Научное познание включает в себя. Методы научного познания


Понятие научного познания, его особенности

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие новых объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Научное познание – это зрелая форма познавательной деятельности людей.

Особенности научного познания:

1) научное познание имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного сознания; 2) научное познание осуществляется как запрограммированный процесс;

3) научное познание есть системная деятельность;

4) развитие и формирование методологии как особой отрасли научных исследований, призванной формировать научный поиск;

5) научное познание пользуется особым набором инструментов и методик;

6) научное познание имеет специфический понятийный аппарат;

7) научное познание носит целенаправленный характер, отвечая определенным потребностям общества;

8) системность и обоснованность научных исследований.

Социальная функция научного познания заключается в следующем. Человек часть живой природы. Вне природы человек жить не может. Первозданная природа не устраивала человека (жилище, одежда, питание), люди вынуждены были создать искусственную природу. Чтобы создать эту природу им надо было научиться глубоко проникать в сущность природного процесса, раскрыть тайны природы. Людям надо было научится объяснять явления природы, научно предвидеть будущее. Вот что способствовало возникновению научного познания. Надо было исследовать человека, чтобы сделать его субъектом деятельности.

Взаимодействие эмпирии и теории в историческом развитии науки

1. Эмпирия и теория характеризуют две формы научного познания, а также структурные компоненты и уровни научного знания;

2. В основе разделения на эмпирическое и теоретическое познание в научном познании лежит выделение эмпирического и теоретического исследований, которые отличаются по целям;

3. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, накапливая научные факты;

4. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях;

5. Эти две формы научного исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания:

Эмпирические исследования, выделяя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулируют развитие теоретических исследований, ставя перед ними новые задачи;

Теоретические исследования, развивая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывают новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентируя и направляя эмпирическое исследование.

Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория

Любая научная деятельность активизируется при появлении научной проблемы. Научная проблема – это такая проблема, которая не может быть разрешена на основании имеющихся научных знаний.

Для решения возникшей научной проблемы исследователи выдвигают научные гипотезы, то есть предположения о возможности решения научной проблемы.

Совокупность условий выдвижения гипотез, способы их разработки и проверки составляют гипотетический метод. Не всякое предположение или догадка является научной гипотезой. Чтобы быть научной, гипотеза должна удовлетворять ряду условий: соответствовать принципам научного мировоззрения; учитывать уже существующие законы; опираться на факты, объяснять их и обладать способностью предвидеть новые; допускать экспериментальную, эмпирическую проверку; иметь единый принцип объяснения, не прибегая к дополнительным предположениям. Проверка гипотезы состоит не в единичных экспериментальных актах, а в совокупной общественно-исторической практике.

Когда гипотеза подтверждается практикой, она превращается в теорию. Однако в процессе развития и познания многие теории оказываются относительными истинами.

Функции гипотезы и теории.

1. Гипотезы дают вероятное знание, теории – достоверное. Теория выполняет функцию объяснения существующих фактов, раскрывает сущность явлений. Гипотеза дает объяснение на уровне возможного, теория – на уровне действительного.

2. Предсказание и научное предвидение. Теории отражают внутренние, необходимые стороны и связи исследуемого объекта, законы его функционирования и развития. Адекватное понимание этих связей и законов позволяет предвидеть дальнейший ход развития исследуемого объекта.

Понятие методологии, метода и методики научного познания

Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности.

Метод - совокупность подходов, приемов, способов и средств научного познания. Подход – мировоззрение познающего человека. Приемы – идеальные методы познания. Средства – материально-техническая база.

Методика – конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала.

В методологии используют:

1. Общефилософские методы: диалектика и метафизика.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

По вопросу связей старого и нового - если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

По вопросу о причине движения - согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

По вопросу взаимосвязи количества и качества - сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

По вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

В системе мышления - если диалектический способ мышления сводит к шагам "тезис - антитезис - синтез", то метафизический опирается на формулы "или - или", "если не то, значит - это", то есть метафизическое мышление негибкое и одностроннее;

В отношении к окружающей действительности - диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика - однообразно, по принципу "черное - белое";

В отношении к познанию - согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства);

Согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;

В отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явле­ний.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития.



Научное познание - это объективное изучение мира, незави­симое от взглядов и убеждений человека. Научное познание воз­никло на основе обыденного познания. Однако между ними име­ются существенные различия.

Во-первых, наука имеет дело с особым набором объектов реаль­ности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Для изучения объектов науки нужны специальные средства и орудия, которые не применяются в обыденном познании. Наука использует специ­альную аппаратуру, измерительные инструменты, позволяющие экспериментально изучать новые типы объектов.

Во-вторых, наука использует специальный язык. В науке имеет место и язык обыденной речи, но она не может только на его основе описывать объекты изучения. Обыденный язык приспо­соблен для описания объектов повседневной практики человека, наука же выходит за рамки такой практики. Понятия обыденного языка часто бывают нечеткими, многозначными. Точный их смысл можно понять только в процессе общения. Наука же стремится как можно более четко сформулировать свои понятия.

В процессе накопления научных знаний язык науки постоянно развивается, появляются новые понятия, часть которых может постепенно входить в повседневную речь. Например, такие ранее специальные научные термины, как «электричество», «компью­тер» и другие, стали привычными всем словами.

Научная аппаратура и язык науки - это результаты уже полу­ченных знаний, но в то же время они используются для дальней­шего исследования.

К особенностям научного познания относится и специфика на­учных знаний . Их не всегда можно проверить опытным путем и применить на практике. Наука вынуждена приводить доказатель­ства новых знаний на основе тех, истинность которых уже доказа­на. В связи с этим важными отличиями научного познания от обы­денного выступают взаимосвязь и системность научных знаний.

В период зарождения науки научное познание было связано с отражением только тех явлений, которые постоянно имели место в процессе жизнедеятельности человека. Анализ этих явлений при­водил к определенным теоретическим выводам. В ходе развития научного познания методика исследования изменилась. Ученые стали сначала создавать идеальные объекты в данной научной об­ласти, а затем переносить их па практику. Таким образом, появи­лись гипотезы - научные предположения, истинность которых требует доказательств.Благодаря выдвижению гипотез научное познание получает возможность прогнозирования развития тех или иных явлений в будущем. Так выдвигаются теории - особые типы знании, которые объединяют совокупность понятий и выводов по какому-либо вопросу в единую систему.Теории - это уже доказан­ные научные положения. Их можно назвать доказанными гипоте­зами. Тем не менее при применении теории в каждом конкретном случае новые данные должны быть включены в контекст доказа­тельств.

Научное познание отличается от обыденного еще и методами познавательной деятельности. Обыденное познание основано на чувственном восприятии и рациональном осмыслении уже суще­ствующего объекта. В научном познании нередко необходимо сна­чала обнаружить сам объект познания, например небесное тело - в астрономии, атом - в физике и т.д. Изучаемый объект выделя­ется из совокупности других элементов природы и исследуется с помощью специальных приемов и методов. Методом называется способ решения познавательных задач. Применение к предмету ис­следования конкретных приемов и методов научного познания назы­вается методологией. Этим термином также определяется наука, изучающая методы научного познания.

