Общероссийские классификаторы технико экономической и социальной информации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (октэси). Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-

Название документа: (с изменениями на 15 марта 2017 года) (утратило силу с 01.01.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2016 N 1012)
Номер документа: 677
Вид документа: Постановление Правительства РФ
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Недействующий
Опубликован: Российская газета, N 250, 10.12.2003

Собрание законодательства Российской Федерации, N 46 (ч.II), 17.11.2003, ст. 4472

Приложение к "Российской газете", N 48, 2003 год

Дата принятия: 10 ноября 2003
Дата начала действия: 18 декабря 2003
Дата окончания действия: 01 января 2019
Дата редакции: 15 марта 2017

Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области

(с изменениями на 15 марта 2017 года)

Утратило силу с 1 января 2019 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2016 года N 1012
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 33, 15.08.2005);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 года N 1615-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 27.11.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 917 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 15.12.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года N 659 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 13.09.2010);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.06.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.09.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.03.2017, N 0001201703170013).
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области.
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

2. Установить, что:

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет межведомственную координацию работ по разработке, ведению, изменению и применению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - общероссийские классификаторы);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

абзац утратил силу с 25 марта 2017 года - постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 - см. предыдущую редакцию .

Федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов по перечню согласно приложению.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2013 года N 506 . - См. предыдущую редакцию)

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим постановлением Положением.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 года N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 45, ст.5434).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Положение о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 ноября 2003 года N 677

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию .

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - общероссийские классификаторы), в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

2. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2013 года N 506 постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

а) обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

б) определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

в) обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов, организует централизованный учет, регистрацию, комплектование и хранение общероссийских классификаторов, а также их актуализацию;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

г) организует в установленном порядке официальное опубликование, издание и распространение общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

д) обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.
(Пункт в редакции - см. предыдущую редакцию)

4. Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в Федеральный информационный фонд стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 ; в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

5. Федеральная служба государственной статистики обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов (банка данных классификаторов) и использование информационно-вычислительной сети Службы для предоставления текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, другой информации, касающейся общероссийских классификаторов, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, разрабатывает необходимые для этого инструктивно-методические документы и программно-технологические средства (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 - см. предыдущую редакцию).

6. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

7. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

8. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 ; в редакции, введенной в действие с 27 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2013 года N 506 ; в редакции, введенной в действие с 25 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2017 года N 301 . - См. предыдущую редакцию)

9. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

10. Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 - см. предыдущую редакцию);

Министерство экономического развития Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг , Общероссийского классификатора экономических регионов , Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ;
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 917 постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года N 817 . - См. предыдущую редакцию)

Министерство образования и науки Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора специальностей по образованию , Общероссийского классификатора специальностей высшей научной квалификации и Общероссийского классификатора начального профессионального образования (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 - см. предыдущую редакцию);

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора занятий и Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ;
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 ; в редакции, введенной в действие с 28 сентября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года N 817 . - См. предыдущую редакцию)

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора полезных ископаемых и подземных вод (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 917 - см. предыдущую редакцию);

Федеральное агентство железнодорожного транспорта - в отношении Общероссийского классификатора видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 - см. предыдущую редакцию);

Министерство энергетики Российской Федерации - в отношении Общероссийского классификатора гидроэнергетических ресурсов (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 917 - см. предыдущую редакцию).

11. Информация, предоставляемая в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, включает в себя:

библиографическую информацию об общероссийском классификаторе, в том числе дату введения в действие, федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора, и наличие изменений;

текст общероссийского классификатора и внесенных в него изменений.

12. Библиографическая информация об общероссийских классификаторах предоставляется бесплатно.

Тексты общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений предоставляются в порядке, устанавливаемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящего Положения (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 493 ; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 917 - см. предыдущую редакцию).

Приложение. Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 10 ноября 2003 года N 677

Наименование
общероссийского классификатора

Федеральный орган
исполнительной власти,
обеспечивающий разработку,
ведение и применение
общероссийского
классификатора

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстандарт

Росстат

Для систематизации экономической информации применяются различные классификаторы, которые разрабатываются на основе систем классификации и кодирования. Классификатор- это систематизированный свод однородных наименований (классификационных признаков) и их кодовых обозначений.

Основное назначение классификаторов:

Однозначное обозначение объектов;

Группировка информации по ряду признаков;

Минимизация объемов хранимых данных в информационном фонде системы;

Ускорение процедур поиска и обмена данными в компьютерной среде.

Классификатор является стандартным кодовым языком документов, финансовых отчётов и автоматизированных систем.

