Онегин и ленский рассказ с цитатами. Cочинение «Описание характера Ленского в романе «Евгений Онегин. Отношение к жизни

Владимир Ленский – один из главных героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», друг Онегина и его антипод, жених Ольги Лариной . Ленскому было всего восемнадцать лет, когда он вернулся из Германии, где он увлекался философией Канта и романтической поэзией. Он был красив и богат, за что сразу прослыл завидным женихом. Будучи человеком образованным, он не находил себе друзей среди окрестных невежественных помещиков, однако быстро подружился с Онегиным, которому, как и ему, жизнь в деревне была в новь. Лариных Владимир знал с детства. В частности к Ольге испытывал нежные чувства. Она ему представлялась женским идеалом, этакой романтической героиней из книг. В этом герой жестоко ошибался.

По натуре Ленский был наивен, романтичен и простодушен. Онегин же, наоборот, был умудрённым ловеласом, которому любовные дела давно наскучили. Именно он разглядел в Ольге натуру заурядную и легкомысленную, но не спешил разочаровывать друга. После знакомства с Лариными лишь сказал, что сестра Ольги ему показалась более интересной и глубокой. В результате за ошибку в выборе возлюбленной Ленскому пришлось заплатить жизнь. После его смерти автор рассуждал, что вышло бы из него, будь он жив. Так или иначе, очевидна раздвоенность личности героя. Несмотря на много лет проведенных в Германии, в нём всё равно жил дух русского помещика. Если бы он стал поэтом, в нём прорывались бы помещичьи черты. Если бы стал уездным помещиком, то всё равно писал бы время от времени стихи. В любом случае, он не был бы счастлив, так как невозможно совместить такие противоположности в характере.

Вольнолюбивые мечты,
Он из Германии туманной
Дух пылкий и довольно странный,
Привез учености плоды:

Как и Онегин, Ленский получил образование нерусское (Пушкин даже назовет его «полу-русским соседом» провинциальных помещиков). Немецкая идеалистическая философия (Кант) была основой образования, полученного Ленским в знаменитом Геттингенском университете. Наряду с идеализмом сказано и о «вольнолюбивых мечтах» Ленского.


Одновременно возникает перед нами и внешний облик, и манера поведения, вполне отвечающие внутреннему содержанию героя.
В следующих строфах, развивающих начатую характеристику вводимого в действие нового лица, Пушкин подчеркивает его восторжен но-мечтательное отношение к жизни. Душевную простоту и наивность.
Ленский полагал, что у него есть высокое жизненное предназначение, только неизвестное ему. Владимиру свойственно высокое, даже восторженное отношение к любви, к дружбе.


Он верил, что душа родная
За честь его принять оковы...
Соединиться с ним должна...


Пушкин посмеивается над сентиментально-романтическим содержанием стихов Ленского, но в его иронии нет ничего злого. Ирония в изображении Ленского всегда соединяется с сочувствием, - это отношение автора к Ленскому будет сопутствовать ему до конца его истории в романе.
Как и Онегин, Ленский не мог сойтись с окрестными соседями помещиками, но с Онегиным он сближается: интересы и запросы образованных и мыслящих людей объединяют их, и это - общее между Онегиным и Ленским.


Разбирая дальнейшие главы романа, мы следим за историей Ленского и развитием его образа.
В главе IV Пушкин рисует «картину счастливой любви» Ленского и Ольги. Рисунки Ленского в альбоме Ольги - вполне в духе мечтательного романтизма.
Эпизодом поединка заканчивается история Ленского. Ночью перед дуэлью Ленский пишет свои стихи:


Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?..


В элегии Ленского отмечаются ее уныло-грустный тон, типичные образы, метафоры, лексика: «златые дни весны», «паду ли я, стрелой пронзенный», «таинственная сень гробницы», «Лета», поглощающая память о нем, слеза «девы красоты», пролитая над «ранней урной», и, наконец, «расцвет печальной жизни бурной».


Изображение гибели Ленского полно сочувствия и печали. И те самые сентиментально-романтические формулы, над которыми смеялся Пушкин, пародируя стихи Ленского, звучат уже без всякой иронии:


Его уж нет. Младой певец
Дохнула буря, цвет прекрасный
Нашел безвременный конец!
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..