Научное познание в отличие от обыденного предъявляет опре­деленные требования и к субъектам познавательной деятельности. Для занятия наукой необходимы специальная подготовка, нали­чие базовых знаний и навыков, владение специальными средствами исследования. Чтобы заниматься какой-либо наукой, необходимо получить соответствующее образование в высшем учебном заве­дении. Субъект научного познания должен четко понимать, что он исследует, как это сделать и для чего это нужно, т. е. он должен осознавать цели своей деятельности и знать средства их достиже­ния. Целью любого ученого, в какой бы области науки он ни про­водил исследования, служит поиск объективной истины и полу­чение нового знания. Процесс познания может быть плодотвор­ным только тогда, когда он осуществляется на основе объективных законов развития предмета исследования. В связи с этим основной задачей науки становится выявление таких законов.

Следует отличать научное познание от различных форм вненаучного познания . К ним относятся:

1) мифология - донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки;

2) лженаучное познание , использующее в познавательной дея­тельности домыслы и предрассудки;

3) антинаучное познание, намеренно искажающее действитель­ность;

4) обыденное познание, включающее повседневный практичес­кий опыт человека.

Результаты научного познания - научные знания - в боль­шинстве случаев используются на практике. То же можно сказать и о других видах познания. Однако в основе мифологического мышления лежит вымысел, ориентирующий человека на покор­ность силам природы. Лженаучное и антинаучное познание не в силах способствовать достижению положительных результатов практической деятельности в силу неистинности. Наконец, зна­ния, полученные в результате обыденного познания, находят во­площение в практической деятельности конкретных людей или их групп, в отличие от результатов научного познания, которые имеют огромное практическое значение для всего человечества. Кроме того, научное познание не персонифицировано. По его ре­зультатам нельзя охарактеризовать личность исследователя, в от­личие от результатов обыленного познания или художественного творчества.

В то же время на процесс и результаты научного познания оказывают влияние мировоззрение, политические, религиозные взгляды ученого, его ценностные ориентации, а также факторы внешней социокультурной среды. Так, от позиции исследовате­ля зависит трактовка явлений в исторической, политологиче­ской, философской и других гуманитарных пауках. Кроме того, оценка явлений зависит от общественного строя, политики госу­дарства, уровня развития знаний в данную эпоху. Так, гипотезы, по-новому рассматривавшие строение Вселенной, встречали не­гативную реакцию церкви, так как расходились с ее доктриной.

Анализ исторического развития науки показывает, что она ча­сто опережает время, и результаты научного познания находят применение только в будущем. Это еще раз доказывает значение науки и ее роль в развитии научно-технического и социального прогресса.

В структуре научного познания выделяют два уровня - эмпи­рический и теоретический.Эмпирический уровень связан с чувствен­ным познанием, задача которого заключается в получении зна­ний на основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чувственного познания эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира (например, целенаправленный выбор объекта исследования). На теоретическом уровне формули­руются принципы, законы, создаются теории, в которых заклю­чается сущность познаваемых объектов. Каждый из этих уровней содержит набор методов познания.

Любому виду человеческого познания свойственны такие ме­тоды, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирова­ние и обобщение и т.д. За ними закрепилось название общелоги­ческих методов познания.

Анализ - это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения его составляющих частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с целью их всестороннего изучения.

Синтез - это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей (сторон, при­знаков, свойств или отношений) предмета.

Анализ и синтез - это наиболее простые и в то же время наи­более универсальные приемы познания.

В процессе исследования ученому часто приходится делать вы­воды об изучаемом объекте на основе сведений об уже известных объектах. При этом выводы об отдельных явлениях могут стро­иться на основе общих принципов и наоборот. Такие умозаклю­чения называются индукцией и дедукцией. Индукция - это та­кой метод исследования, при котором общий вывод делается на основе частных посылок (от частного к общему). Дедукция - это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от общего к частному).

Одним из общелогических методов познания служит абстраги­рование. Оно заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемо­го явления с одновременным выделением интересующих иссле­дователя свойств. В результате можно сопоставить внешне несопо­ставимые явления, в связи с чем создается основа для объединения их в единый вид (например, класс животных, породы минералов и др.). Такое объединение происходит с учетом общих признаков. В этом случае используется метод обобщения , т.е. выделение об­щих признаков и свойств.

В ходе процесса познания может выясниться, что свойства изу­чаемого объекта совпадают со свойствами уже изученного. В ре­зультате можно сделать вывод о сходстве самих объектов. Такой метод исследования называется аналогией.

Близким по смыслу к аналогии выступает метод моделирова­ния , т.е. создание копии изучаемого объекта для изучения ориги­нала с одной из сторон. Модель может отличаться от оригинала размером, формой и т.д., но должна повторять те свойства объек­та, которые подлежат изучению. Важное свойство модели - это ее удобство для исследования, особенно в том случае, когда изучение оригинала по каким-либо причинам затруднительно. Иног­да изучение объекта по его модели диктуется экономическими соображениями (она дешевле оригинала). Модели могут быть ма­териальными и идеальными. Первые - это реальные объекты, а вторые - строятся в сознании исследователя и изображаются в знаковой форме, например в виде математических формул. В на­стоящее время все большее распространение получает компью­терное моделирование , основанное на использовании специаль­ных программ.

К методам эмпирического научного познания относится наблюде­ние - целенаправленное восприятие изучаемых объектов. Это не пассивное созерцание, а активная деятельность, включающая ра­циональные факторы. Элементами эмпирического познания слу­жат сам наблюдатель, объект наблюдения и средства наблюдения (приборы, технические средства и т.д.). Наблюдение никогда не бывает стихийным. Оно всегда основано на научной идее, гипоте­зе, предположении.

Наблюдение связано с описанием , которое закрепляет и пере­дает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств (схем, рисунков, графиков и цифр). Описание может быть количественным и качественным. Количественное описание за­крепляет данные измерений, т.е. цифровые данные, с помощью которых осуществляется сравнение объектов. При этом необходи­мо, чтобы единицы измерения совпадали или могли быть перево­димы одна в другую. Качественное описание фиксирует сущность объектов, их качественные характеристики (упругость материа­лов, теплопроводность и т.д.).

С наблюдением и сравнением связан метод эксперимента . В этом случае исследователь активно влияет на изучаемый объект, созда­вая специфические условия с целью получения определенных ре­зультатов. Особенность эксперимента состоит в том, что иссле­дователь может многократно повторять воздействие на предмет. Однако он не может создавать свойства предмета, он может их только выявлять. Кроме того, в процессе эксперимента часто воз­никают новые проблемы, которые становятся стимулом для даль­нейшего исследования.

К теоретическим научным методам познания относится метод формализации , заключающийся в построении абстрактных моде­лей, раскрывающих сущность явлений. При этом информация об объекте исследования фиксируется знаками, формулами и т.д.

Следующий метод - аксиоматический . Он состоит в выдвиже­нии исходных положений, не требующих доказательств, на осно­ве которых строится определенная система выводов. Утверждение, доказательства истинности которого не требуется, называется ак­сиомой. Такой метод чаще всего применяется в математических науках

Задача научного познания состоит в том, чтобы дать целост­ный образ исследуемого явления. Любое явление действительно­сти можно представить как конкретное переплетение самых раз­личных связей. Теоретическое исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций еще не дает представления о при­роде явления, о процессах его функционирования и развития. Для того чтобы создать такое представление, необходимо мысленно воспроизвести объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Такой прием исследования называется методом вос­хождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, иссле­дователь вначале находит главную связь изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущ­ность изучаемого объекта.

Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных, исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизведе­ны в опыте. Например, невозможно в опыте воспроизвести исто­рию возникновения человека, историю какого-либо народа и т.д. Научные знания о таких объектах получают посредством истори­ческого и логического методов исследования.

В основе исторического метода лежат изучение реальной исто­рии в ее конкретном многообразии, выявление исторических фак­тов и на этой основе - такое мыслительное воссоздание истори­ческого процесса, при котором раскрывается логика, закономер­ность его развития. Логический метод раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на выс­ших стадиях его развития. Такой подход возможен потому, что на высших стадиях развития история сжато воспроизводит основные черты своей предшествующей эволюции. И в историческом, и в логическом методе предполагается исследование эмпирической базы - реальных исторических фактов. На этой основе выдвига­ются гипотезы, которые трансформируются в теоретическое зна­ние о закономерностях исторического процесса.

Все методы научного познания всегда используются в комп­лексе. Их конкретная комбинация определяется особенностями изучаемого объекта, спецификой исследования. С развитием на­уки развивается и система ее методов, формируются новые при­емы и методы исследовательской деятельности. С развитием ком­пьютеризации заговорили о методах компьютерного анализа, по­строении виртуальных моделей. В связи с этим задача методологии состоит не только в констатации уже известных методов иссле­довательской деятельности, но и в выяснении перспектив их раз­вития.

Вопросы и задания

1. Что такое научное познание? Чем оно отличается от обыденного познания?

2. Объясните понятия гипотезы, теории, аксиомы. Что понимается под терминами «метод» и «методология»?

4. Дайте характеристику субъекта научного познания.

5. Чем научное познание отличается от вненаучного познания?

6. Охарактеризуйте уровни научного познания.

7. Какие общелогичсские методы познания существуют? Дайте им характеристику.

8. Охарактеризуйте методы эмпирического научного познания.

9. Какие бывают методы теоретического научного познания?

10. Ф.Энгельс писал: «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга». В чем проявляется взаимосвязь индук­тивных и дедуктивных методов познания?

Научное познание высший уровень логич.мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности. Выражением научного познания является научное открытие – обнаружение неизвестных ранее существенных свойств, явлений, законов или закономерностей.

Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический .

1) Эмпирич.уровень связан с предметом научного исследования и включает 2 компонента: чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления) и их первичное теоретич.осмысление , первичную понятийную обработку.

Эмпирич.познание использует 2 осн.формы изучений – наблюдение и эксперимент . Осн.единицей эмпирич.знания выступает знание научного факта . Наблюдение и эксперимент – 2 источника этого знания.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности (пассивное собирание фактов). Оно может быть свободным , производиться лишь с помощью человеч.органов чувств, и приборным , осуществляться с помощью приборов.

Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения (активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения поведения объекта в результате его изменения).

Источником научного знания являются факты. Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление.

2) Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирич.материала, выведении новых понятий, идей, концепций.

Научное познание имеет 3 основных формы: проблема, гипотеза, теория .

1) Проблема – научный вопрос. Вопрос представляет собой вопросит.суждение, возникает только на уровне логич.познания. От обыденных вопросов проблема отличается своим предметом – это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы спец.научные средства познания – научная система понятий, методика исследования, технич.оснащение и т.д.

Проблема имеет свою структуру: предварительное, частичное знание о предмете и опред.наукой незнание , выражающее осн.направление познавательной деятельности. Проблема – противоречивое единство знания и знания о незнании .

2) Гипотеза – предположительное решение проблемы. Ни одна научная проблема не может получить немедленное решение, она требует длит.поиска такого решения, выдвижения гипотез как разл.вариантов решения. Одним из важнейших свойств гипотезы является ее множественность : каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых выбираются наиболее вероятные, пока ни производится окончат.выбор одной из них или их синтез.

3) Теория – высшая форма научного познания и система понятий, описывающая и объясняющая отд.область действительности. Теория включает свои теоретич.основания (принципы, постулаты, осн.идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирич.базу . Важными частями теории выступают ее описательная и объяснительная части. Описание – характеристика соответствующей области действительности. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть?

Научное познание имеет методы исследования – способы познания, подходы к действительности: наиболее общий метод , разрабатываемый философией, общенаучные методы, специфич.частные методы отд.наук.

1) Человеч.познание должно учитывать всеобщие свойства, формы, законы действительности, мира и человека, т.е. должно опираться на всеобщий метод познания . В совр.науке это диалектико-материалестический метод.

2) К общенаучным методам относятся: обобщение и абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция .

Обобщение – процесс выделения общего из единичного. Логич.обобщение опирается на полученное на уровне представления и далее выделяет все более существенные признаки.

Абстрагирование – процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных. Все человеч.понятия выступают поэтому как абстракции, отображающие существ.признаки вещей.

Анализ – мысленное расчленение целого на части.

Синтез – мысленное объединение частей в единое целое. Анализ и синтез – противоположные мыслительные процессы. Однако ведущим оказывается анализ, поскольку он направлен на обнаружение различий и противоречий.

Индукция – движение мысли от единичного к общему.

Дедукция – движение мысли от общего к единичному.

3) Каждая наука обладает также своими специфич.методами , которые вытекают из ее осн.теоретич.установок.

Среди множества различных познавательных процессов можно выделить основные виды познания. В их классификации нет единства мнений, но чаще всего говорят об обыденном (житейском), мифологическом, религиозном, художественном, философском и научном познании. Рассмотрим здесь кратко лишь два вида познания – обыденное, которое служит фундаментом человеческой жизни и любого познавательного процесса, и научное, которое оказывает сегодня решающее воздействие на все сферы деятельности человечества.

Обыденное познание – это первичная, наиболее простая форма познавательной деятельности субъекта. Оно стихийно осуществляется каждым человеком на протяжении всей его жизни, служит приспособлению к реальным условиям житейского бытия и направлено на приобретение тех знаний и навыков, которые необходимы ему каждый день и час. Такие знания обычно довольно поверхностны, далеко не всегда обоснованы и систематизированы, достоверное в них тесно переплетено с заблуждениями и предрассудками. Вместе с тем в них в форме так называемого здравого смысла воплощен реальный житейский опыт, своеобразная мудрость, позволяющая человеку вести себя рационально в самых различных житейских ситуациях. Обыденное знание, кроме того, постоянно открыто для результатов других видов познания – например, научного: здравый смысл способен усваивать сравнительно простые истины науки и становиться все более теоретизированным. К сожалению, подобное влияние науки на обыденное сознание не столь велико, как хотелось бы, например, одно из исследований показало, что половина опрошенного взрослого населения США не знает, что Земля обращается вокруг Солнца за 1 год. В целом же обыденное познание всегда ограничено определенными рамками – ему доступны лишь внешние свойства и связи предметов повседневного опыта. Для получения же более глубоких и существенных сведений о реальности необходимо обращение к научному познанию.

Научное познание принципиально отличается от обыденного. Во-первых, оно доступно не любому человеку, но лишь тому, кто прошел специализированную подготовку (например, получил высшее образование), которая дала ему знания и умения для научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, научное познание специально ориентировано на изучение явлений (и законов их бытия), неизвестных сегодняшней обычной практике. В-третьих, наука пользуется специальными средствами, методами и инструментами, которые не применяются в традиционном производстве и обыденном опыте. В-четвертых, добытые в научном исследовании знания обладают принципиальной новизной, они обоснованы, системно организованы и выражаются с помощью особого, научного языка.

