Методы исследования в курсовой работе. Основные методы исследования применяемые в курсовой работе

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта, однако правильнее использовать первый вид записи.


Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательской работе задач и достижения желаемой цели в проекте.

Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте школьника.

Виды методов исследования

Методы эмпирического уровня:
  • наблюдение;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • фотографирование;
  • счет;
  • измерение;
  • сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент;
  • лабораторный опыт;
  • анализ;
  • моделирование;
  • исторический;
  • логический;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение;
  • абстрагирование;
  • идеализация;
  • формализация;
  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Основные методы исследования

1. Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

3. Опрос

беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

4. Анкетирование

Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

5. Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

6. Анализ текста

Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Примеры записи методов исследования

Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.

Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата – цели исследования.

Метод представляет инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет дипломной работы глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемой проблемы.

Традиционно методы подразделяют на теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации данных (В.Н. Дружинин, 1997).

Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения, то есть используются обязательно при написании любой дипломной работы. К данным методам относятся следующие:

1. Анализ – выделение в предмете исследования составных частей и их последующее изучение. Данный метод используется при написании практически любой дипломной работы. Могут быть иные варианты его формулировки: анализ литературы; анализ нормативно-правовой документации по теме дипломной работы.

2. Синтез – соединение исследуемых свойств и признаков предмета исследования в единое целое.

3. Классификация – это метод, основанный на разгруппировании предметов по присущим им признакам. Данный метод широко используется при написании дипломных работ теоретического характера.

4. Метод обобщения – аналог метода дедукции: на основании свойств предмета делаются о нем соответствующие выводы.

5. Метод прогнозирования – выводы основываются на умозаключениях о тенденциях в развитии предмета исследования.

Также могут использоваться методы сравнения (например, эффективности различных средств ухода за тяжелобольным пациентом), конкретизации (например, роли медицинской сестры в определенном процессе), аналогии, исторические.

Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение процесса и продуктов деятельности человека, моделирование).

Упоминание данных методов необходимо в работах опытно- экспериментального и практического характера. Так, например, эксперимент предполагает, что в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. При классической форме эксперимента в ходе его проведения изменяется только одно из условий и прослеживается, повлияет ли это условие на другие параметры (например, применение новых дезинфектантов на результаты смывов, уровень внутрибольничного инфицирования). Нередко используется также метод анкетирования (сотрудников медицинских организаций, пациентов, родственников).



Из методов обработки и интерпретации данных в большинстве дипломных работ используются математические методы обработки полученных материалов (для дипломных работ опытно-экспериментального характера). Использование таких методов приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в виде чисел, схем, формул, графиков, диаграмм.

Примеры:

а) «При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования:

- сравнительный метод;

- анализ нормативно-правовой базы;

- анкетирование»;

б) «В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ и синтез, методы классификации, сравнения»;

в) «Методологическая основа исследования состояла в применении метода анализа, исторического метода и наблюдения. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития и значимости сестринского дела в российской медицинской науке разных периодов».

Практическая значимост ь результатов исследования может заключаться в возможности:

· Решения на их основе той или иной практической проблемы конкретной лечебно-профилактической организации или системы здравоохранения в целом;

· Использования полученных данных или сформулированных рекомендаций в процессе подготовки тех или иных специалистов.

«Практическая значимость данного исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по применению периферических внутривенных катетеров в условиях стационара и на дому».

«Практическая значимость данного исследования заключается в возможности выявления основных негативных компонентов, влияющих на качество оказания фармацевтической помощи, а результаты исследования могут быть использованы для анализа и повышения качества обслуживания населения в аптечных учреждениях» .

Теоретическая часть ВКР (дипломной работы) освещает объект и предмет исследования, историю вопроса, теоретические основы рассматриваемой проблемы с позиции современных достижений медицинской (фармацевтической) науки, различные позиции учёных, даёт критическую оценку противоречивых фактов, проводит анализ вклада отечественных и зарубежных учёных в разработку темы, отмечает уровень разработанности темы в теории и практике. Автор дипломной работы определяет своё отношение, формулирует свою позицию, обосновывает свою точку зрения, её совпадение (несовпадение) с мнением учёных.

