Макошь славянская богиня молитва. Богиня Макошь — оберег славянской богини

В далёкие дохристианские времена в Киеве на языческом капище, устроенном будущим крестителем Руси князем Владимиром, среди прочих идолов выделялась единственная женская фигура. Это была загадочная богиня Макошь. Могущество её, по мнению древних славян, было велико и не ограничивалось лишь приписываемым ей покровительством прядению и ткачеству. Знали наши предки, что повелевает она и судьбами людскими.

Богиня Луны, колдовства и рукоделия

Кто же эта богиня Макошь, фото идола которой представлено в начале статьи, и что скрывается под её именем? Многие христианские авторы в дошедших до нас трудах, предостерегая от поклонения языческим богам, непременно упоминают и её имя. Любопытно, что в одном из таких трудов ― «Слове об идолах», датируемом XV веком, Макошь уподобляют Гекате ― древнегреческой богине Луны и колдовства. Если такое сравнение справедливо, то понятно, почему наши предки старались с ней не ссориться.

По утверждению исследователей, Макошь ― славянская богиня, имя которой происходит от греческого слова «mokos» ― прядение. И это не случайно, ведь она считалась богиней-покровительницей чисто женских ремёсел. В те времена всё необходимое для жизни производилось в своём домашнем хозяйстве, и каждая славянка, даже если она жила в тереме княжеском, с детства училась прясть и ткать. Это явилось причиной того, что богиня Макошь стала одним из самых почитаемых божеств в обширном языческом пантеоне.

Мать судьбы и богиня плодородия

Справедливости ради нужно заметить, что есть и ещё одна версия, объясняющая значение её имени. Согласно этой версии, в основе имени лежит глагол «мокнуть». Такое объяснение позволяет предположить, что когда-то её власть простиралась на такие жизненно важные области, как дождь и урожай. Отсюда и дошедшее до нас определение ― богиня земли Макошь. Оно встречается довольно редко, так как предпочтение отдаётся всё же первому толкованию.

Чтобы до конца разобраться с именем богини, вспомним, что его можно рассматривать как сочетание двух корней ― «ма» ― мать, и «кош» ― жребий, судьба. Отсюда следует ― «мать судьбы», то есть та, от которой зависит жребий, предназначенный человеку в жизни. Но следует учесть и то, что словом «кош» у славян обозначалась корзина для зерна, амбар и телега для снопов, иначе говоря, понятия, связанные с урожаем. Вот и ещё одно толкование ― «мать урожая», богиня земли и плодородия.

День почитания Макоши

Согласно установившейся в те времена традиции, каждая пятница считалась днём её особого поклонения. В связи с этим возникли многие обычаи, сведения о которых дошли до нас главным образом из литературных памятников. Так, например, прясть и ткать по пятницам запрещалось, так как это считалось оскорблением богини. В тех же памятниках встречаются чисто фольклорные описания Макоши с руками, исколотыми иглами и израненными веретёнами, от того, что женщины её не чтут и работают в этот день.

Вершительница судеб

В народных сказаниях богиня Макошь обычно изображалась в виде длиннорукой женщины, которая являлась по ночам в дом, садилась за веретено и начинала прясть. Вот тут-то и начиналось самое таинственное. Дело в том, что в древней мифологии прядению приписывается особый сакральный смысл. Нить, рождающаяся от вращения веретена, ассоциируется с нитью судьбы, а сам процесс ― с непрерывностью жизни. Это и стало причиной того, что богиня, занятая вполне невинным делом, считалась тайной вершительницей судеб.

Как и всякому божеству, ей положено было приносить жертвы. В связи с этим существовал особый обряд ― «мокриды». Он заключался в том, что в установленный день - пятницу - женщины бросали в колодцы пряжу и кудель. Многие исследователи склонны считать, что богиня Макошь у славян занимала одну из главенствующих позиций в их пантеоне. Есть даже гипотезы, что она считалась женой громовержца Перуна.

Богиня ― символ женского начала

Следует также заметить, что если культ Перуна носил «дружинный» характер, то есть был распространён, главным образом среди служивого люда, то его «подруге» поклонялось всё население дохристианской Руси. Бытует мнение, что Макошь ― богиня-символ женского начала в жизни. В основе его лежат многие аргументы, в том числе и её сакральная связь с нечётным днём недели ― пятницей.

Языческая богиня и христианская святая

Когда на смену язычеству пришло христианство, то святая Параскева-Пятница, как это ни странно, унаследовала многие черты языческой богини. Именно ей передала свои функции Макошь. Славянская богиня и христианская великомученица слились в народном сознании. Одной из причин этому послужило имя Параскевы, означающее в переводе "пятница", то есть привычный для наших предков день почитания Макоши. Определённую роль сыграло и то, что в этот день многие народы Европы совершали поклонение именно женским божествам. В результате пятница стала как бы еженедельным женским днём, связавшим языческую богиню с христианской святой.

Кроме того, о связи святой Параскевы-Пятницы с её языческой предшественницей говорит и то, что образ христианской подвижницы часто бывает представлен в виде скульптурных изображений, в целом не принятых в православии, но употреблявшихся у язычников. Для этой святой не только делается исключение, но и существует традиция устанавливать эти скульптуры, а также посвящённые ей часовни и церкви вблизи рек и водоёмов. Это наводит на мысль о находившихся также вблизи водоёмов местах поклонения идолам Макоши ― богини, у которой просили дождей и урожая.

Хорошо известно, что на ранних этапах христианская церковь вела борьбу с подобными тенденциями, но со временем, понимая всю её бесперспективность, смирилась и постаралась лишь придать поклонению Параскевы соответствующие формы. Любопытно, что в народе её до сих пор часто называют так же, как именовали когда-то Макошь ― «бабьей заступницей» или, что более соответствует времени ― «бабьей святой».

Символы богини Макошь

Богиня Макошь, как было сказано выше, часто уподоблялась богине Луны, и связывалась со всем, что имеет отношение к ночи. По этой причине её камнем принято считать лунный камень и горный хрусталь, а металлом - серебро. Считалось, что среди животных особым покровительством богини пользовались кошки. Этому существует два объяснения. Во-первых, кошка ведёт активную ночную жизнь, а потому наверняка знается со всякими духами ночной стихии. Так это или нет ― не знаем. Сами кошки об этом помалкивают. Во-вторых, обращает на себя внимание простое созвучие: кош-ка ― ма-кош.

Среди символов, олицетворяющих богиню, чаще всего встречаются предметы, связанные с рукоделием, такие как клубки ниток, пряжа или просто веретено. У современных почитателей языческих богов её кумир принято делать в виде женской фигуры с рогами на голове и рогом изобилия в руках. Для его изготовления, как правило, используются древесные породы, носящие названия женского рода, например: сосна, липа или берёза.

Черты исконно славянских богов явно прослеживаются во многих христианских святых. Одна из таких «перерожденных» - Параскева Пятница, строгая и справедливая покровительница женщин, рукоделия и любого женского ремесла. А та, с которой христиане списали практически все характерные признаки - древняя богиня славян, Макошь.

Доподлинно неизвестно, как образовался культ поклонения Макоши, как неизвестно и происхождение ее имени. Есть две трактовки. Первая утверждает, что имя богини состоит из двух частей: «ма» (мать) и «кош» (судьба). Тезис основан на том, что помимо множества своих «обязанностей» Макошь была еще и богиней судьбы. Вместе с младшими сестрами, Долей и Недолей, Макошь кроила и перекраивала человеческие судьбы, распределяя счастье и несчастье. Подобным образом действовали и древнегреческие Мойры, и древнегерманские норны: богини-пряхи, в ведении которых были нити судьбы, существовали в пантеонах многих народов.
Вторая версия образования имени восходит к слову «кошь» - «корзина». Можно сделать вывод, что богиня судьбы покровительствовала жатве и урожаю; более того, Макошь считали матерью остальных богов. Но это не мешало некоторым племенам видеть ее в мужском обличье Велеса-Мокоша - может, поэтому на многих кумирах богини на капищах есть небольшая аккуратная бородка?

О степени «почитаемости» богини говорило уже то, что это единственная богиня, для которой было выделено место в княжеском пантеоне; а также то, что целых 12 праздников в году были посвящены Макоши. Но и спрос с нее был больше, чем с обычного божества. Конечно, славяне просили доброго урожая, но в то же время прекрасно понимали, что батюшка-случай имеет огромное значение; а потому Макошь считалась еще и богиней случая.
Но более всего чтили богиню женщины, так как она воплощала в себе все женские начала. Любая работа, которую выполняла славянка. «курировалась» именно Макошью. Олицетворение идеальной хозяйки, богиня сейчас вспоминается именно в этой ипостаси. Все домашние дела, рукоделие, полевые работы - все это находилось под ее покровительством. Как и любая строгая женщина, Макошь не переносила нерадивых работниц, и примерно наказывала провинившихся. В белорусских сказаниях есть такое поверье, что если оставить кудель на ночь, то ее перепрядет богиня - и оставит качество на свое усмотрение. И горе тогда женщине, поленившейся вовремя закончить урок - кудель наутро оказывалась ужасно спутанной, и ее приходилось долго перечесывать заново.

У славян имелось свое представление о том, как Макошь распределяет судьбу. В молодой простоволосой женщине никто бы не заподозрил божество, и она спокойно ходила по селениям. Присматривалась к сноровке и трудолюбию славян, и примечала, кто как трудности переносит. Макошь благоволит тем, кто даже в невыносимой ситуации и не думает сдаваться, а все равно идет вперед. К таким людям Макошь отправляет свою любимую младшую сестру, Сречу. А в обратном случае человеку никогда не встретить богиню счастья: Макошь лишит его своего покровительства и отвернется. В этот же момент он окажется во власти Лиха и Недоли, и будет сопровождаем ими до самой смерти.
Из этого же предания можно сделать вывод, что Макошь хозяйничает над Переходом, через который души из Яви отправляются в иные миры. Считается, что одной из низовых ипостасей богини - известная всем Баба-Яга, и Макошь обладает всеми ее качествами.

В народном восприятии богиня выглядит высокой, дородной женщиной с кикой на голове. Вышивки сохранили ее стилизованные изображения, на которых по обе стороны от Макоши стоят Рожаницы в облике лосих. В руках богиня всегда держит рог изобилия. Интересен тот факт, что существовал строгий запрет на изображение лица богини. Это связано с судьбоносным образом Макоши - никто не должен видеть даже приблизительного его облика.

Обобщить можно так:

  1. Макошь - богиня, распределяющая человеческие судьбы.
  2. Божество-Мать, покровительствующее плодородию, и чествующееся 12 раз в году или каждое полнолуние.
  3. Волшебство во всех его проявлениях и Проход между мирами Прави, Яви и Нави - все это подвластно Макоши.
  4. Считается женой Велеса; мудрая и умелая хозяйка.
  5. Покровительствовала рачительным женщинам, добротно выполняющим всю свою работу, и защищала их.
  6. Низовая ипостась Макоши - Баба-Яга, по некоторым поверьям повелевающая жизнью и смертью.
  7. Богине повиновался весь животный мир.
Один из ритуалов, посвященных Макоши- бросание мотков напряденных ниток в родники или колодцы. В основном этот обряд пользовался популярностью у молодых девушек, которые стремились привлечь к себе внимание богини и попасть под ее особое покровительство.
Культ Макоши - один из самых сильных на Руси. Видимо, благодаря его силе богиня не была забыта, а просто слилась с христианским персонажем в лице Параскевы Пятницы, считающейся у христиан покровительницей женщин. Можно провести и обратную аналогию: если Параскева обладает всеми чертами Макоши, значит, образ древнеславянской богини содержит и черты Параскевы. Например, последняя считается благодетельницей торговли - не потому ли пятница считается лучшим днем для совершения сделок?
Единственное, в чем у Макоши и Параскевы есть отличие - дата дня почитания. У христианской святой это 28 октября, а у Макоши нет «фиксированного» дня - празднества в ее честь устраивали в самую близкую к 8 апреля пятницу.

Макошь любит серебро, горный хрусталь, «лунный камень» и кошек. В качестве дара, который славяне несли к ее идолу на капище, чаще всего встречались шерсть, клубки, веретена и прочие «женские мелочи». Сам же идол изготавливали из «женского» дерева, но почему-то березе предпочитали осину. Кумир всегда стоял на видном месте, а мастера всегда украшали его голову стилизованной кикой.

В Лето 7525 от С.М.З.Х., в понедельникъ 12-го дня Месяца Новых Даров /Айлеть/ или с вечера 12 ноября по вечер 13 ноября 2016, День Богини Макоши - Небесной Богородицы, Богини Сутьбы (Судьбы). Всех Православных Славян и Ариев поздравляю с этим Праздником. Пускай Макошь с дочерьми Долей и Недолей сплетут счастливые и справедливые Жизненные Нити для всех людей Расы Великой! А Макоше нашей Небесной Матушке - СЛАВА!

Макошь - Небесная Богородица, Богиня счастливого жребия. Вместе с дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы людей и Богов, плетя Нити Судьбы. Богиня-Покровительница ткачества и рукоделия, а также Чертога Лебедя во Сварожьем Круге. Славяно-Арийское название созвездия Большой Медведицы - МаКошь т.е. Мать ковша.

Многие обращались к Богине Макоше, чтобы она доверила сплетать Нить Судьбы в клубок своей младшей дочери - Богине Доле.

Богиня Макошь во все времена была очень внимательной и заботливой Покровительницей ткачества и всевозможного рукоделия, а также следила за тем, чтобы на полях, где орачи (крестьяне) вкладывают Душу в свой нелёгкий труд, вырастал хороший урожай. Следует понимать, что Великая Небесная Богиня Макошь -это не только Богиня-Покровительница произрастания и плодородия, а, Богиня, дарующая трудолюбивым и прилежным людям хороший урожай.

К тем Родам из великой Расы и ко всем потомкам Рода Небесного, которые не ленились, а трудились в полях, в садах и огородах в поте лица, вкладывая Душу в свой нелёгкий труд, Богиня Макошь посылала свою младшую Дочь - белокурую Богиню Долю. К тем же людям, кто плохо и нерадиво трудился на своих полях (неважно из какого он Рода), доставался плохой урожай. Поэтому в народе говорили, что «от Макоши Доля пришла урожай мерить » или «Макошь Недолю послала урожай мерить ».

Богиня Макошь в Славянской мифологии

Макошь (Мокошь) - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях Судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.

Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).
Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.

Макошь - богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников. Матерь богов, жена или воплощение Велеса-Мокоса-Мокоша, соотносимая с Гекатой (имя употребляют зачастую в мужском роде). "Мамаи же царь... нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша , Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета. "

"требу кладутъ и творят... Мокошьи диве .... мажютъ Екатию богыню, сию же деву творятъ и Мокошь чтут " Таким образом, Макошь - богиня колдовства и хозяйка Перехода из этого мира в мир Иной.
Она мать ветров и повелительница лесного мира. Изображена на русских вышивках между двух лосих-Рожаниц (см. рисунок), иногда изображалась с рогом изобилия. Макошь является образом древнейшей, еще неолитического происхождения, Богини Матери, которая известна, как "неолитическая Венера". Древнейшая Богиня была подательницей как жизни, так и смерти, изображение ее лица считалось табу.

Иудохристиане украли и приспособили этот Православный Славяно-Арийский праздник под себя - по их лжеучению День Макоши - Пятница, в иудохристианстве образ слился с придуманной Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен, один из дней, в который особо чтят Макошь - это ближайшая к 8 апреля Пятница - Провещание Макоши, а также к 27 октября, собственно Параскева Пятница.

Ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и так.называемый "лунный камень".
Зверь Макоши - кошка, лосиха
Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища.
Кумиры Макоши могли быть изготовлены из "женских пород дерева", в первую очередь - из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть рогат или иметь в руках рог.

Монах Альберих из Трех Источников в своей "Хронике" XI века (по сообщению А.Френцеля, 1712 г) писал: "II. 1003 г. Император Генрих… подчинил себе винделиков, народ, граничащий с свевами. Эти винделики почитали Фортуну; имея ее идол в знаменитейшем месте. Вкладывали ему в руку рог, полный напитка, приготовленный из воды и меда…" Доля, Среча, Сряшта (серб.), Встреча, Счастье - пряха, помощница или младшая сестра Макоши, матери жребия, Ягишна.
Недоля, Несреча, Несряшта (серб.), Злосчастье - пряха, помощница или младшая сестра Макоши, матери жребия, Ягишна.

Итак, сама Макошь:
1.Богиня всей Судьбы
2.Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем.
3.Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.
4.Защитница и покровительница хозяек.
5. Мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере.
6. Хозяйка Живой Природы.

ПравьСлавление:
Государыня Макошь-Матушка! Мать Небесная, Богородица, сопряди для нас жизнь укладную, жизнь общинную, вельми славную. ПравьСлавляем Тя, Мать-Наставницу, добродетельну и старательну, ныне и присно, от Круга до Круга! Тако Бысть, тако Еси, Тако Буди!

