Н.Карамзин "Бедная Лиза" план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему. Презентация на тему ""осень" николай карамзин" Поурочный план на тему карамзин осень

28.03.2013 18887 2253

Урок 14 Н. м. карамзин – писатель и историк

Цел и: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения, прозаических отрывков.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о Н. М. Карамзине.

К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В. Г. Белинский

Кто же он такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой, отечеством?

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. з атем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура п росвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».

«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».

Утверждая вслед за Руссо, что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов».

Карамзин-художник формировался под широким влиянием западноевропейской культуры. Особенно сильным было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.

Карамзин-просветитель с горячим восхищением относился к Шекспиру, Т. Мору, Ричардсону, Гольдони, Гете. Его знание европейской культуры – литературы, философии, общественной мысли – носило подлинно энциклопедический характер.

Итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.

Карамзин побывал в г ермании, Швейцарии, Франции, Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства, возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?»

«Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.

В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.), с восторгом принятая современниками.

Лаконизм повествования, тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником переживаний героев, одухотворенность и лиричность то мрачного, то радостного весеннего, то бурного и грозного пейзажа, созвучного чувствам автора и персонажей повести, сложность психологического рисунка – все это было ново для русского читателя. Повесть Карамзина воспринималась как быль (так же, как это было в Германии со «Страданиями юного Вертера» Гете); окрестности Симонова монастыря, где жила и погибла Лиза, «Лизин пруд» стали надолго любимым местом паломничества образованной дворянской публики.

Прозаические опыты Карамзина по жанровой структуре не повторяли друг друга. Среди них и образцы бессюжетной лирической прозы, и любовно-психологическая повесть, и исторические повести («Наталья, боярская дочь», 1792 г. и «Марфа-посадница», 1803 г.), и ироническая повесть-сказка, и таинственный рассказ-миниатюра с элементами проромантической готики («Остров Бурнгольм»). Пейзажные зарисовки, лирические медитации, прозаические элегии делают достоянием его прозы мотивы, которые прежде были исключительным владением поэзии. Большое значение приобретают сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, приемы музыкально-ритмиче-ского построения.

За «Московским журналом» в 1802–1803 гг. Карамзин основывает надолго ставший лучшим русским литературным журналом «Вестник Европы», где появляются критические, публицистические, исторические статьи писателя.

Венцом деятельности Карамзина – писателя и историка – стала многотомная «История государства Российского». Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.

2. Доклады учащихся.

«Карамзин – историк государства р оссийского».

«История Государства Российского» Карамзина познакомила несколько поколений русских читателей с отечественной историей, содействовала процессу становления в стране национального самосознания в годы, предшествовавшие восстанию декабристов. Несмотря на то что она вызвала недовольство и возражения декабристской молодежи (в том числе молодого Пушкина) из-за своей монархической тенденции, «История…» была для того времени не только школой критики источников и вообще важной вехой в развитии национальной исторической мысли, она имела большое воспитательное значение и явилась одним из первых опытов многостороннего изображения главнейших характеров и событий русской истории от ее истоков до начала XVII в.

«Языковая реформа Карамзина».

И в прозе, и в стихах Карамзин стремился устранить разрыв между языком письменным, книжным, и разговорным языком «хорошего общества».

Языковая реформа Карамзина противостояла ломоносовскому принципу «трех штилей». Отвергая высокий слог классической трагедии и оды, так же как и бытовое просторечие низкого, Карамзин ориентировался на единый для всех литературных жанров «средний» слог. И хотя Карамзин значительно обогатил русскую лексику и семантику новыми смысловыми оттенками, новыми словами и понятиями, разработанные им языковые формы оставались оторванными от народной речи. Нормой для него служил разговорный язык образованного общества, язык дворянской интеллигенции, и это делало его реформу половинчатой и ограниченной. Неотшлифованный, повседневный бытовой язык народа представлялся Карамзину грубым и непоэтическим. Сильные и слабые стороны его позиции раскрыла полемика о «старом и новом слоге», разгоревшаяся в первом десятилетии XIX в.

II. Итог урока.

1. Слово учителя.

В XVIII в. русская литература в своем стремительном развитии решала важную задачу, которую Пушкин определил формулой: «…в просвещении стать с веком наравне». Задача эта являлась естественным результатом выхода России как великой державы на мировую арену и усвоения ею общеевропейских достижений. Оды Ломоносова и Державина, комедии Фонвизина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, проза Карамзина и его «История государства Российского» образовали тот прочный и необходимый фундамент, без которого было бы невозможным построение здания русской классической литературы.

Наиболее сильную сторону русской литературы XVIII в., в лучших ее образцах тяготевшей к сближению с жизнью, к глубине и широте ее осмысления, составляли патриотизм, гражданственность, высокая человечность и мужественность, восприимчивость к передовым идеям века, могучая выразительность и музыкальность.

Все это подготовило последующие великие достижения русской литературы XIX в.

2. Выразительное чтение стихотворений Карамзина, подготовленных дома, с обоснованием учащимися своего выбора.

Домашнее задание: сочинение «Бессмертные страницы литературы XVIII в.».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Классицизм

Сентиментализм

1. Произведения написаны «высоким штилем».

1. Произведения написаны «средним штилем».