Классификаторы разрабатываются как на уровне отдельных предприятий (организаций), так и на уровне государств. Существуют следующие уровни классификаторов:

- международные - стандартные классификаторы, используемые по всему миру;

- межгосударственные - классификаторы, используемые в рамках экономических союзов и других межгосударственных объединений: например, классификаторы используемые в ЕС, СНГ и т. д.

- национальные (общегосударственные ) или межотраслевые - классификаторы, используемые в пределах государства и не должны противоречить международным классификаторам;

- отраслевые - классификаторы, используемые в рамках одной отрасли;

- локальные или системные - классификаторы, принятые отдельным предприятием (организацией) для применения в рамках своей автоматизированной информационной системы. Они содержат информацию, необходимую для решения задач в конкретной АИС и отсутствующую в общегосударственном (национальном) или отраслевом классификаторе.

Международные классификаторы входят в состав Системы международных экономических стандартов (СМЭС ) и используются для обмена информацией между предприятиями разных стран мирового сообщества.

В состав СМЭС входят классификации Организации объединенных Наций (ООН) и ее специализированных образований, в том числе:

Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);

Международная стандартная торговая классификация (МСТК);

Классификация основных продуктов (КОП);

Классификация международной организации труда (МОТ) и др.

В России классификаторы образуют Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ(ЕСКК) , созданную по постановлению правительства в 1970-х годах и продолжающую развитие на основании Приказа Госстандарта России от 24.11.1999 № 504 "О развитии Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. В состав ЕСКК входят: общероссийский классификатор (ОК); отраслевые; региональные, единые для данной территории; локальные.


Общероссийский классификатор - классификатор, принятый Госкомстатом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией и в общероссийских унифицированных формах документов (УФД). Общероссийский классификатор не должен противоречить соответствующим международным классификаторам.

Существует около 40 классификаторов общефедерального значения, которые условно делятся на 4 группы:

1. Классификаторы трудовых и природных ресурсов, например ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

2. Классификаторы информации о структуре экономики (СООГУ) и административно-территориальном делении страны (СОАТО).

3. Классификаторы информации о продукции и услугах (ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции - ОКП, ОК строительной продукции).

4. Классификаторы технико-экономических показателей (ОКТЭП), управленческой документации (ОКУД), единиц измерения (ОКЕИ) и др.

В случае отсутствия необходимого классификатора приступают к разработке локального классификатора по правилам определенной системы классификации.

Разработка локальных классификаторов состоит из четырех этапов:

1. Определение перечня и количества объектов, подлежащих кодированию. На этом этапеопределяются объекты, подлежащие кодированию. Ими могут быть работающие, материалы, подразделения, оборудование, предприятия, организации и т. д. Затем по каждой номенклатуре устанавливается полный список всех позиций, подлежащих кодированию.

2. Систематизация объектов по определенным классификационным признакам.

3. Определение правил обозначения объектов кодирования (выбор системы кодирования).

4. Разработка кодовых обозначений и положений по их ведению и внесению в них изменений. Осуществляется непосредственное присвоение объектам кодовых обозначений, т.е. выполняется процесс кодирования - присвоение условных обозначений различным позициям номенклатуры. Заканчивается этот этап составлением классификатора, который оформляется в виде справочника.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - НД, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов в межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации устанавливается правительством РФ.

Основными нормативным документом в сфере классификации и кодирования информации являются Правила по стандартизации. Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации. ПР 50.1.019-2000. Эти Правила введены в действие 1 апреля 2001г. (далее - Правила стандартизации ПР 50.1.019-2000).

В правилах стандартизации ПР 50.1.019-2000 используются следующие основные термины и понятия.

Классификация - разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации.

Объект классификации - элемент классифицируемого множества.

Признак классификации - свойство или характеристика объекта классификации, по которому проводится классификация.

Классификационная группировка - подмножества объектов, полученное в результате классификации.

Ступень классификации - этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок.

Глубина классификации - число ступеней классификации.



Кодирование - присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.

Алфавит кода - система знаков (символов), принятых для образования кода.

Иерархический метод классификации - метод классификации, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества.

Последовательный метод кодирования - метод кодирования, при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях.

Общероссийский классификатор (ОК ) - классификатор, принятый Федеральным органом по стандартизации и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией.

Классификатор организации - классификатор, принятый организацией, предприятием или группами, занимающимися аналогичными видами экономической деятельности, применяемый только этими хозяйствующими субъектами.

Международная классификация - классификация, принятая международной организацией.

В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на следующие категории:

· Общероссийские классификаторы;

· Отраслевые классификаторы;

· Классификаторы организаций.

