Международный день культуры. Международный день культуры Международный день культуры 15 апреля мероприятие

Главное отличие современных людей от предков заключается в более высокой степени развития. Но ошибочно полагать, что у человека, жившего задолго до нашего рождения, были совершенно дикие понятия об определенных вещах. К примеру, в Античном Египте, Древней Греции уже наблюдалось развитие культуры. И в настоящее время прикладывается много усилий, чтобы сохранить традиции и ценностей, значимые для мировой общественности. Одним из ярких примеров этого является регулярное празднование 15 апреля Международного дня культуры. Дата была учреждена в 1998 году по инициативе членов Мировой лиги охраны культуры, основанной в 1996 году.

Впервые идею об учреждении данного праздника предложил Николай Рерих. Это событие произошло в 1931 году в Бельгии на съезде, приуроченному продвижению межнационального пакта о защите культуры. На конференции была озвучена ключевая цель торжественной даты ‐ пропаганда, призывающая к познанию всего прекрасного. Весной четырьмя годами позднее в резиденции Рузвельта было принято международное соглашение "Пакт Рериха» по охране достояний культуры. Сам Николай Рерих всегда называл культуру единственным эффективным инструментом в целях совершенствования человечества, видя в ней базу объединения всех людей, независимо от религии и принадлежности к какой-либо нации.

Решение об учреждении официальной защиты культуры пришло к нему еще в первой половине прошлого века, во время исследования древних отечественных памятников. Русско-японский военный конфликт, который произошел в 1904 году, вынудил живописца всерьез обеспокоиться о сохранности культурных ценностей.
В 1914 году он обратился к русским чиновникам и правительствам остальных воюющих государств с идеей обеспечить защиту памятников старины посредством заключения надлежащего договора. Однако призыв был проигнорирован. Через 15 лет художник составил и опубликовал проект соглашения, дополнив его посланием к жителям всех стран. Данный документ вызвал широкий резонанс и нашел отклик среди мирового общества. В отдельных государствах образовались комитеты, всячески поддерживающие проект. В итоге Пакт получил одобрение.

Каждый год 15 апреля во многих странах мира отмечают это торжество. Перечень мероприятий, устраиваемых в этот день во всем мире, в частности России, официально признанной одним из самых культурных государств Земли, столь разнообразен, как и само понятие культуры.

Программа включает:
- выставки, приуроченные культуре различных народностей;
- научные съезды, посвященные данной теме;
- познавательные лекции о культуре разных наций;
- праздничные концерты;
- вечера поэзии и классической музыки;
- спектакли и сценические выступления.

Обязательным атрибутом события считается торжественное поднятие Знамени, созданного Рерихом – полотна белого цвета, изображающего три круга (символы прошлого, настоящего и будущего).

Необходимо вернуться к пониманию того, насколько значим труд в жизни человека и общества, – утверждают ученые в сегодняшних научных публикациях. При этом отмечается, что «выдающиеся социальные мыслители современности бьют тревогу, связывая с кризисом труда самые негативные последствия для общественного развития» .

(Сидорина Т.Ю. Труд: его кризис и будущее
в контексте трендов мирового цивилизационного развития.–
ОНС (Общественные науки и современность). – 2016. – № 3. – С.23.)

Включение темы эволюционной роли труда в перечень обсуждаемых сегодня вопросов можно считать чрезвычайно актуальным, поскольку, прежде всего, важно определить именно те основы и ценности, опираясь на которые, человечество получает возможность развития и, отрицая которые, оно впадает в хаос, разложение и самоистребление. При этом развитие понимается не просто как любое качественное или иное изменение, но прогрессивное изменение, т.е. совершенствование, которое невозможно определить без ответа на вопрос о цели и смысле человеческого существования. Об эволюции, ее целях и назначении передавали знания людям лучшие представители человечества на протяжении всей истории, определяя направления развития общества. Знание и нравственность, духовность и красота – те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания. И именно труд лежит в основе достижения всех этих вершин, будь то результат творческой деятельности человека или усилия по самосовершенствованию личности.

В наше время, когда в обществе и в мире происходят качественные преобразования, когда утверждается новое космическое мышление, нужны новые подходы к осознанию многих понятий, особенно таких фундаментальных, которыми являются Культура и Труд. Самоотверженный труд на Благо общее лежит в основе культуры и эволюции. Всем усилившимся разрушительным тенденциям в современном мире противопоставить можно только труд, самые активные действия по утверждению в жизни принципов культуры. Создавая среду для созидательного творчества, наполняя пространство светлыми формулами, можно тем самым, способствуя мирному строительству, реально уменьшать физическое поле войны – об этом говорилось в свое время при подготовке международных документов по утверждению принципов Знамени Мира. «Мы строим Культуру, – писал инициатор Пакта о защите культурных ценностей Н.К.Рерих. – В чем же строительство Культуры, как не в самоотверженном, просвещенном, прекрасном труде?»

