Музей и зал славы рок-н-ролла в кливленде. Зал славы рок-н-ролла

В музыкальном мире разгорелся скандал из-за рейтинга переоцененных групп. Журнал Vulture изучил список музыкантов, которые входят в Зал славы рок-н-ролла. Худшими коллективами признали Queen и Bon Jovi. Как автор рейтинга объяснил свой выбор и согласны ли с такой оценкой российские музыканты? Об этом - Иван Якунин.


«Bon Jovi - это вообще не рок-группа, а люди, которые снялись в фильме про рок-группу. Как вообще эти студенты-переростки из Red Hot Chili Peppers смогли втереться в доверие к любителям рока? Эти супер-пупер звезды из Queen очень быстро стали неинтересны - как старая уродливая детская игрушка для тех, кто уже вырос», - журналист Билл Ваймэн безжалостно расправился с теми, кто попал в самый конец рейтинга. Судя по его предыдущим публикациям, это его любимый формат: он превращает в рейтинг все - от песен Майкла Джексона до композиций The Beatles, - расставляя их от лучших к худшим. И пусть его оценка вызывает в первую очередь возмущение, в чем-то он прав, признает музыкант Найк Борзов: «Мне кажется, все верно. Видимо, АВВА скорее внесла вклад в уничтожение рок-н-ролла как популярного стиля, потому что сейчас поп-музыка вся строится по песенному строению принципа АВВА. У Bon Jovi вначале были рок-альбомы, а поздние альбомы - это, в общем-то, такая поп-музыка. Песни для них начал писать тот же парень, что писал песни для Dr. Alban, причем с теми же словами».

Резкие оценки в адрес этих исполнителей звучали и раньше. Консервативно настроенные критики отмечали, что и Bon Jovi, и Queen, и ABBA слишком вольно обращаются с законами жанра. Это якобы вообще не рок - скорее, поп. А ABBA, например, не всегда качественно записывает аранжировки, отмечали скептики. В общем, критиковать было за что, но не так резко. Такого мнения придерживается и лидер группы «Тараканы» Дмитрий Спирин: «Сам факт того, что группа включена в Зал славы рок-н-ролла, мне кажется, уже делает им честь, а уж на каком там они оказываются месте среди прочих... По всей видимости, было очень сложно людям, составлявшим этот внутренний рейтинг, расставить их так, чтобы это было адекватно. Поэтому, понятно, пионеров жанра - Чака Берри, Ramones - вперед, а артистов, которые, возможно, не столь важную сыграли роль в формировании рок-музыки, в конец».

Впрочем, не ко всем популярным исполнителям Билл Ваймэн был неблагосклонен. Лидерами его рейтинга стали Чак Берри, The Beatles и лауреат нобелевской премии Боб Дилан. Их он описал как законодателей моды в рок-н-ролле - именно они, по мнению Ваймэна, создали дух рока как музыкального жанра. Но это касается и всех остальных артистов, оказавшихся в Зале славы рок-н-ролла, убежден певец Юрий Лоза: «Весь мир поет We Will Rock You, весь мир поет We Are The Champions, все напевают Bohemian rhapsody. Она просто выше, чем вся рок-музыка, вместе взятая, а они ее ставят на какие-то места. Ну чушь собачья! Те, кто пишут, они сделали хоть что-нибудь? Гоните их всех в шею, балбесов, не понимающих в жизни ничего».

Рейтинги худших групп в истории публиковали многие журналы. Это и британский The Word, и американский Blender. Каждый такой материал привлекал внимание читателей. Правда, впоследствии оба журнала закрылись. Любопытно, учтет ли Vulture этот опыт или опубликует новый рейтинг в следующем году.

Всего в Зале славы рок-н-ролла 214 исполнителей. Их отбирает жюри из 1000 журналистов, продюсеров, музыкальных критиков. Главное правило - попасть в Зал славы музыкант может только спустя 25 лет после выхода его первого сингла.

США

«Всё преходящее, а музыка – вечная». Проходят сквозь время народы, оставляя отпечатки своих культур на лице планеты. Сквозь толщу временных лет доходят до нас не только монументальные архитектурные шедевры, подернутые седой стариной. Незабвенные музыкальные произведения, гениальные сочинители и виртуозные исполнители также навеки запечатлены в памяти человечества, бережно хранящего свое воздушное как эфир мелодийное наследие.

