Методология и методика социологических исследований. Методология и методы социологического исследования Методология социологического исследования объяснить ситуацию

Стратегия социологического исследования - это методологический анализ, позволяющий определить основополагающие принципы исследования, его цели и задачи, последовательность и способы их реализации. Это логика исследования деятельности в социальной сфере. Результатом стратегии исследования в социальной сфере является выбор исследовательских методов, обусловленных главными и дополнительными целями, а также ресурсными возможностями.

Тактика исследования представляет собой алгоритм осуществления социологического исследования на основе выбранных методов и поставленных целей и задач. Алгоритм социологического исследования включает ряд этапов:

  • - выявление дефицита информации, необходимой для решения конкретной социальной проблемы;
  • - определение объема, вида и срока получения необходимой информации для выработки решений существующей социальной проблемы;
  • - разработка способов и методик получения необходимых эмпирических данных;
  • - сбор эмпирических данных и их обработка;
  • - обобщение и первичный анализ имеющихся эмпирических данных;
  • -аналитическое сопоставление, сравнение, выявление одиночных фактов, тенденций и закономерностей, прогнозирование; 100
  • - подготовка итоговых выводов, предложений, рекомендаций.

Социологическому исследованию предшествует замысел на его проведение (стратегический план исследовательского поиска). При его составлении определяются главная цель исследования, сроки и ресурсы для проведения. Затем происходит его детализация, которая заключается в составлении рабочей программы.

Уровень знаний об изучаемом объекте определяет характер замысла на исследование (стратегического плана), который может быть поисковым, описательным и экспериментальным.

Замысел на поисковое исследование направлен на формулировку научной проблемы исследования и применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Он состоит из трех этапов: анализ документов, опрос экспертов и наблюдение. Анализ документов предполагает изучение литературы по данной теме и составление библиографии. Опрос экспертов (специалистов-ученых и специалистов- практиков) дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом объекте и сформулировать первичные гипотезы. Завершает поиск неформализованное наблюдение. Результатом замысла поискового исследования является формулировка проблемы и выдвижение гипотез.

Замысел на описательное исследование направлен на подтверждение той или иной гипотезы. Цель описательного исследования - проверить гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные количественные и качественные характеристики. Для этого используются выборочное обследование, опрос, статистический анализ данных и др.

Причинно-следственные связи в изучаемом объекте, его структура, причины его функционирования и развития раскрывают замысел на экспериментальное исследование.

Помимо отмеченных основных стратегических замыслов существуют специфические исследовательские стратегии:

  • - монографическое исследование;
  • - сравнительное исследование;
  • - панельное исследование;
  • - трендовое (повторное) исследование;
  • - когортное исследование.

Монографическое исследование представляет собой изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов. Цель сравнительного исследования заключается в сравнении и сопоставлении социальных явлений и процессов. Панельное исследование применяется при изучении изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности. Трендовое (повторное) исследование ориентировано на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. Когортное исследование изучает специфические совокупности (когорты) в течение времени.

Стратегический замысел на исследование сопровождается определением метода сбора и анализа данных, иначе говоря, создается методический план исследования. Замысел на социологическое исследование предполагает установление инструментария исследования: методов сбора, обработки и анализа социальной информации. Он должен обеспечить неразрывное единство рабочих понятий и рабочих гипотез не только со способами сбора информации, но и со способами ее дальнейшей обработки.

Замысел также включает в себя описание методов и технику сбора информации. Социологическое исследование состоит из следующих компонентов: объект исследования, субъект исследования и окружающая среда. Качество замысла зависит от степени знания всех компонентов исследования и учитывает максимальное число характеристик данных элементов, таких как:

  • - свойства субъекта исследования,
  • - уровень знаний об объекте;
  • - умение субъекта взаимодействовать с объектом;
  • - умение субъекта использовать исследовательские средства;
  • - свойства объекта исследования (сложность, социальная значимость изучения данного объекта, разработанность данного объекта);
  • - особенности окружающей социальной среды (рамки социума, ограничивающие объект и субъект исследования).

Замысел на исследование включает определение четырех компонентов: цели, средства, процесса, результата. Средством является все, что служит достижению цели: теории, методики, методы, методология и т. д. Процесс - это реализация средств исследования. Результат научного исследования - новые знания об исследуемом объекте. Качественное или достоверное новое знание об объекте может быть получено при отсутствии ошибок исследования. Существуют три вида ошибок при получении результатов исследования:

  • - субъективные (результат неправильного замысла из-за низкой квалификации исследователя);
  • - систематические (регулярное, повторяющееся смещение при количественной оценке объекта исследования из-за ошибок в организации исследовательского процесса);
  • - случайные (обусловленные возможными техническими и организационными погрешностями и сбоями; полностью устранить их невозможно, но вполне реально свести к минимуму при многократных замерах).

При составлении замысла на исследование и выборе методов сбора и анализа информации необходимо учитывать все факторы, влияющие на объект исследования.

Результативность социологического исследования во многом зависит от степени разработанности программы. Программа представляет собой методологическую основу исследования. Построение программы - это подробное описание логики, методов и методик исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа исследования выполняет методологическую, методическую и организационную функции. Методологическая функция программы исследования состоит в определении научных проблем, формировании цели и задач исследования; фиксировании исходных представлений об объекте, сравнении исследования с ранее проведенными научными работами.

Методическая функция программы состоит в том, что в ней разрабатывается общий логический план исследования. Методическая функция показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, провести сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований. В методическую часть программы исследования включаются также характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура применяемого инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.

