Мертвые души анализ. Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души

Сочинение на тему «Тема «мертвых душ» в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

План к сочинению:
1.Вступление. а) История создания произведения
б) Что такое мертвые души»? В ком писатель увидел живую силу русской нации?
2.Основная часть.
а) Кто такой Чичиков? «Кто же он? Стало быть, подлец?»
б) Образ, портрет, речевая характеристика, описание жилища и хозяйства, отношение к людям и к предложению Чичикова помещиков: Манилова, черты лица которого были не «лишены приятности», Коробочки, «бабы крепколобой», «исторического человека» Ноздрева, крепкого кулака Собакевича и Плюшкина, которого называют «прорехой на человечестве».
в) Почему помещики «мертвые души»?
г) Образ крестьян и народа в поэме
д) «И как чудна она сама, эта дорога!» - образ дороги. Образ города.
Е) Образ чиновников, «толстых и тонких»
З) Изображение Н.В.Гоголем России
3.Почему Гоголь назвал свое произведение именно так? Как «Мертвые души» потрясли всю Россию?

Гоголь мечтал о большом эпическом произведении, посвященном России, что привело его к замыслу «Мертвых душ». Работа над произведением началась в 1835 году. Пушкин предсказал сюжет произведения, считая, что в поэме будет показана Русь «с одного боку», то есть с ее отрицательной стороны. В конце концов, Гоголь показал все то хорошее, что пряталось в русской жизни.
Гоголь сделал в поэме человеческую душу главным предметом изображения в ее индивидуальном и национальном проявлении. Гоголь убеждает читателя в том, что души помещиков, чиновников и дельцов – «мертвые» или находятся в стадии «омертвления». А народную автор увидел в русском народе. В центре сюжета находятся 5 героев, описание которых в поэме Гоголь дает по порядку. Так Чичиков приезжает к помещикам с одной лишь целью, с целью покупки «мертвых душ». Галерея образов открывается мечтателем и бесхозяйственным Маниловым, которого сменяет «дубинноголовая» Коробочка, бесшабашный шулер Ноздрев, прижимистый Собакевич, а завершает эту галерею Плюшкин – «прореха на человечестве», впавший в мертвенный сон.
А кто в романе Чичиков? В детстве у этого героя сформировались такие качества характера как достижение целей, манера угождать, находить выгоду для себя, душевная подлость. Он с детства помнит о том, что надо «беречь копейку», сколачивать капитал. Он плохой товарищ, угождает учителям, делает все ради выгоды. Служебная деятельность его началась с казенной палаты, куда он поступил после окончания училища: «Местечко досталось ему ничтожное, жалования тридцать или сорок рублей». Он старается всячески понравиться повытчику, называет его папенькой, целовал его в руку, ухаживает за его дочерью. «Суровый повытчик стал хлопотать за него», Чичикова повысили, он перестал звать повытчика папенькой, забыл о свадьбе с его дочерью. Чичиков понял из этого то, что успех в жизни тем легче и быстрее, чем быстрее человек освободится от принципов морали, чести и т.д. Когда Чичиков участвовал в комиссии по сооружению казенного здания, он получил солидные приобретения, доходы. Но когда пришел новый начальник, который объявил войну взяткам, Чичикову пришлось искать новую работу. Чичиков входит в доверие к начальству, получает новый чин. Путем мошенничества он получает полумиллионное состояние. Чичиков не помирился со своим сообщником, и он написал на него донос, лишив Чичикова всего заработанного. После неудачи он начал все с нуля, к нему приходит идея о сделке с «мертвыми душами».
«Кто ж он? Стало быть, подлец?». Гоголь называет Чичикова не подлецом, а приобретателем. Чичиков – приобретатель, делающий ставку на капитал, Чичиков – герой нового времени.
Каждому из помещиков, изображенных в поэме, Гоголь представляет одну определенную черту, которая характеризует бесцельное существование, и составляет общий портрет сословия помещиков в крепостнической России.
Манилов – первый помещик, к которому приехал Чичиков. Чичиков долго искал усадьбу: «дом господский стоял одиночкой на юру…», «две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций…» «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». Манилов очень дружелюбно, радостно встречает Чичикова. Характер Манилова можно выразить через строки: «у всякого есть свой задор, но у Манилова его не было», «черты лица его не лишены приятности». Хозяйством он не занимается, «хозяйство шло само собой». Он много задумывает идей и планов, но не осуществляет их, читает книгу два года с закладкой на одной и той же странице. В гостиной у него «прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево». У Манилова есть жена с хорошим воспитанием, два сына: Фемистоклюс и Алкид. На предложение Чичикова купить у него крестьян, умерших после последней переписи (ревизские сказки), Манилов «как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут». Манилов отдает мертвые души бесплатно и остается в убеждении, что оказал Чичикову неоценимую услугу. После отъезда Чичикова, Манилов воображает о будущей дружбе с Чичиковым, доходит в мыслях до того, что царь им за крепкую дружбу жалует по генеральскому чину.
Чичиков далее едет в усадьбу Собакевича, но из-за сильного дождя кучер сбивается с дороги. Чичиков попадает в находящееся рядом поместье Настасьи Петровны Коробочки. Чичиков заходит в комнату, которая «обвешана старыми полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев, за всяким зеркалом заложены были или письмо или старая колода карт, или чулок». Коробочка - хозяйственная хлебосольная, гостеприимная помещица. Она собирает деньги в пестрые мешочки, которые хранит зашитыми в комоде, в котором также хранится белье, платья и ниточки. Чичиков остается у нее ночевать, а утром ей предлагает продать ему мертвые души. В ответ она предлагает купить у нее пеньку или мед. Чичикову удается купить у нее мертвые души. Она не может понять, зачем ему нужна такая покупка, боится продешевить. «Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубинноголовая». У Коробочки мужики носят интересные и странные фамилии Неуважай-Корыто, Колесо Иван и другие.
Чичиков, имеющий хороший аппетит, заезжает в трактир, куда вскоре подъезжает Ноздрев. Ноздрев был «среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». «Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитыми малыми». Ноздрев, можно сказать, исторический человек, потому что, где бы он ни был, везде не обходилось без истории. Ноздрев рассказывает Чичикову о ярмарке, на которой проиграл деньги, врет, говорит, что выпил 17 бутылок шампанского. Затем Ноздрев зовет к себе в гости Чичикова. Ноздрев любил обменивать вещи, проигрывать деньги. В своем имени Ноздрев показывает Чичикову жеребца, псарню, пруд, в котором водится большая рыба, «настоящие» турецкие кинжалы, с клеймом мастера Сибирякова. Чичиков, начиная деловой разговор, излагает свою просьбу, объясняя это тем, что мертвые души нужны ему для удачной женитьбы. Ноздрев хочет подарить ему несуществующих крестьян, но Чичиков отказывается. Тогда Ноздрев предлагает ему сыграть в карты, жульничает, Чичиков прекращает игру, Ноздрев начинает драку, его арестовывает исправник, Чичиков « сел в бричку и велел Селифану погонять лошадей во весь дух».
Четвертый помещик – Собакевич, который напоминает во многом Коробочку. Он накопитель, но он очень расчетлив и хитер. Его дом деревянный, построенный со вкусом хозяина. Двор окружен решеткой, на конюшнях, сараях использовались полновесные и толстые бревна. Деревенские избы были хорошо сделаны, даже колодец был сделан из дуба. Видно было сразу, что Собакевич – хороший хозяин, который любит порядок: «Все было упористо», « в каком-то крепком и неуклюжем порядке. В комнате «все прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином.» Сам Собакевич «весьма похож на средней величины медведя». Во время обеда Собакевич ест много, рассказывает о своем соседе Плюшкине, у которого много крестьян, очень скупом человеке. Услышав предложение Чичикова, Собакевич сразу начинает торг. Он обещает продать души по 100 рублей за штуку, объясняя это тем, что крестьяне у него были настоящими мастерами, например плотник Степан пробка, каретник Михеев, сапожник Максим Телятников. Про себя Чичиков называет Собакевича «кулаком», а вслух говорит, что качества крестьян не важны, ведь они мертвые. В итоге они сходятся на трех рублях.
Последний образ галереи помещиков – Плюшкин, дом которого можно назвать «дряхлым инвалидом», стены которого потерпели все непогоды, сад зарос и «был вполне живописен в своем картинном опустении». Увидев Плюшкина, Чичиков сначала не понимает «мужик это или баба». Плюшкин одет «в платье неопределенное, на голове его колпак, халат. У Плюшкина раньше были дети, он овдовел, сын уехал в город, старшая вышла замуж и уехала, а младшая умерла. Одиночество породило в Плюшкине скупость. «Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень…» Узнав о том, что Чичиков хочет купить у него мертвые души, он сразу продает ему и беглых крестьян. Плюшкин получает деньги, прячет их туда, где они пролежат до его смерти, он никогда ими не воспользуется. Плюшкин рад тому, что Чичиков уезжает, даже не попив чай, прячет угощения, следит, чтобы не пропало ни крошки.