Отношение человека к труду определяет качество его сознания, вырисовывает круг его нравственных ценностей и, в конечном итоге, может служить характеристикой его миропонимания.

Тема Труда так же необъятна, как и тема Культуры. В общепринятом понимании, труд характеризуется как целесообразная деятельность человека, как работа, требующая умственных и физических усилий, напряжения. В некоторых источниках добавляется: «…целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей», – в таком контексте речь идет об общественно полезном труде. Лишь посредством труда можно осуществить эволюционные преобразования в обществе и в самом человеке.

Воспитание в гражданах правильного отношения к труду создаст предпосылки успешного решения социальных и других проблем государства. Поэтому в российских нормативах образования Труд и Творчество, уважительное отношение к труду обозначены как базовые ценности, которые должны быть положены в разработку образовательных программ. Однако, для того, чтобы вошло в жизнь углубленное понимание труда – в его эволюционной, космической значимости, что соответствует современному научному мировоззрению, необходимы новые знания, содержащие представления о духовных законах развития человечества, о проявлениях психической энергии в процессе труда. Труд заключает в себе огонь жизни, или жизненно важную энергию. В этом состоит его спасительная функция. Отнимите у человека труд – и он неминуемо впадёт в психическое расстройство, иначе говоря, утеряет огонь жизни. Труд приносит радость и дополнительную жизненную силу – особенно в том случае, когда труд для человека стал естественным состоянием. Ежедневная работа со сменой видов деятельности есть накопитель жизненно важной энергии, поскольку именно смена занятий, но не бездействие приносит отдых. Об этом необходимо знать каждому человеку, поскольку эти знания облегчают жизнь и, в итоге, могут сделать человека счастливым.

Понимание значения труда в жизни человека, в культурном развитии общества должно закладываться с детства, чтобы труд стал насущной потребностью. О необходимости труда, о важности качественного выполнения любой работы нужно говорить с детьми с малых лет – в семье и школе творить будущих тружеников и творцов.

И замечательно, когда с малых лет труд устанавливается как основа жизни, как самосовершенствование. Всякий труд дает человеку возможность усовершенствования своих качеств – в области развития чувств и развитии воли (когда требуется дисциплина в организации собственного труда), а также в области развития мышления: добиваясь качества выполняемой работы, человек тренирует свой мыслительный аппарат, утончая и обостряя мысль, развивает творческое воображение. И усвоив полезность труда в детстве, пронеся любовь к труду через всю жизнь, труженик в зрелом возрасте спасен от многих проблем со здоровьем и, в частности, от распространенных в наше время болезней мозга. Нужно отметить, что долгожители – как правило, люди трудолюбивые.

К сожалению, в социуме чаще встречается отношение к труду как к обременению и даже как к наказанию, бытует страх перед трудностями. Людям трудолюбивым, труженикам даются пренебрежительные прозвища, подчас граничащие с цинизмом. Так сложилось в веках, что труд был опозорен рабством, и многие еще воспринимают труд как проклятие. И как следствие, сегодня, наряду с добровольным трудом, существует труд принудительный и труд вынужденный. И если в случае с принудительным трудом о гуманистической функции его говорить не приходится, то вынужденный труд может быть все же облагорожен правильным к нему отношением, где возможно творчество, так же, как и в труде добровольном.
Необходимо отметить, что именно в деятельности педагога, воспитателя заложена возможность решения проблемы, связанной с подготовкой восприятия эволюционной роли труда в развитии человека. Для этого можно успешно использовать тему самосовершенствования, близкую каждому. Большинству людей свойственно стремление к улучшению жизни, своих качеств.

В любви, красоте и действии заключаются пути совершенствования, и эти пути составляет основу творческого труда. Любовь, красота и действие – формула международного языка, которая всегда принадлежала искусству. Теперь ей надлежит широко войти в повседневную жизнь. Труд, имея в основе своей действия, тогда становится творческим, когда сопряжен с любовью (к своему делу, к людям, к Высшему началу) и устремлением к красоте. Каждый воспитатель, направляя мысль к Высшему, к Идеалу, тем самым помогает решать проблему качества труда через красоту, активно включая ее во все виды творчества. Здесь много поможет пример красоты подвига великих тружеников, выдающиеся дела которых легли в основу духовной сокровищницы мировой культуры.