Вся следующая XXXII строфа VI главы - изображение только что убитого Ленского с развернутым сравнением мертвеца с «домом опустелым».
Остановимся на строфах, в которых делаются предположения о возможной судьбе Ленского. В окончательном тексте романа два варианта: Ленский мог бы стать настоящим, большим поэтом или превратиться в женатого, «счастливого» деревенского помещика в «стеганом халате».
Итак, судьба Ленского, молодого интеллигента-дворянина, поднимающегося над большинством людей своего круга умом, сердцем, образованием, запросами и интересами, для Пушкина до конца не была ясна, как и судьба Онегина.


Описание могилы Ленского, данное Пушкиным дважды - в конце VI главы и в главе VII, полно грустной поэтичности.
Надгробная надпись - прощание автора с героем, который уже не вернется на страницы «самого задушевного» его произведения:

Владимир Ленский здесь лежит,
В такой-то год, таких-то лет.
Погибший рано смертью смелых.
Покойся, юноша поэт!

Среди его известных произведений выделить можно роман в стихах Евгений Онегин, где помимо главного героя важную роль играет Владимир Ленский. Давайте рассмотрим в нашем характеристику Ленского из романа Евгений Онегин, используя цитаты из произведения.

Владимир Ленский краткая характеристика

В целом, создавая образ Онегина, писатель раскрывал тему разочарования действительностью, которое испытывала прогрессивная молодежь, но повстречав на страницах романа Владимира Ленского, мы видим совершено иной образ. Это был живой и искренний персонаж. Его даже можно назвать идеальным человеком.

Из краткой информации, которую дает автор о прошлом Ленского мы понимаем, что он из дворян и родился в поместье Красногорье. Вот только большая часть его жизни прошла в Германии под небом Шиллера и Гете. Под воздействием их творчества воспламенялась и душа Ленского. А когда он приехал из Германии туманной, привезя учености плоды, то стал на Родине завидным полурусским женихом.

Ленский сразу выделяется из светского общества. Он не любит пиры, которые так обожает молодежь, поэтому постоянно бежит от шумной толпы. Желая найти близких по духу людей, он приходит к дому Онегина, где начинается двух противоположностей. Как пишет Пушкин, они были лед и пламя, людьми с разными взглядами на жизнь, где Ленский был романтиком, в то время как Онегин был прагматиком. Но эти противоположности притягивались, поэтому и завязывается дружба между молодыми людьми, которой Ленский очень дорожил.

Будучи романтиком, Ленский часто жил в своем мире, не видя сущности вещей из их глубины, поэтому полюбив Ольгу, он видел только ее прекрасные глаза и тонкий стан, но не замечал ее легкомысленную натуру. Ведь по сути она была, как и другие девушки светского общества. Однако Ленский верит в любовь, как верит и в силу дружбы, поэтому шутку Онегина он воспринял очень серьезно. Не сумев простить заигрываний друга, он вызывает его на дуэль, где и погибает.

В целом, познакомившись с романом Пушкина и встретившись на страницах произведения с Владимиром Ленским, мы увидели в его образе романтика, мечтателя и пылкого юношу. Молодой человек не был развращен светом и обществом, он простодушный, наивный, стыдливый и даже робкий. Это человек, верящий в добро и светлое чувство любви. Он ценит дружеские отношения.

Ленский

ЛЕНСКИЙ - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831), сосед Евгения Онегина по имению. Красивый и богатый 18-летний юноша, он представлен, как и Онегин, чужаком среди окрестных помещиков - крепостников и невежд. Блестяще образованный, знаток немецкой философии и литературы, восторженный мечтатель и поэт-романтик, далекий от практической жизни и повседневной прозы, он тоже старается избегать общества «господ соседственных селений», предпочитающих «разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», и покороче сойтись с Онегиным. При всей «взаимной разноге» («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») они становятся вскоре неразлучными друзьями.

Не только общие интересы сближают Онегина и Л, но и «вольнолюбивые мечты». Недаром Л. учился в Гетгингенском университете - одном из самых либеральных в Европе - и поклонялся Канту, чья философия в официальных кругах России считалась опасной и вредной, враждебной христианству. Л. многозначительно охарактеризован как «поклонник славы и свободы», его отличает «дух пылкий и довольно странный», «всегда восторженная речь», благородное «волненье бурных дум», ему свойственно «негодованье, сожаленье, ко благу пылкая любовь». Все это - иносказательное обозначение гражданских настроений, о которых в черновой редакции говорилось более откровенно: «Крикун, мятежник и поэт».

