Мунк крик история картины. Картина «Крик» Эдварда Мунка - притяжение отчаяния. Типичен ли «Крик» для Мунка

Саратовский государственный университет им. Чернышевского


Анализ картины "Крик" Эдварда Мунка


Выполнила:

Мироненко Екатерина

курс, журналистика

группа дневное отделение



Введение

Художник

Возможные источники вдохновения

Описание картины

История картины

Картина Э. Мунка в мировой культуре

мунк экспрессионист картина крик

Введение


"Крик" (норв. <#"justify">1. Художник

"Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь", - писал Мунк о себе.

"Писать для меня - это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать".

Биография

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье военного врача Эдварда Кристиана Мунка. В следующем году семья переселилась в столицу. Отец стремился дать своим пяти детям хорошее образование. Но это было непросто, особенно после смерти от туберкулеза жены в 1868 году. В 1877 году от той же болезни скончалась любимая сестра Эдварда - Софи. Позднее он посвятит ей трогательную картину "Больная девочка".

Эти тяжелые потери не могли пройти бесследно для впечатлительного мальчика, позднее он скажет "Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь". Смерть самых близких людей Эдвард принял за предначертание собственного пути.

ноября 1888 года Эдвард написал в дневнике "Отныне я решился стать художником". Ранее по настоянию отца он поступил в 1879 году в Высшую техническую школу. Однако уже в 1881 году Эдвард начал обучение в Государственной академии искусств и художественных ремесел, в мастерской скульптора Юлиуса Миддльтуна. В следующем году он стал изучать живопись под руководством Кристиана Крога.

Его ранние работы, такие как "Автопортрет" (1873) и "Портрет Ингер" (1884), не позволяют сделать какие-нибудь выводы о дальнейшем развитии творчества молодого художника.

В 1885 году Мунк едет во Францию и три недели живет в Париже. Ему повезло не только побывать в Лувре, но и застать последнюю выставку импрессионистов. Конечно, подобные впечатления не могли пройти бесследно, появляются картины "Танцевальный вечер" (1885) и "Портрет живописца Енсена-Хьеля"(1885). Однако для первой знаменитой картины художника - "Больная девочка" - характерны сугубо индивидуальный характер и обостренная чувствительность. Художник писал "Работа над картиной "Больная девочка" открыла мне новые пути, и в моем искусстве произошел выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине".

В последующие годы Мунк расстается с мечтательной неопределенностью, придававшей его произведениям особое очарование, и обращается к темам одиночества. Смерти, угасания. В 1889 году на персональной выставке Мунк представил сто десять своих работ. Преобладают картины, где художник анализирует отношения фигуры с окружением, будь то интерьер или пейзаж "Весна", "Вечерняя беседа", "Ингер на берегу".

В 1889 году Мунк получил государственную стипендию и снова отправился во Францию. Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу. Четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка Леона Бонна, но значительно большую пользу ему принесло изучение старых и современных мастеров Писсарро, Мане, Гогена, Сера, Серюзье, Дени, Вюйяра, Боннара, Рансона. Он пишет несколько пуантилистских картин - "Английская набережная в Ницце" (1891), "Улица Лафайет" (1891). Дань импрессионизму он отдает в картинах "Зрелость" (около 1893), "Тоска" (1894), "Наследующий день" (1895).

Но гораздо интереснее для понимания дальнейшего творчества картина "Ночь в Сен-Клу" (1890), написанная после смерти отца, которую Эдвард пережил очень болезненно. Это произведение, предвещающее драматизм и ярко выраженную индивидуальность зрелого стиля художника.

В 1892 году по приглашению Союза берлинских художников Мунк приехал в Берлин. Здесь он познакомился с интеллектуалами, поэтами, художниками, в частности, с Августом Стриндбергом, Густавом Вигеландом, историком искусства Юлиусом Мейер-Грефе и Пшибышевскими. Выставка Мунка, открытая лишь на несколько дней, оказала значительное влияние на формирование берлинского Сецессиона.

Вскоре художник пишет свою самую знаменитую картину - "Крик". "Крик" входит в цикл произведений под общим названием "Фриз жизни", о котором Мунк говорил, что это "поэма о жизни, любви и смерти". Художник работал над этим циклом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Первая дата - 1888-1889 годы. Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В этих картинах за извилистой линией берега - всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали.