Если в целом труд помогает выработать важнейшие личностные качества, такие как воля, упорство, ответственность, добросовестность, наблюдательность, то труд совместный вырабатывает дополнительно еще и качества, которые способствуют сотрудничеству – дружелюбие; доброжелательность; терпимость; искренность; уважение к чужому труду, к мнению других людей; готовность помочь; отзывчивость; чуткость; благодарность и др. Эти важнейшие качества необходимы для эволюции, для утверждения в жизни принципов культуры, утверждения путей лучшего будущего.
Работа педагога, воспитателя, стремящегося приобщить ребенка к труду и культуре, где примером служат высокие идеалы, сегодня осложняется тем, что культуре труда противостоит массовая культура с ее индустрией развлечений. Если Культура зовет каждого к труду на пользу его собственного духовного развития и для общего Блага, то массовая культура представляет ее потребителю жизнь в забавах, извращая все высокие понятия. «Что же должно делать человечество в этих случаях явной порчи основных понятий? – писал Н.К. Рерих. – Не должно ли оно немедленно очищать их и возвращать их к естественному первоначальному значению?» Особенно это относится к таким понятиям, как Труд и Культура.

Таким образом, учитывая высокое воспитательное значение труда как фактора мироздания, роль труда в космической эволюции человечества и в Культуре, необходимо приложить все усилия для того, чтобы довести высокое значение труда до сознания современников, особенно, до подрастающего поколения. Сознательное отношение к труду и правильное его понимание приведет к созидательной работе, тем самым будет выполняться задача воспитания творческой, духовно развитой личности – Человека Культуры.

Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета,–
Все счастье земли – за трудом!

(Валерий Брюсов)

Исходя из вышесказанного, предлагается День Культуры 15 апреля 2017 года посвятить теме труда как важнейшей культурной ценности, как основе совершенствования личности.

Пояснительный материал для педагогов по данной теме будет размещен в декабре 2016 года .
________________________________________

Рерих Н.К. Держава Культуры // Рерих Н.К. Держава Света; Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992. – С. 194.
Рерих Н.К. Синтез // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. – С. 27.

15 апреля в России и многих других странах отмечается Международный день культуры. Дата связана с подписанием 15 апреля 1935 года в Вашингтоне договора "Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", получившего известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха. В том же году в Нью-Йорке прошел праздник, посвященный Знамени Мира — официальному символу Пакта Рериха. Художник изобразил его в виде трех красных кругов, заключенных в красную окружность, на белом фоне.

Идея свода правил, которые регулировали бы охрану памятников истории и культуры от разрушительного влияния внешних сил, возникла у художника и философа Николая Рериха . В самом начале 20 века, в период войн и передела территорий, при изучении памятников отечественной старины, он понимал, как важно их сохранить, и в 1914 году обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путем заключения соответствующего международного соглашения. Однако, это обращение осталось тогда без ответа.

В 1929 году он обратился к правительствам и народам разных стран с проработанным проектом международного договора, который утверждал преимущество сохранения культурного наследия перед военной необходимостью. Его поддержали многие известные деятели культуры и науки тех времен: Альберт Эйнштейн, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Томас Манн и др. Проект Пакта Рериха одобрили Комитет по делам музеев при Лиге наций и Панамериканский союз, для распространения идей Пакта были созданы комитеты в Бельгии, Франции, США и Индии.

После этого, Николай Рерих продолжил работу над Пактом, и в 1931 году, во время I Международной конференции Пакта Рериха в Брюгге (Бельгия), предложил ввести Всемирный день культуры. «Будем же утверждать и Всемирный день культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни», — писал Рерих.

А 15 апреля 1935 года, в Белом Доме в Вашингтоне главами 21 государства был подписан первый в истории Земли международный договор "Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", названный по имени его создателя «Пакт Рериха».

В Пакте содержатся общие принципиальные положения о защите культурных ценностей и уважении, которое следует им оказывать. Положение о защите объектов носит в Пакте безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов. Универсальность Пакта состоит в том, что в нем содержатся общие, принципиальные положения об охране культурных ценностей, а также в том, что он мог быть воплощен в действие посредством заключения как всемирного, так и региональных договоров.

В последствии этот документ был взят за основу многих актов и рекомендаций по охране истории и культуры ЮНЕСКО, а также Гаагской конвенции 1954 года.

Также, в рамках Пакта Рерих предложил и отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые культурные объекты, - «Знамя Мира», своего рода Знамя Культуры, - белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга - прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности. Этот знак носит международный характер и встречается в произведениях искусства разных стран и народов мира с древних времен.

По замыслу Рериха Знамя Мира должно развеваться над культурными объектами как охранитель истинных духовных ценностей человечества. И всю последующую жизнь Николай Рерих посвятил тому, чтобы объединить страны и народы под Знаменем Мира и воспитанию подрастающего поколения на основе культуры и красоты.

С инициативой отмечать дату подписания Пакта как Международный день культуры выступила в 1998 году Международная лига защиты культуры, учрежденная за два года до этого Международным центром Рерихов. Это общественная организация, деятельность которой направлена на защиту и преумножение достижений культуры, искусства, науки, религии.

