Нации и межнациональные отношения. Межэтническая интеграция Этническая интеграция и дифференциация

краткое содержание других презентаций

«Субкультуры и их представители» - Работа. Уровень демократизации общества. Кракеры. Классификация неформальных движений. Наиболее популярные молодежные субкультуры. Готы. Элита. Наркотизированные субкультуры. Приобретение новых друзей с общими интересами. Молодые люди. Молодёжные субъкультуры России. Проблема преодоления жизненных трудностей. Вывод: Классифицировать субкультуры сложно, изучая тему, я нашёл. Показать особенности. Новые веяния в российском обществе.

«Гражданское общество и политическое государство» - Связь правового государства и гражданского общества. Признаки правового государства. Правовое государство и гражданское общество. Сущность и признаки правового государства. Правовое государство. Понятие и подсистемы гражданского общества. Теории правового государства и гражданского общества. Идеи гражданского общества. Античность. Теории правового государства. Становление гражданского общества в современной России.

«Понятие политической системы общества» - Разветвленная совокупность различных политических институтов. Институт полномочных представителей. Политические институты. Политическая система общества. Функции Президента. Конституция. Государственная Дума. Народ. Структура Конституции. Институт депутатского запроса. Политическая система российского государства. Политическая система. Принцип разделения властей. Совет Федерации. Выборы.

«ЕГЭ «Общество»» - Впишите слово, которое пропущено. Общественные отношения. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Объяснения. Авторское понимание свободы. Вопросы власти. Установите соответствие между сферами жизни общества. Повышение налогов на бензин. Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме. Признаки доиндустриального общества. Низкая социальная мобильность. Черты общества как динамичной системы.

«Детская жестокость» - Анкетирование. Проблемный вопрос. Жестокость. Проявление жестокости по отношению к девочкам и мальчикам. Конфликт. Родители. Проявление жестокости. Советы для родителей. Конфликтная ситуация. Ученик. Причины проявления жестокости. Жестокость по отношению к животным. Основные виды работы. Желание выделиться. Детская жестокость. Компьютер. Читаете ли вы художественную литературу. Конфликт со взрослыми.

«Военная служба по контракту» - Дополни предложение. Знания по вопросам. Вопросы для закрепления. Военная служба по контракту. Особенности службы по контракту. Государственные льготы. Сроки службы по контракту. Требования к кандидатам службы по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Отбор кандидатов для поступления на военную службу. Основания для отказа. Цель урока.


Поурочный план - Нации и межнациональные отношения

Цель урока : углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока :

1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

5. Показать учащимся, что Чувашия - полиэтнический и многоконфессиональный регион.

Тип урока - комбинированный - элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии".

Литература :

"Человек и общество". Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение. 2004.

Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение. 2006.

Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. - Чебоксары. 2005.

Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии".

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План урока :

Этнические общности.

Национальное самосознание.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Национальная политика.

Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся :

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения "Нации", "межнациональные отношения", "межнациональные конфликты", "национализм", примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема урока : Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.
Вопрос 1. Этнические общности
В современном мире существуют различные социальные общности.
Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.
Остановимся на вопросе "Этнос - его основные черты и особенности".
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Этнос
Племя Народность Нация
Черты этноса
Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного
народности судьба бытовое поведение
поведение
Специфическая материальная
и духовная культура
Нация - определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
Признаки нации .

· Единая раса

· Религия

· Привычки

· Ценности

· Солидарность

Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова "Белый пароход" и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.
Вопрос 2. Национальное самосознание
Национальное самосознание - совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Национальный интерес - совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.
Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация - это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.

Межнациональная интеграция - Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации

Самоизоляция в целом

Протекционизм в экономике

Религиозный фанатизм

Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции

Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины межнациональной интеграции

1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226.

Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%, другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - 6%, чуваши - 5,9% и др.)
Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:
Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
Рост сепаратистских тенденций на территории России.
Демографические и миграционные процессы.
Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?
Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления
Национализм - идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.
Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины "расизм", "нацизм", "Шовинизм", "геноцид", "Холокост".
Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?
Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.
Причины межнациональных конфликтов:
Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.
Колониальное население.
Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Виды межнациональных конфликтов:
По поводу спорных территорий.
Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.
Из-за произвольного изменения административных границ.
Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.
Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).
По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.
Типы межнациональных конфликтов:
1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).
2. Этнотерриториальный (определение границ нации).
3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).
4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
Пути разрешения межнациональных конфликтов:
Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
Вопрос 5. Национальная политика
Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

Основные принципы национальной политики

Условия гармонизации национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

Задание: Изучив раздел "Национальная политика" в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник "Человек и общество", § 19).

Закрепление изученной темы.

Тестирование:

Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:

А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация.

2. Современную нацию можно определить по признакам:

А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство.

3. К исторически сложившимся группам людей относятся:

А). народности; Б). классы; В). государства.

Домашнее задание : § 19. Термины - выучить. Задания на стр.231-232 №3, 5,6.

Просмотр мультимедийной презентации "Межэтнические связи Чувашии", подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т.

Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе

Учитель истории - Прыткова С.В.

На уроке присутствовали: зам. директора по УВР - Шевелева И.В., зам. директора по ВР - Лысикова З.М.

Общество - это динамичная система, которая всегда находится в движении, в которой всегда происходят те или иные изменения, приводящие либо к развитию, либо к регрессу. Эти изменения часто настолько противоречивы, что сказать, способствовали они улучшению или, наоборот, негативно повлияли на общество, можно только спустя некоторое время. Одним из таких явлений можно назвать межнациональную интеграцию, тенденции к которой сейчас наблюдаются все ярче.

