Монументальная пропаганда в ссср. Ленинский план монументальной пропаганды. Прочие сохранившиеся памятники

2. Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Красная площадь, Сенатская башня. Скульптор С. Т. Конёнков. Открыта 7 ноября 1918 года.

Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов»

Итак, поговорим о пункте №2 в нашем списке памятников из «монументального плана». Это мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Интересно, что открыта она была в тот же день, что и памятник Марксу и Энгельсу на площади Революции — прямо оттуда и «руководящая верхушка», и простой люд двинулся на Красную площадь, где и находилась мемориальная доска.

Впрочем, обо всё по порядку — в честь чего была установлена эта доска, почему именно там, когда, до каких пор провисела… Сейчас мы на все вопросы ответим.

1917 год, 25 октября по старому стилю и 7 ноября по новому… Начало вооружённого восстания большевиков в Москве. Кровавая бойня продолжалась вплоть до 2 ноября (а по новому стилю — до 15 ноября). В итоге, как мы все знаем, город был взят и подчинён новой власти — Военно-революционному комитету (ВРК).

7 ноября (то есть, 20-го по-нашему) ВРК принимает постановление об организации братской могилы погибших во время восстания у Кремлевской стены. Похороны назначены на 10 число (сейчас оно 23-е). На следующий день начинается подготовка к этому печальному событию: роют две огромных могилы параллельно кремлёвской стене — как раз между ней и проходившими в то время по Красной площади трамвайными рельсами. Одна могила тянулась от Никольских ворот до Сенатской башни, вторая — от Сенатской башни и до Спасских ворот (посредине был промежуток, как раз там теперь располагается мавзолей).

10 ноября состоялось торжественное захоронение 238 гробов (через несколько дней туда же были опущены ещё два гроба; большинство бойцов так и остались неизвестными, точно опознано лишь 57 человек). Позже появлялись и иные захоронения, но нам они в данный момент не так интересны.

Подготовка братских могил у кремлёвской стены

Понятно, что герои Революции не должны быть забыты. 17 июля 1918 года выходит постановление Совнаркома, принятое по докладу заместителя наркома просвещения Покровского и председателя Московского общества скульпторов Конёнкова о реализации плана монументальной пропаганды, гласящее: «Обратить особое внимание Народного Комиссариата по просвещению на желательность постановки памятников павшим героям Октябрьской революции и, в частности, в Москве сооружения, кроме памятников, барельефа на Кремлевской стене, в месте их погребения».

Вот как раз сам Сергей Тимофеевич Конёнков и стал автором мемориальной доски. Что вполне ожидаемо и закономерно, материал изготовления был недолговечен — раскрашенный цемент.

В первом номере журнала «Горн» от 1918 года доска описывалась так: «На доске, выполненной из цветного цемента скульптором С. Т. Коненковым, изображена фантастическая фигура с крыльями сказочного лебедя. В правой руке фигуры – темно-красное знамя с советским гербом на древке, спадающее на братские могилы, перевитые траурной лентой, с поломанными винтовками и шашками. В другой руке – зеленая пальмовая ветвь, протянутая к сердцу очень широким и естественным жестом, как бы в знак победы и вечного братства и мира народов».

Ну да, и вместо солнечных лучей шли буквы-орнамент: «Октябрьская 1917 Революция» (ну, просто слова в таком порядке стоят, что ж я могу поделать). А на знамёнах, что под ногами фигуры, написано: «Павшим в борьбе за мир и братство народов».

Достаточно странно теперь размышлять о том, почему в первый год новой власти в центре страны, на Красной площади, появилась такая странная, олицетворяющая революцию, фигура: ангелоподобная, с крыльями и пальмовой ветвью, в развевающейся юбке и с оголённой, стыдливо прикрытой грудью… Почему не солдат с суровым лицом, например, что было бы уместней? К тому же, я покривлю душой, если заявлю, что с художественной точки зрения мемориальная доска безупречна — например, жест, который «Горн» описывает как «очень широкий и естественный» мне видится неловким и ученически выполненным…

Да что там я — и самого Ленина сия художественная концепция не удовлетворяла, но… доска заняла своё место, где провела не одно десятилетие. Причина, мне думается, была в нехватке времени (нужно же всё было сделать в срок; а то как же — Красная площадь да без символов новой эпохи?..), хотя мысль эта весьма поверхостна, конечно. Тем более, что проект Конёнкова тоже участвовал в конкурсе — и ведь победил!..

Но мы отвлеклись, а между тем доска изготовлена, закреплена на своём месте — на Сенатской башне Кремля (которая, как вы уже поняли, находится как раз в промежутке между двумя братскими могилами, посредине) — и пока спрятана под покрывалом. Ждёт торжественного открытия. О котором 8 ноября 1918 года газета «Вечерние известия» (а полностью — «Вечерние известия Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов») писала так: «К 11 часам Красная площадь запружена народом. Раздаются звуки «Интернационала», и стройными рядами начинают прибывать войска. С Театральной площади направляется колонна Всероссийского ЦИК… Колонна подходит к башне, где мемориальная доска. Сюда же подходит и устраивается колоссальный хор и оркестр «Пролеткульта»… По площади движется большая колонна членов VI съезда Советов… Торжество начинается… В. И. Ленин, поднятый на руки окружающими, срезал ножницами печать на задрапированной доске, и покров падает к ногам. Глазам присутствующих представляется белокрылая фигура с веткой мира в руке и надписью: «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Площадь оглашается скорбными звуками… склоняются знамена. Вся площадь, вся толпа, как один человек, обнажает головы».