В большинстве случаев применяется деление главы на параграфы. Теоретическая часть должна включать в себя не менее двух параграфов. Надо следить за тем, чтобы все части главы были примерно соразмерены друг к другу, как по структурному делению, так и по объему. Следует избегать слишком больших разделов – это затрудняет понимание логики изложения материала. Однако слишком короткие разделы – менее половины страницы также нецелесообразны, лучше включить их в состав другого раздела или просто исключить.

Каждый параграф теоритической части должен заканчиваться выводами, которые располагаются в последнем абзаце параграфа. Можно использовать обороты: «Таким образом …», Как видим …».

«Таким образом, содержание и тематика материалов по гигиеническому обучению и воспитанию населения определяются в соответствии с задачами и потребностями контингента, обслуживаемого лечебно-профилактическим учреждением. Для педиатрических участковых медицинских сестер это могут быть правила ухода за тяжелобольным в домашних условиях, профилактические мероприятия в очаге инфекционного заболевания, просветительная работа о необходимости профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, вакцинопрофилактики».

Стилистические требования, предъявляемые к дипломной работе, складываются из двух составляющих – требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета – научной речи. Характерной особенностью научной речи является логический способ изложения материал, научное изложение состоит из рассуждений и доказательств. При изложении научного текста также характерны: законченность и связность.

Одним из средств выражения логической связи являются функциональные связки – преимущественно вводные слова и обороты (см. приложение 2). Они могут иметь разное предназначение, могут указывать на:

Последовательность развития мысли: в начале, во-первых, прежде всего, значит, итак ;

Противоречивые отношения: однако, между тем, тем не менее ;

Причинно-следственные отношения: следовательно, поэтому, благодаря;

Переход от одной мысли к другой: прежде чем перейти к …, обратимся к…, перейдем к …, необходимо рассмотреть ….

Итог, вывод: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подведя итоги, следует сказать… .

Недопустимо использование в дипломных работах/ дипломных проектах слов и выражений так называемого профессионального жаргона: нельзя употреблять определение «линейка» - «линейная бригада скорой медицинской помощи».

Стиль научной работы – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица: «автор полагает ». Местоимение «я» не используется, пишут местоимение «мы»: «нами установлено», «мы пришли к выводу».

Начинать каждый раздел рекомендуется с вводного предложения. Например, «Рассмотрим основные проблемы терапевтического общения», «При изучении проблемы профессионального стресса выделяют следующие понятия». При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь. Например, «Как показано в работах А.А. Смирнова, реабилитация является…», «Проблемы стоматологической заболеваемости в раннем возрасте рассматривались в работах…», «Исследования Богданова С.Г. показали, что …».

Для расширения лексического разнообразия при анализе, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также при выражении своего отношения к ним, можно использовать следующие глаголы: анализирует, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, излагает, констатирует, отмечает, пишет, определяет, полагает, предполагает, понимает, признает, приходит к выводу, разделяет, разъясняет, рекомендует, соглашается, сообщает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет .

Чтобы продемонстрировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать, необходимо излагать часть материала в теоретической главе с использованием логических схем и сравнительных таблиц, графологических структур, рисунков, иллюстраций.

Теоретическая часть обязательно должна заканчиваться выводами . В них даются аргументированные ответы на поставленные задачи теоритической части исследования. Выделяется существенное, главное как результат теоритической исследовательской работы. В любом случае все разделы, пункты и подпункты работы должны быть соединены друг с другом последовательностью текста, без смысловых разрывов.

«Следует подчеркнуть, что

1) соотношение эффективность/безопасность является основным критерием клинико-фармакологической оценки конкретного препарата;

2) фармакоэкономический анализ позволяет получить комплексную, интегральную характеристику лекарственного средства с медико-социальной точки зрения, включая клинические, экономические и психологические аспекты;

3) при расчете издержек, учитывают прямые, непрямые и нематериальные затраты».