Помещиков можно считать «мертвыми душами», потому что они изображены в поэме как сила, лишенная патриотических чувствии и стремлений. Представители господствовавших слоев - это и есть «мертвые души». От Мечтателя Манилова до «прорехи на теле человечества» Плюшкина показано падение представителей помещичьих сословий.
В то время крестьяне составляли большую часть населения, поэтому Гоголь уделяет этому особое внимание, так как в своем произведении он показал Россию в разрезе с ее недостатками. В тексте не описаны сами крестьяне, но, судя по описанию их жилищ, мы можем судить об их жизни. У Манилова «темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы». У Коробочки «крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей», «ворота нигде не покосились», «в крестьянских крытых сараях заметил он запасную почти новую телегу, а где и две». У Собакевича «деревянные избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно, как следует». У Плюшкина «бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде ребр», «окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном».
В поэме особого внимания заслуживает описание крестьян, которые живы и которых помнят. Например, Собакевич помнит каждого своего крестьянина по именам, помнит, кто, чем занимался; два крестьянина, указавшие дорогу Чичикову в Маниловку; крестьянин, который тащит “претолстое бревно, подобно неутомимому муравью, к себе в избу»; две бабы, которые, подобрав платья, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень». Таких примеров много, они показывают размашистую натуру русского человека.
В поэме образ города показан через образы чиновников, потому что жизнь города зависит от того, в чьих руках находится власть. Изображение губернского города – характеристика владельцев усадеб.
Говоря об образе дороги в поэме можно привести строки из текста: «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама эта дорога!», «Наша земная, подчас и скучная дорога», «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!», «И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Дорога в поэме – путешествие во времени, житейский опыт Чичикова, творческий опыт автора, духовное возрождение героев, спасение, надежда и будущее России.
Изображение чиновников занимает центральное место в поэме. Гоголь уделяет основное внимание на характеристику общего портрета «толстых и тонких» чиновников. Они продолжают бездействовать, заниматься не своим делом. Взяточничество по-прежнему считается абсолютно нормальным явлением. Автор подчеркивает главное: антинародность и антигосударственность деятельности чиновников. И помещики, и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине» (Копейкин – герой войны 1812 года, инвалид без руки и ноги).
В изображении России Гоголь проявил себя как писатель-реалист. Он далек от идеализации закрепощенного крестьянства, но в своих лирических отступлениях, в эпизодах поэмы Гоголь проводит мысль об умственном и нравственном превосходстве русского народа над теми, кто распоряжается его судьбой. На протяжении всего повествования появляются в поэме образы мужиков, спорящих о «колесе» и «Заманиловке», Селифана, Петрушки, «который читает много и без разбору» и других.
Вопросом о будущем России кончается первый том «Мертвых душ»: «Русь, куда же несешся ты?» Этот вопрос обращен к «птице-тройке», которая у Гоголя является символом русской жизни. Гоголь верит в будущее России: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косаясь,посторониваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Название «Мертвые души» Гоголь дает не случайно.Автор создает, новый тип повествования, слив две противоположные стихии своего творчества в одно: смех и слезы, сатиру и лирику. Всем известны слова Герцена о том, что «Мертвые души» потрясли «всю Россию». Смысл потрясения раскрыл Белинский.Он объяснил это тем, что споры о книге носили литературный и общественный характер. В 1845 году писатель сжигает рукопись второго тома своей поэмы. Под влиянием письма Белинского в 1848 году Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», но и эту рукопись сжигает. Не зная, как спасти Россию,писатель, тем не менее, выполнил долг художника и гражданина своей страны.Чернышевский говорил: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так нужен для своего народа, как Гоголь для России».

Главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ "Мертвых душ" будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения - вовсе не уродливые помещики и не губерния, а "тайна", которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

"Бледное начало" грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего - это фрагменты грандиозной "постройки", осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично. Проводя анализ "Мертвых душ", следует понимать, что первый том - это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это "бледное начало" труда, по определению самого писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к "дворцу" губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла "Мертвых душ". У истоков произведения стоял Пушкин. Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать "нечто вроде поэмы". Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем "мысль" была "подсказкой" Пушкина Гоголю. Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми "мертвыми душами". В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

"Мертвые души" в России времен Гоголя

"Мертвые души" - которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей "ревизской сказки". Только после нее они официально считались умершими. Именно после помещики переставали платить за них - особый налог. Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

Покупатель "мертвых душ" при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, - следствие "вдохновеннейшей мысли", осенившей его, - опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал "анекдот" с "мертвыми душами". Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью. Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Жанровая модель интересующего нас произведения - это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ "Мертвых душ". Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение "поэма", которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь ("Мертвые души").

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности. "Вся Русь явится в нем" - тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла "Мертвых душ" по сравнению с первоначальным стремлением "хотя с одного боку" показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее. Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась "одиссея" Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в "Мертвых душах", остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, - тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы "Мертвые души", следует непременно отметить, что Чичиков является человеком "середины". Сам автор говорит про него, что он "недурной наружности", но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно "Мертвые души". Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой. Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает "пошлость", заурядность своего героя. Он пишет о том, что "скромно" и "темно" его происхождение. Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова - это "приобретатель", "хозяин".

Чичиков - "средний" человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет - это так называемый "средний" человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную. Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление "человеческой бедности", скудости и духовных интересов - всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается. Анализ "Мертвых душ" показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения "тайну" его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую "часть Чичикова".

"Положительные" герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной "пружиной" является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не "совершенства образцом". Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя. Проводя анализ произведения "Мертвые души", мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают "положительные" герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор. Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, "похождениях" героев-плутов. А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их "материальный" результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство "зеркалом", отражающим современную Россию в произведении "Мертвые души". Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают "воздух" (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему. Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения - на реальную его основу накладываются различные слои других значений - символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков ("Мертвые души"). Каждый из пяти персонажей весьма символичен - в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет. Каждое событие произведения вызывает "лавину" авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя "Мертвые души". Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен - он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения "Мертвые души". Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за "предметным" или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение - символически-обобщенное. Столь же необходимо, как и Пушкину в "Евгении Онегине", сотворчество читателей автору "Мертвых душ". Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения "Мертвые души". Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово "лирического поэта". Рассуждения о двойственной природе явлений жизни - излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ ("Мертвые души"). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.

Основная тема поэмы “Мертвые души” - тема настоящего и будущего России. Беспощадно ругая порядок, который существовал в стране, Гоголь был уверен В том, что Россия будет процветающей страной, что настанут времена, когда Россия станет идеалом для других стран. Эта убежденность возникала из ощущения огромной творческой энергии, которая таилась в недрах народа. Образ родины в поэме выступает в качестве олицетворения всего великого, на что способен русский народ. Возвышающийся над всеми картинами и образами, нарисованными в поэме, образ России овеян горячей любовью автора, посвятившего свой творческий труд родной стране. В своей поэме Гоголь обличает тех, кто мешал развитию творческих сил нации, народа, беспощадно развенчивает “хозяев жизни” - дворян. Люди, подобные Манилову, Собакевичу, Плюшкину, Чичикову, не могут быть создателями духовных ценностей.