В. И. Ленин разрезает ленту, открывая мемориальную доску

Открытие мемориальной доски

Покров падает, и сводный хор (состоявший в основном из молодых рабочих-студийцев Пролеткульта под руководством дирижёра-педагога Г. П. Любимова) запевает «Кантату», написанную специально к этой дате. Конёнков рассказывал: «В мастерской в те годы у меня бывали Клычков (прим. — поэт Сергей Клычков) и Есенин (прим. — да, тот самый Сергей Есенин) . Как-то в разговоре с ними я сказал, что хорошо бы написать стихи для торжественного открытия мемориальной доски. Они живо и охотно откликнулись на мое предложение. К ним подключился и поэт Михаил Герасимов, с которым в то время Есенин был близок. Композитор Иван Николаевич Шведов написал на стихи Есенина, Клычкова и Герасимова музыку. Так появилась «Кантата».

Вот она, эта «Кантата»:

1

Сквозь туман кровавой смерти,
Чрез страданья и печаль
Мы пробьемся, знайте, верьте,
В золотую высь и даль.

Всех, кто был вчера обижен,
Обойден лихой судьбой,

Мы скликаем в светлый бой.

Пусть последней будет данью
Наша жизнь и тяжкий труд,
Все мы знаем: там, за гранью,
Зори новые цветут.

Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля

Новое в мире зачатье
В зареве красных зарниц.
Спите, любимые братья,
В славе нетленных гробниц.

Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот.
Спите, любимые братья,
Мимо вас двинется ратью
К зорям вселенским народ.


Преобразись, рабочих рать.
Врагу грозит судьба расплаты,
Грозит насилье покарать.

В бою последнем нет пощады,
Но там, за гранями побед,
Мы всех принять в объятья рады,
Простив неволю долгих лет.

Реви, земля, последней бурей,
Сзывай на бой, скликай на пир,

Преображая старый мир.

Москва

1

Сквозь туман кровавый смерти,
Чрез страданье и печаль
Мы провидим, - верьте, верьте -
Золотую высь и даль.

Всех, кто был вчера обижен,
Обойден лихой судьбой,
С дымных фабрик, черных хижин
Мы скликаем в светлый бой.

Пусть последней будет данью
Наша жизнь и тяжкий труд.
Верьте, верьте, там за гранью
Зори новые цветут.

Спите, любимые братья,
Снова родная земля
Неколебимые рати
Движет под стены Кремля.

Новые в мире зачатья,
Зарево красных зарниц…
Спите, любимые братья,
В свете нетленных гробниц.

Солнце златою печатью
Стражем стоит у ворот…
Спите, любимые братья,
Мимо вас движется ратью
К зорям вселенским народ.

Сойди с креста, народ распятый,
Преобразись, проклятый враг,
Тебе грозит судьба расплатой
За каждый твой неверный шаг.

В бою последнем нет пощады,
Но там, за гранями побед,
Мы вас принять в объятья рады,
Простив неволю долгих лет.

Реви, земля, последней бурей,
Сзывай на бой, скликай на пир.
Пусть светит новый день в лазури,
Преображая старый мир.

Самара

Первая часть произведения написана Герасимовым, вторая — Есениным, третья — Клычковым. То, что «Кантата» процитирована два раза — не ошибка. Дело в том, что тексты первой и второй публикации несколько различались между собой, и я решила показать вам оба варианта.

Интересно, что первоначально «Кантата» была «анонимной» — её авторы не назывались ни при исполнении, ни при первой публикации в газете «Воля и думы железнодорожника» (26 октября 1918 года). Вторая публикация — в самарском журнале «Зарево заводов» (1 января 1919 года) не только отличалась по тексту, но и была подписана — перечислены имена всех трёх авторов.

Ходят слухи, что во время открытия доски некая старушка интересовалась: «Какой святой икону ставят?» Конёнков гордо ответил: «Революции!» «Такую святую не знаю,» — смутилась старушка. «Ну что ж, запомни,» — был ей ответ.

Ленин не только перерезал ленточку, открыв доску — он ещё и произнёс речь с трибуны. Это была временная деревянная трибуна, ведь в то время на Красной площади никаких таких специальных приспособлений ещё не построили. Собственно, эти слова иллюстрируют следующие две фотографии — и пусть на них не видно нашей мемориальной доски, но с точки зрения истории картинки интересны.

В. И. Ленин произносит речь на Красной площади в день празднования 1-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции

В 1922 году мемориальная доска обзавелась соседом. В честь пятилетия Великой октябрьской революции было решено установить на Красной площади фигуру рабочего, и скульптором этого монумента стал Фридрих Лехт. Материал — традиционный гипс. То есть, строили, что называется, не на века.

Вот что писала «Правда» 9 ноября 1922 года, уже после торжественного открытия памятника (которое состоялось, понятное дело, 7 ноября): «Около мостков для гостей Коминтерна высится белый монолит двухсаженной вышины (прим. — около 4,3 метра) с изображением рабочего у наковальни. С шапкой в руке, которой он приветствует приближающуюся демонстрацию. Это работа скульптора Лехта, блестяще проведенная при исключительно неблагоприятных условиях, в морозное время, когда для того, чтобы производить лепку статуи, приходилось работать под брезентом, отепляя окружающую атмосферу и отогревая на огне замерзшую воду…»

Некоторые упорно называют этот памятник «Освобождённым трудом», но это совсем разные вещи. Это — «Рабочий». Характерная «ленинская» поза (кепка в протянутой вперёд руке) тоже способна запутать, но мы-то с вами уже разобрались, кто этот мужчина на постаменте.

Фрагмент этой же фотографии — рабочий крупнее (спасибо cocomera)

Картина К. Ф. Юона

Но не только рабочим была украшена Красная площадь к 5-й годовщине Революции — чуть левее соорудили-таки постоянную трибуну, кирпичную (найдите-ка её на первой фотографии с рабочим). Газета «Известия» писала 20 сентября 1922 года: «Новая трибуна по проекту будет занимать площадь в 15 на 8 аршин, высота её 4 1/2 аршина, высота же флагштока — 7 арш. (прим. — тут считайте сами, исходя из того, что аршин был равен 0,7112 метра) , и будет сделана из кирпича. Трибуна по архитектуре будет составлять одно целое с Кремлевской стеной. Стиль постройки XVII века. Проект составлен архитектором В. Маят (прим. — Владимиром Маятом) и согласован с председателем архитектурного общества инженером А. Щусевым».