На рубеже веков Мунк пишет также пейзажи в стиле модерн "Зима" (1899), "Береза под снегом" (1901), он создает символистские гравюры, литографии и ксилографии. Мунк получает признание - меценаты заказывают ему портреты или росписи в своих домах. Так, Мунк исполнил великолепный посмертный портрет Фридриха Ницше на фоне мрачного пейзажа (1905-1906). Декорации, выполненные Мунком к постановке Максом Рейнхардтом драмы Ибсена "Привидения", получили международный резонанс.

С 1900 по 1907 год Мунк живет в основном в Германии Берлин, Варнемюнде, Гамбург, Любек и Веймар. Художник создал своеобразную сюиту видов этих городов. Один из них - офорт "Любек" (1903). В этом офорте город похож на средневековую крепость, безлюдную и отрешенную от жизни.

В 1909 году Мунк после пребывания в клинике доктора Якобсона, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. В поисках тишины и покоя он стремится к уединению некоторое время живет в Осгорстранне, Крагере, Витстене, на небольшом острове Иелэйя, а затем, в 1916 году, приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней.

Черты нового сказались в работах, относящихся к разным жанрам. Особенно они проявились в портрете, который становится после 1900 года одним из ведущих жанров в творчестве художника. Он создает галерею острых по характеристике и запоминающихся образов современников, будь то большие заказные портреты, портреты друзей и знакомых или норвежских рыбаков и моряков.

Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника - исследование человеческой души. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Среди них были Август Стриндберг, Ханс Иегер, Станислав Пшибышевский, Генрик Ибсен, Стефан Малларме, Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и Германии. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), "сочиненные художником после общения с сестрой известного философа".

Начиная с 1910 года, Мунк все чаще обращается к теме труда. Он пишет картины "Весенние работы. Крагерё" (1910), "Лесоруб" (1913), "Весенняя пахота" (1916), "Мужчина на капустном поле" (1916), "Разгрузка судна" (около 1920), гравюры "Рабочие, убирающие снег" (1912), "Землекопы" (1920).

Важное место в графических работах Мунка занимает северный пейзаж. Ярким примером служат ксилографии "Скалы в море" (1912) и "Дом на берегу моря" (1915). В этих листах мастер показал суровое эпическое величие и монументальность норвежского ландшафта.

"Поздний период творчества - не самое лучшее время для художника, - считает Ж. Сельц. - Несмотря на свойственную картинам позднего периода эстетическую неопределенность, они образуют самую спонтанную, непосредственную его часть. Кроме того, Мунк выполнил в это время большие стенные росписи, первоначально созданные в Крагерё и предназначенные для актового зала университета в Осло. В 1916 году они были туда доставлены, и художник должен был преодолеть многочисленные препятствия, чтобы добиться их одобрения. Результат долгих подготовительных работ оказался разочаровывающим. Дикость уступила место настойчивости и упорству чувствуется тщательная работа в мастерской, но даже самые интересные философские идеи не могут скрыть художественной слабости произведений".

Фрески, написанные в 1922 году для столовой шоколадной фабрики "Фрейя" в Осло, также очень слабы. В скупой, почти карикатурной форме воссоздает Мунк некоторые темы своих лучших картин. Еще более разочаровывают композиции фресок для ратуши в Осло, над которыми он работал с 1928 года до своей смерти в 1944 году. Правда, он страдал глазным заболеванием, которое вынудило его на много лет почти полностью отказаться от работы художника.

Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования.


2. Возможные источники вдохновения


В литературе нет недостатка в разнообразии версий относительно обстоятельств создания "Крика". В фоновом пейзаже "Крика" угадывается вид Осло-фьорда <#"justify">3. Описание картины


Фигура кричащего очень примитивизирована, т.е. художник передает нам не столь черты лица, детали фигуры, а ту эмоцию, которую эта фигура выражает. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль.

Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями - пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин.

Небо изображено в ярких, эмоциональных цветах: красный, оранжевый, голубой и др. Река же изображается темными и глубокими красками (черный, темно-синий), а в цветовом изображении берегов можно заметить большое разнообразие.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году, когда в атмосферу планеты и было выброшено огромное количество пепла. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.

Стенерсен увидел в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его. Действительно, картина "Крик" является апогеем психологического обобщения. Живопись Мунка в этой картине достигла исключительной напряженности, а само полотно уподобляется пластической метафоре человеческого отчаяния и одиночества.

"Крик" обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание", - сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby"s.

Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.


История картины


Мунк создал четыре версии "Крика", каждая из которых выполнена разными техниками. В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом.

"Крик" не раз становился мишенью злоумышленников: В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.