Воплощением могучего взлета жизненной энергии, устремленности в будущее является изумительный образ России, подобно птице-тройке мчащейся в необъятную даль. “Не так ли и ты, Русь, что бойкая и необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”. Лирические высказывания автора насыщены высокой патетикой. “...Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль!

Русь!” Одну за другой Гоголь набрасывает картины русской природы, возникающие перед взором путешественника, мчащегося по осенней дороге. Не случайно застою поместных хозяев писатель противопоставляет стремительное движение России вперед. В этом выражается его вера в будущее страны и народа. Лирические размышления писателя о живом характере трудолюбивой русской нации принадлежат к числу наиболее проникновенных страниц, согретых неугасимым пламенем патриотизма. Гоголь прекрасно понимал, что изобретательный ум и творческие дарования русского народа только тогда обратятся в могучую силу, когда они будут свободны. Горячо веря в великое будущее России, Гоголь, однако, неясно представлял себе путь, по которому она должна была прийти к могуществу, славе и процветанию.

“Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа”. Писатель не знал реальных способов, с помощью которых можно было бы преодолеть противоречия между состоянием подавленности страны и ее расцветом. В своем обличении социального зла Гоголь объективно отражал протест широких слоев народа против крепостнического строя. Именно на этой почве вырастала его бичующая сатира, разоблачающая владетелей крепостных душ, чиновных правителей. Работа над вторым томом поэмы совпала с глубоким духовным кризисом писателя.

В этот период жизни стали неотвратимо проявляться тенденции буржуазного развития. Гоголь ненавидел царство мертвых душ, но капитализм пугал его. Гоголь, как человек глубоко верующий, выступал против всякой революции. Такова была его жизненная установка. Если смех Салтыкова-Щедрина направлен непосредственно на подрыв общественных устоев, то смех Гоголя в основе своей созидателен и гуманистичен. Обладая гениальным даром, Н. В. Гоголь создал выдающееся произведение.

Лирические страницы поэмы, посвященные народу, - лучшие в произведении. Гогольбесконечно любит свою страну и ее народ.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Пьеса “Вишневый сад” занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий,...

  2. Все развитие русской литературы, особенно литературы критического реализма, связано с именем Николая Васильевича Гоголя. Бесспорно то место, которое определил ему в свое время ВТ Белинский:...

  3. Поэма «Мертвые души» - вершина творчества Н. В. Гоголя. Этот русский писатель правдиво изобразил жизнь России и 30-х годах XIX века. Замысел «изъездить вместе Русь...

  4. Н. В. Гогольвсегда считал поэму “Мертвые души”, работанад которой длилась около 17 лет, главнымпроизведением своей жизни. В письмах В.Жуковскому он восклицает: “Клянусь, я что-тосделаю, чего...

  5. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас» (Н. Гоголь). «Мертвые души» - это...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 557 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 619 просмотров
    • - 9 756 просмотров
    • - 8 692 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

Определить основную идею поэмы «Мертвые Души» не совсем просто. Объясняется это, прежде всего, тем, что мы имеем теперь лишь небольшую часть этого произведения, – лишь первую часть, да отдельные разрозненные куски второй – то, что не было уничтожено самим Гоголем . Таким образом, судить обо всем идейном содержании произведении мы не имеем возможности. А затем положение критика затрудняется тем, что в его распоряжении есть толкования, которые дал «Мертвым Душам» сам автор, и обещания, которые он хотел выполнить при окончании поэмы, но не успел. По собственному признанию Гоголя, он сам сначала писал без всяких серьезных целей. Пушкин дал ему сюжет, благодарный для его таланта; Гоголь увлекся комизмом тех положений, которые легко вплетались в этот сюжет, – и стал писать «карикатуру», «не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе отчета, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, – говорит Гоголь, – что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры». Это свободное, чисто художественное творчество и помогло Гоголю создать лучшие страницы первой части «Мертвых Душ» – те страницы, которые вызвали у Пушкина восклицание: «Господи! как грустна Русь». Восклицание это поразило Гоголя – он увидал, что из «шалости» его пера, из его шутливого, несерьезного, произведения может выйти нечто крупное, идейно содержательное. И вот, поощренный Пушкиным, он задумал показать в «Мертвых Душах» «с одного боку Россию», т. е. полнее, чем в «Ревизоре » , изобразить отрицательные стороны русской жизни.

