Микрообучение — система образования будущего. Образование в будущем Процесс обучения в школе будущего

Сейчас, когда вы читаете этот номер журнала, тысячи мужчин и женщин усердно трудятся над тем, чтобы через девять месяцев на свет появились дети. Спустя примерно лет семь эти дети пойдут в школу, а где-то в районе 2030 года окажутся на границе между средним образованием и высшим. И вполне возможно, что к этому моменту вся школьная и вузовская система окажется совершенно иной. Какой?

Агентство стратегических инициатив (АСИ) в течение нескольких лет разрабатывало форсайт-прогноз «Обра­­зо­­вание-2030». В прожектах АСИ гораздо больше вызова и футуристической романтики, что выгодно отличает их от документов Министерства образования, где все больше про «эффективность расходования бюджетных средств». Тут ощущается дух фантастических романов: «персональный тотальный учебник с искусственным интеллектом», «логика игровых достижений», «использование образовательных сред для реинтеграции семей»…

Журналисты «РР» изучили прогноз АСИ, поговорили с его авторами. Футуристическую картину мы сопоставили с собственным опытом в сфере как «официального» о­бразования (автор этого текста проработал полтора года учителем географии в районной школе), так и «неофициального» («РР» участвует в проведении Летней школы, где преподают не только журналистику, но и медицину, ф­изику, биологию, социологию, психологию и т. д.).

В итоге удалось выделить несколько ключевых трендов развития образования. Мы не будем настаивать на том, что все это обязательно случится. Это, скорее, мечты о желаемом будущем, которые помогут нам в настоящем.

Тренд 1. Ревизия всего и вся

Массовая школа - институт до безумия консервативный, куда консервативней, например, чем православная церковь с ее традициями и ритуалами. Образовательный к­анон соблюдается жестко: урок идет 45 минут, парты в классе расставлены рядами, в начале года проводится торжественная линейка с участием ветеранов войны, осенью проходит конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья», отметки выставляются от двойки до пятерки… То же самое с вузами: лекции, семинары, зачеты, экзамены, деканы, факультеты, кафедры.

Но то образование, которое создавалось для нужд индустриализации и преодоления массовой неграмотности, уже неактуально. На планете новая экономика, новые технологии, новые вызовы. Глобализация, компьютеры, планшеты, всеобщий интернет, искусственный интеллект, Википедия, машинные переводчики…

Достаточно обратить внимание на такую мелочь, как различия в компетенциях поколений. Когда-то взрослый человек умел заведомо больше, чем ребенок. Он лучше шил, готовил, пахал. У него нужно было всему учиться. Сегодня многие подростки гораздо лучше разбираются в настройках планшетов, чем их родители и учителя.

Нам кажется, что ЕГЭ или бакалавриат с магистратурой - это великие реформы образования. На самом деле это лишь мелкая организационная модификация, не более того. Содержательные реформы тоже происходят. Н­апример, в российских школах постепенно отходят от принципа «учитель говорит - ученик запоминает, учитель проверяет - ученик отвечает» и все больше делают ставку на самостоятельные исследования школьников - проекты. Вместо заучивания цифр и дат дети сами исследуют какой-либо объект, будь то родительское поведение рыбок-циклид в аквариуме или стратегические приемы Гая Юлия Цезаря во время галльской войны. П­ока это внедряется коряво и неумело, но все-таки уже стало стандартом.

Если образование хочет отвечать нуждам меняющегося общества, оно должно подвергнуть ревизии все свои константы. Ну, например, сам принцип классно-уроч­­ной с­истемы. Почему-то считается, что люди, родившиеся в один год, должны все вместе ходить на одни и те же уроки. Тебе восемь лет? Иди учи названия травок на лугу. Тебе четырнадцать? Тогда заучивай названия химических элементов. Никого не волнуют ни твои личные интересы, ни твой уровень развития в той или иной области.

Существует немало экспериментов, когда люди объединялись в учебные группы вне зависимости от возраста. Взять ту же Летнюю школу «РР». Там на одном занятии по космологии могут запросто сидеть и кандидат технических наук, и ученик 10-го класса. Им обоим эта тема не очень знакома и интересна. А кому легче ее усваивать - непонятно. Конечно, у кандидата наук больше опыта, зато старшеклассник лучше помнит мифологию и историю, поскольку недавно их проходил.

«Сейчас стало понятно, что различия между детьми одного возраста и различия между разными возрастами - они уже соизмеримы. Поэтому идея одновозрастного класса невалидна. И можно перемешать детей в классе», - рассказывала в одном из интервью «РР» доктор психологических наук Катерина Поливанова.

То же самое и с другими «священными коровами» образования: делением знаний на предметы, системой лекций, организацией экзаменов. Они все подвергнутся ревизии и переосмыслению.

Тренд 2. Очень личное образование

Старой школе и старому университету нет места в мире будущего. Человек сможет собирать свое персональное образование без традиционных институтов. Я не исключаю, что в 2030 году постоянное обучение в школе или вузе станет уделом неудачников. Про таких будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование…» - считает Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» и один из главных создателей форсайт-прогноза «Образование-2030».

«Каждый ученик уникален», - пафосно произносят наши педагоги, после чего загоняют этого уникального ученика в максимально тесные рамки. Допустим, идет урок географии. Девочка Ира на первой парте знает назубок больше половины штатов США и их экономические особенности. Ей скучно. А мальчик Вася на последней парте не очень понимает, в каком полушарии эти США находятся. Ему страшно. Но бедному учителю надо выдать единую стандартную программу единому стандартному классу. Такова нынешняя массовая школа.

А образование будущего представляется как эдакий конструктор, который ученик собирает самостоятельно. Допустим, умный подросток в 14 лет определяет, что ему в ближайший год нужно пройти углубленный курс ядерной физики, научиться играть на гитаре, изучить основы китайского языка, пройти краткий курс теории вероятности и попрактиковаться в проведении социологических исследований.

Обычная районная школа такой комплект вряд ли предоставит, но это не проблема - на дворе 2030 год и детали конструктора разбросаны по всему пространству: интернет, университеты (как свои, так и зарубежные), мультимедийные учебники, специализированные курсы, н­еформальные образовательные сообщества.

Конечно, для определения образовательной траектории одного желания ученика мало. Многие вообще выберут углубленный курс лежания на диване в качестве основного предмета. Чтобы эта система заработала, нужно многое: психологи-консультанты, персональные тьюторы, курсы повышения квалификации для родителей. Но ведь такое вполне реально.

Некоторые элементы этой образовательной утопии уже начали появляться. Например, в пресловутом стандарте для старших классов предполагалось, что значительную часть курсов ученик будет выбирать сам. Прогрессивная общественность встала на дыбы: «Это что же творится?! Мы будем слушать желание школьника?! А если он откажется "Войну и мир" читать?! Если он не узнает, что Волга впадает в Каспийское море?!Анархия! Ужас! Развал системы образования!» Под давлением общественности уровень вариативности в стандарте был снижен. Но она все равно осталась.

Предполагается, что в будущем персональными окажутся не только набор курсов и их содержание, но и учебники. Эксперты АСИ говорят о появлении «Алмазного букваря», этот образ взят из фантастического романа Н­ила Стивенсона: учебник начинят искусственным интеллектом, и он сможет подбирать образовательные материалы - фото, тексты, видео, задания, схемы - под потребности каждого конкретного ученика, причем неважно, шесть лет этому ученику или шестьдесят. Ничего принципиально невозможного в этом нет.

Еще одна красивая метафора: «точка бога». Речь идет о том, что наступит момент, когда вся письменная информация будет в Сети, и при этом Сеть будет доступна в любой точке. Уже сейчас монополия учителя на знания сильно подорвана благодаря куче образовательных сайтов и Википедии. Тенденция усугубляется, и педагог должен превратиться из рассказчика в проводника.

Тренд 3. Персональные портфолио

Двойка, тройка, четверка, пятерка, зачет, незачет… Н­ынешнее образование держится на отметках. Они нужны, чтобы диагностировать ученика. Но уж больно узка та область, в которой они могут что-то измерить. Это как если бы врачи ориентировались только на показатели термометра и игнорировали бы анализы крови, рентгеновские снимки и данные томографа.

Кроме контрольных и ответов на уроках у ученика есть множество других возможностей проявить себя. Участие в конференциях и концертах, помощь друзьям, осмысленное посещение экскурсий, доклады, самостоятельные исследования, практика на реальных рабочих местах, поездки на слеты и так далее. Много всего. Учесть это не так просто. Особенно когда речь идет не о количестве выученных фактов, а о более сложных субстанциях типа умения думать или умения принимать на себя ответственность.

Автор этого материала присутствовал как-то на педсовете в одной районной школе. Директор вдохновился книжкой о Гарри Поттере и решил ввести систему баллов для каждого класса. Оказалось, что найти причины для снятия баллов легко: опоздали на урок, шумели, оставили класс неубранным. А вот с начислением возникли проблемы - за что поощрять-то, если хорошая учеба или пристойное поведение считается нормой, а не достижением?! В итоге систему баллов так и не ввели.

Сейчас в развитых странах - США, Канаде, Японии, государствах Европы - очень популярна система портфолио. За время учебы ученик накапливает дипломы, свидетельства, сертификаты и так далее - вплоть до отзывов соседей по дому. В Новой Зеландии, по слухам, эта система доведена до национального масштаба, там учитываются достижения за всю жизнь, к этому привязаны и страховка, и кредит. Система портфолио начинает р­аботать и у нас. Правда, в нашем варианте она очень формальная, да и особых преимуществ не дает.