Источник - http://ruspravda.info/Den-Bogini-Makoshi-84.html

За много поколений до того люди избрали себе царя и добавили к его имени приставку Ра. Он стал верховным жрецом и императором по имени Ра-Му. Сама империя называлась Империей Солнца.
На «Му» было семь главных городов - центров религии, науки и образования. Города были украшены огромными храмами из резного камня, не имеющими крыш - прозрачные Храмы. Крыша отсутствовала, чтобы лучи Ра (бог Солнца) могли беспрепятственно проникать в Храм и озарять головы молящихся.
Символ Солнца был первым воспринят и понят лемурийцами. В Храмах прославлялся Культ Огня и Культ Солнца. В те времена запрещались всякие изображения Бога. Золотой Диск Солнца являлся единственной эмблемой и находился в каждом храме. Он помещался таким образом, чтобы первый луч Солнца озарял его во время Весеннего Равноденствия и Летнего Солнцестояния. Имя Единого и Неделимого не произносилось всуе, но каждый рассвет и закат рмоахалы сопровождали пением священного созвучия А-У-М. Они умели передавать сообщения и образные понятия на большие расстояния. Они общались на равных с пришельцами из Космоса. Они могли общаться со зверями, птицами телепатически.
Символом Эгрегора Лемурии была семиконечная Звезда (владение энергиями семи чакр и тайнами семи планет, семь звёзд Плеяд) - звезда Магов.Звезда магов - семилучевая звезда. Семь ее лучей - это шесть Амеша-Спента (Архангелов в Авесте) и сам Ахура-Мазда, Творец и Хранитель Мироздания. Все жесткие неизменные ритмы времени работают по законам этой звезды, например, связь планет с днями недели. Одна из разновидностей изображения Вифлиемской звезды.
Звезда семиконечная - один из древнейших символов Востока, древних цивилизаций. Известна в древней Ассирии, Халдее, Шумере и Аккаде. Была эмблемой Иверии (древней Грузии). Символ астрального культа, семи алхимических лучей (эманаций) Бога, семи планет, семи дней недели и т.д.
Полюса их Эгрегора Лимурии представляли собой «Храмы Солнца» с золотой мужской фигурой в главном Храме и «Храмы Земли» с серебряной женской фигурой (всё женское в ней было преувеличено) в главном Храме.

Богиня-Мать

50 000 - 47 700 до н.э. Эпоха Водолея

ВОДОЛЕЙ - МАКОШЬ - МОЙРЫ - БОГИНЯ СУДЬБЫ

- 49.000 г. до н.э. возник ностратический моноязык.
Расчетное возникновение моноязыка - по лингвистическим данным, это никак не глубже, чем 40 - 50 тысяч лет. Это максимум, потому что те макросемьи, которые нам известны, имеют датировку порядка 15 - 17 тысяч. Для сведения воедино других языковых семей может потребоваться еще два-три этажа, но исходный пункт не может быть старше 40 - 50 тысяч лет.

СОЗВЕЗДИЕ ВОДОЛЕЙ: «Мужская стоящая или сидящая на троне фигура, из плеч которой (или из кувшина, прижатого к груди) изливаются два потока воды (в которых иногда изображаются рыбы). Символ известен со старых аккадского времени и в большинстве случаев представляет бога Энки/Эа». Водолеем в древности называли бога Энки, Эа.
Иероглифически Водолей изображается в виде струй, льющихся из двух сосудов, которые переходят в спираль, так пишут астрологи.
Архаичное имя - Мокос , включает в себя производную понятия «мокрая» (сырая), ибо в этом обнаруживает себя и духовная составляющая Богини Земли - на всей Матери Сырой Земле.
На многих древнеегипетских изображениях астрологического знака Водолея, мы видим ряд изображений, на которых человек, символизирующий Водолея, изображён несущим ДВА ПРЕДМЕТА конусоидальной формы, имеющих вершину «конуса», расположенную снизу, и утолщающихся к верху (признак 1). От каждого из этих предметов, из верхней его части, исходит волнообразный поток неизвестной сущности - сначала распространяющийся немного вверх, а потом плавно спускающийся вниз (признак 2).
На голове у Водолея имеется убор, представляющий собой три торчащие вверх «ТЫЧИНЫ» (признак 3.1.), а также две - направленные в стороны или свисающие вниз (признак 3.2.).
Водолея обязательно сопровождают два персонажа (признак 4). Первый бывает - без головы (признак 4.1.). Второй - с «ножом» (признак 4.2.) и иногда держащий за уши некое животное, очень похожее на зайца (признак 5).
Есть также разновидность изображения Водолея, отличающаяся от первой тем, что персонаж изображён держащим не два «сосуда», а один - обязательно в правой своей руке, а через левую его руку перекинуто нечто, очень похожее на полотенце, «шаль», тряпицу, пучок чего-то и т.п. (признак 6).
Астрологи средневековья присвоили этому знаку и соответствующие ипостаси: один кувшин с живой водой, другой - с мёртвой.
Предметы, которые держит в руках египетский Водолей, мы можем сравнить с изображениями веретена - найденными в разных частях индоевропейской-славянской языковой общности. Распространение волнистой субстанции, изображённой на египетских фресках движущейся сначала вверх, а потом вертикально вниз, точно соответствует поведению шерсти/волокна, подвергающегося прядению с применением веретена. Веретено устроено таким образом, что на некий шесток с одного конца нанизывается тороидальное пряслице, выполненное из тяжёлого камня. Оно исполняет роль маховика при раскручивании веретена. А шесток служит основанием, на которое наматывается ссучёная нить.
Пряжа - мифопоэтический символ долгой жизни, прядения - ткачества. Образ пряжи, пряденой нити, вытягивания её и сучения, тесно связан и неотделим с темой сырья - животного (шерсть, руно, волос) и растительного (лён, конопля, хлопок и т.п.), а также с ткачеством как дальнейшей обработкой пряжи. Пряжа, делаемая из животного материала, приводит нас к понятиям руна, волоса, а также змей.
Венедское имя Богини Mokos заключается в понятии «пряжа» - клубок с нитями судьбы. Окончание имени этой Богини на букву «с» аналогично Богу Волосу и Велесу. Смягчение окончания и появление буквы «а» вместо «о» в имени Макошь, связано с устной формой речи и обусловлено дополнением к северному говору южного диалекта (молвы).
В славянской мифологии волосы - символ мистической силы. В волосах заключалась сверхъестественная сила. У многих народов неостригаемые волосы - символ власти и благородного происхождения. Не случайно короли «варваров» не стригли волос. И, наоборот, выстриженный затылок «избранных мира сего» символизировал раба. Мода на такую стрижку, распространившаяся среди пуритан, подразумевала якобы, что все мы рабы Божьи. Выстрижение волос происходит и во время крещения - человек переводится в уровень раба. Посвящение в монашеский сан именуется пострижением. При посвящении в духовный сан у католиков выстригается тонзура. В Древнем Египте волосы, зачесанные на правую сторону, носили только дети. Распущенные волосы одновременно символизировали девственность. На Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество.
Оба процесса - прядение и ткачество - совершает так называемый космический ткач, который в ряде космологических традиций не только создаёт космическую ткань (вещество), но и прядёт космическую нить, пряжу, составляющую самое ткань.
В метафорическом понимании вервь/нить соотносится с жизнью, которая развивается подобно прядению нити. Прядётся не только нить, вервь и жизнь, но также составляется человеческий коллектив, община, в которой всё спрядено одной нитью. Русская вервь как обозначение верёвки, то есть чего-то спряденного и ссученного, и общины реализует именно этот образ.
В хронологическом плане пряжа/верёвка обозначает переплетение поколений. Например, слова того же корня, что и русское «вервь», сербохорватское «врвник», «родственник» или хеттское «aralan-», «семья», «потомство»; лувийское «warwala/i-», «семя», «зародыш», «потомство».
В этом контексте объясняются такие символические значения пряжи-нити, как жизнь, пуповина, преемственность, очерёдность, ряд, а также судьба. Отсюда роль нити, верёвки как образа связи неба с землёй и реже земли с нижним миром. Образ нити или верви-спасительницы, с помощью которой удаётся куда-то спуститься, подняться или просто спастись, постоянно фигурирует в мифах и в фольклорных текстах.
Прядёт пряжу женский персонаж, «продолжающий» древнерусскую Мокошь.
Но и распространённый образ божественной девы-пряхи, практически неотличимый от девы-ткачихи, даёт нам представление о сочетании двух действий (прядение, тканье) и двух результатов (пряжа, ткань). Например, в мифе Арахна, превращённая Афиной в паука, прядёт нить (пряжу) и создаёт ткань (паутину). МАКОШЬ (Мокошь) - Богиня Судьбы (кош, кошт - судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.
Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми либо злыми.
Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая тут также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).