А в 2008 году по инициативе общественных организаций России, Италии, Испании, Аргентины, Мексики, Кубы, Латвии, Литвы было создано Международное движение за утверждение 15 апреля Всемирным днем культуры под Знаменем Мира.

Сегодня данный праздник отмечается в разных странах мира и городах, в этот день проходят конференции и лекции, выставки и концерты, поэтические вечера, танцевальные и театрализованные представления.

В этот день поднимают Знамя Мира, поздравляют всех работников культуры с их профессиональным праздником.

А также, что к приурочен "Московский культурный форум".

В переводе с санскрита «культура» обозначает «почитание света». И эти слова действительно передают истинную суть явления: желание познавать прекрасное, самосовершенствоваться, искать идеалы. Культура это то, что превращает человека в действительно разумное мыслящее существо. Культура объединяет род человеческий в единое целое, несмотря на место рождения и родной язык любого человека.

История

Наша страна имеет самое прямое и непосредственное отношение к учреждению обсуждаемого праздника. Впервые подобная идея была высказана всемирно известным российским философом и художником Николаем Рерихом. Он огласил свое предложение в 1931 году в бельгийском городе Брюгге на международной конференции, посвящённой разработке пакта о защите культурных ценностей. Позднее он заслуженно получил наименование «Пакта Рериха», подписанного 15-го апреля 1935 года в Вашингтоне. Именно этот день и был впоследствии выбран в качестве даты нового праздника.

Международный центр Рерихов, созданный потомками художников в 1998 году, предложил отмечать 15 апреля как всемирный праздник. В рамках инициативы было учреждено уже в 2008 году международное движение в её поддержку. Не получив пока официального признания, World Day of Culture (именно так звучит на английском языке называние праздника), тем не менее отмечается весьма широко практически во всём мире.

Традиции

Список акций и мероприятий, проходящих 15 апреля по всей планете, включая Россию, признанную одной из культурнейших стран планеты, столь же обширен, как и сам феномен культуры. В культурную программу входят:

  • выставки, посвященные различным национальным культурам;
  • научные конференции, посвященные этой тематике;
  • просветительские лекции о культуре народов мира;
  • торжественные концерты;
  • поэтические и музыкальные вечера;
  • спектакли и театрализованные представления.

Непременным атрибутом празднования выступает торжественный подъём Знамени Мира, разработанного всё тем же Николаем Рерихом – белого полотнища, с изображением трёх соприкасающихся амарантовых кругов, символизирующих прошлое, настоящее и будущее.

Дата связана с подписанием 15 апреля 1935 года в Вашингтоне договора "Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", получившего известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха.

С инициативой отмечать день подписания Пакта как Международный день культуры выступила в 1998 году общественная организация Международная лига защиты культуры, учрежденная в 1996 году Международным центром Рерихов.

С этого времени во многих городах России и всего мира 15 апреля проходит торжественное празднование Дня культуры с поднятием Знамени Мира. В некоторых городах России Международный день культуры проводится с 1995 года.

В декабре 2008 года по инициативе общественных организаций России, Италии, Испании, Аргентины, Мексики, Кубы, Латвии, Литвы было создано Международное движение за утверждение 15 апреля Всемирным днем культуры под Знаменем Мира.

Предложение о проведении Всемирного дня культуры было выдвинуто художником Николаем Рерихом в 1931 году в бельгийском городе Брюгге на конференции, посвященной продвижению международного договора об охране культурных ценностей. Рерих считал культуру главной движущей силой на пути совершенствования человеческого общества, видел в ней основу единения людей разных национальностей и вероисповеданий. Тогда же была названа основная задача Дня культуры — широкий призыв к красоте и знанию.

Николай Рерих писал: "Будем же утверждать и Всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни".

Рерихом был предложен первый международный правовой акт об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.

Идея о необходимости заключения специального соглашения об охране памятников культуры во время войн возникла и была высказана им в 1904-1905 годах во время русско-японской войны на заседании русского архитектурного общества. В 1929 году Рерих выступил с проектом Пакта и обратился к народам и правительствам всех стран.

В 1930-е годы развернулось общественное движение сторонников заключения Пакта, в ряде стран были созданы общества Пакта Рериха. В 1931-1932 годах в бельгийском городе Брюгге состоялись две международные конференции, посвященные Пакту, в 1933 году в Вашингтоне была проведена третья конференция, которая рекомендовала правительствам всех стран подписать документ.

Подписание Пакта Рериха состоялось 15 апреля в 1935 году в Вашингтоне в Белом Доме представителями 21 государства американского континента. В поддержку Пакта выступили в свое время Франклин Рузвельт, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Герберт Уэлс, Альберт Эйнштейн.

Международному дню культуры ежегодно посвящены различные мероприятия — выставки, круглые столы, конференции и др.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников