Общие понятия о трудовой деятельности человека и условиях его труда. Общие понятия о трудовой деятельности человека и условиях его труда Что значит заниматься трудовой деятельностью частично


Индивидуальная трудовая деятельность (итд)


Индивидуальная трудовая деятельность (итд) - общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связ. с их трудовыми отношениями с гос., кооперативными, др. обществ, предприятиями, учреждениями, орг-циями и гражданами, а также с внутриколхозными трудовыми отношениями.

Развитие ИТД определяется необходимостью более полного и разносторон него удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах, более гибкого учета разнообразных запросов населения и соответственно лучшего обеспечения потребительского спроса.

На основе развития ИТД создаются объективные возможности для дополнит, привлечения к общественно-полезной трудовой деятельности населения, не занятого в обществ, производстве: пенсионеров, инвалидов, студентов, учащихся, домохозяек. ИТД занимается также часть работающих в свободное от осн. работы время в порядке вторичной занятости. Во всех случаях ИТД должна базироваться исключительно на личном труде - к ней могут привлекаться только члены семьи, совместно проживающие с гражданином, осуществляющим ИТД (супруга, родители, дети, достигшие 16-летнего возраста, родственники и иждивенцы).

Законодательно определены и получают развитие четыре осн. направления ИТД:
в области кустарно-ремесленных промыслов, т.е. изготовление одежды, обуви, головных уборов, вязанных и вышитых изделий, мебели, предметов хоз. утвари и т.д. В ряде республик и местностей широкое распространение имеет и ковроткачество, изготовление гончарных и керамических изделий, рыболовных снастей и т.п.;
в сфере бытового обслуживания населения. Предусматривает такие виды деятельности, как строительство, ремонт жилищ, садовых домиков, оказание услуг по благоустройству земельных участков; технич. обслуживание, ремонт личных автомобилей и др. транспортных средств, а также сложной бытовой техники, включая радиотелевизионную аппаратуру, холодильники и т.п. В городах страны значительное распространение получает транспортное обслуживание населения с использованием личных автомобилей, т.е. индивидуальное такси. Весьма важную роль играют оказание в порядке ИТД соц. услуг по обслуживанию одиноких престарелых граждан и инвалидов, пансионное обслуживание туристов и экскурсантов;
в социально -культурной сфере. При этом предусматривается, что репетиторство, занятие медицинской практикой, обучение игре на музык. инструментах, хореографии и т.п. могут осуществляться только при наличии соответствующей спец. подготовки;
в сфере народных художественных промыслов: создание изделий традиционно народного, а также декоративно-прикладного искусства в целях продажи их населению. Заниматься такого рода деятельностью можно с разрешения соответствующего художественного совета.

Законом запрещается ИТД в ряде сфер деятельности, осуществление к-рых может нанести вред населению, напр., производство оружия, ядовитых и наркотич. в-в, любых видов взрывчатых устройств и т.п.

Для занятия ИТД необходимо разрешение. Во всех случаях для занятия ИТД граждане должны получить в местных финансовых органах регистрац. удостоверение или патент. При получении регистрац. удостоверения граждане должны учитывать сумму поступлений и затрат и в зависимости от размеров доходов выплачивать налоги.

Почти каждый человек работает для обеспечения и улучшения своей жизни. В работе используются умственные и физические способности. Сегодня, в современном мире, трудовая деятельность более обширная, чем была раньше. Как же происходит процесс и организация труда? Какие виды бывают? Почему человек отказывается от трудовой деятельности? Ответы на вопросы читайте далее…

Понятие трудовой деятельности

Работа - это умственные и физические усилия, применяющиеся для достижения определённого результата. Человек использует свои способности для последовательного труда и его заключения. Работа человека направлена на:

1. Сырьевые материалы (с ними человек работает, чтобы довести их до конечного результата).

2. Средства труда - это транспорт, хозяйственный инвентарь, инструменты и оборудование (с их помощью человек изготавливает любую продукцию).

3. Затраты живого труда, что является зарплатой всего персонала на производстве.

Трудовая деятельность человека может быть как сложной, так и простой. Например, один планирует и контролирует весь процесс работы - это умственная способность. Есть работники, которые записывают каждый час показатели на счётчике - это физическая работа. Однако не такая сложная, как первая.

Эффективность труда будет улучшена только тогда, когда человек будет иметь определённые навыки работы. Поэтому принимают людей на производство не тех, кто только закончил ВУЗ, а тех, у кого есть опыт и умение.

Для чего нужна работа человеку

Зачем мы трудимся? Для чего нужна работа человеку? Всё очень просто. Для реализации человеческих потребностей. Большинство так и думают, но не все.

Есть такие люди, для которых работа - самореализация. Часто такой труд приносит минимальный доход, но благодаря ему человек занимается любимым делом и развивается. Когда люди выполняют дело, которое им нравится, тогда работа получается более качественная. Карьера тоже относится к самореализации.

Женщина, которая находится на полном иждивении мужа, выходит на работу только для того, чтобы не деградировать. Домашний быт зачастую настолько «съедает» человека, что начинаешь терять себя. В итоге из интересной и умной личности можно превратиться в домашнюю «наседку». Окружающим такой человек становится неинтересен.

Получается, что трудовая деятельность работника - сущность личности. Поэтому вам надо оценить свои способности и выбирать ту работу, которая не только приносит доход, но и удовольствие.

Разновидности трудовой деятельности

Как уже говорилось ранее, человек для работы прилагает умственные или физические способности. Насчитано около 10 видов трудовой деятельности. Все они разнообразны.

Виды трудовой деятельности:

К физическому труду относятся:

  • ручной;
  • механический;
  • конвейерский труд (работа на конвейере по цепочке);
  • работа на производстве (автоматическом или полуавтоматическом).

К умственному труду относят виды:

  • управленческий;
  • операторский;
  • творческий;
  • учебный (сюда же относятся врачебные профессии и ученики).

Физическая работа - выполнение труда с применением мышечной активности. Они могут быть задействованы частично или полностью. Например, строитель, который несёт мешок с цементом (работают мышцы ног, рук, спины, торса и т. д.). Или оператор записывает показания в документ. Тут задействованы мышцы рук и умственная активность.

Умственная работа - приём, использование, переработка информации. В этом труде необходима внимательность, память, мышление.

На сегодняшний день только умственный или физический труд - редкость. Например, наняли строителя для ремонта в офисе. Он не только сделает ремонт, но и посчитает, сколько нужно материала, какая его стоимость, сколько стоит работа и т. д. Задействованы и умственные и физические способности. И так на каждой работе. Даже если человек трудится на конвейере. Эта работа однообразная, продукция проходит каждый день одна и та же. Если человек не будет думать, тогда он не сможет произвести правильные действия. И так можно сказать про любые виды трудовой деятельности.

Мотив трудовой деятельности

Что же побуждает человека к определённой работе? Конечно же это финансовая сторона. Чем зарплата выше, тем лучше человек старается выполнить свою работу. Он понимает, что плохо сделанное задание хуже оплачивается.

Мотивация трудовой деятельности заключается не только в денежном эквиваленте, есть ещё и нематериальные стороны. Например, многие люди будут с удовольствием работать, если создать им дружескую атмосферу в коллективе. Частая текучка кадров на работе не может создать тепло среди сотрудников.

Некоторые работники нуждаются в социальных потребностях. То есть им важно чувствовать поддержку руководителей и коллег.

Есть такой тип людей, которым необходимо внимание и похвала. Они должны чувствовать, что востребована их работа и они не зря прикладывают свои усилия к работе.

Определённые сотрудники хотят самореализовываться за счёт трудовой деятельности. Они готовы работать не покладая рук, им главное, дать толчок.

Поэтому к каждому сотруднику надо найти правильный подход, чтобы у них была мотивация трудовой деятельности. Только тогда работа будет выполнена быстро и качественно. Ведь каждого человека необходимо побуждать к работе.

Организация трудовой деятельности

На каждом производстве или предприятии установлена определённая система, по которой рассчитана трудовая деятельность человека. Это делается для того, чтобы не сбивалась работа. Организацию трудовой деятельности планируют, затем фиксируют в определённых документах (схемах, инструкциях и т. д.).

В системе планирования работы указываются:

  • рабочее место трудящихся, его освещение, оснащение и план деятельности (для труда должны быть у человека все необходимые материалы);
  • разделение трудовой деятельности;
  • методы работы (действия, которые выполняются в процессе);
  • приём труда (определяются по методу работы);
  • время работы (сколько должен сотрудник находится на рабочем месте);
  • условия трудовой деятельности (какая нагрузка у исполнителя работы);
  • процесс труда;
  • качество работы;
  • дисциплина работы.

Чтобы была высокая производительность на предприятии, необходимо придерживаться распланированной организации работы.

Процесс труда и его виды

Каждая работа происходит с помощью человека. Это и есть процесс трудовой деятельности. Он делится на виды:

  • по характеру предмета труда (работа служащих - предметом работы является технология или экономика, трудовая деятельность обычных рабочих связана с материалами или любыми деталями).
  • по функциям сотрудников (рабочие помогают выпускать продукцию или обслуживать оборудование, руководители следят за правильной работой);
  • по участию рабочих в уровне механизации.

По последнему параметру можно выделить:

  1. Процесс ручной работы (в трудовой деятельности не применяются машины, станки или инструменты).
  2. Процесс в машинно-ручной работы (трудовая деятельность выполняется с помощью станка).
  3. Машинный процесс (трудовая деятельность происходит с помощью машины, при этом рабочий не прикладывает физической силы, но следит за правильным ходом работы).

Условия труда

Люди работают в разных сферах. Условия трудовой деятельности - ряд факторов, которые окружают рабочее место человека. Они влияют на его труд и здоровье. Их делят на 4 вида:

  1. Оптимальные условия трудовой деятельности (1-й класс) - здоровье человека хуже не становится. Руководители помогают сотруднику поддерживать высокий уровень труда.
  2. Допустимые условия трудовой деятельности (2-й класс) - работа сотрудника даётся в норме, но здоровье периодически ухудшается. Правда, к следующей смене уже нормализовывается. По документам не превышается вредность.
  3. Вредные условия работы (3-й класс) - превышается вредность, и у сотрудника портится здоровье всё больше. Гигиенические нормативы превышены.
  4. Опасные условия работы - при таком труде человек рискует заболеть очень опасными заболеваниями.