В 2004 году "Крик" и другое известное произведение художника "Мадонна <#"238" src="doc_zip4.jpg" />

Три другие версии "Крика" не раз похищали из музеев, однако они неизменно возвращались владельцам.

Существует мнение, что картины прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее и, в конце концов, он покончил с собой.

5. Картина Э. Мунка в мировой культуре


В конце XX века картина "Крик" Эдварда Мунка обрела статус символа поп-культуры. В период с 1983 по 1984 гг. американский художник, один из пионеров поп-арта, Энди Уорхолл создал серию работ в технике шелкографии, основанных на произведениях Мунка, в числе которых была и композиция "Крик". Главной целью было лишить картину ореола сакраментальности, превратив ее, главным образом, в объект, легко поддающийся массовому копированию; основу данной метаморфозы заложил сам Мунк, выполнив с этой же целью литографию картины.

Кроме того, свое видение произведения Мунка в духе постмодернизма представил исландский художник Эрр?о, воплотивший свою ироничную и в чем-то неуместную трактовку "Крика" в картинах "Второй крик" и "Дин - Дон" (1979), выполненных акриловыми красками.

Воспроизведение сюжета картины на всем, начиная с футболок и заканчивая кофейными кружками, подтверждает ее символичность, как и отсутствие какой-либо сакраментальности вокруг нее в глазах современной публики. В этом отношении становится возможным сравнение ее с таким произведением искусства, как, например, "Портрет Моны Лизы" Леонардо да Винчи.

В 1991 г. американский художник Роберт Фишбоун смог занять свою нишу, запустив производство надувных кукол, каждая из которых повторяла образ центральной фигуры композиции. Его компании "On The Wall Productions", расположившейся в городе Сэйнт-Льюис, штат Миссури, удалось продать сотни тысяч подобных кукол. Критики в один голос заявляли, что, вырвав центральную фигуру из ее непосредственного контекста - пейзажного фона - Фишбоун разрушил художественную целостность картины, сведя на нет ее уникальную экспрессивность. Были и те, кто называл Фишбоуна спекулянтом и обвинял его в неспособности проявить свои собственный художественные способности.

Являясь одним из тех редких примеров современного искусства, которые без труда узнаваемы самой широкой аудиторией, "Крик" использовался в рекламе, мультфильмах (включая фильм с элементами анимации "Веселые мелодии: снова в действии") и аниме (в том числе, дважды в японском пародийном сериале "Эксель - сага" (Excel Saga) и один раз - в сериале "Наруто" (Naruto); а также в самых разных телевизионных шоу. Например, в одном из ранних эпизодов американского сериала "Няня" (The Nanny), построенного в соответствии с основными принципами комедии положений, Грейс получает надувную куклу "Крик" в качестве подарка на Рождество. Сюжет картины также копируется создателями мультсериала "Аниманьяки" (Animaniacs) в серии "Здравствуйте, милые Уорнеры", когда выдается за творение Дота Уорнера. Еще одно упоминание "Крик" получает в американском мультипликационном сериале "Довольно странные родители" (Fairly OddParents, - в названии использован каламбур, образованный на основе фразы "fairy godparents" - "волшебные крестные родители").

Свою версию полотна Мунка предложила американская хардкоровая панк-группа "Dead Kennedys", поместив рисунок на футболку. "Крик" был использован и в американском детском мультипликационном сериале "Ох, уж эти детки!" (Rugrats); когда малыш Чаки, один из героев мультфильма, признается, что изображение напомнило ему, как однажды его собственная голова застряла в носке. В другом популярном мультсериале "Веселые мелодии: снова в действии" (Looney Tunes: Back in Action) "Крик" - это одна из нескольких известных картин, спеша сквозь которые кролик Багс Банни и утка Даффи Дак спасаются бегством от другого мультипликационного персонажа, Элмера Фадда. В какой-то момент герои фильма сталкиваются с главным героем картины, что заставляет того издать свой знаменитый крик; в то же время раздается идентичный крик Элмера, которому Багс Банни наступил на ногу.

Произведение норвежского живописца и графика было одинаково интересно как создателям сериалов, так и режиссерам - кинематографистам. Истинное лицо маньяка - убийцы из фильма ужасов "Крик" мастера триллеров Веса Кравена спрятано под маской приведения, за основу которой был взят центральный персонаж картины с аналогичным названием. Хорошо знакомое зрителям выражение лица юного Калкера, позирующего перед зеркалом в рождественской комедии Криса Коламбуса "Один дома", в какой-то степени также посвящено работе Мунка.


Использованные в работе источники


1. Ионина Н.А. Сто великих картин / Н.А. Ионина; гл. редактор М. О. Дмитриев - М: Изд-во: Вече, 2005г, 464с.

Майя (цивилизация)

2. [Электронный ресурс]. Доступ из свободной энциклопедии "Википедия" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мунк, Эдвард .

Холст "Крик", установивший рекорд торгов [Электронный ресурс]: на 19.09.2012. Доступ в источнике "РИА новости" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://ria.ru .

Крик, Эдвард Мунк [Электронный ресурс]. Доступ из свободной энциклопедии "Википедия" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: .

Искусство древних майя [Электронный ресурс], [сайт]. URL: http://www.rucolumb.ru.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

23 января мир искусства отмечает 150 лет со дня смерти норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Самая известная из его картин - "Крик" - была выполнена в четырех вариантах. Все полотна этой серии окутаны мистическими историями, а замысел художника до сих пор не разгадан до конца.

Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил "крик природы". "Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы", - эти слова выгравированы рукой художника на рамке, обрамляющей одно из полотен.

Искусствоведы и историки по-разному трактовали то, что было изображено на картине. По одной из версий, кроваво-красным небо могло стать из-за извержения вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет - это явление можно было наблюдать в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884. Мог его наблюдать и Мунк.

По другой версии, картина стала плодом психического расстройства художника. Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, всю жизнь его мучали страхи и кошмары, депрессии и одиночество. Свою боль он пытался заглушить алкоголем, наркотиками и, конечно же, переносил ее на холст - четырежды. "Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь", - писал Мунк о себе.

Экзистенциальный ужас, пронзительный и панический - вот, что изображено на картине, утверждают искусствоведы. Он такой сильный, что буквально обрушивается на зрителя, который сам вдруг превращается в фигуру на переднем плане, закрывающую голову руками - чтобы защитить себя от "крика", реального или вымышленного.

Некоторые склонны видеть в "Крике" пророчество. Так, сопредседатель совета директоров аукциона Sotheby"s Дэвид Норман, которому посчастливилось продать одну из картин серии за 120 миллионов долларов, выразил мнение, что Мунк в своих работах предрек 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Существует поверье, что все версии "Крика" прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными случаями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотнами, заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картинам недобрую славу. Однажды служащий музея в Осло случайно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее, и в конце-концов он покончил с собой. Посетители музея до сих пор поглядывают на картину с опаской.

Фигура не то человека, не то призрака в "Крике" также вызывала множество споров. В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм высказал курьезное мнение, что бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Другим комментаторам она напоминала скелет, эмбрион и даже сперматозоид.

"Крик" Мунка нашел отражение в массовой культуре. Создатель знаменитой маски из фильма "Крик" был вдохновлен именно шедевром норвежского экспрессиониста.

Серию картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка , созданную в промежутке между 1893 и 1910 годами и обобщенную им под названием «Крик» — можно отнести к разряду феноменов культуры. Образ кричащего от ужаса существа, написанный в ХIХ веке, считается основополагающим произведением экспрессионизма. Но в конце XX века, он неожиданно обретает статус символа поп-культуры. По количеству ремейков, мемов и пародий картинный образ Мунка стал наиболее часто воспроизводимым в мире. А когда образ из художественной культуры входит в массовое сознание – можно говорить о важном культурном явлении.

Сюжет картины Мунка был основан на его собственных ощущениях, описанных в его дневнике в 1892 году.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу»

Визуализацией этой заметки может послужить рекламный видеоролик аукциона Сотбис (Sotheby’s), на котором работа Мунка из серии «Крик», выполненная пастелью, была продана за рекордные 119 млн.долларов.

На картине изображено именно то место, где его охватило ужасное чувство. Пейзаж за фигурой вовсе не вымышленный. Это запущенный район Экеберг, в окрестностях Осло, где часто случались самоубийства. Неподалеку находилась психиатрическая лечебница, куда была госпитализирована любимая сестра Мунка, с диагнозом маниакально-депрессивный психоз. В довершение, у основания утеса стояли бойни, откуда доносились пронзительные крики животных.
Узнаваемые детали – фьорд, лодки, старая церковь оказываются в некоем апокалиптическом ландшафте, передающем угнетенность мира, а кровавый закат становится сосредоточением кошмара.
Эмоционально картины серии «Крик» перекликаются с графическими офортами «Капричос» , созданными в 1797- 1798 годах испанским живописцем Франсиско де Гойя. И так же как Гойя, изображавший свои химерные видения чтобы избавиться от них, — Мунк, поглощенный идеей, стоящей за картиной, — неустанно воспроизводил испугавшее его видение. Художник изменял структуру, технику и колористику копий, сохраняя глубинную экзистенциальную сущность.

Мунку было всего 29 лет, когда он написал картину «Крик», но творческое новаторство художника шокировало современников. С одной стороны, большинство его коллег, в том числе Тулуз Лотрек, возмущались «варварской» техникой Мунка и не воспринимали агрессивную эстетику его работ. (Ведь конец 19-го века был посвящен культу физической красоты, означавшей, прежде всего, – спокойствие, чувство удовлетворения, как на лице Моны Лизы). С другой стороны, – искусствоведов оглушил концептуальный подход автора. Его идея была парадоксальна: по определению картина молчит. Но художник должен заставить ее кричать.

Конечно, кричащих людей изображали и до него, но Мунк изобразил само явление крика . Это было новаторством в живописи. Никто не изображал до него звук, особенно звук, эмоционально окрашенный. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта - как если бы звук крика отдавался повсюду. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы (напоминающие полубезумный вангоговский стиль) наполняют композицию энергией и драматизмом.

В 1895 году Муне создал литографию — упрощенную черно-белую версию своей картины, чем открыл ящик Пандоры: путь к ее массовому тиражированию с помощью типографских технологий. Первыми этим заинтересовались , разрабатывающие тему серийного производства искусства. Один из основателей этого направления и создатель – создал серию шелкографичных принтов, основанных на произведениях Мунка. Но это было лишь начало.

Выяснилось, что «Крик» идеально подходит культуре постиндустриальной эпохи , подверженной эпидемии постмодернизма, где все строится на цитатах из прошлого и подвергается вторичной обработке. Картина Мунка стала поп-«иконой», образ которой начал массово распространяться в информационном пространстве подобно вирусной рекламе.

Всеми узнаваемый сюжет картины широко эксплуатируется создателями рекламы, мультсериалов и разных шоу. Кроме того, образ оказался нескончаемым источником для создания ироничных интернет –мемов, смайликов и комиксов . Психологи объясняют это тем, что за иронией современный человек пытается скрыть испуг от осознания своей хрупкости и незащищенности, испуг, который он ощущает глядя на апокалиптическую картину мира глазами Эдварда Мунка.

Образ, созданный норвежским художником, зачастую изображается в китчевой (ироничной) манере, словно 20-тый век пытается удалить первозданную тревожную атмосферу картины, как промвентиляция запахи кухни.

Но не только web паутина, а практически все области искусства попали под влияние творчества Мунка. Гениально изображенное им олицетворение ужаса, многократно использовалось в музыке, литературе и кино. Припомните хотя бы маску убийцы из фильма ужасов «Крик» или внешний вид представителей инопланетной расы из культового сериала «Доктор Кто». Они были навеяны персонажем картины Мунка. Даже хорошо знакомое зрителям выражение лица юного Маколея Калкина, кричащего перед зеркалом в рождественской комедии Криса Коламбуса «Один дома», — тоже пародийная аллюзия на работу Эдварда Мунка.


Следует добавить, что эта работа вдохновляла многих кинорежиссеров и сценаристов на создание фильмов самого разного толка. Но, ни один из кинофильмов так и не приблизился по уровню трагизма и эмоциональности к шедевру Эдварда Мунка.

Со временем сюжет картины начал появляться практически на всем: на одежде, обуви, посуде, бижутерии и прочих, порой немыслимых вещах, вроде надувных кукол Роберта Фишбоуна, умудрившегося создать прибыльное производство этих кукол, каждая из которых повторяла образ центральной фигуры композиции Мунка.

Естественно, такой массовый продукт потребления как еда, тоже не остался в стороне. В рамках юбилейного проекта «Munch-150» норвежская фабрика «Фрейя» выпустила серию плиток молочного шоколада с изображением картин Мунка из серии «Фриз Фрейи». Ведь имя автора непосредственно связано с историей этой фабрики. 18 его картин украсили стены фабричной столовой в январе 1923 года. Основатель фабрики, Йохан Трон Хольст был чрезвычайно доволен результатом. Однако самим рабочим картины не совсем понравились: экспрессионист Мунк нарисовал на картинах людей, лишённых черт лица, а изображенные дома были нарисованы без дверей и труб.

