Людмила Петрушевская – биография. Петрушевская людмила стефановна Биографическая справка петрушевской людмилы ивановны

Дед писательницы Людмилы Петрушевской в детстве запрещал ей читать, а сама она мечтала быть оперной певицей. Сегодня Петрушевская — общепризнанный литературный классик. Начала писать в середине 60-х и дебютировала в 1972 году рассказом «Через поля» в журнале «Аврора». Ее пьесы ставили Роман Виктюк, Марк Захаров и Юрий Любимов, а премьера одной из них в Студенческом театре МГУ закончилась скандалом — «Уроки музыки» сняли после первого представления, а сам театр разогнали. Петрушевская — автор множества прозаических произведений и пьес, среди которых и знаменитые «лингвистические сказки» «Пуськи бятые», написанные на несуществующем языке. В 1996 году в издательстве «АСТ» вышло ее первое собрание сочинений. Не ограничиваясь литературой, Петрушевская играет в собственном театре, рисует мультфильмы, делает картонных кукол и читает рэп. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

День рождения

Где родилась

Москва

У кого родилась

Родилась в семье cтудентов ИФЛИ (институт философии, литературы, истории). Дед - профессор-востоковед, лингвист Н.Ф.Яковлев, мама в дальнейшем - редактор, отец - доктор философии.

«Дед происходил из рода Андреевичей-Андреевских, два его предка были арестованы по делу декабристов, один, Яков Максимович, был осужден в возрасте 25 лет и провел на каторге (Петровский завод под Улан-Уде) всю свою короткую жизнь.Умер в 1840 году в больнице для умалишенных. Его портрет кисти Н.А.Бестужева (копия П.П.Соколова) находится в Гос. Историческом музее

У нас в семье был принят домашний театр. Первые упоминания о нем относятся к 20-м гг ХХ века (воспоминания Евг.Шиллинга). Да я не думаю, что только у нас. Эта замечательная традиция до сих пор живет во многих московских семьях».

“Знаете, мой прадед был персонажем Серебряного века, врачом и тайным большевиком, и он почему-то настаивал, чтобы меня не учили читать”.

Где и чему училась

Занималась в оперной студии.

«Я, к сожалению, несостоявшаяся певица».

«Своих букварей я не помню. В эвакуации в Куйбышеве, куда меня привезли в три года, у нас, врагов народа, было всего несколько книг. бабушкин выбор что везти с собой: "Краткий курс истории ВКП/ б", "Жизнь Сервантеса" Франка, полное собрание сочинений Маяковского в одном томе и "Комната на чердаке" Ванды Василевской. Прадед ("Дедя") не разрешал меня учить читать. Я научилась этому тайком, по газетам. Взрослые обнаружили это случайно, когда я стала наизусть цитировать отрывки из "Краткого курса истории» - "И тронулась река народного движения, тронулась"(с подвыванием).Мне казалось, что это стихи. Маяковского я не понимала, видимо. Бабушка моя, Валентина, была объектом ухаживаний молодого Маяковского, который называл ее почему-то "голубая герцогиня" и звал замуж. Когда бабушка и ее сестра Ася воссоединились в Москве после десятилетий вынужденного отсутствия, вредная Ася воскликнула: "Не хотела за поэта, вышла за студента и что получила!"

Окончила факультет журналистики МГУ.

Где и как работала

Работала корреспондентом

Работала корреспондентом "Последних известий" Всесоюзного радио в Москве, затем корреспондентом журнала с пластинками "Кругозор" , после чего перешла на телевидение в отдел рецензирования, где,пользуясь полной безнадзорностью, писала отчеты о передачах - особенно типа "ЛУМ" ("Ленинский университет миллионов") и "Шаги пятилетки" - отчеты эти шли во все инстанции ТВ. После ряда жалоб главных редакторов отдел расформировали, и Л.Петрушевская попала в отдел перспективного планирования, единственное футуристическое учреждение в СССР, где надо было бы из 1972 года предугадать советское телевидение на двухтысячный год. С 1973 года Л.Петрушевская нигде не работает.