Для оптимального условия сотрудник должен дышать чистым воздухом, влажность помещения, постоянное движение воздуха, температура в помещении должны быть в норме, освещение желательно создать естественное. Если не будут соблюдены все нормы, тогда человек постепенно получает вред для своего организма, что и скажется со временем на его здоровье.

Качество работы

Эта категория самая важная для трудовой деятельности. Ведь правильная работа влияет на объём и качество продукции. От рабочей силы требуются профессиональные навыки, квалификация и опыт. Эти качества дают понять, на какой труд способен человек. Очень часто на предприятиях людей не увольняют, а сначала обучают, со временем повышая его квалификацию.

В первую очередь человек сам должен осознавать ответственность в работе и качественно к ней подходить. Если показывать свою грамотность и профессиональность, тогда руководство примет решение о повышении квалификации и повышении в должности. Таким образом и улучшается качество работы.

Заключение

Можно сделать вывод, что работать человеку необходимо по нескольким причинам. Трудовую деятельность желательно выбирать по своим способностям и симпатии. Только тогда работа будет выполнена достойно и качественно. Обязательно необходимо обращать внимание на условия труда. Всегда помните о том, от чего зависит ваше здоровье. В процессе работы будьте очень внимательны, так как не исключены производственные травмы, которые влекут за собой не только проблемы для сотрудника, но и для руководства. Для успешной, высокой производительности придерживайтесь всех норм и правил, по которым работает предприятие. Всегда все проблемы оставляйте дома, а на работу ходите с улыбкой, как на праздник. Если день начнётся с хорошего настроения, тогда и закончится также.

Обычно под частичной занятостью понимают работу на неполную ставку. Этот вопрос регулирует Трудовой кодекс, в котором оговаривается, какие категории работающих могут претендовать на переход на новые условия труда, если до этого они были заняты «полностью». Это беременные женщины, матери детей до 14 лет (или детей-инвалидов до 18 лет), граждане, ухаживающие за больными родственниками независимо от их возраста. Вот им работодатель отказать в переходе на сокращенную ставку не сможет. Пожелания всех остальных выполняются по особой договоренности.

При приеме на работу тоже случается оформляться на неполную ставку по обоюдному согласию. Чаще всего этим пользуются студенты, обучающиеся на дневном отделении.

Плюсы частичной занятости

Зарплата, естественно, будет пропорциональна отработанному времени, но продолжительность отпуска при этом сохраняется, трудовой стаж начисляется так же, как и при полной занятости. Мамы могут спокойно заниматься детьми во второй половине дня, забирать их из школы, водить на кружки, и при этом что-то зарабатывать. Студенты не только обеспечивают себя, но и, при правильном выборе организации, получают неплохую практику.

Минусы частичной занятости

Если работать каждый день, то затраты на дорогу (временные и финансовые) будут такими же, как и при полном дне. Милые фразы в договоре вроде «исполнять все распоряжения директора» никто делить пополам тоже не будет: дополнительные обязанности распределяются между работниками примерно одинаково, а «сокращеннику» может еще и перепасть лишнего как самому свободному.

Новые условия выплаты пенсии, когда она зависит и от стажа, и от зарплаты, расценивают невысокие доходы так, как будто человек и не работал вовсе. Есть мнение, что эта схема через пару лет будет опять пересмотрена, но лучше от этого точно не станет.

Как преодолеть минусы частичной занятости

Любимое занятие всех беременных женщин и молодых мам – поиск дохода, не связанного с выходом из дома. Это может быть и удаленная работа с реальным оформлением по Трудовому кодексу и выполнением обязанностей на дому. Обычно сюда относится деятельность бухгалтера, корректора, швеи и прочие традиционно женские занятия.

Интернет значительно расширяет возможности вынужденно сидящих дома. Вариантов множество: рукоделие с рассылкой изделий по всей стране, продажа фотографий или векторных картинок на микростоках, создание сайтов и т.п. Правда, у фриланса есть два существенных минуса. Первый – нужно уметь что-то делать или, на худой конец, быть обучаемым. Второй – отсутствие отчислений в ПФР, оплачиваемых больничных, налогов и прочих привычных атрибутов постоянной работы. Решение второй проблемы есть: когда доходы возрастут настолько, что особо чувствительным станет стыдно обманывать государство, уклоняясь от налогов, можно оформиться как ИП – и совесть ваша будет чиста. Пусть придется делиться доходами с сомнительными государственными организациями, но считайте это необходимым жертвоприношением для успеха бизнеса.

Альтернативное понимание термина

Иногда вопрос о том, , рассматривается под другим углом, с негативной точки зрения. Частично занят не тот, кто сам захотел этого, а тот, кому не хватило работы. Под эту категорию подпадают служащие, которых сократили, но не уволили совсем. В общем, это тонкий намек на скрытую безработицу.

