Николай островский. Биография — Островский Александр Николаевич

Именно фамилия А. Н. Островского стоит у истоков развития русского драматического театра. Его драмы и по сей день пользуются огромной популярностью благодаря необыкновенному колориту его таланта как писателя и драматурга, который всегда чувствовал, чего ждет от него светская публика. Поэтому интересно знать, каким был человеком Александр Островский. Книги его вместили в себя огромное творческое наследие. Среди самых знаменитых его произведений: «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Гроза», «Волки и овцы», «Снегурочка», «На чужом пиру похмелье», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Свои люди - сочтемся», «Бешеные деньги» и т. д.

Александр Николаевич Островский. Краткая биография

Александр Николаевич родился весной 31 марта (12 апреля) 1823 года. Он вырос на Малой Ордынке в Москве. Его отец был сыном священника, а звали его Николай Федорович. Получив семинаристское образование в Костроме, он пошел учиться в Московскую духовную академию. Но священником так и не стал, а начал практиковать стряпчим в судебных учреждениях. Со временем он дослужился до титулярного советника и получил дворянский титул.

Биография Островского (краткая) рассказывает, что мама Островского - Любовь Ивановна - умерла, когда ему было 7 лет. В семье осталось шестеро детей. В дальнейшем заботу о семье взяла на себя их мачеха - Эмилия Андреевна фон Тесин, которая была дочкой шведского дворянина. Семья Островских ни в чем не нуждалась, много внимания уделялось образованию и воспитанию детей.

Детство

Практически все свое детство Островский провел в Замоскворечье. У его отца была большая библиотека, мальчик рано приступил к изучению русской литературы и почувствовал тягу к писательству, но отец хотел, чтобы сын стал юристом.

С 1835 по 1940 год Александр учился в Московской гимназии. Потом он поступил в Московский университет и стал учиться на юриста. Но ссора с преподавателем не дала ему закончить последний курс университета. И тогда отец устроил его на службу в суд. Первое жалованье он получил в размере 4 рублей, но потом оно выросло до 15 рублей.

Творчество

Дальше биография Островского (краткая) указывает, что известность и популярность Александру Островскому как драматургу принесла пьеса «Свои люди - сочтемся!», изданная в 1850 году. Эту пьесу одобрили И. А. Гончаров и Н. В. Гоголь. Но московскому купечеству она пришлась не по нраву, и купцы пожаловались государю. Тогда по личному распоряжению Николая I ее автора уволили со службы и взяли под полицейский надзор, снятый только при Александре II. А в 1861 году пьеса опять увидела театральные подмостки.

В опальный период Островского первая поставленная пьеса в Петербурге называлась «Не в свои сани не садись». Биография Островского (краткая) включает информацию о том, что на протяжении 30 лет его пьесы ставились в Петербургском Александринском и Московском малом театрах. В 1856 году Островский начинает работать в журнале «Современник».

Островский Александр Николаевич. Произведения

В 1859 году Островский при поддержке Г. А. Кушелева-Безбородко выпускает первый сборник сочинений в двух томах. В этот момент русский критик Добролюбов отметит, что Островский - точный изобразитель «темного царства».

В 1860 году, после «Грозы», Добролюбов назовет его «лучом света в темном царстве».

Действительно, умел пленять своим недюжинным талантом Александр Островский. «Гроза» стала одним из самых ярких произведений драматурга, с написанием которой связана и личная его драма. Прототипом главной героини пьесы стала актриса Любовь Павловна Косицкая, с ней его долгое время связывали близкие отношения, хотя они оба были несвободными людьми. Она же первой исполнила эту роль. Островский образ Катерины сделал по-своему трагичным, так он отобразил в нем все страдания и мучения души русской женщины.

Колыбель талантов

В 1863 году Островский был удостоен Уваровской премии и стал избранным членом-корреспондентом Академии наук Петербурга. Позже, в 1865 году, он организовал Артистический кружок, который стал колыбелью многих талантов.

Островский принимал у себя в доме таких именитых гостей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев и т. д.

В 1874 году писателем-драматургом было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем которого до самой смерти оставался Островский. Он также работал в комиссии, связанной с пересмотром законоположений театрального управления, приведшим к новым преобразованиям, благодаря которым положение артистов было значительно улучшено.

В 1881 году в Мариинском театре состоялся бенефис оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Биография Островского (краткая) свидетельствует, что в эти минуты Островский был несказанно доволен музыкальным оформлением великого композитора.

Последние годы

В 1885 году драматург стал заведовать репертуарной частью театров Москвы и возглавил театральное училище. Денежные проблемы были у Островского почти всегда, хоть и сборы от пьес он собирал хорошие, и пенсия была, назначенная императором Александром III. У Островского было много планов, он буквально горел на работе, это и повлияло на его здоровье и истощило его жизненные силы.

2 июня 1886 года он скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Ему было 63 года. Его тело было похоронено рядом с могилой отца у Храма Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии в деревне Николо-Бережки.

Вдове, актрисе Марии Андреевне Бахметьевой, трем сыновьям и дочери царем Александром III была назначена пенсия.

Его усадьба в Щелыкове ныне представляет собой мемориальный и природный музей Островского.

Заключение

Островский создал свою театральную школу с ее целостной концепцией театральной постановки. Главная составляющая его театра заключалась в том, что в нем не было экстремальных ситуаций, а изображались жизненные ситуации, уходящие в быт и психологию человека того времени, которые очень хорошо знал Александр Николаевич Островский. Краткая биография описывает, что в театре Островского было много идей, но для их претворения в жизнь нужны были новая сценическая эстетика и новые актеры. Все это уже потом доводили до ума К. С. Станиславский и М. А. Булгаков.

Драмы Островского послужили основой для экранизации кинофильмов и телесериалов. В их числе фильм «Женитьба Бальзаминова», снятый в 1964 году по пьесе «За чем пойдешь, то и найдешь» режиссером К. Войновым, фильм «Жестокий романс», снятый в 1984 году по «Бесприданнице» режиссером Эльдаром Рязановым. В 2005 году Евгений Гинзбург снял фильм «Анна» по пьесе «Без вины виноватые».

Островский создал обширный репертуар для сцены русского театра, куда входили 47 весьма оригинальных пьес. Он работал в соавторстве с талантливыми молодыми драматургами, среди которых П. М. Невежин и Н. Я. Соловьев. Драматургия Островского стала национальной благодаря своим истокам и традициям.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Островского Александра Николаевича

Островский Александр Николаевич, великий русский драматург, родился на Малой Ордынке в Москве в 1823 году 12 числа в апреле (или по старому стилю 31 марта) в семье судейского чиновника Николая Фёдоровича Островского. Его мать, Любовь Ивановна, урождённая Саввина, ушла из жизни, когда мальчику шёл только восьмой год. Александр получил прекрасное домашнее образование. В возрасте 12 лет мальчика отдали в Первую Московскую гимназию, которую он и окончил через пять лет в 1840 году. В это же время Александр поступил в Московский университет на юридический факультет. Однако, уже в 1843 году оставил его: юриспруденция перестала интересовать будущего драматурга и Островский всерьёз решил заняться литературой. Тем не менее, он поступил по настоянию отца на службу в совестный суд в Москве, а в 1845 году перешёл работать в канцелярию коммерческого суда.

Служба в судах на протяжении почти восьми лет и адвокатская практика отца дали будущему драматургу богатейший материал для пьес. К 1846 году Островский уже написал много интересных сцен из купеческого быта и уже набрасывал комедию «Несостоятельный должник», которая и появилась в журнале «Москвитянин» в 1849 году под окончательным названием «Свои люди - сочтёмся». Александр Николаевич стал сотрудником этого журнала в 1851 году, уйдя со службы в суде, чтобы окончательно посвятить себя профессиональному литературному творчеству. Надо заметить, что хотя пьеса вызвала вполне одобрительные отклики и , влиятельное московское купечество обиделось за своё сословие и начало жаловаться «начальству». Комедия в результате была запрещена к постановке, а Островский по личному распоряжению императора Николая I был отдан под надзор полиции. Надзор был снят только после воцарения императора Александра II. В 1861 году пьеса была допущена к постановке в театрах.

С 1853 года в течение более тридцати лет почти каждый сезон новые пьесы Александра Николаевича Островского появлялись в петербургском Александринском и московском Малом театрах.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Драматургом было создано около 50 пьес. В сокровищницу русской драматургии вошли «Доходное место» (1856) и «Гроза» (1859), которой Николай Александрович Добролюбов посвятил известную статью, вошедшую в золотой фонд отечественной критики – «Луч света в тёмном царстве». Далее были «Бешеные деньги» (1869), пьеса «Лес» (1870), очаровательная сказка «Снегурочка» (1873), жестокая «Бесприданница» (1878) и многие другие замечательные пьесы. С именем Александра Николаевича связана, можно сказать, целая блистательная эпоха развития русского театра. Островский занимался и переводами Шекспира, Сервантеса, Гольдони, Теренция. Творчество Островского охватило огромный период в развитии России девятнадцатого века - начавшись в эпоху крепостничества сороковых годов и застав развитие капитализма в восьмидесятых. В 1856 году Островский стал постоянным сотрудником «Современника», знаменитого журнала, издаваемого .

Именно драматургия Островского сыграла решающую роль в развитии русского театра, в утверждении яркого и самобытного репертуара на русской сцене, способствовала действительному формированию русской национальной сценической школы. Островский основал в 1865 году артистический кружок в Москве, став одним из его руководителей. По его инициативе в 1870 году было образовано Общество драматических русских писателей. Александр Николаевич был его бессменным председателем с 1874 года и до самого конца своей жизни.

В период 1881-1884 годов Островский принимал активнейшее участие в работе государственной комиссии, в задачу которой входил пересмотр законоположений об Императорских театрах. 1 января 1886 года великий драматург был назначен заведующим репертуарной части театров Москвы. Однако к этому времени здоровье Александра Николаевича уже сильно пошатнулось и он скончался в своём имении Щелыково, что расположено в Костромской губернии и где теперь находится музей-заповедник Островского, 14 числа (2-го по старому стилю) июня месяца 1886 года.

У Александра Николаевича были чрезвычайно глубокие личные отношения с одной из актрис Малого театра – Любовью Павловной Косицкой-Никулиной, но оба они имели семьи. Островский вначале жил с московской мещанкой Агафьей Ивановной в гражданском браке, однако все их дети в раннем возрасте умерли. Необразованная, но умная женщина, с легко ранимой и очень тонкой душой, она прекрасно понимала драматурга и была для него самым первым читателем его пьес и критиком всех его произведений. Островский прожил с Агафьей Ивановной около двадцати лет, а затем в 1869 году, через два года после смерти её, обвенчался с другой артисткой Малого театра – Марией Васильевной Бахметьевой. Она родила Александру Николаевичу двух дочерей и четырёх сыновей.

Островский Александр Николаевич — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра, член-корреспондент Петербургской Академии наук, автор произведений «Гроза », «Снегурочка », «Бедная невеста » и других.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года на Малой Ордынке в Москве в дворянской семье. Отец, Николай Фёдорович Островский, был сыном священника, окончил Костромскую семинарию, Московскую духовную академию, но стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами. Николай Фёдорович дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, скончалась, когда Александру было всего семь лет. В семье было четверо детей. Островские жили в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. Она окружила детей заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и юность Островского прошли в центре Замоскворечья. В семье была большая библиотека и он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.

В 1835 году Александр Островский поступил в 1-ю Московскую гимназию.

В 1840 году А. Н. Островский стал студентом юридического факультета Московского университета, но окончить курс ему не удалось из-за ссоры с одним из преподавателей. Выполняя волю отца, Островский поступил на службу писцом в суд, где проработал до 1851 года.

К 1846 году Островским было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник», впоследствии названная «Свои люди — сочтёмся!» . Эта комедия, напечатанная в 1850 году, принесла Островскому литературную известность.

Комедия «Свои люди — сочтёмся!» была запрещена к постановке, а А. Н. Островский уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I.

Летом 1849 года Александр Островский , вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Разгневанный Николай Фёдорович отказал сыну в дальнейшей материальной поддержке. Все дети от этого брака умерли в раннем возрасте. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет.

В 1850 году Островский становится членом так называемой «молодой редакции» славянофильского журнала «Москвитянин».

С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник».

В том же году Островский принял участие в командировке выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России и взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

В 1859 году было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах.

В 1860 году в печати появилась «Гроза» .

В 1863 году Александр Николаевич Островский был награждён Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Через два года после кончины супруги, в 1869 году, Островский обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

У А. Н. Островского были глубокие личные отношения с актрисой Л. Косицкой, но оба имели семьи.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем которого Островский оставался до самой смерти.

В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

А. Н. Островский создал целый репертуар - пятьдесят четыре пьесы. "Исписал всю русскую жизнь" - от доисторических, сказочных времен «Снегурочка» , и событий прошлого хроника «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» до злободневной действительности «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые» .

2 (14) июня 1886 года Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Похоронили писателя рядом с отцом, на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. После смерти писателя Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

Именно фамилия А. Н. Островского стоит у истоков развития русского драматического театра. Его драмы и по сей день пользуются огромной популярностью благодаря необыкновенному колориту его таланта как писателя и драматурга, который всегда чувствовал, чего ждет от него светская публика. Поэтому интересно знать, каким был человеком Александр Островский. Книги его вместили в себя огромное творческое наследие. Среди самых знаменитых его произведений: «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Гроза», «Волки и овцы», «Снегурочка», «На чужом пиру похмелье», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Свои люди - сочтемся», «Бешеные деньги» и т. д.

Александр Николаевич Островский. Краткая биография

Александр Николаевич родился весной 31 марта (12 апреля) 1823 года. Он вырос на Малой Ордынке в Москве. Его отец был сыном священника, а звали его Николай Федорович. Получив семинаристское образование в Костроме, он пошел учиться в Московскую духовную академию. Но священником так и не стал, а начал практиковать стряпчим в судебных учреждениях. Со временем он дослужился до титулярного советника и получил дворянский титул.

Биография Островского (краткая) рассказывает, что мама Островского - Любовь Ивановна - умерла, когда ему было 7 лет. В семье осталось шестеро детей. В дальнейшем заботу о семье взяла на себя их мачеха - Эмилия Андреевна фон Тесин, которая была дочкой шведского дворянина. Семья Островских ни в чем не нуждалась, много внимания уделялось образованию и воспитанию детей.

Детство

Практически все свое детство Островский провел в Замоскворечье. У его отца была большая библиотека, мальчик рано приступил к изучению русской литературы и почувствовал тягу к писательству, но отец хотел, чтобы сын стал юристом.

С 1835 по 1940 год Александр учился в Московской гимназии. Потом он поступил в Московский университет и стал учиться на юриста. Но ссора с преподавателем не дала ему закончить последний курс университета. И тогда отец устроил его на службу в суд. Первое жалованье он получил в размере 4 рублей, но потом оно выросло до 15 рублей.

Творчество

Дальше биография Островского (краткая) указывает, что известность и популярность Александру Островскому как драматургу принесла пьеса «Свои люди - сочтемся!», изданная в 1850 году. Эту пьесу одобрили И. А. Гончаров и Н. В. Гоголь. Но московскому купечеству она пришлась не по нраву, и купцы пожаловались государю. Тогда по личному распоряжению Николая I ее автора уволили со службы и взяли под полицейский надзор, снятый только при Александре II. А в 1861 году пьеса опять увидела театральные подмостки.

В опальный период Островского первая поставленная пьеса в Петербурге называлась «Не в свои сани не садись». Биография Островского (краткая) включает информацию о том, что на протяжении 30 лет его пьесы ставились в Петербургском Александринском и Московском малом театрах. В 1856 году Островский начинает работать в журнале «Современник».

Островский Александр Николаевич. Произведения

В 1859 году Островский при поддержке Г. А. Кушелева-Безбородко выпускает первый сборник сочинений в двух томах. В этот момент русский критик Добролюбов отметит, что Островский - точный изобразитель «темного царства».

В 1860 году, после «Грозы», Добролюбов назовет его «лучом света в темном царстве».

Действительно, умел пленять своим недюжинным талантом Александр Островский. «Гроза» стала одним из самых ярких произведений драматурга, с написанием которой связана и личная его драма. Прототипом главной героини пьесы стала актриса Любовь Павловна Косицкая, с ней его долгое время связывали близкие отношения, хотя они оба были несвободными людьми. Она же первой исполнила эту роль. Островский образ Катерины сделал по-своему трагичным, так он отобразил в нем все страдания и мучения души русской женщины.

Колыбель талантов

В 1863 году Островский был удостоен Уваровской премии и стал избранным членом-корреспондентом Академии наук Петербурга. Позже, в 1865 году, он организовал Артистический кружок, который стал колыбелью многих талантов.

Островский принимал у себя в доме таких именитых гостей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев и т. д.

В 1874 году писателем-драматургом было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем которого до самой смерти оставался Островский. Он также работал в комиссии, связанной с пересмотром законоположений театрального управления, приведшим к новым преобразованиям, благодаря которым положение артистов было значительно улучшено.

В 1881 году в Мариинском театре состоялся бенефис оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Биография Островского (краткая) свидетельствует, что в эти минуты Островский был несказанно доволен музыкальным оформлением великого композитора.

Последние годы

В 1885 году драматург стал заведовать репертуарной частью театров Москвы и возглавил театральное училище. Денежные проблемы были у Островского почти всегда, хоть и сборы от пьес он собирал хорошие, и пенсия была, назначенная императором Александром III. У Островского было много планов, он буквально горел на работе, это и повлияло на его здоровье и истощило его жизненные силы.

2 июня 1886 года он скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Ему было 63 года. Его тело было похоронено рядом с могилой отца у Храма Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии в деревне Николо-Бережки.

Вдове, актрисе Марии Андреевне Бахметьевой, трем сыновьям и дочери царем Александром III была назначена пенсия.

Его усадьба в Щелыкове ныне представляет собой мемориальный и природный музей Островского.

Заключение

Островский создал свою театральную школу с ее целостной концепцией театральной постановки. Главная составляющая его театра заключалась в том, что в нем не было экстремальных ситуаций, а изображались жизненные ситуации, уходящие в быт и психологию человека того времени, которые очень хорошо знал Александр Николаевич Островский. Краткая биография описывает, что в театре Островского было много идей, но для их претворения в жизнь нужны были новая сценическая эстетика и новые актеры. Все это уже потом доводили до ума К. С. Станиславский и М. А. Булгаков.

Драмы Островского послужили основой для экранизации кинофильмов и телесериалов. В их числе фильм «Женитьба Бальзаминова», снятый в 1964 году по пьесе «За чем пойдешь, то и найдешь» режиссером К. Войновым, фильм «Жестокий романс», снятый в 1984 году по «Бесприданнице» режиссером Эльдаром Рязановым. В 2005 году Евгений Гинзбург снял фильм «Анна» по пьесе «Без вины виноватые».

Островский создал обширный репертуар для сцены русского театра, куда входили 47 весьма оригинальных пьес. Он работал в соавторстве с талантливыми молодыми драматургами, среди которых П. М. Невежин и Н. Я. Соловьев. Драматургия Островского стала национальной благодаря своим истокам и традициям.

Николай Островский - автор бессмертного произведения «Как закалялась сталь». События этой книги и ее главный герой, давно и прочно ассоциируются с самоотверженным героизмом, смелостью и несгибаемой силой духа. Книгу же разобрали на цитаты и афоризмы, а высказывания Корчагина о жизни и борьбе до сих пор остаются актуальными. Однако мало кто знает, что и само написание романа для Островского стало не меньшим испытанием, чем те, которые выпали на долю его персонажей.

Детство и юность

Будущий писатель родился 29 сентября 1904 года в небольшом селе Вилии, что в Волынской губернии (сейчас это территория Украины). Отец Николая был отставным военным, работал на винокуренном производстве, мама была кухаркой. В семье Островских росли шестеро детей: у Островского были две старшие сестры, старший брат и две младшие сестры. Правда, две младшие девочки умерли в раннем возрасте.

Островские жили в нужде - большая семья требовала больших затрат, поэтому дети начинали зарабатывать довольно рано, помогая родителям. Когда Николай пошел в церковно-приходскую школу, его старшие сестры уже работали учительницами. В школе сразу отметили незаурядные способности Островского: мальчик на лету схватывал любой материал. Уже в 9 лет Николай получил аттестат об окончании школы и похвальный лист.

После этого семья Островских перебралась в город Шепетовку, где Николай смог поступить в училище. Через два года, в 1915-м, юноша получил диплом и отправился работать. Островскому приходилось соглашаться на места кухонного помощника, кочегара, кубовщика, чтобы хоть немного заработать и помочь родителям. Однако молодой человек не оставлял намерений учиться дальше и в 1918-м поступил в Высшее начальное училище.


Студенческие знакомства утвердили Николая в справедливости большевистских идей, юноша стал активистом и даже участвовал в подпольной деятельности, распространяя листовки и выполняя роль связного. Революционные настроения полностью захватили Островского, и в 1919-м юноша вступил в ряды комсомольской организации. Тогда же Николай попал на фронт, был тяжело ранен в живот и голову, а упав с лошади, сильно повредил позвоночник. Состояние здоровья не позволило Николаю остаться в армии, и юношу демобилизовали.

Однако не таким был Островский, чтобы жаловаться на судьбу и сидеть без дела. В тылу молодой человек помогал органам ВЧК, а затем перебрался в Киев, где нашел работу помощника электромонтера. Параллельно Николай вновь отправился учиться, на этот раз выбрав электротехникум.


Николай Островский в юности

К сожалению, ранениями злоключения Островского не ограничились: в 1922 году молодой человек, спасая лесосплав, несколько часов провел в ледяной воде. Это не прошло бесследно для здоровья Николая Алексеевича, на следующий день он слег с лихорадкой, затем начал страдать от развившегося ревматизма, а позднее ослабленный организм подхватил тиф, который едва не свел Островского в могилу.

К счастью, Николай Алексеевич оправился от тифа и лихорадки, но перенесенные травмы и болезни окончательно подкосили здоровье молодого человека. У Островского начал развиваться паралич мышц, который осложнялся болезнью суставов. Двигаться становилось сложнее и сложнее, а врачи давали неутешительные прогнозы.

Литература

Творческая биография Николая Островского началась в прямом смысле слова на больничной койке. С детства Николай Алексеевич любил читать: произведения , и буквально «проглатывались» жадным до книг мальчиком.


Позднее Островский называл любимыми произведениями «Овода» Этель Войнич и «Спартака» Рафаэлло Джованьоли. Постепенно хобби переросло в собственное творчество: Островский, чтобы скоротать время в больницах, начал писать короткие рассказы и пьесы, следуя путем своего именитого писателя-однофамильца .

С 1927 года Островский уже не мог самостоятельно ходить, у прозаика диагностировали заболевание Бехтерева, а также полиартрит. Николай Алексеевич перенес несколько операций, но даже это уже не облегчало его состояние. Вскоре стало понятно, что улучшения не будет. Писателю в тот момент исполнилось только 23 года.


Однако Николай Алексеевич начал усиленно заниматься и даже окончил заочное отделение Свердловского университета. Параллельно молодой человек много писал, примерно в это время появилась рукопись «Рожденные бурей», ставшая первой версией романа «Как закалялась сталь». Полгода писатель посвятил этому произведению, а затем рукописный вариант потерялся при пересылке.

Произведение нужно было начинать заново, но тут Островского поджидала новая беда: писатель начал терять зрение. Это всерьез подкосило моральные силы Николая Алексеевича, прозаик даже задумывался о самоубийстве, но стальная воля победила, и Островский продолжил писать. Сначала книга создавалась вслепую, периодически Николай Алексеевич надиктовывал текст родственникам и жене, которые ухаживали за ним. А затем придумал трафарет, позволивший работать немного быстрее.


Через некоторое время рукопись была готова. Островский отправил произведение в ленинградское издательство, но ответа не дождался. Тогда Николай Алексеевич отослал работу в издательство «Молодая гвардия», откуда получил отказ по причине «нереальности персонажей».

Но и тут воля и целеустремленность писателя не позволили ему отступить. Островский добился повторного рецензирования рукописи. На этот раз произведение отправили в печать, однако до этого редакторы дописали, а кое-где и переписали исходный текст.

Так для писателя начался новый этап битвы за книгу: отстаивать приходилось буквально каждый абзац. Тем не менее, в 1932 году вышла первая часть книги «Как закалялась сталь», а спустя некоторое время отпечатали и окончание романа.


Успех превзошел даже самые смелые ожидания Островского: в библиотеках начали появляться очереди за его произведением, люди собирались группами и вслух перечитывали любимые отрывки.

При жизни Николая Алексеевича «Как закалялась сталь» переиздавали 41 раз. Островский начал задумываться над продолжением романа, а также планировал написать произведение «Детство Павки» для детей. Новая книга, над которой начал работать писатель, получила уже знакомое название «Рожденные бурей». Черновик произведения даже обсуждался на заседании Союза писателей. К сожалению, роман так и не был окончен.

Личная жизнь

Несмотря на болезнь, личная жизнь Николая Островского сложилась счастливо. Женой писателя стала давняя знакомая семьи Островских Раиса Мацюк.


Николай Островский и его жена Раиса

Женщина поддерживала возлюбленного в самые сложные моменты и помогала Николаю Алексеевичу продолжать работать и не терять веру в себя. После смерти мужа Раиса Порфирьевна возглавляла музей Островского в Москве, сохраняя подробности биографии, редкие фото и интересные факты из жизни писателя.

Смерть

Последний месяц жизни Николай Островский посвятил новому роману. Писатель днями и ночами вносил правки, дописывал и переписывал главы этой книги. К сожалению, поставить окончательную точку ему было не суждено: 22 декабря 1936 года Николая Алексеевича не стало. Современные медики назвали причиной смерти Островского рассеянный склероз, а также прогрессирующую болезнь Бехтерева.


26 декабря, в день похорон Островского, неоконченная книга вышла из стен издательства: произведение набрали и отпечатали в рекордные сроки.

Могила писателя находится на московском Новодевичьем кладбище. После смерти Николая Островского были открыты несколько памятников в разных городах, а также музеи имени писателя в Москве, Сочи, Шепетовке. События жизни Николая Алексеевича нашли отражение в документальном фильме «Загадочная жизнь Николая Островского».

Библиография

Цитаты

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
«Человек управляет привычкой, а не наоборот».
«Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной».
«Да, страшно умирать в шестнадцать лет! Ведь смерть - это навсегда не жить».
«Биться в одиночку - жизни не перевернуть».