Научно-технический портал «Технарь. Эгейская культура

представления о богах видны в «Илиаде» и в рассказе о том, как Аполлон и Афина, словно птицы, сидели на ветвях священного дуба близ ворот Трои. Сам Зевс хотя и выступает в «Илиаде» отцом богов, людей и абсолютным властителем, однако не всем он может повелевать: предел его власти ставит темное и таинственное могущество Мойр, богинь судьбы. Олимпийские боги царствуют безраздельно, но они не всевластны и не всеведущи. Зато они прекрасны, озарены светом, воображение наделяет их удивительной пластикой, они внушают восхищение. Не со страхом, а с изумлением и восторгом относится к своим богам герой Гомера. Эти боги близки людям, ибо они сами - как бы только облагороженные, «улучшенные» люди, существа, которые отличаются от людей лишь бессмертием. Боги, живущие на Олимпе, непрестанно общаются с простыми смертными, участвуют в их жизни: так, все они явились на свадьбу Пелея с Фетидой. Но если боги схожи с людьми, то люди - с богами: любимые герои греков Диомед, Аякс, Агамемнон богоподобны. В глазах древнего эллина величия богов нисколько не умаляло то, что они любят и ненавидят, как люди, что Зевс отбивает смертных женщин у их мужей, а Гера его ревнует. Ибо и в ревности, как и в ненависти, в смехе, равно как и в плаче и стонах, проявлялась, по мнению греков, красота жизни - разве могли быть лишены этой красоты бессмертные олимпийские боги? Лишенные чувств, эмоций, переживаний, свойственных всем живущим, боги казались бы грекам существами более несчастными, чем люди.

Герой Гомера душою связан с богами, они воздействуют на все его помыслы и поступки. Вот Ахилл, разгневавшись на Агамемнона, уже хватается за меч, чтобы обрушиться на ненавистного обидчика, как вдруг в его душе происходит какая-то перемена и он опускает меч в ножны. Гомер объясняет случившееся внезапным явлением богини Афины, которая и призвала героя укротить свой гнев. Так боги могут влиять на любые решения смертных, а в минуты сомнений придавать героям уверенность и храбрость. Впрочем, в действиях богов нет ничего неестественного, ничего, что бы определяло линию поведения людей против их сознательной воли. Афина не принуждает Ахилла слепо выполнить повеление богов, она взывает к его разуму, убеждает повиноваться. Эта естественность поведения богов и то, что каждый из них обладал в сознании людей ярко выраженной индивидуальностью, также не остались без последствий для мышления древних эллинов.

Греческий эпос повлиял не только на формирование местных религиозных и этических понятий, но и на всю европейскую культуру. Влияние его сказалось прежде всего в создании новых литературных форм поэзии, греческой и римской. В Греции наследием Гомера жила как эпика, так и трагедия, а в некоторой степени и все прочие литературные жанры. Гомеровские традиции сохранялись в языке греческой поэзии до самого конца античной эпохи. Без Гомера были бы немыслимы ни Вергилий, ни какое-либо из многочисленных произведений псевдоклассической эпики. Другое дело, что иные мотивы, которые для Гомера были чем-то естественным

Эгейская культура, также Крито-микенская культура общее название цивилизаций бронзового века в 3000-1000 годах до н. н.э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (прежде Анатолия).
Раскопки
Первые центры открыты раскопками немецкого предпринимателя и археолога Генриха Шлимана в Микенах 1876 и британского археолога Артура Эванса на Крите с 1899 года. С 19 века исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселений, крупных города типа Полиохни на острове Лемнос с каменными стеной высотой 5 м, Филакопи на острове Милос, царские резиденции – Троя, дворцы Крита (Кносс, Маллия, Фест), акрополь в Микенах.
Города этой эпохи обычно были укреплены стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3000-2000 гг. э Укрепленная поселения в материковой Греции – в конце 2300-2000 гг до до н. н.э., на Крите крепости неизвестны.
Разделение культуры
Выделяется несколько локальных археологических культур, обобщены объединяют в понятие Эгейской цивилизации:

солунские культура
македонская культура
западноанатолийская цивилизация
элладская цивилизация
Кикладская цивилизация
минойская цивилизация

Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода: ранний, средний и поздний, а каждый период – на 3 субпериода (I, II, III): например, ранньоминойский И середньосолунський III и т.д.
Развитие городов
Пример линейного письма Б Развитие эгейской культуры проходило неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Процесс формирования эгейской цивилизации был сложным и длительным:

культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита,
на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои;
западноанатолийская влияние было сильным и на других островах.

