "Лузитании" указывали на два взрыва. Второй взрыв был несоразмерим по силе с первым: через несколько минут после второго взрыва носовая часть "Лузитании" погрузилась в воду, а корма поднялась на высоту многоэтажного дома. Торпеда немецкой подводной лодки поразила носовую часть лайнера, где находился "специальный груз" - ящики, обшитые холстом...

В одном из писем посольства Австро-Венгрии были приведены подробности, которые позволяют предположить, как и когда австрийская разведка (не исключено, что по поручению германского правительства) узнала о перевозке боеприпасов на кораблях компании "Кунард".

Поэтому, узнав о гибели "Лузитании", австрийский консул фон Ретег испытал серьезное потрясение и согласился с доводами австрийских дипломатов, которые попросили его сделать заявление, заверенное американским адвокатом, где прямо говорилось, что причиной гибели американских граждан был взрыв боеприпасов, находившихся в трюме пассажирского корабля.

Случайны ли ошибки англичан? И можно ли назвать их действия ошибочными?

С февраля 1915 года, когда Германия начала подводную войну, британское Адмиралтейство пыталось найти действенное средство для борьбы с подводными лодками противника. Англия несла тяжелые потери: в среднем англичане теряли каждые два дня один большой торговый корабль. Одновременно немецкие подводные лодки наносили тяжелый удар по репутации и самолюбию морского министра Черчилля.

Оказалось, что технические средства борьбы с подводными лодками, применяемые флотом, явно недостаточны. Поэтому правомерным является вопрос: могло ли Адмиралтейство во главе с Черчиллем выполнять свои задачи по обороне страны? И, может быть, именно "политическое решение проблемы" избавляло не только Черчилля, но и кабинет министров от позорной отставки...

Весной 1915 года в Лондоне появляется личный представитель президента США полковник Хауз. Он должен был разъяснить британскому правительству политику США. Министр иностранных дел Англии Грей принимает Хауза в своем доме. Грей задавал откровенные вопросы, суть которых сводилась к следующему: что будет делать "дядя Сэм", если германская подводная лодка пустит ко дну океанский лайнер с американцами на борту? Хауз отвечал, что негодование охватит Америку. Грей согласился: да, в Америке много моралистов, но какой политический ответ последует со стороны правительства и президента? И Хауз признает: этого будет достаточно, чтобы "вовлечь нас в войну".

И в самом деле: гибель 115 граждан США при нападении U-20 на "Лузитанию" вызвала резкие протесты Америки. Демонстранты несли антигерманские лозунги и требовали наказать Германию. Правительство США направило в Берлин официальную ноту. Германское правительство вынуждено было ограничить подводную войну: с 6 июня 1915 года немецким подводным лодкам запрещено было нападать на большие пассажирские корабли.

Перерыв в подводной войне не был продолжительным, он был прекращен в феврале 1916 года, но за это время странами Антанты, прежде всего Англией, было сохранено 1,600,000 тонн тоннажа торгового флота, то есть около пятисот пароходов.

"Лузитания" была хорошо известна в Америке. И если принять во внимание, что накануне гибели "Лузитании" Хауз должен был довести до сведения английского правительства перечень репрессивных мер, которые были бы ответом Америки на задержание англичанами американских кораблей с "мирным" грузом для Германии, можно понять, каким подарком судьбы была для английских политических деятелей торпеда немецкой подводной лодки U-20.

Впрочем, английская "большая стратегия" в полной мере использовала совпадение интересов и долгосрочных планов Англии и США. Президент Вильсон готовился к войне, но остерегался выступать с милитаристскими заявлениями: приближались выборы, а среди простых американцев было много сторонников мира и нейтралитета США. В 1915 году президенту Вильсону нужен был повод для оправдания военных приготовлений Америки.