Список болезней для получения инвалидности полезно будет посмотреть каждому, ведь на сегодняшний день инвалидность не является редкостью, и в ее оформлении нуждаются многие люди. К инвалидности могут привести несчастный случай, врожденное или профессиональное заболевание. Какие критерии учитываются при определении статуса инвалидности? При каких болезнях дают инвалидность 1, 2, 3 групп? На эти и другие важные вопросы ответим в данной статье.

Инвалидность оформляют те, кто не может осуществлять психическую, умственную или физическую деятельность в связи с состоянием здоровья. В России инвалидность устанавливается соответствующими органами, в т. ч. медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК). Такая процедура имеет особое значение, как медицинское, так и юридическое. В результате ее проведения человек, который не способен заниматься полной или частичной трудовой деятельностью, приобретает право на получение пенсии и социальных льгот. Существует несколько категорий инвалидности.

Категории инвалидности

Ограничения функций условно разделяют на такие категории:

  1. болезни опорно-двигательного аппарата;
  2. нарушения психического состояния;
  3. заболевания системы кровообращения;
  4. заболевания органов пищеварения;
  5. заболевания органов дыхания;
  6. нарушения обменных процессов;
  7. заболевания органов чувств, нарушения осязания, обоняния, зрения, слуха.

В соответствии с законом определяются разные степени нарушений. На основании полученной информации делается вывод о категории инвалидности и сроке ее предоставления. Существует несколько степеней нарушений. Первая степень предусматривает незначительные нарушения, третья – существенные. Для подтверждения статуса инвалида выдается справка на 1-2 года, иногда на более длительный срок.

Группы инвалидности

Рассмотрим каждую из существующих групп инвалидности. Первую группу могут оформить люди, которые в состоянии позаботиться о себе сами, и не нуждаются в помощи со стороны. Она устанавливается на основе определенного перечня заболеваний. Перечень болезней для получения инвалидности включает стойкие нарушения зрения, слуха, работы внутренних органов, функций горла и носа. Также инвалидность первой группы оформляется при некоторых видах нервно-психических нарушений, дефектах конечностей и их деформации.

Инвалидность 2-ой группы дается тем, кому требуется помощь других людей из-за наличия болезни средней тяжести. Инвалидам этой группы доступна некоторая деятельность, но лишь на рабочем месте, что специально оборудовано, и при соблюдении необходимых условий. В данном случае инвалидность оформляется вследствие определения таких болезней: стойкие нарушения функций ЖКТ, опорно-двигательного аппарата, почечная и сердечная недостаточность, некоторые заболевания глаз и органов слуха, хирургические заболевания и болезни нервно-психического характера, анатомические дефекты. Третья группа инвалидности предоставляется особам, которым не нужна помощь других людей. Они ограничены в выборе рабочего места, т. к. не способны выполнять задачи, соответствующие основной специальности. Третья группа инвалидности оформляется на основании данных, подтверждающих наличие почечной недостаточности, некоторых болезней сердечнососудистой системы и ЦНС, заболеваний ЖКТ и легких, нарушений работы опорно-двигательного аппарата, болезней, приобретенных вследствие полученных в быту или в ходе профессиональной деятельности травм.

Критерии определения инвалидности

Устанавливая статус инвалидности и ее группу, МСЭК обращает внимание на способности человека передвигаться, работать, общаться, самостоятельно ухаживать за собой. Учитываются также способности к ориентации и обучению. Процедура определения инвалидности выполняется не позже, чем через месяц после предоставления всех документов. В действующем законодательстве РФ не указан конкретный перечень заболеваний для получения инвалидности. Но, вместе с тем, процедуру определения ограничений и группы инвалидности органы МСЭК осуществляют, руководствуясь следующими критериями:

  • тяжесть заболевания;
  • специфика болезни, в результате развития которой человек не способен работать или может заниматься трудовой деятельностью частично, что обеспечило бы ему полноценную жизнь;
  • ограничения, которые не позволяют человеку заботиться о себе самостоятельно;
  • причины появления болезни (врожденные нарушения, заболевания, возникшие после производственной или бытовой травмы, ранения, ставшие результатом боевых действий и др.).


Примерный список заболеваний, при наличии которых можно оформить инвалидность

Не все заболевания, присутствующие в списке болезней, при которых возможно оформление определенного статуса инвалидности, дают право на получение инвалидности. Например, человека, у которого выявлено онкологическое заболевание, после прохождения долговременной реабилитации могут направить к комиссии, где будет принято решение об установлении инвалидности, что соответствует второй группе, на один год или продлении срока действия больничного листа без предоставления статуса инвалида. После истечения указанного срока необходимо повторное освидетельствование, по результатам которого инвалидность второй группы продлевается или снимается. Беспрерывно больничный лист может действовать максимум 4 месяца, с перерывами – 6 месяцев. Некоторые лица имеют право на оформление бессрочной инвалидности:

  • мужчины возрастом старше 60 лет, женщины возрастом более 50 лет, инвалиды, которым предстоит пройти освидетельствование повторно после истечения определенного срока и достижения указанного возраста;
  • инвалиды 1, 2 групп инвалидности без изменений степени инвалидности или с ухудшением состояния здоровья в течение последних 15 лет;
  • инвалиды ВОВ 1-ой группы инвалидности и 2-ой, граждане, защищающие родину, имея инвалидность, приобретенную до ВОВ;
  • военнослужащие, которые получили статус инвалидов вследствие возникновения болезней в период несения службы или после ранений.

Инвалидность на бессрочной основе могут получить люди, у которых выявлены:

  • опухоли головного мозга доброкачественного характера;
  • злокачественные опухоли любой формы и локализации;
  • полная потеря слуха и зрения;
  • нервные заболевания тяжелой формы;
  • болезни нервной системы, меняющие работу органов чувств и моторику;
  • тяжело протекающие заболевания внутренних органов, которые прогрессируют;
  • умственные заболевания, вылечить которые невозможно;
  • дегенеративные расстройства в работе головного мозга;
  • дефекты конечностей, их ампутация.

Чтобы разобраться, при каких заболеваниях дают инвалидность, приведем примерный список заболеваний, дающих право на получение инвалидности. Инвалидность 1, 2 и 3 групп предоставляется, если выявлены такие болезни:

Болезни внутренних органов

  • инкурабильные новообразования злокачественного характера;
  • пороки сердца, сопровождающиеся нарушением кровообращения 3-ей степени (сужение левого атриовентрикулярного отверстия, пороки аортальных клапанов и комбинированные пороки);
  • цирроз печени, при котором присутствует нарушение портального кровообращения;
  • гипертония третьей стадии, проявляющаяся органическими изменениями в глазном дне, сердечной мышце, почках и ЦНС;
  • тяжело протекающий сахарный диабет, который развился из-за наличия склонности к коматозным состояниям или наличия ацетонурии;
  • коронарная недостаточность (часто она появляется вследствие инфаркта миокарда и приводит к нарушению кровообращения третьей степени, значительным изменениям в сердечной мышце);
  • хронические формы болезней легких, что вызывают стойкую сердечную дыхательную недостаточность третьей степени;
  • нефрит хронического характера, как следствие стойко выраженной почечной недостаточности (сопровождается такими проявлениями, как изменение глазного дна, повышенный уровень остаточного азота в крови и повышенное АД, изостенурия, отеки);
  • плохое состояние здоровья, ставшее следствием тотальной резекции желудка или удаления легкого.

Примечание

Перечисленные заболевания, при которых дают инвалидность, не требуют переосвидетельствования только в тех случаях, когда наблюдение за человеком, получившим статус инвалида, производится в течение двух лет.

Заболевания нервно-психического характера

  • прогрессивный паралич, сопровождающийся выраженным слабоумием, что не поддается лечению;
  • эпилепсия с выраженным слабоумием, проявляющаяся частыми припадками;
  • хронические заболевания ЦНС инфекционного характера, которые прогрессируют (энцефаломиэлит, боковой склероз амиотрофический, рассеянный склероз с нарушениями двигательной, зрительной и речевой функций, что четко выражены, и с водянкой головного мозга, что прогрессирует);
  • слабоумие, возникшее вследствие шизофрении;
  • стойкие последствия заболеваний и травм спинного мозга, проявляющиеся выраженными нарушениями в тазовых органах и опорно-двигательном аппарате;
  • необратимые последствия травм, от которых пострадали периферические нервы (парез конечности четко выраженный с трофическими нарушениями, паралич конечностей, кисти);
  • нарушение мозгового кровообращения, как тяжелое последствие заболеваний сосудов головного мозга с гемиплегией, глубоким гемипарезом или психозом с выраженным слабоумием прогрессирующего течения;
  • болезни ЦНС хронического характера, что прогрессируют и являются последствием миопатии или миотонии, а также дрожательный паралич, проявляющийся выраженными нарушениями в опорно-двигательном аппарате;
  • стойкие нарушения в работе головного мозга, как следствие полученных травм (сопровождаются явлениями слабоумия с афазией, четко выраженными нарушениями в опорно-двигательном аппарате); нарушения в головном мозге с обширным костным дефектом или наличием инородного тела в веществе мозга, появившиеся после получения травм (без повторного освидетельствования относятся к заболеваниям третьей группы инвалидности);

Примечание

Все перечисленные болезни входят в перечень заболеваний, при которых дают инвалидность 1, 2 и 3 групп. Группа инвалидности, что определяется без проведения переосвидетельствования, предоставляется после наблюдения, проведенного комиссией ВТЭК или лечебным учреждением на протяжении четырех лет.

  • двусторонняя глухота врожденного характера;
  • новообразования в головном и спинном мозгу, что являются неоперабельными;
  • олигофрения (стадия имбецильности или идиотии).

Примечание

Глухота – невосприятие громкой разговорной речи ушными раковинами. Она входит в число заболеваний третьей группы инвалидности. Существует возможность получения инвалидности без повторного освидетельствования.

