Образование будущего через призму прошлого. Десять главных изменений в образовании будущего Урок будущего в сфере образования

«В Прекрасное Далеко я начинаю путь»


Будущее… Оно всегда притягивает к себе людей… Мы постоянно хотим знать то, что нас ожидает… Мы живем надеждой на будущее, не подозревая о том, что только от нас, от нашего настоящего зависит то, каким оно будет... Вспоминая песню из детского кинофильма, хочется обратиться к будущему и сказать: «Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко…. я начинаю путь». Я действительно начинаю путь молодого педагога. Каким будет этот путь, зависит не только от меня.

Чего мне ожидать в своей профессии? Какой будет и должна быть школа будущего? Должна ли она полностью отойти от сложившейся традиционной системы, быть новаторской или пойти на компромисс? На данные вопросы не может быть однозначных ответов, но одно я знаю точно: без прошлого нет будущего.

Сегодня мы слышим много нареканий в адрес школы. Родители говорят, что учителя плохо учат детей, учителя жалуются на учеников и родителей, а все вместе - на ЕГЭ, органы образования, новые стандарты и образовательные программы. Но еще в середине 20 века известный антрополог Маргарет Мид говорила о том, что «мы сейчас находимся на том рубеже, когда должны преподавать нашим детям то, что еще вчера никому не было известно, и готовить нашу школу к тому, о чем еще никто не знает». По ее мнению школа должна работать с опережением, быть на шаг вперед всего общества. Ведь она не только обучает, но и воспитывает ребенка.

Современные дети очень рано развиваются и взрослеют в связи с постоянным развитием общества, его информатизацией, бесконечным потоком информации. Они могут обладать незаурядными способностями, которые, к сожалению, не всегда проявляются ярко. Часто удивляет стремление авторов наших учебников, учебных программ «запихнуть» в современные программы все последние достижения науки. Это немыслимо. Это невозможно в принципе. Поэтому очень важно дать учащимся определенный уровень знаний. Но такой уровень, который поможет им получать новые знания самостоятельно. Во всяком случае, в период обучения в средних и, особенно, старших классах.

Меня очень волнует, что в современной школе почти не решаются задачи воспитания. Как же в таком случае мы собираемся воспитывать граждан Российской Федерации, формировать у них патриотические чувства? Я считаю, что приоритет в образовании нужно отдать воспитанию, оно должно органично вплетается в общий процесс обучения и развития.

XX век уничтожил традиционную семью, уничтожил целые сословия в нашей стране - дворянство, купечество, да и крестьянство. А ведь сохранить своё лицо, не копируя Запад, мы можем, только восстановив и собрав по крупицам наши русские традиции. Этим и должны заниматься и семья, и школа. Воспитание - непрерывный процесс, поэтому нельзя "свалить" воспитание своего ребенка только на школу. Семья обязательно должна принимать непосредственное участие в этом процессе. Уважаемые бабушки и дедушки, дорогие мамы и папы, давайте сегодня, сейчас начинать с азов, с фундамента. Давайте перед сном читать малышу традиционные русские сказки и предания. Русский школьник должен быть знаком с именами славянских и русских былинных и исторических героев, а не мечтать стать похожим на Бетмена или Человека-паука, должен знать мировоззрение своих кровных предков, должен постигнуть величие родного народа, родной земли, родного языка, а не засорять речь никому непонятными иностранными жаргонизмами. Только в содружестве «школа-родители» мы сможем воспитать гражданина, патриота своей великой страны.

Говоря о школе будущего, нельзя не затронуть личность учителя. Именно он является центральной фигурой, реализующей задачи, поставленные перед школой. Каким мне видится учитель? Каким хочу стать я сама? В первую очередь, эрудированным в различных областях. Учитель, ограниченный только своим предметом, не будет интересен ученикам. Он должен уметь вести диалог с учениками, а с современными детьми это не так просто. Вместе с тем, учитель должен быть бесконечно влюбленным в свой предмет и заражать этой любовью своих воспитанников. Тогда ученики будут ждать его уроки, стремиться быть на них достойным своего учителя.