Имя богини Макоши (мать Коша-судьбы-выбора) определяет звук «К», как, например, в словах коса, (пере)крёсток и т.п., обозначаемых процесс плетения, путём пересечения минимум трёх нитей (волокон).
Вславянском свастическом письме - имя богини Макоши в варианте Макожь (Makog) имеет согласные - М, К, Ж. Как было показано ранее (см. п. 3.6.2.1. гл. VI), структура Богини Макоши трёхчастная - в центре сама Макошь (её логограмма - «К»), слева Мара (смерть; её логограмма - «М») и справа Жива (жизнь; её логограмма - «Ж»). При чтении по указанным логограммам получим имя «Макошь/Макожь».

В русском языке слово «идол» буквально означает: «I» - Индра - «внутри»; «Д» - Дый - «дею, делаю»; «Л» - Лада - «ливень, лой (жир, достаток, богатство)». В итоге получаем: идол - «вместилище того, что делает богатство» (бог). Слово «богатство» в других русских языках обозначается либо по первой половине своего синонима «роскошь» - (ро-) словами с корнем «ri, re, ro, er и т.д.», от имени общеславянского бога Ра - например, англ. riches, richness, немец. Reichtum, франц. richesse, итал. ricchezza, исп. riqueza и т.д. Либо по второй половине - (-кошь), от имени общеславянской богини Макоши - франц. fortune, исп. fortuna и т.д. Слово «роскошь» в русском означает ро + со + кошь = «бог (Ра) со счастьем (Макошь)».

Слово «идол» в английском языке употребляется для обозначения бога - idol. Буква «i» в английском означает «внутренний, собственный». Слог «dol» - буквально обозначает одну из спутниц Макоши славянскую богиню достатка и доли Долю (dol - например, франц. «умысел»). Счастье (Доля) - англ. fortune, итал. fortuna, исп. fortuna - это имя римской богини счастья, удачи Фортуны, местного позднего аналога славянской Макоши - богини судьбы, промысла, умысла. В английском слово «судьба» наряду с fortune обозначается также словом fate (от имени богини Фатум - местного и более позднего аналога Макоши). Во французском языке значение слов «счастье, удача» восходят к общеславянскому богу Ра - древний корень «r» в слове heur (h, e - протезы).

Матерь богов, либо жена, либо реализация Велеса-Мокоса-Мокоша, соотносимая с Гекатой (имя употребляют иногда в мужском роде). «Мамаи же царь... нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета».

Культ Макоши возник 40 - 30 тыс. лет назад и прошёл сквозь тысячелетия .
Палеолитические скульптурные изображения Макоши в обильном количестве встречаются на территории Русской равнины, а также в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири. Обнаружены, во многих палеолитических стоянках - Монтеспан (Франция), Виллендорф (Австрия), Лоссель (Франция). И в России - Буреть (Сибирь), Елесеевичи (Брянская область), Гагарино (Воронежская область), Мальта (100 км от Иркутска), Юдиново (150 км от Брянска), Хотылево (на Десне), Зарайск (Московская область), Костёнки (Воронежская область), Авдеево (Курская область) и др.
Налицо особая концентрация палеолитических статуэток в центральной части России.
В Костёнках найдены самые древние фигурки палеолитической Макоши - 40 тыс. л. до н.э. (Костёнки XIV).
По всем особенностям к культуре Авдеевской стоянки очень близки Костёнки 1 (21 - 20 тыс. до н.э.), где обнаружены 40 статуэток Макоши из бивня мамонта и из мергеля, а также фигурки медведя, пещерного льва и антропоморфные головки из мергеля. Голова статуэтки оформлена тщательно: видна попытка передать прическу или головной убор в виде коротких ритмичных вертикальных насечек, образующих узкие горизонтальные пояски, окружающие голову и сужающиеся от основания к макушке.
В ходе раскопок, проводившихся в 2005 г. на расположенной в Подмосковье Зарайской стоянке (20 тыс. до н.э.) обнаружены две женские статуэтки, вырезанные из бивня мамонта. Одна из них - завершённое произведение, вторая осталась незаконченной.

В пещере Hohle Fels (Полые Скалы. Германия) была найдена шестисантиметровая женская статуэтка («палеолитическая Венера») с гротескно преувеличенными половыми признаками (выставленным вперед бюстом, широкими бедрами, выпуклым животом и столь же преувеличенными половыми губами), выточенная из бивня мамонта.
Находке примерно 35 тыс. лет, и она является одним из древнейших образцов фигуративного искусства, древнейшим изображением человека и древнейшей из известных «палеолитических Венер» - архаичных женских фигурок, предположительно символизирующих плодородие.
Статуэтка была расколота на шесть кусков, которые все были найдены в пределах одного квадрата 25 × 25 см. У склеенной скульптуры недостает левой руки и плеча. Длина статуэтки 59,7 мм, ширина - 34,6 мм, толщина - 31,3 мм, вес - 33,3 г.
Гипертрофированные женские половые признаки роднят ее со знаменитыми «палеолитическими венерами» более поздней граветтской эпохи (начавшейся около 30.000 лет назад). Еще одной интересной особенностью статуэтки является полное отсутствие головы. Видимо, древний скульптор считал эту часть женского тела наименее существенной. Вместо головы он вырезал аккуратное колечко, чтобы можно было носить фигурку на шнурке. Колечко слегка отполировано изнутри: вероятно, кто-то ее действительно носил - может быть, в качестве амулета.
Талия «холе-фельсской Венеры» лишь ненамного уже широких плеч и бедер. Живот разукрашен горизонтальными линиями, которые, возможно, символизируют какое-то одеяние. Линии были процарапаны острыми каменными орудиями, причем древний скульптор многократно проводил острием по одному и тому же месту и прикладывал значительные усилия, чтобы борозда в твердой мамонтовой кости стала достаточно глубокой. В отличие от типичных палеолитических венер, грудь у холе-фельсской Венеры не висит, плечи очень широкие, а живот почти плоский.


Костёнки 1 (слева). «Виллендорфская Венера» (справа).

Костёнки I - 23-21 тыс. л. н. Женская фигурка представляет изображение палеолитической «Венеры» c увеличенными округлыми формами груди и живота. 10,1 х 4см, толщина 1,7-3,5 см. Безликая голова наклонена к груди. Руки прижаты к туловищу, их кисти расположены на животе. Поверхность головы покрыта рядами насечек и прочерченными линиями, которые создают изображение причёски или шапочки. Нагрудное украшение передано рельефным жгутиком (перевязь), соединённым через плечи лентами. На руках изображены браслеты.

Дошедшие до нас символы в большинстве своём сохранились со времён палеолита, и в ходе эволюции символов и знаков было сформировано «письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию и закреплять её во времени». Одним из самых древних археологических памятников, содержащих и символы, и протобуквы, является статуэтка палеолитической Макоши, найденная на стоянке Костёнки.

Сравнение письменных символов:
ряд 1 - «китайские» насечки (5 - 3-е тыс. до н.э.);
ряд 2 - проторусские символы со скульптуры Макоши (Костёнки, 40-е тыс. до н.э.);
ряд 3 - письмена Лепенского Вира (7-е тыс. до н.э.);
ряд 4 – письмо Винча (5-е тыс. до н.э.).

Идеограммы:
ряд 1 - славянские свастические символы (слева направо): «Смычка», «Макошь», «Жива», Дый», «Хорс», «Свастика» (начиная с 25-го тыс. до н.э.);
ряд 2 - символы культуры Винча (5-е тыс. до н.э.);
ряд 3 - насечки на керамике из Китая (европеоидная культура крашеной керамики, 5 - 3 тыс. до н.э.);
4 - символы на керамике из Триполья (4 - 3 тыс. до н.э.); 5 - фрагмент крупно; 6 - символ из Китая, называемый «Инь-ян»; 7 - символ с керамики из Триполья .

Этимология славянского символа «Засеянное поле»:
1 - образец символа «Засеянное поле»; 2 - символ «Засеянное поле» в славянской подвеске; 3 - засеянное поле со всходами; 4 - шахматное поле; 5, 6 - символы «Засеянное поле» на животах трипольских статуэток, изображающих славянскую богиню Макошь (4 тыс. до н.э.).


Макошь

Откуда, очевидно, палеолитические Макоши, вырезанные из бивня мамонта, кости или камня либо вылепленные из смеси костной золы с глиной были принесены в верхнепалеолитическую культуру Граветт (Франция) - «принесена в Европу с востока, к ней обычно относят памятники Южной России, такие как Гагарино».
В 1908 г. на территории Австрии найдена статуэтка палеолитической Макоши, названная «Венерой из Виллендорфа». Высота изображения - 11 см., материал - тонкозернистый плотный известняк, возраст 26 тыс. лет.
В 1922 году в верховьях реки Гаронна в пещере Леспюг (Франция) найдена женская статуэтка, изготовленная из бивня мамонта.
Развитую женскую скульптуру Запада по традиции принято относить к достаточно ранним фазам ориньяка. С культурой развитого ориньяка можно связывать только сложную по моделировке «Венеру Леспю»…, и не исключено, скульптурную серию Брассемпуи. Ко времени, отвечающему финальному ориньяку и позднему перигору Франции (25.000 - 20.000 л. н.) принадлежит статуэтки Виллендорфа в Австрии, Лизенберга и Мауэрна в Германии, Дольни Вестонице, Петржковице и Павлова в Словакии и, возможно, Костенок, Гагарино, Авдеево и Елесеевичей в европейской части России.