Объем этой главы –10-15 страниц печатного текста.

Практическая часть ВКР (дипломной работы)должна содержать результаты проведенного исследования, рассматриваемой проблемы в реальных условиях, в группе, в колледже, в стационаре, в аптеке, лаборатории (результаты анкетирования, анализа историй болезни). Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. Это должна быть самая объемная часть работы – около 15-20 страниц.

Для повышения компактности и наглядности работы необходимо использовать таблицы, диаграммы, графики.

Практическая часть имеет следующие этапы:

- организационный этап , в котором указаны цель, задачи практической работы, план (график) проведения, обоснование выбранных методов, характеристика методов практической работы, база исследования.

Цель организационногоэтапа – оценка исходных данных решения проблемы в рамках поставленных задач дипломной работы.

- интерпретация результатов в соответствии заявленным планом исследования.

Цель этапаинтерпретации результатов – количественная и качественная обработка и анализ результатов, характеристика (описание) обозначенной проблемы.

- формирующий этап , в котором представлено описание опыта работы обучающегося, реализованного в ходе профессиональной практики по данной проблеме.

Цель формирующего этапа – представить реализованные в профессиональной деятельности результаты в виде конкретных продуктов деятельности (планы, конспекты, мероприятия, действия, опыт, рекомендации и др.).

- оценочный этап работы, в котором представляются анализ собственной профессиональной деятельности в рамках решаемой проблемы (самоанализ, анализ других субъектов исследовательской работы).

Цель оценочного этапа – количественное и качественное подтверждение результатов опытно-экспериментального исследования.

Выводы по практической части исследования представляют наибольшую ценность, отражают наиболее значимые результаты проведенной исследовательской работы

В заключение дипломной работы приводятся результаты исследования в сжатом и систематизированном виде, отмечается достижение цели, решение задач, поставленных в начале. В этой части работы важно соотнести полученные выводы с целями и задачами исследования, соединить выводы в единое целое, оценить успешность проделанной работы. Изложение должно быть четким и ясным. Рекомендуемый объем заключения – не более 3 страниц.

Можно использовать нумерацию выводов, что придает разделу большую структурированность и четкость. Желательно, чтобы в разделе «заключение» было не более 5-7 выводов, которые позволят увидеть главные достижения работы.

Необходимо отметить, что и введение, и заключение рекомендуется корректировать уже после полного завершения работы над основной частью. Объясняется это тем, что только после написания основной части автор в полной мере овладевает всем материалом по теме.

!Текст заключения не должен дублировать содержание выводов .

Рекомендации - это предложения, перечень мероприятий, рекомендаций обоснованных дипломником, о возможности практического применения полученных результатов в практическом здравоохранении, других учреждениях и о последствиях, возможных в результате реализации этих предложений, глубина проработки которых характеризует уровень подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.

Список использованных источников и литературы - отражает список литературы, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. Дипломная работа должна иметь не менее 25 источников, из них 75% - последних 5 лет издания.

Приложения - представляются протоколы исследований, разработанные конспекты занятий с пациентами, медперсоналом, школьниками, студентами, родителями учащихся, методические рекомендации и дидактические материалы, нормативные документы. Приложение оформляется отдельно шрифтом 12 пт, интервалом 1. Заголовок ПРИЛОЖЕНИЯ нумеруется по порядку арабскими цифрами и даётся тематический заголовок каждого приложения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования : теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования : МОУ СОШ д.Ильиново Ялуторовского района Тюменской области. В эксперименте участвовали учащиеся 4 класса.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный (01.02.10 – 01.03.10) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап – собственно-исследовательский (02.03.10 – 02.04.10) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап – интерпретационно-оформительский (03.04.10 – 03.05.10) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста через использование игровых технологий.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы : работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 42 наименования, приложения (4). Работа включает таблицы (4).

Общий объем работы 54 страницы компьютерного текста.

