Название картины в н бакшеева. Бакшеев василий николаевич. Награды и премии

Василий Николаевич Бакшеев (1862 – 1957)

Картины Василия Николаевича Бакшеева (1862 - 1957 гг.) привлекают к себе своей особой ясной тишиной, светлым взглядом на мир, душевной чистотой. Ровесник и соученик Левитана, проживший долгую и счастливую творческую жизнь, он обращался к бытовому и портретному жанрам, но предпочтение отдавал пейзажу, воссоздавая сложные и трепетные краски природы.

Художник пейзажист и жанрист. Родился в 1862 г. в Москве. Учился с 1878 по 1888 гг.

Бакшеев прекрасный мастер письма на открытом воздухе. Палитра его сдержанна, но это не мешает ему передавать тончайшие, неповторимые оттенки и переходы тонов. Пейзажи Бакшеева привлекают своей особой тишиной, духовной чистотой.

Русский художник Василий Бакшеев писал пейзажи и картины бытового жанра. Он учился в Московском училище живописи у самых знаменитых мастеров пейзажа второй половины XIX века - Алексея Саврасова, автора картины «Грачи прилетели», и Василия Поленова - «Московский дворик». И научился у них не только искусству живописи, но любви к русской природе.

Из всех времён года Бакшеев больше всего любил весну и изображал в своих пейзажах самые лучшие, самые светлые моменты пробуждения природы после зимнего сна. Вот картина «Голубая весна». Понятно, почему художник дал ей такое название - голубой цвет играет здесь главную роль. Яркое небо постепенно светлеет вдалеке, а белоснежные стволы берёз как будто растворяются в туманной дымке и кажутся нежно-розовыми. Снег уже растаял, земля подсохла. Тропинка между деревьев уходит вдаль. Она начинается прямо от края картины, художник будто приглашает нас прогуляться по весеннему приветливому лесу, подышать чистым воздухом.

Такой же приём с дорогой, уводящей внутрь пейзажа, Бакшеев использует и в другой картине - «В начале весны». Здесь ещё больше красок и оттенков: на почве перемешаны коричневый, зелёный, жёлтый, синий, бежевый цвета. На первом плане красуется тёмно-зелёная разлапистая ель, а ветви берёз переливаются оттенками розового и сиреневого. Вдалеке, если присмотреться, можно увидеть деревню, к которой ведёт дорога.

Летние пейзажи у Бакшеева тоже есть. Например, картина «Жатва». Это одновременно и пейзаж, и бытовой жанр. Сейчас урожай зерна собирают машины, а в конце XIX века, когда была написана картина, это делали крестьяне вручную, срезая колосья специальными большими полукруглыми ножами - серпами.

Бытовые картины Бакшеева рассказывают про самую обычную жизнь. Вот закончили серьёзный разговор отец и его взрослая дочь - картина «Житейская ссора», в которой можно рассмотреть интерьер городской квартиры конца XIX века - самовар, лампу под зелёным абажуром, вышитые скатерти. Вот семья собралась за обедом, и девочка угощает собачку, примостившуюся под столом. Бакшеев - хороший рассказчик, и, глядя на его картины, можно живо представить, какой была жизнь сто лет назад.

Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958). Россия.

«В начале весны»
1917
Холст, масло. 77 x 102 см
Костромской государственный объединенный художественный музей

Из всех времён года Бакшеев больше всего любил весну и изображал в своих пейзажах самые лучшие, самые светлые моменты пробуждения природы после зимнего сна. Вот картина «Голубая весна». Понятно, почему художник дал ей такое название – голубой цвет играет здесь главную роль. Яркое небо постепенно светлеет вдалеке, а белоснежные стволы берёз как будто растворяются в туманной дымке и кажутся нежно-розовыми. Снег уже растаял, земля подсохла. Тропинка между деревьев уходит вдаль. Она начинается прямо от края картины, художник будто приглашает нас прогуляться по весеннему приветливому лесу, подышать чистым воздухом. Такой же приём с дорогой, уводящей внутрь пейзажа, Бакшеев использует и в другой картине – «В начале весны». Здесь ещё больше красок и оттенков: на почве перемешаны коричневый, зелёный, жёлтый, синий, бежевый цвета. На первом плане красуется тёмно-зелёная разлапистая ель, а ветви берёз переливаются оттенками розового и сиреневого. Вдалеке, если присмотреться, можно увидеть деревню, к которой ведёт дорога.

«Голубая весна»
1930
Дерево, масло. 44 x 57 см

«Зимний пейзаж»
1909
Холст, масло. 78 x 100 см
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина

«Иней»
1900
Государственная Третьяковская галерея

«Лучи заходящего солнца»
1942
Холст, масло. 80 x 101 см
Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского

«Московский дворик»
1935.
Холст, масло. 65x53.

«За обедом. Неудачники»
1901
Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

«Житейская проза»
1892 - 1893
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе «Союза русских художников» («союзников»).

Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877-1888), в частности у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. Жил в Москве. Был членом «Товарищества передвижников», а также одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников» (с 1903). С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.

Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах — идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892-1893, там же). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей). После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930; Весенний день, 1940; обе работы — в Третьяковской галерее). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М.И.Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников».

Лауреат Сталинской премии 1943. Много работал как педагог: с 1894 преподавал в МУЖВЗ и других училищах.

    12(24).12.1862, Москва, ‒ 28.9.1958, там же], советский живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877‒88) у В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, В. Д.… … Большая советская энциклопедия

    - (1862 1958), советский живописец. Народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Учился в МУЖВЗ (1877 88) у В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова и др.; преподавал там же (1894 1918). Передвижник (с 1896),… … Художественная энциклопедия

    - (1862 1958) российский живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Передвижник. Жанровые картины (Житейская проза, 1892 93). В советское время продолжал традиции русского пленэрного лирического пейзажа (… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1862 1958), живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Член Товарищества передвижных художественных выставок. Писал жанровые картины («Житейская проза», 1892 93), продолжал традиции русского пленэрного… … Энциклопедический словарь

    Род. 1862, ум. 1958. Художник передвижник, создатель жанровых полотен. В советское время пейзажист. Действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956). Лауреат Государственной премии СССР (1943) … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    Бакшеев, Василий Николаевич [[Файл: | 200px| Фотография]] Дата рождения: 12 (24) декабря 1862 Место рождения: Москва Дата смерти: 28 сентября 1958 Место смерти … Википедия

Василий Николаевич Бакшеев (1862 - 1958) - русский советский художник-живописец. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

Биография

В. Н. Бакшеев родился 12 (24) декабря 1862 года в семье дворянина Московской губернии титулярного советника Николая Фёдоровича Бакшеева (1822-1875). В 1877 году поступил на отделение архитектуры МУЖВЗ, которое ранее окончил его старший брат Фёдор (ок. 1849 - 1876). Но затем Василий Бакшеев перевёлся на живописное отделение; его учителями стали В. Е. Маковский и А. К. Саврасов.

В 1888 году, по окончании училища, за картину «Возвращение с богомолья» получил звание классного художника. В 1894 году стал преподавать в МУЖВЗ и проработал в нём более 20-ти лет (до 1918). В 1896 году Бакшеев избран членом Передвижных выставок (экспонент с 1891). В 1913 году получил звание академика живописи.

Входил в «Товарищество передвижников», был одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). После Октябрьской революции принимал участие в организации московских районных музеев.

Василий Николаевич Бакшеев около 40 лет своей жизни провел в деревне Зайцево нынешнего Одинцовского района Московской области. В Зайцево В. Бакшеев приехал ещё студентом в 1887 году. Там находилось имение его друга-юриста С. А. Лосева. Сестра Лосева, красивая пятнадцатилетняя Анна, произвела впечатление на молодого художника, и он написал её портрет «Девушка, кормящая голубей». Эту работу Бакшеев выставил на ученической выставке. Выставку посетил П. М. Третьяков, ему понравилась картина, и он приобрёл её для своей коллекции. В 1892 году Бакшеев женился на Анне Алексеевне.

В 1903 году построил по собственному проекту деревянный двухэтажный дом по 4-му Ростовскому переулку, где жил до конца жизни. Действительный член АХ СССР (1947).

В. Н. Бакшеев умер 28 сентября 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

В 1961 году в Москве были напечатаны его «Воспоминания».

Творчество

В начале своего творчества В. Н. Бакшеев работал в русле передвижников, как художник-жанрист: «Житейская проза» (1893), «Воз­вра­ще­ние до­мой» (1898); обе находятся в ГТГ. В 1922 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), участвовал в выставках. В 1920-х годах в духе времени им были написаны картины «Восстание в тылу у белой флотилии», «Ленин в Разливе», «Накануне 9 января» (1926), «Демонстрация».

С 1932 года В. Бакшеев являлся членом творческого объединения «Искусство - социалистическому строительству». В 1939 году участвовал в выставке «Индустрия социализма» с картинами «Прежде» и «Теперь». В 1940 году Бакшеев создал картину «В. И. Ленин и Н. К. Крупская в селе Кашино».

В последующие годы в основном писал пейзажи, сочетая импрессионистическую манеру с лирической символикой: «Весенний день», «Осен­ние лу­чи» (1916) - в ГРМ, «Го­лу­бая вес­на» (1930) и «Пас­мур­ное ут­ро» (1945) - обе в ГТГ. А. А. Пластов отмечал: «Для меня живопись Бакшеева, вся его личность всегда были и есть как родничок холодной, чистой кристальной воды…»

Награды и премии

  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1937)
  • народный художник РСФСР (1947)
  • народный художник СССР (1956)
  • Сталинская премия второй степени (1943) - за выдающиеся достижения в области искусства
  • два ордена Ленина
  • орден Трудового Красного Знамени (1943)
  • медали


(1862-1958)

Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе «Союза русских художников» («союзников»).

Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877-1888), в частности у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова . Жил в Москве. Был членом «Товарищества передвижников», а также одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников» (с 1903). С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.

Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах - идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892-1893, там же). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей). После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930; Весенний день, 1940; обе работы - в Третьяковской галерее). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М.И.Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников».