Музей тиссен борнемиса мадрид. Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza). Современный облик музея Тиссен-Борнемиса

Музей Тиссен-Борнемиса размещается в просторных галереях Дворца Виллаэрмоса, который был построен в 1771 году. Выдающаяся коллекция музея включает более 800 полотен, представляющих историю становления и развития западного искусства. Музейные экспозиции охватывают все разнообразие арт-стилей, от готики итальянских художников XIII века до новейшего поп-арта, характерного для Америки XX века. Художественный фонд музея состоит, в основном, из произведений, которые были собраны в период c 1920-го по 1980 годы семьей барона, промышленника из Швейцарии, Ганса Генриха Тиссен-Борнемиссы.

Музей был открыт в 1992 году, а в следующем году его коллекция стала собственностью Испании. До 2004 года в фонде музея составляли только те 800 картин, которые были собраны баронами Генрихом Тиссеном, а также позднее его сыном и наследником Гансом Генрихом. В 2004 году были открыты новые залы и музейные экспозиции расширились: к ним добавилась личная коллекция Кармен Серверы, вдовы барона Ганса Генриха, состоящая из 200 картин.

В музее Тиссен-Борнемиса можно увидеть прекрасные картины великих мастеров таких, как Караваджо, Дюрер, Ван-Гог, Гоген, Клее и Хоппер. Музей Тиссен-Борнемиса очень удачно дополняет музей Прадо, т. к. в первом имеются художественные образцы совсем иных исторических эпох: ранняя живопись Италии, работы голландских мастеров XVII века, немецкий экспрессионизм, стиль поп-арта и геометрическая абстракция. Коллекция этого музея особенно известна своими замечательными портретами, из которых особо следует выделить символ музея — портрет Джованны Торнабуони работы Доменико Гирландайо.

К категории шедевров музея, вне всякого сомнения, принадлежит «Святая Каролина» художника Караваджо, «Человек с кларнетом» Пикассо, а также работа Кандинского «Картина с тремя пятнами». Однако, музей привлекает посетителей не только своими замечательными картинами. Летом, в июле — августе можно провести изумительный вечер в ресторане «Эль Мирадор», с открытой террасы которого посетители любуются великолепным видом города.

Купить билет в музей

Приобрести билеты на выставки музея можно или непосредстве на кассе в день посещения. Покупка онлайн всегда выгоднее по цене. Также можно ознакомиться с ценами, нажав желтую кнопку ниже.

Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде – уникальное собрание подлинных шедевров живописи из частной коллекции семьи барона Тиссен-Борнемисы. Здесь представлены полотна великих художников различных школ и направлений, создававшиеся на протяжении восьмисот лет.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В создании экспозиции музея принимали участие 3 поколения семьи Тиссен-Борнемисов. Начало положил успешный немецкий бизнесмен, сталелитейный магнат Август Тиссен. В 1910 году по его заказу Огюст Роден создает несколько скульптурных композиций. До настоящего времени четыре фигуры занимают почетное место в современной коллекции, встречая гостей на входе в музей.

Управление семейным бизнесом и страсть к коллекционированию произведений искусства перешла от Августа к одному из его сыновей – Генриху. Он начал собирать картины старых европейских мастеров, скупая их в Америке в период великой депрессии и возвращая на историческую родину. К моменту его смерти в 1947 году, насчитывалось более 500 работ. При нем впервые произведения искусства были выставлены публично. Это произошло в 1930 году в Мюнхине, с 1936 года экспозиция выставлялась в специально построенной галерее на вилле Генриха в Лугано (Швейцария). Кроме картин он собирал гобелены, старинную мебель, скульптуры, ювелирные изделия и многое другое.

После смерти Генриха коллекция была разделена между наследниками. По его стопам пошел младший сын – Ганс, который вложил много сил для объединения коллекции. Кроме того он пополнил ее работами современных мастеров живописи: скупал картины импрессионистов, авангардистов, гиперреалистов и проч. Как и отец, Ганс считал, что шедевры должны быть доступны для просмотра как можно большему числу людей. Поэтому постоянно организовывал выездные выставки во всех странах мира.