Чем более углублялся Гоголь в свое произведение, – тем слабее делалось влияние Пушкина; чем самостоятельнее делалось отношение Гоголя к его работе, – тем сложнее, искусственнее, тенденциознее делались его замыслы. Прежде всего, он проникся идеей расширить пределы изображаемого, – захотел показать Россию уж не «с одного бока», а всю целиком – зло и добро, в её жизни заключенное; потом он стал думать о «плане» для своего уже начатого произведения, – он задавал себе «тревожные вопросы о «цели» и «смысле» своего труда. И тогда поэма «Мертвые Души» в его воображении разрослась в три части. Вероятно, позднее он усмотрел в ней аллегорический смысл. По его идее, три части «Мертвых Душ» должны были, в законченном виде, соответствовать трем частям «Божественной Комедии » Данте : первая часть, посвященная изображению только зла – должна была соответствовать «Аду »; вторая часть, где зло не было так отвратительно, где начинается просвет в душе героя, где выводятся уже некоторые положительные типы – отвечала бы «Чистилищу», – и, наконец, в заключительной третьей части, Гоголь хотел представить в апофеозе все то добро, которое заключалось в душе «русского человека», – эта часть должна была соответствовать «Раю». Таким образом, появилось то искусственное громоздкое построение «Мертвых Душ», та хитрая систематизация материала, с которым не справился Гоголь.

Но, кроме этой задуманности композиции, Гоголю помешала свободно творить еще и моральная тенденция. Все выраставшие заботы о своем «душевном деле», об очищении своего сердца, пагубным образом отразились на его творчестве. И вот, «Мертвые Души» понемногу обратились в какую-то «сточную трубу», куда он сливал свои воображаемые и действительные «пороки» . «Герои мои потому близки душе, говорит он, что они из души, – все мои последние сочинения – история моей собственной души». Он сам сознавался, что, когда в нем усиливалось желание избавиться от разных душевных пороков, он «стал наделять своих героев, сверх их собственных «гадостей» – своими собственными. И, по его словам, это помогло ему самому сделаться лучше...

Итак, сам Гоголь дает нам три толкования идеи «Мертвых Душ» – 1) начало её (первая часть) – бесхитростное изображение своеобразных лиц и характеров, взятых из русской жизни. Характерная черта, объединяющая почти всех героев первой части – безотрадная пошлость, полная бессознательность жизни, непонимание её целей и смысла: с «этого боку» представил он «русское общество», 2) произведение «Мертвые Души» должно было охватить всю Россию, – все зло и добро, в ней заключенное. В таком широком толковании русской действительности видел Гоголь «службу» перед родиной – и 3) произведение это должно было служить ему лично, в деле его духовного самосовершенствования. На себя он смотрел, как на «моралиста», который не только укажет согражданам на то зло, которое вносят в жизнь отдельные порочные деятели, но нарисует и те идеалы, которые спасут родину.

Идея «Мертвых Душ» с точки зрения критики и читателя

Нетрудно понять, что теперь для читателя «Мертвых Душ» не совсем понятна эта авторская идея: он имеет перед глазами только первую часть поэмы, в которой мелькают лишь случайные обещания на то, что в будущем рассказ примет иной характер, – до личного «душевного дела» писателя читателю нет дела. Поэтому приходилось судить произведение, оставив замыслы автора, не копаясь в его душе. И вот, современная и последующая критика, вопреки Гоголю, сама определила идею произведения. Как раньше в «Ревизоре», так и в «Мертвых Душах» усмотрено было желание автора указать на безобразие русской жизни, которое, с одной стороны, зависело от крепостного права, с другой стороны, – от системы управления Россией. Таким образом, идея «Мертвых Душ» большинством была признана обличительной, автор – причислен к благородным сатирикам, смело бичующим зло современной действительности. Словом, произошло то же, что раньше было с «Ревизором»: 1) идея автора была одна, а результаты его творчества привели к выводам, которых он совсем не желал, не ожидал... 2) как относительно «Ревизора», так и относительно «Мертвых Душ» нам приходится устанавливать идею произведения не только без помощи автора, но даже вопреки его желаниям: мы должны видеть в этом произведении картину отрицательных сторон русской жизни, и в этой картине, в её освещении, усмотреть великий общественный смысл произведения.