Тот же пейзаж, но чуть позже

На двух последних фотографиях можно разглядеть трамвайные пути (на второй — и сам трамвай). Но меня сильней умиляют фигурные столбики (это — не фонари, а держатели трамвайных проводов)… и орлы на башнях Кремля (которые, как известно, будут заменены на звёзды лишь в 1935 году; а впрочем, я об этом уже ).

Но… 21 января 1924 года умирает Ленин. Решено увековечить вождя мировой революции, соорудив ему усыпальницу в сердце столицы (и, соответственно, страны) — на Красной площади. Похороны назначены на 27 января, и к этому дню архитектор Алексей Викторович Щусев отстраивает первый, временный мавзолей. Это сооружение было деревянным и имело форму куба с трёхступенчатым навершием. Надпись Щусев предложил сделать простую и лаконичную: «Ленин».

Конечно же, пришлось рушить то, что уже занимало место будущего мавзолея — кирпичная трибуна была разобрана.

Январь 1924 года, разбирают кирпичную трибуну. Видна мемориальная доска на башне.

Строительство мавзолея. Рабочий — вид сзади.

Часто пишут, что и памятник рабочему был убран во время строительства мавзолея. Это не совсем верно — он оставался на своём месте всё то время, пока Красную площадь украшал первый вариант мавзолея, то есть, вплоть до мая 1924 года (пусть это и всего несколько месяцев, но факт остаётся фактом).

Первый мавзолей, рабочий и край мемориальной доски

В мае 1924 года Щусев приступает к проектированию второй версии мавзолея, уже не временной, но призванной долгие годы быть доминантой площади. Этот мавзолей тоже был деревянным, но стал гораздо выше и вообще больше по объёму.

Рабочего убрали — конечно, неуместен какой-то мужик рядом с телом вождя. А. С. Абрамов в книге «У Кремлёвской стены» писал: «Четырёхметровая статуя рабочего у наковальни из белого камня, воздвигнутая у Сенатской башни к 5-й годовщине Великого Октября, — символ могучей созидательной силы творцов нового мира, ставшего лучшим памятником павшим борцам, — выпала из архитектурного ансамбля после сооружения Мавзолея Ленина и была перевезена в другое место города». Но мы-то с вами знаем, что, во-первых, статуя была вовсе не из камня, а из гипса, поэтому можем предположить, что ни в какое загадочное «другое место города» её не перевозили — хрупкий материал мог просто не выдержать перемещений с места на место.

Мемориальная доска, до этого являвшаяся зрительным центром, практически скрылась из глаз — спрятанная за ступеньками верхушки мавзолея, она была видна только сбоку. На доску настолько перестали обращать внимание, что порой даже скрывали её практически целиком, например, вешая на Сенатскую башню огромный портрет Ленина.

Постройка второго деревянного мавзолея, видна доска на Сенатской башне

Второй деревянный мавзолей, видна доска на Сенатской башне

Второй деревянный мавзолей, доска частично скрыта портретом Ленина

Этот мавзолей тоже простоял не так уж и долго — всего пять лет. Дерево — не вечно, и пусть его и тщательно обработали, но от гниения не спасли. Щусев разрабатывает новый проект — из гранита. Впрочем, третью версию мавзолея, построенную на века, каждый из нас видел — пусть даже на картинках.

Итак, в 1929-1930 годах знакомый и узнаваемый силуэт мавзолея «перетёк» из дерева в камень, а мемориальная доска… ну, а что доска? Висела себе и висела — как привычный атрибут и всем знакомая часть пейзажа. И видно её стало ещё хуже…

Каменный мавзолей ещё без центральной трибуны и край мемориальной доски за ним

Мемориальная доска провела на своём месте всю войну. А в 1948 году её сняли. Официальная версия — из-за повреждений. Ещё бы, цементу провисеть на открытом воздухе ровно 30 лет и остаться в целости и сохранности нереально.

Почему именно в 1948 году — понятно без подсказки: именно в это время был сделан сквозной проход из Кремля в Мавзолей через Сенатскую башню (в её нижней части появились ворота, существующие и по сей день). Во время реставрации и перестройки очень удобно было и мемориальную доску убрать.

На 15 лет доска «уходит в тень», а в 1963 году её наконец-то реставрируют — под наблюдением самого Конёнкова — и отправляют в Русский музей Ленинграда (если кто запутался, Санкт-Петербурга), где она находится и по сей день. Сходите посмотрите.

И в качестве завершения — небольшое примечание для тех, кто плохо знаком с топографией Кремля и до сих пор не определился, где находится Сенатская башня. Да вот же она, такая небольшая и с флажком на макушке, по центру стоит, сразу справа от башни Спасской — ну, её-то вы знаете (если лицом к мавзолею смотреть). Всё, не заблудитесь?

Вот они — ворота в стене Сенатской башни, находятся прямо за Мавзолеем

Современный вид мавзолея и Сенатской башни

Спасская и Сенатская башни

Каково же было это новое, служащее революции и революционному государству, искусство? Уже в первые месяцы советской власти правительство принимает ряд декретов: 17 июня 1918 г. – "Об охране библиотек и книгохранилищ", 5 октября 1918 г. – "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений", 26 ноября 1918 г. – "О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях", признававшихся государственным достоянием. 3 июня 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о национализации Третьяковской галереи. Были национализированы Эрмитаж и Русский музей (бывший Музей императора Александра III), многие частные собрания; соборы Кремля превращались в музеи, равно как и царские резиденции под Петроградом и Москвой. Еще в ноябре 1917 г. при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Учрежденный государственный музейный фонд систематизировал музейные ценности и распределял их по музеям.