С увеличением коллекции, возник вопрос о выборе постоянного места, т.к. галерея на частной вилле не вмещала всех работ, а условия не могли обеспечить надлежащую сохранность. Из множества поступивших предложений, выбор пал на Дворец Вильяэрмоса (1771 г.).

Он находится в самом сердце Мадрида рядом со знаменитым музеем Прадо. Правительство Испании гарантировало присвоение экспозиции статуса государственного музея. Это было немаловажно, поскольку позволяло сохранить всю коллекцию в целом виде. Еще одной из причин, повлиявших на выбор, послужило испанское происхождение жены Ганса – знаменитой в прошлом модели Кармен Серверы, которая была заинтересована в размещении экспозиции на своей родине.

Договор был подписан в 1988 году. Несколько лет ушло на ремонт, переделку дворца под музей, и в октябре 1992 года он открылся для посетителей. К 2004 году коллекция расширилась за счет картин, принадлежащих Кармен Сервере. Кроме того, члены семьи Тиссен-Борнемисы покупали ценные полотна и выставляли их в залах музея. Поэтому возникла необходимость в создании новых площадей.

В дополнение к основному трехэтажному зданию рядом построили новое в современном стиле. Сейчас в музее кроме демонстрации постоянной коллекции, проходят различные временные выставки, семинары и другие мероприятия.

Экспозиция

Постоянная экспозиция включает две отдельно расположенные коллекции: барона и его жены. Первая, состоящая из 775 произведений, прежде принадлежащих барону, была выкуплена испанским государством за $350 млн. Другая, являющаяся собственностью его вдовы – Кармен Серверы и включающая 304 полотна, арендована на длительное время. Она выставлена в новом здании.

Список некоторых художников пересекается, это выдающиеся мастера XIII – XX веков. Расположение картин идет по датам: от более старых к современным. Большая часть полотен написана маслом, есть также акварели, пастели, работы, созданные с помощью темперы и золота.

Условно экспозицию можно поделить на четыре части. Первая объединяет картины итальянских, немецких, голландских, фламандских художников XIII – XV веков. Это пейзажи, портреты, картины на религиозные и мистические сюжеты: Никколо ди Томмазо «Богоматерь с младенцем», Марко Дзоппо «Святой Иероним в пустыне», Франческо Боттичини «Святая Цецилия», Ян ван Эйк «Благовещенье» и др.

Во второй части собраны произведения эпохи Возрождения, Барокко, Рококо, Классицизма, охватывающие XVI – XVIII века. Здесь можно увидеть работы таких знаменитых живописцев как: Тинторетто «Встреча Фамарь и Иуды», Тициана «Дева и ребенок», Рубенса «Ослепление Самсона», Веронезе «Портрет женщины с собакой», Караваджо «Святая Катерина Александрийская», Эль Греко «Благовещенье» и др.

В третьей части объединены картины XIX – XX века. Они представлены такими течениями как: импрессионизм, авангардизм, сюрреализм, символизм, кубизм. Это картины Клода Моне, Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека, Поля Гогена, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Марка Шагала. Перед восхищенными зрителями предстают знаменитые полотна: Ван Гога «Едоки картофеля», Эдгара Дега «Танец в зеленом», Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы», Пабло Пикассо «Человек с кларнетом» и многие другие.

Четвертую часть составляют любопытные и малоизвестные в Европе полотна североамериканских живописцев XIX – XX веков. Это, например, работы художника-абстракциониста Д.Поллока «Коричневое и серебряное I», представителя поп-арта Р.Лихтенштейна «Женщина в ванной комнате» и проч. Работы американских художников занимают четыре комнаты музея.

Время работы и стоимость билетов

Постоянная экспозиция работает:

  • Со вторника по воскресенье: с 10.00 до 19.00. Цена билетов 12 €, для пенсионеров – 8 €, детям до 12 лет посещение бесплатно. Прокат аудиогида – 1€ (есть на русском языке).
  • В понедельник: с 12.00 до16.00 (вход бесплатный).

Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря. Последний вход – за час до закрытия. На временные выставки билеты продаются отдельно.

Где находится и как добраться

Музей находится в центре Мадрида на Пасео-дель-Прадо, 8.

Ближайшая к музею станция метро: Банко де Эспанья, Линия 2,

Автобусы № 1, 2, 5, 9, 10, 14, 15, 20, 27, 34, 37, 41, 51, 52, 53, 74, 146, 150.

Музей Тиссена-Борнемисы (исп. Museo Thyssen-Bornemisza) — до 1993 крупнейшая в мире частная картинная галерея (наряду с собранием британских монархов). Ныне государственная картинная галерея в Мадриде. Входит в «Золотой треугольник искусств» испанской столицы вместе с Прадо и Центром искусств королевы Софии. Музей Тиссена-Борнемисы является великолепным дополнением к коллекциям своих соседей по треугольнику: в отличие от Прадо в нём представлены работы итальянских примитивистов и живописцев английской, голландской и немецкой школ, в отличие от Центра искусств собрание Тиссена-Борнемисы включает в себя импрессионистов, экспрессионистов, а также европейские и американские полотна второй половины XX века. Коллекция занимает дворец герцогов Вильяэрмоса (исп. Palacio Villahermosa) недалеко от Прадо. Отдельные произведения экспонируются также в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне.

Goya, Francisco de - Портрет Фердинанда VII, 1814-15, 84 cm x 63,5 cm, Холст, масло



Durer, Albrecht - Иисус среди врачей, 1506, 64,3 cm x 80,3 cm, Дерево, масло


Durrie, George Henry - Осень в Новой Англии, готовка сидра, 1863, 66 cm x 92 cm, Холст, масло


Dyck, Anthony van - Портрет Жака Ле Руа, 1631, 117,8 cm x 100,6 cm, Холст, масло


Dyck, Anthony van - Христос на кресте, ок. 1627, 105,3 cm x 73 cm, Дерево, масло


Ekster, Alexandra - Натюрморт, 1913, 68 cm x 53 cm, Холст, масло


El Greco - Благовещение, 1576, 117 cm x 98 cm, Холст, масло


El Greco - Благовещение, 1596-1600, 114 cm x 67 cm, Холст, масло


El Greco - Христос с крестом, 1587-96, 66 cm x 52,5 cm, Холст, масло


El Greco and Jorge Manuel Theotokopoulos - Непорочное зачатие, ок. 1608-14, 108 cm x 82 cm, Холст, масло


English Anonymous Artist - Модель корабля, вид с кормы, ок. 1740, 62 cm x 56 cm, Холст, масло


English Anonymous Artist - Модель корабля, ок. 1740, 62 cm x 56 cm, Холст, масло


Ensor, James - Сад Любви, 1910, 36,8 cm x 46 cm, Дерево, масло


Ensor, James - Театр масок, 1908, 72 cm x 86 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Untitled (Дадаизм), ок. 1922-23, 43,2 cm x 31,5 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Одиночные и Супружеские деревья, 1940, 81,5 cm x 100,5 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Тридцать три маленькие девочки отправились на охоту за белыми бабочками, 1958, 137 cm x 107 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Цветок-раковина, 1927, 19 cm x 24 cm, Холст, масло


Estes, Richard - Nedick"s, 1970, 121,9 cm x 167,6 cm, Холст, масло


Estes, Richard - People"s Flowers (Цветы людям), 1971, 162,6 cm x 92,7 cm, Холст, масло


Estes, Richard - Телефонные будки, 1967, 122 cm x 175,3 cm, Оргалит, акрил


Everdingen, Caesar van - Вертумн и Помона, 1637-40, 47,9 cm x 38,9 cm, Дерево, масло


Eyck, Jan van - Благовещение Диптих, ок. 1433-35, Архангел Гавриил (левое крыло) 38,8 cm x 23,2 cm, Дева Мария (правое крыло) 39 cm x 24 cm, Дерево, масло


Fantin-Latour, Henri - Ваза с хризантемами, 42,5 cm x 39,5 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Архитектура II (Человек из Потина), 1921, 101 cm x 80,5 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Белый мужчина, 1907, 68,3 cm x 52,3 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Корабли, 1917, 71 cm x 85,5 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Леди в розовато-лиловом, 1922, 100,5 cm x 80,5 cm, Холст, масло


Felixmuller, Conrad - Портрет шотландской девушки, 1929, 76,5 cm x 53,7 cm, Холст, масло


Felixmuller, Conrad - Портрет Эльфриды Хаусманн, 1917, 76,5 cm x 53,7 cm, Холст, масло


Fenzoni, Ferrau - Святой Франциск со стигматами поддерживаемый ангелом, ок. 1610-20, 108 cm x 82 cm, Холст, масло


Fetti, Domenico - Добрый самаритянин, 1622, 59,6 cm x 43,7 cm, Дерево, масло


Fetti, Domenico - Притча о сорняках, 1622, 61 cm x 44,5 cm, Дерево, масло


Flandes, Juan de - Оплакивание Христа, ок. 1500, 23 cm x 30 cm, Дерево, масло


Flandes, Juan de - Портрет инфанты Екатерины Арагонской, 1496, 31,5 cm x 21,7 cm, Дерево, масло


Flinck, Govert - Портрет мужчины, 1640, 67,1 cm x 55,1 cm, Дерево, масло


Flinck, Govert (приписывается) - Пейзаж с фермой и мостом, 1640-е, 40,7 cm x 53,5 cm, Дерево, масло


Fontana, Lucio - Венеция была вся в золоте, 1961, 149 cm x 149 cm, Холст, алкидная краска


Forain, Jean-Louis - Танцовщицы в розовом, ок. 1905, 60,3 cm x 73,6 cm, Холст, масло


Foschi, Francesco - Зимний пейзаж с крестьянской семьёй, 1750-80, 48 cm x 62 cm, Холст, масло


Foschi, Francesco - Зимний пейзаж с фигурами, 1750-80, 48 cm x 62 cm, Холст, масло


Foschi, Pier Francesco - Портрет леди, ок. 1530-35, 101 cm x 79 cm, Дерево, масло


Fra Angelico - Богоматерь Смирение, ок. 1433-35, 98,6 cm x 49,2 cm, Дерево, темпера


Fragonard, Jean-Honore - Качели, 1750-52, 120 cm x 94,5 cm, Холст, масло


Fragonard, Jean-Honore - Портрет молодой леди, 1770-72, 63 cm x 53 cm, Холст, масло


Francesca, Piero della - Портрет мальчика. Гвидобальдо да Монтефельтро, ок. 1483, 41 cm x 27,5 cm, Дерево, темпера


Francia, Rubinetto Di - Оплакивание Христа, ок. 1474-75, 97 cm x 206 cm, Шерсть и шелк


Frangipane, Niccola - Христос, несущий крест, 1574, 40,5 cm x 40,5 cm, Холст, масло


French Master Anonymous - Соколиная охота, ок. 1500, 278 cm x 349 cm, Гобелен


Freud, Lucian - Большой Интерьер. Паддингтон, 1968-69, 183 cm x 122 cm, Холст, масло


Freud, Lucian - Отражение с двумя детьми (Автопортрет), 1965, 91 cm x 91 cm, Холст, масло


Freud, Lucian - Портрет барона Ханса Генриха Тиссен-Борнемиса, 1981-82, 51 cm x 40 cm, Холст, масло


Freud, Lucian - Последний портрет, 1976-77, 61 cm x 61 cm, Холст, масло


Friedrich, Caspar David - Пасхальное утро, ок. 1828-35, 43,7 cm x 34,4 cm, Холст, масло


Friedrich, Caspar David - Рыбацкая лодка у берега Балтийского моря, ок. 1830-35, 22 cm x 31,2 cm, Холст, масло