Наряду с перечисленным программа содержит и логические схемы обработки собранной информации, которые показывают предполагаемый диапазон и глубину анализа первичной эмпирической информации.

Подготовка программы социологического исследования - достаточно сложное дело. Оно требует определенных затрат и усилий. На разработку программы уходит больше времени, чем на проведение самого исследования. Но детально продуманная программа исследования - непременное условие его осуществления на высоком научном уровне. От того, насколько профессионально и продуманно составлена программа исследования, будут зависеть в будущем качество и достоверность полученной с ее помощью информации.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, обеспечивает контроль за ходом исследования.

Составление программы имеет определенный алгоритм, который включает:

  • - постановку проблемы;
  • - формулировку рабочих гипотез;
  • - определение объекта и предмета исследования;
  • - описание целей и задач исследования;
  • - интерпретацию основных понятий;
  • - разработку стратегического плана исследования;
  • - описание методов сбора данных;
  • - описание схемы анализа данных;
  • - расчет необходимых затрат и ресурсного обеспечения.

Эффективность научного исследования, значимость его

теоретических и практических выводов во многом зависят от степени разработанности программы исследования. Исследование, имеющее сформулированную программу, называется целенаправленным, в противном случае оно называется де- скриптивным. Непосредственным поводом к проведению научного исследования служит проблемная ситуация как реально возникшее противоречие, та или иная социальная проблема. Для решения практически любой социальной проблемы всегда требуется дополнительная информация. В связи с этим необходимо проведение различных по масштабу теоретических и эмпирических исследований. На основе полученной информации создается теоретическая модель того или иного социального явления.

Предварительный анализ объекта исследования на системной основе предполагает следующее:

  • - рассмотрение объекта исследования в качестве единой целостной системы;
  • - выявление составляющих элементов данной системы - объекта исследования;
  • - описание функций элементов системы объекта исследования;
  • - описание взаимодействия элементов системы между собой и с системой в целом;
  • - рассмотрение условий функционирования всей системы - объекта исследования и особенностей ее взаимодействия с другими системами;
  • - изучение истории возникновения и существования объекта, перспектив его эволюции.

Одна из задач этапа составления программы исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание объекта как целостной системы. Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей.

В первом случае объект является элементом более широкой системы и характеризуется внешними связями. Во втором случае объект сам является системой и характеризуется внутренними связями.

Специфика социологического исследования состоит в создании гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Эта модель становится как бы заместителем исследуемого объекта. Опираясь на системный анализ, исследователь мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его элементы, его внешние и внутренние связи, его структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития. Существуют различные факторы, влияющие на системный анализ объекта исследования:

  • - внешние (исходят от окружающей среды);
  • - внутренние (содержатся в самом объекте);
  • - функциональные (обусловливают функциональные связи элементов объекта);
  • - структурные (обусловливают способ связи элементов объекта);
  • - генетические (обусловливают последовательность состояний объекта);
  • - общие (присущи всему классу подобных объектов);
  • - специфические (проявляются во всем классе подобных объектов);
  • - объективные (предпосылки действий субъекта; которые не зависят от него);
  • - субъективные (зависят от сознательного отношения субъекта к условиям деятельности);
  • - прямые (результаты их действия проявляются непосредственно);
  • - косвенные (действуют опосредованно через другие факторы);
  • - факторы индивидуальной деятельности отдельных участников;
  • - факторы совместной деятельности социальной организации, группы, коллектива и т. д.

Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является создание гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.

Путь эмпирического исследования от гипотетической модели изучаемого объекта к результатам исследования, а от них снова к гипотетической модели, но уже эмпирически обоснованной, составляет суть метода восхождения от абстрактного к конкретному. Абстрактное - это сторона, часть целого, нечто одностороннее, неразвитое, неразвернутое. Конкретное - это целое, состоящее из многих частей, сторон, нечто многостороннее, развитое, развернутое. Мысленный образ изучаемого объекта при помощи логических средств распадается на множество частей, элементов и связей. Эмпирические знания, полученные в результате исследования, несут в себе новое знание о реальности. В итоге создается возможность раскрыть внутреннюю структуру и механизм функционирования и развития социального объекта. Тем самым создается возможность проверить соответствие исходной гипотетической модели изучаемому объекту.

Исследование, в котором ясно сформулирована проблема, четко интерпретированы понятия и имеется одна или несколько общих гипотез, допускающих выведение частных гипотез и их эмпирическую проверку, может обеспечить получение достоверных, объективных знаний.

В программе исследования приводятся расчеты научных, организационно-технических, материальных и временных ресурсов, которые требуются для его осуществления. Нормативные показатели учитываются особенно тогда, когда нужно четко представить, сколько понадобится времени для проведения исследования, какова должна быть численность анкетеров для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть собрана, закодирована и обработана.

Кроме того, рассчитываются общие материальные расходы на исследование, которые подсчитываются в виде суммы затрат человеко-дней, материальных и денежных ресурсов на каждый этап исследования.

Учет нормативов при планировании исследования не загромождает работу, наоборот, делает ее более осознанной, упорядоченной, способствует как бы дополнительному контролю, самопроверке готовности и обработке всех элементов социологического исследования.

Предварительный анализ объекта исследования представляет собой средство построения гипотезы. Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, проверки в ходе исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.