С течением времени менялись архитектурные предпочтения, равно как и музыкальные пристрастия. Иногда эти понятия объединялись, высвечивая наиболее яркие выражения своей эпохи. Как это произошло и в штате Огайо на американском континенте, где был открыт Музей и Зал славы рок-н-ролла – нового музыкального веяния, крутящимся вихрем охватившего всю планету в середине XX века. Знаменитый ди-джей Алан Фрид, работавший на радио «WMMS» в Кливленде, в начале 1950-х годов для новых музыкальных композиций придумал термин рок-н-ролл (rock and roll), что дало право небольшому американскому городку считать себя родиной этого музыкального направления.

Вновь созданная организация отдавала дань признания и почести выдающимся композиторам и исполнителям, продюсерам и промоутерам, ди-джеям и поэтам-песенникам, агентам, музыкальным журналистам и другим влиятельным деятелям, посвятившим свою жизнь музыкальной индустрии в стиле рок-н-ролл и добившихся значительных успехов на этом поприще. На своем первом заседании в 1986 году организационный комитет назвал первые 10 легендарных имен, «открывших двери» в Зал славы рок-н-ролла. С тех пор новые имена элитной десятки объявляются каждый год на торжественной церемонии, до 2009 года проходившей в нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория», а сейчас проводящейся в Кливленде.

Перед «введением» в Зал, его новые члены, по сложившейся традиции, непременно дают концерт. С музыкальных подмостков звучат не только рок и рок-н-ролл, но и ритм-энд-блюз, поп-музыка и речитатив рэпа, а также мелодии и ритмы других стилей и направлений, исполнители которых были признаны достойными Зала славы. Среди многочисленных желающих попасть в списки всемирной славы выбирают кандидатов, выпустивших свой первый сингл 25 лет назад и своим творчеством повлиявших на становление и развитие музыкальной культуры в мировом сообществе. 700 экспертов оценивают претендентов на контрамарку в Зал славы, которых разделили на четыре категории: «Исполнители», «Не исполнители», «Классики», «Оркестранты».

В 1995 году для столь значительной музыкальной организации, как Зал славы рок-н-ролла, в Кливленде, на побережье озера Эри, было построено собственное здание футуристического вида по проекту архитектора Йео Минг Пей. Архитектурная композиция, в которой кроме Зала славы расположили и музей, посвященный истории рок-н-ролла, а также концертный зал, кинотеатры и рестораны, состоит из 50-метровой башни, двойной стеклянной пирамиды и огромного «эскимо на палочке» с разворачивающейся оберткой.

Взрывная энергия стилевого музыкального направления вполне отразилась и на неординарном оформлении музейных выставочных пространств, и на ярких экспонатах, бесценных в своей уникальности. Разукрашенные автомобили эстрадных звезд прямо под остроугольной крышей прозрачной пирамиды, сценические костюмы любимцев публики, их прославленные музыкальные инструменты и личные вещи, плакаты и журналы с изображениями кумиров, скульптуры и инсталляции музыкальных героев и многое другое представлено в стенах единственного в своем роде музыкального музея. Около 500 000 человек в год посещают Музей славы рок-н-ролла в Кливленде, ставший настоящим памятником рок-н-ролла – стиля, любимого миллионами меломанов всего мира и уже более чем полстолетия не теряющего своей популярности.

Зал и музей славы рок-н-ролла (англ. Rock and Roll Hall of Fame) - музей и организация в Кливленде, Огайо, США, посвящённые наиболее известным и влиятельным деятелям эпохи рок-н-ролла: исполнителям, продюсерам и другим личностям, оказавшим значительное влияние на музыкальную индустрию. Кливленд обосновал свои претензии называться родиной рок-н-ролла открытием радио WMMS и тем, что там работал диджей Алан Фрид, придумавший термин rock ’n’ roll в начале 1950-х. Также существует Зал славы рок-н-ролла Сан-Франциско.

