Окончить школу экстерном можно, но стоит ли? Зачем нужна школа-экстернат и каким бывает экстернатурное обучение

Хотя бы раз в жизни каждый подросток мечтал бросить школу и больше никогда туда не возвращаться. Понятно, что без школьного аттестата не получится найти работу или поступить в университет. Поэтому для тех, кто устал от школы, придумали обучение экстерном. Рассказываем, как придется учиться подросткам, которые выбрали обучение на дому.

1. Экстернат – форма обучения, при которой ученик самостоятельно осваивает школьную программу и сдает экзамены экстерном.
По новому закону РФ формы экстерната теперь как таковой не существует, но в документе можно указать пункт «самообразования» или «семейного образования», а вот экзамены нужно сдать экстерном. Причины перехода на экстернат могут быть любыми, для этого необязательно иметь медицинскую справку о болезни.

2. Форма бесплатного экстерната существует в общеобразовательных школах , но ученику могут отказать в такой форме обучения, если школа не может принимать экзамены экстерном. Для того чтобы обучаться на дому, необходимо написать заявление в школе. После перехода на экстернат нужно будет ходить в школу на консультации, сдавать домашнее задание и экзамены. Ученик может пользоваться всеми ресурсами школы: библиотекой, лабораториями и сайтами.

3. Для частных школ нужно собрать документы: аттестат или справку об образовании, медицинскую справку и копию паспорта. Стать экстерном можно в любом возрасте. Получить образование можно дистанционно, к примеру, с помощью скайпа. Обучения в частных школах стоит от 4 тысяч рублей за год до 5 тысяч в месяц.

4. Отказаться от нелюбимых предметов не получится, экзамен по ним придется сдать для получения аттестата. Если в школе, к примеру, не изучают какой-либо язык, ты можешь самостоятельно изучить его дома и сдать наравне с другими предметами. Школьники, получающие образование экстерном, не теряют своих прав: они могут получить золотую медаль, поступить в вуз по результатам ЕГЭ или колледж.Ниже приводим истории ребят, которые по-разным причинам связали свою жизнь с экстерном:

Хотел я, значит, уйти на экстерн. Потому что у нас в лицее говорили: «Можно уйти на экстерн в 11 классе, сдать всё сразу!Тебя на экстерн надо переводить, что тебе в одном классе с умными делать! Мать сегодня в школу, будем с завучем перевод на экстернат выяснять». Идёт мама к преподавателю. Там выясняется, что завуч всё это время старательно преувеличивала, мол, идиот - ну и пусть на экстерн идёт. До 11 класса этот вопрос не поднимался, перед 11 классом встал всерьёз, тем более, что уже от нескольких учителей поступала информация, что в лицее экстерн существует и даже на него уходили. Мы и обрадовались, всё равно ходить в школу достало, пошли выяснять, что да как. Выяснилось, что экстерн есть. Но туда не пускают. На бумаге - есть, на деле - никто не будет с тобой возиться, никто не даст тебе уйти на этот самый воображаемо-реальный экстерн. К сожалению, написать вопрос в Министерство образования не догадался, иначе бы дальше история приобрела все оттенки трэша и угара.

Александр

Главную роль сыграл журнал «StarHit». Там была статья про детей, которые закончили в 14-15 лет школу. И я такая: «Чем я хуже?». В 7 перешла в другую школу и стала основательно искать информацию. Наткнулась на группу про домашнее обучение, что посередине года стало новой мотивацией. Я была отличницей, мне всегда было скучно на уроках. Пошла к директору, меня мягко послали. Потом мне сказали, что возиться со мной не будут (хотя по закону обязаны). Пыталась через вышестоящий орган образования, не вышло. И стала искать школы в другом городе. Но мне было важно, чтобы бесплатно, поэтому я нашла такую в Питере. Подала документы, меня приняли. Надо было заплатить сумму за сайт, на котором я проходила аттестацию за 8-й и 9-й класс, один раз. Из этого складывалась итоговая оценка. Весь год я ничего не делала, временами открывала учебники. Я не очень помню этот год, старалась свободное время кружками заполнить. За пару дней до экзамена приехала в Питер. Там было одно занятие по желанию, объясняли, как лучше выполнять задания. Было сложно поступить в 10 класс, так как табеля об оценках не было, пришлось его доставать, свои мороки. Людям в новинку в моем старом городе такое явление.