В будущем накопленный багаж достижений станет одним из ключевых элементов системы образования. И тут опять-таки информационные технологии сделают заслуги человека доступными и прозрачными.

Отдельная тема, о которой очень любят говорить эксперты, - внедрение игры в образование и учет игровых достижений. Представьте себе школьника Васю, который целыми днями сидит за компом и играет в «Цивилизацию». Его одноклассница Маша упорно зубрит учебники по обществознанию и древней истории. Вопрос: кто лучше понимает устройство общества? Понятно, что лучшие оценки получит Маша. Но вопрос не в оценках, а именно в понимании. В компьютерной игрушке есть и распределение ресурсов, и внешняя политика, и управление экономикой, и много других важных вещей.

Правильные решения тут же поощряются дополнительными очками. Описание игрушки гласит: «Как лидеру своей нации игроку предстоит создать свое государство, развивать технологию и экономику, налаживать отношения с сопредельными государствами. Можно попробовать себя в роли Линкольна, Наполеона, Сталина и других не менее выдающихся личностей». Чем не обучение общественным наукам и социальным практикам?

Согласно прогнозу, игра должна стать важным элементом образования. И вполне вероятно, что в портфолио б­удущего вместе с дипломом об участии в конкурсе «Русский медвежонок» будет лежать сертификат о прохождении Civilization 8.0.

Тренд 4. Гражданское общество против государственных институтов

Очень важно: учащийся должен перестать быть объектом учебного процесса и стать его субъектом. За этой занудной фразой стоит настоящая трагедия образования, особенно российского. Школьники и студенты отчуждены от своих учебных заведений. Для начальства они не более чем «контингент учащихся», над которым надо произвести некие педагогические действия. Это больше напоминает завод, где вместо шестеренок обтачивают людей. И эти люди воспринимают учебное заведение как нечто чуждое, внешнее. Университет и школа - это не «мы», а «они».

Аналитики АСИ предрекают, что образование будущего станет совершенно иным. Университет и школа станут единым сообществом, где все чему-то обучаются друг у друга, все помогают друг другу развиваться.

Здесь опять-таки стоит обратиться к примеру Летней школы «РР», где принцип «все учат - все учатся» является одним из основополагающих. Сейчас Иван слушает лекцию по научной журналистике, а через полтора часа он встанет с ученической скамьи и займет место лектора, чтобы рассказать об апоптозе клеток, в котором он разбирается лучше всех собравшихся. А потом и преподаватели, и слушатели вместе пойдут мыть посуду, ибо это их общий университет, общая школа, которую они создают все вместе. Здесь нет «мы» и «они», здесь все являются субъектами, а не объектами.

Конечно, такое получается, когда образовательный проект находится вне традиционных государственных институций. Это, скорее, прерогатива гражданского о­бщества. Оно уже порождает альтернативу государству, когда речь заходит о спасении больных детей, сборе гуманитарной помощи или контроле за честностью выборов. Вполне возможно, что оно может захватить и нишу образования.

Гражданские образовательные проекты пока редки, но те, что есть, очень эффективны. Например, «Тотальный диктант» можно рассматривать как альтернативную форму повышения грамотности. Его масштабы впечатляют: сотни тысяч участников, охват всего мира от Камчатки до Калининграда, от Боливии до Новой Зеландии. И это проект абсолютно новый, никак не связанный с традиционными структурами.

Понятно, что волонтеры и гражданские активисты не смогут полностью заменить педагогов. Скорее всего, речь пойдет о конкуренции разных систем - общественной, государственной и коммерческой.

Еще альтернативой нынешним университетам могут стать своего рода холдинги студентов, когда люди объединяются, чтобы получить образование по определенному набору специальностей. И в этом случае деканы и ректоры оказываются не всесильными диктаторами, а всего лишь наемными работниками или избранными представителями.

Тренд 5. Учиться всю жизнь

Еще одна фишка, которую обещают в будущем: образование станет постоянным, непрерывным и тотальным. Н­апример, с помощью образования можно вернуть семьям былое единство. Ведь сейчас папы, мамы, дети, бабушки, дедушки расползлись по своим углам. Порой единственное, что их объединяет всех, - это семейные скандалы.

Идеальная семья будущего должна жить иначе. Сначала проводится семейный форсайт: к чему мы стремимся вместе, к чему стремится каждый из нас, чего мы хотим достичь, каких знаний и умений нам для этого не хватает? Дальше семья превращается в образовательную ячейку общества. Папа читает для всех курс современной истории, сын-подросток учит маму играть на гитаре, дочь-пятиклас­сница объясняет брату нотную грамоту, мама пересказывает то, чему в свои тридцать пять лет научилась на тренинге по гештальт-психологии, а бабушка делится воспоминаниями об организации медицины при Брежневе. Более продвинутый вариант - семьи объединяются между собой, образуются клубы и сообщества. Опять-таки традиционные институты образования оказываются в стороне.

Тренд 6. «Университет миллиардов»

У российских университетов есть поводы для паники. И дело не только в очередных попытках Минобрнауки найти и закрыть вузы с «признаками неэффективности». Если Стэнфордский университет или Массачусетский технологический институт будут конкурировать за студентов с Волчьегонским финансово-педагогическим университетом, несложно догадаться, кто выиграет.

Что такое университетское образование? Это некий а­вторитетный человек - профессор - выходит к аудитории и что-то рассказывает. Аудитория это записывает, а потом сдает экзамен, то есть демонстрирует, что усвоила мысли этого профессора.

Но почему профессор должен обязательно находиться в той же аудитории, что и студенты?! Мы же слушаем м­узыку любимой группы, хотя физически исполнители находятся на другом краю планеты.

Современные технологии позволяют сделать университетское образование доступным вне зависимости от того, где человек находится - в глухой российской деревушке или на Западном побережье США. Характерный пример - проект Coursera, в котором участвуют преподаватели Стэнфордского университета, Калифорнийского технологического института, Принстонского университета и других высокорейтинговых вузов.

Любой желающий может бесплатно получить доступ к видеозаписям лекций по любому из предлагаемых учебных курсов, которых сейчас более четырех сотен: «социальная психология», «машинное зрение», «введение в социологию» и т. д. На момент подготовки этой статьи на Cour­­sera записались 4 442 445 человек со всего мира, включая Россию. Понятное дело, когда курс «Теория автоматов» ч­итает профессор Джеффри Ульман, который в свое время получил медаль Джона фон Неймана «За создание основ теории автоматов», то это круче, чем лекция печального доцента из провинциального института.

Не исключено, что такие наднациональные «университеты миллиардов» могут всерьез потеснить традиционные вузы. Но здесь встает вопрос: а как проверять полученные знания? Здесь как минимум два пути. Первый - задействовать возможности искусственного интеллекта. Системы анализа текста вполне способны оценить даже творческие работы типа эссе или раздела «С» в ЕГЭ. Другой вариант основывается на социальных сетях. Одни студенты проверяют других, образуется класс добровольных тьюторов и наставников. При желании каждый профессор или успешный специалист может создать свою армию с офицерами, гвардейцами, резервистами, новобранцами и т.д.

В прогнозах АСИ очень много говорится про виртуальные миры и планетарные сети. Наверное, за этим действительно будущее. Но тут же начнет образовываться д­ефицит реального общения. Ведь хороший профессор не только зачитывает лекции. Он общается со студентами, реагирует на их мимику, показывает свои модели поведения. Это и есть настоящее образование. И в будущем возможно появление очень-очень элитных структур, в которых преподаватели, как во времена Античности, будут прогуливаться по реальным садам с реальными студентами. Ведь даже то, как профессор посмотрел вслед проходящей девушке, тоже является важным социализирующим опытом для его учеников.

Тренд 7. Взлет и падение прогресса. А потом опять взлет

На экране график. Кривая начинается где-то в районе 2010 года и стремительно идет вверх. Рядом пояснения: «Осознание кризиса образования», «Мода на технологические решения», «Поиск ответов в информационно-коммуникационных технологиях».

Возле 2017-го кривая достигает пика и скатывается вниз: «Схлопывание рынка типовых замещающих решений. Прорыв решений, создающих новые стандарты. В­ойны стандартов и форматов. Инфраструктура нового образования - следующее поколение ИКТ». После этого график вновь прыгает вверх, максимальные значения видны около 2025 года: «Новое образование становится б­азовой инфраструктурой в развитых странах».

Такой эффект «двойного горба» характерен для множества инновационных секторов. Бизнесы, остающиеся после «схлопывания» пузыря, задают стандарт отрасли, - поясняют эксперты АСИ.

Подобное в истории случалось не раз. Когда интернет-технологии росли как на дрожжах. Была эйфория. А потом раз - и случился в 2000 году знаменитый «крах д­откомов», когда разом рухнули акции телекоммуникационных и компьютерных компаний. И ничего. К сегодняшнему дню мы вполне себе пользуемся и компьютерами, и интернетом, и прочими технологическими штуками. Скорее всего, «образование будущего» ждет та же самая судьба. И то, что сейчас кажется неуклюжей модой, к 2030 году окажется нормой.

«В России есть пренебрежение к IT-сфере, влиятельные люди на очень большом верху считают ее чем-то несерьезным. Но в последние 50 лет вся основная отдача капитала идет из IT, все технологические прорывы происходят именно там. Даже в армии главный тренд сейчас — системы управления и координации на поле боя».

Евгений Кузнецов, директор департамента стратегических коммуникаций ОАО «РВК»

«Важно, что люди приняли общее решение о будущем и верят, что оно будет таким. Приказом чиновника нельзя изменить систему в лучшую сторону. Нужна идеология — как в начале XX века партия большевиков верила в коммунизм и это позволяло им координировать свою деятельность по захвату власти. У нас идеология не политическая, а технократическая».