Любое социологическое исследование начинается с постановки проблемы. Это начальный момент в научном исследовании. Решение о проведении исследования должно быть обосновано практической целесообразностью. Нацеленность на практику - первое правило. Проблема - это противоречие между информацией о потребностях людей в конкретных практических или теоретических действиях и отсутствием знаний о способах и средствах их удовлетворения. Решить проблему - значит получить новое знание или создать социальную модель, которая объясняет явление, выявить факторы, которые могут воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

При постановке проблемы прежде всего необходимо изучить ситуацию и существующие недостатки, которые нужно устранить. Затем надо сформулировать их как научную проблему. Для этого надо выяснить, какие количественные или качественные показатели адекватно отражают существующие недостатки. Надо уточнить, существуют ли учет и статистика по этому показателю, затем определить насколько полно и достоверно они отражают положение дел по данной проблеме.

Затем необходимо отобрать наиболее существенные для исследования этой проблемы компоненты, изучение которых поможет устранить выявленные недостатки. При классификации социальных проблем их подразделяют на информационные и ситуационные.

Информационные проблемы - это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения социальных процессов.

Ситуационные проблемы - это противоречия, которые вызваны столкновением интересов, дестабилизирующие деятельность и побуждающие к активным действиям.

По масштабам распространенности социальная проблема может носить общенациональный (федеральный), региональный (федеральный округ или субъект федерации), местный (муниципальное образование или район) характер. По времени действия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной.

По глубине противоречия различают одноплановые проблемы и системные. Одноплановые проблемы затрагивают одну из сторон изучаемого явления или процесса. Системные проблемы отражают совокупность элементов целостного явления или процесса, изучение которого должно осуществиться в комплексе составляющих его элементов. Сформулировать проблему исследования нужно таким образом, чтобы в ней нашли как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее.

Далее при составлении программы социологического исследования нужно определить имеющуюся информационную базу, которая поможет в исследовании проблемы. Это могут быть данные ранее проведенных исследований, государственная статистическая отчетность, исторические документы и т. п. Надо изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседы с компетентными людьми - экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты: ученые, практические работники, руководители и т. п.

В проблемной ситуации следует выделять главные и второстепенные элементы, чтобы определить основное направление исследовательского поиска и сформулировать основную цель исследования. Причем формулировка может приобрести несколько иной вид и отличаться от первоначальной, которая была сформулирована при замысле на исследование. После формулирования проблемы наступает этап детальной проработки программы исследования. Программа является обязательным исходным документом для социологического исследования.

Построение гипотезы практически можно рассматривать как важнейший этап исследования, а все остальные основные этапы -- как вспомогательные. Она является промежуточным звеном между проблемой и теоретической моделью. Построение гипотезы присуще любой исследовательской работе. В самом начале исследования, когда вырабатывается общий план, руководствуются определенными предположениями (или гипотезами) о том, какие факторы играют ведущую роль и какие почти определенно не имеют к ней отношения. Гипотезами также руководствуются при сборе и истолковании фактов, формулировании выводов и изложении рекомендаций.

Формулировка гипотезы во многом зависит от проблемы. Постановка научной проблемы в начале исследования определяет его направление и задает содержание будущей теоретической модели через гипотезу. Исходя из этого, необходимо избегать постановки мнимых гипотез, не отражающих реальных социальных проблем.

Под гипотезой, как правило, подразумевается всякое предположение, догадка, основанная на неполной информации об объекте исследования. Гипотеза выступает промежуточным этапом, связующим звеном между теорией и практикой. В научном исследовании в социальной сфере - это научно обоснованное предположение о состоянии и структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и перспективах развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного системного анализа изучаемого объекта. Она должна соответствовать ряду критериев:

  • - не содержать неточных и неопределенных понятий;
  • - не содержать оценочных суждений;
  • - не противоречить уже научно установленным научным фактам;
  • - не иметь множество ограничений и допущений;
  • - всегда иметь возможности для проверки и доказуемости.

Таким образом, гипотеза - это теоретическое логическое

обоснованное предположение о сущности и состоянии социального объекта, о его структуре и связях, о факторах, определяющих эти связи, и о его эволюционных особенностях. Гипотеза позволяет сформулировать круг факторов, необходимых для решения поставленной задачи и достижения намеченных научных целей. Формулирование гипотезы происходит из следующих источников: на основе ранее проведенных научных исследований, на основе представлений о предмете и объекте исследования, на основе наблюдений, на основе логических и интуитивных умозаключений и выводов. Трудности при построении гипотезы обусловлены многообразием и сложностью объекта исследования.

Для повышения вероятности подтверждения гипотезы следует руководствоваться следующим правилом: формулировать главную гипотезу и необходимые для ее подтверждения показатели и условия, выдвигать дополнительные взаимосвязанные гипотезы и стремиться найти наибольшее число эмпирических показателей исследуемого объекта.

Существует классификация гипотез по содержанию предположений относительно изучаемого социального объекта. Различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательные гипотезы содержат предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической проверки.

В процессе эмпирической проверки выделяют главные и дополнительные гипотезы. Главные гипотезы отражают основную цель научного исследования. Дополнительные гипотезы показывают второстепенные цели научного исследования. Кроме того, гипотезы подразделяются на первичные и вторичные. Первичными считаются гипотезы, сформулированные до получения информации об исследуемом объекте. Вторичные гипотезы формулируются после получения дополнительной информации об объекте.