План монументальной пропаганды

12 апреля 1918 г. был опубликован декрет СНК "О памятниках Республики", вслед за этим началось осуществление "ленинского плана монументальной пропаганды", на идею которого В. И. Ленина натолкнула книга утописта Томмазо Кампанеллы "Город Солнца". Ленин считал, что нужно широко использовать все виды монументального искусства как мощное средство политической пропаганды. Одно из первых мест здесь отводилось скульптуре. В соответствии с выработанным планом монументальной пропаганды были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, ни исторического, ни художественного интереса, и стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, артистам, т.е., по выражению Ленина, "героям культуры", во всяком случае, которые считались таковыми. Памятные доски с лаконичными надписями играли немаловажную роль в пропаганде. Так, на стене Исторического музея был повешен картуш1 с изречением Ф. Энгельса: "Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения" (арх. С. Чернышев).

Заметим сразу, что это верное соображение (как и гуманность декретов о сохранении национального достояния) самым удивительным образом уживалось с варварским уничтожением ценнейших памятников, расхищением или в лучшем случае запрятыванием их в запасники (как было, например, с монументом Александра III Паоло Трубецкого), а несколько позднее, в частности в 1930-е гг., – с разрушением памятников древнерусского зодчества и церковной утвари. Потери, которые принесли "разгул революционной стихии", а затем и намеренное, сознательное, планомерное варварское уничтожение церквей и икон, еще процветавшее в 1960-е гг., – невосполнимы.

В создании новых памятников принимали участие скульпторы самых разных направлений и возрастов: Н. А. Андреев, А. Т. Матвеев, В. А. Синайский и др., даже студенты художественных училищ. "Задачу, выдвинутую перед нами В. И. Лениным, мы выполняли с энтузиазмом, насколько у нас хватало сил и умения", – вспоминал скульптор Л. В. Шервуд (1871–1954). Первые памятники были разными по трактовке образа и формы: от традиционно реалистических, иногда натуралистических, до открыто формалистических, от портретных до обобщенно-символических. Открытие памятника всегда было актом пропаганды. Обсуждение проектов вызывало горячие творческие дискуссии. 22 сентября 1918 г. был открыт первый такой памятник – A. Н. Радищеву, созданный Л. В. Шервудом и установленный перед Зимним дворцом в Петрограде. Второй гипсовый отлив этого памятника был изготовлен для Москвы и занял место на Триумфальной площади в том же году. В ноябре 1918 г. был открыт еще ряд памятников: К. Марксу перед Смольным работы А. Т. Матвеева, В. Лассалю работы B. А. Синайского ("героическая фантазия на тему о пламенном народном трибуне", как писали в прессе) в Петрограде (не сохранились), Ф. М. Достоевскому (что странно) работы С. Д. Меркурова на Цветном бульваре в Москве, бюст Джузеппе Гарибальди у Московской заставы в Петрограде, исполненный латышским скульптором Карлисом Зале, бюст Н. Г. Чернышевского работы Теодориса Залькалнса и несколько позднее – О. Бланки (1919) также в Петрограде. С 1918 по 1920 г. в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде – 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево и проч.). Другие являли собой пример откровенной халтуры. Были примеры кубистических поисков формы, как памятник Бакунину Б. Королева, не понравившийся "общественности" и но ее требованию вскоре убранный. До 1940 г. простоял в Москве на Советской площади обелиск Н. А. Андреева (арх. Д. П. Осипов) "Советская конституция" (1919, не сохранился). По словам самого автора, вдохновленный "революционным временем", Андреев создал в обелиске символическую фигуру Свободы. Рельеф М. Г. Манизера "Рабочий" (1920, гипс), установленный на фасаде здания Постоянной промышленной выставки ВСНХ в Москве (теперь Петровский пассаж, рельеф сохранился), исполнен в академических традициях, что характерно для этого мастера.

Не только в Москве и Петрограде – но всей стране создавались памятники согласно плану монументальной пропаганды, положившему начало "революционному преобразованию искусства", созданию искусства новой эры. Далеко не все образы были глубокими, даже в тех случаях, когда скульпторы стремились к воплощению нового революционного содержания через постижение классического наследия и преодоление влияний формализма, как это делали Матвеев, Мухина, Лебедева, Шадр, которые неустанно работали над совершенствованием мастерства – спецификой материала, выразительными средствами пластики.

Официальное советское искусство , охватывает период 1917-1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалосьнеофициальное искусство СССР.

Для этого периода (в связи с очевидными историческими изменениями) характерна смена главной магистральной линии официального искусства по сравнению с предыдущей стадией развития русского искусства. Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план.

Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс, оно должно быть понятно этими массами и любимо ими. Оно должно выражать чувства, мысли и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их. (В.И. Ленин )

Основные «задачи» советского искусства: «служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало» .

Кроме того, важными понятиями были народность и многонациональность.

Искусство периода Революции и Гражданской войны

Историю советского искусства в научной литературе СССР принято было начинать с периода 1917-1920 годов.

Политика правительства в отношении искусства

Уже в первые месяцы после прихода к власти советское правительство принимает ряд постановлений, важных для развития культуры:

    В ноябре 1917 при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.

    «О регистрации, приеме на учёт и хранении памятников искусства и старины» (5 октября 1918) о всеобщем учёте произведений и памятников искусства и старины. Этим учётом занимался музейный отдел Наркомпроса.