В долгих, едва ли не ежедневных спорах Онегин и Л. затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль культуры и науки в совершенствовании человечества, добро и зло, искусство, религия и мораль, значение страстей в жизни личности. Поставленные в идейно-философский контекст эпохи (даже по беглым авторским упоминаниям можно заключить, что речь идет о взглядах философов-просветителей, идеях Руссо, Шиллера и Гете, воззрениях европейских романтиков), эти отвлеченные на первый взгляд проблемы обретали острый и животрепещущий общественный смысл. Тем более что в романе акцентируются не теоретические разногласия героев, но нравственно-идеологическая суть и жизненно-практические различия их позиций: контраст юности и зрелости, наивности и трезвости, энтузиазма и скецсиса.

Оппонент «демона» Онегина, Л. свято верит в таинство жизни, возможность совершенствования мира и конечное торжество добра. Во имя торжества этих высших идеалов и ценностей он без колебания готов пожертвовать собой: вызвав Онегина на поединок, он доказал это на деле. Однако прекраснодушные мечтания Л. не выдерживают столкновения с реальностью. Идеальный друг, каким считал он Онегина, не находит смелости отказаться от поединка и собственноручно убивает юного поэта.

Позиции героев-антиподов оказываются сами по себе ущербными, но в то же время взаимодополняющими и в этом смысле духовно ценными. Отсюда - двойственность авторской оценки Л., иронической и сочувственной одновременно. Отсюда же - и двойственность авторского прогноза о возможном будущем Л.: опасность «обыкновенного удела» - превращения в заурядного помещика или же вероятность стать известным поэтом и даже выдающимся общественным деятелем, рожденным «для блага мира».

Через образ Л. Пушкин провел несколько важных для себя тем, чтобы закончить их неожиданно трагическим финалом. Со смертью Л. на дуэли обрывается все, что у Пушкина связано с юными мечтаниями и первыми стихами. А до этого - светский Петербург и его забавы у Онегина; Германия и любовь к Ольге - у Л.; все это блестит, сверкает и кажется прекрасным началом. Ничто не предвещает трагическую развязку, вызванную стечением роковых обстоятельств. Л.- герой и символ таких обстоятельств. Юный помещик и поэт, «он сердцем милый был невежда». Его день в деревне складывался примерно по той же схеме, что и у Онегина, но это не вызывало в нем никакой скуки. Он принимал все, каково есть, как устроено, и в деревенской тишине сразу нашел ту, которая заняла все его чувства. Про Ольгу Онегин скажет: «Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна // На этом глупом небосклоне», а Л. в Ольге видит все, что влюбленный видит в женщине. Отроком он был «свидетель умиленный ее младенческих забав, а по возвращении в Россию образ милой девочки-соседки самым естественным образом соединился с тем, что «…Он рощи полюбил густые, // Уединенье, тишину, // И ночь, и звезды, и Луну…» Гармония природы, гармония любви, гармония дружбы - но вдруг роковой выстрел друга - и всему конец, Л. мертв. Пушкин складывает его короткую жизнь из простых, крайне знакомых ему и его окружению обстоятельств, посмеиваясь над некоторыми из них. Разводя в разные стороны Онегина и Л., Пушкин все загадочное и противоречивое оставляет Онегину, подготавливая выстрел, стоивший его приятелю жизни. К моменту дуэли мы знаем о Л. решительно все, что было содержанием его натуры. В Л. Пушкин как бы прощается с тем, что в самом себе знает, как ничем незамутненную ясность душевных движений. Книжный юноша, поэт, «сердечных мук еще не знав», Л. влюбился и погиб. Рассказ о нем сопровождается авторским сочувствием, иронией, сожалением. Так уходит от автора его собственная юность. Пушкин со сложным чувством прощается с ней, разглядывая Л. (а в нем себя) то всерьез, то иронически.