Создала «Студию ручного труда», в которой самостоятельно рисует мультфильмы с помощью мышки. Сделаны фильмы "Беседы К.Иванова" (совместно с А.Головань), "Пенсне", "Хоррор", "Улисс: ехали-приехали", "Где ты" и "Муму".

«Мои фильмы плохо нарисованы, коряво написаны, однако существуют. И не забудьте, что можно смеяться!»

Что такого сделала

Книги сказок: "Лечение Василия"(1991), "Жил-был Трр-р" (1992), "Сказка про азбуку" (1996), "Настоящие сказки" (1996), "Чемодан чепухи" (2001), "Счастливые кошки" (2002), "Поросенок Петр и машина", "Поросенок Петр едет в гости", "Поросенок Петр и магазин" (все- 2002), "Книга принцесс" (2007 г., эксклюзивное издание с илл. Р.Хамдамова), "Книга принцесс" (Росмэн, 2008), "Приключения поросенка Петра" (Росмэн, 2008).

Первая книга рассказов вышла в 1988 году, до этого Л.Петрушевская числилась в запрещенных авторах. В 1996 году был опубликован пятитомник (АСТ). В 2000-2002 девятитомник (изд. "Вагриус", акварельная серия). Еще четыре книги вышли в "Эксмо" и одиннадцать сборников выпустило издательство "Амфора" за последние три года. Спектакли по пьесам Л.Петрушевской шли с Студенческом театре МГУ (реж. Р. Виктюк), во МХАТе (реж. О.Ефремов), Ленкоме (реж. М.Захаров), Современнике (реж. Р.Виктюк), т-ре им. Маяковского (реж. С.Арцибашев), в театре на Таганке(реж. С. Арцибашев), в театре "Около" (реж. Ю.Погребничко) и "На Покровке". (реж.С.Арцибашев).

Спектакль по пьесе «Квартира Коломбины» был поставлен в театре «Современник» в 1985 году.

В 1996 году вышло собрание сочинений в пяти томах.

Достижения

Проза и пьесы переведены на 20 языков мира.

В 2008 году Фонд «Северная Пальмира» совместно с международной ассоциацией «Живая классика» организовали Международный Петрушевский фестиваль, приуроченный к 70-летию со дня рождения и к 20-летию со дня выхода первой книги Людмилы Петрушевской.

Дела общественные

Член Русского ПЕН-центра.

Общественное признание

Пушкинская премия фонда Альфреда Топфера.

Спектакль «Московский хор» по ее пьесе получил Государственную премию РФ.

Премия «Триумф».

Театральная премия имени Станиславского.

Академик Баварской академии искусств - классик европейской культуры.

Участвовала в скандалах

В 1979 году после премьеры спектакля «Уроки музыки» в Студенческом театре МГУ пьесу сняли, а театр разогнали.

Роман Виктюк, режиссер: «Эфрос сказал тогда: "Роман, забудьте о ней. При нашей жизни она не будет поставлена никогда". И когда мы поставили, несмотря на все запреты, он написал в "Советской культуре", что это лучший спектакль за двадцать пять лет. Они чувствовали в этом спектакле такую правоту, а в самой Люсе - такого пророка, провидца на длинный период советской власти, на эту агонию, которая уже началась, - и нужно было иметь невероятную смелость, чтобы говорить об этом».

Люблю

книги философа Мераба Мамардашвили и писателя Марселя Пруста

Семья

Сыновья: Кирилл Харатьян, заместитель главного редактора газеты «Ведомости», и Федор Павлов-Андреевич, журналист и телеведущий. Дочь Павлова Наталья, солистка группы "C.L.O.N." (фанк-рок).

И вообще…

«Как ни странно, я филолог по принципу жизни, я собираю все время язык...»

«Я всегда была меньшинством и всегда жила как разведчик. В любой очереди я молчала - нельзя было, на работе я молчала. Я себя все время уговаривала».