Анатомические дефекты, деформации и болезни хирургического характера

  • анкилоз, отсутствие пальцев кисти (трех вместе с первым), отсутствие первых пальцев на кистях, отсутствие двух (первого, второго) или трех пальцев с пястными костями, резко выраженная контрактура пальцев, что отличается функционально невыгодным положением;
  • дефекты верхних конечностей, их деформация: отсутствие предплечья, культя плеча или кисти, ложный сустав (плеча, обеих костей предплечья), анкилоз локтевого сустава, при котором невозможно выполнять необходимые функции под углом меньше 60 или больше 150 градусов, болтающийся вследствие резекции плечевой или локтевой сустав, наличие только одного пальца кисти (первого);

Примечание

Вышеуказанные состояния, как следствие перенесенных увечий и ранений в период военных действий, а также полученные на производстве или военной службе при исполнении обязанностей, позволяют оформить инвалидность 1, 2, 3 групп.

  • инородные предметы в сердечной мышце или сумке;
  • мочевые и скаловые свищи, что не лечатся;
  • дефекты нижних конечностей, их деформация;
  • культи голени и бедра разных уровней, культи стопы, как результат костнопластической хирургии, двусторонняя культя и порочная культя на уровне сустава Лисфранка и сустава Шопара соответственно;
  • ложный сустав обеих костей голени и ложный сустав бедра;
  • болтающийся вследствие резекции тазобедренный или коленный сустав;
  • четко выраженные анкилоз или контрактура голеностопного сустава, сопровождающиеся порочным положением стопы, существенными нарушениями функций стояния и ходьбы;
  • анкилоз коленного сустава, при котором присутствует его функционально невыгодное положение под углом не более 180 градусов либо же уменьшение конечности после резекции сустава на 7 см и более;
  • анкилоз или резко выраженная контрактура тазобедренного сустава;
  • дефекты челюсти и твердого неба при невозможности восстановить жевательную функцию путем протезирования;
  • деформация грудной клетки, произошедшая после операции – резекция пяти или большего количества ребер в случае дыхательной недостаточности.

Примечание

Деформация грудной клетки после резекции без повторного освидетельствования относится к заболеваниям, позволяющим оформить инвалидность третьей группы, с переосвидетельствованием – является поводом для получения инвалидности второй или третьей групп.

Наиболее тяжелые формы поражений верхний, нижних конечностей и множественные поражения также позволяют оформить инвалидность второй, третьей групп, причем без установления срока повторного освидетельствования.

Болезни ушей, горла, носа

  • удаление гортани оперативным путем.

Поражения глаз, глазные заболевания

  • резко ухудшившаяся острота зрения обеих глаз, как необратимое изменение (стойкое ухудшение с остротой зрения одного глаза (что лучше видит) до 0,03 при использовании коррекции либо концентрическое сужение поля зрения глаз до 10 градусов);
  • полная слепота глаза или низкая острота зрения в нем до 0,02 (при этом возможность коррекции и сужения поля зрения до 5 градусов отсутствует), как последствие полученной при выполнении военных обязанностей травмы или травмы, перенесенной в быту;
  • полная слепота органов зрения.

Примечание

При изменении группы инвалидности, которая ранее была получена без установления срока повторного освидетельствования, что связано с приобретением других болезней из перечня вышеуказанных заболеваний, переосвидетельствование проводят по истечении срока, соответствующего Положению о ВТЭК.

Нормативные акты

Условия предоставления инвалидности определяются критериями и классификацией, которые присутствуют в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 1013н от 23.12.2009 г. Классификации, которые учитываются в ходе проведения экспертизы специальными государственными учреждениями, отображают основные нарушения, происходящие в организме человека вследствие развития заболеваний, получения травм, наличия дефектов. Также на основе существующих классификаций определяются степень выраженности нарушений функций человеческого организма. Эти классификации позволяют выделить главные категории жизнедеятельности человека и выявить выраженность имеющихся ограничений. Критерии, которые применяются при выполнении процедуры, позволили сформировать условия, на основании которых устанавливаются группы инвалидности, определяется категория «ребенок-инвалид».

Основные нарушения в организме человека состоят из таких видов:

  • нарушения статодинамических функций, проявляющиеся нарушениями координации движений, статики, двигательных способностей конечностей, туловища, головы;
  • нарушения психических функций (нарушения психомоторных функций, поведения, сознания, воли, мышления, эмоциональные нарушения, снижение интеллекта, ухудшение памяти, внимания и восприятия);
  • нарушения сенсорных функций (изменение чувствительности (температурной, болевой, тактильной), нарушения осязания и обоняния, снижение слуха и зрения);
  • нарушения кровообращения, дыхательной, пищеварительной, выделительной и кроветворной функций, функций внутренней секреции, обмена веществ и энергии, снижение иммунитета;
  • нарушения языковых функций и функций речи (нарушения голоса, письменной (дислексия, дисграфия) и устной (афазия, алалия, заикание, дизартрия, ринолалия) речи, прочие нарушения);
  • нарушения, что проявляются физическим уродством (нарушение размеров тела, деформации туловища, конечностей, головы и лица, как проявление внешнего уродства, аномальные отверстия пищеварительного, дыхательного и мочевыводящего трактов).

Оценка показателей, которые позволяют выявить стойкие нарушения в организме человека, осуществляется комплексно. В результате ее проведения выявляется степень выраженности нарушений функций организма. Выраженность нарушений определяется такими степенями:

  • 1 степень – легкие нарушения;
  • 2 степень – умеренные;
  • 3 степень – выраженные.

В ходе проведения экспертизы учитываются главные категории жизнедеятельности человека, указанные в Приказе Минздравсоцразвития от 23.12.2009, а именно: способность контролировать свое поведение, способности к ориентации, самообслуживанию, трудовой деятельности, самостоятельному передвижению, обучению, общению. При осуществлении комплексного анализа показателей, что отображают ограничения главных категорий жизнедеятельности человека, учитывается по три степени их выраженности. Степень ограничений устанавливается на основе данных, что отображают отклонения от нормы, соответствуют определенному возрасту человека.

Способность к самообслуживанию

Под данной способностью человека понимают самостоятельное осуществление необходимых физиологических потребностей, что относятся к основным, возможность заниматься повседневной бытовой деятельностью и производить личную гигиену собственными силами.

1 степень:

  • способность ухаживать за собой самостоятельно, но с существенными временными затратами;
  • выполнение необходимых действий в несколько этапов;
  • осуществление только самых основных задач, если требуется – с использованием вспомогательных средств техники.

2 степень:

  • частичное самообслуживание возможно с регулярной сторонней поддержкой;
  • при необходимости используются вспомогательные устройства.

3 степень:

  • абсолютная неспособность обслуживать себя самостоятельно;
  • наличие постоянной поддержки других лиц, полная зависимость от них.

Способность передвигаться самостоятельно

Данная способность связана с возможностью перемещения в пространстве и общественном транспорте, сохранением равновесия в состоянии покоя, при перемене положения тела и в процессе движения, что обеспечиваются собственными силами.

1 степень:

  • способность передвигаться без сторонней поддержки, но при значительных затратах времени;
  • дробность задач, которые требуется выполнить;
  • сокращение расстояния, при необходимости – использование вспомогательных средств.

2 степень:

  • возможность передвигаться самостоятельно при частичной и регулярной поддержке других лиц;
  • использование средств, что имеют вспомогательное назначение, когда в этом есть необходимость.

3 степень:

  • передвижение с помощью других лиц;
  • необходимость постоянной поддержки.

Способность к ориентации

Суть данной способности состоит в адекватном восприятии окружающей действительности, возможности оценить ситуацию, определить время и свое место нахождения.

1 степень:

  • неспособность ориентироваться в ситуациях, которые не являются привычными;
  • способность к ориентации в привычных ситуациях самостоятельно или с помощью специальных технических средств.

2 степень:

  • возможность ориентироваться самостоятельно, но лишь при наличии частичной сторонней помощи;
  • применение вспомогательных средств, когда в этом есть потребность.

3 степень:

  • дезориентация;
  • необходимость сторонней помощи и постоянного наблюдения.

Способность к общению

Эта способность проявляется возможностью устанавливать контакты с людьми путем применения таких методов, как передача информации, ее переработка и восприятие.

1 степень:

  • способность обучаться с низким темпом и незначительным объемом полученной и переданной информации;
  • применение устройств вспомогательного характера в случае возникновения такой необходимости;
  • обучение по сурдопереводу или невербальным способом в связи с изолированным поражением органа слуха.

2 степень:

  • общение, регулярно сопровождающееся частичной сторонней помощью;
  • применение вспомогательных средств техники.

3 степень:

  • неспособность обучаться;
  • необходимость в предоставлении постоянной помощи других лиц.

Способность контролировать свое поведение

Данная способность проявляется осознанием себя и адекватным поведением, учитывающим морально-этические и социально-правовые нормы.

1 степень:

  • периодически человек не способен контролировать свое поведение, что может происходить при возникновении сложных ситуаций;
  • при выполнении ролевых функций в отдельных сферах жизни постоянно возникают затруднения, но возможна частичная самокоррекция.

2 степень:

  • постоянно происходящее снижение критики к собственному поведению и к окружающей обстановке;
  • частичная коррекция при наличии регулярной сторонней помощи.

3 степень:

  • неспособность контролировать собственное поведение;
  • отсутствие возможности коррекции;
  • потребность в предоставлении постоянной помощи или необходимость постоянного наблюдения.


Способность к обучению

Это способность воспринимать, запоминать, усваивать и производить информацию общеобразовательного, профессионального и другого характера, а также способность к овладению различными навыками и умениями (бытовыми, социальными, профессиональными и культурными).

1 степень:

  • способность обучаться и получать образование, что соответствует определенному уровню и государственным образовательным стандартам;
  • возможность обучаться в образовательных учреждениях, где используются специальные методы и режим обучения, а при необходимости – вспомогательные технологии и технические средства.

2 степень:

  • способность обучаться только в коррекционных образовательных учреждения, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • обучение на дому с использованием специальных программ и вспомогательных технологий, технических средств, если имеется такая необходимость.

