Мастер и маргарита в ким егэ. Рассказать, что отовсюду

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВАРИАНТ 8

Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

Тесты ЕГЭ - 2014 по литературе состоят из трёх частей.

Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1 - В7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 - С2) в объёме 5 - 10 предложений.

Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8 - В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (С3 - С4).

Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1 - В7; С1, С2.

Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: "Можно присесть?" - и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.

- Как же вы сюда попали? - повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван. - Ведь балконные-то решётки на замках?

- Решётки-то на замках, - подтвердил гость, - но Прасковья Фёдоровна - милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

- Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? - заинтересовался Иван.

- Сидим, - ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

- Да... - тут гость встревожился, - но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

- Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, - мужественно признался преображённый поэт.

- Основание? - строго спросил гость.

- Да, признаться, без основания, - сконфузившись, ответил Иван.

Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:

- Профессия?

- Поэт, - почему-то неохотно признался Иван.

Пришедший огорчился.

- Ох, как мне не везёт! - воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: - А как ваша фамилия?

- Бездомный.

- Эх, эх... - сказал гость, морщась.

- А вам, что же, мои стихи не нравятся? - с любопытством спросил Иван.

- Ужасно не нравятся.

- А вы какие читали?

- Никаких я ваших стихов не читал! - нервно воскликнул посетитель.

- А как же вы говорите?

- Ну, что ж тут такого, - ответил гость, - как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

- Чудовищны! - вдруг смело и откровенно произнёс Иван.

- Не пишите больше! - попросил пришедший умоляюще.

- Обещаю и клянусь! - торжественно произнёс Иван.

Клятву скрепили рукопожатием...

(М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")

В 1. Укажите жанр, к которому относится произведение М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

В2. В начале фрагмента даётся описание внешности незнакомца. Как называется это средство характеристики персонажа?

В3. Общение героев представляет собой обмен репликами. Укажите название такой формы организации текста?

В4. Установите соответствие между персонажами романа "Мастер и Маргарита" и их ролью в образной системе произведения.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.

В5. Описывая встречу героев, автор требует от читателя додумывания их реакций, внутренних движений ("сконфузившись, ответил", "сказал, морщась" и т.п.). Каким термином обозначается способ отображения внутреннего мира человека?

В6. Как называется выразительная подробность, важная для характеристики героя или действия (например, "сухой грозящий палец" незнакомца)?

В7. Глава, из которой взят фрагмент, называется "Явление героя". Какое прозвище носил этот герой?

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2.

Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

С1. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

С2. В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с произведением М.А. Булгакова?

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся,

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

(А.А. Фет, 1843)

В8. Три строфы стихотворения начинаются одним и тем же словом. Как называется такое художественное средство?

В9. Укажите термин, которым обозначается одушевление природы, её "очеловечивание" в художественном произведении ("... лес проснулся...").

В10. Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков ("на меня в есельем в еет")?

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных в первой строфе стихотворения.

1) эпитет

2) сравнение

3) гипербола

4) инверсия

5) ассонанс

Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.

В12. Каким размером написано стихотворение А.А. Фета?

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3. К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А.А. Фета и почему?

С4. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём их произведения созвучны стихотворению А.А. Фета?

ЧАСТЬ 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1. Как в "Слове о полку Игореве" соотносятся героические и лирические мотивы?

С5.2. Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А.Н. Островского "Гроза"?

С5.3. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А. Ахматовой?

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Роман Булгакова философский. Мне пришлось перечитывать его не один раз, но вопросом, сформулированным в названии сочинения, я, честно говоря, никогда не задавалась. Наверное, пришло время разобраться.

По поводу того, почему Мастер лишен света существует несколько мнений. Одно из них заключается в том, что Мастер пошел на сделку с Сатаной. Однако в ситуации с Воландом Мастер пассивен, а сделку с дьяволом заключает Маргарита. Кстати, автор не осуждает ее за это. Писатель считает, что сила любви оправдывает героиню.

Надо отметить, что в образе Мастера много черт, свойственных самому Булгакову. Да и обстоятельства, которые описывает Мастер, во многом сходны с обстановкой травли, в которой оказался в 20-х годах Булгаков. Булгаковский роман критикуют, обвиняют в попытке протащить в литературу учение Христа. То есть реальные обстоятельства вполне созвучны с образами романа. Сцену возвращения мастера в свой дворик «в том же самом пальто, но с оторванными пуговицами» трудно забыть. Причиной ареста Мастера послужил донос. Отзыв критика Латунского о романе спровоцировал действия Алоизия Могарыча. Но такие латунские, стремясь оградить литературу от влияния «пилатчины», сами становятся преградой правде.