На первом заседании организационного комитета в 1986 году была названа первая десятка членов - это были Чак Берри, Джеймс Браун, Рэй Чарльз, Фэтс Домино, братья Эверли, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, а также покойные Сэм Кук, Бадди Холли и Элвис Пресли. Новые члены зала объявляются ежегодно; на церемонии «введения в зал» они, как правило, дают концерт. Это вовсе не обязательно рокеры: среди членов зала много признанных мастеров ритм-энд-блюза (Стиви Уандер, Эл Грин, Марвин Гэй и другие), а также отдельные рэперы (Грэндмастер Флэш и Run DMC). Исполнители номинируются спустя 25 лет после выхода их первого сингла. Например, Джона Леннона номинировали ровно через 25 лет после выхода его первого сингла (Give Peace a Chance, 1969) в 1994 году. Отборочный комитет, составленный из историков музыки, выбирает артистов в качестве кандидатов для четырёх основных категорий (певцы, группы и инструменталисты; композиторы и продюсеры; предтечи рок-н-ролла; сессионные музыканты). Впоследствии, выбор проводят путём голосования приблизительно 1000 экспертов: преподаватели университетов, журналисты, продюсеры и другие лица, имеющее опыт в индустрии музыки. Чтобы быть избранным, надо собрать по крайней мере 50 % голосов. Каждый год выбирается от пяти до семи артистов. В 1993 году в Зал славы рок-н-ролла были включены The Doors, Ван Моррисон, Creedence Clearwater Revival, Cream, Рут Браун, Этта Джеймс, Frankie Lymon & The Teenagers, Sly & the Family Stone. В 1994 году в Зал славы рок-н-ролла были включены Джон Леннон, The Animals, The Band, Эдди Дуэйн, Grateful Dead, Элтон Джон, Боб Марли, Род Стюарт. В 1995 году в Зал славы рок-н-ролла были включены The Allman Brothers Band, Эл Грин, Дженис Джоплин, Led Zeppelin, Martha and the Vandellas, Нил Янг, Фрэнк Заппа. В 1996 году в Зал славы рок-н-ролла были включены Дэвид Боуи, Gladys Knight & The Pips, Jefferson Airplane, Little Willie John, Pink Floyd, The Shirelles, The Velvet Underground В 1997 году в Зал славы рок-н-ролла были включены Bee Gees, Buffalo Springfield, Crosby, Stills, Nash & Young, The Jackson Five, Джони Митчелл, Parliament/Funkadelic, The Rascals В 1998 году в Зал славы рок-н-ролла были включены Eagles, Fleetwood Mac, The Mamas & The Papas, Ллойд Прайс, Карлос Сантана, Джин Винсент. В 1999 году в Зал славы рок-н-ролла были включены Билли Джоэл, Кёртис Мэйфилд, Пол Маккартни, Дел Шеннон, Дасти Спрингфилд, Брюс…


Музей и зал славы рок н ролла
Все слышали про зал славы рок н ролла, куда мечтает попасть каждая рок группа и что несомненно является признанием заслуг группы или музыканта, внесенных ими в историю рок музыки.

Попасть туда не просто, кандидатов на прием в Зал славы отбирают семьсот экспертов, и отбор идет только из тех групп и исполнителей, кто выпустил свою первую запись больше чем 25 лет назад.

Музей славы рок-н-ролла находится в Кливленде, и расположен на берегу озера Эри между стадионом Кливленд Браунз и аэропортом Берк. Музей был открыт в 1995 г. и стал первым музеем, посвященным только истории рок-н-ролла, только здесь можно увидеть бесценные экспонаты, это и причудливо покрашенный автомобиль Дженис Джоплин, и костюм Брюс Спрингстина в котором он сфотографировался на обложку своего первого альбома, первая гитара Боно и форма «сержанта Пеппера», которая принадлежала Джону Леннону и Ринго Старру.


Со стороны озера отлично видно «сердце» музея — 50 метровая башня, которая стоит у самой кромки озера, в разные стороны от нее прямо над озером нависают два «крыла» необычной формы. Одно крыло это театр, второе - круглый концертный зал, архитектура здания такова, что кажется крылья «разлетаются» в разные стороны от башни. В вестибюль башни, ведет стеклянным вход треугольной формы, который имеет массивные опоры.

Стеклянная пирамида это вообще излюбленная форма архитектора Ионг Минга Пея, который также является автором Пирамиды Лувра в Париже.Внутренние залы музея варьируются от просторных многоэтажных открытых пространств до совсем небольших, «камерных» выставочных залов.