Около 2300 до н. э Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись вражескому нашествию, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушения в поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) до 2000-1800 гг. э изменилась материальная культура материковой Греции, Трои и некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура.
В начале в 2000-1800 гг. э появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. н.э. – линейное письмо А. Середина бронзового века (2000-1500 гг до н.э.) – период наибольшей консолидации эгейской цивилизации, о чем свидетельствует определенное единство материальной культуры: керамики, металлических изделий и прочего.
Около 1600 до н. э вторжение в материковую Грецию новых племен (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода вокруг других центров – Микен, Тиринфа, Орхомена. Около 1470 до н. э некоторые центры эгейской культуры (особенно на острове Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) населения, что принесло новую культуру и линейное письмо Б. С 1220 г. до н. е эгейская культура переживает глубокий внутренний кризис, сопровождающийся нашествием дорийцев и «народов моря» и приводит цивилизацию к гибели.
Искусство Эгейской культуры
Эгейское искусство характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. По сравнению с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером.
Кикладская искусство
Среди памятников 3000-2000 гг. э выделяется погребальная пластика Киклад, «кикладские идолы» – мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризируемый, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкоподибни» фигуры, обнаженные женские статуэтки).
Критское искусство
Примерно с 2300 – 2200 лет до н. э ведущим центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000 – 1500 годах до н.э.). Искусство Крита распространило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих – дворцы (открытые в Кносе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных плоскостей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ.
На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000 – 1700 лет до н.э., достигший совершенства в вазописи камарес) изменяется в 1700 – 1500 годах до н. е. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, выполнения мелкой пластики, торевтики, глиптики). До 1400 года до н. (приблизительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески «тронного зала» и раскрашенный рельеф из стукко «царь-жрец» из дворца в Кносе, вазопись «дворцового стиля»).
Ахейское искусство
1700-1200 гг. н.э. – период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях – нижний город, или агора, (место убежища населения окраин) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилья (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания – мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах».
Лучше других раскопан дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с ложным сводом и дромосом («гробница Атрея» около Микен, 1400-1200 гг до н.э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства, особенно в 1700-1500 гг. э (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», погребальные маски, некоторые сосуды («кубок Нестора») из погребений). Искусство 1500-1200 гг. н.э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с фигур 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах).

Кикладская цивилизация

Кикладская цивилизация, археологическая культура бронзового века, существовавшая в период 3-2 тыс. до н. н.э. на греческих островах Киклады. Первые поселения человека на островах относятся ко времениПОДРОБНЕЕ

Элладская цивилизация

Элладская цивилизация – современный археологический термин, обозначающий ряд исторических периодов бронзового века на территории материковой Греции, включая возникновение крито-микенской цивилизации.ПОДРОБНЕЕ

Микенская цивилизация

Микенская цивилизация, или ахейской Греции – культурный период в истории доисторической Греции с 16 по 11 век до н. э, бронзового века, часть крито-микенской культуры. Получила свое название поПОДРОБНЕЕ

Догреческий субстрат

Догреческий субстрат – термин, обозначающий неизвестное язык или языки, предположительно распространены на территории Древней Греции до прихода носителей протогреческого. Считается, что греческийПОДРОБНЕЕ

Лелеги

Лелеги (греч.) – одна из древних народностей, которая, по греческим преданиям, жила рядом с пеласгами и карийцами на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря и в Малой Азии. В «Илиаде»ПОДРОБНЕЕ

Артур Эванс

Сэр Артур Джон Эванс (англ. Sir Arthur John Evans; 8 июля 1851, Наш-Милс, Гартвордшир – † 11 июля 1941, Юлбери, вблизи Оксфорда) – британский археолог. В период 1899-1930 годов (с перерывами) велПОДРОБНЕЕ Наш сайт создан для тех, кто хочет получать знания.
В нашем мире есть еще столько интересных вещей, мест, мыслей, светлых идей, о которых нужно обязательно узнать!

Критская культура

Критская культура — раздел Культура, Культурология Около 2300 Года До Н. Э. На Крите Начинается Подъем Экономики И Культуры, Кот…

Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, который привел к расцвету общества в 2000-1600 годах до н.

э. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно.

Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно запутанные лабиринты.

Легендарный дворец в Кноссе, прозванный греками «Лабиринтом», стал прообразом многочисленных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился более полувека, то и дело достраивался, перестраивался, и в конце концов превратился в маленький самостоятельный город. Огромный комплекс дворца занимал территорию около 16 тыс. кв. м. Центром был главный двор: он связывал многочисленные помещения дворца и служил для них световым колодцем.

Кносский дворец имел четыре этажа.

В нижнем находились царские мастерские и громадные склады продовольствия. Рядом помещались склады оружия, боевых колесниц, царская сокровищница. Особо были выделены помещения для дворцовой прислуги и рабочих царских мастерских, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек.

Парадные залы дворца были расположены по преимуществу в верхних этажах, связанных с нижними целой системой лестниц. Самым крупным являлся так называемый зал Двойного топора - большой тронный зал, предназначенный для церемоний государственного и культового значения.

Рядом с ним размещались покои царицы, имевшей собственные апартаменты, зал для приемов и сокровищница. Необходимой принадлежностью дворца, как и вообще всех крупных критских домов, являлись ванная и комната для купанья. Для спуска дождевых и сточных вод существовала система канализации. Вода для ванны, купален и бас-сейнов подавалась по керамическим трубам из источника, находившегося вне дворца.

В центре критских городов, вблизи дворца-резиденции правителя, располагались дома знати и придворных чиновников.

Неподалеку находилась зрелищная площадка с ведущими к ней лестницами. Кносская аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениями. Дома знати возводились по одинаковому плану: вход через световой колодец, в нижнем этаже - приемные комнаты и домашнее святилище, в верхних этажах - жилые помещения. Окна обычно располагали в верхних этажах домов и лишь изредка - в нижних. Зда-ние строилось из крупных или мелких камней на растворе из глины. Внутри стены покрывали цветной штукатуркой, как правило, красной.

Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с рельефными изображениями и цветными рельефами в штукатурке.

Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями.

Санитарное состояние городов было довольно хорошим. Система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища.

На Крите были высоко развиты ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира.

Из бронзы критские мастера делали оружие (клинки мечей, кинжалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел), предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты (топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки).

Что такое эгейская культура?

Предметы роскоши в обиходе царей и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра.

Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца.

К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожественными рисунками. Глубокое восхищение у специалистов вызывают хрисоэлефантинные скульптуры критян, т. е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.

Гончарное ремесло начало развиваться после введения в конце III тысячелетия гончарного круга. Качество глиняного теста и искусство гончара достигли наивысшего развития в так называемых яичных скорлупах - небольших чашечках с очень тонкими стенками и вазах стиля «камарес».

Наряду с большими пифосами (сосудами для хранения жидкостей и сыпучих тел высотою до 2,5 м) критские гончары изготовляли малые сосуды типа кубков, ваз для фруктов, фигурных сосудов, сосудов с носиками и чашек. Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В росписи ваз преобладали геометрические узоры, которые исполнялись кривыми и волнистыми линиями в виде спирали и лепестков.

Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид.

Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетельствует о более светском характере всей критской культуры. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правителей. Их изобразительное искусство служило преимущественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных предметов домашнего обихода.

Монументальная скульптура в критском искусстве не играла большой роли.

Значительно большее значение имела мелкая пластика. К эпохе расцвета Критского государства относятся фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках. Из фаянса делались рельефные односторонние изображения, представляющие живые сцены, например изображение коровы с теленком1.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

Культурология лат cultura возделывание земледелие воспитание почитание др греч мысль причина наука…

Культурология сравнительно молодая наука Условно можно принять за дату ее… Одним из первых термин культура ввел в оборот И Гердер В его понимании культура содержит в качестве…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Критская культура

Все темы данного раздела:

Социализация личности
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация

Вопрос.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АККУЛЬТУРАЦИИ Исследование процессов аккультурации отн к нач ХХ века и было начато амер антропологами Редфилдом, Линтоном и Херсковицем. В нач акк-ю рассм-ли как рез-т д

Запал Восток.
Разница в характере межкультурных контактов: в западном мире - постоянная перекличка этнических культур, внимание к опыту, накопленному в других культурах, готовность усваивать его, вбирать в себя

Север и Юг
Наряду с проблемой «Восток - Запад» в последнее время все большую важность приобретает проблема «Север - Юг».

Под «Югом» понимается социокультурный мир народов субтропического пояса - африканского

Шумеро-Аккадская культура.
В целом раннюю культуру Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.

Культура Старовавилонского царства.
Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации была Вавилония, Центром ее был город Вавилон (Ворота Бога), цари которого во 2 тыс.

до н.э. смогли объединить под своим главенством все области Шумера и Акк

Культура Ассирии.
Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии обнаружили библиотеку, которая насч

Микенская культура
Когда не стало критской культуры, на греческом материке еще около трех столетий существовала близкая ей по духу микенская культура.

Микены, расположенные на территории материковой Греции, в XVII- X

Эллинистический период
Вместо образа героя-гражданина появляется, с одной стороны, изображение обожествлённого монарха, с другой – индивидуальность личности, либо трагичной, либо эгоистической.

Интерес к социальным и буд

Христианская картина мира
Картина мира - это целостный образ действительно-сти, формирующийся в обществе в рамках определен-ных мировоззренческих установок. Являясь необходи-мым моментом жизнедеятельности людей, картина мир

Ценностные ориентации христианства
Ценностные ориентации - это важнейшие элемен-ты внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, суще-ственное д

Раннее средневековье
Христианство медленно входило в мир варварского бытия.

Варвары раннего Средневековья несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он прина

Позднее Средневековье (XIV-XV вв.)
Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы.

Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. В

Личность
Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных р

Летописание
Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно востанавливается летописание. Его главными цетрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примернос

Устное народное творчество Руси
Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести.

В них отражались представления

Начало книгопечатания на Руси
Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности. Сложился язык, отличающийся от церковно-славняского. Господствующим стал московский диалект. С образованием централизованно

Общеполитическая мысль Руси 16 века.
Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства.

Общая политическая мысль Руси отражала несколько тендеций по вопросам о взаимоотношении власти и от

Культура России XVIII века
Просвещение и наука. В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигационных наук, из старших классов которой в 1715 году в Петербурге была создана Морская академия. Вслед за ней бы

Русская культура первой половины XIX в.
Признанных высот достигла наука, особенно в естественнонаучной области и технике.

Лисянский и Крузенштерн совершают первое русское кругосветное путешествие (1803-1806 годы). В 1819 году Беллинсгауз

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Иногда в литературе можно встретить выражение, в котором упоминается об эгейской культуре. Когда она возникла и в какой стране?

Эгейская культура возникла в Греции — стране с великим историческим прошлым. На протяжении бронзового века в стране процветали три цивилизации — кикладская (острова Эгейского моря), минойская (остров Крит) и микенская (материковая Греция).

Культуру Греции эпохи бронзы (XXVIII-XII века до н.э.) принято называть эгейской (крито-микенской).

Минос — правитель Крита (по его имени и получила название минойская культура), создал мощный флот, искоренил пиратство и обезопасил морские торговые пути. Легендарному правителю Крита приписывается строительство огромного Кносского дворца — того самого, в лабиринтах которого обитал кровожадный Минотавр, мифический человек с головой быка.

Археологические раскопки на Крите открыли города, дворцы, порты, сельские поселения, некрополи.

Стены дворцов и некоторых домов были украшены фресками и рельефами. Фигурки из бронзы, камня, глины, слоновой кости, а также встречающиеся только в минойской культуре саркофаги в форме ванны, в которых хоронили только знатных людей.

Около 1470 года до н.

э. Критские дворцы погибли, возможно в результате сильного землетрясения.

Микены, древний город в Южной Греции, который дал название еще одной культуре эпохи бронзы — микенской, которая также входит в состав эгейской культуры.

Микенские города (Коринф, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и др.) окружали мощные стены из гигантских каменных блоков толщиной до семи метров; кажется, что их построили великаны-циклопы, поэтому мощные крепостные стены и называются циклопическими. При раскопках в самих Микенах археологи обнаружили множество золотых изделий, в частности погребальные маски. Дворец в Микенах, хоть и не такой огромный, как Кносский, не уступал последнему в великолепии. Он состоял из многочисленных парадных, жилых и хозяйственных помещений, в отдельном святилище стояли изваяния богов из мрамора и терракоты.

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Сохранились жилые каменные дома зажиточных ремесленников и торговцев. В микенских городах возводились роскошные круглые купольные усыпальницы — толосы.

Приблизительно в 1200 году до н. э. Микены погибли от пожара.

Так закончилась эпоха эгейской культуре — немой свидетель и былой роскоши и непостоянства.

крито-микенская культура, общее название цивилизаций бронзового века (3-2-е тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и М. Азии (Анатолии). Первые центры открыты раскопками Г. Шлимана в Микенах (См. Микены) (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). С 19 в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на о. Лемнос с каменными стеной высотой 5 м , Филакопи на о. Милос; царские резиденции - Троя, дворцы Крита (Кнос, Маллия, Фест), акрополь в Микенах. Развитие Э. к. проходило неравномерно, сё центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Города, укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3-м тыс. до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции - в конце 3-го тыс.; на Крите крепости неизвестны и во 2-м тыс. до н. э. Выделяется несколько локальных археологических культур (цивилизаций) (фессалийская, македонская, западноанатолийская, Элладская культура, Кикладская культура, Минойская культура), входящих в Э. к. Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода - ранний, средний и поздний, а каждый период - на 3 субпериода (I, II, III): например, раннеминойский I, среднефессалийский III и т.п. Процесс формирования Э. к. был сложным и длительным: культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; западно-анатолийское влияние было сильно и на других островах. Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись вражескому нашествию, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к началу 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура; в начале 2-го тыс. до н. э. появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. э.- Линейное письмо А. Ср. бронзовый век (1-я пол. 2-го тыс. до н. э.) - период наибольшей консолидации Э. к., о чём свидетельствует определённое единство материальной культуры: керамики, металлических изделий и др. Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев (См. Ахейцы)), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств т. н. микенского периода вокруг других центров - Микен, Тиринфа, Орхомена. Около 1470 до н. э. некоторые центры Э. к. (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) население, принёсшее новую культуру и линейное письмо Б. С конца 13 в. до н. э. Э. к. переживает глубокий внутренний кризис, сопровождающийся нашествием дорийцев (См. Дорийцы) и «народов моря» (См. Народы моря), что приводит Э. к. к гибели.

В. С. Титов.

Эгейское искусство характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Др. Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика Киклад, «кикладские идолы», - мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры, обнажённые женские статуэтки).

Приблизительно с 23 в. до н. э. ведущим центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 1-й пол. 2-го тыс. до н. э.). искусство Крита распространило влияние на Киклады и материковую Грецию. Высочайшие достижения критских зодчих - дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание обширных горизонтальных плоскостей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (20-18 вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в 17-16 вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произв. мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу 15 в. до н. э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески «тронного зала» и раскрашенный рельеф из стука «царь-жрец» из дворца в Кносе, вазопись «дворцового стиля»).

17-13 вв. до н. э.- период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами т. н. циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в 2 уровнях- нижний город (место убежища окрестного населения) и Акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания - Мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах (См. Анты)». Лучше других раскопан дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным Сводом и Дромосом («гробница Атрея (См. Атрей)» близ Микен, 14 или 13 вв. до н. э.). Изобразит. и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в 17-16 вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм [рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», погребальные маски, некоторые сосуды («кубок Нестора») из погребений]. Искусство 15-13 вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах).

Н. М. Лосева.

Лит.: Полевой В. М., Искусство Греции. Древний мир, М., 1970; Сидорова Н. А., Искусство Эгейского мира, М., 1972; [Соколов Г.], Эгейское искусство. [Альбом], М., 1972; Монгайт А. Л., Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века, М., 1974; Блаватская Т. В., Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура, М., 1976; Schachermeyer F., Die ältesten Kulturen Griechenlands, Stuttg., ; Demargne P., Naissance de l’art grec, P., 1974; Matz F., Kreta, Mykene, Troja, , Stuttg.- Gotta, ; Renfrew C., The emergence of civilisation. The Cyclades and the Aegean in the third millennium B. C., ; Vermeule E., Greece in the bronze age, hi.- L., 1972; History of the Hellenic world. Prehistory and protohistory, Athens - L., 1974.

  • - возделывание того или иного вида с.-х. раст.: пшеницы, хлопка, льна, картофеля и т. д. . Часто слово К. отождествляется с понятием сельскохозяйственное растение...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

    Словарь ботанических терминов

  • - Македония - регион на севере Греции. В номе Иматия, на расстоянии 12 км от города Верия, расположена Вергина - первая столица македонского государства...

    Географическая энциклопедия

  • - система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей. К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования...

    Этнопсихологический словарь

  • - 1) в первом значении этого латинского слова - обработка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для человеческих потребностей...

    Начала современного Естествознания

  • - наиболее примитивная культура обработки камня, когда для получения сотрого края камень раскалывался обычно просто пополам, без дополнительной доработки. Возникла около 2,7, исчез около 1 миллиона лет назад...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - широкое понятие, имеющее много определений, но охватывающее по существу все, что создано людьми и отличает их от животных...

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

  • - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими...

    Исторический словарь

  • - условное название греческой цивилизации в Эгейском бассейне. Э.к. возникла и развивалась на протяжении XXX - XII вв. до н.э. Выделяют три географических региона э.к.: элладский, кикладский и минойский...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - крито-микенская культура - условное назв. культуры Др. Греции эпохи бронзы. Хронологич. принято делить на три периода: ранний, средний, поздний...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - крито-микенская культура, - условное назв. культуры Др. Греции эпохи бронзы. Хронологически принято делить на три периода: ранний, средний, поздний...

    Советская историческая энциклопедия

  • - крито-микенская культура, общее название цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и М. Азии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - условный термин для обозначения культуры Др. Греции эпохи бронзы...

    Большой энциклопедический словарь

  • - бит-культу/ра,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - сущ., кол-во синонимов: 6 быдлопопса поп-культура попса попсарня попсня попсятина...

    Словарь синонимов

"Эгейская культура" в книгах

4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство Художественная деятельность – это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, смыслом которой является создание, хранение, функционирование

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,

Пример из практики W. L. Gore & Associates: новаторская культура и культура инноваций

Из книги Отличная компания. Как стать работодателем мечты автора Робин Дженнифер

Пример из практики W. L. Gore & Associates: новаторская культура и культура инноваций Компания в цифрах и фактах: Сфера деятельности: разработка и производство фторполимерной продукции, в том числе для нужд электронной и текстильной промышленности и для применения в

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура - это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

Культура народа и культура личности Шесть лекций

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Культура народа и культура личности Шесть лекций Предисловие Культура народ а и культура личности - для многих это понятия различные, как небо и земля. Лучшие люди нашего времени стремятся достигнуть только первой или только второй. Исходным же пунктом настоящих лекций

Джордж Моссе НАЦИЗМ И КУЛЬТУРА Идеология и культура Национал Социализма

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма] автора Моссе Джордж

Джордж Моссе НАЦИЗМ И КУЛЬТУРА Идеология и культура Национал

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная

Из книги Римская армия эпохи Ранней Империи автора Ле Боэк Ян

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

Глава II. Эгейская культура и Греция времен Гомера

автора Куманецкий Казимеж

Глава II. Эгейская культура и Греция времен Гомера ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА На рубеже III–II тысячелетий до н. э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на Балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено в ту пору людьми,

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА На рубеже III–II тысячелетий до н. э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на Балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено в ту пору людьми, которые говорили на языке, не относящемся ни к

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ 1.4.1. Понятие культуры вообще О понятии культуры написаны горы литературы. Существует огромное множество определений слова «культура». Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл.

Эгейская культура

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭГ) автора БСЭ

автора

Культура См. также «Искусство и художник», «Массовая культура», «Политика и культура» Культура – это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. Лорд Раглан* Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто. Эдуар Эррио* Культура есть

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Массовая культура См. также «Культура», «Рок– и поп-музыка», «Телевидение» Массовая культура: противоречие в определении. NN* Массовая культура – обезболивающее средство, анальгетик, а не наркотик. Станислав Лем* Популярное искусство ценно не по пользе, которую оно

Штабная культура / Искусство и культура / Культура

Из книги Итоги № 36 (2013) автора Итоги Журнал

Штабная культура / Искусство и культура / Культура Штабная культура / Искусство и культура / Культура В Восточном крыле Главного штаба, переданном в 1993 году Государственному Эрмитажу, завершилась реставрация Интерьерам Восточного крыла

2. Наша народная русская культура есть культура духа

Из книги Творений. Книга I. Статьи и заметки автора (Никольский) Андроник

2. Наша народная русская культура есть культура духа Нашему пастырскому попечению вверен Богом и от Бога церковной властью благочестивый по своей природе русский народ. Для всякого внимательного к народной жизни наблюдателя с несомненностью очевидна особенность