Мастер не хочет приспосабливаться. Его роман правдив от начала и до конца. Поражаясь своему предвидению, Мастер шепчет: «О, как я угадал !» На первый взгляд, он достоин высокой похвалы и награды.

О посмертной судьбе Мастера сказано, что «он не заслужил света, он заслужил лишь покой ». По-моему, покой вовсе не ущербная награда. Вспомним, у Пушкина тоже есть строки: «Пора, мой друг! Пора! Покоя сердце просит…». На свете может не быть счастья, но всегда можно обрести покой. Это слово Булгаков часто упоминает в своих письмах. Значимость этого слова для писателя подтверждает и текст романа: например, когда писатель изображает муки Понтия Пилата от того, что даже ночью он не может обрести покой.

Мне кажется, что именно покоя жаждет измученная и истерзанная душа булгаковского героя. Получив в последнем приюте возможность творить вечно, он получает и свободу. Но все-таки покой менее ценен, чем свет. Ведь мастер — творец, и для него ничего более страшного, чем покой нет. А именно света мастер не заслужил. Произведение, созданное им, оказалось тяжелой ношей. Мастер из-за перенесенных страданий становится пассивен и инертен, они отняли у него «мечтания и вдохновение ». Он хочет забыть о романе, Маргарита же напротив рада возвращению рукописи. Мастер отказывается продолжать писательский труд, также как отказался от своей фамилии. Булгаков считает отречение от собственного призвания тяжким грехом. Надо признать, что свет для мастера в конце романа не был бы незаслуженной наградой. И, несмотря на противоречивость образа, мастер для Булгакова положительный герой. Его книга это творческий подвиг, написанная во времена воинствующего атеизма, она, пронизанная верой, утверждает настоящее искусство. Мастер не закончил роман, но это не умаляет заслуги ее автора. И еще в жизни мастера была настоящая любовь, которая сильнее смерти. А эти два понятия были и для Булгакова ценностями, которые искупают многие грехи.

Мастер и Маргарита не попадают в рай, но и не в аду им место, им дарован покой. Воланд в конце романа неожиданно произносит: «Всё будет правильно, на этом построен мир». Каждый персонаж получает то, что заслужил. Это и утверждение и вопрос. Справедлива ли награда мастеру? Однозначного ответа на вопрос нет и каждый волен выбрать подходящий для себя ответ…


В современном мире проблема свободы и ответственности актуальна как никогда, потому что на место морали пришло право. Но может ли заменить писанный закон доброту и чистоту сердца? М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» рассматривает проблему истиной свободы человека. Понтий Пилат стал заключенным собственной жизни. Существование героя пронизывают три стадии: вина, искупление греха и свобода. Грех прокурора в том, что он обрек невинного на нечеловеческие муки, не сумев побороть собственную гордыню и признать его правоту.

Приняв несправедливое решение, Понтий гибнет как личность, но тело остается существовать. Иступляет вину герой бессмертием, бытием полным страданий и внутренних терзаний. Понтия Пилата грела надежда на то, что его простят, и он сможет осуществить мечту – обрести долгожданную свободу. Только тот человек, который принимает решения, прислушиваясь к голосу совести, обладает истинной свободой.

М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» рассматривает проблему истиной свободы. Свобода всегда сопряжена с ответственностью, только человек, который способен нести тяжелое бремя ответственности за свои деяния, может быть свободным. Примером такого человека является Иешуа, поистине свободный человек, потому что силен духом и чист сердцем.

Человек, оценивающий свои поступки в соответствии с принципами морали, по- настоящему свободен в мыслях и поступках.

Таким образом, причина несвободы в том, что люди руководствуются своей выгодой, материальными благами, что понижает их душу, делает их слабее духовно.

Обновлено: 2018-02-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Валеева Ф.Р.
МАОУ «МСОШ №16»
города Миасса
Тесты (ЕГЭ литература- 2016 г.)

С 2016 года по заявлению Зинина (составителя КИМов) в тесты ЕГЭ по литературе будут включены задания на содержание текста. Данные тесты разработаны в таком направлении.

ВАРИАНТ 1

Все еще скалясь, прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце, неуклонно подымающееся вверх над конными статуями ипподрома, лежащего далеко внизу направо, и вдруг в какой-то тошной муке подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: "Повесить его". Изгнать и конвой, уйти из колоннады внутрь дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной воды, жалобным голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию. И мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора. Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном Ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать. -- Левий Матвей? -- хриплым голосом спросил больной и закрыл глаза. -- Да, Левий Матвей, -- донесся до него высокий, мучающий его голос. -- А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре? Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил: -- Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее. -- Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина? И тут прокуратор подумал: "О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше..." И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. "Яду мне, яду!" И вновь он услышал голос: -- Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет. Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал слова. Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над ипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что тот сторонится от солнца. Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло. Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал, а только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова. -- Ну вот, все и кончилось, -- говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, -- и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется, -- арестант повернулся, прищурился на солнце, -- позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека. Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол. -- Беда в том, -- продолжал никем не останавливаемый связанный, -- что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, -- и тут говорящий позволил себе улыбнуться. Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить. Приходилось верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного. И этого секретарь представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора. Тогда раздался сорванный, хрипловатый голос прокуратора, по-латыни сказавшего: -- Развяжите ему руки.

1.Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

2.Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности, принципы которого нашли отражение в «Мастере и Маргарите»

3. Как зовут арестанта, которого опрашивает Понтий Пилат?

4.Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе действия, определяющее ход сюжета?

5.Как называется выразительная подробность в художественном тексте (вытаращил глаза, секретарь ничего более не записывал, а только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова, секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить)
_______________
6. В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?
_

7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений («сорванный, хрипловатый голос», «мутными глазами»).
_______________________________________________________________________

8. Что заставило прокуратора, несмотря на возникшую симпатию, принять решение о казни Иешуа?

9. В каких произведениях русской литературы звучат библейские мотивы и в чем их можно сопоставить с произведением М. Булгакова?

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

1.Назовите род литературы, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»
_____________________________________________________________

2. Как зовут героиню, о которой рассказывает Ивану гость?
_________________________________________________________________

3. В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?
___________________________________________________________________

4. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» Как называется такое средство выразительности в художественном тексте?

5. Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

6. Как зовут странного гостя в приведенном фрагменте?
___________________________________________________________________________

7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений («Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы»)
_______________________________________________________________________

8. Какую роль в судьбе главных героев романа сыграла их встреча в московском переулке?

9. Каких героев русской литературы, как и персонажей романа Булгакова, «воскресила любовь»? (Укажите авторов и названия произведений и аргументируйте свою позицию.)

ВАРИАНТ 3

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

1.Назовите направление литературы, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»
_____________________________________________________________

2. «Бездомный» - псевдоним Ивана. Назовите его настоящую фамилию.
_________________________________________________________________

3. «Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил». Назовите этого типа.
___________________________________________________________________

4. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Как в литературоведении называется описание внешности героя?

5. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый» Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении?

6. Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил. А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил?» Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка?
___________________________________________________________________________

7. Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?
_______________________________________________________________________

8. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

9. В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с произведением М. Булгакова?

ВАРИАНТ 4

Всадники остановили своих коней.
Ваш роман прочитали, заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Что он говорит? спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось дымкой сострадания.
Он говорит, раздался голос Воланда, одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.
Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? спросила Маргарита.
Повторяется история с Фридой? сказал Воланд, но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.
Отпустите его, вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту и говорил:
Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!
Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:
Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

1. Данный фрагмент – это заключительный момент, в развитии конфликта эпического произведения. Назовите термин.
_____________________________________________________________

2. «Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница». Назовите этого героя.
_________________________________________________________________

3. Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?
___________________________________________________________________

4. «Трусость самый тяжкий порок». «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» - яркое, емкое, лаконичное высказывание. Дайте определение.

5. «Если верно, что трусость самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы». Назовите кличку собаки.

6. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом - Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит». Как называется художественный прием сопоставления резко контрастных или резко противоположных понятий, образов?
___________________________________________________________________________

7. «Повторяется история с Фридой?» Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении?
_______________________________________________________________________

8. Почему прокуратор ненавидит «свое бессмертие» и свою «неслыханную славу»?

9. В каких произведениях русской литературы герои испытывают раскаяние за совершенные ими поступки и в чем их сходство с персонажем Булгакова?

МАОУ «МСОШ №16»

Валеева Ф.Р.

Тесты (ЕГЭ литература- 2016)

С 2016 года по заявлению Зинина (составителя КИМов) в тесты ЕГЭ по литературе будут включены задания на содержание текста. Данные тесты разработаны в таком направлении.