Я училась в школе для слабовидящих детей, где программа длится не 9 и 11, а 10 и 12 лет. Училась не с 1-го, а с 9-го класса. С тех пор как я перешла туда, меня все время угнетало то, что я буду учиться на год больше, что мои одноклассники поступят в вузы раньше меня. В конце 11-го класса я сообщила директору и классной руководительнице, что хочу сдать ЕГЭ досрочно, потому что собираюсь поступать в другой город и нужно немного времени, чтобы освоиться в нем. Учителя на каникулах писали мне ускоренную программу. Я занималась, как и все одноклассники, а учителя по «неегэшным» предметам просто меня не трогали, писали в журнал типа «прошла две темы за урок» и все. К ЕГЭ готовилась с репетитором по английскому, а русский и обществознание мне помогали готовить учителя-предметники. К 1 марту я закончила программу, до 1 апреля ходила на постоянные консультации по обществу и русскому. С 1 апреля я стала свободна и сидела дома, готовясь к ЕГЭ. Поступила на таможенное дело. Трудности были в том, что некоторые учителя весь год упрекали меня, что я заставила их делать программу и проводить лишнее время на работе. Еще постоянные сплетни о том, что я беременна, и это причина моей досрочной сдачи экзаменов. Когда поняли, что я не беременна, начали говорить, что я вышла замуж. Из приятного: мне позволяли долго отвечать на уроках то, что я знаю. Одноклассники, когда не делали домашнее задание, просили меня отвлекать учителей, и я с радостью говорила, что я досрочник, мне надо программу проходить.

Александра

Я перешла на экстернат по состоянию здоровья (психического, если важно), до этого было сложно посещать школу, много прогуливала, стало физически легче обучаться дома самостоятельно. Не нужно было вставать каждый день в семь утра, общаться напрямую с учителями и контактировать непосредственно с коллективом. Для меня школа - бесконечный стресс, было большим облегчением свести его к минимуму. Я предоставила необходимые медицинские документы, завуч кратко проконсультировала меня по поводу формы обучения, потом составила мне личное расписание, завела отдельный журнал. в расписании было указано, по каким часам каких учителей я буду посещать. В итоге ходила в школу практически каждый день, но задерживалась буквально на пять минут, чтобы взять или сдать задания. Процесс учебы был сведен к минимуму, и оценки мне ставили буквально ни за что. Я уделяла больше времени подготовке к ЕГЭ. Не считаю, что экстернат - это хорошее решение для людей, которые физически способны посещать школу, которые заинтересованы в «красивом» аттестате и активном получении школьных знаний, но из-за моих проблемам это стало для меня спасением и облегчило стресс перед экзаменами.

Убедить родственников, что это стоящее и нужное действие, было непросто, но получилось. В моей школе не было экстерната, поэтому пришлось переводиться в другую, похуже: там я заканчивала 10-й и 11-й классы за год. Учебная нагрузка ощущалась куда меньше, чем в предыдущие годы в школе. Впервые я спокойно высыпалась, а ещё могла выбрать, чем я сегодня занимаюсь. Трудно было сохранять темп учёбы. Любимые предметы продолжали быть фаворитами. По ним я даже частичный план подготовки составила, и к учебникам и книгам тянулась чаще. Самые нелюбимые постепенно оказались задвинуты на задний план. Больше полугода была полная свобода. Снова прийти в школу потребовалось ближе к итоговым экзаменам. С остальным потоком я увиделась только поздней весной и удивилась количеству таких же подростков, как я, пожелавших сдать два класса за год. У нас было по консультации перед экзаменом, но я их почти не помню. По учителям было видно, что им на нас плевать, ничего нового я тогда не узнала. На экзамене тоже смотрели в основном сквозь пальцы. ЕГЭ проходило в той же атмосфере: забирали у школы по утрам, кто-то сзади меня с акцентом обсуждал, как он вообще может ничего не сдавать, потому что его родители уже устроили его в вуз, но вот из школы не выпустят без циферок по стобалльной шкале. Судя по виду моего экстернатского потока, многие шли туда именно ради такого «сквозьпальцевого взгляда».

Под конец 9-го класса спонтанно решила перебраться в Петербург. Подала документы в первый попавшийся колледж с бюджетом и общагой, а под конец 2 курса поняла, что это образование совсем мне не нужно. Через полгода пошла заканчивать школу экстерном в отделение при Институте экономики и управления. Это было платно, но, так как у меня была академическая справка из колледжа, мне можно было зачислиться со второго семестра и заплатить только за него. Первое время ходила на пары, потом декан сказал, что все часы общеобразовательных дисциплин у меня пройдены, если нет времени и желания сидеть на парах, то можно не ходить до мая. Оценки в академической справке у меня были почти идеальные. Ближе к концу мая только побегала, посдавала внутренние экзамены по алгебре, геометрии и русскому, они были в виде ЕГЭ. В группе со мной были и ребята после 9 класса, которые учились с сентября. К ним было отношение немножко другое: следили за посещаемостью, оценками, знаниями.