Дмитрий Песков, руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, один из авторов проекта «Образование-2030»

«Мы хотим дать ответ на вызов, который стоит перед всем миром!.. К 2025 году мы прогнозируем исчезновение привычных нам форм образования — они будут заменены чем-то другим».

Павел Лукша — директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково», один из авторов проекта «Образование-2030»

О.А. Матвейчев

Вместо того, чтобы спорить, подходит нам болонская система или нет, лучше самим создать такую систему образования, которой будет подражать весь мир.

В своё время отг-ре-ме-ли жар-кие ба-та-лии по по-во-ду пе-ре-хо-да на «бо-ло-нс-кую сис-те-му», сти-ха-ет ка-но-на-да боёв вок-руг ЕГЭ, но ни-как не ухо-дит те-ма ре-форм об-ра-зо-ва-ния из по-ве-ст-ки дня. Те-перь вся об-ще-ст-вен-ность оза-бо-че-на воп-ро-сом о но-вом за-ко-не, раз-ре-ша-ю-щем плат-ные пред-ме-ты и об-ра-зо-ва-тель-ные ус-лу-ги. Дес-кать, это сде-ла-ет об-ра-зо-ва-ние плат-ным… Лич-но мне не хо-чет-ся да-же спо-рить на эту те-му: плат-ным, бесп-лат-ным, бо-ло-нс-кая сис-те-ма или со-ве-тс-кая, тес-то-вая сис-те-ма ЕГЭ или сме-шан-ная, нес-коль-ко ВУ-Зов в стра-не или в каж-дом се-ле бу-дет по ВУ-Зу... всё это дис-кус-сии из ка-ко-го-то на-ча-ла 90-х го-дов. Ме-ня всё вре-мя не по-ки-да-ет ощу-ще-ние, что по-ве-ст-ка дня, как за-да-на бы-ла 20 лет на-зад, так её упор-но и при-дер-жи-ва-ют-ся раз-ные дис-ку-ти-ру-ю-щие груп-пы. Дос-та-точ-но иметь внут-ри этой по-ве-ст-ки по-зи-цию и боль-ше ни о чём не ду-мать, ни-че-го не чи-тать. На-ша по-ли-ти-чес-кая эли-та мен-таль-но заст-ря-ла в на-ча-ле 90-х и её проб-ле-ма-ти-ке, и ес-ли она не рас-ши-рит свои умствен-ные го-ри-зон-ты, то, бо-юсь, и ре-фор-ми-ро-вать в ско-ром бу-ду-щем бу-дет не-че-го.

Пер-вое, что над-ле-жит пе-ре-ос-мыс-лить - это са-мо от-но-ше-ние к об-ра-зо-ва-нию. Се-год-ня оно у нас яв-ля-ет-ся «со-ци-ал-кой», то есть, ка-кой-то наг-руз-кой на бюд-жет и эко-но-ми-ку, стать-ёй для иж-ди-вен-цев, бюд-жет-ни-ков, стать-ёй зат-рат-ной, ко-то-рую мож-но уве-ли-чи-вать, толь-ко ес-ли мно-го за-ра-ба-ты-ва-ешь, как в слу-чае с ка-кой-то рос-кошью. Во-об-ще, на-ли-чие хоть ка-ких-то плат-ных эле-мен-тов в сис-те-ме об-ра-зо-ва-ния, как бы го-во-рит всем граж-да-нам от име-ни го-су-да-р-ства: об-ра-зо-ва-ние нуж-но вам, а не нам, по-э-то-му граж-да-не за не-го и долж-ны пла-тить. Ес-ли же по-нять дру-гое, а имен-но, что:
1. Об-ра-зо-ва-ние - не зат-ра-ты, а то, что соз-да-ёт сто-и-мость в но-вей-шей эко-но-ми-ке и эко-но-ми-ке бу-ду-ще-го, не-пос-ре-д-ствен-но вли-я-ет на ВВП го-су-да-р-ства и на ли-де-р-ство го-су-да-р-ства на ми-ро-вой аре-не.
2. Об-ра-зо-ван-ные лю-ди есть ос-но-ва го-су-да-р-ства, его ста-биль-нос-ти и проц-ве-та-ния, преж-де все-го, а также ос-но-ва гу-ма-ни-тар-но-го, ис-то-ри-чес-ко-го ли-де-р-ства го-су-да-р-ства на меж-ду-на-род-ной аре-не.
3. Сфе-ра об-ра-зо-ва-ния - мес-то, где восп-ро-из-во-дят-ся, про-се-и-ва-ют-ся и ку-ют-ся кад-ры, го-су-да-р-ствен-ные в том чис-ле.

Вто-рое, что плав-но вы-те-ка-ет из пер-во-го - по-ни-ма-ние, что Ми-нис-те-р-ство об-ра-зо-ва-ния долж-но быть пе-ре-и-ме-но-ва-но в Ми-нис-те-р-ство Бу-ду-ще-го. Ка-ко-ва на-ша об-ра-зо-ва-тель-ная сис-те-ма сей-час, та-ко-ва на-ша стра-на че-рез 20 лет. Это ак-си-о-ма, ес-ли мы по-ни-ма-ем, что эти тра-ты на об-ра-зо-ва-ние есть не что иное, как ин-вес-ти-ции или ре-ин-вес-ти-ции го-су-да-р-ства в своё бу-ду-щее во-об-ще, в свою по-ли-ти-чес-кую ста-биль-ность, су-ве-ре-ни-тет и ге-ге-мо-нию, в эко-но-ми-чес-кое проц-ве-та-ние в но-вой эко-но-ми-ке. А сле-до-ва-тель-но, тра-ты на об-ра-зо-ва-ние долж-ны вы-рас-ти в пре-де-ле до 30% бюд-же-та го-су-да-р-ства, то есть, в 10 раз. Мы долж-ны тра-тить на об-ра-зо-ва-ние не мень-ше, чем на обо-ро-ну, а с учё-том из-ве-ст-ной фра-зы, что «вой-ну вы-иг-ры-ва-ет школь-ный учи-тель», это бо-лее чем це-ле-со-об-раз-но. Кро-ме то-го, об-ра-зо-ва-ние вы-пол-ня-ет и не-пос-ре-д-ствен-ную обо-рон-ную функ-цию: го-су-да-р-ство, ко-то-рое яв-ля-ет-ся гу-ма-ни-тар-ным и ин-но-ва-ци-он-ным ли-де-ром, ник-то не хо-чет за-во-ё-вы-вать, оно без-мо-лв-но са-мо за-во-ё-вы-ва-ет всех сво-им пре-вос-хо-дя-щим уров-нем куль-ту-ры.

Третье, что сле-ду-ет из вто-ро-го - в об-ра-зо-ва-ние мы долж-ны прив-лечь или вер-нуть са-мые луч-шие кад-ры. Се-год-ня, пря-мо ска-жем, у нас си-ту-а-ция такова, что при име-ю-щих-ся зарп-ла-тах в шко-ле и ВУ-Зах ра-бо-та-ют лю-ди, ко-то-рые боль-ше ниг-де не вост-ре-бо-ва-ны. Поч-ти все они, с точ-ки зре-ния нас-то-я-щих про-фес-си-о-на-лов, ра-бо-та-ю-щих в биз-не-се или в на-у-ке, есть на-уч-ные или карь-ер-ные не-у-дач-ни-ки, сог-ла-сив-ши-е-ся ра-бо-тать за ко-пей-ки. На-до, что-бы ра-бо-та в шко-ле бы-ла нас-толь-ко вы-со-ко-оп-ла-чи-ва-е-мой и прес-тиж-ной (а ка-кой ей быть, ес-ли имен-но здесь куёт-ся бу-ду-щее го-су-да-р-ства, которое мы мо-жем до-ве-рить толь-ко са-мым луч-шим лю-дям, а не без-да-рям), что в шко-лу стре-ми-лись бы ве-ду-щие пе-да-го-ги.

Четвёртое. Впро-чем, са-ма шко-ла долж-на быть иной. Она долж-на пол-ностью из-ме-нить-ся в со-от-ве-т-ствии с сов-ре-мен-ны-ми тех-но-ло-ги-чес-ки-ми, гу-ма-ни-тар-ны-ми и со-ци-аль-ны-ми дос-ти-же-ни-я-ми. По-ра-зи-тель-но, но до сих пор у нас гос-по-д-ству-ет ста-рин-ная клас-сно-уроч-ная сис-те-ма Яна Амо-са Ка-ме-нс-ко-го (впро-чем, её кор-ни мож-но прос-ле-дить до са-мо-го ран-не-го сред-не-ве-ковья). На уро-ках мы учим-ся шаб-лон-но, мы учим-ся пов-то-рять, зуб-рить… Мы не учим-ся ис-кать и де-лать отк-ры-тия, мы не учим-ся тво-рить. Шко-ла, я бы ска-зал боль-ше, уби-ва-ет всё твор-чес-кое, она да-же спе-ци-аль-но уст-ро-е-на для это-го. Неда-ром некоторые луч-шие лю-ди ХХ ве-ка, - хоть в на-у-ке, хоть в биз-не-се, хоть в куль-ту-ре, - сох-ра-ни-ли стой-кую неп-ри-язнь к шко-ле, а мно-гие бы-ли неуспевающими.
Пе-да-го-ги-чес-кое но-ва-то-р-ство долж-но стать не иск-лю-че-ни-ем, а пра-ви-лом. Пе-да-гог, ко-то-рый не за-па-тен-то-вал но-вую ме-то-ди-ку, - во-об-ще не дол-жен быть д-опу-щен к де-тям, - раз он сам уме-ет толь-ко ко-пи-ро-вать чу-жое, то и спо-со-бен толь-ко на-у-чить ко-пи-ро-вать. Не хва-тит на всех та-ких учи-те-лей? А мо-жет, те-перь их столь-ко и не на-до?