    «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918)

Важным аспектом политики правительства в области искусства стал вопрос музеев. В первые годы советская власть национализировала художественные музеи, частные собрания и коллекции (Третьяковская галерея, частные галереи Щукина, Морозова, Остроухова - в Москве, Эрмитаж, Русский музей и проч. - в Петрограде). Был национализирован московский Кремль, его соборы превращены в музеи, предприняты меры по охране памятников Звенигорода, Дмитрова, Коломны, Серпухова, Мохайска, Новгорода, Пскова и проч. Царские дворцы и некоторые помещичьи усадьбы (Останкино, Кусково, Мураново, Абрамцево и т. д.) были превращены в музеи. В 1919 году в России насчитывалось 87 музеев, в 1921-210. Для изучения и систематизации художественных ценностей был учрежден Государственный музейный фонд , где сосредотачивались музейные ценности. После учёта, систематизации и изучения наступала стадия комплектования музеев - ценности примерно равномерно распределялись по различным музеям страны. Параллельно развернулось масштабное музейное строительство.

Ленинский план монументальной пропаганды

В 1918 году Ленин издал декрет «О памятниках республики». В нём оглашался план воздействия на народные массы с помощью скульптуры. За короткие сроки лучшими советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям революции и культуры. К сожалению, большинство из них не сохранилось из-за дешевизны примененных материалов.

1. К. Марксу и Ф. Энгельсу. Пл. Революции. 1918.

В.И.Ленин произносит речь на открытии памятника К.Марксу и Ф.Энгельсу. Москва, 7 ноября 1918 года.

Памятник Марксу и Энгельсу, открытый 7 ноября 1918 года на площади Революции, оказался в числе самых неудачных и вскоре был снят. Работа скульптора С. Мезенцева представляла собой композицию из двух полуфигур на очень высоком постаменте, напоминавшем трибуну. Не отличавшиеся портретным сходством, рыхлые по форме, непропорциональные, пластически не связанные между собой скульптуры вызвали массу нареканий. Да и в целом композиция - громоздкая, пропорционально несовершенная, плохо читаемая с любой точки зрения, кроме фронтальной, не удовлетворяла даже самым непритязательным требованиям

2. Павшим за мир и братство народов. Красная пл. 1918. (Мемориальная доска).

В.И.Ленин, Я.М.Свердлов, В.А.Аванесов, Н.И.Подвойский, Г.И.Окулова и М.Ф.Владимирский перед открытой мемориальной доской в память павших за мир и братство народов 7 ноября 1918 года.

Самая известная из мемориальных досок тех лет - "Павшим в борьбе за мир и братство народов", исполненная скульптором С. Т. Коненковым, была открыта 7 ноября 1918 года на стене Сенатской башни Кремля и посвящена памяти павших борцов октябрьской революции.
На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова.
Барельеф, составленный из 49 кусков подкрашенного цемента, представлял собой изображение крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и зеленой пальмовой ветвью (символом бессмертия) - в левой. У ног его, перевитые траурной лентой, разбросаны поломанные сабли и ружья; за плечами - восходящее солнце, лучи которого составлены из слов "Октябрьская 1917 Революция".
Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска находилась на своем месте до 1948 года. Cейчас она хранится в фондах Музея Современной истории России

В первые годы советской власти появились следующие надписи и рельефы:

на фасаде здания Городской думы старый герб Москвы (Георгий Победоносец, побивающий дракона) был заменен рельефом работы Г. Алексеева с изображением полуфигур рабочего и крестьянина; на торцовой стене его была установлена памятная доска с надписью: "Религия - опиум для народа", на фронтоне - медальон с текстом: "Революция - вихрь, отбрасывающий назад всех, ему сопротивляющихся";

на стене Исторического музея появилась доска с назидательной надписью: "Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения" (архитектор С. Чернышев);

на колонне Большого театра - доска в виде флага со словами Н. Г. Чернышевского: "Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести" (не сохранилась);

на здании Малого театра - барельеф с изображением Геракла, побеждающего разъяренного быка, и надпись: "В борьбе обретешь ты право свое" (не сохранились);

на доме № 25 по Тверскому бульвару - доска с профильным портретом А. И. Герцена и датами, отмечающими 50-летие со дня его смерти (1870-1920) (скульптор Н. А. Андреев).

3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР). Советская пл. 1918.

Сооруженный по проекту архитектора Д. П. Осипова и открытый ко дню первой октябрьской годовщины монумент Советской Конституции представлял собой трехгранный обелиск, основание которого имело небольшой балкон, украшенный советской символикой.
Все это грандиозное сооружение покоилось на высоком подиуме в виде грота, оформленного декоративными деталями в стиле классицизма.
В 1920 году в композицию обелиска была включена предусмотренная проектом статуя Свободы, которая придала памятнику новый, глубоко символический образный смысл. В ней скульптор Н. А. Андреев стремился воплотить не только пафос победившей революции, но и наивную веру своего поколения в торжество идеи Свободы в самом широком ее понимании.
Обелиск Советской Конституции, названный вскоре Обелиском Свободы, был разобран в 1939 году в связи с реконструкцией Советской площади.

4. Революционным мыслителям. Александровский сад. 1918.

Обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, был установлен в Александровском саду в 1914-м году. Автор проекта - архитектор С.А. Власьев. Памятник представляет собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых.
В 1918-м году по плану Монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название. Фамилии царей стёсаны, вместо них появляются фамилии революционных мыслителей, двуглавый орёл - символ самодержавия демонтирован, а сам памятник обретает название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». (выполнил работы архитектор Н.А. Всеволжский).
Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости четырехгранного обелиска - Маркс, Энгельс, Ли-бкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов; кубический постамент украшен, в центре рельефного орнамента в венке вырублено: "РСФСР" и ниже - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
В 1966-м году, в связи с возведением монумента Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной башни.

5. Мысль. Цветной бульвар. 1918.

На фотографии на заднем плане памятник Ф. М. Достоевскому.

Гранитная статуя "Мысль" выполнена С. Д. Меркуровым в 1913 году. С 1956 года стоит на могиле автора на Новодевичьем кладбище.

6. К. Марксу. Садовая-Триумфальная ул. 1918— 1919.