Успешно сочетая индивидуальную и коллективную работу, используя нетрадиционные формы работы, например, театральные постановки, интеллектуальные игры, творческие проекты, дискуссии, интернет-олимпиады, диспуты, педагоги могут развивать детей. Можно добиться того, что дети будут усваивать гораздо больше информации, научатся работать с ней, научатся применять свои способности, а также знания и умения на благо общества.

Но учитель в школе не должен быть обособлен. Он должен обязательно действовать со своими коллегами. Способов взаимодействия представляется множество. В первую очередь, между предметами. Это взаимодействие покажет школьнику единство окружающего мира. А с другой стороны, обмен информацией между учителями при таком взаимодействии, возможно, снизит нагрузки школьника.

Взаимодействие же во внеурочное время бесценно. Экскурсии и походы школьников с учителями запоминаются на всю жизнь.

Дети - наше будущее. Банально, но факт. А будущего нет без прошлого. Поэтому мне хочется видеть школу будущего на основе школы прошлого, где УЧАТ УЧИТЬСЯ И ГДЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ.

Возвращаясь к образу школы будущего, хочу сказать, что не современное оборудование должно стать ее главным показателем. Оно должно быть лишь необходимым условием ее существования. Атмосфера молодости, любви, творчества, ценности знаний и культуры - вот та среда обитания, в которой бы хотелось находиться. Если обществу необходимы талантливые, умные, профессиональные молодые люди - вчерашние выпускники школ - значит, и школа должна стать современной. И это касается не только обеспечения школы необходимым оборудованием, но ее обеспечение талантливыми, умными, профессиональными специалистами. Ведь именно они развивают и школу и ребенка в школе.

Будущего практически невозможно. Однако, судя по тому, каким путем сегодня развивается мир в целом, и образовательная сфера в частности, можно выделить основной вектор этого развития – технологии.

Технологии стремительно распахивают дверь и уверенно входят в нашу жизнь так, что этот процесс движение кажется уже необратимым. Изменяя способ выполнения заданий, образ мышления, предоставляя совершенно новые средства для обработки данных и информации, технологии изменяют людей.

Процесс получения знаний все в большей степени зависит от технологических новшеств.

Образование будущего будет строиться вокруг новых инновационных, и в большинстве своем цифровых, технологий и инструментов. Медийная среда и интернет ресурсы предоставят возможность процессу обучения становится более гибким, и более индивидуальным. Возможно, место классных комнат частично займут интерактивные образовательные платформы, образовательные социальные сети и .

Визуализация

Как известно, большую часть информации человек получает от зрительного анализатора. Другими словами, ученику гораздо важнее то, что он видит, скорее, чем слышит. Визуализация обучающего материала в будущем будет достигать качественно нового уровня. Анимация, графические изображения, динамические таблицы, графики и диаграммы, инфографика, видеоматериалы и многое другое. Визуальные продукты играют основополагающую роль в процессе донесения знаний и информации.

Персонализация

Образование и обучение будет более персонализованным и индивидуальным. Персонализованные, то есть подобранные с учетом потребностей ученика или студента, платформы. Индивидуальный подбор предметов на основе интересов и способностей. Темп подачи материала также будет приспособлен к особенностям восприятия каждого ученика.

Диверсификации

Методики подачи материала, стратегии обучения, методы и формы оценки знаний будут становиться еще более разнообразными и креативными.

Доступ к информации

Сейчас уже можно говорить о том, что буквально на расстоянии вытянутой руки (а именно расстояние, которое нужно преодолеть, чтобы выйти в Интернет, будь-то дотянуться до смартфона, ай пада или компьютера) находится любая информация на любую заданную тематику.