2. Предметом изображения является общественная жизнь

человека, события и дела государственного масштаба.

2. Предметом изображения являются чувства,

Стоит отметить, что труд Н. М. Карамзина был не первым описанием истории России. В XVIII веке на этой ниве трудились В. Н. Татищев и М. М. Щербатов. Но, огромная заслуга Карамзина именно в том, что он открыл историю России для широкого круга образованной публики.

Примечательно, что Н. М. Карамзин, тщательно обрабатывая исторический материал, одновременно выступает и в роли литератора – он пишет об истории России ярким, живым, интересным, образным языком. Поэтому неудивительно, что труд историка пользовался таким успехом у современников. По словам А. С. Пушкина «все, даже светские женщины , бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием.

Исследователи отмечают в «Истории государства Российского» большую научную ценность авторских комментариев. Примечательно, что многие из них содержат большое количество выписок из древних рукописей.

В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями.

Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарный состав .

К числу нововведений, предложенных Карамзиным, относятся такие широко известные в наше время слова, как «промышленность», «развитие», «утончённость», «сосредоточить», «трогательный», «занимательность», «человечность», «общественность», «общеполезный», «влияние» и ряд других.

Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё».

План-конспект урока по литературе в 9 классе

по теме «Глубина философских размышлений в произведениях

Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень»

Мухиной Елены Михайловны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г. Шатуры

Московской области

Организационный момент : подготовка учащихся к уроку, настройка оборудования (Интернет).

Тема урока : Глубина философских размышлений в произведениях Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень» (тему урока учащиеся формулируют самостоятельно в конце урока после анализа и обсуждения прочитанных произведений).

^ Тип урока : урок изучения нового материала (комбинированный).

Технология урока : педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение); технология развивающего обучения (система развивающего обучения Л. Занкова).

^ Средства обучения .

Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва. «Просвещение». 2010г.

Презентация «Н. М. Карамзин - писатель и историк» (домашнее задание к уроку)

Таблица на интерактивной доске «Черты сентиментализма. Особенности русского сентиментализма»

Словарь литературоведческих терминов и понятий.

^ Основные цели урока .

Обучающие:

познакомить с биографией Н. Карамзина, разобрать понятие о сентиментализме, изучить повесть «Бедная Лиза» и стихотворение «Осень», показать глубину философских размышлений автора в этих произведениях.

Развивающие:

выработать способность приобретать новые знания и умение использовать ранее полученные знания; закрепить умения и навыки, позволяющие применить развитие психических функций учащихся (мышление, память, воображение, восприятие).

Воспитательные:

привить любовь к познанию окружающего мира, любовь к родному языку и литературе, воспитать активность, инициативность, любознательность.

^ Ход урока

Проверка домашнего задания .

Знакомство с презентацией «Н. М. Карамзин - писатель и историк» (бинарное представление материала учащимися)

^ Актуализация опорных знаний (объяснение нового материала).
Перед вами произведения Н. Карамзина «Бедная Лиза» и «Осень». Вам предстоит не только окунуться в художественную ткань этих удивительных произведений, насладиться их красотой, но и ответить на вопрос, что объединяет эти произведения, почему мы анализируем их вместе.

1.Беседа по содержанию повести «Бедная Лиза», прочитанной дома (формирование ЗУН в процессе анализа прочитанного).

Какие чувства вы испытали?

От какого лица идёт повествование?

Какой мы видим главную героиню в родительском доме?

Чему её смогли научить отец с матерью?

Какие средства художественной изобразительности использует автор для характеристики Лизы?

Что читатель узнаёт об Эрасте до встречи с Лизой?

Какие средства художественной изобразительности использует автор для характеристики Эраста?

Как складывались отношения между молодыми людьми?

Почему они расстались?

Как понимать финальную фразу повести?

О каких общечеловеческих ценностях заставляет нас задуматься Н. Карамзин?

Какой нравственный урок преподносит нам автор?

Как проявляются в повести черты сентиментализма?

Посмотрите на таблицу (она на интерактивной доске). Какие особенности повести как произведения сентиментализма мы не отметили? Подтвердите сказанное примерами из текста.

Важную роль в повести играет пейзаж. Он способствует пониманию эмоционального состояния героев - и не только.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Осень» (индивидуальное домашнее задание).

2. Беседа по стихотворению.

Какое впечатление произвело на вас произведение?

Какие чувства вы испытали?

Созвучны ли эти чувства с чувствами, которые вы испытали при чтении «Бедной Лизы»?

В чём смысл стихотворения Н. Карамзина «Осень»?

С чем сравнивается природа в стихотворении «Осень»?

Какие средства художественной изобразительности использует автор для передачи чувств лирического героя?

Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

^ Подведение итогов урока .

А теперь, пожалуй, главный вопрос. Два произведения Н. Карамзина: «Бедная Лиза» и «Осень». Что объединяет их?

Да, автор размышляет о бренности человеческой жизни и ответственности человека за свои поступки и перед теми, кого мы любим, и перед теми, кто нам близок. Предложите свои формулировки темы нашего урока (одна из них записывается на доске и в тетрадях).

Домашнее задание .

Ответ на вопрос: чем может быть интересен Н. Карамзин современному читателю? (5-8 предложений).