Для возникновения и развития научного познания нужны определенные социокультурные условия. Современные исследования показали, что научное познание не могло возникнуть в так называемом традиционном обществе (такими были цивилизации Древнего Востока – Китая, Индии и т. д.), для которого характерны замедленные темпы социальных изменений, авторитарная власть, приоритет традиций в мышлении и деятельности и т. п. Знание здесь ценится не само по себе, а лишь в своем практическом приложении. Понятно, что в этих условиях человек склонен больше следовать устоявшимся образцам и нормам, чем искать нетрадиционные подходы и пути познания.

Научному познанию суждено было сложиться в техногенном обществе, предполагающем высокие темпы изменений во всех сферах жизни, что невозможно без постоянного притока новых знаний. Предпосылки такого общества складываются в культуре Древней Греции. Вспомним, что демократическое устройство общества, свобода гражданина способствовали развитию активной деятельности индивидов, их умению логически обосновывать и отстаивать свою позицию, предлагать новые подходы к решению обсуждаемых проблем. Все это обусловливало поиск новаций во всех видах деятельности -в том числе и в познании (не случайно поэтому именно в Греции зарождается первый образец теоретической науки - геометрия Евклида). Культ человеческого разума, идея его всесилия находят затем свое развитие в культуре европейского Ренессанса, что и способствует становлению профессионального научного познания и возникновению науки Нового времени.

Научное познание осуществляется обычно на двух уровнях - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое (от греч. empeiria - опыт) познание дает нам сведения о внешних сторонах и связях исследуемых объектов, фиксирует и описывает их. Оно осуществляется главным образом с помощью методов наблюдения и эксперимента. Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие изучаемых явлений (например, изучение поведения человекообразных обезьян в естественных условиях их жизни). При наблюдении ученый старается не вмешиваться в естественный ход вещей, чтобы не исказить его.

Эксперимент – специально подготовленный опыт. В ходе его изучаемый объект ставится в искусственные условия, которые можно менять и учитывать. Очевидно, что для этого метода характерна высокая активность ученого, пытающегося получить как можно больше знаний о поведении объекта в различных ситуациях и даже более того - искусственно получить новые вещи и явления, не существующие в природе (особенно это характерно для химических исследований).

Разумеется, кроме этих методов познания, в эмпирическом исследовании используются и методы логического мышления - анализ и синтез, индукция и дедукция и др. С помощью совокупности всех названных методов – и практических, и логических – ученый получает новое эмпирическое знание. Оно выражается преимущественно в трех основных формах:

научный факт – фиксация того или иного свойства или события (Фенол плавится при температуре 40,9 °С; В 1986 г. наблюдалось прохождение кометы Галлея) ;

научное описание – фиксация целостной системы свойств и параметров того или иного явления или группы явлений. Такого рода знания приводятся в энциклопедиях, научных справочниках, учебниках и т. п.;

эмпирическая зависимость знание, которое отражает определенные связи, присущие какой-то группе явлений или событий (Планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам - один из законов Кеплера; Комета Галлея обращается вокруг Солнца с периодом 75 -76 лет) .

Теоретическое (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) познание раскрывает внутренние связи и отношения вещей и явлений, рационально объясняет их, открывает законы их бытия. Оно является поэтому знанием более высокого порядка, чем эмпирическое - не случайно, например, Хайдеггер саму науку определяет как "теорию действительного".

В теоретическом познании применяются особые мыслительные операции, позволяющие тем или иным способом прийти к новому знанию, которое объясняет полученные ранее или же развивает уже имеющееся теоретическое знание. Эти мысленные методы всегда связаны с использованием научных понятий и так называемых идеальных объектов (вспомним, например, понятия "материальная точка", "идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т. д.). Ученые проводят с ними мысленные эксперименты, применяют гипотетико-дедуктивный метод (рассуждение, позволяющее выдвинуть гипотезу и вывести из нее следствия, которые можно проверить), метод восхождения от абстрактного к конкретному (операция объединения новых научных понятий с уже имеющимися с целью построения более общей теории конкретного объекта - например, атома) и др. Словом, теоретическое познание - это всегда долгая и сложная работа мысли, проходящая с помощью многообразных методов.

Теоретическое знание, полученное при этих интеллектуальных операциях, существует в различных формах. Важнейшими из них являются:

проблема – вопрос, ответа на который пока нет в наличном научном знании, своеобразное знание о незнании (так, физики в принципе знают сегодня, что такое термоядерная реакция, но не могут сказать, как сделать ее управляемой);

гипотеза – научное предположение, которое вероятностным образом объясняет ту или иную проблему (например, различные гипотезы о происхождении жизни на Земле);

теория – достоверное знание о сущности и законах бытия определенного класса объектов (скажем, теория химического строения А. М. Бутлерова). Между этими формами знания существуют довольно сложные отношения, но в целом их динамику можно обозначить следующим образом:

Возникновение проблемы;

Выдвижение гипотезы как попытка решения этой проблемы;

Проверка гипотезы (например, с помощью эксперимента);

Построение новой теории (если гипотеза так или иначе подтвердилась); возникновение новой проблемы (поскольку ни одна теория не дает нам абсолютно полного и достоверного знания) - и далее этот познавательный цикл повторяется.

Современная наука представляет собой очень сложный феномен. В наиболее общем виде наука -представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на производство, систематизацию и проверку объективно-значимых знаний. В этом аспекте наука - это развивающая система знаний, в которых нуждается общество. Но у нее есть и другие измерения: она является социальным институтом , выполняет функцию непосредственной производительной силы социума и выступает в роли отдельного феномена культуры.

Науку характеризует относительная самостоятельность и внутренняя логика развития, способы (методы) познания и реализации идей, этические внутринаучные нормы, а также социально-психологические особенности объективно-сущностного восприятия действительности, т.е. стиль научного мышления .

Чаще всего, науку определяют через ее собственное основание, а именно: 1) научную картину мира, 2) идеалы и нормы науки,
3) философские принципы и методы.

Под научной картиной мира понимают систему теоретических представлений о реальности, которая вырабатывается путем обобщения важнейших знаний, накопленных научным сообществом на определенном этапе развития науки. Она представлена господствующими научным теориями, гипотезами, установками, принципами.

Наука прошла в своем становлении несколько этапов, на которых доминировали такие «картины мира»: механистическая, тепловая, элекродинамическая, квантово-релятивистская. Сегодня все они выступают в роли обобщений, проясняющих логику универсального эволюционизма или дающих знание: от точки «большого взрыва» – до нынешнего состояния вселенной и микромира.

Непосредственными целями науки являются исследование, описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, которые составляют предмет ее изучения.

К мировоззренческим истокам науки принято относить некоторые мифологические сюжеты, религиозно-мировоззренческие комплексы (в частности – христианство). Ее мировоззренческим основанием служили и могут служить: различные типы материализма и идеализма, натурализм, сенсуализм, деизм.

Научная проблематика предопределяется как актуальными, так и грядущими потребностями общества, а также, политическим процессом, интересами социальных групп, экономической конъюнктурой, демографическими колебаниями, уровнем духовных запросов народа, культурными традициями.

Научное познание это сложный, обусловленный законами социального

развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения (осознания) в человеческом мышлении объективной реальности . Специфические особенности этого познания и, в целом, современной науки следующие:



1. Объективность и предметность. Наука выступает как своеоб-

разная техника и технология освоения мира. Даже при исследовании явлений внутреннего мира человека, его психологии, у науки нет сомнений в реальности существования этих феноменов. В этом плане, по словам П.Фейерабенда, наука более догматичнее и агрессивнее, чем религия. Она практически оставляет вне рамок знания факт, замеченный еще И.Кантом, согласно которому, характер познания и его предмет определяет, в конечном счете, познающий субъект.