Для общероссийского классификатора установлены следующие стадии разработки и ведения:

1-я стадия – организация разработки общероссийского классификатора;

2-я стадия – разработка первой редакции общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации;

3-я стадия – разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и представление для принятия;

4-я стадия – принятие и государственная регистрация общероссийского классификатора;

5-я стадия – официальное издание общероссийского классификатора;

6-я стадия – ведение общероссийского классификатора.

Наиболее распространенные общероссийские классификаторы:

· Общероссийский классификатор стандартов (ОКС);

· Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

· Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД);

· Общероссийский классификатор предприятий и организаций;

· Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

На стадии разработки первой редакции проекта общероссийского классификатора должны быть проведены следующие работы:

· подготовка исходного множества объектов классификации;

· классификация данного множества объектов классификации;

· унификация построения и подписания наименований объектов;

· кодирование заданного множества объектов.

Классификация заданного множества объектов включает:

· выделение признаков классификации;

· определение методов классификации для заданного множества объектов;

· определение необходимой и достаточной глубины классификации;

· упорядоченное расположение объектов классификации и их группировок.

Кодирование заданного множества объектов предусматривает:

· выбор метода кодирования;

· выбор алфавита и длины кода;

· построение структуры кода;

· кодирование объектов классификации и их группировок;

· расчет при необходимости контрольного числа для защиты кодов общероссийского классификатора;

· обеспечение резервной емкости кодов общероссийского классификатора.

Общероссийский классификатор состоит из следующих структурных элементов:

· обложки;

· титульного листа;

· предисловия;

· наименования общероссийского классификатора;

· даты введения;

· введения;

· перечня позиций;

· приложений.

Стандарты организаций

Применение СТО, как и национального стандарта, направлено на достижение целей, указанных с ст.11 ФЗ о тех.рег. В частности, СТО применяются для: а) совершенствования производства; б) обеспечения качества продукции (выполнения работ, оказания услуг); в) распространения и использования результатов исследований (испытаний) и разработок в разных областях знаний.

Кроме того, СТО могут разрабатываться для обеспечения соблюдения технических регламентов, российских национальных стандартов, международных и региональных стандартов, национальных стандартов других стран, стандартов зарубежных фирм. В рекомендациях по использованию в нашей стране международных и региональных стандартов (Р 50.1035- 2001) указывается, что «до принятия международных и региональных стандартов в национальных стандартах они могут применяться в качестве стандартов организаций».

Объекты СТО. В зависимости от объектов, на которые распространяется стандарт, СТО бывают «внутренние» и «внешние».

В частности, объектами стандартизации внутри организации могут быть: составные части разрабатываемой и изготавливаемой продукции; технологическая оснастка и инструмент; процессы менеджмента и пр.

Объектами «внешнего» СТО могут быть: продукция, создаваемая и поставляемая данной организацией на внутренний и внешний рынки; закупаемая продукция; оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами). В качестве поставляемой продукции может быть новая продукция. Например, в ТР на молочную продукцию (п. 5 ст. 7) указывается, что разработка и производство новых продуктов могут осуществляться по стандартам организации.

Требования к разрабатываемым стандартам. Разработку СТО осуществляют с учетом в качестве основополагающих национальных стандартов (стандартов общетехнических систем) и стандартов на продукцию. Перед утверждением «внешних» СТО проводят их экспертизу силами самой организации или специализированной организации (метрологической, правовой и пр.).

Согласование проекта СТО с заинтересованными лицами перед утверждением осуществляют в порядке, установленном организацией, принимающей стандарт.

СТО утверждают, как правило, без ограничения срока действия.

СТО не должны противоречить требованиям ТР, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований ТР.

В СТО нельзя устанавливать требования, противоречащие национальным стандартам.

В состав обозначения стандарта, распространяющегося на продукцию, поставляемую на внутренний и внешний рынки, или работы (услуги), выполняемые на стороне, следует согласно ГОСТ Р 1.4 включать:

Аббревиатуру

Код органа по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

Регистрационный номер, присваиваемый организации;

Год утверждения стандарта.

Своды правил (СП)

СП- НД в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Как и стандарт, СП являются документами добровольного применения, но распространяются на специфические объекты и аспекты деятельности: строительство, безопасность процессов жизненного цикла продукции (н-р, пищевой продукции), безопасность условий деятельности человека. В отличие от национальных стандартов, утверждаемых национальным органом по стандартизации (Росстандарт), СП принимаются различными федеральными органами исполнительной власти, но эти правила действуют в общероссийском масштабе.

К СП относятся давно известные в стране документы: строительные нормы и правила (СНиПы), нормы пожарной безопасности (НПБ), Санитарные правила и нормы (СанПиНы) и пр.