Пятое. Но-вые тех-но-ло-гии прек-рас-но по-мо-га-ют боль-шо-му ко-ли--че-ст-ву лю-дей по-лу-чать дос-туп к лек-ци-ям, се-ми-на-рам и пе-да-го-ги-чес-ким ма-те-ри-а-лам луч-ших пе-да-го-гов. Гру-бо го-во-ря, в каж-дом ВУ-Зе сей-час мы име-ем нес-коль-ко «звёзд» рос-сийс-ко-го или ми-ро-во-го уров-ня и 75% пе-да-го-ги-чес-ко-го бал-лас-та.
По-че-му бы уже сей-час не за-пи-сы-вать все лек-ции и се-ми-на-рс-кие за-ня-тия всех «звёзд» по лю-бо-му пред-ме-ту на ка-ме-ру и не транс-ли-ро-вать в он-лай-не? И, нап-ри-мер, бу-ду-щий фи-зик бу-дет учить-ся не у быв-ших тро-еч-ни-ков (в са-мом пло-хом смыс-ле это-го сло-ва), а ны-не «сереньких» до-цен-тов, а пря-мо у ака-де-ми-ков и про-фес-со-ров физ-фа-ка МГУ или МФТИ.
Ка-ких фи-зи-ков сей-час пло-дят треть-е-со-рт-ные ВУ-Зы? Толь-ко треть-е--сорт-ных. Ес-ли мы со-бе-рём в он-лай-не всех луч-ших пре-по-да-ва-те-лей стра-ны по каж-до-му пред-ме-ту и имен-но они бу-дут чи-тать в он-лай-не лек-ции для сту-ден-тов со-от-ве-т-ству-ю-щей спе-ци-аль-нос-ти, мы рез-ко по-вы-сим ка-че-ст-во сту-ден-тов.
Это поз-во-лит действи-тель-но сок-ра-тить часть пре-по-да-ва-тельс-ко-го сос-та-ва или ис-поль-зо-вать его на се-ми-на-рах, на до-вод-ках… Впро-чем, с ВУ-За-ми мы по-то-ро-пи-лись… В кор-не долж-на из-ме-нить-ся ме-то-ди-ка пре-по-да-ва-ния уже в шко-ле.

Шес-тое на-ше пред-ло-же-ние. Ин-тер-нет не дол-жен убить живое общение ученика с учителем. Лек-ции в он-лайн от луч-ших пре-по--да-вате-лей стра-ны- это де-серт, а вот пос-то-ян-ная ра-бо-та долж-на быть, что на-зы-ва-ет-ся, на све-жем воз-ду-хе. Возь-мём пре-по-да-ва-ние ис-то-рии. Древ-ний Еги-пет мы долж-ны про-хо-дить… в Егип-те, воз-ле пи-ра-мид, Ве-ли-кий Нов-го-род - на рас-коп-ках Рю-ри-ко-ва го-ро-ди-ща, а фран-цу-зс-кую ре-во-лю-цию - в Па-ри-же. Хи-ми-чес-кие опы-ты мы долж-ны ста-вить пря-мо в КБ и на за-во-дах, в изоб-ре-та-тельс-ких цент-рах и т.д.
Я уж мол-чу про изу-че-ние язы-ков, ко-то-рое долж-но ид-ти в язы-ко-вой сре-де. До-ро-го? Да, до-ро-го-ва-то, но не бу-дем за-бы-вать о воз-мож-нос-тях со-ци-аль-ных се-тей. Ес-ли мы жи-вем в эпо-ху гло-ба-ли-за-ции, зна-чит, все шко-лы ми-ра мож-но увя-зать в со-от-ве-т-ству-ю-щую сеть, пусть к нам пос-то-ян-но в не-кие школь-ные гос-ти-ни-цы при-ез-жа-ют ин-ду-сы и ла-ти-но-а-ме-ри-кан-цы, пусть учат тут не-де-ля-ми рус-ский язык и смот-рят на-ше Зо-ло-тое Коль-цо, Бай-кал, Ар-ка-им, Санкт-Пе-тер-бург, Се-вер, Кав-каз… тут и ис-то-рия, и ге-ог-ра-фия, и про-чее. А мы в это вре-мя бу-дем ез-дить к ним. Тра-ты толь-ко на би-ле-ты. Это уже ис-поль-зу-ет-ся в ту-рис-ти-чес-ких об-ме-нах, это ис-поль-зу-ет-ся и в элит-ных шко-лах, в бу-ду-щем это на-до сде-лать пра-ви-лом. Всё рав-но до-ро-го? Поз-воль-те, но ведь мы на-ча-ли с то-го, что у нас на об-ра-зо-ва-ние бу-дет тра-тить-ся не 3%, как сей-час, а 30, и что-бы ввес-ти та-кую прак-ти-ку во все шко-лы, хва-тит и 10% бюд-же-та… Плюс (речь идет не толь-ко о турпо-езд-ках) де-ти долж-ны обу-чать-ся на про-из-во-д-стве, в фир-мах и т.д. Они там бу-дут что-то эле-мен-тар-ное де-лать, а зна-чит, уже с ран-не-го воз-рас-та за-ра-ба-ты-вать, пусть не для се-бя, а для своей шко-лы для на-ча-ла.

Седь-мое. Об-ра-зо-ва-ние долж-но на-чи-нать-ся с бо-лее ран-не-го воз-рас-та. Нам нуж-но из-ба-вить-ся от глу-пой «гу-ма-нис-ти-чес-кой пси-хо-ло-гии» (ко-то-рую, кста-ти, я под-верг кри-ти-ке в кни-ге «Ан-ти-пси-хо-ло-гия») и прек-ра-тить го-во-рить о том, что «ре-бё-нок ус-та-ёт», что «не на-до ли-шать его детства» и про-чее. Вся эта борь-ба за пра-ва ре-бён-ка при-во-дит к то-му, что у нас рас-тут де-ге-не-ра-ты и ин-фан-ти-лы, ка-ко-вы-ми, кста-ти, пол-на Ев-ро-па, пер-вая внед-рив-шая у се-бя эти нор-мы. Дан-ные ант-ро-по-ло-гии и ней-ро-фи-зи-о-ло-гии го-во-рят, что имен-но в ран-нем воз-рас-те мозг че-ло-ве-ка раз-ви-ва-ет-ся осо-бен-но быст-ро и его удель-ный вес по от-но-ше-нию к те-лу на-и-бо-лее ве-лик, имен-но в детстве ре-бё-нок лег-ко мо-жет за-пом-нить до 8 язы-ков и обу-ча-ет-ся са-мым важ-ней-шим уме-ни-ям: во-об-ра-же-нию, твор-чес-ким спо-соб-нос-тям и т.д. Меж-ду тем, из-ве-ст-но, что вся-кие «ма-уг-ли», ко-то-рых пы-та-лись вос-пи-ты-вать пос-ле пя-ти лет, уже не под-да-ва-лись вос-пи-та-нию, что-то внут-ри них «зак-ры-ва-лось» нав-сег-да. Да что да-ле-ко хо-дить! По собствен-ным де-тям я за-ме-тил, что в ран-нем воз-рас-те они прос-то тя-нут-ся к уче-нию, всем из-вес-тен фе-но-мен «по-че-му-чек» в 5 лет. В 6 лет все де-ти са-ми вы-у-чи-лись чи-тать, хо-те-ли знать всё на све-те, приш-ли в пер-вый класс, и там им в ре-зуль-та-те на-шей гу-ман-ной пси-хо-ло-гии обес-пе-чи-ва-ли та-кой рас-сла-бон, что они учи-лись пер-вое вре-мя шу-тя. При-вык-нув за нес-коль-ко лет к ма-лым тре-бо-ва-ни-ям и к то-му, что мож-но ни к че-му не го-то-вить-ся, и всё за пять ми-нут до уро-ка уз-нать и рас-ска-зать, в сред-ней шко-ле де-ти стал-ки-ва-лись с воз-рос-шей наг-руз-кой и рез-ко «съ-ез-жа-ли» в уче-бе. Даль-ше - ху-же. Ког-да в 12- 18 лет де-тей на-чи-на-ют ин-те-ре-со-вать по-ло-вые и со-ци-аль-ные от-но-ше-ния боль-ше, чем воп-ро-сы три-го-но-мет-рии, им на-чи-на-ют тон-на-ми вы-ва-ли-вать на го-ло-вы ма-те-ри-ал аб-со-лют-но не-ин-те-рес-ный и уже неус-ва-и-ва-е-мый. Де-ти ли-бо про-тес-ту-ют, ли-бо на-чи-на-ют зуб-рить. И то, и дру-гое па-губ-но.
Учить, и мно-го учить, на-до имен-но тог-да, ког-да ре-бё-нок это-го боль-ше все-го хо-чет с 3-4 лет до 12-13. Ес-те-ст-вен-но, фор-мы обу-че-ния для де-тей долж-ны быть осо-бы-ми, так же, как долж-ны из-ме-нить-ся фор-мы ра-бо-ты с под-ро-ст-ка-ми; осо-бен-нос-ти их воз-рас-та долж-ны не про-ти-во-ре-чить учё-бе, а быть за-дей-ство-ва-ны в учеб-ном про-цес-се. Се-год-ня мы те-ря-ем «зо-ло-тое вре-мя» для обу-че-ния и наг-ру-жа-ем де-тей тог-да, ког-да груз для них не-вы-но-сим. Мы су-дим о ре-бён-ке по фи-зи-чес-ко-му раз-ви-тию (чем здо-ро-вее он сам- тем боль-ше спо-со-бен вы-нес-ти), тог-да как раз-ви-тие спо-соб-нос-тей мыш-ле-ния идет в пря-мо про-ти-во-по-лож-ном нап-рав-ле-нии- чем оно мо-ло-же, тем оно силь-ней (эту муд-рость, кста-ти, знал еще Лао Цзы).