Frieseke, Frederick Carl - Дом в Живерни, ок. 1912, 27 cm x 35 cm, Дерево, масло


Frieseke, Frederick Carl - Мальвы, ок. 1912-13, 80,7 cm x 80,7 cm, Холст, масло


Fyt, Jan - Ваза с цветами и два пучка спаржи, ок. 1650, 63,7 cm x 75,4 cm, Холст, масло


Gaddi, Agnolo - Распятие, ок. 1390, 32,5 cm x 30,3 cm, Дерево, темпера и золото


Gaddi, Taddeo - Рождество, ок. 1325, 41,5 cm x 41,8 cm, Дерево, темпера


Gaertner, Eduard - Вид на Оперу и Бульвар Унтер-ден-Линден, Берлин, 1845, 42 cm x 78 cm, Холст, масло


Gainsborough, Thomas - Портрет Сары Бакстон, ок. 1776-77, 110 cm x 87 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - В курятнике, ок. 1878, 22 cm x 35,5 cm, Картон, масло


Gauguin, Paul - Голова молодой девушки, 1893-94, 15,2 cm x 26 cm x 18cm, Глина лакированная, темно-красный пигмент


Gauguin, Paul - Костёр на берегу реки, 1886, 60 cm x 38 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Лилии, 1885, 34,9 cm x 27 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Мата Муа (В старые времена), 1892, 91 cm x 69 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Приходят и уходят, Мартиника, 1887, 72,5 cm x 92 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Собаки бегают по лугу, 1888, 92 cm x 72,5 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Улица в Руане, 1884, 73 cm x 92 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Улица Жувене в Руане, 1884, 55 cm x 48,5 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Фруктовый сад в низине церкви Бихорел, 1884, 65,5 cm x 46 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Эскиз для Желтого Христа, 26,7 cm x 18,2 cm, Бумага, карандаш


Gelder, Aert de - Христос и женщина, обвинённая в прелюбодеянии, 1683, 71,8 cm x 94 cm, Холст, масло


Gentileschi, Orazio (мастерская) - Лот с дочерьми, ок. 1621-23, 120 cm x 168,5 cm, Холст, масло


Gericault, Theodore - Поцелуй, ок. 1816-17, 20 cm x 27,4 cm, Коричневая бумага, уголь и гуашь


Gericault, Theodore - Скаковая лошадь, ок. 1817, 44 cm x 59 cm, Бумага на холсте, масло


Ghirlandaio, Domenico - Портрет Джованны Торнабуони, 1489-90, 77 cm x 49 cm, Дерево, смешанная техника


Ghirlandaio, Ridolfo - Портрет дворянина из семьи Каппони, ок. 1555, 80 cm x 60,5 cm, Дерево, масло


Ghislandi, Giuseppe - Портрет золотых дел мастера, ок. 1735-43, 73 cm x 57 cm, Холст, масло


Giacometti, Alberto - Лежащая обнаженная со спины, 1959, 26 cm x 37 cm, Бумага, чернила


Giacometti, Alberto - Портрет женщины, 1965, 86 cm x 65 cm, Холст, масло


Gifford, Sanford Robinson - Около Палермо, 1874, 40 cm x 75 cm, Холст, масло


Giorgio Martini, Francesco di - Мадонна с младенцем, Святой Екатериной Сиенской и ангелами, ок. 1490, 62 cm x 42 cm, Дерево, смешанная техника


Gleizes, Albert - В порту, 1917, 153 cm x 120 cm, Картон, масло и песок


Gnoli, Domenico - Кресло No. 2, 1967, 200 cm x 140,5 cm, Холст, акрил и песок


Gogh, Vincent van - Вечерний пейзаж, 1885, 35 cm x 43 cm, Холст на картоне, масло


Gogh, Vincent van - Вид на Вессенот близ Овера, 1890, 55 cm x 65 cm, Холст, масло


Gogh, Vincent van - Водяная мельница в Геннепе, 1884, 85 cm x 151 cm, Холст, масло


Gogh, Vincent van - Грузчики в Арле, 1888, 54 cm x 65 cm, Холст, масло


Gogh, Vincent van - Едоки картофеля, 1885, 26,5 cm x 32,5 cm, Литография на японской бумаге