С 1874 по 1885 г. Г. Шлиман работал на территории Балканского полуострова - в Микенах, Орхомене, Тиринфе. Здесь была открыта, так называемая, микенская культура древнейшей Греции. В начале XX в. Английский археолог А. Эванс начал свои раскопки на острове Крит, которые он продолжал в дальнейшем. Им была открыта критская культура, тоже относящаяся к культуре древнейшей Греции. Работы на Балканском полуострове были продолжены греко-американской экспедиции под руководством К. Курониотиса и Блегена, которые потом в западной части Пелопоннеса, около древнего Пилоса, нашли большой Пилосский дворец. Как Эвансом, так и греко-американской экспедицией в Пилосском дворце были найдены глиняные таблички с неизвестными надписями. Их исследовал сначала Эванс, который назвал их «линейным» письмом и разделил на более древнее письмо «А» и более позднее письмо «Б» (линейное письмо «А» так и не было расшифровано). Эванс занимался письмом «Б», но он мог только установить цифровую систему критских надписей. Расшифровку же этого письма он дать не мог. Прочел крито-микенские надписи письма «Б» в 1952-1953 гг. Молодой английский архитектор М. Вентрис.

Культура Крита

В начале I тысячелетия до нашей эры древневосточные цивилизации (в частности египетская) вступили в полосу упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Но еще в III-II тыс. До н.э., т.е. одновременно с древневосточными цивилизациями, в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая эгейская культура. В ее состав входили следующие культурные общности: древнейшая критская или минойская, с центром на острове Крит в Эгейском море; кикландская, островная культура; элладская - в Балканской Греции. Во II тыс. До н.э. в материковой Греции возникла близкая к критской микенская или ахейская культура. Критское царство было сильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова - между Европой, Северной Африкой и Малой Азией отводило ему значительную роль в международных торговых сношениях того времени, что давало возможность критской культуре развиваться в благоприятном соприкосновении с древними культурными мирами. Крит находился на скрещении самых оживленных торговых путей Средиземноморья. Крупнейшие города Кносс и Фест выросли на побережье. Они были столицами самостоятельных царств, которые поддерживали между собой дружественные отношения, поэтому стен вокруг поселений не возводили.

Центрами эгейской культуры были монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. Были украшены колоннадами и фресками. Их величественная архитектура и фресковые росписи - главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших куда более примитивный характер. Здесь создаются большие жилые комплексы - первые дворцы, резиденции царей. В дворцах все постройки располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь.

В комплекс сооружений включены и хозяйственные помещения, значительная часть дворца отводится для женщин. Не дворец-крепость, а просто дворец со всем великолепием. Во второй половине XVIII в до н.э. центром критского государства становится город Кносс. Самый знаменитый памятник того времени - Кносский дворец площадью в двадцать тысяч квадратных метров, расположенный на высоком холме. Центральное место в огромном архитектурном комплексе занимает прямоугольный двор, выложенный плитами. Со всех сторон к нему примыкают построенные в разное время помещения: часть из них расположена на уровне двора, другие ниже, третьи - на два или три этажа выше. Главные входы во дворец находятся на северной и южной сторонах. Во дворце было столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт. В нижних этажах были устроены обширные кладовые, где стояли огромные глиняные сосуды для хранения зерна, масла, вина, овощей. Там же сберегались царские сокровища и оружие. Удобные марши лестниц вели с одного этажа на другой. Лестничные клетки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили световыми колодцами, своего рода маленькими внутренними двориками, через которые проникал воздух и свет. Это спасало обитателей дворца от палящих лучей солнца, и в комнатах постоянно ощущалась приятная прохлада. Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, - особенность критской архитектуры. Ничего громоздкого, давящего. Главным украшением дворца была живопись. Художники покрывали стены яркой и красочной декоративной росписью.

Мастера Крита в совершенстве освоили технику фрески - росписи по сырой штукатурке. Они использовали черную, белую, красную, желтую, синюю, зеленую краски. Залы с фресками имели панель, над ней, как правило, располагалась роспись. Узоры покрывали потолки, а иногда и полы. Стены парадных помещений дворца украшены монументальными картинами. Фрески знакомят с жизнью и развлечениями обитателей дворца. Лучшими произведениями критской живописи считаются фрески, изображающие игры с быком - любимое развлечение юношей и девушек.

Расцвет критской живописи относится к XVI в до н.э. Критские художники были замечательными мастерами чеканки и резьбы по камню. Они высекали вазы, украшавшие дворцы, исполняли миниатюрные изображения на перстнях и печатях. Большой славой пользовались изделия из бронзы, золота, серебра. Очень ценились вазы, сделанные на Крите. Критские мастера изобрели для покрытия сосудов особую краску темно-лилового или черного цвета с металлическим блеском, которая делала стенки ваз водонепроницаемыми. Вазы украшали спиральные узоры, стилизованные изображения раковин, рыб, переплетающихся листьев, цветов.

Критское государство погибло в конце XV в. До н.э. На острове происходили землетрясения, и Кносский дворец дважды перестраивался. Как полагают многие ученые, около 1520 г. до н.э. произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волна опустошила побережье Крита, а поселения островитян превратились в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась после бедствия. Крит был подлинной колыбелью древнегреческой цивилизации. Первыми среди народов критяне залюбовались видимым миром, прежде всего они обожествляли красоту, в которой видели высший смысл жизни.