Вось-мое. Мно-гим из-ве-ст-на так на-зы-ва-е-мая «пи-ра-ми-да обу-че-ния». Гру-бо го-во-ря, из про-чи-тан-но-го текс-та ус-ва-и-ва-ет-ся 10% ин-фор-ма-ции, из уви-ден-но-го - 25 %, из дис-кус-сии - 50%, из прак-ти-ки, экс-пе-ри-мен-та - 75%, и 99% ин-фор-ма-ции ус-ва-и-ва-ет-ся из... «обу-че-ния дру-гих». Мы все зна-ем, что толь-ко тог-да по-ни-ма-ешь вещь по-нас-то-я-ще-му, ког-да объ-яс-ня-ешь её дру-го-му. Знать-то мы зна-ем, но это ма-ло ис-поль-зу-ет-ся у нас в шко-ле. Меж-ду тем, нас-тав-ни-че-ст-во долж-но стать фун-да-мен-таль-ной ос-но-вой об-ра-зо-ва-ния. Гру-бо го-во-ря, пер-вок-ла-с-сни-ков долж-ны обу-чать пя-ти-к-лас-сни-ки, пя-тик-ла-с-сни-ков - вось-мик-ла-с-сни-ки, вось-мик-ла-с-сни-ков - де-ся-тик-ла-с-сни-ки и т.д. Ну, ска-жи-те, кто до-ход-чи-вее и на сво-ем язы-ке объ-яс-нит что угод-но под-ро-ст-ку, - чуть бо-лее стар-ший и ав-то-ри-тет-ный для не-го под-рос-ток или дама весьма солидного возраста - «пре-по-да-ва-тель с 50-лет-ним ста-жем»? Луч-ше объ-яс-нит под-рос-ток под-ро-ст-ку. Ма-ло то-го, что луч-ше объ-яс-нит - сам на-ко-нец-то пой-мет, что объ-яс-ня-ет. Плюс со-ци-аль-ная от-ве-т-ствен-ность юно-го вос-пи-та-те-ля бу-дет в нём вос-пи-ты-вать-ся па-рал-лель-но, плюс эко-но-мия на учи-те-лях в шко-ле, плюс (пос-коль-ку нас-тав-ни-ков мно-го, а не один учи-тель на 30 че-ло-век) мож-но фор-ми-ро-вать ма-лые клас-сы и груп-пы, в ко-то-рых, как за-ме-че-но, ка-че-ст-во обу-че-ния всег-да луч-ше и ин-ди-ви-ду-аль-нее, че-ло-век не те-ря-ет-ся в кол-лек-ти-ве, он боль-ше ра-бо-та-ет.

Де-вя-тое. В свя-зи с этим воз-ни-ка-ет проб-ле-ма сво-е-го ро-да «та-бе-ли о ран-гах» или неп-ре-рыв-ной лест-ни-цы об-ра-зо-ва-ния, на-чи-на-ю-щей-ся с ран-не-го детства и за-кан-чи-ва-ю-щей-ся… в ста-рос-ти. У нас сей-час сис-те-ма, ко-то-рая пред-по-ла-га-ет, что за-кон-чив ВУЗ, че-ло-век за-кан-чи-ва-ет об-ра-зо-ва-ние. Те, кто идут в кан-ди-да-ты и док-то-ра - это уже ака-де-ми-чес-кая на-у-ка, осо-бый класс лю-дей. На са-мом де-ле, нас-то-я-щее обу-че-ние про-дол-жа-ет-ся всю жизнь, и че-ло-век мо-жет пос-то-ян-но по-вы-шать ква-ли-фи-ка-цию и открывать се-бе но-вые возможности и перспективы. Эти зва-ния мо-гут быть ос-но-ва-ни-ем для по-вы-ше-ния зарп-ла-ты, прод-ви-же-ния по служ-бе и так да-лее.
В последние несколько десятков лет человек уже не может всю жизнь работать, не пополняя существенно свой багаж знаний, не повышая квалификацию, а зачастую приходится изменять и специализацию. По-э-то-му ВУЗ, ко-то-рый да-ёт один дип-лом и од-ну спе-ци-аль-ность, без-на-дёж-но отс-тал от жиз-ни.
ВУЗ се-год-ня да-ёт толь-ко теорию, часто оторванную от жизни - на-до чест-но приз-нать это. Нас-то-я-щие навыки и «живые» знания мы по--лу--ча-ем на прак-ти-ке. На ра-бо-те в фир-мах, на предп-ри-я-ти-ях, на спе-ци-аль-ных обу-ча-ю-щих се-ми-на-рах (иног-да все-го од-нод-нев-ных), в ин-тер-не-те, в спе-ци-аль-ной ли-те-ра-ту-ре, на-пи-сан-ной прак-ти-ка-ми «по го-ря-чим сле-дам»... Всё это сей-час бес-сис-тем-но и учи-ты-ва-ет-ся при при-ё-ме на ра-бо-ту кад-ро-вой служ-бой весь-ма субъ-ек-тив-но.
На-до сде-лать так, что-бы по-лу-ча-е-мый опыт, прой-ден-ные се-ми-на-ры и оп-ции слу-жи-ли ос-но-ва-ни-ем для при-суж-де-ния раз-лич-ных об-ра-зо-ва-тель-ных ран-гов. Та-кая, до-воль-но-та-ки мно-гос-ту-пен-ча-тая мо-дель, нап-ри-мер, су-ще-ст-во-ва-ла в ки-тайс-кой им-пе-рии и прек-рас-но ра-бо-та-ла сто-ле-ти-я-ми. Она по-мо-га-ла ори-ен-ти-ро-вать-ся и, кста-ти, де-ла-ла проз-рач-ны-ми со--ци-аль---ные от-но-ше-ния. Гру-бо го-во-ря, не мог сы-нок ми-ни-ст-ра вне-зап-но стать ге-не-раль-ным ди-рек-то-ром за-во-да, не мо-жет доч-ка пре-зи-ден-та, не по-бы-вав мэ-ром и гу-бер-на-то-ром, ока-зать-ся в крес-ле со-вет-ни-ка это-го же са-мо-го пре-зи-ден-та, не мо-жет да-же в прос-той част-ной фир-ме од-нок-ла-с-сник уч-ре-ди-те-ля быть за-мом ге-не-раль-но-го ди-рек-то-ра, а кан-ди-дат на-ук - экс-пе-ди-то-ром.
Каж-дый, в те-че-ние жиз-ни, кро-ме то-го, стре-мил-ся бы по-вы-шать свой ста-тус, - обу-чать-ся, пос-то-ян-но за-щи-щать свой ранг, про-хо-дить ис-пы-та-ния. Луч-ше все-го де-лить об-ра-зо-ва-ние на квад-ры. С 2 до 6 лет - раз-ви-тие во-об-ра-же-ния, твор-чес-ких спо-соб-нос-тей, обу-че-ние язы-кам, на-чаль-ное обу-че-ние чте-нию, пись-му, эле-мен-тар-но-му счё-ту. С 6 до 10 лет - вре-мя «по-че-му-чек» - мак-си-маль-ный объ-ём ин-фор-ма-ции ми-ро-во-з-зрен-чес-ко-го ха-рак-те-ра по фи-зи-ке, ис-то-рии, геогрфии. С 10 до 14 лет - упор на со-ци-аль-ные на-у-ки, эти-ку, эко-но-ми-ку, пси-хо-ло-гию и т.п., при-чём, всег-да в прак-ти-чес-ком жиз-нен-ном ва-ри-ан-те. С 14 до 18 лет- то, что мож-но наз-вать «аб-со-лют-ным зна-ни-ем» - то есть, ис-ку-с-ствоведение, ос-но-вы ре-ли-гии, фи-ло-софия,- имен-но то, что ин-те-ре-су-ет в это вре-мя юно-шей. С 18 до 22 - на-ча-ло спе-ци-а-ли-за-ции (кста-ти, спе-ци-а-ли-зи-ро-вать-ся долж-ны не по лож-но-му нап-рав-ле-нию, ти-па «лирики» и «физики», а по трём нап-рав-ле-ни-ям: на-у-ки о при-ро-де - фи-зи-ка, хи-мия, ме-ди-ци-на, пси-хо-ло-гия, тех-ни-ка; на-у-ки об об-ще-ст-ве - по-ли-ти-ка, эко-но-ми-ка, ме-не-дж-мент, ис-то-рия; и на-у-ки об аб-со-лют-ном - все ви-ды ис-ку-с-ства, все ви-ды бо-гос-ло-вия и фи-ло-со-фии). Спе-ци-а-ли-за-ция уже ве-дёт к дип-ло-му ба-ка-лав-ра, с 22 до 26 лет - дип-лом ма-ги-ст-ра, с 26 до 30 - дип-лом кан-ди-да-та, с 30 до 34 - дип-лом док-то-ра и так да-лее до 60-70 лет.
При-чём, низ-шие сте-пе-ни при-суж-да-ют-ся сте-пенью, сто-я-щей на од-ну или две сту-пе-ни вы-ше. Че-ло-ве-ка на-до по-ощ-рять и зас-тав-лять обу-чать-ся всю жизнь, он дол-жен стре-мить-ся сам (или это должно быть обеспечено законодательно) на-би-рать каж-дые че-ты-ре го-да нуж-ное ко-ли-че-ст-во кур-сов и прак-ти-ки, так же, как сей-час мы, гру-бо го-во-ря, обя-за-ны учить-ся в шко-ле. Ко-неч-но, бу-дут те, кто бу-дет тор-мо-зить, не ус-пе-вать и ос-та-вать-ся на вто-рой год, при-чём, чем стар-ше, тем та-ких бу-дет боль-ше, но та-ким об-ра-зом они са-ми се-бя бу-дут ос-тав-лять как бы на дне, чувство-вать не про-шед-ши-ми со-ци-аль-ные фильт-ры и тес-ты, а зна-чит, не име-ю-щи-ми пра-во на бо-лее жир-ный ку-сок об-ще-ст-вен-но-го пи-ро-га.

