Олово и оловянная бронза = Sn. Когда было открыто олово

Владислав Тележко

Как известно, олово является компонентом бронзы. Существуют, правда, бронзы мышьяковистые, где вместо олова, легирующей добавкой, повышающей прочность меди, является мышьяк. Существуют бронзы, в которых для этих же целей вместо олова используется свинец. Однако, как в древности, так и в настоящее время, в основном, используются бронзы оловянистые, о которых и пойдет речь в последующем изложении.. Таким образом, чтобы выплавить бронзу, кроме меди, нужно олово.

Основным минералом для получения олова является оловянный камень - касситерит, который химически представляет собой двуокись олова. Олово из касситерита легко получить при помощи восстановления в печи при недостатке кислорода, что легко достигается добавлением в шихту древесного угля. Эта технология, несомненно, была доступна древним металлургам. Аналогичным способом получали и получают железо из широко распространенных в природе оксидов железа.

Таким образом, геологи нам говорят, что касситерит и в настоящее время добывается, в основном, из россыпей - из речных наносов, а не из коренных пород. Речные наносы и россыпи, так сложилось в геологии, называются аллювиальными. Они являются результатом выноса реками горных пород, которые были разрушены в результате эрозии. В аллювиальных россыпях находят многие ценные минералы и драгоценные металлы, в то числе золото. В том числе и оловянный камень - касситерит. Чем древнее горы, тем больше они подвержены эрозии и тем толще аллювиальные отложения. Древние горы - Урал, Карпаты, Татры, Рудные горы в Центральной Европе всегда были источником ценных минералов и драгоценных металлов - золота и серебра. И, если золота, серебра, оловянного камня там сейчас осталось мало, то это не означает, что их никогда там и не было. Они там были, но их не стало в результате интенсивной добычи. Во времена Бронзового века касситерит, медные руды и леса были стратегическими материалами, примерно такими же, как и в средние века алюмокалиевые квасцы, необходимые для получения пороха или сейчас, например, уран, необходимый для ядерного оружия.
Отсутствие касситерита в россыпях в тех местах, где процветали цивилизации Бронзового века означает лишь то, что его вымели там подчистую. И, если оловянный камень и сохранился на поверхности в настоящее время, это означает лишь то, что в древности эти места были захолустьем мировой цивилизации.
Ситуация с касситеритом в современности аналогична с ситуацией с лесами. В центрах цивилизаций Бронзового века, например, на Кипре и в Греции лесов в настоящее время нет. Леса там были уничтожены в результате использования в металлургии, поскольку для восстановления металлов из оксидов необходим древесный уголь.
В той же работе Эдварда Эрлиха "Минеральные месторождения в истории человечества" читаем:
«Важнейшим элементом производства металла было топливо, в частности, древесный уголь. Массовая дефорестация (уничтожение лесов) восточного Средиземноморья началась к 1200 году до н. э., по-видимому, сначала в сухих районах. Во всяком случае, уже законы Хаммурапи (1750 лет до н. э) налагали высокий штраф за вырубку лесов. По реконструкции современных археологов, производство рудниками Лавриона в Аттике трех с половиной тысяч тонн серебра и 1.4 миллиона тонн свинца на протяжении 300 лет сопровождалось уничтожением 2.5 миллиона акров леса. Разработка рудников Лавриона была приостановлена не из-за исчерпания запасов руды и не потому, что выработка опустилась ниже уровня подземных вод, а из-за того, что стоимость «горючего» для производствам металла - леса -делала рудники убыточными. По словам Платона, район вокруг Афин когда-то он был покрыт густым лесом. Ныне же это - кожа и кости прежней Аттики. Именно металлургия привела и к полному уничтожению растительности Кипра, также некогда покрытого густыми лесами. По свидетельству Эратосфена, до начала интенсивной разработки меди леса на Кипре были так густы, что их вырубка поощрялась. »

Таким образом, мне представляется, что очередной «открытие» ниспровергателей истории можно смело считать закрытым. Бронзовый век был и, именно, деятельность человека в это время и привела, как к уничтожению лесов в Восточном Средиземноморье, так и к полному исчезновению оловянного камня из россыпей в Южной и Центральной Европе и на Ближнем Востоке.

P.S. Интересно, что такую же судьбу имеют и месторождения малахита, который являлся одним из основных минералов для выплавки меди. В настоящее время малахит остался в Конго и в небольшом количестве на Урале. На Ближнем Востоке и в Южной Европе, где в свое время процветали цивилизации Бронзового века, малахита нет. Однако, так было не всегда. Археологи раскопали в древних неолитических слоях в поселениях Малой Азии (VI-VII тысячелетия до н.э.) куски малахита вместе с кусками меди и древесного угля, что говорит о существовании там металлургии меди.
см. Вяч.Вс. Иванов "История славянских и балканских названий металлов"
http://www.inslav.ru/images/stories/pdf/1983_Ivanov_Istorija_nazvanij_metallov.pdf

Вероятнее всего, месторождения малахита в этих местах были также выработаны для получения меди еще в древности.

P.P.S. В работе Эдварда Эрлиха "Минеральные месторождения в истории человечества" про добычу олова на Ближнем Востоке на заре Бронзового века сказано следующее:
"Олово было редким металлом, как правило, его надо было завозить. Пожалуй, первыми оловянными бронзами были бронзы Анатолии, связанные с добычей олова из месторождений Киликии и Тавроса. ... здесь разрабатывалось около 40 месторождений олова. При этом главным минералом - источником олова здесь был, скорее всего, сульфид меди, железа и олова - станнин (Сu2FeSnS4). Большое поселение Кёльтепе производило олово в период с 3290 до 1840 года до н. э. (2) Караваны ослов доставляли металл к потребителю. Около 2350 года до н. э. аккадский царь Саргон пишет о том, что один караван нес около 12 тонн олова. Этого было достаточно, чтобы выплавить 125 тонн бронзы и вооружить значительную армию изделиями из нее. После падения Аккада грузы доставлялись ассирийскими купцами из Ашшура, в нынешнем северном Ираке, в район медных месторождений Кёльтепе в сегодняшней Турции к располагавшимся там металлургическим центрам. Общий вес доставляемого за год олова был существенно выше тонны, а этого хватало для изготовления 10-15 тонн бронзы в год. Имперские государства, такие, как Ассирия и Минойская империя, делали все от них зависящее, чтобы охранять торговлю оловом.
Производство бронзы на душу населения было невелико и зависело от наличия добываемых или закупаемых сырьевых ресурсов. В Вавилонии оно достигло 300 граммов, а в Египте - 50 граммов в год на душу населения."

Очень много молодых людей пишут стихи. Я всегда подозревала что-то подобное, но уверенности не было. Теперь есть.
В 1998 году нам казалось, что таких как мы - пишущих, мало, вообще единицы. Типа мы редкость и бла-бла-бла. Юношеский максимализм никто не отменял, так что не обессудьте.
Потом очень долгое время я была далека от мира творчества. Сейчас, конечно, не легко признавать, что свернула я на ложную дорожку, а следовало придерживаться своих принципов и взглядов. Ну, да ладно! Шишки набиты, выводы сделаны, всё вернулось на круги своя.
А вот в этом году меня как током ударило. Я стала судорожно искать людей, которые пишут, которые читают. Точнее это был вяло текущий процесс с лета, а теперь он перешел в гиперактивную стадию. Такого количества стихов я не читала никогда в жизни. И вот тут возникает у меня вопрос: я чего-то не понимаю, или вкус у меня плохой, или общество потребления готово потреблять всё??? Понятно, что на Стихи.ру или Графоманов.нет куча мусора, который надо разгребать, чтобы находить бриллианты. Но даже среди авторов, у которых есть поклонники, сборники, премии, встречаются.... ээээээ... мягко говоря, странные феномены. Меня больше всего убивает, что в доброй половине стихов, кроме версификации ничего и нет - ни чувств, ни смыслов, ни мировоззрения. Просто умело складированный набор слов. Надеюсь, до учебников (если они вообще будут) дойдут только лучшие. Хотя... Опять же дело вкуса, кто-то и Цветаеву с Хлебниковым не понимает.

О традиционной оловянной утвари, которая применялась в XVI и XVII веках написано немного, хотя мы с детства и постоянно читаем об этой посуде в художественной литературе. Например: «Д"Артаньян наполнил свой оловянный кубок и поднялся. — Господа, — обратился он к своим товарищам, — предлагаю выпить за здоровье того, кому принадлежит первое место за этим обедом: за нашего полковника. Да будет ему известно, что мы к его услугам до самого Лондона и далее»!

Антикварные и псевдо - антикварные оловянные кубки сегодня на просторах интернета продаются в обилии, и если их и приобретают, то торжественно ставят на полку, так как, по мнению большинства граждан, пить из олова вредно. Итак, поговорим сегодня о вредности посуды из олова и также об её истории, в которой есть интересные нюансы и даже пикантные подробности.

Оловянная посуда: вредно или нет?


Оловянный кувшин с крышкой, муниципальный музеи Тангермюнде, Германия.
В пятнадцатом веке в Европейских городах уже существовали цеховые организации оловянных мастеров, были чётко прописаны законы, по которым мастера должны были делать посуду. Жёстко контролировался состав сплава, а также порядок маркировки готовой посуды.

Дело в том, что для того чтобы олово хорошо заполняло форму, в готовом изделии не было пустот и раковин, его надо было сделать более текучим. Для этого в сплав добавляли свинец, он был намного дешевле олова, поэтому ремесленники пытались положить его побольше, и таким образом снизить себестоимость качество изделия.Для всех была строго установлена оптимальная пропорция — десять частей олова к одной части свинца, это получило название «нюренбергской пробы». У отливок высшего сорта было соотношение 15:1, а все сосуды, не предназначенные для контакта с едой, выплавлялись даже из шести частей олова и одной части свинца.

Исторически состав сплава обозначали особой маркировкой, например, в немецких землях это были клейма с короной, розой, ангелом либо просто крылатой фигурой правосудия с весами в руках. В конце XVII века, а также в XVIII веке, первый сорт посуды маркировали буквой«X», а высший — «CL» (CLir uinl l.autcr), что значило «светлое и чистое» олово. Кроме этого личное клеймо ставили и мастера. Именно тот факт, что в оловянную посуду добавляли свинец, и породил широко распространенный миф, что оловянная посуда вредна. На самом деле посуда из этого металла считается четвертой по ценности после платиновой, золотой и серебряной. Как известно, олово не ржавеет. С течением времени такие предметы утвари становится только лучше и ценнее, так как покрываются красивой патиной.

Из истории изготовления оловянной посуды

В Европе оловянную посуду делали ремесленники из сырья, которое успешно добывали на саксонских Рудных горах, в то время оно являлось вторым по своей величине месторождением оловянной руды. Если серебряную посуду изготовляли методом чеканки, а железную ковали, то оловянную просто отливали. Вначале для этого использовали глиняные формы и добавляли в ним телячью шерсть, потом формы стали медными, латунными а ещё позже — железными.

Олово имеет очень низкую температуру плавления (231,9 °С), поэтому легко заливается. По этой причине многие оловянные литейные заводы когда-то предлагали бесконечный ассортимент предметов оловянной посуды. Кстати, для детей, особенно для мальчиков, было обычным хобби выливать оловянные фигуры, например, солдатиков.Сначала в ассортименте были обычные тарелки, кувшины и кружки, солонки, четвертины. Но постепенно мастера стали отливать в олове пластичные, красивые и выразительные вещи, которые теперь по праву считаются предметами декоративно - прикладного искусства. Хотя в XVII столетии, и тем более, позже, производство оловянной посуды не считалось чем-то особенным, это было просто необходимое для быта производство.

Плоское посудное литье сначала повторяло деревянные подносы прямоугольной формы, они предназначались в качестве раздаточных блюд при трапезе. Например, в XVII веке в Германии делали огромные плоские блюда диаметром более 70 см, с широким полем и совсем небольшим заглубленным дном, из-за сходства формы названные «шляпа кардинала». Блюда, выполненные позднее, отличаются большей глубиной и диаметром емкости и, соответственно, меньшей шириной поля.

Чуть позже общих блюд появилась индивидуальная посуда — тарелки, которые отличались меньшими размерами (не более 25—30 см в поперечнике) и прошли тот же путь видоизменений. Почти плоскими дисками кажутся тарелки известного остзейского оловянишника Цириака Клинтма, работавшего в Риге в 1540 —1592 годах: рельефный валик закраины вокруг широкого ноля, едва намеченный изящный изгиб донца, выступающий с оборота чуть выпуклым кольцевидным поддоном.


С 1730-х годов стиль рококо радикально изменил очертания посуды: тарелка представляла собой теперь собой пяти- или шестилепестковый цветок, с эффектно вырезанным нолем и изящным рельефным контуром по Краю.

Такие фигурные тарелки, названные барочными (Barockteller), бытовали вплоть до середины XIX века. Цветочный или геометрический орнамент поля обрамлял сюжетную композицию зеркала — галантную сцену, герб.

В XVIII веке бытовой уклад людей изменился, изготовители серебра и фарфора начали делать супницы, за ними последовали и оловянщики. Правда, миски простого обиходного типа известны еще с конца XVI века это традиционная для Европы полукруглая плоская чаша. Их делали чаще всего с напаянными на края одной-двумя пластинчатыми ручками, напоминающими ухо, отчего и были названы, например, в Германии Ohrenscbussel.


В центральных землях Германии производили оловянные миски строгой цилиндрической формы, структурно разделенные на поддон и корпус с прямыми вертикальными стенками; припаянные на середине высоты ручки — уже не пластинчатые, а отлитые фигурными скобками.


Со временем в оловянном деле вместо правильной геометрической появились фигурная форма. Около 1700 года в обиход вошли серебряные грушевидные натруски для перца, соли или сахарной пудры; эта форма широко распространилась не только в металлическом исполнении (серебро, олово, латунь), но и в фарфоре.

В комплексе с оловянным кофейником или чайником иногда использовали и оловянные чашки. В самом начале XIX столетия из олова производили чашечки с чуть расширяющейся кверху конической формой, с прямым или отогнутым краем и С-образной ручкой с маленьким черенком-упором сверху. Оловянные, как и серебряные чашки с блюдцами, в то время просто повторяли формы фарфоровой посуды.

Стаканы делали с прямыми стенками и отогнутым, мягко закругленным бортом. Со временем поверхность их начали украшать нарезными поясками или пунктирными насечками, а иногда снабжать литыми рельефными валиками, изображающими полосчатый обод, цепочку жемчужника или лавровую гирлянду.

Ещё хочу упомянуть об оловянных кружках. Это был не просто еще один тип оловянной посуды, а основа оловянного производства европейских мастерских от Балтийского моря до Альп.

Кружки из олова отливали издавна и повсюду, и именно оловянная кружка наглядно демонстрировала особенности местных форм и широкий диапазон декоративных приемов оловянщиков.


Кстати, про пикантные подробности, связанные с оловом, которые я обещала в начале статьи. Олово по своим свойствам боится сильных морозов, изделия из него под влиянием низких температур рассыпается. Под воздействием низких температур белое олово переходит в α-модификацию (серое олово), которое превращается в порошок. В связи с этим некоторые историки выдвинули теорию, что одним из реальных обстоятельств поражения армии Наполеона в России в 1812 г. была то, что трескучие морозы привели к тому, что оловянные пуговицы на их мундирах рассыпались. Несчастные солдаты наполеоновской армии не только замёрзали, но и боялись потерять свои брюки. Между прочим, ложки тоже рассыпались в прах. Это явление в истории называется «оловянная чума».

В наше время британская гильдия производителей создала сплав олова, в состав которого входит 5 процентов сурьмы и 2 процента меди, он и применяется в производстве современной посуды. Называется такой сплав «пьютер». Знаменитый «Кубок Америки», присуждаемый в Парусном спорте, который вы видите на фото ниже (первоначальный вариант), а также Оскаровские статуэтки, изготавливаются именно из него, и только потом покрываются золотом и серебром.

В заключение хочется сказать, что сегодня можно увидеть в продаже великолепные произведения декоративно - прикладного искусства из олова, как старинные, так и современного производства, любители ДПИ могут значительно обогатить свои коллекции. Например, вот эту восхитительную оловянную утку я обнаружила на эстонском продажном сайте osta.ee:

Использованы материалы:

Елена Елькова «оловянная посуда 17-18 веков»»

Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования»

Возможно вас заинтересует.

Огромное значение в истории развития человечества имел переход от каменных видов орудий к металлическим. В третьем тысячелетии до н. э. у людей появилась необходимость в более прочных орудиях труда, чем каменные, которые были весьма непрочные при довольно внушительных размерах и весе. В процессе развития хозяйственной деятельности люди все чаще стали использовать металлы и изделия из них. Первым металлом, нашедшим широкое распространение и применение, была медь. Разыскивая камни, необходимые для изготовления орудий труда, нашим предкам попадались камни, имевшие зеленовато-серый или красновато-зеленый цвет. Первоначально их обрабатывали и использовали как и обыкновенные камни. Позже было замечено, что медь становится тверже после обработки каменным молотком, ее стали использовать для изготовления инструментов.

Наступила эпоха меди. Со временем люди обратили внимание еще на одно свойство меди — от сильного нагрева кусок меди плавился, а, остывая, приобретал необходимую человеку форму. Сначала это свойство использовали для изготовления украшений, позже — для изготовления орудий труда. Инструменты из меди по твердости уступали каменным, однако они легко и быстро затачивались. В конце третьего тысячелетия до н. э. было замечено, что при выплавке меди из руды, содержащей примесь олова, медь становится на порядок тверже обычной. В дальнейшем к меди стали добавлять олово, в результате чего появился искусственный сплав — бронза .

Наблюдение за новым сплавом показало, что он более плавкий и текучий. Улучшилось качество, точность литья, что позволяло изготавливать инструменты более сложных форм. Бронзовые изделия были тверже медных, они отлично шлифовались и затачивались. Теперь на последующую обработку понадобилось намного меньше времени и усилий, возросла производительность труда.

На смену медному уверенно пришел бронзовый век. Совершенствовалась и техника литья. Если вначале использовались одноразовые открытые формы из глины или песка, то со временем стали изготавливать многоразовые открытые формы из камня. Недостатком открытых форм являлось то, что в них можно было отливать лишь плоские изделия. Со временем мастера изобрели закрытые формы, состоящие из двух разъемных половинок. Перед литьем половинки соединялись и крепко фиксировались. Через отверстие между ними заливался расплавленный металл. Когда металл остывал и твердел, форму разъединяли или разбивали. Таким образом начали изготавливать изделия сложной формы.

В дальнейшем было изобретено литье по выплавляемым моделям или фигурное литье. Сначала из воска лепили точную модель нужного изделия, обмазывали ее глиной и обжигали в печи. Воск при нагревании плавился и выливался, а глина приобретала форму будущего изделия. В глиняную форму заливали бронзу, после того, как металл остывал, форму разбивали. Благодаря такой технологии была достигнута настолько высокая точность литья, что отпала потребность в дальнейшей обработке отлитого изделия. Благодаря такой технологии мастера уже могли отливать и пустотелые изделия довольно сложной формы.

Прогресс не стоит на месте, со временем появились такие технические приемы, как клепка, волочение, пайка и сварка, которые дополнили ковку и литье. Бронзовые изделия постепенно стали вытеснять каменные, хотя и не заменили их до конца. Не везде можно было найти медь, еще реже встречалась руда с содержанием олова. Для дальнейшей переплавки добытую руду приходилось перевозить на большие расстояния. Все это способствовало довольно высокой стоимости изделий из бронзы. С изобретением железа, ставшим знаковым в истории металлов, закончился бронзовый век.

Дата: 2015-09-05

Оловянная посуда в Германии широко распространилась после открытия богатых залежей оловянной руды в Богемии и Саксонии в средние века. Сплав олова и свинца серебристо-серого цвета, со временем вследствие окисления становится очень похожим на серебро. Бюргеры среднего достатка охотно покупали оловянные тарелки, блюда, кувшины и кружки.

Немецкие ремесленники, изготавливающие оловянную утварь, приобрели славу искусных мастеров. Часто форму и украшение оловянных изделий они копировали с . Из массовых обиходных предметов хозяйственного олова выделилось так называемое «благородное олово» Edelzinn, настоящие произведения искусства 16-17 веков.

http://www.museum-digital.de/san/images/201010/10142819049.jpg

Литьё, сборка.

Как любые изделия ручной работы, оловянная посуда претерпевала изменения в стиле. Однако строгое временное разделение здесь затруднено. Мастера оловянишники не использовали ручную выколотку и чеканку подобно мастерам серебряного дела. Оловянные изделия отливали в формах. Сначала формы были глиняные, с добавлением телячьей шерсти, затем - каменные, медные, латунные, но чаще всего бронзовые, а в 19 веке - железные. Дороговизна и сложность подготовки отливочных форм, а также их долговечность обуславливала неизменность конструкций, объемов и форм оловянной посуды в течение долгого времени. Однако, разнообразие типов посуды и утвари, созданное с изобретательностью и чувством вкуса, составляет богатейшее наследие немецких оловянщиков 17-19 веков. Влияние их расширилось в Европе, охватив Швейцарию, Австрию, Богемию, Моравию, Прибалтику, Польшу, Голландию и скандинавские страны.


Мастера оловянного дела. Гравюра Кристофа Вайгеля 1698 г.

Чтобы улучшить текучесть сплава и без пустот заполнять форму в олово добавляли свинец,. Свинец дешевле олова, но его токсичные свойства были давно известны. Законы старейших гильдий оловянных литейщиков в Цюрихе 1371 г. и Гамбурге 1375 г. уже содержали положения о степени чистоты олова. Единого закона в 14-15-х веках не существовало. Все правила ограничивались территорией конкретного города, где они были установлены Цехом и утверждены Советом. Контролёры готовую оловянную посуду клеймили знаком подтверждающим качество, обычно это городской герб. Городское клеймо и клеймо мастера, как правило, проставлялись вместе. Иногда, встречается тройная маркировка, когда или клеймо мастера, или городское клеймо повторяется. В Тюрингии и Саксонии было принято таким способом удостоверять нормативное (10:1) качество оловянного изделия.

Во второй половине 15 века действующей нормой чистоты сплава была признана оптимальная пропорция - 10:1, так называемая «Нюрнбергская проба», т.е. на 10 частей олова добавляли не более одной части свинца. Для улучшения качества иногда использовали соотношение 15:1, а непищевую утварь выплавляли в соотношении 6 частей олова и 1 часть свинца. В других городах требовали соотношение 12:1 (Ревель, Рига, Штеттин 1534 г., Бреслау 1399 г.) 9:1 (Фрайбург 1511 г.) 8:1 (Любек 1633) 6:1 (Кёльн). https://de.wikipedia.org/wiki/Zinnmarke

Гарантированное качество оловянного сплава 10: 1 условились обозначать на изделии специальным знаком - «Роза и корона», с начала 18-го века «Ангел». Ангел с весами и мечом изображает архангела Михаила, который почитается в Германии, как покровитель государства и символ правосудия. Иногда на оловянных предметах 17-18 в.в. имеется маркировка «CL», что означает Clаr und Lautеr, в переводе «светлое и чистое» олово, знак X - римская 10 - означает пропорцию олова и свинца 10:1.


Клеймо «Коронованная роза», геральдическая эмблема рода Тюдоров, являлась знаком качества сплава на оловянных изделиях в Британии, знак был заимствован и стал использоваться немецкими оловянщиками. Клеймо "роза и корона" на оловянном сосуде конца 18 - середины 19 века. Германия
http://www.museum-digital.de/nat/index.php?t=objekt&oges=77230


Клеймо «Ангел» на оловянной тарелке 1812 г. Германия
http://www.museum-digital.de/nat/index.php?t=objekt&oges=4031

После объединения немецких государств Вильгельм, король Пруссии и император Германии, в 1887 издал закон, регламентирующий сбыт изделий из сплава олова и свинца. В законе указывалась норма чистоты пищевого олова не ниже 90%. https://de.wikisource.org/wiki/Gesetz,_betreffend_den_Verkehr_mit_blei-_und_zinkhaltigen_Gegenstanden

В конце 19 века модное европейское движение «Искусство и ремесла», которое в Германии называют Югендстиль, дало новый импульс производству оловянной утвари, подъём которого продолжался до 1930-х годов. Легкоплавкое и пластичное олово позволяло создавать рельефный декор с мельчайшей детализацией, а оттенки и блеск оловянного сплава создавали неповторимый контраст света и тени. Сложная ручная работа и трудоёмкая обработка не уступали работам по серебру или бронзе, поэтому ценились одинаково высоко. Производители металлической изделий приглашали талантливых художников, которые создавали оригинальные дизайны посуды, столовых приборов, предметов интерьера. Так название одной из самых успешных фирм по производству оловянной посуды Kayserzinn стало синонимом высококачественных оловянных изделий.

Энгельберт Кайзер основал торговую марку Kayserzinn в 1894 году. Его брат Иохан Петер Кайзер руководил оловянным литейным заводом в Крефельде.* Сам Энгельберт Кайзер был владельцем галереи и основал дизайн-студию в Кёльне. В свою художественную мастерскую он пригласил нескольких известных дизайнеров**, таких как Хьюго Левен, Герман Фаузер и Карл Бергхоф, которые разработали индивидуальный стиль в контексте европейского модерна под маркой "Кайзер-Олово". Члены жюри Всемирной Парижской выставки в 1900 году стояли перед дилеммой, кому вручать золотую медаль – дизайнерскому ателье Энгельберта Кайзера в Кёльне или заводу-исполнителю в Крефельде. Продукция "Кайзерцинн" имела клеймо и номера моделей начиная с 4000. Последний номер 4999 был произведён в 1925 г. Наиболее высокую художественную ценность представляют образцы Kayserzinn в период деятельности Энгельберта Кайзера 1895-1911 г.г. Большая коллекция оловянных предметов Kayserzinn хранится в музее Цонса (Дормаген, между Кельном и Дюссельдорфом).


Оловянный лоток "Стрекозы" работы Hugo Leven из коллекции Kreismuseum Zons.

Оловянный сплав Kayserzinn не содержащий свинца иногда называют "оловянное серебро" (Zinn Silber), это вариант сплава "Британниа-Металл" в составе которого около 91% олова, 2% меди, 7% сурьмы.

Известные производители оловянных изделий югендстиль конца 19-начала 20 века в Германии: WMF, Orivit, Orion, Osiris, JUVENTA, Urania, B&g Imperial zinn (Crefelder Metaallwaaren-Fabrik Bitter & Gobbers GmbH), Reinemann & Lichtinger, Gebrueder Bing (Bingit zinn G.B.N.) и др.
WMF обозначал изделия из олова клеймом EDELZINN.
Orivit использовал оловянный сплав в составе которого 89,85% олова 7,9 % сурьмы 1,9 % меди 0,12 % серебра.
OSIRIS в 1902 г. разработал новый сорт оловянного сплава, так называемый ISIS metal.
EDUARD HUECK маркировку сплава EDELZINN (90% олово, 5-10 % сурьма, 0,5-5 % медь) и знак дизайнера выполняли прессом (выпуклые).

В 20 веке оловянные предметы массового изготовления производители маркируют знаками с информацией о чистоте олова в процентах: 92%. 93%, 94%, 95%, иногда по традиции сопровождая изображением ангела или розы с короной. Коллекция наиболее распространённых клейм немецких производителей оловянной посуды, которая может помочь Вам самостоятельно определить фирму-изготовителя, смотрите на сайте: http://macacke.com/Garage/German_Pewter_Marks.html

Оловянные марки служат важным вспомогательным средством для датировки и классификации антикварных предметов из олова. Они соответствуют функции серебряных клейм или фирменных знаков фарфоровых заводов. Оловянные клейма также подделываются, чтобы представить имитации в качестве ценных антикварных вещей.

Тиражные массовые оловянные вещи, не представляющие художественной и коллекционной ценности, скупаются в Германии перерабатывающими компаниями, цена 90-процентного олова сегодня около 7,30 евро за килограмм. https://www.scheideanstalt.de/zinn-zinngeschirr/

*В 1851 г. семья Кайзер переехала в Крефельд, где они купили существующий литейный завод. Изделия оловянного литейного завода Кайзера успешно продавались через торговые представительства и на ярмарках по всему Рейнленду и в Нидерландах. Й.П. Кайзер скупал старые оловянные изделия в нескольких точках сбора и расплавлял для повторного использования.
В 1861 году J.P. Kayser зарегистрировал фирму в реестре компаний Крефельда.
В 1874 г. Йохан Петер Кайзер, учредитель семейной фирмы, назначил своего четвертого сына, названного Йоханом Петером в честь него, но известного как Жан, управляющим директором фирмы "Britannia-Metal und Alfenide-Waaren-Fabrik J.P. Kayser, Crefeld"
В 1879 г. в адресный справочник Крефельда внесена фирма "Leuconide-und- Metallwaaren- Fabrik und handlung J.P. Kayser Sohn, Crefeld". Источник. Gerhard Dietrich, Eckard Wagner KAYSERZINN. Engelbert Kayser. Jugendstil Pewter from Cologne. http://www.arnoldsche.com/en/Collectibles/KAYSERZINN.html

** Среди Художников, работавших в студии дизайна Kayserzinn были
Hugo Leven(1874-1956)
Karl Geyer (1858-1912)
Hermann Fauser(1874-1947)
Karl Berghof(1881-1967)
Hans Stoltenberg-Lerche (1867-1920),
а также
Professor Johann Cristian Kroеner(1838-1911) - Дюссельдорфский художник, по его проектам созданы несколько блюд с охотничьими сценами,
и французский художник Jean Garnier. http://www.abcap.nl/frames/kayser/kayserframe.htm