Gorky, Arshile - Последняя Живопись (Черный монах), 1948, 78,6 cm x 101,5 cm, Холст, масло


Gorky, Arshile - Хорошая Дорога Надежды II. Пастораль, 1945, 64,7 cm x 82,7 cm, Холст, масло


Gossaert, Jan - Адам и Ева, ок. 1507-08, 56,5 cm x 37 cm, Дерево, масло


Goya, Francisco de - Дядя Пакуэт, 1819-20, 39 cm x 31 cm, Холст, масло


Goya, Francisco de - Портрет Асенсио Юлия, 1798, 54,5 cm x 41 cm, Холст, масло


Goyen, Jan Josephsz van - Зимний пейзаж с людьми на льду, 1643, 39,6 cm x 60,7 cm, Дерево, масло


Goyen, Jan Josephsz van - Коттедж и фигуры в дюнах, 1629, 48 cm x 70,5 cm, Дерево, масло


Goyen, Jan Josephsz van - Речной пейзаж с паромом и домами, 1634, 113,4 cm x 151,7 cm, Холст, масло

Это один из самых популярных музеев изобразительного искусства столицы Испании, который входит в «Золотой треугольник искусств» Мадрида, наряду с Музеем Прадо и Центром искусств королевы Софии. Его коллекция охватывает период более чем в 800 лет.
История этого всемирно известного музея связана с именем основателя сталелитейной империи, крупнейшего немецкого промышленника Августа Тиссена, который посвятил немало своего свободного времени и средств на увлечение изобразительным искусством.

В конце XIX– начале ХХ века он начал коллекционировать полотна знаменитых живописцев. Свое хобби он передал потомкам: его сын Генрих фон Тиссен-Борнемиса почти за 30 лет приобрел более 50 полотен.

Большая часть из них перешла к миллионеру в годы Великой депрессии в США, когда многие богатеи продавали картины из своих собраний за копейки из-за возникших финансовых трудностей. После переезда в Швейцарию семья выставляла свою богатую коллекцию в частной галерее, постепенно приобретая всемирную известность. Старший сын Тиссена-Борнемисы, Ганс, расширял наследие отца: он увлекался итальянской живописью, коллекционировал керамику, гобелены, изделия из слоновой кости, хрусталь, ювелирные изделия и старинную мебель. Основную часть своего собрания семья разместила в особняке – бывшей резиденции принца Фридриха Леопольда, неподалеку от Луганского озера, но в 1986 году барон Тиссен начал поиски нового здания для постоянно увеличивающейся коллекции.

В то же время Ганс женился на испанской красавице Кармен Сервера Соледад, обладавшей титулом «Мисс Каталония 1961» и, тем самым, неразрывно связал свою жизнь с Испанией.

Сначала картинная галерея переехала в Мадрид. Чуть позже Королевство выкупило у наследников семейную коллекцию за 350 миллионов долларов, и в 1993 году крупнейшая в мире частная коллекция стала государственной, однако семья Тиссен-Борнемисы продолжала пополнять ее экспонатами. Около 200 картин были переданы баронессой Кармен Тиссен-Борнемиса, правда, право собственности на них она оставила за собой.

В настоящее время коллекция занимает дворец герцогов Вильяэрмоса, неподалеку от галереи Прадо. Это приземистое красно-белое 3-этажное здание с рядами одинаковых решетчатых балконов, которое в 2004 году было расширено за счет дополнительного корпуса, создающего единое пространство для проведения тематических выставок и презентаций. Часть произведений разместилась в Национальном музее искусств в Барселоне. По оценкам экспертов, реальная стоимость коллекции составляет более 700 миллионов евро.

Коллекция живописи, представленная в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, была собрана тремя поколениями семьи Тиссенов.

Начало ей положил в конце 19 века в Германии основатель финансовой и сталелитейной империи Тиссенов Август Тиссен (1846-1926). Основная часть коллекции была собрана в 20-30 годах прошлого века его младшим сыном бароном Генрихом Тиссеном-Борнемисом (1875-1947), который унаследовал бизнес семьи и стал страстным собирателем картин. Титул барона он получил, женившись на венгерской баронессе Маргит Борнемисса де Касон. При нем семья переехала в Швейцарию в Лугано, где семейное собрание живописи было выставлено в частной галереи для показа широкой публике и получило всемирную известность.