План

1.Вступление

2. Смысл названия «Мертвые души»

3. Жанр и суть поэмы

4. Герои и образы

5. Композиция произведения

6. Вывод

В мае 1842 года в свет выходит печатное издание « », автором которого является Николай Васильевич Гоголь. Произведение с первых же дней своего существования заинтересовало читателей, являясь не просто поэмой, а отражением всей России. Хотя изначально показать страну автор хотел всего лишь «с одного боку». После написания первого тома, Гоголь загорелся желанием дальше и глубже раскрыть суть произведения, но, к сожалению, второй том был частично сожжен, а третий и вовсе не был написан. Мысль о создании поэмы появилась у Николая Васильевича после беседы с великим русским поэтом А. С. Пушкиным на тему махинаций с мертвыми душами где-то в Пскове. Изначально и сам хотел взяться за работу, но «подарил» идею молодому дарованию.

Смысл названия «Мертвые души» многогранный и многоуровневый. Все дальше углубляясь в чтение, становится понятна задумка автора. При существовании крепостничества умерших крестьян «исключали их списка живых» только раз в четыре года при проведении ревизской сказки. До этого момента они числись живыми и недобросовестные хозяева или прочие чиновники пользовались этим, продавая или покупая их в своих корыстных целях. Именно эти крестьяне являются «мертвыми душами» в первых главах. Далее автор знакомит нас с чиновниками и помещиками, которые как раз и занимаются передвижением несуществующих крепостных. Их алчность, бесчеловечность и жажда наживы говорят о черствости их души, или вообще об ее отсутствии. Вот кто является настоящими «мертвыми душами».

С литературным жанром этого уникального произведения тоже не все так просто. До начала написания «Мертвых душ» позиционировал произведение как авантюрно - плутовской или социальный роман. Но в процессе работы многое изменилось, и писатель понял, что любовная интрига совсем не то, что он хотел показать современникам и потомкам. Во время издания первого тома автор настоял на том, чтобы произведение было оформлено, как поэма. Желание Николая Васильевича было вполне обоснованным.

Во - первых планировалось написание еще двух томов, в которых бы уже с другой стороны раскрывалась тема работы. А во - вторых множественные отступления лирического характера также указывают на данный литературный жанр. Сам Гоголь объяснял это тем, что события в поэме разворачиваются вокруг одного главного героя, на пути которого встречаются различные трудности и события, отражающие суть данного времени.

В основу этой поэмы легло детище Данте Алигьери «Божественная комедия». Путь главного действующего лица Чичикова должен был пройти через ад, чистилище и рай, взрастив в своей изувеченной душе новые ростки хорошего человека. Социальный строй, и уклад народной жизни играет значимую роль в становлении личности каждого отдельного героя. Обстановка в стране в целом, отдельно взятом городе или усадьбе и отношение человека к этому социальному быту являются выражением порочных сторон личности. Не зря автор считал, что мертвеет душа в основном от обстоятельств и условий жизни.

Ранее в своих работах Гоголь раскрывал жизнь русского народа только в одной конкретной местности. В «Мертвых душах» же охвачена вся российская земля и жизнь различных слоев населения - от крепостных крестьян до прокурора. От провинции до столицы проблемы, волновавшие народ были тесно связаны между собой и четко, но достаточно резко обрисованы автором. Безнаказанная коррупция, воровство, жестокость и разруха были основными из тех проблем. Но, несмотря на все это русский народ не прекращал верить в светлое будущее, выделяясь на сером фоне своей возвышенностью и благородством цели. Наверное, поэтому поэма приобрела такую значимость и популярность, дошедшую и до наших дней.