2. Научное исследование предполагает: во-1-х, ознакомление с

историей данного явления, т.е. обращено к прошлому; во-2-х, изучение современного состояния объекта, т.е. т.е.фиксирует настоящее бытие; в 3-х, дает прогноз дальнейшего развития, создает задел знаний для последующих стадий исследования, т.е.направлено на будущее.

3. Наука, как правило, имеет дело с объектом не освоенным в

рамках обыденной, повседневной практической деятельности.

4. Наука вырабатывает свой специфический язык для фиксации и описания объектов исследования .Если понятия обыденного языка многозначны, нечетки, то наука пытается добиться логической однозначности, четкой определенности понятий. Затем язык науки оказывает влияние на обыденное мышление. Научные понятия постепенно становятся неотъемлемым атрибутом обыденного мышления. Так, в обыденный язык вошли понятия “электричество”, “телевидение”, “нитраты”, “глобалистика” и т.п.

5. Системность и обоснованность научного знания . Это позволяет

переносить знания, полученные в одних отраслях, в другие.

6. В процессе познания наука использует специальную технику для

проведения экспериментального изучения новых объектов .

7. Наука формулирует специфические процедуры и способы

обоснования истинности знания: выведение одних знаний из других, экспертные оценки и т.п.

8. Наука, наряду со знаниями об объекте, формулирует знания

о методах научной деятельности.

9. Занятие наукой требует специальной подготовки познающего

субъекта, освоение им определенных ценностных ориентаций, норм и целевых установок на поиск истины.

10. Ориентация на практику, стремление быть руководством к

действию по управлению реальными процессами и отношениями, даже в случае разработки сугубо теоретических проблем.

Постоянный рост научных знаний не означает, что развитие науки

представляет собой ничем не сдерживаемое, бесконечное движение от одного объекта к другому, от одной сущности к другой. Оно всегда ограничено определенными целями, направлено на решение определенных проблем. Еще Аристотель отмечал, что никто не стал бы заниматься каким-нибудь делом, не имея при этом намерения подойти к какому-то пределу, к определенной цели.

Научное познание представляет собой разновидность субъектно-объектных отношений, главной сущностной чертой которых выступает научная рациональность. Рациональность познающего субъекта находит свое выражение в апелляции к доводам разума и опыта, в логико-методологической упорядоченности процесса мышления ученого, в воздействии на научное творчество существующих идеалов и норм науки.

Как составная часть духовного производства, наука связана с целеполаганием. Она способна превратиться в непосредственную производительную силу, в форме знаний и новых технологий, принципов организации труда, новых материалов, оборудования. Но научные знания не прямо и не просто включаются в процесс производства. Для этих целей они должны быть препарированы соответствующим образом, воплощены в технологические процессы и соответствующие разработки.

Научное познание нередко выступает в качестве меры развитости способностей человека к творческому созиданию, к конструктивно-теоретическому преобразованию действительности и самого себя. Иными словами, научная деятельность продуцирует не только новые технологии, создает материалы, оборудование и инструменты, но, будучи частью духовного производства, позволяет людям, творчески самореализоваться, объективировать идеи и гипотезы, обогащая, тем самым, культуру.

Далее следовало бы дать определение псевдо- или лженаучных видов знаний. Однако сделать это весьма непросто. Из истории науки известно, что нередко случалось так, что знания, которые в одних условиях считались антинаучными, в других - начинали определять передовой край науки. Идея, отвергаемая на одном этапе научного развития, оказывалась весьма плодотворной для последующих его этапов. Это случилось, например, с учением Демокрита об атомном строении вещества, с идеями Н.Коперника, с математическими рукописями Э.Галуа, с работами Н.И.Лобачевского, с открытием И.Г.Менделя, с законом Ш.Кулона, с теоремой концептуальной полноты М.Маккаи-Г.Рейса и многими другими. Отвергнутые на определенном этапе развития науки, эти открытия составляют фундаментальные основы современного научного знания.

Попытки монополизировать право на то, является это теоретическое знание научным или нет, монополизировать право на истину, ничего кроме вреда не приносили науке. Так, в середине ХХ столетия генетика и кибернетика учеными, в том числе и Украины, иногда трактовались как лженаучное знание, а сегодня без этих отраслей познания немыслима научная мысль.

Cоотношение эмпирического и теоретического знания

Современная наука состоит из различных областей знания. Однако в структуре любой области науки можно выделить два основных уровня знания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень это уровень, на котором идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях. Этот уровень устремлен на более точное описание объекта во всем его многообразии. В своей основе он направлен на изучение явлений и взаимозависимостей между ними. На этом уровне происходит описание полученных результатов, первичная систематизация знаний и обобщений наблюдаемых фактов.

Теоретический уровень это уровень, на котором достигается синтез знания в форме научной теории. Этот уровень, в отличие от эмпирического, основан не на описании фактов, а на проникновении в сущность предметов и явлений. Здесь происходит обоснование тех или иных закономерностей, выделение существенных связей между явлениями, доказательство новых перспектив, объяснение и предвидение новых фактов.

Эмпирическое и теоретическое познание имеют дело с различными срезами одной и той же объективной реальности. Поэтому эмпирический и теоретический уровни научного познания, хотя и имеют свою специфику и свои подходы к познанию объектов, тем не менее, они тесно взаимосвязаны между собой. Возрастающий поток эмпирического материала постоянно требует систематической обработки, обобщения, создания новых гипотез и теорий. С другой стороны, появление новых гипотез и теорий вызывает новые эксперименты и дает новые факты.

Необходимым условием эмпирического исследования является установление фактов. Факт это явление материального или духовного мира (сознания) ставшее достоянием познания. Факт, как правило, представляет собой зафиксированное событие. В нем немало случайного, иллюзорного. Науку интересует существенное, закономерное. Она берет множество фактов и делает их целенаправленный отбор, необходимый для решения той или иной возникшей проблемы. Чаще всего факт является синоним понятий «событие», «результат». Это не совсем верная точка зрения.

Факты в науке выполняют не только роль информационного источника и эмпирической основы теоретических рассуждений, но и служат критерием их достоверности, истинности. В свою очередь, теория формирует концептуальную основу факта: выделяет изучаемый аспект действительности, задает язык, на котором описываются факты, детерминирует средства и методы экспериментального исследования.

Научное знание, первоначально выступающее в виде группы фактов, создает особую познавательную ситуацию, требующую своего теоретико-методологического разрешения. Поэтому следует учесть, что научное знание развертывается по схеме: проблема - гипотеза – теория , каждый элемент которой отражает меру проникновения познающего субъекта в сущность объектов науки.

Познание начинается с осознания проблемной ситуации (или постановки проблемы. Проблема это то, что еще неизвестно, но требуется познать, это вопрос исследователя к объекту . Проблема представляет собой: 1) трудность, преграду в решении познавательной задачи; 2) противоречивое условие вопроса; 3) задачу, осознанную формулировку исходной познавательной ситуации; 4) концептуальный (идеализированный) объект научной теории; 5) возникающий в ходе познания вопрос, практический или теоретический интерес, мотивирующий научный поиск.

Проблема - это задача, которая не может быть решена известными способами. Для своего решения проблема требует предварительной проработки материала, выработки отсутствующих средств, приемов и методов его анализа, требует разработки исследовательской программы.

Исследовательская программа это совокупность вопросов, исходящих из общего начала, а так же цели поисковой деятельности и средств ее достижения. Например, возникла проблема: как поведут себя студенты на предстоящих президентских выборах. Для решения данной проблемы формулируется ряд вопросов для социологического опроса, создается анкета и определяется соответствующий контингент (группы) студентов для того, чтобы опрос носил репрезентативный (обоснованный) характер.

Составление исследовательской программы предполагает предварительный концептуальный ответ на поставленный вопрос. Это, в свою очередь, предполагает выдвижение гипотезы (определенного аспекта видения объекта). Гипотеза это научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности изучаемых явлений.

Важной задачей гипотезы является предварительное, на уровне здравого смысла, обобщение имеющего материала, для формирования исследовательской программы. Ее основное предназначение - сделать понятным накопленный материал, идущий в разрез с существующими теоретическими положениями.

Очень часто для решения той или иной проблемы выдвигается две или несколько гипотез. При этом они могут взаимно исключать друг друга. Так, прогнозируя дальнейшее развитие нашей планеты, одни исследователи заявляют, что производственная деятельность человека может привести к разогреву планеты. Другие, опираясь на те же самые факты, заявляют, что эта деятельность приведет к охлаждению планеты. Или другой пример. Содержание холестерина в крови, считается опасным, так как ведет к инфаркту. Вместе с тем некоторые исследователи утверждают, что именно его недостаток опасен для организма.

От того, какой гипотезы придерживаться при решении проблемы, могут коренным образом меняться взгляды на сущность и методы решение проблемы. Так, медики (и не только они) считают, что шизофрения – это патологическое заболевание мозга. Отсюда метод лечения – всевозможные препараты. Другие, развивая гуманистические методы, считают, что шизофрения – это болезнь, вызванная нарушением общения. Следовательно, и пути лечения этой болезни не медикаментозные.

Гипотеза какнаучное допущение или предположение относительно сущности объекта, сформулированное на основе ряда известных фактов, проходит две стадии: выдвижения и проверки. По мере того, как гипотеза проверяется и обосновывается, она может быть отброшена как несостоятельная, но может быть и «отшлифована» до качества истинной теории. Гипотеза выступает как один из видов вероятностного знания, выступающего ступенью перехода от незнания к знанию. Оно становится достоверным знанием только в процессе аргументированного доказательства и проверки практикой.

Когда научное знание прошло проверку практикой, наступает новый вид знания – теоретическое, синтезирующее все предшествующие научные достижения, знание. Теория это достоверное знание, объясняющее сущность изучаемого объекта. Она представляет собой систему идей и научных положений, в которой на основе обобщений человеческой практики, находит свое выражение объективные закономерности существования, функционирования и развития объекта.

Основная задача теории - дать объяснение всему многообразию имеющихся фактов. Теория позволяет, на основе фундаментальных, базисных принципов, рассмотреть объект в его внутренних взаимозависимостях и взаимосвязях, дать объяснение накопившимся фактам, объединить их в систему.

Теория как целостная развивающаяся система знаний имеет такую структуру : а) содержательные элементы, включающие в себя основные идеи, факты аксиомы, принципы, законы, фундаментальные понятия; б) идеализированный объект, в виде абстрактной модели связей и свойств объекта; в) логические элементы, представляющие собой правила осуществления логических приемов, доказательства истинности знаний, совокупность утверждений, возможных следствий и соответствующих выводов; г) закономерности и утверждения, выводимые из основных положений теории.

Являясь высшей, синтезирующей формой выражения научных знаний теориявыполняет следующие функции: описательную, объяснительную, прогностическую (предсказательную), синтетическую, методологическую и практическую.

Описание есть первоначальное, не совсем строгое, приблизительное фиксирование, вычленение и упорядочение признаков черт и свойств исследуемого объекта. К описанию того или иного явления прибегают в тех случаях, когда невозможно дать строго научное определение понятия. Описание играет важную роль в процессе становления теории, особенно на начальных его этапах.

Объяснение осуществляется в форме вывода или системы выводов с использованием тех положений, которые уже содержатся в теории. Этим отличается теоретическое объяснение от обыденного объяснения, которое базируется на обыденном, повседневном опыте.

Прогноз, предвидение. Научная теория позволяет увидеть тенденции дальнейшего развития объекта, предвидеть, что будет с объектом в будущем. Наибольшими прогностическими возможностями обладают те теории, которые отличаются широтой охвата той или иной области действительности, глубиной постановки проблем и парадигмальностью (т.е. комплексом новых принципов и научных методов) их решения.

Синтезирующая функция . Научная теория упорядочивает обширный эмпирический материал, обобщает его, выступает как синтез этого материала на основе определенного единого принципа. Синтезирующая функция теории проявляется также и в том, что она устраняет раздробленность, разобщенность, фрагментарность отдельных компонентов теории, дает возможность обнаружить принципиально новые связи и системные качества между структурными компонентами теоретической системы.

Мировоззренческая функция . Научная теория выступает новым мировосприятием объекта, новой картиной его мировидения.

Методологическая функция. Научная теория пополняет методологический арсенал науки, выступая в виде определенного метода познания. Совокупность же принципов формирования и практического применения методов познания и преобразования действительности и есть методология освоения человеком мира.

Практическая функция . Создание теории не является самоцелью для научного познания. Научная теория не имела бы большого значения, если бы она не являлась мощным средством для дальнейшего совершенствования научного познания. В этом плане, теория, с одной стороны, возникает и формируется в процессе практической деятельности людей, а с другой - сама практическая деятельность осуществляется на основе теории, освещается и направляется теорией.

Идеологическая (социальная) функция – состоит в использовании теоретических положений в борьбе социальных сил.

В заключение отметим, что в современной науке трактовка понятия «теория» многогранно: теорией называют результаты научного исследования; научное знание, противопоставляемое практике; подтвержденные практикой положения или достоверные знания; обширные области знания; отдельные науки, раскрывающие сущность тех или иных феноменов; различные политические концепции и программные положения.

Формы и методы научного познания

Научное познание невозможно произвести не только без всестороннее исследование различных областей материальной действительности, но и без разработки путей и способов получения нового знания, без определенной методологии. Методология (греч. metodos – путь к чему-либо, исследование; и logos - учение, наука, понятие) - учение о методах познания.

Метод - представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания. Метод - это способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта.

Методы научного познания подразделяются на: специальные (частнонаучные), общенаучные и универсальные (философские). В зависимости от роли и места в научном познании фиксируют методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, исследования и изложения. В науке имеет место подразделение на методы естественных и гуманитарных наук. Специфика первых (методы физики, химии, биологии) приоткрывается через объяснения причинно-следственных связей явлений и процессов природы, вторых (методы феноменологии, герменевтики, структурализма) – через понимание сущности человека и его мира.

Метод, применяемый в научном исследовании, не является произвольным набором схем, принципов, правил. Он обусловлен характером исследуемого объекта и должен объяснить связи и отношения между его элементами и окружающей бытием. Он должен быть аналогом объективной реальности.

К методам эмпирического уровня научного познания относятся следующие методы.Наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, с целью ознакомления с объектом. Оно осуществляется для более полного ознакомления с предметами и явлениями материального мира, в ходе проверки выдвинутой гипотезы или решении определенной теоретической задачи.