Марк Захаров, режиссер: «Людмила Петрушевская - это человек удивительной судьбы. Она вышла из самых нищих, тяжело живущих слоев нашей жизни. Она может быть очень простой во взаимоотношениях, откровенной и честной. Она может быть ироничной. Может быть злой. Она непредсказуемая. Если бы мне сказали нарисовать портрет Петрушевской, я бы не смог...»

Биография Людмилы Петрушевской приведена в этой статье. Это знаменитая отечественная поэтесса, писатель, сценарист и драматург.

Детство и юность

Узнать биографию Людмилы Петрушевской вы можете из этой статьи. Русская писательница родилась в Москве в 1938 году. Ее отец был служащим. Дедушка был широко известен в научных кругах. Николай Феофанович Яковлев был знаменитым лингвистом-кавказоведом. В настоящее время он считается одним из основателей письменности для ряда народов СССР.

Во время Великой Отечественной войны Петрушевская Людмила Стефановна жила некоторое время у родственников и даже в детском доме, расположенном под Уфой.

Когда война закончилась, поступила на факультет журналистики Московского государственного университета. Параллельно стала работать корреспонденткой в столичных газетах, сотрудничать с издательствами. В 1972 году заняла пост редактора на Центральной студии телевидения.

Творческая карьера

Людмила Стефановна Петрушевская в раннем возрасте начала писать сценарии для студенческих вечеринок, стихи и короткие рассказы. Но при этом совершенно в то время еще не задумывалась о карьере писателя.

В 1972 году было опубликовано ее первое произведение в журнале "Аврора". Им стал рассказ под названием "Через поля". После этого Петрушевская продолжила писать, но рассказы ее перестали публиковать. Трудиться в стол пришлось на протяжении не менее десяти лет. Печатать ее произведения стали только после перестройки.

Помимо героиня нашей статьи работала в качестве драматурга. Ее постановки шли в самодеятельных театрах. Например, в 1979 году Роман Виктюк в театре-судии дома культуры "Москворечье" поставил ее пьесу "Уроки музыки". Театральный режиссер Вадим Голиков - в театре-студии Ленинградского государственного университета. Правда, практически сразу после премьеры постановка была запрещена. Напечатали пьесу только в 1983 году.

Еще одна знаменитая постановка по ее тексту под названием "Чинзано" была поставлена во Львове, в театре "Гаудеамус". Массово профессиональные театры начали ставить Петрушевскую начиная с 80-х годов. Так, зрители увидели одноактное произведение "Любовь" в театре на Таганке, в "Современнике" вышла "Квартира Коломбины", а во МХАТе - "Московский хор".

Писательница-диссидент

Биография Людмилы Петрушевской содержит немало печальных страниц. Так, на протяжении многих лет ей фактически приходилось писать в стол. Редакции толстых литературных журналов имели негласный запрет не печатать произведения писательницы. Причина этого была в том, что большинство ее повестей и рассказов были посвящены так называемым теневым сторонам жизни советского общества.

При этом Петрушевская не опускала руки. Она продолжала работать, надеясь, что когда-нибудь эти тексты увидят свет и найдут своего читателя. В тот период ею были созданы пьеса-шутка "Анданте", пьесы-диалоги "Изолированный бокс" и "Стакан воды", пьеса-монолог "Песни XX века" (именно она дала название ее более позднему сборнику драматических произведений).

Проза Петрушевской

Прозаическое творчество Людмилы Петрушевской, по сути, продолжает ее драматургию во многих тематических планах. Также в нем используются практически те же художественные приемы.

По сути, ее произведения представляют собой настоящую энциклопедию женской жизни начиная от юности и заканчивая старостью.

Сюда можно отнести следующие романы и повести - "Приключения Веры", "История Клариссы", "Дочь Ксени", "Страна", "Кто ответит?", "Мистика", "Гигиена", а также многие другие.

В 1992 году она написала одно из своих самых известных произведений - сборник "Время ночь", незадолго до этого вышел еще один сборник "Песни восточных славян".