В помещениях музея очень простая отделка, белый бетон у основания стен, светлые алюминиевые панели с серыми вставками на внешней поверхности башни, серый цвет по периметрам окон и прозрачной стеклянной пирамиды, темно-серый пол, это днем, а ночью музей преображается за счет внешней подсветки. Большая часть помещений музея расположена под землей, что позволяет обеспечить лучший контроль за его интерактивными экспозициями.

Как туда попадают.

В 1986 году прошло певое заседание организационного комитета, где составили первую десятку членов Зала славы, были объявлены Чак Берри, Джеймс Браун, Рэй Чарльз, Фэтс Домино, братья Эверли, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, а также покойные Сэм Кук, Бадди Холли и Элвис Пресли.

Исполнители включаются в Зал Славы на ежегодной церемонии, которая по традиции проходит в Нью Йорке в отеле «Уолдорф-Астория», на церемонии «введения в зал» они, обычно играют концерт. В зал попадают не только рок музыанты, среди членов зала много признанных мастеров ритм-энд-блюза, Эл Грин, Марвин Гэй и другие, а также некоторые рэперы, например Грандмастер Флэш. С 2009 года решили изменить традицию и церемония включения в Зал Славы будет проходить в Кливленде.

На данный момент группы и исполнители могут претендовать на место в Зале через двадцать пять лет после выхода своего первого альбома. Кандидаты должны подтвердить значимость своего творчества в рамках всемирной истории рок-н-ролла. На данный момент существуют четыре категории - “Исполнители”, “Не исполнители”, “Классики” и “Оркестрант”.


К категории “Исполнители” относят певцов, музыкантов, вокальные и инструментальные группы. Особый комитет из специалистов по истории музыки выбирает имена, после чего список обрабатывается примерно сотней экспертов - академиками, журналистами и продюсерами, те, кто получил больше половины голосов, проходят в финал; пятеро из них входят в Зал Славы.

В категории “Классики” награждаются те, кто повлиял на становление современной музыки на ранних её этапах, с 2000-го в эту категорию не подавался никто, пока в 2009 м комитет не выбрал певицу Ванду Джексон.

“Не исполнители” к ним относятся те, кто в основном работает вне сцены - исполнительные директоры звукозаписывающих студий, поэты-песенники, продюсеры, ди-джеи, агенты и музыкальные журналисты, категория в последнее время пополняется достаточно стабильно.

“Оркестранты” категория создана для ветеранов классических групп, здесь отбор производится большим комитетом, состоящим в основном из продюсеров. Категорию придумали в 2000, потом в 2004 отменили и снова вернули в 2008 году.

Честно говоря, обычные фанаты не особо обращают свое внимание ни на категории, ни на сам зал в целом.

Авторы сайта о современной культуре Vulture составили собственный рейтинг исполнителей , включенных в Зал славы рок-н-ролла. Составители списка расположили всех 214 исполнителей и музыкантов в порядке «От лучших к худшему» и постарались объяснить собственные решения. Список получился очень субъективным.

Так, на последнее, 214 место авторы поместили недавно в Зал славы Bon Jovi, отметив, что за всю историю группа не написала ни одного хита, да и вообще занимается тем, что изображает из себя рок-группу. Видимо, составители рейтинга живут в параллельной вселенной, в которой не существует песен «Livin’ On a Prayer», «You Give Love A Bad Name» и «It’s My Life».

Прямо перед Bon Jovi расположились Queen, которую авторы посчитали «самой переоцененной группой в истории музыки». Vulture утверждает, что слава группы в США была скоротечной, а все ее современные успехи и легендарный статус - заслуга безвременной кончины Фредди Меркьюри. Суждение спорное, не иначе.

Группу KISS, оказавшуюся на 209 месте рейтинга, авторы назвали коллективом с 2,5 песнями и десятилетиями бесцельной деятельности. Несмотря на мнение Vulture, годы бесцельной деятельности не мешают Джину Симмонсу быть вполне успешным бизнесменом и собрание собственных неизданных композиций в настоящем сейфе.

Bon Jovi выступают во время Церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла.

205 строчка топа отведена Red Hot Chili Peppers, к которым авторы испытывают презрение за то, как некогда хулиганская, по их мнению, группа активно сменила имидж и стала стерильной для выступлений на Супербоуле.

Шведский квартет ABBA авторы поместили на 204 строчку, отметив, что включение группы было необходимо только для того, чтобы подогреть публику во времена появления мюзикла «Mamma Mia». Deep Purple составители рейтинга поместили на 202 место, назвав коллектив люмпен-рокерами из 1970-х.

Green Day, чей лидер Билли Джо Армстронг не так давно благотворительную распродажу всевозможного оборудования группы, Vulture расположили на 193 месте. По мнению составителей, успех группы был виден на волне пост-гранджа, а сейчас трио попросту скучно слушать.

178 место рейтинга досталось Элису Куперу, которого авторы считают успешным шоуменом с одним убедительным альбомом в 1970-х и несколькими крепкими поп-рок хитами. Metallica издание поместила на 176 строчку, отметив их заслуги в области тяжелой музыки на ранних этапах творчества и полную беззубость коллектива сейчас. По мнению Vulture, бас-гитарист Роберт Трухильо работает в группе столько же времени, сколько Metallica не выпускает ничего стоящего.

На 155 строчке своего субъективного чарта Vulture расположили Aerosmith. По мнению авторов, в середине 1980-х Дезмонд Чайлд и Дайан Уоррен написали для группы множество фейковых и слабых рок-песен, которые и сделали группу поистине популярной. Составители считают, что все наследие Aerosmith - это «Dream On», «Sweet Emotion», объединение с Run-D.M.C. и уже упомянутые песни Чайлда.

Среди других исполнителей во второй сотне:

  • Genesis на 173 месте;
  • Guns N’ Roses на 170 строчке;
  • Van Halen на 168 месте;
  • Earth, Wind & Fire на 153 позиции;
  • Нина Симон на 148 месте;
  • Black Sabbath на 144 месте;
  • Bee Gees на 141 строчке рейтинга;
  • Yes на 140 позиции;
  • Pearl Jam на 133 месте;
  • Eagles на 132 строке;
  • Эрик Клэптон на 131 позиции;
  • Dire Straits на 127 строчке;
  • Леонард Коэн на 112 месте;
  • Lynyrd Skynyrd на 103 позиции.

В первую сотню попали:

  • The Police на 96 месте;
  • The Cars на 95 строчке рейтинга;
  • AC/DC на 94 месте;
  • Питер Гэбриэл на 93 позиции;
  • Тупак Шакур на 84 месте;
  • Мадонна на 83 месте;
  • The Jackson 5 на 78 строке;
  • ZZ Top на 77 строчке топа;
  • Пол Маккартни на 76 месте;
  • Би Би Кинг на 68 позиции;
  • Элтон Джон на 59 строчке;
  • Майкл Джексон на 58 месте;
  • U2 на 56 месте;
  • The Who на 49 строке;
  • Джон Леннон на 43 месте;
  • The Stooges на 41 месте;
  • The Velvet Underground на 37 месте;
  • Pink Floyd на 34 месте;
  • Стиви Уандер на 28 позиции;
  • The Jimi Hendrix Experience на 22 строке;
  • Дэвид Боуи на 21 месте.

The Clash авторы поместили на 17 строчку чарта, назвав группу интеллигентной и умной, с большим количеством песен и очень короткой карьерой. На 15 строчке разместились The Rolling Stones, которые, несмотря на любые эксперименты, всегда оставались сильной группой.


Пол Маккартни и Ринго Старр на Церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла.

На 14 место авторы поставили Sex Pistols, не особо объяснив свой выбор. По мнению Vulture, творчество Sex Pistols до сих пор остается жестким и бескомпромиссным. 13-е место рейтинга досталось Led Zeppelin, чье появление составители назвали поворотным моментом в музыке. Авторы рейтинга считают, что тексты Led Zeppelin - самые адекватные среди всех хард-рок групп и не вызывают смущения.

Возглавляют список лучших групп в Зале славы рок-н-ролла по мнению Vulture - Чак Берри, The Beatles и Боб Дилан. По мнению составителей, Дилан первым построил творчество вокруг сильной лирики, чего ранее не делал никто, The Beatles попросту изменили все, а Чак Берри придумал рок-музыку и попросту является одним из самых важных представителей популярной музыки XX века.