Успешному проведению наблюдения способствует предварительное ознакомление с объектом, уяснение тех задач, которые должны быть решены в ходе наблюдения, фиксация результатов в виде протоколов, фотографий чертежей и т.п.

В процессе наблюдения важную играет установка исследователя. В истории развития науки известны многочисленные случаи, когда наблюдались визуально те или иные явления и процессы, но в силу устоявшейся психологии восприятия знаний, исследователи не обращали на них внимания. Так, в ХVII в. Гук наблюдал клетку, но фактически прошел мимо открытия. В XVIII в. Пристли и Шееле эмпирическим путем нашли газообразное вещество, которым оказался кислород, но не сделали из этого соответствующих выводов. В ХIХ в. при раскопках в пещерах на местах стоянок первобытного человека неоднократно наблюдали наскальные рисунки, но очень долгое время не увязывали их с жизнью древнего человека. Господствующие в тот период представления и установки в науке приводили к тому, что наблюдаемые явления не находили должного отражения в результатах наблюдения, оставались, говоря словами Гегеля, “на простом, неподвижном представлении и названии”.

Проводя наблюдение, исследователь созерцает тот или иной процесс, не вмешиваясь в его течение. Здесь происходит как бы одностороннее воздействие объекта (О) на исследователя или субъект (S), что графически можно выразить следующим образом: О S .

Наблюдение может включать в себя процедуру измерения количественных параметров исследуемого объекта; измерение это прием, используемый на эмпирическом уровне познания, который позволяет установить соотношение величин, требующих уточнения, и т.н. эталонных величин; с измерением связана процедура сравнения зафиксированных величин и параметров различных объектов.

На основе фактических данных полученных в ходе наблюдения делаются теоретические выводы, даются практические рекомендации.

В силу того, что наблюдение как метод научного познания не всегда обеспечивает возможность необходимого ознакомления с объектом, в исследовании широко применяется эксперимент.

Эксперимент - метод эмпирического исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснениясоответствующих свойств.

Эксперименты, проводимые в науке бывают двух типов: проверочные и мысленные. В ходе эксперимента исследователь не только наблюдает за объектом, но и активно воздействует на него: ставит в определеные условия, выделяет те связи и отношения, которые важны для целей исследования. Метод изменения условий является определяющим для эксперимента, основной принцип которого можно сформулировать так: изменить – чтобы узнать.

При эксперименте меняется взаимодействие между субъектом (исследователем) и объектом, так как экспериментатор систематически воздействует на изучаемый предмет, ставит его в точно учитываемые условия, выделяет те связи и отношения в объекте, которые ему необходимы. Такое взаимодействие между объектом и субъектом в ходе эксперимента можно выразить так: О S , т.е. здесь происходит не только воздействие объекта на субъект, но и обратное, активное воздействие субъекта на объект.

К достоинствам эксперимента следует отнести и то, что в отличие от наблюдения, повторение которого иногда бывает затруднено или невозможно в принципе, эксперимент можно повторять столько раз, сколько необходимо для выделения искомых связей, подтверждения или опровержения теоретических положений. С помощью эксперимента достигается исправление и развитие научных гипотез и теорий, происходит формулировка концепций, выявляются границы применения тех или иных законов и методов.

В современных условиях все более актуальным становится не только экспериментальное изучение природы, но и экспериментальное изучение социальных явлений. В отличие от эксперимента в естествознании и технике, социальный эксперимент имеет определенную специфику. Она обусловлена тем, что в обществе часто невозможно изолировать изучаемый объект от влияния побочных явлений, затемняющих сущность происходящих процессов. Здесь нельзя воспользоваться техническими устройствами типа микроскопа, их заменяет сила абстракции. Кроме этого социальное развитие альтернативно, многовариантно. Социальный эксперимент часто невозможно повторить необходимое количество раз. Эксперимент имеет колоссальные последствия для общества, а на его результаты накладывают отпечаток интересы определенных социальных сил. Социальный эксперимент неразрывно связан с ценностными отношениями, оценками и установками.

Наблюдение и эксперимент часто осуществляется с помощью технических средств. Применение приборов всесторонне усиливает мощь человеческих органов чувств и позволяет познать такие явления, которые без технических средств не могли бы быть воспринимаемыми.

При исследовании макрообъектов влияние прибора на объект не оказывает существенного влияния, поэтому еще сравнительно недавно воздействие прибора на объект практически не принималось во внимание в процессе исследования. Успехи атомной физики, генетики и особенно развитие нанотехнологий (т.е. технологий манипулирования с микрообъектами, когда вооружившись микроскопом ученые изготавливают структуры состоящие всего из нескольких атомов), показали, что при исследовании явлений микромира воздействие прибора на объект оказывается настолько существенным, что им нельзя пренебрегать.

Наблюдение и эксперимент очень часто в силу тех или иных причин проводится не на исследуемом объекте, а на специально изготовленном аналоге или модели.

Моделирование – это средство познания действительности, при котором вместо необходимого объекта исследованию подвергает условный образец или модель, а данные опыта переносятся на объект. Процесс моделирования можно представить в виде следующей схемы: О м S.

Модели обладают рядом важных достоинств, которые обеспечили им широкое применение в современной науке, технике, и новейших информационно технологических исследованиях. Модели позволяют наглядно представить чувственно не воспринимаемые процессы. Благодаря им, можно сосредочиться на наиболее важных свойствах и признаках изучаемого объекта. С их помощью легче произвести необходимый эксперимент. Их сравнительно быстро, а нередко и дешево, изготовить.

В исследовательских целях применяется бесконечное множество самых разнообразных моделей. Однако обычно их разделяют на два основных вида. Те из них, которые представляют собой вещественное воспроизведение исследуемого объекта, принято называть материальными моделями . Те, которые конструируются мысленно (в идеальной форме) в сознании экспериментатора, называют мысленными моделями . Материальные модели могут быть сходны в той или иной степени с оригиналом, например, модель электростанции, ракеты, атома или же создаваться на основе чисто функциональной аналогии, например, модель "электронного мозга", не имеющая какого-либо внешнего подобия с человеческим мозгом.

От модели всегда требуется аналогия, сходство с оригиналом в каком-либо одном или нескольких cтpогo зафиксированных отношениях. Мысленные модели, например, модель газа как системы сталкивающихся между собой бильярдных шаров, используются в "мысленном" или воображаемом эксперименте, который не является экспериментом в собственном смысле слова, так как происходит в голове исследователя в форме мысленного (теоретического) рассуждения.

В последние годы большое значение приобретает компьютерное моделирование . С его помощью возможно моделирование многих явлений, в том числе самых невероятных событий и феноменов. Например, современные компьютерные технологии позволяют воссоздать, “оживить” внешний облик, характерные движения и голос некогда жившего актера. Причем кибернетические модели (фантомы) могут быть настолько «реальными», что зрители, не зная истории кино, вряд ли смогут отличить их от живых актеров.

Модель воссоздает не весь объект, а лишь отдельные его стороны, признаки, отношения или функции. В силу этого при моделировании особенно важное значение имеет знание того, в каких пределах можно переносить информацию полученную на модели на интересующий исследователя объект. Практика показывает, что забвение этих пределов ведет к грубым техническим, научным и философским ошибкам.

Один из приемов научного познания, основанный на переносе информации с одного объекта на другие и лежащий в основе моделирования. называется аналогией. Аналогия – это прием исследования, при котором на основе сходства объектов в одних признаках, делаются выводы об их сходстве в других.

Наряду с моделированием и аналогией, большое место в научном познании занимает метод идеализации. Идеализация - это мысленное конструирование объекта, которого нет в действительности и который в принципе не осуществим, но подобие которому имеется в материальном мире. Например, «абсолютно твердое тело», «точечный электрический заряд», «идеальная жидкость». Указанные объекты не существуют вне нашего сознания, но их прототипы имеются в реальной действительности.

Оперирование с идеализированным объектом правомерно только для решения некоторых теоретических проблем. В иных условиях он теряет смысл. Например, если в «идеальной жидкости» рассматривать движение твердых тел, то этот идеализированный объект теряет свой эвристический характер, так как вязкость в данном случае имеет решающее значение.

Важным моментом в научном познании, имеющим значительное распространение, является формализация. Формализация – это метод исследования, при котором, происходит некоторое отвлечение от конкретного содержание объекта и рассмотрение его со стороны формы, но такое рассмотрение, которое, в конечном счете, приводит к выявлению и уточнению содержания.

Широкое распространение формализация получила в тех областях, где часто используются схемы, символика, формулы. Любой чертеж, схема, технологическая карта, а так же карта географическая и топографическая, представляют собой формализацию, позволяющую более зримо представить тот или иной объект.

Большое место в научном познании принадлежит анализу и синтезу. Анализ - это разложение, расчленение предмета или явления на составные части с целью изучения этих частей.

Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез. Синтез - это обьединение в единое целое расчлененных анализом, элементов, с целью изучения внутренних связей и закономерностей исследуемого объекта.

Анализ и синтез применяются во всех областях научного знания, в повседневной экономической и инженерно-технической деятельности. Эти методы научного познания могут производиться, во-первых, практически, когда исследуемый предмет расчленяют эмпирическим путем на составные части. Это часто делается в химии, в физике. Используется этот метод и в инженерно-технической деятельности, например, при производстве наладочных и ремонтных работ при отсутствии надлежащей документации. Во-вторых, может производиться теоретически, когда производится мысленный или логический анализ и синтез исследуемого объекта. Этот вид познания широко применяется при исследовании общественных явлений, в биологии, медицине, во многих видах инженерно-технических деятельности.

Наряду с анализом и синтезом в важное место в научном познании занимает индукции и дедукция. Индукция - это метод познания, основанный на следовании от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, от фактов к обобщениям. Важным свойством индукции как метода познания является то, что она позволяет после наблюдения ряда однородных фактов делать обобщения, идти от фактов к законам.

Методом, обратным индукции, является дедукция. Дедукция - это метод познания основанный на следовании oт знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, от общих положений к частным случаям.

Индукция идедукция, как и анализ с синтезом, будучи, в известном смысле, противоположны друг другу, в тоже время неразрывно связаны между собой. Эта взаимосвязь обусловлена тем, что индукция в отрыве от дедукции не может дать достоверного знания. Дедукция, со своей стороны, не может обойтись без индукции, так как прежде чем выводить из общего, это общее вначале необходимо получить.

В ходе исследования любые предметы или явления могут быть правильно познаны и объяснены только тогда, когда они будут рассматриваться в становлении, развитии, изменении. Исторический подход, который имеет дело с фактами, событиями, явлениями, дает возможность проследить ход этого развития. Исторический метод это метод, который требует воспроизведения конкретного развития объекта со всеми его мельчайшими деталями и второстепенными признаками.

Развитие истории не является развитием по прямой линии от низшего к высшему. Его скорее можно сравнить с ломаной линией, где возможно временное отставание, забегание вперед, возвращение к уже пройденным формам развития. В истории имеется масса случайностей. Особенно их много в развитии общества, где сталкиваются стремления и интересы миллионов людей. Поэтому при воссоздании истории развития общества, истории развития той или иной отрасли знания, той или иной области экономики или техники важны не второстепенные признаки, а общие закономерности развития от низших ступеней к высшим. Такое познание возможно только при использовании логического метода.

Логический метод является отражением исторического, но он не повторяет историю во всех деталях, а воспроизводит главное, существенное в ней. Отвлекаясь от случайностей, он как бы идет по прямой от низшего к высшему, от менее развитых ступеней к более развитым. Этот метод по своей сущности являются тем же историческим методом, но освобожденным от деталей и случайностей. В абстрактной, теоретически последовательной форме он позволяет рассматривать историю объекта.

Наряду с историческим и логическим, одним из важнейших методов теоретического воспроизведения действительности является метод восхождение от абстрактного кконкретному. Абстрактное это одностороннее знание об объекте, его упрощение и схематизация. Этопуть мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого объекта концентрация внимание на тех связях и отношениях, которые важны для исследования объекта на данном этапе.

Примером абстрактного могут служить любые понятия в философии и науке: материя, сознание, закон, природа, общество, управление и т.п. С одной стороны, здесь одностороннее, неполное знание об объекте в виде определений, с другой - такой метод позволяет более глубоко познать внутреннюю природу объекта, его сущность.

От абстрактного научное познание восходит к конкретному. Конкретное это воспроизведение в мышлении объекта во всей его полноте. Это высшая форма знания, в которой находят свое отражение не отдельные признаки предметов, а воссоздается полное, всестороннее знание о них.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному находит свое применение во всех отраслях научного познания. Он является одним из важнейших методов при создании научных гипотез и теорий. Изучение любой научной дисциплины так или иначе выступает как практическое воплощение этого метода. Начиная от отдельных определений и постепенно переходя от одного уровня к другому, получаем, в конечном счете, многостороннее знание предмета изучаемой научной дисциплины.

Среди методов научного исследования особое место занимает системный подход, представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых любые объекты могут быть рассмотрены как системы. Системный анализ подразумевает: а) выявление зависимости каждого элемента от его функций и места в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ поведения системы с точки зрения обусловленности ее элементами в нее включенными, а также свойствами ее структуры; в) изучение механизма взаимодействия системы и среды, в которую она «вписана»; г) исследование системы как динамической, развивающейся целостности.

Системный подход имеет большую эвристическую ценность, поскольку он применим к анализу практически всех естественно-научных, социо-гуманитарных и технических объектов.

Рассмотренные выше методы научного познания находятся в тесной взаимосвязи между собой, взаимно проникают друг в друга. Несмотря на то, что одни из них, например, такие как наблюдение и эксперимент, находят преимущественное применение на эмпирическом уровне познания, а другие на теоретическом, например, исторический и логический методы или метод восхождения от абстрактного к конкретному, недопустима абсолютизация тех или иных методов или игнорирование их значения в познании. Применение того или иного метода определяется характером исследуемого объекта, а так же целью и задачами исследования.

Подводя итог сказанному, отметим, что роль научного познания постоянно возрастает. Уже сегодня наука и техника стали важнейшим фактором воздействия на природу и общество. Глубокое овладение экономистами, инженерами и техниками научной методологией является необходимым условием в деле дальнейшего овеществления, материализации знаний в новейших технологиях и методических разработках, в деле органического соединения достижений современного научного знания с решением задач улучшения благосостояния украинского народа, задач становления нашего независимого государства.

Для более детального ознакомления с темой в справочной литературе обратитесь к статьям:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Метод», «Наука», «Интуиция», «Эмпирическое и теоретическое», «Познание» и др.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002.Ст.:«Методологія науки», «Наука», «Інтуїція», «Емпіричне і теоретичне» та ін.