На этапе замысла на социологическое исследование выдвигаются рабочие гипотезы, которые представляют собой исходные предположения о характере и свойствах исследуемых связей объекта. Назначение гипотезы - придать упорядоченность и эффективность работе по сбору необходимых сведений относительно важнейших факторов, действующих в изучаемой области. Этой рабочей гипотезой руководствуются при сборе первичных эмпирических данных до тех пор, пока не будет сформулирована иная, более совершенная гипотеза.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социология - дифференцированная, структурированная система знаний. Виды специальных социологических теорий. Уровни отраслевой социологической теории. Типы прикладных социологических исследований. Характеристика методов, виды социологического исследования.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Социологические исследования, понятие, разновидности и характеристика. Анкетирование его сущность и методы проведения. Виды вопросов, их особенности. Методика проведения опросов, выборочное исследование и его проведение. Интервью и наблюдение, их суть.

    реферат , добавлен 29.01.2009

    Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2012

    Обзор методов проведения эмпирических исследований социально-экономических и политических процессов. Особенности анализа документов как метода проведения социологических исследований. Специфика методики массового опроса, эксперимента и наблюдения.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2014

    Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований. Методы сбора первичной информации. Анкетирование как вид опроса. Виды интервью, наблюдения, анализа документов. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании.

    практическая работа , добавлен 10.08.2009

    Изучение методов сбора информации и обзор социологических исследований, социологических данных и публикаций на примере производства наружной, TV и интернет-рекламы. Медиапредпочтения россиян и их отношение к рекламе. Эффективность рекламы в метро.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2012

    Характеристика методов социологических исследований (контент–анализ, опросные методы, социологическое наблюдение, кейс-стади, социологический эксперимент). Описание социологического телефонного опроса по выявлению потребности в услугах компании.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие и сущность анкетных опросов, требования к их проведению и классификация вопросов. Анализ проблемы достоверности получаемой информации. Виды, принципы и правила проведения интервью. Основные методы анализа и классификации документов в социологии.

    Каждая наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина. Набор специфических методов исследования позволяет на отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провести прикладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

    Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач , в соответствии с чем различают три основных вида социологического исследования:

    • разведывательное;
    • описательное;
    • аналитическое.

    Разведывательное исследование - наиболее простой вид прикладного социологического анализа, решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи; как правило, оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии — специально разрабатываемом для каждого исследования пакете инструментов, предназначенных для сбора первичной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.). Этот вид социологического исследования может применяться:

    • на предварительном этапе глубоких и масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции;
    • для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения;
    • в ситуации, когда предмет социологического исследования мало изучен или вообще не изучен, с тем чтобы получить дополнительные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить некоторые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий.

    В разведывательном социологическом исследовании обычно используются такие методы сбора первичной информации, как интервью или анкетный опрос, групповое интервью методом фокус-групп, позволяющие провести его в сжатые сроки.

    Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом объекте, явлении. Проведенние исследования описательного типа требует разработки более сложной и подробной программы исследования с использованием методически апробированного инструментария, что обеспечивает его большую надежность в процессе изучения важнейших элементов исследуемого объекта. Данное исследование обычно применяется тогда, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (население города, района, области, региона и т.д.).

    Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей, лежащих в основе распространенности, динамики, стабильности/нестабильности данного явления. Аналитическое исследование рассматривает комплекс факторов, влияющих на объект исследования, выделяя среди них основные и второстепенные, временные и устойчивые, явные и латентные (скрытые), управляемые и неуправляемые. Программа такого исследования разрабатывается тщательно и занимает много времени, поскольку часто требуется собрать предварительную информацию об отдельных сторонах исследуемого явления, обращаясь к разведывательному или описательному исследованию. В ходе аналитического исследования применяется комплекс социологических методов, которые дополняют друг друга, — различные формы опроса, анализ документов, наблюдение.

    Социальный эксперимент является разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание специальной экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования исследуемого объекта.

    Социологическое исследование предполагает определенную последовательность .

    На первом этапе формируется программа исследования: формулируются цель исследования, ее задачи, план, гипотеза на основе актуальности выбранной проблематики, определяются методы сбора информации, способы ее обработки, сроки проведения исследования и т.д.

    На втором этапе социологического исследования осуществляется непосредственный сбор первичной информации. При этом могут применяться различные методы сбора информации — социологический опрос в форме анкетирования или интервьюирования; контент-анализ (записи исследователей, выписки из документов и другие сведения, полученные из различных источников документального характера); наблюдение, эксперимент и др.

    На третьем этапе производится цифровая (электронная) обработка полученной информации, собранной в ходе социологического исследования на основе специальных компьютерных программ.

    На четвертом этапе, заключительном (аналитическом), проводятся анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

    Виды методов социологического исследования

    Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

    • , когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;
    • , которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).

    Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

    В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

    Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

    Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

    Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.). Наблюдение как научный метод широко применяется в психологии и социальной психологии, специализирующихся на изучении поведения людей, однако в социологии данный метод также нашел свое предметное полей позволяет с успехом решать многие вопросы социологического анализа.

    Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов- протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.

    Главной чертой развития современного информационного общества становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Распространение интернет-практик, или онлайн-практик, не могло не отразиться на развитии методологии социологической науки, изучающей общество и все многообразие процессов, происходящих в нем.

    Так, на «круглом столе» III Всероссийского конгресса, проходившего в Москве в октябре 2008 г., Н. В. Корытниковой была обозначена проблема применения метода онлайн-опроса в социологии. Социологам, как правило, бывает недостаточно информации, получаемой только традиционными методами сбора и обработки информации; им требуются методы интерактивного и доступного взаимодействия с «онлайн»-респондентами. Чтобы обеспечить доступ к информации из различных источников, а также электронное взаимодействие с респондентами, используются новые средства обработки и получения информации, подобные глобальным поисковым системам и электронной почте. Однако несмотря на то что общество становится сетевым, возможностям интернет-технологий при создании нового программного обеспечения для работы социологов с эмпирической информацией уделяется недостаточно внимания.