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (крито-микенская культура) - общее название цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии).

Первые центры были открыты в результате раскопок Г. Шлимана в Микенах (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). Начиная с 19 в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на острове Лемнос с каменными стенами высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; царские резиденции - Троя, дворцы на Крите (Кносс, Маллия, Фест, Като-Закро), акрополи в Микенах, Пилосе, Тиринфе, дворец на острове Тира (Фера). В новейшее время большой вклад в изучение эгейской культуры внес греческий археолог С. Маринатос.

Процесс формирования эгейской культуры был сложным и длительным: культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; западно-анатолийское влияние было сильно и на других островах. Культурным центром в раннеэгейский период являлись Киклады. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика с Кикладских островов, так называемые «кикладские идолы», - мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры, статуэтки обнаженных женских тел).

Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись нашествию, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к началу 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура, с этого времени остров занимает доминирующее положение в Эгейском море.

Крит

Ваза с о. Крит

На Крите во 2-ом тысячелетии до н. э. впервые на территории Европы возникло рабовладельческое общество, сформировались цветущие города Кнос, Фест, Гурния. Критяне были известны как бесстрашные мореходы, поддерживавшие оживлённую торговлю с с другими народами. Правили Критом цари, одним из которых был легендарный Минос. По имени этого царя культуру и искусство Древнего Крита называют также минойскими.

Хотя религия и играла важную роль в жизни критян, она не сковывала их мировоззрения в той мере, как это было характерно для стран Древнего Востока, и в частности, Египта. Критяне воспринимали мир в нерасчленённом природном движении. Для минойской культуры характерно стремление раствориться в окружающем, вобрать его в себя, овладеть им так, что подчас исчезают границы вещи и мира.

Лабиринт

Как и в Египте, строительное искусство процветало и на Крите. Но здесь оно носило преимущественно светский, дворцовый характер. То же относится и к другим искусствам. Не обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество. Ясно, что не религия - главная тема критского искусства. Искусство носит оптимистический, радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости, поражает своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией.

В 1580-1450 гг. до н.э. наступает расцвет единого Критского государства с центром в Кноссе, главной достопримечательностью которого являлся Кносский дворец. Помимо Кносского дворца, существовали и три других дворца в Фесте, Маллии, Като-Закро, каждый из которых, как и Кносс, являлся религиозным, культурным и хозяйственным центром своей части Крита. Центром эгейских владений Крита считается дворец на острове Тира (Фера).

Один из залов Лабиринта

Прихотливы и запутанны Критские дворцы. Они состоят из группирующихся вокруг центрального двора помещений разных размеров и форм в два - три яруса, не подчинённых никакому регулярному плану. Таков дворец в Кноссе, названный Лабиринтом из-за того, что его тронный зал был украшен изображением лабриса - двуручной секиры, священной на Крите.

Белые стены, тёмные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, - особенность критской архитектуры; ничего громоздкого, давящего. В своих дворцах критские цари жили вольготно и пышно. Главным украшением дворцовых покоев была живопись. Стены дворца заполняли росписи в виде фризов или панелей. В росписях преобладали яркие и светлые краски, которые не служили раскраской внутри контура, как в египетских фресках, а наносились цветовым пятном, динамичным, подвижным, формообразующим.

В великих аграрных цивилизациях Египта и Месопотамии точная, устойчивая и наиболее рациональная организация обрабатываемой площади соответственно определяла и характер художественного творчества, рождая стройную, расчленённую композицию.

Придворная дама ("Парижанка")

В сравнении с искусством Египта критская живопись раскрывает перед нами совершенно новый мир. Вот, например, фрагмент стенной росписи, изображающий девушку в профиль. Огромный глаз, изображённый, как в египетских росписях, в фас. Влияние Египта часто сказывается в критском искусстве. Но в нём дышит совсем иной дух.

Игры с быком - тавромахии

Оживлённое личико, вздёрнутый нос, вишнёвый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки тёмных кудрей. Кружева и лиф привлекают сочетанием ярких голубых и пурпурных тонов. Найдя этот фрагмент, Эванс сразу же окрестил девушку "Парижанка". Так она и обозначается до сих пор в истории искусства.

Другая фреска из Кносского дворца. "Игры с быком". Такие игры занимали значительное место в религиозных обрядах критян. Огромный бык в неистовом галопе. Его нарочито удлинённая фигура своей мощной массой заполняет почти всю фреску. А перед ним, за ним и на нём самом стройные акробаты, проделывающие самые опасные упражнения. Всё в этой композиции живо, порывисто и в тоже время непринуждённо. Фигура быка с опущенной мордой и задранным хвостом кажется грациозной в своём изгибе.

Придворные

Критские дамы, разряженные и оживлённые, глядят на какое-то состязание или церемонию... Возможно, это не просто дамы, а жрицы. У них такое же одеяние как у богинь или жриц со змеями. Прекрасен смуглый юноша, несущий ритон, на фрагменте другой фрески. Прекрасен юноша с осиной талией, в диадеме, такой гордый и властный, что в исследованиях о критском искусстве его называют то "принцем", то "царём-жрецом".