Елизавета

В обычной школе мне категорически не нравилось, конкретно не ладилось с одноклассниками, тяжело было вставать утром. Чтобы сократить количество посещения школы до минимума, я перевелась в вечернюю школу. Учиться стало гораздо легче, предметы, которые были не очень-то мне полезны (физкультура, МХК, Москвоведение) там отсутствовали. После окончания 9 класса учителя рассказали о возможности экстерната, мне захотелось всех «заткнуть за пояс», закончить скорее школу, поступить, показать, чего я достигла. Искали в Интернете с возможностью закончить 10-11-й классы за год. Школа государственная, сменная общеобразовательная. Когда школа нашлась, записались на конкурсный отбор - тест в формате ГИА по математике и русскому. Далее начались занятия: у нас был заочный класс, на консультации можно было приходить по желанию, но большинство преподавателей считало это обязательным. Выдавались задания, мы выполняли их дома, отчитывались преподавателю, на основе этого выставлялись оценки. В конце года сдача ЕГЭ. Очень сильно запугивают, хотя бояться, по факту, нечего. В целом, процесс прошел очень легко и безболезненно, ни о чём не жалею, после школы поступила в вуз.

В этой статье я расскажу об экстернате, что это такое и как наша дочь закончила школу экстерном. Ну, обо всем по порядку.

До пятого класса, Настя ходила, как и все её сверстники в школу. Причём нужно отметить, что мы часто переезжали, поэтому успели поучиться и в гимназии, и в лицеи, и в обычной средней школе. Она часто болела, по утрам не хотела просыпаться, особенно в морозы. В то время мы жили в Сибири.

Пока она училась в начальной школе, проблем особых с педагогами не возникало. Когда перешли в пятый класс, каждый из учителей стал предъявлять свои повышенные требования. Многие из требований не касались учебы, а сводились к правильности заполнения тетрадей, контрольных, дневников.

Был один случай, когда Насте поставили четверку за контрольную. Учитель посчитал, что в контрольной использовано слово, которого нет в русском языке. Когда мы принесли словарь, и показали это слово, учитель ответил, что оценка уже поставлена, и исправлять она ее не будет.

Другой случай произошел в новой школе. На уроке французского, учитель, перед всем классом, объявила, что не собирается повторять из за нее одной все темы. Этим она отбила желание у ребенка ходить на уроки французского.
Перечислять все не имеет смысла, лишь обобщу, что иметь ребенку свое мнение, отличное от мнения учителей в школе, наказуемо.

На нее столько всего навалилось, и мы все чаще стали замечать, что ребёнок подавлен. Из общительного, неординарного человечка, она начала превращаться в замкнутого и обычного человека.
Нужно было найти выход из сложившейся ситуации. В этот момент на глаза попалась рассылка Ю. Мороза о вреде школы, и ещё больше укрепила нас в нашем намерении отказаться от школьного обучения.

Я начала искать информацию в интернете, и все что нашла это Положение об экстернате. Дочке в то время было 10 лет, но мы сели все вместе, рассказали ей про экстернат, и она приняла первое в своей жизни ответственное решение.
Это была не единственная перемена в нашей жизни, мы решили переехать из города в деревню, на чистый воздух и экологически чистые продукты. Сказано, сделано. 21 апреля 2007 года мы приехали в с. Курай, Красноярского края.
Так как до конца учебного года оставался 1 месяц, решено было в школу идти со следующего учебного года. К сентябрю, мы собрали всю имеющуюся информацию об экстернате, и пошли в школу.

Нужно отметить, что в школе был шок, что за экстернат, почему мы не хотим, чтобы Настя просто ходила в школу как все. Взрослые, образованные люди, никак не могли понять, что это решение нашей дочери, и мы его уважаем. Нас начали пугать, что она не сможет сдать ЕГЭ, что у нее не будет общения со сверстниками, и что без аттестата её за муж не возьмут.

На что мы отвечали, подойдёт время сдавать ЕГЭ, увидим. Про общение, когда в школе дети общаются, на уроке, учитель не даст общаться, нужно слушать его, а перемена 5 минут. Дети общаются после школы, так мы Настю дома не запираем, ей ничего не мешает общаться. А про замуж ещё рано думать.

В общем как не сопротивлялись учителя, все таки закон есть закон, и пришлось им принять Настю в школу с отметкой экстернат. Понятно, что для них это новое, и незнакомое, куда привычнее работать по старинке.

Мы написали заявление, и завуч вместе с Настей составила план сдачи экзаменов. Всего за год она сдавала 10-12 предметов. Правда, в школе по началу по не знанию, что такое экстернат, хотели заставить учиться её как на домашнем обучении. А там нужно сдавать все контрольные каждую четверть. Пришлось опять нам самим выяснять разницу между домашним обучением и экстернатом, и объяснять её учителям.

Настино обучение выглядело так, те предметы, которые она посчитала лёгкими для себя, она поставила на первое место. И на подготовку к каждому отвела по 1 неделе. Те, что по сложнее оставила на потом, и для подготовки оставила времени побольше, от 2 недель, до месяца.

Потом дело техники, как говориться. Например, география, учебник она прочитывала за 5 дней, потом 2 дня ответить на вопросы и посмотреть карты, и можно идти сдавать.

Получается, что целую неделю, она учит один предмет, не на что не отвлекаясь. Если нужна консультация по какому-то предмету, договаривались с учителями, это допускается положением об экстернате.

За учебный год, Настя сдала все экзамены, и была переведена в следующий класс.

В 2009 году у нас родились двойняшки, и мы в очередной раз переехали, в с. Дзержинское, административный центр района.

Школа здесь была по больше, но проблемы те же. В этой школе тоже никто, ничего не знал, про экстернат. Сначала к нам отнеслись с недоверием, как она будет сдавать экзамены. Но уже через полгода поняли, что Настя очень серьёзный человек, и смирились с её выбором.

После, она за один год сдала экзамены сразу за два класса.

В 9 классе, директор школы опять начала пугать Настю ГИА, и хотела, чтобы она перешла на обычное обучение. Но Настя, не поддалась на их уловки, и осталась на экстернате. После сдачи ГИА, нас оставили в покое на целый год.
В 11 классе ситуация повторилась. Настя так же была на экстернате, и даже отказалась от написания пробного ЕГЭ. После сдачи промежуточной аттестации, а это 12 экзаменов, её допустили до ЕГЭ.

Сдала она его с хорошими результатами, и получила аттестат без троек. И уже на вручении аттестата, директор школы сказала, что наша Настя уникальный человек.

За все время, пока дочь обучалась экстерном, она ни разу не пожалела о своем решении. У нее появилось много свободного время, которое она использовала на самообразование. Училась рисовать, фотографировать, учила английский язык. Занималась тем, что ей интересно.

Сейчас Насте 18 лет, она очень общительная, целеустремленная. Занимается фотографией и дизайном, любит путешествовать и общаться с друзьями. Ее работы можно посмотреть на ее сайте stacy-photo.com страничка в контакте http://vk.com/id239483224

Это тоже очень интересно:


Обучение экстерном, взгляд изнутри. Как устроить ребенка в школу в Черногории
Как мы выбирали школу.
Как продлить учебную визу в Таиланде Кибертаг, лазерный пейнтбол. Куда пойти с детьми в Краснодаре Второй раз, в первый класс Краснодар, отзыв переехавших Сказка о потерянном времени
Семейное обучение Наш опыт Пирог с персиками

Каждый школьник, переступивший рубеж девятого класса и сдавший первые в своей жизни серьёзные экзамены, уже должен иметь ориентиры на будущее. Многие ребята к этому времени уже решили, куда поступать, и знают, кем хотят стать. Порой это важное решение помогают сделать родители, также некоторое влияние оказывает круг общения. Некоторым хочется быстрее распрощаться со школьной жизнью и почувствовать себя в роли студента. На помощь таким ребятам приходит экстернат.

Приказ об утверждении «Положения о получении общего образования в форме экстерната» вышел в 2000 году. Это форма получения образования имеет ряд преимуществ, которых нет у обычных школьников. Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно.

Программу 10 и 11 классов можно пройти за один год со сдачей промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций. Главное преимущество в том, что освобождается время для подготовки в вуз. В этой форме обучения позволяется свободное посещение учебного заведения, но в обязательном порядке нужно проходить аттестации.

Есть возможность для совмещения учёбы с работой либо с занятиями в другом учебном заведении. Существуют две вариации экстерната. В первом случае ребёнок находится полностью на самостоятельном обучении дома, посещая только экзамены в школе. В таком случае обучение будет бесплатным.

Минус такой формы получения образования состоит в том, что если ваш ребёнок недостаточно ответственен, вряд ли вы сможете заставить его выучить учебник от корки до корки.

Существует и другая форма экстерната. Это так называемый интенсив. Группа экстернов занимается три раза в неделю как в обычной школе. В этом случае учитель даёт основные темы для изучения и помогает ученикам подготовиться к аттестациям. Обучение в интенсивной группе находится на контрактной основе.

Главный принцип экстерната - освободить учащихся от ежедневных многочасовых занятий в школе, таким образом сэкономив время, но при этом дать полноценное образование в меньшие сроки. Система экстерната подразумевает в себе подачу максимального количества информации в минимальный период времени.

В прошлом году 12 тысяч российских школьников сдали экзамены и получили аттестат полного среднего образования экстерном, с каждым годом эта цифра растёт. Причём нужно заметить, что аттестат ничем не отличается, он точно такой же, как и у других школьников, которые посещали школу ежедневно, в нём нет пометок о форме получения образования экстерном.

Мнения об экстернате среди педагогов существуют совершенно разные. С одной стороны они считают, что нельзя дать всей информации школьной программы двух классов за один учебный год. С другой стороны учителям нравится заниматься с детьми - экстернами.

Ведь эти дети не задают вопросов: «Да зачем мне это нужно?» Не говорят: «Мне это неинтересно». Они знают, чего хотят добиться, ведь пришли в экстернат, имея чёткие установки на будущее.

Ученики - экстерны довольны такой формой получения образования, так как это уникальная возможность не посещать школу ежедневно, и здесь не следят за прогулами, потому что это личное дело каждого.

Татьяна Майданюк, оканчивающая школу экстерном в этом году, говорит: «Я считаю, что экстернат - это хорошая идея. Выбрав будущую профессию, есть возможность углублённо изучать те предметы, которые нужны для поступления в вуз, а те, которые не нужны, можно сдать досрочно, и не забивать ими голову попусту».

Однако есть и другая точка зрения. Дмитрий Литвинов предпочёл продолжить образование в школе после 9 класса в стандартной форме. «Мне кажется, что обучение экстерном нужно для тех, кто хорошо учится, им будет легче делать всё дома и просто ходить в школу, чтобы сдавать экзамены. Мои знания находятся на достойном уровне, но для меня было бы сложно пройти за год сразу два и самостоятельно заниматься каждый день», - говорит Дима.

Ещё одну важную оценку ставят экстернату родители. Их мнения также разделились. Первые считают, что это очень хорошо, что у детей есть возможность показать свою самостоятельность и ответственность. Вторые думают, что знания, которые дают в интенсивных группах экстернов, поверхностные. В любом случае каждая семья сама решает, каким образом их ребёнок будет заканчивать два завершающих класса школы.

Экстернат – это ускоренная форма учебы. Школьник может пройти двухлетнюю программу за один год. При этом он обязан сдавать промежуточные и итоговые экзамены в школе. Такая система обучения оставляет много свободного времени для подготовки к поступлению в ВУЗ, для работы или для серьезных занятий спортом.

Школа экстернат подходит для дисциплинированных детей

Существует 2 вида экстерната:

  • Самостоятельное обучение. Ученик занимается дома сам, в школу приходи только для сдачи экзаменов. Также он может пользоваться школьной библиотекой, посещать консультации перед экзаменами и ездить на олимпиады от имени школы. Такой вид обучения оставляет подростку максимум свободного времени. Однако если школьник не обладает должным уровнем самоорганизации, данный вид не подходит.
  • Интенсив. Плавная форма экстерната. Ребенок посещает школу несколько раз в неделю, где в небольшой группе или на индивидуальных занятиях с учителем он проходит в сжатых объемах всю школьную программу. Сейчас также внедряется обучение через интернет. Так у подростка остается немного меньше свободного времени, зато шансы получить полноценное образование – выше.

Вы можете выбрать ту форму, которая больше вам подходит. Однако учитывайте, что интенсив проходит не во всех школах, возможно, придется ездить в соседнее учебное учреждение.

Как закончить школу экстерном

Перевестись на экстернат несложно. Для этого ученику нужно пойти к директору своей школы и обсудить с ним все нюансы. После этого нужно будет написать заявление. Вероятно, директор захочет дополнительно побеседовать с родителями школьника. Отказать ученику могут по одной причине: отсутствие свободных мест на экстернате. В этом случае можно обратиться в любое другое учебное заведение, где есть свободные места. Кроме того, подростку нужно определиться, какая форма экстерна ему подходит – платная или бесплатная.

Если ваш ребенок хочет перейти на экстернатурное обучение, не торопитесь давать на это добро. Взвесьте все плюсы и минусы такой учебы. Подумайте, сможете ли вы уделять ребенку достаточно внимания, ведь при обучении дома от вас потребуется помощь.