Современной версией такого формата стало «Кафе Мунк», которое открылось в том же году в Токио, организованное скандинавским Управлением по туризму. В кафе представлены 37 копий картин знаменитого художника, а эксклюзивное меню включает в себя вкусные пирожные и кофе со знакомым образом.


Кафе Мунк (Токио)

Можно сказать, что искусство и еду — две глобальные области человеческой жизни –– мастерски научился совмещать фуд-арт . Образ, созданный Мунком более ста лет назад и получивший мировую «огласку», как нельзя более удачно сочетается с его идеями и масштабами. В статьях блога «АРТотека еды » мы уже представляли некоторые из таких объектов. Например, в статье о или об американском . Хотим привести еще некоторые примеры креативного переосмысления и пародирования картины «Крик», связанные с едой.

Оригинальные работы японского иллюстратора Такайо Шийота в свое время стали интернет-сенсацией: из водорослей нори, вареного риса и других традиционных японских ингредиентов она создает репродукции знаковых произведений искусства. Персонаж Крика появился на срезе суши-роллов, а следом- и в .

Пиццерии и веганские кафе стали применять его для украшения своих блюд

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.

«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И, в частности, на кинематограф.

Достаточно вспомнить обложку видеокассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.

С чем же связана такая популярность картины? Как образу из XIX века удалось «пробраться» в век XX и даже XXI? Попробуем разобраться.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. , Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.


Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».


Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.


Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.


Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».


Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Типичен ли «Крик» для Мунка?

«Крик» - это не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его творческой коллекции немало вампиров и убийц.



Слева: Вампир. 1893 г. Музей Мунка в Осло. Справа: Убийца. 1910 г. Там же.

Изображение персонажа со скелетоподобной головой тоже было Мунку не в новинку. Такие же лица с упрощенными чертами лица он уже рисовал. За год до этого они появились на картине «Вечер на улице Карла Иоанна».


Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген

Вообще Мунк сознательно не прорисовывал лица и руки. Он считал, что любую работу нужно смотреть на расстоянии, чтобы воспринять её целиком. А в таком случае не важно, прорисованы ли ногти на руках.


Эдвард Мунк. Встреча. 1921 г. Музей Мунка, Осло

Тема моста была очень близка Мунку. Он создал бесчисленное количество работ с девушками на мосту. Одна из них хранится в Москве,

Каждое произведение искусства имеет свою уникальную, не похожую ни на одну другую историю, свой символизм и свои тайны. И в новой рубрике «Pic of the Week» Styleinsider будет рассказывать о судьбе и историях создания самых знаменитых шедевров мировой живописи. И первой станет одна из самых загадочных картин в истории — «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка.

Год создания

Версии картины

Всего существует четыре варианта картины. В Музее Эдварда Мунка находятся две картины. Одна из них выполнена маслом, а ещё одна — пастелью. В Национальном музее Норвегии экспонируется наиболее известная версия картины, написанная маслом. Ещё одна картина, написанная пастелью находится в частных руках и принадлежит американскому бизнесмену Леону Блэку.

История создания

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Мы видим, что на картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. В связи с этим некоторые учёные выдвинули версию, что такой оттенок неба был связан с извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Существует также версия, что картина стала отчасти плодом психического расстройства, ведь есть документальные сведения о том, что художник действительно страдал маниакально-депрессивным психозом, вызванным тяжёлым потрясением от смерти сестры.

Интересные факты

— «Крик» несколько раз похищали злоумышленники. Так, в 1994 году картина пропала из Национальной галереи, однако, через несколько месяцев она была возвращена на своё место. А в 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были похищеныиз музея Мунка. Обе картины также были возвращены в 2006 году. Работы получили несколько повреждений и после реставрации снова были выставлены на показ в мае 2008.

— По мотивам «Крика» Энди Уорхол создал серию принтов-копий в нескольких цветах.

— Именно на основе картины была создана знаменитая маска из фильма «Крик»

— «Крик» в числе прочих работ Мунка был признан образцом дегенеративного искусства в нацистской Германии и был запрещён. Спас полотно от уничтожения и выкупил у Германии норвежский бизнесмен Олсен.

— На момент продажи с аукциона в 2012 году выполненная пастелью версия картины, принадлежавшая миллиардеру Петеру Олсену, стала самым дорогим произведением искусства, выставленным на открытых торгах. Работа была продана в течении 12 минут за сумму более, чем 119 миллионов долларов.

— Многие считают картину проклятой, так как люди, которые так или иначе соприкасались с этим полотном, часто заболевали, ссорились с родными, впадали в депрессию и внезапно умирали, что отчасти подтверждается реальными историями.