Использование облачных технологий

Которые в свою очередь упрощают вышеупомянутый доступ к ресурсам, программному обеспечению, и предоставляют возможность комфортной дистанционной работы над проектами совместно с другими участниками, в режиме реального времени.

Геймификация

Иными словами, это привнесение элементов игр в процесс образования. Примером могут служить введение системы достижений, очков, баллов, уровней, значков отличия. Особым преимуществом является мгновенная обратная связь. То, как ты справляешься с заданием, с предметом, ты узнаешь не в результате оценки в аттестате, а сразу же, по мере освоения материала.

А также представьте, что неотъемлемой частью образования будущего станут:

К 2020 году :

  • ЗД принтеры и 3Д модели,
  • экранизированные цифровые парты,
  • проекционные модели на всю стену

К 2030:

  • Цифровые очки
  • Огромные возможности виртуальной реальности
  • Голография
  • Нейроинформатика
  • Экраны на сетчатке глаз

В будущем образование станет непрерывным взаимосвязанным процессом, позволяющим ученикам получать знания необходимые для выживания в постоянно изменяющихся условиях существования.


До 1 сентября осталось всего несколько дней. Миллионы детей по всей России и другим странам снова отправятся в школу , чтобы получать там знания. И, надо сказать, некоторые учебные заведения уже вовсю используют в своей работе инновационные технологии . О десятке самых необычных и интересных из них пойдет речь в этом обзоре.



Тех родителей, который даже в школу не могут отправить своего ребенка без беспокойства за него, порадует школьная форма от британской компании Trutex, оснащенная GPS-маячком, в передающим онлайн-режиме текущее местоположение ученика, будь то школа, магазин или гаражи за домом.




К сожалению, здоровье ребенка не всегда позволяет ему ходить в школу. Для таких случаев и создан робот с названием VGo, который сможет присутствовать на занятиях, передавая увиденное и услышанное своему владельцу. С помощью этого устройства малыш может также передвигаться по коридорам из класса в класс и даже общаться с друзьями.




В школе ученики до сих пор большую часть информации пишут от руки карандашами и шариковыми ручками. Но при этом все более заметная часть домашних заданий выполняется на компьютере. Для того, чтобы объединить эти два мира, и создана электронная ручка Recorder Pen, превращающая рукописный текст в печатный.




Пока другие страны только внедряют электронные учебники, Грузия стала первой страной в мире, в которой школьное образование перешло в цифровой формат. С 2011 года все первоклассники получают от правительства бесплатные нетбуки, специально созданные для учебы.




Дизайнер Филан Миллер (Phelan Miller) обещает уже в 2015 году начать серийный выпуск интерактивных школьных парт, которые превратят процесс учебы в занимательную интеллектуальную игру, в которой есть место не только Интернету, но также фантазии и смекалке.




Компания Apple разработала и всячески продвигает уже который год проект iTunes University, позволяющий скачивать с iTunes курсы лекций лучших преподавателей мира, чтобы затем прослушивать их не в тесной университетской аудитории, а при помощи аудиоплеера в любой точке мира.




Похоже, настало время навсегда проститься с классическими школьными досками, на которых необходимо писать мелом. Ведь все большую популярность набирают электронные их аналоги, такие как NANHAO.




Study Blue – это специальное приложение для смартфонов, помогающее в процессе учебы. С его помощью школьники и студенты могут обмениваться учебной информацией, координироваться между собой для получения знаний и выполнения домашних заданий. Преподаватели также могут использовать эту программу для того, чтобы взаимодействовать с учениками, давать им новые материалы и проверять правильность усвоения предыдущих.




Нет лучшего способа научить детей иностранному языку, чем предоставить им учителя, для которого эта речь – родная. Однако, к сожалению, далеко не всегда это возможно. Но корейские школьные власти нашли остроумный выход из данной ситуации. Они приглашают преподавать американцев, которые живут у себя в США, а общаются с учениками посредством робота.




КлассИнфо – это едва ли не самый лучший и наглядный пример пользы современных технологий в процессе обучения. Эта программа предназначена не только для учителей, которые с ее помощью смогут вести электронный журнал и общаться между собой, но и для родителей. Последние получают возможность контролировать успеваемость своего ребенка, выполнение им домашних заданий, а также узнавать про время прихода и ухода его со школы. Не радостно только самим ученикам, чья жизнь попадает под жесткий контроль с обеих сторон!


Эссе

на тему « Образование 2020: взгляд в будущее»

Елена Михайловна Шерешкова, учитель биологии МБОУ города Иркутска СОШ №24

«Образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его» (Пифагор) Словарь Ушакова трактует значение слова «образование» как «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение ». Если рассматривать образование в контексте социального прогресса, то благодаря образованию человечество сумело разорвать связь с Природой, в которой объем познания и продолжительность жизни были взаимосвязаны. Именно образование позволило людям целенаправленно передавать свое культурное наследие – накопленные знания, ценности и навыки – от одного поколения к другому. Каким же должно быть образование будущего?

С одной стороны, если постараться заглянуть в 2020 год и поразмышлять о том, что будет представлять собой образование того времени, то приходит мысль, что это не такое уж отдаленное будущее - сегодняшний день и 2020 год разделяют всего 6 лет! В 2020 году выпускниками школы будут те девчонки и мальчишки, которые сейчас учатся в 5 классе. Какими они станут через 6 лет? Хочется верить, что это будут личности, умеющие объяснять сущность и причины явлений действительности, применяя необходимые научные знания, умеющие ориентироваться в проблемах экономики, политики, межкультурного воздействия, способные решать проблему выбора профессии, успешно реализовывать различные социальные роли. Они действительно станут такими, потому что современная школа, мы, учителя стремимся научить их

быть самостоятельными, образованными, ответственными людьми, постоянно раздвигающими свои границы, расширяющими свои возможности.

С другой стороны, если вести речь о действительно отдаленном будущем, то не могу не согласиться с мнением современного философа Александра Гершаника о том, что мы – первое поколение, которое не знает, чему учить потомков, потому что знания устаревают быстрее, чем мы успеваем их передать. И тогда, признавая это, целью образования должно стать само образование , которое приобретет характер ведущего фактора социальной эволюции человека. Идеалом образованного человека в будущем станет не человек, владеющий определенными знаниями в своей сфере, умеющий их применять в определенных обстоятельствах, а человек бесконечно самообразовывающийся, для которого цель образования сведется к самому образованию, подобно тому, как «смысл жизни» сводится к формуле «жизнь для жизни».

Я понимаю, что образование отдаленного будущего не оторвано от сегодняшнего дня. Оно зависит от нас, современных педагогов. А это значит, что мы, учителя, уже сегодня сами должны стать такими, какими мы хотели бы видеть наших учеников в будущем: яркими личностями, целеустремленными, ясно осознающими свои цели и пути их достижения.

В учебниках, как известно, описан позавчерашний день. А как же быть с сегодняшним днем? Вопрос покажется странным человеку, который знает, что ответ на практически любой вопрос можно найти в Интернете. Однако чтобы получить ответ на свой вопрос, нужно его правильно задать. Вероятно, что в настоящее время это - самое главное, чему нужно учиться.

Раньше система образования была ориентирована на то, чтобы дать определенный объем знаний молодому человеку. Такого объема знаний хватало достаточно надолго, а многим - на всю жизнь. В современном мире объем информации возрос многократно. И вместить всю поступающую информацию в голову абсолютно невозможно. Да и не нужно, так как в современном мире информация изменяется очень быстро. А вот умение быстро ориентироваться в море информации, искать правильные ориентиры и плыть в нужную сторону, стало цениться очень дорого.

Своими исследованиями в области компьютерных сетей и квантовой органической химии известен индийский ученый Сугата Митра (Sugata Mitra). В последние годы он занимается решением проблем образования, которые особенно существенны для Индии. В этой огромной стране проживает большое количество бедного и безграмотного населения. Кроме того давно уже стало ясно прежняя система образования, достаточно хорошая, созданная ещё во времена Британской империи, дает сбои по причине нехватки учителей, причем именно там, где они особенно востребованы - в самых запущенных и бедных районах страны.

А может и не нужно так много учителей, если на помощь призвать Интернет? - задался вопросом Сугата Митра. Он заметил, что если поставить перед детьми задачу и заинтересовать получением результата, то они очень быстро обучаются работе с компьютером, быстро и хорошо изучают английский язык и с легкость находят нужную информацию в Интернете.

В области детского образования свой первый эксперимент Сугата Митра провел в 1999 году. Этот эксперимент он назвал «Дырка в стене» («Hole in the Wall»). Стенд с компьютером, экраном, мышкой и клавиатурой был размещен в стене здания в одном из трущобных районов Дели. Местные дети свободно могли пользоваться этим устройством. Им никто ничего не объяснял. Учитель тоже отсутствовал.

В результате оказалось, что дети играючи могут обучиться работе с компьютером и Интернетом и без знания английского языка, причем неважно, кто они и где живут. Немаловажным моментом оказалось общение внутри группы. В итоге этого общения дети обучили друг друга. Они смогли быстро освоить английский язык, необходимый для работы в Интернете, и, самое важное, научились задавать поисковым системам вопросы и делать правильные выводы на основе ответов поисковиков.

Благодаря нехитрой игре многие ребятишки из трущоб улучшили свой английский язык. На компьютер была установлена бесплатная программа, входящая в состав операционной системы Windows, которая произносимую речь преобразовывала в печатный текст. Дети о чём-то рассказали компьютеру, в ответ он выдал какую-то абракадабру. Дети были возмущены: «Он не понимает нас!». На что Митра ответил: «На два месяца я оставляю вам компьютер. Добейтесь того, чтобы он вас понимал» - «Но как?» - «Не знаю!»

А через два месяца дети разговаривали практически на идеальном английском языке. И они самостоятельно научились этому. В дальнейшем многие из них смогли получить работу в центре технического обслуживания, в котором требуется общаться на хорошем английском языке с клиентами изо всех стран мира.

Из экспериментов Сугаты Митры можно сделать следующий вывод: если у ребенка есть интерес, то начинается обучение. По мнению Митры, обучение происходит в коллективе таких же заинтересованных ребят. Обучение в коллективе - это самоорганизующаяся система. И как любая самоорганизующаяся система, ведет себя она непредсказуемо, и результат во многом случаен.

В ходе экспериментов выяснилась роль учителя в новом процессе обучения. Учитель в новом процессе обучения оказался необходим и важен. Однако серьезно изменилась роль учителей. Они не должны, стоя перед классом, вещать истины, которые требуется выучить наизусть. Учитель

должен находиться как бы в стороне, контролировать совместную работу группы и ставить новые задачи.

Кроме того, одна из немаловажных задач состоит в том, чтобы хвалить учеников. Каждого из них хвалить за его вклад в общее дело, за сам процесс обучения. При этом учитель может находиться далеко от своих подопечных, совсем в другом месте.

Из английских пенсионерок Митра организовал отряд так называемых «облачных бабушек». Бабушки вообще имеют богатый опыт ласкового общения с детьми. Именно благодаря ласке и терпению они являются самыми ненавязчивыми учителями будущего поколения. И кроме того английские бабушки - ужасно активные. Сугате Митре удалось из них легко набрать 200 помощниц. С помощью скайпа за два года они провели с группами индийских ребят 600 часов уроков. Результаты были достигнуты потрясающие. Ребятишки из бедной и глухой провинции сдавали тесты с необычайно высоким результатом. А это гарантия их поступления в хорошие университеты и дальнейшего продвижения по жизни.