    Применение онлайн-опросов в эмпирической социологии требует анализа репрезентативности данных, добытых таким способом, поскольку возникают вопросы о достоверности информации, полученной по сети Интернет, а также о процедуре сбора информации в процессе онлайн-опроса. Пока ответов на данные вопросы нет, что препятствует распространению онлайн-методов в социологии и серьезному отношению к ним социологического научного сообщества.

    Один и тот же предмет исследования может подвергаться социологическому анализу несколько раз, благодаря чему можно проследить его развитие в динамике. В зависимости от этого в прикладной социологии принято различать точечное и повторное исследование.

    Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.

    Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов).

    Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называется панельным.

    В целом классификация видов социологического исследования приведена на рис. 1.1

    Прикладная социология – это составная часть социологии как науки. Она нацелена на познание социальных явлений и процессов путем изучения причин их зарождения, механизма функционирования и направленности развития. Прикладная социология опирается на теоретические достижения фундаментальной науки с использованием методов эмпирической проверки и формализованных процедур.

    Отечественная прикладная социология в виде конкретных эмпирических исследований занимала видное место в научной жизни еще в дореволюционной России и в особенности в начале 20-х гг. ХХ в. Три последующие десятилетия были временем молчания прикладников, вызванным запретом социологии. Право на существование прикладной социологии было признано лишь в начале 1960-х гг., когда и возродилась «советская школа» социологов-прикладников, во многом заимствовавшая методический опыт западных (чаще американских) социологических школ.

    Главная причина обращения к социологическим исследованиям – это потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социологического управления. Социологические исследования имеют большие возможности: они выявляют ведущие тенденции в развитии общественных отношений; определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе; обосновывают планы и управленческие решения; анализируют и прогнозируют социальные ситуации и др. Но социологические исследования не являются решением всех проблем – они выступают в качестве одного из средств получения информации. Решение вопроса о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической или научной целесообразностью.

    2. Система понятий социологического исследования

    Одну и ту же систему действий в рамках социологического исследования некоторые авторы называют методом, другие – техникой, третьи – процедурой или методикой, а иногда – методологией. Эта путаница затрудняет изучение социологии, поэтому оговорим тот смысл, который вложен в данные понятия.

    Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.

    Инструментарий метода – совокупность исследовательской документации (вопросников, бланков, дневников наблюдателя и т. п.), обеспечивающих реализацию метода.

    Процедура метода – одна отдельно взятая операция реализации метода (например, заполнение дневника исследователя).

    Техника метода – специальные приемы, повышающие эффективность метода (разработки его инструментов и осуществления процедур).

    Технология метода – последовательность процедур и техник используемого метода.

    Методика социологического исследования – собирательное понятие, обобщающее все используемые в исследовании методы, их инструменты, процедуры, техники и технологии.

    3. Общая характеристика конкретного социологического исследования (КСИ)

    Конкретное социологическое исследование (КСИ) – это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

    1) подготовительного;

    2) полевого;

    3) подготовки к обработке и обработки информации;

    4) анализа информации и подготовки итогов документов исследования.

    На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовятся программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.

    Полевой этап (сбора первичной информации) – это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на службе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т. д. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т. е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.

    Этап подготовки и обработки информации связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ. Полученная в ходе полевых работ информация неслучайно называется первичной. Исходя из нее невозможно установить те зависимости, которые кладутся в основу социологических выводов и рекомендаций. Поэтому она нуждается в трансформировании во вторичную информацию, представленную в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и иных показателей. Суть этого трансформирования – обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа.

    Анализ информации и подготовка итогов документов – заключительный этап. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и впрямую зависят от профессионализма социологов, их гипотез, проверка которых и производится прежде всего. Главным инструментом социологического анализа являются статистика и использование ЭВМ, существует множество универсальных статистических пакетов программ для социолога.

    Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическую справку, содержащую выводы и рекомендации. В качестве итогового документа выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе.

    4. Типы социологического исследования

    Различают три основных вида социологического исследования:

    1) пилотажное (разведывательное);

    2) описательное;

    3) аналитическое.

    Пилотажное исследование – пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования и охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время пилотажного исследования формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные. Обычно его проводят среди 50-100 человек.

    Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление.

    Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа. Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обусловливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.

    В зависимости от того, изучается предмет в статике или в динамике, различают точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные исследования бывают трендовыми, панельными и лонги-тюдными.

    Трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на когортные (когда изучают определенную возрастную группу – когорту) и исторические (когда состав когорт меняется).

    Панельное исследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – сохранение выборки от одного исследования до другого.

    Если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса (развития в течение длительного времени) изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным.

    Конкретное социологическое исследование может также быть широкомасштабным или локальным.

    Во время проведения всех исследований проводят так называемый социальный мониторинг – создание программ и баз данных при помощи ЭВМ.

    5. Программа социологического исследования

    Непосредственная подготовка исследования предполагает разработку его программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Исследовательской программой называют специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования. Программа – это язык общения социолога с заказчиком, это стратегический документ исследования. Она представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений. Ее считают также всесторонним теоретическим обоснованием методологических подходов и методических приемов изучения социальных фактов.

    Программа состоит из двух частей – методологической и методической. Первая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; вторая – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

    В программе обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора социологической информации (анкетирования, интервьюирования, анализа документов, наблюдения и др.).

    Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также на порядок расположения вопросов.

    Логические схемы обработки собранной информации показывают предполагаемые диапазон и глубину анализа социологических данных.

    6. Характеристика структурных элементов КСИ

    В программе определяется, какая проблема будет исследоваться, на получение какого результата она будет направлена. Проблема – это всегда то, что не изучено. Социальная проблема – это созданная самой жизнью противоречивая ситуация. Проблемы классифицируют по цели, носителю, масштабам распространенности, времени действия противоречия и его глубине. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправленно. В итоге проблема позволяет получить новое знание о предмете.

    Цель исследования всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

    Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они разделяются на основные (ориентированные на выявление сущности проблемы) и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы. Задачи исследования формулируются в системном виде по правилам логики, при этом дополнительные задачи выступают в роли конкретизаций и детализаций основных. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, интересов заказчика, а также потенций исследователей, их возможностей проникнуть в суть проблемы.

    Формулирование задач – ответственная процедура, ибо та или иная их постановка обяжет к соответствующему этим постановкам конструированию всех последующих компонентов исследовательской программы. Задачи формулируются в соответствии с целью и гипотезами. С точки зрения определения задач исследование может быть теоретическим и прикладным.

    Объектом исследования являются реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это как раз то, что наиболее полно выражает противоречие, содержащееся в объекте. Объект исследования имеет следующие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности). Он рассматривается как часть целого и как некое автономное начало. Иногда объект велик в количественном отношении, тогда определяют генеральную совокупность и учитывают ее при результатах исследования, но анализ проводят выборочный.

    Предмет – это стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае. Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющих предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания и структуры.

    Большая роль в исследовании принадлежит гипотезе. Это своеобразное движение к новому знанию. Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения.

    Существует три типа гипотез:

    1) на количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными);

    2) на объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе);

    3) прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).

    7. Социометрические методики

    Термин «социометрия» имеет три основных смысла. Им обозначают:

    1) теорию малых (непосредственно контактных) групп, созданную Дж. Морено;

    2) всякие математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений (исходя из этимологии этого слова, произведенного от лат. societas – «общество» и греч. metreo – «измеряю»);

    3) совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и опытом совместной жизнедеятельности.

    Нас интересует последнее значение данного понятия. Социометрические методики используются социологами для выявления:

    1) неофициальных лидеров малых групп, таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других;

    2) «изгоев» коллектива, т. е. людей, отвергаемых большинством группы;

    4) характера социально-психологического климата коллектива и тенденций его трансформирования;

    5) дифференциации первичных (т. е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов на реально сложившиеся в нем социально-психологические группировки;

    6) причин и движущих сил внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых и межгрупповых);

    7) многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп.

    Нужно заметить, что при решении вышеназванных задач социометрические методики могут играть роль как главных, так и дополнительных методов. Но в любом случае они обязательно сопрягаются с другими методами – анализом соответствующей документации, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и т. д.

    Социометрические методики включают в себя специальные техники опроса, обработки и интерпретации данных.

    В социометрическом опросе каждому члену коллектива предлагается выбрать тех его членов, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самых вопросах, например, так: «С кем из членов Вашей бригады Вы бы хотели вместе работать, а с кем нет? Если возникнет необходимость сократить численность Вашей бригады, то кого, на Ваш взгляд, следовало бы уволить в первую очередь?» Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений прежде всего по вектору взаимных симпатий и антипатий.

    Социометрические опросы не могут быть в полной мере анонимными – по фамилиям, фигурирующим в ответах, исследователь определяет, кто эти ответы дал. Это обстоятельство может привести к снижению меры искренности ответов. Чтобы уменьшить эту опасность, применяются специальные процедуры. При инструктировании респондентов исследователь тщательно разъясняет научный характер опроса, гарантирует сохранение тайны ответов каждого.

    Обработка полученной информации осуществляется путем ее преобразования либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо в то и другое.

    8. Фокус-групповая методика

    Метод фокус-группы в последние годы получил широкое распространение как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и анализа социальной информации. Заметим, что он применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.).

    Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (чаще по 10–12 чел.) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном, естественно важном, аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса.

    Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы гораздо продуктивнее, нежели выяснение мнений о ней методами анкетирования и индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих факторов:

    1) взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии;

    2) заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы, которые получат (или не получат) поддержку общественного мнения;

    3) фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей;

    4) этот метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы, (например, понять, почему определенный сорт того или иного товара не имеет спроса в одном регионе, хотя в соседних он раскупается хорошо. Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают перечень основных причин данного явления).

    Основное ограничение применения фокус-группового метода заключается в том, что на его основе можно изучать не все, а лишь те проблемы социальной жизни, по которым мнения участников фокус-группы достаточно компетентны и противоречивы.

    Одним из важных этапов социологического исследования является собственно сбор социологической информации. Именно на этом этапе приобретаются новые знания, последующее обобщение которых позволяет глубже понять и объяснить реальный мир, а также предсказать развитие событий в будущем. В этих целях социология использует различные виды и методики сбора социальной информации, применение которых непосредственно зависит от целей, задач исследования, условий, времени и места его проведения.

    Методика социологического исследования - это система операций, процедур и приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы (методы) сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и другие процедуры.

    Одним из видов исследования является пилотажное, т.е. разведывательное или пробное исследование. Это наиболее простой вид социологического исследования, поскольку решает ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Целью пилотажного исследования могут быть, во-первых, предварительный сбор информации для получения дополнительных знаний о предмете и объекте исследования, для уточнения и корректировки гипотез и задач, во-вторых, предшествующая массовому исследованию процедура проверки инструментария для сбора первичной информации на предмет его корректности.