Де-ся-тое. До-пус-тим, мы соз-да-дим луч-шую сис-те-му об-ра-зо-ва-ния. А не по-лу-чит-ся ли так, как про-ис-хо-дит и сей-час: не будем ли мы готовить кадры для раз-ви-тых стран? Не убе-гут ли все на-ши ге-нии в Аме-ри-ку или, ска-жем, Ки-тай? Во-пер-вых, на-до ска-зать, что в перс-пек-ти-ве стра-на с но-вой сис-те-мой об-ра-зо-ва-ния ста-нет и гу-ма-ни-тар-ным, и тех-ни-чес-ким и эко-но-ми-чес-ким ли-де-ром ми-ра, и бе-жать бу-дут сю-да, хотя это не от-ме-ня-ет ус-ло-вия, по ко-то-ро-му сис-те-ма об-ра-зо-ва-ния долж-на вы-да-вать не толь-ко про-фес-си-о-на-лов, но и пат-ри-о-тов!
Ог-ром-ной бе-дой, обер-нув-шей-ся тра-ге-ди-ей для на-шей стра-ны, был тех-нок-ра-ти-чес-кий пе-ре-кос в со-ве-тс-ком об-ра-зо-ва-нии. Бу-дем чест-ны-ми, за ре-фор-мы Ель-ци-на и Чу-бай-са го-ло-со-ва-ли все на-у-ког-ра-ды, они же ру-коп-лес-ка-ли и бе-ло-ве-жс-ким сог-ла-ше-ни-ям.
Все ин-же-не-ры, фи-зи-ки и ма-те-ма-ти-ки ока-за-лись без-за-щит-ны пе-ред до-воль-но при-ми-тив-ны-ми ма-ни-пу-ля-ци-я-ми. За-пад-ное об-ра-зо-ва-ние, осо-бен-но элит-ное, ис-хо-ди-ло из мак-си-мы, ко-то-рую фор-му-ли-ро-вал ещё Арис-то-тель, - сво-бод-ный че-ло-век обу-ча-ет-ся сво-бод-ным ис-ку-с-ствам и гу-ма-ни-тар-ным пред-ме-там, тех-ни-чес-кие дис-цип-ли-ны - удел ра-ба. По-э-то-му ма-ни-пу-ля-то-ры-гу-ма-ни-та-рии иг-ра-ли с на-шей тех-ни-чес-кой ин-тел-ли-ген-ци-ей, как кош-ки с мыш-ка-ми.
Тех-нок-ра-ты ча-ще все-го ста-но-ви-лись и ста-но-вят-ся лёг-кой до-бы-чей все-воз-мож-ных сект и лже-на-ук, у них не раз-вит со-от-ве-т-ству-ю-щий гу-ма-ни-тар-ный вкус и им-му-ни-тет, лю-бая ме-та-фи-зи-ка за-ра-жа-ет их сра-зу и нав-сег-да, тог-да как гу-ма-ни-та-рий в пе-ри-од обу-че-ния ус-пе-ва-ет иметь де-ло с де-сят-ком ме-та-фи-зик, от-ри-ца-ю-щих друг дру-га и оди-на-ко-во ис-тин-ных.
Мож-но спо-рить о пре-и-му-ще-ст-вах раз-но-го об-ра-зо-ва-ния, но все долж-ны приз-нать, что го-су-да-р-ство должно быть за-ин-те-ре-со-ван-о в том, что-бы его граж-да-не бы-ли пат-ри-о-та-ми, а зна-чит, за-ин-те-ре-со-ван-о в том, что-бы ис-то-рия стра-ны преподавалась в объёме, не меньшем, чем преподаётся математика.
Мы граж-дан ка-ко-го, ма-те-ма-ти-чес-ко-го, го-су-да-р-ства рас-тим??? Де-вя-нос-то про-цен-тов то-го, что мы учим в шко-ле, мы за-бы-ва-ем уже че-рез год, и оно нам в жиз-ни не при-гож-да-ет-ся, мы в шко-лах, - в срав-не-нии с ос-таль-ным ми-ром, - учим ес-те-ст-вен-ные на-у-ки на уров-не кол-лед-жей, а по-том, бла-го-да-ря это-му... на-ши ум-ные учё-ные едут в те же Анг-лии и Ка-на-ды обс-лу-жи-вать их гу-ма-ни-та-ри-ев, спе-ци-а-лис-тов по уп-рав-ле-нию и мар-ке-тин-гу.
Мы долж-ны с ран-них лет учить об-ще-ст-во-ве-де-ние и пра-во. По-че-му в стра-не пра-во-вой ни-ги-лизм? По-то-му, что мы во-об-ще не зна-ем за-ко-нов, мы не зна-ем уст-рой-ства го-су-да-р-ствен-ной сис-те-мы, конс-ти-ту-ции, не зна-ем, кто в стра-не за что от-ве-ча-ет, по-э-то-му чуть что - ва-лим всё на Пре-зи-ден-та.
Такие пред-ме-ты, как ис-то-рия, род-но-й язы-к, ли-те-ра-ту-ра, об-ще-ст-во-ве-де-ние, пра-во-ве-де-ние яв-ля-ют-ся гражданиногосударствообразующим и долж-ны за-ни-мать не ме-нее по-ло-ви-ны объ-ё-ма все-го пре-по-да-ва-ния.
Вот в ка-ких нап-рав-ле-ни-ях на-до ду-мать! А мы всё раз-мыш-ля-ем: ко-пи-ро-вать нам бо-ло-нс-кую сис-те-му или нет?
Мы долж-ны са-ми соз-дать та-кую сис-те-му, ко-то-рую все за-хо-тят ско-пи-ро-вать у нас!!!

В России цифровая экономика имеет потенциал к тому, чтобы вырасти втрое к 2025 году - с увеличением ВВП страны на 4,1–8,9 трлн рублей . Причина этих изменений – меняющееся потребительское поведение людей. Меняется то, что они дают рынку – данные о себе, собираемые гаджетами. И получают взамен максимально точно подобранное для них предложение.

Так, укореняется экономика совместного потребления. К 2025 году её объём обещает увеличиться двадцатикратно и превысить $300 млрд . Более двух третей компаний и потребителей готовы делиться данными, если увидят в этом интерес и выгоду.

В основе такой экономики и нашего общего будущего - искусственный интеллект. Огромная часть действий совершается «умными помощниками», часто без нашего ведома. Реклама, которую вы видите в телефоне, подсказки системы управления автомобилем. Интернет вещей - везде и всюду.

Что происходит с рынком труда

К 2025 году 47% сегодняшних профессий имеют все шансы исчезнуть .

Под ударом окажутся эти профессии

Совершенствуются системы управления автомобилем на основе искусственного интеллекта → К 2030 году плотность беспилотных машин на дорогах достигнет 87% → В пересчете на российские реалии, 30–40 тыс. таксистов только в Московском регионе могут остаться без работы.

Ожидается, что в 2020 годы удостоверять юридические документы будут с помощью технологии блокчейн → 8 тыс. нотариусов в России рискуют потерять работу.

По оценке Deloitte, около 39% специалистов на рынке юридических услуг могут быть заменены решениями на базе искусственного интеллекта в ближайшие 20 лет. Уже сейчас интеллектуальные алгоритмы российской юридической системы Pravo.ru позволяют предсказывать исход судебного разбирательства с точностью 82%.

Компьютеризации подвергнутся процессы и их исполнители в логистике и транспортных услугах, исчезнут офисные клерки, обрабатывающие массивы данных, кассиры и продавцы услуг по аренде.

О сокращении 30% чиновников, занимающихся рутинной работой и замене их роботами говорит в своей стратегии 2024 Алексей Кудрин. Даже профессия, ультрасовременная сегодня, не гарантирует пожизненной востребованности. 65% нынешних младшеклассников предстоит трудиться по специальностям, которых пока попросту не существует .

Какие профессии будут востребованы через 5–10 лет

  • Разработчики (в том числе веб-разработчики, создатели приложений), их численность, как и численность специалистов по маркетингу и анализу рынка, возрастёт.
  • Инженеры-робототехники. Создают и настраивают роботов, программируют их взаимодействие. К 2024 году таких специалистов потребуется как минимум на 33 тыс. больше, чем сегодня.
  • Агрокибернетики. Контролируют эффективность хозяйства как единой системы, отслеживают и используют в работе большие данные, получаемые с датчиков «в поле».
  • «Конструкторы команд». До четверти работников, трудящихся в наши дни на полную ставку, через восемь лет будут работать «по запросу». Востребованы будут коммуникаторы-управленцы, способные быстро объединять фрилансеров из разных точек мира в слаженно работающие проектные команды .
  • Преподаватели - «инженеры опыта». Сама методика преподавания часто будет предлагать создание окружения, в том числе с использованием VR, где обстановка будет приближена к реальной. Возможно, вплоть до инсценировки аварии на нефтяной платформе, как в фильме «Глубоководный горизонт».