«Дама с капюшоном» - «Венера из Брассемпуи » является фигуркой из слоновой кости времени верхнего палеолита, которая была открыта во Франции в Брассемпуи. Ей примерно 25 тыс. л. Граветт. Она была открыта в «Галерее гиены», в «пещере Сященника» и сопровождалась по меньшей мере восемью другими человеческими фигурами, которые затем часто игнорировались как пример незавершенной работы, и со множественными фигурками женщин, вырезанных в то же время.
Венера из Брассемпуи вырезана из бивня мамонта. Она имеет 3,65 см высоты, 2,2 см толщины и 1,9 см ширины. Ее лицо треугольно и кажется спокойным. В то время как лоб, нос и брови вырезаны рельефно, рот отсутствует. Вертикальная трещина с правой стороны лица связана с внутренней структурой бивня. На голове имеется капюшон с насечками как на шахматной доске, образуемых двумя сериями узких надрезов, начиная с правого угла; они интерпретируются как парик, капюшон или просто представляют волосы.

Фраваши - Духи-Хранители человечества.



Copyright © 2015 Роза Мира

Макошь (Макошь, Мокоша, Мокуша) — славянская богиня. Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян. Стоит сказать, что идол Макоши находился в числе других на киевском капище, которое поставил, а потом разрушил, князь Владимир. То что Макошь была удостоена такой чести, как идол на главном княжеском капище, говорит о её необычайной значимости в верованиях и представлениях наших предков. Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством.

Макошь — богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы. Само имя «Мокошь» или «Макошь» связывают с несколькими версиями происхождения. Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер, Мокошь происходит от слова «мокнуть», и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем. Другие исследователи — В. В. Иванов и В. Н. Топоров, предположили, что Мокошь происходит от слова mokos , что можно перевести, как «прядение». То, что эта богиня была тесно связана с ткачеством и прядением, не подвергается сомнению. До сих пор сохранились поверия относительно того, что нельзя прясть и заниматься рукоделиями в пятницу, так как этот день посвящён Мокоши и за такой проступок богиня может наказать. По этой же причине, Мокошь часто изображали как «исколотую иглами и изверченную веретёнами», потому что нечестивые женщины не слушаются, шьют и прядут по пятницам. В качестве жертв Мокоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в колодец. Этот обряд носит название — мокриды. Удивительно, но в одном обряде подчёркиваются сразу две ипостаси этой богини — покровительницы рукодельниц и богини дождя и урожая. По мнению известного исследователя , имя Макошь происходит от словосочетания «ма»- мать и «кош» — жребий . Такое словосочетание можно перевести как — Мать судьбы. В древности «кош» также обозначало и корзину для зерна, амбар, загон для скота, повозку для снопов и отсюда можно сделать вывод, что Макошь — мать урожая. Никакое из имён богини не является ошибочным, то есть можно называть её и Макошь и Мокошь, но далее в статье, чтобы не было разброда, будем называть её именно Макошью.

Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является и богиней судьбы . По повериям славян-язычников, именно она занимается прядением нитей жизни (покута, покутные нити). Помощницами этой богини являются Доля и Недоля (Среча и Несреча).

Макошь была, без сомнения, одной из центральных фигур языческих верований древних славян. Особой популярностью культ Макоши почитается у женщин, непосредственной покровительницей которых и является богиня. Макошь упоминается в летописях и поучениях против язычества: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся» (XVI век, Поучение духовным детям), «Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» (XVI век, Слово о мздоимании), «…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…» (XV век, Слово об идолах) и многие другие.

Стоит отметить и тот факт, что во времена двоеверия образ Макоши был перенесён на христианскую святую Параскеву Пятницу или Параскеву Пьняниху. День Макоши всегда считался пятницей, поэтому и Параскева зовётся Пятницей; Пьняниха или Льяниха — прядущая лён, так же относится к образу Макоши. Параскева, в переводе с греческого, означает — «пятница». Может быть, ещё и по этой причине, славяне, которые ещё не утратили связи с языческими богами, увидели в этом имени что-то очень схожее с Макошью и все черты, что были присущи языческой богине, перенесли на христианскую святую, сделав таким образом своеобразную «рокировку». Некоторые старинные церкви, которые относятся к Параскеве Пятнице, стоят на месте бывших капищ, посвященных Макоши. Связь Макоши с днём пятницы доказывает множество различных свидетельств, начиная от традиции проводить ритуалы по пятницам в честь этой богини, различных пятничных запретов и заканчивая схожестью тождественных Макоши богинь в других традициях. К примеру, германская Фрейя, которая очень схожа с нашей Макошью, имеет прямую связь с названием пятницы — Freitag.

Макошь часто сравнивают с таким богинями, как Геката (древнегреческая богиня луны, ночных видений и чародейств), Фрейя (скандинавская богиня любви и красоты), Афродита (древнегреческая богиня красоты и любви). Макошь существовала не только на территории древней Руси, но и в других странах. Например, у чехов Макошь — богиня дождя и сырости, к которой прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время засухи.

Параскева Пятница так же, как и её языческая предшественница, считается портнихой, которая покровительствует девушкам занятым ручным трудом. Здесь также бытует поверие, что Пятница запрещает всем женщинам работать в этот день, заниматься каким-либо рукоделием. Считается, что Параскева-Пятница стала особенно популярной в XII-XIII веках, когда уже вовсю процветало христианство. В христианское время люди продолжали молить Параскеву, видя в её образе ту самую архаичную Макошь, о покровительстве в рукоделии, судьбе, а также о дожде. Для Параскевы устраивали молебны у колодцев и источников, что указывает на прямую связь с древними обрядами, посвящёнными этой богине. Ещё одним интересным сопоставлением «старой» и «новой» богини стали представления о том, что иконы Параскевы чудесным образом появляются возле водоёмов или прямо в воде водоёмов, что также является отголоском древних языческих мифов и преданий. В первое время после крещения, когда языческие обычаи оставались ещё очень сильны, люди приносили в церкви к иконам Параскевы различные плоды (рог изобилия является одним из атрибутов Макоши), лён, оставляли первый сжатый сноп на поле и так далее. Для того чтобы Макошь-Параскева подарила хороший урожай плодовых деревьев, в деревнях до сих пор кладут под икону этой святой плоды и держат их там до следующего года.

