Образ евгения онегина в начале романа. Образ Евгения Онегина в романе “Евгений Онегин” Пушкина: описание героя в цитатах. Биография, история жизни Евгения Онегина

Роман «Евгений Онегин» – это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века. Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи. Таким типичным образом в романе является главный герой – Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».

Онегин – дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры. Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина. Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:

Но рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум…

Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений – это «добрый… приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить. Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя. Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:

… но труд упорный Ему был тошен…

Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя. Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна – это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина. Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому. Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось. Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел. После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».

Образ Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века. Без него был бы невозможен Печорин, справедливо названный «младшим братом» пушкинского героя, черты Евгения есть в Обломове, Рудине. Евгений Онегин – это типичный герой эпохи двадцатых годов, «страдающий эгоист», которого таким сделано общество.

Нет похожих записей.

Обратим внимание на эпиграф к I главе: «И жить торопится, и чувствовать спешит» - из стихотворения П.А.Вяземского «Первый снег». Эпиграф отмечает существенную сторону личности героя и его юношеские годы.


Без вступления Пушкин сразу дает эпизод из жизни героя: Онегин едет в деревню к больному дяде. Автор называет Онегина «молодым повесой», но тут же говорит о нем как о «добром» своем приятеле.

В следующих строфах речь идет об образовании Онегина и круге его интересов.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...
Пушкин отмечает случайность, бессистемность обычного дворянского воспитания. Из дальнейших стихов выясняется, действительно, отсутствие у Онегина систематического образования, однако круг интересов Онегина был весьма широк.

Обращаемся к следующим строкам:

Имел он счастливый талант
С ученым видом знатока
Без принужденья в разговоре
хранить молчанье в важном споре
Коснуться до всего слегка,
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм...


Эти строки говорят об отсутствии глубины в образовании Онегина. Но упоминание «нежданных эпиграмм» в то же время характеризует ироническую, язвительную направленность разговоров Онегина. Эпиграмма была нередко проявлением оппозиционных настроений и мыслей.
Исторические анекдоты, которые привлекали Онегина - рассказы о случаях из жизни исторических деятелей - в известной мере свидетельствуют об интересе Онегина к истории.

Как видно, несмотря на всю бессистемность образования Онегина, он не остается в стороне от культурных, исторических и политических интересов. У него широкий круг интересов, причем отбор имен читаемых Онегиным авторов таков, что можно сказать об оппозиционной, критической настроенности молодого Онегина.
Далее обращаемся к строфам, рисующим обычный день Онегина.
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Три дома на вечер зовут...
Пока недремлющий брегет
Покамест в утреннем уборе,
Не прозвонит ему обед.
В изображении обеда обращает на себя внимание перечень блюд сплошь нерусской кухни, характеризующий пристрастие ко всему заграничному.

Далее, читаем строфы, посвященные описанию кабинета Онегина и его туалету. Перечисление украшающих кабинет Онегина вещей (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребенки, пилочки и т.д.), воссоздает типичную обстановку жизни молодого человека петербургского света. В XXVI строфе Пушкин, перечисляя предметы одежды Онегина, использует иностранные названия. В иронической форме он дает мотивировку необходимости включения иностранных слов в русский литературный язык:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.

Строфа XXXV заканчивает описание обычного, рядового дня молодого человека петербургского света. Онегин возвращается домой уже поутру,
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден... -
т.е. начался развод караулов в военной столице. На улицах показываются люди, представляющие совсем другую часть населения: купец, разносчик, извозчик, молочница-охтенка. Начинается трудовой день большого города.
XXXVI строфа как бы обобщает ряд прошедших перед нами картин, указывает, что изображенный день Онегина был для него обычным днем:
Проснется за полдень, и снова
Однообразна и пестра.
До утра жизнь его готова,
И завтра то же, что вчера...
И в этой строфе поэт переходит к освещению внутреннего мира Онегина, ставя вопрос:
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди вседневных наслаждений?
Сотни, а может быть и тысячи молодых дворян были довольны этой пустой жизнью. А Онегин?


Евгений не удовлетворен жизнью, он скучает, им овладевает «хандра». Это состояние Онегина выделяет его среди молодежи, удовлетворявшейся описанным существованием. Он - выше, содержательнее обычных молодых людей петербургского общества. В нем живут какие-то большие запросы, и пустая светская жизнь не приносит ему счастья. Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум...


Эта авторская характеристика очень важна. Все эти качества резко выделяют Онегина из той среды, которая его окружала, здесь Пушкин высоко ценит своего героя. Дворянское светское общество было неоднородно, и наряду с массой пустых посредственностей в нем были и люди другого типа. И некоторыми чертами своей личности Онегин близок к ним. Недовольство Онегина окружающим поэт подчеркивает и в XIV! строфе.
Сперва Онегина язык
И к шутке, с желчью пополам,
Меня смущал; но я привык
И к злости мрачных эпиграмм.
К его язвительному спору,


Итак, из I главы романа мы узнали о происхождении Онегина, воспитании и образовании. Выяснили, какая среда его окружала и формировала его взгляды и вкусы. Познакомились с кругом его интересов. Выяснили некоторые отрицательные стороны его жизни, которые не могли не наложить отпечатка на его личность: Онегин живет без труда и определенного занятия; он не связан ни с родной природой, ни с жизнью своего народа. Начиная с французского воспитания и кончая чтение преимущественно ино странных книг, - все в его жизни лишает Онегина возможности сближения со своим, национальным, русским. У Онегина появляется недовольство жизнью, тоска. Он чувствует бесцельность своего существования.


В дальнейших главах романа образ Онегина развивается, претерпевает некоторые изменения. Автор ставит Онегина в новые ситуации, сталкивает его с новыми людьми, и в этих столкновениях в ряде новых обстоятельств в полной мере раскрывается сущность образа, его со циальный смысл, типическое для части молодежи 20-х годов, отраженное в образе Онегина.
В конце I главы и во II главе рассказывается о жизни Онегина в
деревне.
Два дня ему казались новы
Потом уж наводили сон;
Уединенные поля...
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же...
...На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;


«Скука», «хандра» не оставляют Онегина и в новых условиях жизни. Природа не привлекает его, хозяйством он не занимается. Как помещик, Онегин должен вступить в какие-то отношения с крестьянами. Об этом есть в романе только одно сообщение:
В своей глуши мудрец пустынный,
Оброком легким заменил;
Ярем он барщины старинной
и раб судьбу благословил.

Однако это сделано было «чтоб только время проводить». Как отнеслись к «реформе» Онегина окрестные помещики:
...в углу своем надулся,
Другой лукаво улыбнулся,
Увидя в этом страшный вред,
И в голос все решили так,
Его расчетливый сосед:
Что он опаснейший чудак.
Какие взаимоотношения установились между Онегиным и соседями-помещиками? Онегин замкнулся в себе и четко разделял себя и своих соседей.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним».

В I главе Онегин был автором выделен из среды светского столичного дворянства. Во II главе он резко отграничен от обычного круга помещиков, в среду которых попал волею судьбы.
Стоит обратить внимание на дружбу Онегина с Ленским. При всем различии характеров и темпераментов они, тем не менее, заключают в себе и нечто общее: они оба противопоставлены Буяновым, Петушковым, Простаковым, Мизинчиковым, Дуриным. Общее в них - большие запросы к жизни, широкие умственные интересы. Здесь и история, и философские и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.
В III главе - первая встреча Онегина с Татьяной. Обратим внимание на диалог двух приятелей, когда они «дорогой самой краткой домой летят во весь опор». Из разговора видно, что Онегин обратил внимание не на Ольгу: «Я выбрал бы другую», т.е. Татьяну. Онегин умеет разбираться в людях, его не привлекла бессодержательная, пустая Ольга. Да и то обстоятельство, что Онегин сразу произвел необыкновенное впечатление на Татьяну, нельзя отнести только за счет ее мечтательного, воспитанного на чтении сентиментальных романов, воображения.


Однако, наряду со всем этим, как бы поднимающим героя, не стоит забывать о его эгоизме и холодности - следствии условий его воспитания и светской жизни.
ВIV главе наше внимание привлечет строфа о первом впечатлении, какое произвело на Онегина полученное письмо: Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...


Эти и последующие строки говорят о том, что душа «модного тирана» не совсем опустошена и не окончательно зачерствела. Однако Онегин не в силах ответить на любовь Татьяны, а «волочиться», «флиртовать» не позволяет ему порядочность. Конечно, проблема Евгения в том, что, несмотря на свой ум и неудовлетворенность всем строем жизни людей своего круга, он не может с ней порвать и искать смысла жизни в другом, поставить перед собой ка кую-то значительную задачу. Однако смутное сознание того, что не узкий круг «домашних» интересов, а какая-то другая жизнь могла бы дать смысл его существованию, в нем живет.
"Но я не создан для блаженства..." - и Онегин развертывает иронически картину семейной жизни, к которой он неспособен. В этой «проповеди», несмотря на ее обдуманность и некоторую высокомерность, звучит, однако, и какая-то грусть. Онегину жаль Татьяну, но жаль и себя.


Живя в деревенской глуши, скучая и томясь, Онегин проявляет способность уважать полюбившую его провинциальную девушку, не хочет играть серьезным и большим чувством.
Поведение Онегина на именинах Татьяны ничего нового к его образу не добавляет. Однако вновь проявляется пренебрежение Онегина к людям и его эгоизм.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит...
Хотя сердиться ему было не на что, и Ленский, и Ларины к нему расположены. И Онегин не только «стал чертить в душе своей карикатуры всех гостей», но легкомысленно обижает своего приятеля, ухаживая за Ольгой. В главе VI эпизод вызова и дуэли красноречиво характеризует Онегина.
Приняв «без лишних слов» вызов, Онегин
Наедине с своей душой
И поделом: в разборе строгом,
Был недоволен сам собой.
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом...