Кто будет нужен?

Остро востребованы в новом мире будут те, кто:

  • обладает умениями, которые останутся недоступными искусственному интеллекту;
  • способен совершенствовать машины и организовывать их взаимодействие;
  • занимается целеполаганием - решает, зачем решать ту или иную задачу;
  • владеет навыками объединения людей и организации совместной работы.

Таким образом:

  • разделение на технические и гуманитарные специальности перестанет быть строгим;
  • значимость soft skills многократно возрастёт;
  • минимальные технические навыки (обращение с данными, кодинг) станут такой же нормой, как сегодня - умение заказать билет по интернету или доехать на автомобиле до работы;
  • ещё важнее, чем сейчас, будет умение учиться новому и понимать, чему учиться.

А что с новым образованием?

Вероятно, многим из нас - особенно нашим детям - предстоит сменить несколько профессий на протяжении жизни. Непрерывное обучение возобладает как образ жизни. Нужны будут не отдельные курсы и инструменты, а экосистема, позволяющая человеку обогащать себя новыми знаниями и навыками и управлять своим движением на жизненных и карьерных поворотах.

1. «Смешанное обучение»

Новый формат получения знаний и опыта: лекции с преподавателем в сети, практические занятия в аудитории, онлайн-тренажеры, отработка профессиональных навыков в «виртуальной реальности» и тесты, проверяемые искусственным интеллектом (профессорам и школьным учителям больше не нужно проводить вечера за проверкой тетрадей или лабораторных работ).

2. «Большие данные»

Чем больше мы знаем о студенте, его навыках, предпочтениях, успехах и неудачах в обучении, тем с большей точностью сможем предсказывать, в каком направлении и с какими промежуточными точками ему двигаться дольше. «Большой брат» адаптирует темп, формат и содержание обучения под личные особенности каждого ученика и даёт измеримый результат.

Как показало исследование McKinsey, в Университете Аризоны использование адаптивных технологий помогло сделать так, что бросать учебу студенты стали на 7% реже.

По небольшим вступительным экспресс-тестам в «личном кабинете» «Нетология» определяет уровень подготовки своего будущего студента, рекомендует программу обучения, и дальше, с помощью таких коротких «срезов» везет через весь процесс обучения и стажировки. «Срезы» студенты проходят с удовольствием, так как получают за выполненный тест виртуальные деньги, которыми можно расплачиваться за обучение.

3. «Вовлечение в процесс»

Востребовано всё, что глубже вовлекает учащихся в познавательную деятельность и поддерживает их активность. «Цифровая хроники», в которой школьники ведут учет изученного и могут делиться достижениями с одноклассниками, учителями и родителями. Студенты-второклассники гимназии «Сколково» выполняют задания по английскому языку, чтобы получить доступ к призовой мини-игре на британском обучающем сайте ReadingEggs.

4. «Малые прикладные достижения»

Современные профессии базируются на большом количестве знаний, получаемых после окончания вуза или дополнительно, во время учебы в нем. Прикладные утилитарные навыки «добывают» в интернете, на курсах повышения квалификации, и уже не имеет решающего значения, на какой платформе или в каком учебном заведении те были получены. Главное, приобрести актуальное, практически применимое.

Сегодня российские школьники в начальной школе умеют делать цифровые презентации, анализировать информацию и подавать ее в удобном аудитории формате или снимать видео, обрабатывать его и выкладывать на Youtube.

Наши знания устаревают также быстро, как только что вышедшая модель нового телефона. Поэтому они требуют постоянного обновления, совершенствования в профессии и в смежных областях деятельности.

Умение обладать актуальными знаниями высоко востребовано на рынке, и трудоустроен будет тот, кто не упустит возможности учиться. Сегодня технологии позволяют это сделать из любой точки мира и под любые запросы.

Система образования в будущем «обществе знаний» будет направлена на развитие структур цифровой экономики и формирование нового среднего класса. Его представители будут получать образование в течение всей жизни, «под задачу» и в инновационных форматах. Университеты превратятся в интеллектуальных лидеров технологической «революции», но в будущем могут быть вытеснены сетевыми поставщиками образовательных услуг.

В условиях складывающегося в развитых странах «общества знаний» университет приобретает роль интеллектуального лидера цифровой «революции». Функциями университета становятся производство инноваций, а также формирование сообществ нового уровня – «мыслящей среды».

  • В рамках развития цифровой экономики университеты становятся центрами технологических кластеров (инновационных зон) – Силиконовая долина и Стэнфордский университет, Сколково и Сколтех.
  • Обучение в таких зонах ориентировано на достижение проектных результатов, ведение практических исследований в условиях доступа к огромным массивам информации.
  • Новая среда обитания вокруг университетов способствует воспитанию потребителя с новым образом жизни, который будет стимулировать спрос на инновации. Циклы производства инноваций будут воспроизводиться в таких условиях снова и снова.
  • Территории инновационных зон становятся моделями новых городов, а проживающие в них участники производства инноваций – пионерами нового типа потребления. Высококвалифицированный средний класс получает образец для дизайна новой жизни.

Уже в ближайшем десятилетии ожидается следующая степень глобализации и массовизации образования, которая изменит роль университетов.

  • Технологическое развитие приведет к снижению стоимости образования и снятию языковых барьеров. В результате университет, участвующий в построении цифровой экономики, будет не только центром инновационных городов, но и оперирующим в виртуальном пространстве «университетом для миллиарда».
  • Типичной образовательной моделью уже к 2030 году может стать «перевернутый» университет («flipped university»), в котором обучение ведется через платформы массового открытого онлайн-образования (MOOC), такие как edX, Coursera и т.д., а в самих университетах реализуются только лабораторные работы, учебные проекты и живые обсуждения.

С развитием цифровой экономики роль государства в развитии образования будет уменьшаться. За ним останется создание условий для возникновения новых поставщиков образовательных услуг, конкурентных на внутреннем и глобальном рынках

Быстрая смена информационного и технологического фона приведет к тому, что обучение станет постоянным.

  • Появится еще один выраженный пик образовательной активности из-за повышения продолжительности жизни: после достижения пенсионного возраста многим потребуется переобучение для сохранения трудовой активности.
  • Индивидуальный подход будет поставлен в центр образовательного процесса – учебные планы станут формироваться самими обучающимися. На смену традиционным дипломам придут индивидуальные профили компетенций.

Привычные форматы обучения будут постепенно замещаться новыми.

  • Исчезнет необходимость в преподавателе как ретрансляторе знаний. Останется потребность в менторах, отвечающих за мотивацию к обучению, передачу навыков и наставничество.
  • Вместо теоретических занятий получит распространение обучение внутри реальных проектов или в реальных организациях.
  • Текстовые формы передачи информации будут постепенно исчезать и уступать место видео, системам стимуляции, электронным тренажерам. В будущем игровые развивающие многопользовательские среды охватят как детско-юношеское образование, так и обучения взрослых.

Образование будущего также сократит дистанцию между работодателем и сотрудником, а рынок образовательных услуг при этом будет наращивать степень своей гибкости и саморегулируемости.

  • Крупные корпорации смогут без посредничества государства «заказывать» определенные профессии и компетенции.
  • Организации, в которых особо востребован коллективный интеллект и построение команд, могут сами выйти на образовательный рынок и предлагать специализированные курсы.
  • Носители новых интерактивных образовательных технологий смогут объединяться в профессиональные сообщества и формировать «университеты сообществ» со своими стандартами и методиками обучения. Со временем эти структуры могут составить конкуренцию традиционным университетам, через 25-30 лет вытеснив их с рынка образовательных услуг.

Для реализации модели образования будущего потребуется развитая высокотехнологичная инфраструктура.

  • Будут сформированы оперативно обновляемые базы на основе технологий BigData.
  • Со временем появятся биржи образовательных возможностей совместного и индивидуального обучения, платформы-магазины образовательного контента.
  • Массовые аттестационные тесты для определения общего образовательного уровня постепенно будут терять актуальность. Им на смену придут интернет-системы оценки и сертификации, позволяющие получить внешнюю подтверждаемую оценку о наличии отдельных компетенций и навыков.

Рассказываем, каких предметов не хватает в школьной программе, как онлайн-образование поможет традиционному, и даём советы, с чего ребёнку начать обучение важным навыкам.

Школьное образование - важнейший социальный институт, который даёт фундаментальные знания. Сейчас большую роль играют информационные технологии и автоматизация, а это значит, что школы должны адаптироваться к новым реалиям. Мы выяснили, какие предметы стоит ввести в школьную программу, а также спросили у основательницы рекрутингового агентства Pruffi Алёны Владимирской, как должна меняться современная школа.

Вводить предметы в школе исходя из текущих потребностей рынка труда опасно. Среднестатистический школьник выйдет на рынок труда минимум через пять лет. Поэтому вводить предметы в школу нужно с перспективой, с «горочкой».

Сложность заключается в том, что, когда школьник выйдет на рынок труда, его базовое образование сильно устареет. Как и устаревало, например, наше базовое образование во время очередной научно-технической революции, которая наступила в начале XXI века. Прогресс развивается скачками, накапливается критическая база знаний, умений и открытий.

Алёна Владимирская

Чему учить

Дроны, VR, интернет вещей и другие замечательные технологии не появились бы без программирования. Спрос на программистов на рынке труда велик, многие компании в кризис стараются уходить в интернет и автоматизировать процессы, чтобы идти в ногу со временем.