11 мая 1915 года, когда кабинет министров Вильсона обсуждал текст ноты протеста Германии в связи с гибелью "Лузитании", госсекретарь Брайн выступил с решительным осуждением политики президента. Он подчеркивал, что еще в начале мая президенту была представлена достоверная информация о перевозке боеприпасов кораблями английских компаний. По мнению Брайна, налицо было грубое нарушение нейтралитета США.

Но пуританская прямота Брайна, пацифиста и противника алкогольных напитков, раздражала Вильсона, и при обсуждении ноты протеста он наносит "нокаутирующий удар". Возражения Брайна отвергаются, а он был представлен как "защитник германских милитаристов, совершающих варварские действия против мирных граждан". Брайн подает в отставку. Его пост занимает Лансинг, активный сторонник сближения с Англией.

Эти изменения не остались незамеченными в Америке: оценивая политику президента, газета "Нью-Йорк таймс" поместила карикатуру - Вильсон пытается сыграть американцам новую песню "Вот твоя винтовка, Джонни".

Дальнейшие события в США напоминали фильм о жизни гангстеров. Неизвестные лица совершили налет на консульство Австро-Венгрии в Кливленде, где хранились показания инженера фон Ретега и другие документы о гибели "Лузитании". Вскоре и самому фон Ретегу пришлось предстать перед судом: его обвинили в подделке чека и приговорили к тюремному заключению.

И только в конце XX века в архивах федеральных служб США были обнаружены документы, которые позволяют сделать вывод, что секретная служба министерства юстиции США имела прямое отношение к этим "странным событиям"...

Администрация президента Вильсона хорошо знала о закулисной стороне "дела "Лузитании". Все документы были помещены в архив с предостерегающей надписью "Только для президента США".

Создается впечатление, что и в Англии правительственные документы по "делу" "Лузитании" до сих пор представляют собой строгую государственную тайну.

В апреле 1982 года корабль "Мэрвиг" шотландской фирмы "Оушеринг", которая проводит сложные подводные работы с использованием уникального оборудования, подошел к месту гибели "Лузитании". С борта корабля был спущен подводный манипулятор - небольшая дистанционно управляемая подводная лодка. Обследование места гибели "Лузитании" было задумано как рекламное мероприятие, которое должно было показать возможности новой техники.

Предварительный результат обследования превзошел все ожидания: подводные телекамеры показали, что носовые отсеки затонувшего лайнера были очищены от обломков, а крышка грузового люка сорвана. Когда подводный манипулятор медленно спустился в трюм, специалисты не могли сдержать изумления: на экране, по их словам, появилось изображение внутренней корабельной обшивки с глубокими продольными бороздами, которые оставляет ковш для подъема затонувших предметов и грузов. "Трудно представить, но трюм "Лузитании" подметен, как гостиная", - сказал один из журналистов, принимавший участие в поисковых работах.

Подводная фотография показала, что в районе левого борта "Лузитании", в носовой обшивке заметна огромная пробоина. Эксперты по взрывчатым веществам дали заключение, что внутри трюма произошел "мощный взрыв". В английской печати сообщалось, что специалисты фирмы "Оушеринг" после подробного обследования "Лузитании" пришли к выводу: все доказательства, которые могли бы установить, какой именно груз находился в носовом трюме "Лузитании", были уничтожены после гибели корабля.

По сведениям, поступившим от английских журналистов, служба береговой охраны Ирландии сообщила, что у места катастрофы в 1946 году подолгу останавливалось вспомогательное судно британского военного флота, а впоследствии на месте гибели "Лузитании" появился корабль, который проводил подводные работы. Впрочем, и представители "Оушеринг" признали, что их не оставляло без внимания правительство Ее Величества.

Официальные лица корректно, но весьма твердо напомнили, что существуют бесспорные доказательства, согласно которым во время последнего трагического рейса "Лузитании" на борту знаменитого пассажирского лайнера не было взрывчатых веществ за исключением не очень опасных винтовочных патронов...