Глава 1. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников

1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

Избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

Проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

Активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

Активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

Специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) .

Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе - познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам - формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Особую значимость познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.

Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес - это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) .

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

За весь учебный период студентам высших и средне – специальных учебных учреждений очень часто – иногда и не один раз за семестр – приходится выполнять курсовые работы. Что такое курсовая работа? Это работа, выполняемая каждым студентом на заданную тему. Обычно ее пишут по профильным предметам, изучению которых необходимо уделить особое внимание. В этой статье буден дана информация методах исследования в курсовой работе. Читатель узнает, каковы основные правила написания, что такое задачи и цели, а также многое другое.

В случае возникновения трудностей в написании данного раздела, рекомендуем обращаться к специалистам портала.

Какие основные правила учитывают при написании?

Любой качественный проект должен быть:

  • уникальным;
  • актуальным;
  • представлять научное или практическое значение;
  • оформленным, в соответствии со стандартами.

Для того чтобы качественно написать подобный проект, студент должен изучить методические указания, а так же бывать на всех занятиях, посвященных его выполнению.

Любой проект состоит из трех разделов – введения, основного раздела и заключения. Выполнение каждого из них – обязательно. Основной раздел, в свою очередь, состоит из теоретической и практической части. Иногда, студенты первых курсов пишут только теоретические работы. Но неотъемлемая часть любого курсовика, даже состоящего только из теоретической части – это исследование. Его проводят, чтобы решить поставленные перед автором задачи и достигнуть цели, которая ставится в начале любого курсовика.

Далее мы рассмотрим такой важный аспект, как методы исследования в курсовой работе, узнаем, как формируется методологическая база проекта, поговорим о таких понятиях, как проблема исследования, объект и предмет исследования.

Что такое методы исследования?

Исследованием называют процесс поиска до этого момента не известных знаний или фактов. Его методы – это способы, при помощи которых оно проводится. Именно они позволяют автору курсовой работы решать задачи и достигать цели, поставленной перед ним.

Говоря о таком понятии, как метод исследования, необходимо упомянуть и другие термины. Такие, как цель, задачи, объект и предмет исследования. Все они должны быть раскрыты в первой части курсовой – во введении, а в заключении автор должен обязательно сказать о том, была ли достигнута поставленная в начале цель.

Итак, цель – это результат, которого должен добиться студент в ходе выполнения курсовика.

Задачи – это способы, используя которые можно достигнуть данного результата.

Объект исследования – это явление или процесс, который изучается студентом при написании курсовой.

Предметом исследования является отдельно взятая проблема в рамках изучаемого процесса.

Методология, примененная в каждом отдельном курсовике, должна быть описана в первой его части – во введении. Существуют специальные способы, которые невозможно применить в других отраслях. К ним относят, биоиндикацию или физическое моделирование, а есть универсальные способы. Часто их называют общими теоретические и практические.

Теоретический способ заключается в проведении анализа какой-либо проблемы.

Практический способ помогает описывать различные явления, которые являются неотъемлемой частью любого исследовательского процесса.

Теоретические методы

Они обладают следующими признаками:

  • абстрактность;
  • обобщенность.

С помощью таких способов информационная база может быть систематизирована.

К теоретическим средствам познания относят следующие:

  • аксиоматический;
  • формализацию;
  • гипотетический;
  • абстрагирование.

Кроме того, существуют общелогические приемы, среди которых выделяют:

  • анализ;
  • синтез;
  • моделирование;
  • дедукцию;
  • аналогию.

Аксиоматическая методика подразумевает принятие каких-либо известных до выполнения курсовика знаний без доказательств. Пример использования такой методики часто встречается в точных науках.

Формализация предполагает, что исследуемая область будет представлена, как совокупность каких-либо признаков, которые способствуют лучшему ее изучению.

Гипотетическая методика основывается на выдвижении гипотез при изучении проблемы.

Основа абстрагирования – это отвлечение от несущественных признаков объекта. С помощью данной методики выделяются действительно важные стороны проблемы.