Текущий школьный курс информатики явно рассчитан не на сегодняшний день. Дети с малых лет знают, как обращаться с компьютером, пользоваться интернетом и совершать другие базовые действия. Нужно привести школьную программу в соответствие и ввести курс базового программирования.

Конечно, не все дети в будущем станут ИТ-специалистами. Но как минимум понимать, как устроены эти процессы, нужно. Многие вузы уже сейчас открывают специальные курсы по программированию для школьников, есть множество обучающих онлайн-программ. Почему бы не ввести этот курс в школы на постоянной основе?

На Западе об этом задумались несколько лет назад. Например, в статье Should Everybody Learn to Code? («Стоит ли каждому учиться программированию») обсуждается повсеместное введение программирования в американских школах.

«Каждый должен освоить computational thinking (математическое мышление. - Прим. ред.). Оно развивает абстрактное мышление и учит разделять задачи на мелкие части. Программирование - один из способов приобрести этот навык», - говорит Жанетт Винг (Jeannette Wing), корпоративный вице-президент Microsoft Research.

Надо обязательно учить программировать, особенно на начальном уровне, даже если ты девочка-гуманитарий и никогда не будешь программистом и инженером. Это очень систематизирует мышление, даёт понимание системности и структурности, и в мире, в котором мы будем жить, это очень важно.

Алёна Владимирская
Что делать
  • «1C» проводит курсы базового программирования для школьников по всей России. Попробуйте записать своего ребёнка туда.
  • Воспользуйтесь нашей для тех, кто хочет научиться программировать. В ней мы рассказали, с чего начать и где ещё можно освоить базовые вещи.
  • Просмотрите образовательных платформ для обучения программированию.

В 2015 году российское Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) изучило уровень финансовой грамотности подростков. Эксперты выяснили, что российские подростки имеют смутное представление о кредитах и депозитах. Только в старшей возрастной группе (14–17 лет) смогли дать определение понятиям «вклад» и «сберегательная книжка», но почти никто не смог объяснить, что такое депозит.

По мнению экспертов, столь низкий уровень грамотности связан с тем, что и родители не имеют должных навыков управления финансами. По данным опроса, проведённого НАФИ в 2015 году, 34% взрослых россиян оценили свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный, ещё 46% - как удовлетворительный.

Согласно исследованию Standard & Poor’s, лишь 38% россиян финансово грамотны. Это уровень таких стран, как Зимбабве и Монголия. По этому поводу мы даже сделали , который поможет определить ваш уровень финансовой грамотности.

Очевидно, что в школах необходимо внедрять основы финансовой грамотности и объяснять детям, что такое деньги, как ими распоряжаться, что такое депозит и кредит, что такое процентная ставка, курс валют и прочее.

С финансовой грамотностью тесно связана и грамотность правовая. Мало знать названия кодексов и главы конституции. Необходимо учить прикладным вещам, которые пригодятся детям в будущем: составлению договоров и других типовых документов, базовым правилам оформления страховок, кредитов и вкладов.

Правовая и финансовая грамотность, безусловно, тоже важны. Я бы это определила, скорее, как гражданскую сознательность, которая выражена в правовой, финансовой составляющих, толерантности. Это умение жить в разнообразном обществе и не воспринимать это как угрозу и как некую форму насилия. Школа может дать и финансовую, и правовую грамотность, основы толерантности.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Скачайте бесплатную книгу «Дети и деньги », которая познакомит ребёнка с азами личных финансов.
  • Если ваш ребёнок - подросток, предложите ему пройти курс Сбербанка «Финансы просто ».
  • Прочитайте на тему личных финансов, многие из которых будут полезны и понятны детям.

Умение учиться

Сейчас российское образование много критикуют, однако оно остаётся на высоком уровне. По мнению Алёны Владимирской, российская школа даёт хорошие фундаментальные знания, но плохо учит учиться . Что это значит? Это значит, что в российских школах мало объясняют, как добывать знания, обрабатывать и анализировать информацию. Особенно важно научить детей находить знания в неочевидных источниках.

В английском языке есть понятие intellectual curiosity . Его суть в том, чтобы учить ребёнка не просто зубрить материал, а разбираться в нём и отвечать на вопрос «почему?». В целом похоже по смыслу на то, о чём говорит Алёна Владимирская.

Главное, чему надо учить школьника, - учиться. На самом деле российское образование даёт очень хорошие фундаментальные знания. И в этом смысле мы действительно впереди планеты всей.

Но, в отличие от европейской и американской школ, мы не учим учиться. Это значит, мы не учим критически смотреть на знание, не учим добывать знания, особенно из неочевидных источников. Умение учиться - это самое важное, потому что сегодняшние школьники будут жить в другом мире, и умение адаптироваться, быстро учиться на основе тех фундаментальных знаний, которые есть, - это очень важно.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Альберт Эйнштейн говорил: «Я не имею никаких особенных талантов. Я просто чрезвычайно любопытен». Это лишний раз подтверждает, что ваш ребёнок может добиться успехов, если будет любознательным. Познакомьте его с одного из величайших учёных XX века, возможно, они его замотивируют.
  • Дети любят задавать самые разные вопросы взрослым. Отвечайте на них , чтобы не погасить огонь любознательности, но в то же время не раскрывать всех карт. Пусть ребёнок проводит собственные исследования.

Уметь представлять информацию, продавать себя в широком смысле слова - очень важно. Об этом написано много книг, есть курсы по сторителлингу и оформлению презентаций, множество , но базовые навыки лучше получить ещё в школе. По мнению Алёны Владимирской, в современном мире это играет определяющую роль.

Школьникам надо давать презентационные навыки. С этим проблемы. Мы не умеем продавать ни себя, ни проекты, мы в ту или иную сторону обязательно врём - либо в плюс, либо в минус. Мы не умеем говорить, аргументировать, спорить качественно, не переходя на личности и оскорбления. Это чрезвычайно важно в мире инноваций, где ценится понятийный аппарат и умение правильно аргументировать.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Посоветуйте ребёнку книгу « » Алексея Каптерева. В ней раскрываются многие аспекты публичных выступлений: правильное оформление слайдов, выстроенная история, вербальное и невербальное общение с аудиторией.
  • Сет Годин (Seth Godin) даёт простые , как сделать презентацию лучше. Его рекомендации поймёт даже ребёнок.

Профориентация

Как определить будущую профессию и специальность школьника? В школах проводят короткие курсы профориентации, но для полной картины этого недостаточно. Зачастую они заточены под профессии прошлого и сегодняшнего дня. Но важно смотреть на перспективу, правильно?

Во-первых, профессию школьник должен выбирать сам. Это значит, что он должен изучать то, что ему действительно интересно. Во-вторых, ему нужна помощь сведущих в этом вопросе людей. Они помогут составить «карту профессии», где будут чётко расписаны шаги. Если вы думаете, что эти две линии - школьника и эксперта - не пересекаются, то очень ошибаетесь. Профессий гораздо больше, чем вы думаете.

Сейчас вся профориентация нацелена на настоящее и прошлое. То есть, даже если вашего ребёнка профориентируют, то, вероятнее всего, его загонят в те профессии, которых к моменту окончания вуза уже не будет.

Да, юристов старого формата не будет. Точно не будет маркетологов старого формата. И экономистов старого формата не будет. И переводчики в том виде, как сейчас, исчезнут.

Мы сами толкаем наших детей в будущую безработицу. Сами толкаем. Своими руками.

Алёна Владимирская
Что делать
  • Недавно запустился курс «Профориентация для школьников ». Он состоит из шести этапов. Сначала ребёнок проходит тест, где определяются его интересы и подходящие профессиональные сферы. Затем он общается с ментором, вместе они подбирают профессию и специализацию. Следующий шаг - подбор вуза с учётом места проживания, результатов ЕГЭ, предпочтений ребёнка и финансовых возможностей родителей.
  • Если ваш ребёнок по какой-то причине не любит посещать кружки и секции, наша поможет разобраться в проблеме.
  • Не обязательно воспитывать ребёнка как будущего предпринимателя, но точно не помешает привить ему . Они, скорее, про здравый смысл в целом.

Онлайн-образование в тренде. Судите сами: в последние несколько лет запустились и раскрутились такие платформы, как Coursera, Codeacademy и другие. Алёна Владимирская считает, что онлайн-образование сможет если не заменить, то точно помочь традиционному стать лучше и сделает обучение доступнее.

Онлайн не должен быть основной обязательной формой образования. Он не заменит офлайн. Но, конечно, онлайн будет заменять некоторые куски образования. Например, мы сталкиваемся с тем, что у нас в далёких районах дефицит учителей. Учитель преподаёт сразу несколько предметов и учит плохо, из-за этого очень плохой уровень английского языка, математики. Для детей из отдалённых районов важно сделать уроки частично онлайн.

Во-вторых, есть передовые вещи, которым надо обучать. Школьники из далёких регионов, к примеру, вообще не могут изучать робототехнику. Это удел лишь нескольких крупных городов. Чертовски обидно, что талантливые ребята в малых городах фактически должны повторять подвиг Ломоносова. На уровне средней школы это очень странно.

В-третьих, должно быть больше дополнительных предметов. Есть основной каркас, есть дополнительные знания и навыки, которые нужно приобретать. Например, девочка хочет участвовать в мюзиклах, живя в маленьком городе. Или, например, ребёнок хочет заниматься у конкретного преподавателя за рубежом.

Алёна Владимирская

Российские онлайн-проекты

Мы выбрали три самых интересных образовательных проекта, которые позволяют освоить профессию, получить дополнительную специализацию, больше узнать о гуманитарных науках и лучше понимать российскую историю и культуру.