7. К. Марксу. (Ульяновская ул.). 1918—1919.

8. А. Н. Радищеву. Триумфальная (Маяковского) пл. 1918.

Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Александра Николаевича, Радищева, ныне хранящийся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева. Погрудный портрет великого русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, "прорицателя вольности" был выполнен Л. В. Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде.
Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: "Радищев".
В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время бури, московский памятник Радищеву простоял около 20 лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией площади он был разобран, а бюст передан на хранение в Музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов- в Музей архитектуры.

9. Робеспьеру. Александровский сад. 1918.

Бетонный памятник Робеспьеру (фигура в рост) работы Б. Ю. Сандомирской, установленный на площадке у грота в Александровском саду 3 ноября 1918 года, был взорван контрреволюционерами в ту же ночь.

10. А. В. Кольцову. Театральная (Свердлова) пл. 1918.
скульптор С. Сырейщиков

С. А. Есенин читает стихи на открытии памятника А. В. Кольцову. 1918, ноябрь, 3. Москва

11. И. С. Никитину. Театральная (Свердлова) лл. 1918.
скульптор А. Блажиевич

12. Т. Г. Шевченко. Рождественский бульвар. 1918.

Статуя Т. Г. Шевченко работы С. М. Волнухина была установлена на Рождественском бульваре близ Трубной площади 3 ноября 1918 года. Сильный по психологической выразительности образ Кобзаря, задуманный скульптором, в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с торопливой небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал очень недолго. В 1920 году С. М. Волнухину была предоставлена возможность перевести памятник в долговечный материал, однако художник не смог ею воспользоваться. Тяжело заболев и жестоко страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике.

13. И. П. Каляеву. Перед Александровским садом. 1918.
cкульптор Б. Лавров

14. С. Н. Халтурину. Миусская пл. 1918.
Cкульптор С. Алешин

15. С. Л. Перовской. Миусская пл. 1918.
Cкульптор С. Алешин

16. Ф. М. Достоевскому. Цветной бульвар. 1918.

Гранитная статуя Ф. М.Достоевского была выполнена С. Д. Меркуровым в 1914 году по заказу миллионера Шарова. По легенде моделью для статуи Достоевского был Александр Вертинский.Мировая война помешала тогда реализовать проект памятника, задуманный скульптором. После опубликования 2 августа 1918 года списка лиц, которым намечалось поставить памятники в Москве, где, в частности, значилось и имя Достоевского, Меркуров предложил Моссовету уже готовую гранитную фигуру. Специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила работу Меркурова, и 7 ноября 1918 года на Цветном бульваре, недалеко от Трубной площади, состоялось торжественное открытие памятника. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.
В 1936 году в связи с реконструкцией бульвара памятник был перенесен на новое место - во двор одного из флигелей бывшей Мариинской больницы, где родился писатель (улица Достоевского, 2). С 1928 года здесь размещается Музей - квартира Ф. М. Достоевского.

17. М. Е. Салтыкову-Щедрину. Серпуховская (Добрынинская) пл. 1918.

18. Ж. Жоресу. Новинский бульвар. (Чайковского ул.). 1918.
скульптор С. И. Страж

19. Г. Гейне. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

20. Э. Верхарну. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

21. М. А. Бакунину. Тургеневская пл. 1919.

Модель памятника М. А. Бакунину

Памятник М. А. Бакунину, установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б. Д. Королевым в кубофутуристическом ключе, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Сооруженный из цемента памятник долгое время был закрыт досками - власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты запестрели статьями о "взбесившейся фигуре". Примечателен тот факт, что памятник не был принят даже самими анархистами, которые открыто выразили протест против такого "скульптурного издевательства" над своим идейным вождем. Моссовет постановил памятник снять

22. «Степан Разин с ватагой». Красная пл. 1919.

Фрагмент сульптурной группы "Степан Разин со своею дружиной", установленной в Москве на Красной площади 1 мая 1919 года

За выполнение скульптурного изображения Разина для установки в Москве на Красной площади взялся Сергей Тимофеевич Конёнков. Он создал необычную монументально-декоративную композицию «Степан Разин с ватагой».
Эта композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поётся в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну». Работа заняла около двух лет и была завершена в 1919 году.
Открытие памятника было приурочено к первомайскому празднику 1919 года. Скульптурную композицию разместили Красной площади, на Лобном месте, с которого был оглашен 6 июня 1671 года смертный приговор Степану Разину.
Скульптурная группа «Степан Разин с ватагой» простояла на Красной площади всего 25 дней. Из-за недостаточных размеров она совершенно терялась на фоне кремлевских башен, Покровского собора, массивного здания ГУМа и потому была перенесена для демонстрации в один из музеев. Позже её перевезли в Ленинград и поместили на вечное хранение в экспозицию Русского музея.

23. Ж.-Ж. Дантону. Пл. Революции. 1919.

Н. А. Андреев создает колоссальную голову Ж. Ж. Дантона, которая 2 февраля 1919 года была установлена на площади Революции. Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими "рублеными" плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.

24. Ж.-П. Марату. Симонова слобода. 1919.

25. А. И. Герцену. Перед Университетом. 1922.

26. Н. П. Огареву. Перед Университетом. 1922.

27. К. А. Тимирязеву. Никитские ворота. 1923.

Последние 3 памятника сохранилиь на своих первоначальных местах и по ним много общеизвестной информации.

Буду рад любым исправления и дополнениям!

Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Она была способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт.

Являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей. Многие произведения (в т. ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных и других идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства.

Монументальная пропаганда, предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразительным искусством также литература, театр, музыка, например массовые зрелища, “симфонии гудков”» и др.), стимулировала развитие монументально - декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов искусства.

В 20-30-е гг. наблюдается небывалый расцвет скульптуры, особенно монументальной, так как государством была принята программа монументальной пропаганды.