3 степень:

  • неспособность получать знания.

Способность к осуществлению трудовой деятельности

Способность к реализации задач, выполнение которых предусматривает трудовая деятельность, с учетом требований к содержанию, условиям труда, объему и качеству.

1 степень:

  • способность заниматься трудовой деятельностью, которая соответствует обычным условиям труда, но при снижении квалификации, напряженности, тяжести работы или с уменьшением ее объема;
  • неспособность работать по основной профессии с сохранением возможности осуществлять работу более низкой квалификации.

2 степень:

  • способность к труду в специальных условиях;
  • наличие помощи других лиц, применение вспомогательных средств.

3 степень:

  • неспособность заниматься трудовой деятельностью любого характера;
  • противопоказанность выполнять трудовую деятельность.

В Положении прописаны критерии, позволяющие установить группу инвалидности. Первая группа предоставляется при выявлении нарушений здоровья, что сопровождаются выраженными расстройствами в организме, и обусловлены дефектами, полученными травмами, возникшими болезнями. Результатом таких нарушений являются ограничения в разных категориях жизнедеятельности, что соответствуют третьей степени. Это ограниченные способности к самообслуживанию, ориентации, передвижению, обучению, общению, осуществлению трудовой деятельности и способность контролировать собственное поведение. Выявленные у человека нарушения требуют его социальной защиты.

Вторую группу инвалидности оформляют на основании критериев, что отображают нарушения здоровья с четко выраженными в организме расстройствами. Расстройства являются следствием заболеваний, дефектов, пережитых травм. Они приводят к ограничениям в категориях жизнедеятельности второй степени. Может быть затронута как одна категория, так и несколько. Возможны нарушения способностей к ориентации, передвижению, самообслуживанию, осуществлению трудовой деятельности, обучению, общению, способности контролировать свои действия.

Третья группа инвалидности оформляется при выявлении нарушений здоровья с умеренными, но стойкими расстройствами в организме. Такие нарушения обусловлены болезнями, дефектами, травмами. Последствием их появления могут быть ограничения первой степени в категории трудовой деятельности и других категориях, таких как, способности к ориентации, передвижению, самообслуживанию, обучению, общению, способность контролировать свои действия. Что касается категории «ребенок-инвалид», она определяется при выявлении любых ограничений жизнедеятельности разных степеней выраженности. Ограничения требуют социальной защиты лиц, у которых они выявлены, и устанавливаются в соответствии с возрастной нормой.

Частичная занятость – это регулярная занятость по найму, которая характеризуется значительно сокращенной продолжительностью рабочего времени. Так при частичной занятости продолжительность рабочего времени значительно ниже установленного стандарта.

Количество лиц, которые не в состоянии по не зависящим от них причинам трудиться полный рабочий день, достигает огромных значений и постоянно растет. Это и студенты, и молодые мамочки, и пенсионеры.

С одной стороны, увеличением масштабов частичной занятости недовольны многие люди, потому что, оно вызывает рост конкуренции на рынке труда. Остальные же, напротив, поддерживают частичную занятость, потому что она дает возможность сочетать трудовую деятельность с учебой или с выполнением семейных обязанностей, а также обеспечить постепенный выход работников на пенсию, избегая при этом изменений в режиме работы и стиле жизни.

Частичная занятость характеризуется неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей. Неполный рабочий день может быть установлен согласно договору между работодателем и работником как изначально при приеме на работу, так и в дальнейшем.

А для некоторых лиц такой рабочий график должен быть установлен по их желанию согласно существующему законодательству. На неполный рабочий день имеют право:

  • беременные женщины;
  • женщины, у которых есть дети в возрасте до 14 лет или ребенок-инвалид, который находится на их попечении;
  • лица, которые осуществляют уход за больным членом своей семьи, подтвержденный медицинским заключением;
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • другие лица, которые по состоянию здоровья не могут работать полный рабочий день.

При всем при этом продолжительность работы ежедневно составляет не менее четырех часов. Работа на подобных условиях не ведет к каким-либо ограничениям прав сотрудников, в частности, не ограничивает права сотрудников на ежегодный отпуск продолжительностью, как и при работе на полной занятости.

Оплата пруда в подобных условиях осуществляется в зависимости от выработки или пропорционально отработанному времени. На сегодняшний день газеты пестрят объявлениями о предложениях работы на условиях частичной занятости. Вакансий в Москве с частичной занятостью множество. Любой из нас видел подобные объявления: «Работа для студентов», «Работа для молодежи», «Работа для молодых мам» и прочие.

Чаще всего предлагают работу курьером, работником фаст-фуда, промоутером, менеджером по продажам или агентом по недвижимости. На основе частичной занятости можно заниматься репетиторством, написанием курсовых работ и рефератов. И можно с уверенностью сказать, что такая работа пользуется спросом, особенно у молодежи и студентов, которые хотят получить финансовую независимость и в тоже время продолжать нормально обучение.

Именно поэтому им не нужна работа на полный рабочий день, их устроит, к примеру, и вакансия помощника бухгалтера, неполный рабочий день обязателен.