ВАРИАНТ 1

Все еще скалясь, прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце, неуклонно подымающееся вверх над конными статуями ипподрома, лежащего далеко внизу направо, и вдруг в какой-то тошной муке подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: "Повесить его". Изгнать и конвой, уйти из колоннады внутрь дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной воды, жалобным голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию. И мысль об яде вдруг соблазнительно мелькнула в больной голове прокуратора.
Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном Ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать.
-- Левий Матвей? -- хриплым голосом спросил больной и закрыл глаза.
-- Да, Левий Матвей, -- донесся до него высокий, мучающий его голос.
-- А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре?
Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил:
-- Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
-- Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: "О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше..." И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. "Яду мне, яду!"
И вновь он услышал голос:
-- Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал слова.
Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над ипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что тот сторонится от солнца.
Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.
Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал, а только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова.
-- Ну вот, все и кончилось, -- говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, -- и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется, -- арестант повернулся, прищурился на солнце, -- позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.
Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол.
-- Беда в том, -- продолжал никем не останавливаемый связанный, -- что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, -- и тут говорящий позволил себе улыбнуться.
Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить. Приходилось верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного. И этого секретарь представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора.
Тогда раздался сорванный, хрипловатый голос прокуратора, по-латыни сказавшего: -- Развяжите ему руки.

1.Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

2.Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности, принципы которого нашли отражение в «Мастере и Маргарите»

3. Как зовут арестанта, которого опрашивает Понтий Пилат?

4.Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе действия, определяющее ход сюжета?

5.Как называется выразительная подробность в художественном тексте (вытаращил глаза, секретарь ничего более не записывал , а только, вытянув шею , как гусь, старался не проронить ни одного слова, секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить)

6. В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений («сорванный, хрипловатый голос», «мутными глазами»).

С1. Что заставило прокуратора, несмотря на возникшую симпатию, принять решение о казни Иешуа?

С2. В каких произведениях русской литературы звучат библейские мотивы и в чем их можно сопоставить с произведением М. Булгакова?

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

1.Назовите род литературы, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

_____________________________________________________________

2. Как зовут героиню, о которой рассказывает Ивану гость?

_________________________________________________________________

3. В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

___________________________________________________________________

4. « Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» Как называется такое средство выразительности в художественном тексте?

5. Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

6. Как зовут странного гостя в приведенном фрагменте?

___________________________________________________________________________

7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений («Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы»)

_______________________________________________________________________

С1. Какую роль в судьбе главных героев романа сыграла их встреча в московском переулке?

С2. Каких героев русской литературы, как и персонажей романа Булгакова, «воскресила любовь»? (Укажите авторов и названия произведений и аргументируйте свою позицию.)

ВАРИАНТ 3

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

1.Назовите направление литературы, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»

_____________________________________________________________

2. «Бездомный» - псевдоним Ивана. Назовите его настоящую фамилию.

_________________________________________________________________

3. «Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил». Назовите этого типа.

___________________________________________________________________

4.«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Как в литературоведении называется описание внешности героя?

5. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый…» Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении?

6. Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил . А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил ?» Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка?

___________________________________________________________________________

7. Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?

_______________________________________________________________________

С1. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

С2. В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с произведением М. Булгакова?

ВАРИАНТ 4

Всадники остановили своих коней.

—Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, — что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

—Что он говорит? — спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось дымкой сострадания.

—Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

—Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? — спросила Маргарита.

—Повторяется история с Фридой? — сказал Воланд, — но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.

—Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту и говорил:

—Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: — Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

—Свободен! Свободен! Он ждет тебя!

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

1. Данный фрагмент - это заключительный момент, в развитии конфликта эпического произведения. Назовите термин.

_____________________________________________________________

2. «Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница» . Назовите этого героя.

_________________________________________________________________

3. Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?

___________________________________________________________________

4.«Трусость — самый тяжкий порок». «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» - яркое, емкое, лаконичное высказывание. Дайте определение.

5. «Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес , это грозы». Назовите кличку собаки.

6. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то", " хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом" - "Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит» . Как называется художественный прием сопоставления резко контрастных или резко противоположных понятий, образов?

___________________________________________________________________________

7. «Повторяется история с Фридой? » Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении?

_______________________________________________________________________

С1. Почему прокуратор ненавидит «свое бессмертие» и свою «неслыханную славу»?

С2. В каких произведениях русской литературы герои испытывают раскаяние за совершенные ими поступки и в чем их сходство с персонажем Булгакова?