После смерти Генриха и раздела коллекции между наследниками, его сын барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса (1921-2002), возглавивший бизнес семьи, сумел не только сохранить и восстановить основную часть коллекции, но и существенно дополнил ее.

В 1985 году Ганс Генрих женился на известной испанской красавице и победительнице конкурсов красоты Кармен Сервера Соледад (1943-). Благодаря ее посредничеству, основная часть коллекции была передана в Мадрид, вначале на условиях аренды по соглашению 1988 года, а затем в 1993 году полностью выкуплена правительством Испании за 350 млн. долларов. По некоторым оценкам это сумма была, по крайней мере, втрое, ниже реальной стоимости коллекции на тот период.

Коллекция Ганса Генриха Тиссен-Борнемиса была выставлена в мадридском дворце Вильяэрмос на площади Кановас в новом музее, названном его именем, который открыл свои двери широкой публике в 1992 году.

Главный вход и очередь в музей, к середине дня совсем небольшая.


Бюст Ганса Генриха перед входом.

Жена Ганса Генриха Кармен Сервера продолжала покупать картины и существенно расширила доставшуюся ей после смерти мужа часть собрания. Свою личную коллекцию Кармен передала музею Тиссен-Борнемиса в аренду. С 2004 года ее собрание картин экспонируется в новом корпусе, специально построенном для нее рядом с главным зданием. На предыдущем фото этот новый корпус музея виден на заднем плане слева.

Голова мальчика с закрытыми глазами во дворе музея. Работа известного современного испанского скульптора Антонио Лопес Гарсиа под названием "Ночь".

Обычный билет на вход в музей стоит 8 евро. Никакой информации о картинах на русском языке нет. Я купил в музейном магазине небольшой путеводитель на английском языке за 6 евро с кратким описанием самых значимых картин. Фотографировать нельзя категорически.

Покажу основные шедевры музея, которые удалось найти в Интернете, большую часть на этом сайте .

Каждый из представителей семьи Тиссенов собирал картины разных периодов, поэтому их частное собрание, хотя и не претендует на полноту, охватывает все основные направления живописи за восемь веков ее развития, от старых мастеров до современного авангарда.

Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Альбеци Торнабуони 1489-90

Альбрехт Дюрер. Христос среди врачей. 1506

Витторе Карпаччо. Молодой рыцарь на фоне пейзажа. 1510

Лукас Кранах старший. Нимфа отдыхающая у источника. 1530-1535

Ганс Гольбейн младший. Портрет короля Генриха VIII. 1537

Эль Греко. Благовещение. 1573-76

Караваджо. Святая Катерина Александрийская. ок.1598

Ян Брейгель старший. Сад в раю. 1612

Франц Хальс. Семья в пейзаже. 1645-48

Виллем Кальф. Натюрморт с китайской вазой, кубком из наутилуса и другими объектами. 1662

Лука Джордано. Соломоново решение. 1665

Каналетто. Вид площади Сан Марко, Венеция. 1723-24
Кажется, башня не на месте стоит?

Пьер Огюст Ренуар. Женщина с зонтиком в саду. 1875

Пьер Огюст Ренуар. Пшеничное поле. 1879

Клод Моне. Оттепель в Ветее. 1880

Клод Моне. Мост Чаринг-Кросс. 1899

Эдгар Дега. Танец в зеленом. 1877-79

Эдгар Дега. Всадники в пейзаже. 1894

Марк Шагал. Серые дома, Витебск. 1917

Пабло Пикассо. Арлекин с зеркалом. 1923

Эдвард Хоппер. Комната в отеле. 1931

Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944

Пожалуй, самая известная картина великого сюрреалиста. Только он мог так изобразить сновидение. По иллюстрациям я представлял эту картину громадной. На самом деле она совсем небольшая, 40 на 50 см.