И дальше - честные, верные мысли о своей неправоте. Итак, - высокое и благородное представление о людских отношениях и резкое самоосуждение. Неожиданно опять честь оказывается причиной того, что герой сдает свои гуманные, благородные позиции и плывет по течению событий. Но это другая честь, не та, о какой думал Онегин раньше. Это - фальшивая честь, регулируемая «общественным мнением» дворянского общества. И она побеждает Онегина: он, при всем своем презрении к дворянско-светскому кругу, сам является его порождением и не может вырваться за его пределы, порвать с ним. Онегин уступает «общественному мнению» в важном вопросе. Это не мешает ему посмеяться над традициями своего круга в делах некрупного масштаба.

И секундантом он берет с собой француза-лакея:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный.


В картине поединка мы отмечаем выдержку и хладнокровие Онегина, а после убийства Ленского - раскаяние, потрясение, переживаемое им:
В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений...
Такова вековая тяжба, раздвоенность сознания, типичная для дворянского интеллигента того времени.


Следующий эпизод «Татьяна в кабинете Онегина» поднимает целый ряд литературных и жизненных ассоциаций, которые говорят о сложности и противоречивости образа героя, об отражении в его личности «духа времени». Снова и снова Татьяна приходит в кабинет Онегина. Она перебирает книги, «жадною душою» «предается» чтению. Отбор Онегиным книг, отметки на полях приоткрывают ей многое в личности героя.

Чудак печальный и опасный,
Теперь яснее - слава богу -
Созданье ада иль небес,
Того, по ком она вздыхать
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Чужих причуд истолкованье,
Ничтожный призрак, иль еще
Слов модный полный лексикон?..
Москвич в Гарольдовом плаще,
Уж не пародия ли он?
Ответа на вопросы нет.


Обратимся к Онегину в VIII главе. В ней новый цикл событий в жиз ни Онегина, открывающийся встречей в Петербурге с Татьяной. Онегин на светском рауте:
Но это кто в толпе избранной
Стоит безмолвный и туманный?
Для всех он кажется чужим.


Онегин потому оказался лишним, чужим среди светского раута.
Пушкину искренне жаль своего героя, при всем богатстве своей
личности оказавшегося лишним, чужим, не нашедшим своего места в жизни. Глубоко трагична его судьба.


Встреча с Татьяной пробуждает Онегина. Прошли долгие годы, он много пережил, передумал с тех пор, как "читал наставленья» уездной барышне. Евгений поменялся, мировоззрение его стало более серьезным, но герой по-прежнему не доволен жизнью. Наконец, встреча с Татьяной пробуждает в нем неизведанное чувство.
История любви Онегина - это в своем роде повторение истории любви Татьяны, но только роли переменились. Письмо Евгения написанно искренне, со стастью, без светского этикета. Наконец, последнее свиданье, но теперь Онегин слушает отповедь Татьяны. В душе Онегина целая «буря ощущений». Роман за канчивается.

И здесь героя моего,
Читатель, мы теперь оставим,
В минуту, злую для него,
Надолго... навсегда...

Пушкин понимал, что развязка в VIII главе оставляет вопрос о судьбе героя открытым. Он как бы указывал этой развязкой на бесконечное разнообразие вариантов этой судьбы в сложной и противоречивой действительности.

В сети попался замечательный очерк Бориса Бим-Бада о Евгении Онегине!

Бим-Бад Б. М. О психологии душевной пустоты.

И где ж беглец людей и света,

Красавиц модных модный враг,

Где этот пасмурный чудак,

Убийца юного поэта?

А. С. Пушкин

Среди многообразия злодеев есть один характер, казалось бы, мирный и неопасный, «самых честных правил», но таящий в себе смерть для окружающих, даже самых близких людей, и душевные страдания тем, кто имел несчастье их любить. В гениальном психологическом романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина живо описан этот тип личности.

Что же составляет нрав этих опасных «пасмурных чудаков»?

Неизбывное чувство превосходства над окружающими приходится поставить на первое место, поскольку Пушкин предпосылает «Евгению Онегину» эпиграф: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может, мнимого».

Онегин презирает людей иногда до степени цинизма. Он понимает, что это низко — притворяться, что лицемерить — «низкое коварство». И он мысленно идет на это, чтобы получить наследство. «Прочтя печальное посланье, / Евгений тотчас на свиданье / Стремглав по почте поскакал, / И уж заранее зевал, / Приготовляясь, денег ради, / На вздохи, скуку и обман» / (И тем я начал мой роман)».

«Манерой глядеть свысока» назвал Ф. М. Достоевский это свойство Онегина. Именно взгляд свысока сделал «то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил её в первый раз... Не узнал он её и потом в Петербурге, в образе знатной дамы, когда, по его же словам, в письме к Татьяне, «постигал душой все её совершенства». Но это только слова: она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оценённая им; в том и трагедия их романа».

Болезнь. Навязчивое возвышение себя над «двуногих тварей миллионами» сочетается у такого человека с неотступной тоской. Для Онегина всё скука, где бы он ни был и что бы ни видел. «Хандра ждала его на страже, / И бегала за ним она, / Как тень иль верная жена».

Пушкин считает преследующую Евгения Онегина хандру болезнью. «Недуг, которого причину / Давно бы отыскать пора, / Подобный английскому сплину, / Короче: русская хандра / Им овладела понемногу; / Он застрелиться, слава Богу, / Попробовать не захотел, / Но к жизни вовсе охладел. / Как Child-Harold, угрюмый, томный / В гостиных появлялся он; / Ни сплетни света, ни бостон, / Ни милый взгляд, ни вздох нескромный, / Ничто не трогало его, / Не замечал он ничего».

Гениальный наблюдатель и аналитик Пушкин ищет и обнаруживает причину сего недуга, — болезни душевной пустоты.

Пустота души. «Когда же юности мятежной / Пришла Евгению пора», он оказался ленив и бессодержателен. Из своего пустопорожнего детства он не вынес ни любознательности, ни идеалов, ни серьезных интересов.

Свою пустоту герой ловко скрывает за поверхностностью, сходя даже за весьма ученого человека. «Имел он счастливый талант / Без принужденья в разговоре / Коснуться до всего слегка, / С учёным видом знатока / Хранить молчанье в важном споре / И возбуждать улыбку дам / Огнём нежданных эпиграмм».

Познания и душевный труд ему и не понадобились, поскольку он предался охоте на юных девушек.

Разврат. Он наслаждался обманом и жестокостью. Притворяясь любящим, он добивался любви, чтобы потом читать обманутым мораль. Победить, чтобы унизить. Для достижений извращенной этой цели «Как рано мог он лицемерить, / Таить надежду, ревновать, / Разуверять, заставить верить, / Казаться мрачным, изнывать, / Являться гордым и послушным, / Внимательным иль равнодушным! / Как томно был он молчалив, / Как пламенно красноречив, / В сердечных письмах как небрежен! / Одним дыша, одно любя, / Как он умел забыть себя! / Как взор его был быстр и нежен, / Стыдлив и дерзок, а порой / Блистал послушною слезой!»

«Как он умел казаться новым, / Шутя невинность изумлять, / Пугать отчаяньем готовым, / Приятной лестью забавлять, / Ловить минуту умиленья, / Невинных лет предубежденья / Умом и страстью побеждать, / Невольной ласки ожидать, / Молить и требовать признанья, / Подслушать сердца первый звук, / Преследовать любовь, и вдруг / Добиться тайного свиданья... / И после ей наедине / Давать уроки в тишине!»

Одновременно Онегин проявляет безжалостность и неразборчивость в злобе. «Когда ж хотелось уничтожить / Ему соперников своих, / Как он язвительно злословил! / Какие сети им готовил!». Из дальнейшей истории Онегина мы узнаем, что он к тому же еще и мстителен.

«Но был ли счастлив мой Евгений, / Свободный, в цвете лучших лет, / Среди блистательных побед, / Среди вседневных наслаждений? / Нет: рано чувства в нём остыли; / Ему наскучил света шум; / Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум; / Измены утомить успели; / Друзья и дружба надоели...»,

Ему наскучило «Всё те же слышать возраженья, / Уничтожать предрассужденья, / Которых не было и нет / У девочки в тринадцать лет!»

Побеждать невинных ему стало мало. Одновременно он еще и «Непостоянный обожатель / Очаровательных актрис". Его волнуют и женщины полусвета — «Сердца кокеток записных».

«Вот как убил он восемь лет, / Утратя жизни лучший цвет».

Пресыщение развратом. Наибольшая совокупность удовольствий как по продолжительности, так и по разнообразию, казалось бы, заслуживала название радости. Но чувственников подстерегает пресыщение — страшное наказание.

К тому же во времена Онегина сексуальные подвиги вышли из моды: «Разврат, бывало, хладнокровный / Наукой славился любовной, / Сам о себе везде трубя / И наслаждаясь не любя. / Но эта важная забава / Достойна старых обезьян / Хвалёных дедовских времян: /Ловласов обветшала слава».

Онегин остался совсем без всякого дела. «И снова, преданный безделью, / Томясь душевной пустотой, / Уселся он — с похвальной целью / Себе присвоить ум чужой; / Отрядом книг уставил полку, / Читал, читал, а всё без толку... Как женщин, он оставил книги, / И полку, с пыльной их семьей, / Задёрнул траурной тафтой».

Понятно, почему: ведь «труд упорный ему был тошен», а чтение — труд. Труд и творчество, как говорил наш философ В. Ф. Асмус. Чтение бесполезно без понимания, вчувствования, сравнения с жизненным опытом, работы воображения.

Испытание истинной любовью. На жизненном пути человека, страдающего болезнью пустоты, встретились две истинные любви — Владимира Ленского и Татьяны Лариной. Ленского Онегин уничтожает, Ларину отвергает.

Невозможно не согласиться с Достоевским в том, что «Ленского он убил просто от хандры...».

Страшная месть — преамбула к убийству. И в самом деле, раздражение и даже негодование Онегина по отношению к юному другу вызвало обилие гостей на именинах у Татьяны. «Чудак, попав на пир огромный, / Уж был сердит. Но девы томной / Заметя трепетный порыв, / С досады взоры опустив, / Надулся он и, негодуя, / Поклялся Ленского взбесить / И уж порядком отомстить. / Теперь, заране торжествуя, / Он стал чертить в душе своей / Карикатуры всех гостей».

План мести состоял в том, чтобы привычно увлечь во время танцев глуповатую Ольгу, вызвать ревность у Владимира Ленского и пренебречь чувствами Татьяны.

«К минуте мщенья приближаясь, / Онегин, втайне усмехаясь, / Подходит к Ольге. Быстро с ней / Вертится около гостей, / Потом на стул её сажает, / Заводит речь о том о сём; / Спустя минуты две потом / Вновь с нею вальс он продолжает; / Все в изумленье. Ленский сам / Не верит собственным глазам... / Не в силах Ленский снесть удара; / Проказы женские кляня, / Выходит, требует коня / И скачет. Пистолетов пара, / Две пули — больше ничего — / Вдруг разрешат судьбу его».

Онегин узнал, что даже перевыполнил свой план, когда поутру получил от Ленского вызов на дуэль.

«То был приятный, благородный, / Короткий вызов, иль картель: / Учтиво, с ясностью холодной / Звал друга Ленский на дуэль».

Роковое первое движение онегинской души. «Онегин с первого движенья, / К послу такого порученья / Оборотясь, без лишних слов / Сказал, что он всегда готов...».

Почему же — с первого движенья? Почему — не подумав? Ведь он «Наедине с своей душой / Был недоволен сам собой. / И поделом: в разборе строгом, / На тайный суд себя призвав, / Он обвинял себя во многом: / Во-первых, он уж был неправ, / Что над любовью робкой, нежной / Так подшутил вечор небрежно. / А во-вторых: пускай поэт / Дурачится; в осьмнадцать лет / Оно простительно. Евгений, / Всем сердцем юношу любя, / Был должен оказать себя / Не мячиком предрассуждений, / Не пылким мальчиком, бойцом, / Но мужем с честью и с умом. / Он мог бы чувства обнаружить, / А не щетиниться, как зверь; / Он должен был обезоружить / Младое сердце...».

Да потому, что за свою постылую жизнь он не тревожился (перед поединком он «Спал мёртвым сном»), смерти друга в расчет не принимал, а боялся прослыть трусом. «Но дико светская вражда / Боится ложного стыда».

«Теперь сомненья решены. / Они на мельницу должны / Приехать завтра до рассвета, / Взвести друг на друга курок / И метить в ляжку иль в висок».

Но Онегин метил в грудь, под сердце. «Свой пистолет тогда Евгений, / Не преставая наступать, / Стал первый тихо подымать. / Вот пять шагов ещё ступили, / И Ленский, жмуря левый глаз, / Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил... Пробили / Часы урочные: поэт / Роняет молча пистолет, / На грудь кладёт тихонько руку / И падает. Туманный взор / Изображает смерть, не муку. ... Недвижим он лежал, и странен / Был томный мир его чела. / Под грудь он был навылет ранен; / Дымясь из раны кровь текла».

После убийства. «Онегин (вновь займуся им), / Убив на поединке друга, / Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов, / Томясь в бездействии досуга / Без службы, без жены, без дел, / Ничем заняться не умел. / Оставил он своё селенье, / Лесов и нив уединенье, / Где окровавленная тень / Ему являлась каждый день...»

«И постепенно в усыпленье / И чувств и дум впадает он, / А перед ним воображенье / Свой пёстрый мечет фараон. / То видит он: на талом снеге, / Как будто спящий на ночлеге, / Недвижим юноша лежит, / И слышит голос: что ж? убит...».

Татьяна указала ему (вместе с его любовью к себе) на дверь: «Я вас прошу меня оставить».

Где же он, убийца юного поэта? Где он сейчас? — Здесь, среди нас.

Перед нами восемнадцатилетний молодой аристократ с богатым наследством, которое получил от дяди. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Заботу о тяжелобольном дяде называет «низкое коварство», так как Евгению скучно находиться в деревне и утомительно ухаживать за родственником.


Образование и воспитание Онегина не было серьезным: «сперва Madame за ним ходила», француз «учил его всему шутя». По мнению света, Онегин – «ученый малый, но педант», однако «Имел он счастливый талант… коснуться до всего слегка с ученым видом знатока». А.С. Пушкин говорит об уровне образования дворян 20-х годов 20 века так: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».


Но больше всех других дисциплин Онегина занимала «наука страсти нежной». Он мог казаться одновременно равнодушным и внимательным, мрачным, угрюмым и красноречивым, томным, умел забавлять дам, злословить соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных. Только все это игра в любовь, её изображение. «Как рано мог он лицемерить» - говорит автор о чувствах героя. Главные качества, которыми можно описать Онегина по первой главе романа, - безразличие, равнодушие ко всему происходящему, ветреность. Герою не интересны страдания и переживания других людей.


Большое значение автор придает изображению распорядка дня Онегина: пробуждение после полудня, с приглашениями на светские мероприятия, прогулка по бульвару, посещение театра, бал, возвращение домой под утро. Для Онегина очень важен его внешний облик, около трех часов в день герой проводит перед зеркалом: «Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет». Герой следит за модой, одевается стильно во всё изысканное и иностранное, в основном английское и французское. Мода обрекает на поверхностное отношение ко всему, потому, следуя моде, герой не может быть собой.


Театральные постановки Онегина не занимают, он посещает их только ради соблюдения светского этикета: «С мужчинами со всех сторон раскланялся, потом на сцену в большом рассеянье взглянул, отворотился – и зевнул». Евгения Онегина окружают женщины, друзья, знаменитые люди сферы искусства, и он считает, что так будет всегда. Потанцевав и устав на балах, Онегин возвращается домой, но завтра повторяется то же самое: сон до полудня, приглашения и балы.


Герой прожил так около восьми лет. С одной стороны, жизнь пестрая, с другой – серая, однообразная и пустая. И такая жизнь быстро наскучила герою, вскоре охладел и к жизни вообще: «русская хандра им овладела понемногу», «ничто не трогало его, не замечал он ничего». Таким образом, грамотный незаурядный Онегин не смог изменить свой образ жизни, потому что светское общество сильнее и требует соблюдения этикета.


В первой главе заметно отношение автора к герою: Пушкин называет Онегина «добрый мой приятель» и рассказывает о том, как подружился с ним, проводил время на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями, обсуждали барышень. Однако все положительные качества своего героя Пушкин оценивает с иронией.


Итак, на основе анализа первой главы романа мы можем сделать вывод, что Онегин показан противоречиво: талантливый, незаурядный, но не получивший систематического образования молодой человек, хочет любви, но относится к чувствам легкомысленно, умеет вести себя в обществе и живет активной жизнью, но скучает в свете. Онегин подчинен обществу, но вынужден в нём жить. Привычное притворство надоело, вызывает раздражение. Слова П.Я. Вяземского удачно характеризуют героя: «И жить торопится и чувствовать спешит», но жить истинными ценностями Онегин еще не умеет.

Образ Онегина… Сколько раз брались и будут браться за его освещение совершенно различные люди?.. Наверное, даже не сотни тысяч (учитывая школьную программу и специальные направления высшего образования). Скорее всего, миллионы раз россияне и жители зарубежья пытались написать о нем. Этот знаковый образ не только очаровывает своей художественностью и эстетичностью; он в свое время реально вдохновлял интеллигенцию начала XIX века вывести Россию из тупика социального развития на столбовой путь социального и промышленного прогресса.

Место «Евгения Онегина» в творчестве Пушкина

Вспоминаются слова Александра Сергеевича Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Свою семилетнюю работу над романом в стихах «Евгений Онегин» сам классик считал подвигом. Это был предельно честный взгляд «поэта, первого на русском Парнасе» на окружающее его российское общество, включая высший свет. Он писал о своем поколении, и это придавало ему сил… Впервые отечественный литератор поднялся на Голгофу реализма и попытался честно и высокохудожественно представить то, что волновало на то время самых передовых людей России. Это было его любимое творение. Специально него Пушкин придумал специфическую «онегинскую» строфу - 14 строк с рифмованием по формуле CCddEffEgg.

Объективность в показе дворянства начала XIX века

Александр Сергеевич, следуя принципам реализма, честно и откровенно показал, что социальный слой дворян, по сути - управляющий Российской державой, перестал быть движущей силой прогресса. Дворянство прошлого века - люди, сформировавшиеся в Екатерининскую эпоху, в которых просматривалась и горячая кровь, и решимость совершать для Отечества поступки и подвиги - выродилось. Кануло в Лету славное время побед и утверждения славы России золотого XVIII века. Служба в офицерском звании уже не прельщала дворян. Представителей высшего света увлекла гонка за чинами и наградами. Они с упоением занимались различными интригами, кознями. Зачастую дворяне ставили личное благополучие и свою частную жизнь выше интересов общества. Кроме того, они были главной политической силой, заинтересованной в сохранении крепостного права. Ведь именно право повелевать судьбами миллионов людей составляло основу их влияния в государстве.

Пассивность Онегина - продукт великосветского воспитания

Евгений Онегин - представитель другого, неслужилого поколения дворянского сословия образца начала XIX века. Онегин - в прошлом офицер, но он разочаровался и уволился (по словам Пушкина, ему наскучили «и брань, и сабли, и свинец»). Служение Отечеству как идея создания приближенного к монарху слоя общества, характерная для золотого XVIII века, сто лет спустя перестала быть актуальной для дворян. Хотя это были самые образованные люди на то время.

Это как раз и помогает осознать читателям романа предельно честный образ Онегина

Очевидна попытка Пушкина, этого удивительного мастера слова, создающего образ Евгения, запечатлеть, донести читателям типичные черты противоречивого современника из образованной молодежи России, в котором бурлят силы, искрятся мысли, который, в конце концов, обладает определенным капиталом и связями, вполне достаточными, чтобы реализовать нечто прогрессивное и нужное. Однако он пассивен. Он взял на себя роль умного наблюдателя окружающей жизни, а не ее участника. Он чем-то напоминает мраморного мальчика из сказки Андерсена «Русалочка». Его обаяние, красота, ум - холодны. Возможно, поэтому образ Онегина трагичен…

Куда мог бы приложить силы Евгений?

Этому человеку с его экономическими знаниями, исходя из исторической обстановки, реально было куда приложить силы. Экономика России отставала. Не было железных дорог. Капиталистические предприятия находились в зачаточном состоянии. сковывало человеческий ресурс огромной страны. Однако он бездеятелен и, что поразительно, общество не подталкивает, не мобилизует его (человека, несомненно, передового) на решение этих важных задач. Российское общество - аморфно, оно подчинено влиянию высшего света. Дворянская молодежь, получая образование европейское (точней, профранцузское), полностью изначально социально дезориентирована! Как глубоко засосал ее искусственный, эфемерный, оторванный от российской действительности мирок высшего света!

Жандармское подавление декабристского движения

А высший свет, по крупному счету, подчинен личным эгоистическим интересам отдельных конкретных людей. Как мы видим - круг замкнут. Настоящая «уловка - 22»! Не это ли послужило толчком к созданию декабристского движения? В ответ на волнения передовой мысли император Николай I, а затем и Александр I (последний, в меньшей мере) выбрали план строительства полицейской державы, план, чуждый интересам россиян. Жертвой такого типа государства стал и сосланный в южную ссылку Пушкин. «Онегин», роман в стихах, начал создаваться именно в южной ссылке поэта, благодаря друзьям пребывание его Сибири за «возмутительные стихи, наводнившие Россию» в последний момент заменили, смягчив наказание.

Роман Пушкина - предвестник перемен

Вспомним, какими словами начинается известный написанный профессором Толкиеном роман-трилогия. Он начинается волнующей мыслью о том, что во всем мире ощущаются перемены, во всех его стихиях, что эти перемены - близки, что они вот-вот грядут.

Нам кажется, что подобное ощущал веком ранее и Александр Сергеевич, накануне создания своего выдающегося произведения. Средством выразить и дать ощутить сорокамиллионной России потребность реформ послужил образ Онегина в романе в стихах, знаковом художественном и реалистическом сочинении России начала XIX века.

Роман Пушкина был мощным интеллектуальным ударом по отжившему крепостному праву.

«Онегин» - произведение народное

Есть еще один аспект в произведении Пушкина. Напомним, что для самого Александра Сергеевича «Евгений Онегин» был любимым произведением. Поэт, следуя похождениям своего главного героя, создает предельно широкую картину государства российского. В книге мы встречаем и персонажей высшего света, и поместных дворян, и крестьянство. Кроме фактического показа всех слоев общества, Александр Сергеевич демонстрирует вкусы, моду того времени, направления общественной мысли.

Именно поэтому Петр Плетнев, друг поэта, назвал роман «карманным зеркалом», а Виссарион Григорьевич Белинский - произведением в высшей степени народным. И это несмотря на то, что образ Онегина в романе во многом привязан к высшему свету. С одной стороны, он презирает его, пренебрегая его условностями, предельно ясно показывая читателю, что люди «оттуда» не отличаются ни глубокими знаниями, ни самоотверженным трудом для Отечества. А с другой, он не может отдалиться от него настолько, чтобы полностью пренебрегать его мнениями и оценками. Александр Сергеевич писал о своем герое, что великосветская «хандра … бегала за ним… как верная жена».

Онегин становится дворянином поместным

Мы знакомимся с Евгением в самом начале романа, когда он, небогатый дворянин, зимой 1819 года внезапно для себя становится наследником почившего помещика, приходящегося ему дядей. Образ Онегина в романе Пушкина, воспитанного гувернером-французом, индифферентен ко всему тому, что сам поэт любил: русскому языку, русской природе, народной культуре, фольклору. Он безупречно владеет французским языком, умеет любезно вести разговор, владеет «наукой страсти нежной». Александр Сергеевич живописно рассказывает о посещении Онегиным театров и ресторанов.

До он вел обычную для молодежи своего круга жизнь, растрачивая ее на салоны, балы, рауты, театры. Однако ему претили салонные нравы. Он стал избегать приглашений.

Образ Онегина в романе Пушкина - это типаж образованного дворянина, осознающего тлетворность крепостного права. Его отличают холодный логический ум и благородство души. Характерно, что войдя во владение имением, он заменил тяжелую для крестьян барщину «оброком легким». Однако деятельным владельцем крестьянского хозяйства он так и не стал. Как типичный представитель господствующего класса, он не испытывает ни малейшей потребности в любой работе, полезной для общества. Попытавшись заняться литературным трудом, он вскоре охладел к этому занятию, как саркастически написал Пушкин. Онегин, став поместным дворянином, остался великосветским человеком. Все предыдущее воспитание не привило Евгению адаптации к любой деятельности. Для него весь уклад жизни людей, создающих общественные блага, чужд, не вызывает интереса, а также желания участвовать в нем деятельно. Этот недюжинный, глубокого ума человек, словно греческий герой Антей, лишенный связи с родной землей, выглядит бессильным и бесполезным, не имея какой-либо цели в жизни.

Испытание любовью

Именно в период пребывания Евгения в деревне проявляется его характер. С одной стороны, он избегает общества пустых и ограниченных окружающих помещиков. С другой, как показывает анализ «Онегина», он не выдерживает испытания любовью.

Внутренняя противоречивость главного героя романа наиболее рельефно отображается в его отношениях с Татьяной Лариной. Татьяна - самый любимый персонаж для самого Александра Сергеевича среди всех, когда-либо созданных им. Она, воспитанная на романах, увидела в Евгении «тот самый» типаж романтического героя и искренне влюбилась в него. Ее письмо с признанием, написанное летом 1820 года, - шедевр литературного выражения человеческих чувств.

Следует признать, что женские образы в романе «Евгений Онегин», а в особенности Татьяна Ларина, гораздо естественнее, чем главный герой романа, оторванный от реальной народной действительности, витающий в своих размышлениях. У нее, в отличие от главного героя, имеется такая черта личности, как близость к народному восприятию мира, искренность. Шум и суету света она называет «ветошью маскарада». назвал этот показ «русскости» в образе Татьяны (что напрочь отсутствовало в Евгении) - подвигом.

Действительно, до пушкинской Татьяны в искусстве народ и представители дворянства скорей противопоставлялись, но не ассоциировались в принципе.

Испытание дружбой

Литературный герой Онегин отличается «души прямым благородством». Как пишет о нем Пушкин, Евгений - «добрый малый» и его личный друг. Более того, на одной из собственноручно изображенных иллюстраций к роману он показывает себя рядом с Онегиным у перил Невского моста. Евгений привязывается душой к друзьям. Примером могут послужить его дружеские отношения с Владимиром Ленским, восторженным восемнадцатилетним поэтом. Тот, получив образование в Германии, проникся там духом романтизма. Будучи поэтом, он энергичен, бойко сочиняет восторженные стихи. Впрочем, анализ «Онегина» показывает, что дружба эта проистекает по законам высшего света. Кроме совместного приятного времяпровождения на балах и в гостях, а также дружеских советов друг другу, такая дружба предполагала огромное эго каждого из молодых людей. Это вполне допускало и лелеяние взаимных обид, и возможность отомстить другу за какое-то мелкое и временное неудобство.

Совершенно глупо с точки зрения элементарного здравого смысла выглядит история дуэли Онегина и Ленского 14 января 1821 года, закончившаяся трагически для последнего. Следуя понятиям света, боясь прослыть трусом, не отменил дуэли обладающий холодным острым умом Евгений Онегин. Герои романа, конечно же, могли уладить свои отношения и не прибегая к оружию. Нравы высшего света навязали им извне депрессивную и неадекватную схему поведения.

Евгений Онегин после дуэли

Зимой 1821 года Онегин отправляется в путешествие. Так было заведено у дуэлянтов - уехать, чтобы потом, по прибытии, пересуды поутихли. А Татьяна в это же время выходит замуж. Онегин же в 1823/1824 проживает в Одессе (хронология совпадает с пребыванием там самого Пушкина). А зимой 1824/1825 годов возвращается в Санкт-Петербург.

Здесь он встречается с Татьяной. Он уже искренен. Лед его сердца растоплен. Евгений объясняется в любви… Однако Татьяна уже другая… Мать семейства, мужнина жена, хранительница очага. Превыше движений своей души она ощущает личную ответственность за сохранение своей семьи.

Пушкин… Онегин… Татьяна… Какую замечательную картину чувств изобразил великий мастер слова!

Знаковость образа

Начиная с пушкинского Евгения Онегина, в русской литературе появляется традиция изображать «героев времени». Классики, начиная именно с Александра Сергеевича Пушкина, начали задаваться вопросом о том, кто он такой - типичный для данного времени человек, определяющий прогресс общества. Вослед за пушкинским героем на суд публики предстал лермонтовский Григорий Александрович Печорин. Сравнительная и Печорина показывает, что они оба - дворяне, их скептицизм, неверие во многом - плоды внутренней жандармской политики России после событий 14 декабря, политики недоверия к людям. Сущность обеих этих личностей - протест против окружающей действительности, стремление отыскать и реализовать себя.

Вывод

Образ Онегина - знаковый для творчества Пушкина. Его сочностью и художественностью восхищались и восхищаются. Это - не серая личность, он - персонаж фактурный. Его отличают глубокий разум, умение проанализировать и определить реальные мотивы и рычаги процесса. Он хорошо разбирается в людях. Различные образы в романе "Евгений Онегин" словно притягиваются магнетизмом главного героя романа.

В нем есть и черты автобиографические. Однако поэт полностью не ассоциирует себя с Онегиным. Он не идеализирует Евгения, указывая на присущие тому недостатки. Его он называет своим другом. Себя же Александр Сергеевич ассоциирует с «голосом от автора».

Роман Пушкина, как известно, заканчивается на неоконченном действии. Поэтому каждый читатель сам имеет право самостоятельно домыслить - сможет ли Евгений найти себя, или же так и проживет жизнь - бесцельно.