Научный анализ предполагает разложение исследуемого материала на простейшие составляющие, что позволяет уделить больше внимания каждой из них.

Синтез является противоположным анализу приемом. Его основа – это объединение различных частей в единое целое.

Основа моделирования – перенос существующего объекта в модель, которая создается исследователем.

Дедукция обеспечивает переход от частного признака к общему.

Аналогия позволяет сравнивать предметы между собой и присваивать признаки одного предмета другому, похожему на него.

Таким образом, теоретическая часть любого проекта включает некоторые из представленных способов познания. Практический раздел познается с помощью эмпирических методов – с их помощью автор описывает конкретные явления, собирая факты.

Эмпирические методы

К эмпирическим способам относят:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент.

Наблюдение – это самый простой методический подход. Он использует деятельность различных органов чувств и не зависит от желаний или ожиданий исследующего.

Сравнение предполагает, что изучаемых предметов будет несколько, а студенту необходимо выделить их общие черты и найти отличия.

Измерение – самый точный из всех методов, которые только могут существовать, он позволяет определить параметры изучаемого предмета.

Эксперимент позволяет убедиться в правоте какого-либо положения или опровергнуть его. Именно этот способ позволяет опровергнуть существующий до проведения исследования научный принцип.

База исследования для курсовой

В данном случае подразумеваются приемы и методы, которые будут использоваться для каждого студенческого проекта. Они во многом зависят от темы и предмета, в рамках которого выполняется работа. Для того, чтобы основательно подойти к данному вопросу, можно использовать уже выполненный проект на аналогичную тему, как пример.

Чтобы правильно подобрать методы для написания своего курсовика, необходимо проверить их на соответствие следующим требованиям:

  • адекватность предмету и объекту познания, задачам и цели работы;
  • современность;
  • прогностичность (научная обоснованность);
  • логичность;
  • взаимосвязанность.

Если способы, используемые вами, подходят под вышеперечисленные определения, то они будут являться корректными.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:

1.Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2.Антропометрия.

3.Психологическое тестирование.

4.Педагогические наблюдения.

5.Педагогический эксперимент.

6.Математическая обработка результатов.

Анализ и обобщение научно-методической литературы

Проводилась работа по выбору методической литературы и осуществлялся ее анализ с целью выявления. В обзоре научно-методической литературы дана характеристика анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, описана методика корригирующей гимнастики и влиянии ее на позвоночник. Было изучено 56 литературных источников отечественных и зарубежных авторов.

Педагогические наблюдения включали в себя следующее

Антропометрические измерения.

1.1. Рост стоя (точность измерения - 0,5 см)

1.2. Вес (точность измерения - 0,5 кг)

1.3 Окружность грудной клетки (точность измерения - 0,5 с)

1.4. Динамометрия (точность измерения - 0,5 кг)

Оценка физической подготовленности

2.1. Тест "Поднимание прямых ног из исходного положения лежа на спине". Предназначен для измерения силы и силовой выносливости мышц нижних конечностей. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые вместе. Ноги поднять вверх над углом 60 0 , вернуться в и.п. В течении 10 секунд следует выполнить максимальное количество повторений упражнения. Оценка: количество раз.

2.2 Тест "Приседание". Тест предназначен для измерения скоростно-силовой выносливости мышц нижних конечностей. И.п.- стойка ноги врозь, руки вдоль туловища. Присед, угол сгибания в коленном суставе 90 0 , руки вперед, вернуться в и.п. В течении 10 секунд необходимо выполнить максимальное количество повторений упражнения. Оценка: количество раз.

2.3 Тест "Челночный бег 10 м х 3 раза". Предназначен для оценки скоростных способностей. Выполняется в виде рывка на максимальной скорости из высокого старта с поворотами на ограничительных линиях. Указания для испытуемых: "Встаньте позади ограничительной линии, при этом одна стопа располагается у самой линии, вторая - сзади в удобном для каждого испытуемого положении. После сигнала бегите как можно быстрее к противоположной ограничительной линии, преступите ее, развернитесь и бегите к линии старта. Добежав до нее, точно также заступите и после поворота продолжайте бег в обратную сторону. Таким образом вы должны выполнить три цикла "туда-обратно". Тест выполнятся один раз, поэтому с самого начала настройтесь на его выполнение с максимальной скоростью и не снижайте ее на поворотах.

Оценка: точность измерения - 0,1 с.

2.4. Тест "Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами".

Тест предназначен для определения ловкости и координационных способностей. Размечается дорожка шириной 30 см, которая ограничивается боковыми линиями. Испытуемому предлагается пройти по дорожке с закрытыми глазами не наступая на ограничительные линии (например 3м,5 см).

2.5. Тест "Комплексное координационное упражнение". Этот тест предназначен для определения ловкости и координации. Тест оценивается по 10-бальной системе.

Исходное положение - основная стойка.

1 - прыжки ноги врозь

2 - прыжок ноги вместе, руки в стороны

3 - прыжок ноги врозь, руки вниз

4 - прыжок ноги вместе, руки в стороны

Оценка: 10 баллов - выполнение с первой попытки

9 баллов - со второй

8 баллов - с третьей и т.д.

2.6. Тест "Бег 120 м". Предназначен для измерения силовой выносливости. Необходим помощник. Выполняется с высокого старта. Тест проводится на площадке (на улице), делается разметка дистанции 120 м (вокруг здания). Детям предлагается по команде "Марш!" преодолеть расстояние от флажка до флажка, не останавливаясь, при этом разрешается сочетать бег и ходьбу в удобном для ребенка темпе.

Оценка: точность измерения: 0,1 с.

Тесты: индекс ловкости (тест фламинго)

Оценка состояния осанки Нормальная осанка характеризуется следующими признаками. Тело человека не напряжено, однако и не расслаблено. При осмотре спереди: положение головы прямое, плечи, ключицы, реберные дуги, гребни подвздошных костей симметричны. Живот плоский, подтянут. Ноги прямые, бедра и голени сомкнуты. Расстояние между опущенными руками и талией одинаково. При осмотре сзади: контуры плеч на одном уровне, лопатки не слишком отстоят от грудной клетки, нижние углы их на одном уровне, а внутренние края на одинаковом расстоянии от позвоночника. Линия, проведенная по наиболее выступающим точкам позвоночника, должна быть вертикальной прямой. При осмотре сбоку: позвоночник имеет умеренный волнообразный изгиб (кпереди шейный и поясничный лордозы; кзади грудной и крестцово-копчиковый кифозы). Линия, мысленно проведенная через мочку уха, плечевой сустав, большой вертел, головку малоберцовой кости, наружную сторону голеностопного сустава, должна быть непрерывной вертикальной.

4.Соматоскопия, соматометрия

Внешний осмотр (соматоскопия) дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку.

Для измерения физического состояния используют соматометрию (собственно антропометрию), или измерение живого человека.

Основы современных антропологических методов были заложены работами известного французского антрополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824–1880), который в 60–70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигментации и т. д.

Значительное усовершенствование и расширение эта методика получила в трудах Рудольфа Мартина (1864-1925). Его трехтомное руководство «Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung» («Учебник антропологии в систематическом изложении») дает подробное изложение приемов антропометрического и антропоскопического исследования и сводку цифровых данных по вариациям отдельных соматологических, остеологических и краниологических признаков (первое издание руководства Мартина вышло в 1914 г., второе, посмертное, в 1928 г.). В настоящее время вышло третье издание, переработанное К. Заллером (1956–1959 гг.).

Антропологическая методика Мартина с теми или иными модификациями получила самое широкое признание и применение, равно как и различный усовершенствованный им основной антропометрический инструментарий.

Для определения роста и пропорций тела применяется металлический штанговый составной антропометр Мартина ; для измерения головы и лица, а равно и при краниометрических исследованиях употребляются скользящий и толстотный циркули также системы Мартина.

При измерении углов на черепе пользуются приставным гониометром Моллисона, укрепленным на ножке скользящего циркуля. Существует значительный набор специальных инструментов: штативы для укрепления черепов, мандибулометр для измерения нижней челюсти, координатные циркули для измерения глубинных размеров, доски для измерения длинных костей и т. д.

Для получения надежных результатов при антропологических исследованиях требуется соблюдение ряда общих и специальных условий. Важнейшее из них - строгое следование установленным приемам измерений и принятым инструкциям. Достаточно даже незначительного уклонения от определения той или иной антропометрической точки или нарушения в установке измеряемого, чтобы полученные результаты оказались несравнимыми с другими.

В антропометрии находят применение разнообразные способы воспроизведения объекта или элементов его структуры, т. е. его размеров и формы. Таковы методы графического воспроизведения контуров тела, черепа; специальные приемы антропологического фотографирования ; пластическое воспроизведение формы с помощью изготовления слепков; получение отпечатков рельефа кожи; приготовление мазков крови и ряд других методов.

Большое применение в антропологии получили методы вариационно-статистической обработки материалов измерений; с помощью этих методов определяется наиболее представительная, т. е. чаще всего встречающаяся в исследуемой группе величина признака, размах вариаций, статистическая реальность различий между группами, степень их близости между собой и т. д.

5. Психологический тест

Слово "психосоматика" знают все, хотя не все до конца представляют себе, что это такое. Грубо говоря, "психосоматика" - это зависимость физиологического состояния человека от психических факторов. Спина очень чутко прислушивается к психологическим проблемам. Мышцы остро реагируют на любое переживание, особенно если это переживание со знаком минус. Отрицательная эмоция - это нагрузка, тяжесть, которую принял на себя человек. И хоть тяжесть эта не физическая, мышцы спины и шеи реагируют на нее. Чем больше человек испытывает стрессов, тем больше это сказывается на его осанке. И неважно, о ребенке или взрослом идет речь

В основном неправильная осанка формируется в детстве. И повинна в этом не только неправильная поза на уроках. От частых наказаний, двоек, конфликтов тоже портится осанка. Вообще психологических причин неправильной осанки очень много. Вы, к примеру, замечали когда-нибудь, что дети, к которым предъявляют непомерно высокие требования (а они честно пытаются этим требованиям соответствовать), сильно поднимают плечи? Эта привычка часто остается на всю жизнь. Что и свою очередь, влияет на работу мышц, состояние позвоночника и, как следствие, на работу внутренних органов.

Нередко встречается, правда, и обратный эффект: плохая осанка заставляет человека комплексовать, создает ему психологический дискомфорт, который, в свою очередь, опять приводит к разным недугам.

Именно поэтому при исследовании отдельно исследовался уровень адекватной самооценки.

Для выявления уровня самооценки у ребёнка использовался модифицированный тест разработанный С.Г. Якобсон и В.Г. Щур (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников, – Минск, 1997 с. 58).

Тест, разработанный Г.А. Урунтаевой, использовался с целью определить уровень самооценки в 3 х видах деятельности: рисовании, труде, двигательных упражнениях (Г.А. Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1998).

Тест Т.А. Репиной использовался с целью определения самооценки и оценки личностных качеств детей группы (Г.А. Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1998).

Результаты каждого теста подсчитывались в баллах от 0 до 10. В зависимости от количества набранных баллов испытуемые были разделены на 3 группы:

1 гр. от 7 до 10 баллов – дети с завышенной самооценкой.

2 гр. от 4 до 6 баллов – дети с адекватной самооценкой.

3 гр. от 0 до 3 баллов – дети с заниженной самооценкой.

6. Педагогическое наблюдение

Важный элемент исследования – педагогическое наблюдение. Оно позволяет определить следующие влияющие на развитие осанки факты:

    Режим двигательной активности в детсаду

    психологическая атмосфера в группе

    индивидуальные особенности поведения детей, оказывающие влияние на осанку