Положительных героев «Мертвых душ» можно сосчитать по пальцам. Это сам писатель и помещик Костанжогло. Имея научные знания, помещик отличался от других героев поэмы своей рассудительностью, ответственностью, логичностью совершенных дел. Попав именно под его влияние, Чичиков начинает присматриваться к своим поступкам, осмысливать их и делать первые шаги к положительному исправлению. Образ самого писателя, как героя работы, представлен человеком, трагично болеющим за свою страну.

Коррупция и царящие повсюду беспорядки нещадно ранят его в самое сердце и невольно заставляют глубоко прочувствовать ответственность за совершенные другими проступки. Образы остальных героев являются отрицательными и появляются в сюжете по мере своего морального упадка. Все чиновники и помещики относятся к отрицательным личностям. Ими управляет жажда наживы. Все их действия и мысли оправданы только абсурдом и безумством, и абсолютно не поддаются логическому объяснению.

Автор заостряет внимание на том, что каждый конкретный герой описывает не самого человека, а людской типаж, в общем. Например, про Коробочку автор пишет «…одна из тех…». Она является неким собирательным образом, символизирующим коробочку, как сосуд, полный жажды наживы и накопительства чужого добра. А про Манилова сказано, что он «…принадлежит к людям так себе…».

В каждой главе Гоголь уделяет особое значение не только диалогам, но и красочному описанию деревенских пейзажей, обстановке домов и усадеб а также портретной характеристике героя. Особенно ярким и запоминающимся получился образ Степана Плюшкина. «…Ой, баба! Ой, нет!...». Первые впечатления об этом помещике не дали четкого ответа на то, какого он пола, «…платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, который носят деревенские дворовые бабы…». Характер помещика был довольно ярким, несмотря на его скупость, жадность и неряшливость. Окружающие люди описывали его, как скрягу, мошенника, собаку, в котором «…человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно…». Несмотря на то, что Плюшкин проявляется высшей степью деградации и неряшливости, а Чичиков полон абсурдной жадности, автор представляет их нам как людей, способных на лучшие изменения.

Несмотря на высокий уровень литературной значимости сюжет произведения достаточно прост. Это использование тех самых мертвых крестьянских душ в своих неблагородных целях. Например, приезжий чиновник Чичиков скупал их для того, чтобы заложить несуществующих работников и выручить за них немаленькую сумму. Композиция поэмы делится на три части, каждая из которых содержит определенное количество глав. В первой композиционной части «Мертвых душ» показаны помещичьи типажи, существовавшие во время творчества Н. Гоголя. В их образе представлены Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич и Плюшкин.

Также подробно описано появление в городе Чичикова и его поездки по усадьбам. Первое звено сначала кажется пустыми передвижениями главного героя с одной усадьбы на другую. Но на самом деле это некая своеобразная подготовка читателя к развязке поэмы. Далее в сюжете следуют более энергичные и интересные события. Совершение «покупок» душ и толки по поводу дел, проведенных Чичиковым и прокурором. К тому же главный герой находит время, чтобы увлечься дочерью губернатора. В конце этого звена прокурора поджидает смерть, так как он не выдерживает укора совести перед своими поступками.

Крайняя глава первого тома является последним звеном и началом следующей работы писателя. В части второго тома дошедшей до нас, раскрываются более глубокие и трагичные переживания по поводу перепродажи несчастных душ умерших крестьян. Сюжет все-таки можно назвать неожиданным и до конца непонятным. Появление главного героя происходит ниоткуда и уезжает он также в никуда. Неясность его поступков указывают больше на тему характеров, чем на масштабную беду страны.

Своей поэмой Николай Васильевич Гоголь не только разоблачает чиновников, показывая нам их черствость, гнилостность и лицемерность, но и обращает внимание на то, что каждый из нас может вырастить в своей душе зерно жестокости и равнодушия. «А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?...». Этими словами автор предупреждает читателя, заставляя его прислушаться к своему внутреннему миру и искоренить в нем существующую порочность.

Немаловажное значение автор в своем произведении уделил теме любви к своей Родине, уважению к труду, человечеству, как в целом, так и к каждому отдельно. Тома «Мертвых душ» должны были отождествлять собой прошлое, настоящее и будущее страны. Но к великому сожалению третий том не был написан. Может быть, таким образом, писатель дает шанс сотворить будущее самостоятельно?