По той же причине, что в пятницу нельзя заниматься делами , накануне подметают пол, чтобы в святой день в доме было чисто, а пришедшая навестить дом богиня осталась довольна увиденным. На пятницу не оставляют пряжу в веретене, неубранными нитки и приборы для рукоделия. Нельзя чесать лён, мыть бельё, рыть, пахать, боронить землю, мести полы, чистить навоз. Считается, что тот, кто занимается такими делами, запыляет глаза богине, колет и режет её кожу иглами и ножницами. Пятница среди славян почиталась наравне с воскресеньем (Неделей).

связана с культом воды и дождя , она считается тесно связанной с почитанием земли и покровительствует плодородию. Она часто изображается в виде женского образа с рогами и относится и к лунному культу. Как известно, на Руси Луна всегда считалась «звездой» женщин и покровительствовала женщинам. Таким образом, Макошь — богиня луны, богиня дождя и земли, покровительница женщин, покровительница рукоделий, домоводства и старшая из прях — богиня судьбы. Также есть мнение, что не только Луна является олицетворением Макоши, но и планета Венера. Венера всегда считалась покровительствующей женщинам, и поэтому некоторые исследователи сближают Денницу, Зорю (богиня Венеры) и Макошь.

Особое внимание исследователи этой богини отдают вышивке , где Макошь представлена довольно подробно. Здесь она всегда изображается центральной фигурой. Макошь с поднятыми руками означает богиню-подательницу дождя (моление о тепле, свете и дожде — весна и начало лета); богиня с опущенными руками — покровительницу земли и плодородия земли (моление о плодородии земли — лето и осень). Часто в вышивке её сопровождают две фигуры. Это те самые фигуры, о которых так много писал Борис Рыбаков в своих исследованиях: некогда владычицы мироздания — небесные лосихи или Рожаницы — Лада и Леля. В наставлениях против язычества средневековые писари Макошь очень часто ставили рядом с Берегинями и вилами. О Берегинях и вилах вы можете читать в статье « «. Макошь считается их наставительницей, их главной богиней. Вилы или Вилы-русалки, Берегини являются помощницами Макоши в сельскохозяйственных делах, а также в защите и помощи людям. Таким же помощником является и священный пёс Симаргл, который охраняет всходы и урожай.

Так как Макошь связана с луной, камнем-оберегом этой богини считается лунный камень, горный хрусталь. Металлом Макоши является серебро. Животным — кошка. При этом, кошка может быть животным богини по двум причинам. Издревле кошку считали ночным животным, которая гуляет под луной и тесно связана с ночной стихией, ночными духами и ночными Богами. Также кошку считают зверем Макоши по созвучию: Кош-ка — Ма-кош. Символом может быть пряжа, веретено, клубок шерсти и другие предметы рукоделия. Кумир часто выглядел, как женский образ с рогами и рогом (изобилия) в руках. Кумир или идол предпочтительно делать из женских пород дерева, например, из осины. Ещё одним символом Макоши является паук и паучья сеть. Паук, как и Макошь, прядёт нить (судьбы). Отсюда идёт поверие, что если в лесу вдруг попадешься в паучью сеть, то это добрый знак, то есть Макошь благоволит такому человеку и подаёт знак, что его нить будет ровная и счастливая. Также её символом может служить наиболее известный и распространенный оберег-амулет — Лунница, который в древности был женским украшением и амулетом, и выглядел как полумесяц с различными вставками и изображениями, как то: косые линии дождя, звёзды и так далее.

Макошь присутствовала не только во многих летописях, писаниях, поучениях и на дворе князя Владимира в виде одного из идолов. Образ богини находят и на известном Збручском идоле. Среди других Богов, которые изображены на каждой из четырёх граней, Макошь представлена на лицевой грани с рогом (изобилия) в руке.

Пятница, она же Макошь, считалась и покровительницей торговли . К этому выводу исследователи пришли, судя по многочисленным названиям, среди которых: церковь Пятницы на Торгу в Великом Новгороде, построенная в 1207 году; церковь Пятницы на Торгу в Чернигове XII и XIII вв.; церковь Пятницы в Охотном ряду в Москве и так далее. Кроме того, издревле днём торговли, базаров, ярмарок всегда считалась пятница. Само же имя «Мокошь» после крещения не забылось, а перешло на домашнего божка (как и в случае с Родом, который после крещения Руси из всемогущего создателя превратился в домового). Мокоша представлялась теперь как домовой дух женского рода с большой головой и длинными руками. Сложились предания, что домовой дух Мокоша прядёт по ночам, пока все спят и если оставить неубранной кудель, то Мокоша может её испортить. О Мокоши есть и такое упоминание, записанное в XIX веке в Олонецкой области: «Овца, как не стригут шерсть, иногда и вытрет; и говорят: Мокуша остригла овец. Иное: спят — веретено урчит. Говорят — Мокуша пряла. Выходя из дома она (Мокошь) иногда подойдет, а о брус-от, о полати-то веретеном-то и щелкнет».

Ещё одним праздником, посвящённым этой богине, является Вешнее Макошье (День Земли) — 10 мая.

Макошь, вместе с рожаницами Ладой и Лелей, являются главными богинями покровительницами праздника Бабьи каши, который по традиции отмечается 8 января.

Праздники христианской святой Параскевы: Параскева Грязниха (14 октября) и Параскева Льняница (28 октября).