Что это такое?

Межнациональная интеграция - обществоведческий термин. Под ним понимается сближение культур разных национальностей, стирание границ между ними.

Откуда берет корни межнациональная интеграция?

Происходит это вследствие еще одного процесса, который также наблюдается в современном обществе - глобализации. Мир постепенно становится единым экономическим, политическим и культурным пространством. С развитием транспорта, средств связи, Интернета исчезли те границы, которые могли препятствовать налаживанию контактов между государствами. К тому же в век высоких технологий, в век информации борьба за полезные ископаемые, за территорию потеряла свою актуальность - войны за земли прекратились. На смену конфликтам и разногласиям пришло понимание того, что гораздо эффективнее сотрудничать с другими странами, осознание необходимости объединения. Все это и является предпосылками межнациональной интеграции.

Как проявляется?

Межнациональная интеграция может проявляться разными способами и на разных уровнях жизни общества. Она пронизывает все, начиная от фундамента социума - экономики, заканчивая мировоззрением людей, их сознанием. В зависимости от того, какую сферу деятельности она затрагивает, выделяют несколько форм межнациональной интеграции. Первая - экономическая. Примерами межнациональной интеграции этого вида могут служить разнообразные межгосударственные экономические союзы (ОПЕК, ВТО, Европейский союз), торговые кампании, затрагивающие несколько стран, транснациональные корпорации (те же автомобильные заводы, головной центр которых находится к одной стране, а концерны разбросаны по всему миру). Следующая форма интеграции - политическая: помимо экономических союзов, создаются крупные объединения, которые совместными усилиями пытаются решить глобальные проблемы, ответить на вопросы общемирового масштаба. К таким альянсам можно отнести Организацию Объединенных Наций, военный союз НАТО и другие.

Когда душа лежит к объединению

Пожалуй, самым долгим и сложным процессом является межнациональная интеграция, которая проходит на уровне сознания людей. Когда культуры объединяются не благодаря специально созданным союзам, а будто бы сами собой, проникая одна в другую. Когда ценности одного народа незаметно вплетаются в ориентиры другого, когда под воздействием иной культуры менталитет народа постепенно меняется, а обычаи обогащаются новыми традициями. Теперь многие мусульмане уже не удивляются европейской девушке в юбке мини, а европейцы, тем временем, с удовольствием едят суши с помощью японских палочек. Заключаются межнациональные браки, открываются центры иностранной культуры, языковые школы, повсеместно налаживается общение с иностранцами.

Другая сторона медали

Конечно, всемирное объединение народов и культур имеет свои положительные черты: при совместном решении вопросов учитываются интересы всех сторон, при сближении в духовном плане каждая из наций обогащается чем-то новым, плюс ко всему интеграция способствует развитию толерантности в людях, терпимости к различиям. Однако несмотря на все плюсы, есть и обратная сторона медали. При сильном сближении двух культур они могут потерять свою самобытность, уникальность. Одна, более развитая и сильная, может поглотить, просто уничтожить другую. Поэтому надо думать не только о том, как стать ближе с другими национальностями, но и о сохранении своих традиций и обычаев. Необходимо заботиться о своей исконной культуре, не забывать те ценности, которые она проповедует. Каждый из представителей той или иной национальности должен гордиться своим народом, помнить о своих корнях и истоках, а не глупо копировать образ жизни другого этноса.

Антипод межнациональной интеграции

Кстати. Когда какое-либо государство старается сохранить чистоту своей культуры, не примешивая в нее никакие другие традиции, пытается удалиться от влияния других наций, такое явление называется межнациональной дифференциацией.

Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Уровни межэтнических взаимоотношений:

Межнациональные отношения в силу их многоаспект-ности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

  • -- отношения между разными национальностями внутри одного государства;
  • -- отношения между разными нациями-государствами. Формы межнациональных отношений следующие:
  • -- Мирное сотрудничество.
  • -- Этнический конфликт (от лат. conf lictus -- столкновение).

Способы мирного сотрудничества:

Наименование способа

Его характеристика

Этническое смешивание

Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов

Этническое поглощение (ассимиляция)

Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка -- пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом -- сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации

Самый цивилизованный путь объединения разных народов -- создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии -- французский, датский и немецкий, в Швейцарии -- немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis -- множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм -- показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

Основные тенденции развития наций

Межнациональная дифференциация

Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах

  • * Самоизоляция в целом
  • * Протекционизм в экономике
  • * Национализм в различных формах в политике и культуре
  • * Религиозный фанатизм, экстремизм

Межнациональная интеграция

Процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни

  • * Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))
  • * Транснациональные корпорации (ТНК)
  • * Международные культурные и народные центры
  • * Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

Глобализация -- это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт -- одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, -- не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, -- «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации -- либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм -- совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм -- уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

  • 1. Социально-экономические -- неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
  • 2. Культурно-языковые -- недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
  • 3. Этнодемографические -- быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
  • 4. Экологические -- ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
  • 5. Экстерриториальные -- несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
  • 6. Исторические -- прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).
  • 7. Конфессиональные -- из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.
  • 8. Культурные -- от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов:

  • · Государственно-правовой
  • · Этнотерри-ториальный
  • · Этнодемог-рафический
  • · Социально-психологический

этнический мирный сотрудничество национальный