    Описательное социологическое исследование - более сложный вид социологического исследования, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование применяется в тех случаях, когда объект исследования представляет собой относительно большую общность людей, характеризующихся различными признаками.

    Аналитическое социологическое исследование является наиболее углубленным исследованием, позволяющим не только описать явление, но и дать причинное объяснение его функционирования. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выявляется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

    Точечное (или разовое) исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

    Точечные исследования, повторяющиеся через определенные интервалы, называют повторными. Особым видом повторного исследования является панельное, которое предусматривает неоднократное, регулярное исследование одних и тех же объектов.

    Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос, позволяющий в течение короткого времени собрать необходимую, качественную, разнообразную информацию на большой территории. Опрос - это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно либо опосредованно обращается с вопросами к определенной совокупности людей (респондентам). Метод опроса используется в ряде случаев: 1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют; 2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения; 3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.; 4) в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

    По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются опросы письменные (анкетирование) и устные (интервью), которые осуществляются по месту жительства, по месту работы, в целевых аудиториях. Опрос может быть очным (личным) и заочным (обращение с анкетой через газету, телевидение, по почте, телефону), а также групповым и индивидуальным.

    Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - это анкетирование. Эта методика позволяет собирать информацию о социальных фактах и социальной деятельности практически без ограничений, в силу того, что анкетирование носит анонимный характер, и общение анкетера с респондентом осуществляется через посредника - анкету. То есть респондент сам заполняет вопросник (анкету), причем может это делать как в присутствии анкетера, так и без него.

    Результаты анкетирования во многом зависят от того, насколько грамотно составлена анкета (примерный образец анкеты см. в Приложении 1). Являясь основным инструментом сбора информации, анкета должна состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части анкеты необходимо отразить следующую информацию: кто проводит исследование, каковы его цели, какова методика заполнения анкеты, а также указание на анонимность анкетирования.

    Основная часть анкеты содержит непосредственно сами вопросы. Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать по содержанию и по форме. К первой группе (по содержанию) относятся вопросы о фактах сознания, фактах поведения. Вопросы о фактах сознания выявляют мнения, пожелания, ожидания, планы респондентов. Вопросы о фактах поведения направлены на выявление мотивации поступков, действий больших социальных групп людей. По форме вопросы анкеты могут быть открытые (т.е. не содержащие подсказок ответов), закрытые (содержащие полный набор вариантов ответов) и полузакрытые (содержащие набор вариантов ответов, а также возможность свободного ответа), прямые и косвенные.

    Заключительный раздел анкеты должен содержать вопросы о личности респондента, которые образуют своеобразную «паспортичку» анкеты, т.е. выявляют социальные признаки респондента (пол, возраст, национальность, род деятельности, образование и т.д.).

    Достаточно распространенным методом социологического исследования является интервью. При интервьюировании контакт между интервьюером и респондентом осуществляется непосредственно, «с глазу на глаз». При этом интервьюер сам задает вопросы, направляет беседу с каждым отдельным респондентом, фиксирует получаемые ответы. Это более затратный по времени, по сравнению с анкетированием, метод опроса, имеющий, кроме того, целый ряд проблем. В частности, ограничение сферы применения в связи с невозможностью соблюсти анонимность, возможность влияния интервьюера на качество и содержание ответов («эффект интервьюера»). Интервьюирование применяется, как правило, в целях пробного (пилотажного) исследования, для изучения общественного мнения по какой-либо проблеме, для опроса экспертов. Интервью может проводиться по месту работы, по месту жительства, а также по телефону.

    В зависимости от методики и техники проведения различают стандартизированное, нестандартизированное и фокусированное интервью. Стандартизированное (формализованное) интервью представляет собой методику, при которой общение интервьюера и респондента строго регламентировано заранее разработанными вопросниками и инструкцией. Интервьюер должен придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Фокусированное интервью имеет целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его причин и последствий. Специфика данного интервью заключается в том, что респондент заранее знакомится с предметом беседы, готовится к ней, изучая рекомендованную ему литературу. Интервьюер же заранее готовит перечень вопросов, которые он может задать в свободной последовательности, но на каждый вопрос он должен обязательно получить ответ. Нестандартизированное (свободное) интервью представляет собой методику, при которой определяется заранее только тема беседы, вокруг которой ведется свободный разговор между интервьюером и респондентом. Направленность, логическая структура и последовательность беседы зависит исключительно от того, кто проводит опрос, от его представлений о предмете обсуждения.

    Достаточно часто социологи прибегают к такому методу исследования, как наблюдение. Наблюдение - метод сбора информации, при котором производится непосредственная регистрация происходящих событий.

    Наблюдение как метод заимствован у естественных наук и является способом познания мира. Как научный метод оно отличается от простых житейских наблюдений. Во-первых, наблюдение проводится с вполне определенной целью, ориентировано на сбор нужной для социолога информации, т.е. до начала наблюдения всегда решается вопрос «Что наблюдать?». Во-вторых, наблюдение всегда осуществляется по определенному плану, т.е. решается вопрос «Как наблюдать?». В-третьих, данные наблюдения должны быть зафиксированы в определенном порядке. То есть, социологическое наблюдение - это направленное, систематическое, непосредственное слуховое и визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов.

    В зависимости от характера процесса наблюдения выделяются его следующие типы: формализованное и неформализованное, контролируемое и неконтролируемое, включенное и невключенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое, структурализованное и неструктурализованное и пр. Выбор типа наблюдения определяется целями исследования.