Особое место среди первых мероприятий Советской власти имел Ленинский план монументальной пропаганды, осуществление которого началось вслед за опубликованием 12 апреля 1918г. Советом Народных Комиссаров за подписью В. И, Ленина декрета “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Октябрьской социалистической революции”: “Во ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет: 1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью для использования утилитарного характера. 2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществу республики и заведующему отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда определить, какие памятники подлежат снятию, З) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни российской социалистической революции. 4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в дни Первого Мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс. 5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в дни Первого Мая и замену подписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России”.

В разъяснение декрета 18 июля 1918 г., отдел изобразительных искусств Наркомпроса направил в Совнарком следующую декларативную записку: “По инициативе Председателя Совнаркома т. В.И. Ленина комиссар народного просвещения сделал в заседании 1918 года предложение художественной коллегии поставить памятники лицам, выдающимся в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства”.

“Памятники должны быть поставлены на бульварах, скверах и т.п. во всех районах г. Москвы с высечениями, выписками или изречениями на постаментах или антуражах, чтобы памятники эти явились как бы уличными кафедрами, с которых в массы людей летели бы свежие слова, будящие умы и сознание масс”.

30 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров утвердил “Список лиц, коим предположено поставить монументы в городе Москве и других городах Российской федеративной Советской Социалистической Республики”. Представленный в Совет Народных Комиссаров список был разбит на шесть разделов: 1) революционные и общественные деятели; 2) писатели и поэты; З) философы и ученые; 4) художники; 5) композиторы; 6) артисты.

Примером использования старых памятников может служить переделка обелиска в Александровском саду сохранившегося и поныне. С обелиска, посвященного 300-летию династии Романовых, были стесаны имена царей Романовых и их герб и на их месте вырублены имена деятелей “международной революции”.

Важную роль в монументальной пропаганде играли доски с надписями, излагающими главные принципы новой жизни. Примером тому явилась доска, сделанная в виде флага, распластанного на колонне Большого театра. На доске - текст (слова Н.Г. Чернышевского): “Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести”. На стене Государственного Исторического музея появился картуш с изречением Энгельса: “Уважение к древности есть, несомненно, один из признаков истинного просвещения”. На фасаде типографии “Красный Пролетарий” был расположен барельеф, изображавший лежащего шахтера, дробящего породу. Текст под барельефом гласил: “Слава угнетенным, лишенным солнца, дарующим свет и тепло”. На стене Наркомата обороны со стороны улицы Фрунзе был помещен барельеф И. Ефимова с надписью: “Кто не работает, пусть не ест”.

Одним из наиболее удачных примеров памятной доски является рельеф “Слава павшим в борьбе за мир и братство народов” (1918), созданный С.Т. Коненковым для Сенатской башни Московского Кремля.

В это же время делаются и временные памятники-фигуры. В их создании принимают участие все наиболее талантливые скульпторы: Андреев, Матвеев, Меркуров, Сандомирская, Синайский, Ефимов, Златоврацкий, Гюрджан.

Первым произведением, появившимся после принятия декрета о монументальной пропаганде, стал памятник Радищеву, созданный Л.В. Шервудом (1871-1954) и установленный, в Петрограде на дворцовой площади. Открытие памятника состоялось 22 сентября 1918 г. в присутствии большого числа трудящихся Петрограда и бойцов Красной Армии. При открытии были произнесены речи о жизни и деятельности Радищева. Событие имело большое политическое и культурное значение. По предложению В. И. Ленина, с памятника Радищеву был сделан второй отлив, установленный в Москве 6 октября 1918 г. на Триумфальной площади (ныне площадь Маяковского). Это был первый памятник, поставленный в Москве.

“Радищев” был, по существу, камерным, интерьерным произведением, вынесенным на центральную площадь большого города. Но в силу своей гражданской тенденции, этот памятник был принят революционной общественностью и печатью вполне благожелательно. На этом примере видно, что памятники того времени, не всегда были сами по себе монументальны.

В первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1918 г. происходит открытие новых больших групп памятников в Москве, Петрограде и других городах. Среди петроградских памятников, открытых в этот день, следует отметить созданную А.Т. Матвеевым фигуру К.Маркса, к сожалению не сохранившуюся, но известную нам по фотографиям. В Москве 7 ноября 1918 г. были открыты: на Красной площади, на стене Сенатской башни уже упомянутая выше мемориальная доска Коненкова, на площади Революции - памятник Марксу и Энгельсу скульптора С. А. Мезенцева. Всего в Москве только в 1918г. было открыто 19 памятников. По установившейся традиции церемонии открытия происходили по воскресеньям в торжественной обстановке.

Деятельность скульпторов по осуществлению плана монументальной пропаганды велась и в последующее время. В начале 1919 г. в работе находилось свыше 40 проектов, многие из которых до нашего времени не дошли. Разумеется, и сами памятники дошли до нас лишь в небольшой своей части, так как делались по преимуществу из временных материалов. Из монументов, до сих пор живущих или живших до недавнего времени в архитектурных ансамблях площадей и улиц, следует отметить следующие московские памятники: обелиск “Советская конституция”, созданный в 1918-1919 гг. архитектором Д.П. Осиповым и скульптором Н.А. Андреевым, фигуры Герцена и Огарева того же Андреева, установленные в 1922 г., и памятник Тимирязеву С. Д. Меркурова (1923).

Обелиск “Советская конституция”, стоял до конца 1940 г. на Советской площади в Москве. Н.А. Андреев (1873 - 1932) - опытный скульптор-монументалист, автор созданного еще до революции московского памятника Гоголю, проникся революционными настроениями и создал фигуру Свободы в духе той символики, которая характеризует многие ранние советские плакаты, картины, скульптуры. Фигуры А.Н. Герцена и Н.А. Огарева, стоящие во дворе старого Московского университета, выдержаны в традиционном для памятника стиле. “Тимирязев” С.Д. Меркурова (1881 - 1952), поставленный у Никитских ворот, трактован в строгих угловатых формах, создает ощущение суровости и твердости.