Царь-жрец

На стене тронного зала Кносского дворца на красном фоне, по которому проходят светлые волны, чётко вырисовываются фигуры грифонов - полульвов, полуорлов, как бы охраняющих владыку этих мест. Их головы гордо подняты, высокие цветы обрамляют эти изящно-величественные изображения.

Одно из помещений Лабиринта

Пленительны изображения летающих рыб, дельфинов, рыб в аквариуме - мотивы, почерпнутые из мира морских глубин. Эти мотивы очень часты и в живописи, и в замечательной критской керамике, как, например, в знаменитой "Вазе с осьминогом".

У критских художников ясно чувствуется любовь к морю, к вечному движению, царящему в нём, к цветовым переливам морской волны. Каждодневное созерцание моря, море как источник главных земных благ - всё, что связано с морской стихией, отражено в содержании и стиле критского искусства, будь тофреска или раскрашенный керамический сосуд. Изменчивость и движение как основа художественного образа, волнистость узора, быстрая смена видений и поэтому стремление запечатлеть мгновенность - вот в значительной степени то новое, что дало миру искусство Крита.

Золотой кубок из Вафио

Критские художники были и замечательными мастерами чеканки, о чём свидетельствуют золотые кубки из Вафио (Спарта), но критское происхождение которых не вызывает сомнения. С исключительной остротой и наблюдательностью на них изображены сцены ловли и приручения диких быков.

Мелкая пластика Крита, как и живопись носит изысканно-декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, фаянсовые статуэтки изящных женщин со змеями в руках, олицетворяющих богиню растительности.

Ваза стиля "камарес"

В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX - XVIII вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в XVII - XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ); к концу XV в. до н. э. предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля».

Ваза с осьминогом

Узенькие полоски бегущей спирали на сосудах раннего минойского периода расположены по тулову не только горизонтально, но и пересекают его наискось, ложатся на тёмную поверхность подвижными светлыми штрихами. При этом критский живописец всегда стремился рисунком подчеркнуть форму сосуда.

Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской культуры, особенно на Крите, в значительной степени пострадали от извержения вулкана Санторин на острове Тира (Фера), находившийся здесь дворец был погребен под пеплом. Это во многом ускорило упадок минойской культуры, на Крите после этого появилось ахейское (микенское) население, принесшее новую культуру. Кносс, единственный оставшийся дворец на острове, около 1400 до н. э. подвергся разрушению. В конце XIII в. до н. э. для эгейской культуры наступил глубокий внутренний кризис, нашествие дорийцев и «народов моря» привело эгейскую культуру к гибели.

Микены

Золотая маска микенского царя Агамемнона

Микенская культура формировалась под сильным влиянием критской, приобретая, однако, черты, отличающие её памятники от памятников самого Крита. Росписи в соседнем с Микенами Тиринфе более схематичны, менее живописны, чем в Кносе, хоть некоторые сцены и не лишены динамизма. Критская волшебная лёгкость исчезла вместе с несравненным критским изяществом и изобразительным мастерством.

Новые черты микенского художественного гения особенно явственны в зодчестве и монументальной скульптуре. В отличие от от критских микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Это уже не беспечный мир, согретый иллюзией безопасности: Пелопоннес уязвим и с моря и с суши. Циклопическая кладка, названная так за огромные размеры камней, поднять которые под силу лишь сказочным великанам, придаёт постройкам несколько примитивный, но внушительный вид. Она характерна и для Микен, и для Тиринфа.

Мощные каменные стены не дают растекаться отдельным ячейкам здания, как это происходит в Кносском дворце, они собирают здание воедино, превращая его в военную крепость, где доминирует центральное помещение - мегарон - с четырьмя внутренними колоннами, поддерживающими крышу и обрамляющими очаг. Мегароны царей в Микенах и Тиринфе, прямолинейные в плане дворцовые изолированные постройки, состоящие из открытых сеней с двумя столбами, переднего помещения и зала с очагом посередине, считаются прототипами первых греческих храмов.

Львиные ворота - вход в Микенский акрополь

Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели внушительный вид. Вход в акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Львицы дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство.

Микенская керамика в техническом отношении лучше критский: тоньше стенки сосудов, прочнее краски, манера изображения сюжетного рисунка кажется небрежной, но сам рисунок, служивший в керамике Крита лишь декоративным узором, стал теперь выразителем сложной художественной идеи. Как и на критских вазах, здесь особенно часты изображения морских мотивов, но осьминоги, каракатицы застывают и схематизируются, постепенно превращаясь в геометрический орнамент. Микенские и тиринфские мастера любили строгую симметрию, схематичность форм.

Наметившиеся в этом древнейшем греческом искусстве черты чёткости и законченности формы, тектоники и замкнутости получат дальнейшее развитие в молодом греческом искусстве. Они проявятся в планах храмов, сходных с мегароном, в раннем появлении монументальной живописи, в некоторых сюжетах, композиционных приёмах, керамической технике.

В начале XII века до н. э. государства эгейского мира приходят в упадок. Начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев. Эта волна разрушает очаги эгейской культуры на несколько веков приостанавливая развитие реалистического искусства.