Технические условия

Хотя технические условия не были включены Законом о тех.рег. в перечень нормативных документов, но до сир пор они выступают в роли технических и нормативных документов. К НД относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

Технические условия – это документ предприятия для внешнего использования. Он является аналогом национального стандарта на продукцию.

Технические условия - документ, в котором конкретный изготовитель добровольно устанавливает требования к качеству и безопасности конкретной продукции, необходимые и достаточные для ее идентификации, контроля качества и безопасности при изготовлении, хранении, транспортировании и эксплуатации.

В технических условиях в полной мере реализован принцип добровольного применения стандартов, предусмотренный в ст.12 Закона о техническом регулировании, поскольку разработчику ТУ удобно и выгодно использовать применительно к своей продукции стандартные требования, например, по методам контроля, правилам приемки, методам отбора проб и т.д.

Необходимо особо подчеркнуть, что ТУ фактически - документы межотраслевого применения, так как устанавливают требования к продукции, которые должны соблюдать не только изготовитель, но и приобретатель в части применения и эксплуатации продукции, а так же субъекты хозяйственной деятельности, транспортирующие и хранящие продукцию.

Технические условия являются документом, который разрабатывается по решению изготовителя или требованию потребителя продукции.

Технические условия должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности:

·технические требования;

·требования безопасности;

·требования охраны окружающей среды;

·правила приемки;

·методы контроля;

·транспортирование и хранение;

·указание по эксплуатации;

·гарантия изготовителя.

4.3 Виды стандартов:

1) Основополагающие стандарты:

Организационно-методические стандарты;

Общетехнические стандарты;

2) стандарты на продукцию;

3) стандарты на услуги;

4) стандарты на процессы (работы);

5) стандарты на методы контроля;

6) стандарты на термины и определения.

Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения и (или) содержащий общие положения для определённой области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических док-тов.

Основополагающий стандарт устанавливает общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнических требований (нормы правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и других общетехнических требований, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определённой области (н-р, ГОСТ Р 1.2 -2004 «Ст-ция в РФ. Стандарты национальные. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают:

Научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации – коды, метки, символы (н-р, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000-2000 «Гос-ная с-ма обеспечения единства измерений») и пр.

Общая доля основополагающих ст-тов в общем фонде – 18%.

Стандарты на продукцию - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.

В ГОСТ Р 1.0 - 2004 указывается, что стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или конкретной продукции: а) технические требования; б) методы контроля безопасности; в) технические требования к основным потребительским свойствам; г) требования к условиям и правилам эксплуатации; д) требования к транспортированию, хранению, применению и утилизации.

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором - к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарт на процессы устанавливает требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) - разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности. (Н-р,ГОСТ 26907 - 86 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 - 79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли»).

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

Стандарт на методы контроля должен в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию продукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию. В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТЫ по идентификации ряда групп пищевой продукции - молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр. Особое внимание уделяется разработке стандартов на микробиологические методы, позволяющие выявлять радиационнообработанные пищевые продукты.

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида - стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Доля стандартов на методы контроля в общем фонде стандартов составляет 24%.

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарт на термины и определения - стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации - обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677
"Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области"

4 августа 2005 г., 23 ноября 2006 г., 8 декабря 2008 г., 2 сентября 2010 г., 15 июня, 18 сентября 2013 г., 15 марта 2017 г.

Федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов по перечню согласно приложению .

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим постановлением Положением .

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 45, ст.5434).

Положение
о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и
социальной информации в социально-экономической области
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (далее - общероссийские классификаторы), в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.

2. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

а) обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

б) определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

в) обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов, организует централизованный учет, регистрацию, комплектование и хранение общероссийских классификаторов, а также их актуализацию;

г) организует в установленном порядке официальное опубликование, издание и распространение общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений;

д) обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

4. Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в Федеральный информационный фонд стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.

5. Федеральная служба государственной статистики обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов (банка данных классификаторов) и использование информационно-вычислительной сети Службы для предоставления текстов общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, другой информации, касающейся общероссийских классификаторов, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, разрабатывает необходимые для этого инструктивно-методические документы и программно-технологические средства.

6. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

7. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем:

прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

8. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

9. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

10. Предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики - в отношении всех общероссийских классификаторов;

Участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов



Национальным органом по стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

В перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

В национальных стандартах и сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и своды правил.

Применение на добровольной основе стандартов и сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и сводам правил. Неприменение таких стандартов и сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Документы в области стандартизации подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и актуализации не реже чем один раз в пять лет.

Стандарты организаций

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей технического регулирования, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований, измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Глава 3. Подтверждение соответствия