Интересно, что в ее творчестве много сказок для детской и взрослой аудитории. Среди них стоит отметить "Жил-был будильник", "Маленькая волшебница", "Кукольный роман", сборник "Сказки, рассказанные детям".

На протяжении всей своей творческой карьеры Петрушевская живет и работает в российской столице.

Личная жизнь Людмилы Петрушевской

Петрушевская была замужем за руководителем галереи на Солянке Борисом Павловым. Он скончался в 2009 году.

Всего у героини нашей статьи трое детей. Старший - Кирилл Харатьян родился в 1964 году. Он журналист. Одно время работал заместителем главного редактора издательского дома "Коммерсантъ", затем был одним из руководителей газеты "Московские новости". В настоящее время работает заместителем главного редактора газеты "Ведомости".

Второго сына Петрушевской зовут Он родился в 1976 году. Он также журналист, продюсер, телеведущий и художник. Дочь писательницы - известный музыкант, один из основателей столичной фанк-группы.

Поросенок Петр

Не все знают, но именно Людмила Петрушевская является автором мема про поросенка Петра, который на красном тракторе бежит из страны.

Все началось с того, что в 2002 году писательница издала сразу три книги под названием "Поросенок Петр и машина", "Поросенок Петр едет в гости", "Поросенок Петр и магазин". Спустя 6 лет был снят одноименный анимационный фильм. Именно после его выхода в свет этот персонаж и превратился в мем.

На всю страну он получил известность после того, как в 2010 году один из пользователей интернета по прозвищу Lein записал музыкальную композицию "Поросенок Петр съе...". Вскоре после этого другой пользователи Артем Чижиков наложил на текст яркий видеоряд из одноименного мультфильма.

Есть еще один интересный факт о писательнице. По некоторым версиям, профиль Людмилы Петрушевской послужил прототипом для создания заглавного персонажа в мультфильме Юрия Норштейна "Ежик в тумане".

Подтверждением этому служит то, что сама Петрушевская в одном из своих произведений прямо описывает этот эпизод именно так. В то же самое время по-другому описывает появление этого персонажа.

При этом достоверным образом известно, что Петрушевская стала прообразом для режиссера при создании другого мультфильма - "Журавль и цапля".

"Время ночь"

Ключевое произведение в биографии Людмилы Петрушевской - сборник рассказов "Время ночь". В него вошли ее различные повести и рассказы, причем не только новые произведения, но и уже давно известные.

Примечательно, что героями Петрушевской являются обычные среднестатистические люди, с большинством из которых каждый из нас может встретиться каждый день. Они являются нашими коллегами по работе, каждый день встречаются в метро, живут по соседству в одном подъезде.

При этом необходимо задуматься, что каждый из этих людей - это отдельный мир, целая Вселенная, которую автору удается уместить в одно небольшое произведение. Рассказы Людмилы Петрушевской всегда отличались своим драматизмом, тем, что содержали в себе сильный эмоциональный заряд, которому могли бы позавидовать некоторые романы.

Большинство критиков и сегодня отмечают, что Петрушевская остается одним из самых необычных явлений в современной российской словесности. Она умело сочетает в себе архаику и современность, сиюминутное и вечное.

Рассказ "Шопен и Мендельсон"

Рассказ "Шопен и Мендельсон" Людмилы Петрушевской служит ярким примером ее яркого и неповторимого творчества. По нему можно судить о ней как об уникальном отечественном прозаике.

В нем удивительным образом сравниваются два этих композитора, а главной героиней рассказа становится женщина, которая постоянно жалуется, что за стеной у нее каждый вечер играет одна и та же надоедливая музыка.

Людмила Стефановна Петрушевская (родилась 26 мая 1938 г. в Москве) - известная российская писательница (прозаик, драматург).

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года - редактором на Центральной студии телевидения.

Пишет рассказы с середины 1960-х гг. Первой публикацией принято считать два рассказа, опубликованных в 1972 г. журналом «Аврора», хотя ещё в ноябре 1971 г. в журнале «Пионер» появились сказки «Говорящий самолёт» и «Чемодан чепухи». С середины 1970-х пишет также драматургические произведения, сразу привлекшие внимание постановщиков сочетанием бескомпромиссного реализма с художественной насыщенностью. Первые постановки прошли в студенческих театрах: пьеса «Уроки музыки» (написана в 1973) была поставлена в 1979 г. Романом Виктюком в театре-студии ДК «Москворечье», а также Вадимом Голиковым в театре-студии ЛГУ. С 1980-х гг. произведения Петрушевской перешли в профессиональные театры, начиная с пьесы «Любовь» (написана в 1974), поставленной Юрием Любимовым в Театре на Таганке в 1981-82 гг.

Начиная с 1983 г., когда выходит первая книга Петрушевской (сборник пьес, совместный с Виктором Славкиным), её произведения, как прозаические, так и драматические, публикуются всё чаще, в особенности в период Перестройки и последующие годы. Острота художественного материала, умелое использование элементов разговорного языка, непривычный уровень правдивости в описаниях быта, парадоксально переплетающихся порой с элементами сюрреализма - всё то, что вызывало подозрительность и неприятие у цензоров и редакторов брежневского времени, - теперь выдвигало Петрушевскую в число первых фигур российской литературы, вызывая одновременно вокруг её произведений жаркую полемику, временами переходящую в идейную конфронтацию.

Впоследствии споры утихают, однако как драматург Петрушевская продолжает оставаться востребованной. Спектакли по её пьесам шли на сценах МХАТа, петербургского Малого драматического театра, театра им. Ленинского комсомола и многих других театров в России и за рубежом. По её произведениям поставлен также ряд телеспектаклей и мультипликационных фильмов, среди которых особо следует выделить «Сказку сказок» Юрия Норштейна. Книги Петрушевской переведены на английский, итальянский, немецкий, французский и др. языки.

Склонность к эксперименту не покидает Петрушевскую на всём протяжении творческого пути. Она использует смешанные формы повествования, изобретает собственные жанры («Лингвистические сказочки», «Дикие животные сказки» и другие циклы мини-рассказов), продолжает художественное исследование разговорного языка, пишет поэтические произведения. Осваивает и другие роды искусства: живопись и графику (многие книги Петрушевской иллюстрированы её рисунками), выступает с исполнением песенных композиций на собственные тексты.

Фантастическое в творчестве Людмилы Петрушевской

Во многих произведениях Петрушевской использованы различные виды фантастического. В пьесах часто используются приёмы сюрреализма и театра абсурда (например, «Квартира Коломбины», 1988; «Мужская зона», 1992). В прозе нередки элементы мистики; писательницу особо интересует граница между жизнью и смертью, которую в её произведениях персонажи пересекают как в том, так и в другом направлении, переходя из нашего мира в потусторонний (мениппеи) и наоборот (рассказы о привидениях). Самое крупное из произведений Петрушевской, роман «Номер один, или В садах других возможностей» (2004) - сложное по форме повествование с переселением душ, путешествием в загробный мир и описанием шаманских практик вымышленного северного народа. Названием «В садах других возможностей» писательница пользовалась и раньше, обозначая им в своих публикациях разделы наиболее фантастических произведений. Не чужда Петрушевской социальная фантастика («Новые Робинзоны», 1989; «Гигиена», 1990) и даже авантюрно-приключенческая («Чарити», 2009).

Петрушевская пользуется также широкой известностью, как автор множества сказок, бытовых и волшебных, как обращённых преимущественно к детям, так и пригодных, скорее, для взрослого читателя или же с неопределённым возрастным адресатом.

Людмила Петрушевская была членом Союза писателей СССР (с 1977 г.), членом творческого совета журнала «Драматург», редколлегии журнала «Русская виза» (с 1992 г.). Член Русского ПЕН-центра, академик Баварской академии искусств.

Отмечена Пушкинской премией фонда А. Тёпфера (1991), премиями журналов «Октябрь» (1993, 1996, 2000), «Новый мир» (1995), «Знамя» (1996), им. С. Довлатова журнала «Звезда» (1999), премией «Триумф» (2002), Государственной премией России (2002), премией фестиваля «Новая драма» (2003).

У Людмилы Стефановны трое детей: два сына и дочь. Живёт в Москве. Муж, Борис Павлов, скончался в 2009 г.

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 25 мая 1938 года в Москве. Родители Петрушевская учились в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории); дед (Н.Ф. Яковлев) был крупным лингвистом.

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву. В 1961 Петрушевская окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, на радио, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения.

В литературу пришла относительно поздно. Ее проза и драматургия художественно реабилитировали быт, прозу жизни, трагическую судьбу «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали только во времена «перестройки». Отвергнутые государственными театрами или запрещенные цензурой, пьесы Петрушевской привлекали внимание самодеятельных студий, режиссеров «новой волны» (Р. Виктюк и др.), артистов, исполнявших их неофициально в «домашних» театрах (студия «Человек»). Только в 1980-е появилась возможность говорить о театре Петрушевской, своеобразии ее художественного мира в связи с публикацией сборников пьес и прозы: «Песни XX века. Пьесы» (1988 ), «Три девушки в голубом. Пьесы» (1989 ), «Бессмертная любовь. Рассказы» (1988 ), «По дороге бога Эроса» (1993 ), «Тайны дома» (1995 ), «Дом девушек» (1998 ) и др.

Сюжеты пьес Петрушевской взяты из повседневной жизни: семейный уклад и житейские уроки, непростые отношения между отцами и детьми («Уроки музыки»), неустроенность личной жизни «трех девушек в голубом», троюродных сестер, наследниц разваливающейся дачи; квартирный вопрос в «Квартире Коломбины», поиски любви и счастья («Лестничная клетка», «Любовь» и др.).

Уровень правды был так непривычен, что прозу Петрушевской и близких ей писателей (Т. Толстая, В. Пьецух и др.) стали называть «другой прозой». Свои сюжеты, реквиемы, песни, предания писательница черпает из гула городской толпы, уличных разговоров, рассказов в больничных палатах, на скамеечках у парадных. В ее произведениях всегда ощущается присутствие внесюжетного рассказчика (чаще - рассказчицы), ведущего свой монолог прямо из самой гущи толпы и являющегося плотью от плоти этого общего.

Центральная тема прозы Петрушевской - тема женской судьбы. Разрушая человеческие утопии и мифы на разных уровнях - семейном, любовном, социальном и др., Петрушевская изображает ужасы жизни, ее грязь, злобу, невозможность счастья, страдания и муки. Все это рисуется так гипер-реалистично (Д. Быков), что порой вызывает шок («Медея», «Страна», «Свой круг», «Нюра прекрасная» и т.д.).

В Гарвардской лекции «Язык толпы и язык литературы» (1991 ), говоря о месте ужаса в художественном произведении, Петрушевская утверждала, что «искусство страшного как репетиция смерти».

В 1993 Петрушевская прочла вторую Гарвардскую лекцию - «Язык Маугли» (о детстве, о детских домах). Всесторонне исследуя и поэтизируя женскую судьбу, Петрушевская «правдиво до озноба» изображает жизнь семьи, как правило, «кривой», трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком. Ее героини пытаются всеми силами вырваться из «своего круга» жизни, идя к своей цели часто путями зла, ибо считают, что добро бессильно противостоять окружающему злу.

Трагедия матери в изображении Петрушевской («Медея», «Дитя», «Свой круг», «Время ночь» и др.) сопоставима с античными трагедиями. Литературные знаки и сигналы, аллюзии на мифологические, фольклорные и традиционно-литературные сюжеты и образы возникают в прозе Петрушевской на самых разных уровнях: от названий («История Клариссы», «Новые Робинзоны», «Карамзин», «Теща Эдипа», «Случай Богородицы» и др.) - до отдельных слов, образов, мотивов, цитат.

Через многие рассказы и повести Петрушевской проходит тема судьбы, рока как изначальной предопределенности человечества. С ней связаны мистические случаи, таинственные встречи-невстречи, удары судьбы, болезни и ранние страшные смерти («Нюра прекрасная») и невозможность умереть («Смысл жизни»). Сказочные, мифологические сюжеты преданий, страшных рассказов об общении с мертвыми, о злодейских замыслах и поступках, странностях поведения людей составляют содержание цикла Петрушевской «Песни восточных славян» - прямая аллюзия с пушкинскими «Песнями западных славян». Но фатализма, всеобъемлющей зависимости героинь Петрушевской от рока нет. Некоторые из них находят в себе силы преодолеть горькую судьбу.

«Я не пишу теперь про ужасы»,- заявила недавно писательница. В последние годы она обратилась к жанру «сказок для всей семьи», где добро всегда побеждает зло; Петрушевской написала «кукольный роман» - «Маленькая волшебница», введя игровое начало не только в сюжет, но и в язык «лингвистических» сказок и комедий о Калушатах и Бутявке, Ляпупе и «пуськах бятых». Творчество Петрушевской 1990-х явно эволюционирует в сторону мягкого лиризма, доброго юмора, даже исповедальности. В «деревенском дневнике» под литературно-кодовым названием «Карамзин» (1994 ), написанном стихами или «стихопрозой», Петрушевская не просто обращается к традициям сентиментализма, она обыгрывает их, интерпретируя то серьезно, то иронически в современном духе (гл. «Бедная Руфа», «Песнопение луга»), подключая имена, образы, темы, цитаты, слова, ритмы и рифмы русской и мировой литературы и культуры.

Вместе с тем в конце 1990-х в творчестве Петрушевской появляются такие черты, которые дают основание критикам причислить ее произведения к «литературе конца времен» (Т. Касаткина). Это прежде всего предельное сгущение зла метафизического плана, вызванного подчас ошибками природы, загадками биологии и психологии человека («Мужественность и женственность», «Как ангел» и др.). Архетип Ада, его самого последнего и безысходного круга, появляется в рассказах о наркоманах («Бацилла», «Глюк»). Ужасно не только содержание, но и позиция рассказчицы, которая холодно и спокойно «протоколирует» факты жизни героев, находясь вне их круга. Петрушевская активно обращается к поэтике постмодернизма и натурализма, что приводит к определенным творческим удачам и открытиям («Мужская зона. Кабаре»).

В начале XXI в. Петрушевская публикует несколько новых сб. повестей и сказок: «Где я была. Рассказы из иной реальности» (М., 2002 ), «Богиня Парка» (М., 2004 ), «Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые» (М., 2004 ).

В 2003 Петрушевская наконец выпустила свой «Девятый том» (М., 2003). Это сборник статей, интервью, писем, воспоминаний, «как бы дневник». Первый раздел сборника назван автором «Мой театральный роман»; в него вошли автобиографические заметки и рассказы о сложном пути российского писателя к своему призванию. «Девятый том» создавался много лет: «Каждый раз, когда я писала статью, я говорила себе: это для девятого тома». В нем впервые представлены авторские комментарии к некоторым произведениям, раскрыты «тайны» творческой лаборатории Петрушевской.

Вконтакте

Одноклассники

Имя : Людмила Петрушевская (Lyudmila Petrushevskaya)

Знак зодиака : Близнецы

Возраст : 80 лет

Место рождения : Москва, Россия

Деятельность : писатель, драматург, сценарист, певица

Семейное положение: вдова

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать обычным писателем, ее произведения проникают глубоко в детские и взрослые души… Это человек с необычной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед еще одним поворотом судьбы.