    Особым видом наблюдения является самонаблюдение, при котором индивид (объект наблюдения) фиксирует те или иные моменты своего поведения по программе, предложенной исследователем (например, через ведение дневника).

    Основное достоинство этого метода - непосредственный личный контакт социолога с изучаемым явлением (объектом) - в определенной степени является проблемой метода, его слабым местом. Во-первых, трудно охватить большое количество явлений, поэтому наблюдаются локальные события и факты, что может иметь следствием ошибки в интерпретации поступков людей, мотивов их поведения. Во-вторых, ошибки в интерпретации могут быть вызваны субъективной оценкой наблюдаемых процессов и явлений со стороны самого наблюдателя. Поэтому сбор первичной информации методом наблюдения должен сопровождаться применением различных способов контроля, в том числе: наблюдение за наблюдением, повторное наблюдение и т.д. Наблюдение считается достоверным, если при повторении наблюдения с тем же объектом и в тех же условиях получен аналогичный результат.

    Огромное число задач, стоящих перед социологией, связано с изучением процессов, происходящих в малых группах. Для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах применяется такой метод, как социометрия. Эта методика была предложена в 30-х годах ХХ века Дж. Морено. В этом исследовании используется специфический тип опроса, который более всего близок к психологическому тестированию (часто его называют социометрический тест). Опрашиваемым предлагается ответить, кого из членов группы они хотели бы видеть своими партнерами в той или иной ситуации, а кого, напротив, отвергают. Затем по специальным методикам анализируют количество положительных и отрицательных выборов для каждого члена группы в различных ситуациях. С помощью социометрической процедуры можно, во-первых, выявить степень сплоченности - разобщенности в группе; во-вторых, определить позиции каждого члена группы с точки зрения симпатии-антипатии, выявив при этом «лидера» и «аутсайдера»; и, наконец, выявить внутри группы отдельное сплочение, подгруппы с их неформальным лидером.

    Специфика социометрического опроса заключается в том, что его проведение не может проводиться анонимно, т.е. социометрические анкеты носят именной характер, а значит, исследование затрагивает жизненно важные интересы каждого из членов группы. Поэтому данная методика требует соблюдения ряда этических требований, в том числе неразглашение результатов исследования членам группы, участие в исследовании всех потенциальных респондентов.

    В качестве разновидности углубленного, аналитического социологического исследования и метода сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия, применяется эксперимент. В социологию этот метод пришел из естественных наук и направлен на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, величину, устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик.

    По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте объект изучения находится в естественных условиях своего функционирования. В лабораторном эксперименте ситуация, а часто и экспериментальные группы формируются искусственно.

    По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент. В линейном эксперименте анализу подвергается одна группа, которая является одновременно и контрольной, и экспериментальной. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы. Характеристики первой, контрольной, группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а второй, экспериментальной, группы - изменяются. По итогам эксперимента характеристики групп сравниваются, и делается вывод о величине и причинах происшедших изменений.

    По характеру объекта исследования различаются реальные и мысленные эксперименты. Для реального эксперимента характерно целенаправленное вмешательство в действительность, проверка объяснительных гипотез путем планомерного изменения условий социальной деятельности. В мысленном эксперименте проверке гипотез подвергаются не реальные явления, а информация о них. И реальные, и мысленные эксперименты проводятся, как правило, не на генеральной совокупности, а на модели, т.е. на репрезентативной выборке.

    По специфике поставленной задачи различаются научные и прикладные эксперименты. Научные эксперименты направлены на получение нового знания о заданных социальных явлениях, а прикладные - на получение практического результата (социального, экономического и др.).

    Эксперимент является одним из наиболее сложных методов сбора социальной информации. Для выявления эффективности эксперимента необходимы его многократные проведения, в ходе которых проверяются основные варианты решения социальной проблемы, а также чистота эксперимента. При проведении эксперимента в качестве дополнительных методов сбора информации могут быть использованы опрос и наблюдение.

    Одним из важных методов сбора социальной информации является анализ документов, применяемый для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Документальным источником информации - документом - для социолога является все, что каким-то «видимым» образом фиксирует информацию. К документам относятся различные письменные источники (архивы, пресса, справочные издания, литературные произведения, личные документы), статистические данные, аудио- и видеоматериалы.

    Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Например, является ли документ подлинником или копией, если копией, то насколько она достоверна, кто автор документа, с какими целями он создавался. Формализованный анализ документов (контент-анализ) рассчитан на получение информации из больших массивов документов, не доступных традиционному интуитивному анализу. Суть этого метода заключается в том, что в документе выделяются такие его признаки (фразы, слова), которые можно посчитать и которые существенным образом отражают содержание документа. Например, устойчивые повторяющиеся в течение достаточно длительного времени тематические разделы газеты (частота их встречаемости), размер отводимой им газетной площади (частота строк) отражают интерес читательской аудитории, а также информационную политику данной газеты.

    Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Результаты научного анализа обычно обобщаются в научном отчете, который содержит информацию о решении поставленных в исследовании задач. В отчете излагается последовательность выполнения программы исследования, анализ полученных эмпирических данных, обосновываются выводы и даются практические рекомендации. Кроме того, к отчету даются приложения, в которых приводятся цифровые и графические показатели, а также все методические материалы (анкеты, дневники наблюдений и т.д.).

    Ключевые понятия темы: респондент, пилотажное исследование, социологический опрос, анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение, невключенное наблюдение, социометрия, эксперимент, контент-анализ.