Монументальная пропаганда осуществлялась не только в Москве и Петрограде, но и в других городах страны, где установилась Советская власть. В Саратове были сооружены памятники А.Н.Радищеву и В.Г. Белинскому. В Минске в годовщину Красной Армии в 1919 г. открыт монумент “Красноармеец”. В 1918 г. в Киеве скульптор И.М. Чайков сделал памятники К. Марксу и К. Либкнехту. В 1921 г. И. Чайков сооружает на Крещатике новый памятник Марксу. В 1919 г. в Омске скульптор И.Д. Шадр работает над проектом памятника “Октябрьской Революции”. В Калуге в 1920 г. М. Г. Манизер (1891-1966) устанавливает памятник К. Марксу. В 1921 г. скульптор С. Меркуров создает в Симбирске (Ульяновске) памятник К. Марксу. Скульптор В.И. Мухина (1889 - 1953) работала над проектом памятника революции для города Клина и т. д.

Некоторые очень смелые идеи так и не были осуществлены. Это касается проекта “Памятника III Интернационалу” Владимира Татлина (1920), вся композиция которого должна была двигаться. Это была 400-метровая (по авторскому замыслу) спираль, она включала ряд простейших форм. Куб в идеале должен был вращаться со скоростью один оборот в год, пирамида делала оборот в месяц, цилиндр - в сутки. Кроме того, памятник должен был иметь станцию прожекторов, которая проектировала бы световые буквы на облака, из таких букв можно было бы составлять лозунги на события дня. Проект башни можно считать первым кинетическим архитектурно-скульптурным замыслом в новом искусстве.

Преобразования в архитектуре начались с того, что изменялось назначение старых архитектурных объектов, созданных в дореволюционное время. После национализации жилые многоквартирные дома, дворцы, усадьбы превращались в рабочие клубы, музеи, общественные учреждения, поликлиники, детские сады, жилые квартиры трудящихся.

В 20-е гг. был положен конец стихийной застройке городов, так как исчезла частная собственность на землю. Были разработаны планы упорядоченного развития больших городов (Москва, Ленинград, Баку, Ереван и др.).

В этой обстановке создавался новый стиль советской архитектуры. Он имел три основных истока:

1) традиционная архитектура;

2) рационализм;

3) конструктивизм;

Традиционная архитектура основывалась на традиции классической архитектуры. Ее представляли архитекторы В. Жолтовский, А. Таманян, В. Фомин и А. Щусев.

Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм. В 1925 г. конструктивисты объединились в “Общество современных архитекторов” (ОСА), издавали журнал “Современная архитектура” во главе с братьями А. и В. Весниными и М. Гинзбургом.

Конструктивисты, считая, что главная задача художника не изображать предметный мир, а “конструировать” его, настаивали на том, что форма здания должна диктоваться его функциональным назначением, применяемыми материалами и строительными конструкциями. Они не требовали нового архитектурного оформления, а требовали соответствия архитектуры новым социальным условиям и новой строительной технике. Среди конструктивистов наиболее видными были М.Я. Гинзбург, братья Веснины - Леонид Александрович, Виктор Александрович, Александр Александрович, И. Леонидов.

Наряду с этим существовало еще одно влиятельное направление - “рационалисты”, которые особое значение придавали поискам выразительной архитектурной формы. В 1923 г. была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), лидером и теоретиком которой был Н. Ладовский, а известным архитектором-практиком - К.Мельников (павильон СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925; клуб им. Русакова в Москве, 1927).

Рационалисты, среди них наиболее известные В.А. Ладовский и К. Мельников, главное внимание уделяли проблеме художественного образа архитектуры. Свои искания они сосредоточили на широком применении новейших строительных материалов и конструкций. Ладовский в числе первых в мировой архитектуре ХХ в. выдвинул проблематику рациональных основ восприятия архитектурной формы. Мельников применял элементы мобильной формы для проекта памятника Колумбу (1929).

Поиски нового не обходились без творческих неудач: не учитывающие реальных условий жизни “дома-коммуны”, протекающие плоские крыши. Неприглядный вид простых архитектурных форм из-за некачественных строительных материалов - все это дискриминировало новую архитектуру и побуждало отдать предпочтение старой.

В середине 20-х гг. начались творческие поиски применения теоретических позиций и практики конструктивистов и рационалистов. За годы первой пятилетки было построено свыше 1500 новых промышленных предприятий, и сооружений, среди них такие объекты как Днепровская ГЭС, “Уралмаш”. С этим было связано и массовое жилищное строительство, вырастали новые города: Магнитогорск, Комсомольск - на - Амуре, Караганда и др. Реконструировались старые города.

В связи с введением в эксплуатацию большого объема жилья в 1929 - 1932 гг. сформировался новый тип жилища - многоквартирный секционный жилой дом в 4 - 5 этажей.

В 20-е гг. архитекторы разработали новый тип общественного здания для проведения культурно-просветительских мероприятий - рабочий клуб (дворец культуры Московского автомобильного завода им И. Лихачева, архитекторы братья Веснины; пять клубов им. Русакова, Горького, Фрунзе, “Каучук”, “Буревестник” архитектора К. С. Мельникова).

Уникален мавзолей В. И. Ленина, созданный по проекту А. Щусева. Это гробница, это памятник и правительственная трибуна во время праздничных демонстраций, которые проходили на Красной площади в Москве, это, наконец, архитектурно-композиционный центр ансамбля Красной площади.

Ко дню похорон Ленина был построен временный деревянный Мавзолей. Затем сооружен более капитальный деревянный, который через 5 лет заменили на каменное здание (1929 - 1930) из железобетона и кирпича с облицовкой из красного кварцита и черного лабрадора.