Продолжительное время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», так как они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в знамениты театрах на всем постсоветском пространстве, она открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Людмила Стефановна Петрушевская появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его супруга являлась редактором. Во время войны Людмила какое-то время была в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, активный участник борьбы с неграмотностью, длительное время придерживался такого мнения, чтоб маленькую внучку Людмилу не учили читать. Ярый сторонник марризма сильно переживал разгром этой теории Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и, согласно неофициальным данным, в связи с этим у ученого начало развиваться психическое заболевание.

Людмила Стефановна отлично знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его являлись декабристами, один из которых умер в ссылке в психиатрической лечебнице.

Еще в начале двадцатого века в семье Петрушевских появилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детские годы никогда не думала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская на самом деле занималась в оперной студии, однако стать оперной дивой ей было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из российской столицы в Куйбышев, с собой семья смогла взять только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка, еще не умея читать под строгим запретом своего деда, с любопытством рассматривала газеты, с помощью которых и выучила буквы, а впоследствии уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Людмилы Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она предпочла остановить свой выбор на лингвисте Яковлеве.

Когда завершилась война, Людмила приехала в Москву и поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. По окончании она устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а потом устроилась на Всесоюзное радио, где вела программу «Последние известия».

В возрасте 34 лет Петрушевская стала редактором на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах типа «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую начали писать жалобы, спустя год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Еще будучи студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, однако о карьере литератора не задумывалась и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» первый раз был опубликован небольшой лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы Петрушевской датируется только второй половиной восьмидесятых годов.

Несмотря на это творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Григорьевич Виктюк на сцене дома культуры «Москворечье» представил пьесу «Уроки музыки», которая была написана еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Васильевич Эфрос похвалил работу, однако сказал, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию Советского Союза. И Эфрос был, как обычно, прав. Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театром, основанным студентами Львовского политеха, была поставлена пьеса «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в восьмидесятых годах: сначала столичный драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позже в «Современнике» показали «Квартиру Коломбины».

Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, однако они по-прежнему не публиковались, так как отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа СССР.

Прозаические произведения Людмилы Стефановна оказались логическим продолжением драматургии. Все творчество Петрушевской складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка становится зрелой женщиной, а позднее превращается в умудренную даму.

В 1987 году вышел сборник Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь», за который через 4 года писательница получила премию имени Пушкина в Германии.

В девяностые годы писательница стала писать сказки для различных возрастных групп. По мотивам многих из них впоследствии были сняты мультфильмы. Продолжала писать Людмила Петрушевская также и в 2000-х годах. Теперь ее произведения нормально проходили публикацию, а почитатели наслаждались творчеством любимой писательницы.

В 2007 году в Санкт-Петербурге появился сборник «Московский хор», в который вошли такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Через год прошла премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интересным фактом в биографии Людмилы Петрушевской был спор о том, не ее ли профиль стал прототипом известного ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И на самом деле, если внимательно приглядеться на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна говорила об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн называет другую версию создания своего героя.

Утонченная, постоянно занятая искусством Людмила связала свою жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.

В 2009 году у писательницы умер муж, однако у нее осталось 3-е детей: Кирилл, Федор и Наталья. Сыновья писательницы стали журналистами, а дочь остановила свой выбор на музыке.

Параллельно с литературной работой Людмила Стефановна основала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» писательницы вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали» и остальные произведения.

Помимо этого, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги отправляет детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы состоялась в мае прошлого года. Наиболее щедрым покупателям достались работы Петрушевской с автографом.

Библиография

1989 – «Три девушки в голубом»
1995 – «Тайна дома»
2001 – « Время Ночь Мост Ватерлоо»
2001 – «Чемодан чепухи»
2002 – «…Как цветок на заре»
2002 – «Где я была»
2002 – «Случай в Сокольниках»
2002 – «Приключения поросёнка Петра Черное пальто»
2003 – «Невинные глаза»
2003 – «Незрелые ягоды крыжовника»
2005 – «Город Света: волшебные истории»
2006 – «Маленькая девочка из “Метрополя”»
2006 – «Пуськи бятые»
2006 – «Квартира Коломбины»
2008 – «Черная бабочка»
2012 – «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»