Л. прилежно украшает альбом Ольги нежными стихами, сельскими видами. Пушкин знает, что такое «уездной барышни альбом»,- он сам не раз писал в такие альбомы. Улыбнувшись собственной памяти, он тут же высмеивает великолепные альбомы блистательных дам и опять возвращается к своему герою, чтобы защитить его: «В альбоме Ольги молодой; // Его перо любовью дышит». И тут же мимоходом поминает одного из своих современников, расширяя смысл явления: «Так ты, Языков вдохновенный…» Бегло заметив, что Л. писал бы оды, «да Ольга не читала их», Пушкин-поэт возвращается к собственному уединению: «Но я плоды своих мечтаний // И гармонических затей // Читаю только старой няне…» Весь этот сплав признаний, быстрых заметок, «небрежной болтовни» меняет интонацию, когда автор переходит к дуэли. Пушкин берет на себя роль хроникера. В чеканные, строгие строки он заключает картину, где «невольником чести» выступает юный романтик: «Вот пистолеты уж блеснули, // Гремит о шомпол молоток…» Не будучи врагами, не успев испытать, пережить то единственное, что оправдывает поединок (и что испытал лет через семь Пушкин), два человека направили друг на друга пистолеты. Через несколько секунд один из них упал мертвым. После этого движение «романа в стихах» переменит свое русло. О том, как секундант уложил оледенелый труп Л. в сани, как, «почуяв мертвого, храпят и бьются кони», и, наконец о том, как на краю селения поставлен памятник простой, а Ольга, поплакав, утешилась уланом,- об этом написано так, что понятно: течение жизни в «мертвящем упоении света» открыло Пушкину свою страшную подноготную.

В опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879) образ Л. переосмыслен прежде всего музыкально - с сохранением стихотворного текста, который благодаря искренности интонаций в контексте оперы не воспринимается пушкинской пародией на «любовную чепуху». Особенная проникновенность партии Л. порождена сочувствием композитора, вполне ото ждествившего себя с героем: Л.- совершенный носитель романтического культа любви, ставшего его мироощущением. Личная драма автора усугубляет элегические настроения и вносит сумеречные гармонии в музыкальный образ Л. Композитор исключает иной исход судьбы поэта, романтизировавшего действительность: душа, осужденная любить, не примет «обыкновенного удела». В образе Л. на русской оперной сцене Л.В.Собинов подчеркнул поэзию страдания, а С.Я.Лемешев создал неизбывный гимн любви, воспел чистоту и возвышенность доверчивого чувства.

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Такое описание своего героя дает Пушкин. Молодой помещик дворянского происхождения, Владимир Ленский не мог вызывать иных чувств, кроме симпатии, уважения, снисходительности к его молодости. Он был одним из самых выгодных женихов во всей губернии, и поэтому помещичьи семьи, где росли дочери, его охотно принимали и привечали. Вдобавок к своему богатству, он был красив собой. Его черные волнистые волосы, легкая гибкая фигура могли взволновать любое девичье сердце.

Но сердцем молодого человека успела овладеть Ольга Ларина, которую

…он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:

Ленский был умен, талантлив, писал лирические стихи. Не жених, а мечта. Он учился и получил образование в Германии, в Геттингене, где кроме знаний, набрался вольнолюбивых идеалистических идей, был сторонником философии Канта. Он не успел еще разочароваться в жизни, на которую смотрел сквозь розовые очки.

Ленский был по-юношески сентиментален. Любовь к была его первой и единственной любовью, она была чиста и светла, как лесной родник.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседи, их отцы.

Об Ольге Владимир говорит с восторгом неиспорченного юноши.

Да и сама Ольга никогда не давала повода ни для ревности, ни для тревог. Возможно, просто не возникало предпосылок и условий для этого.

Образ Ленского был необходим в романе, как антипод Онегину. И хотя они сблизились и сдружились, Ленский и Онегин совершенно разные люди.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.

Но не была той самой мужской дружбой, за которую люди готовы в огонь и в воду. По крайней мере, в душе Онегина не родилось такое чувство привязанности к Ленскому. Да и что это за дружба, если люди из-за недоразумения готовы стать врагами.

От своего незнания и неопытности молодой поэт шутку, может быть и злую, воспринял как предательство и коварство. Но когда наутро встретился с Ольгой, все такой же милой и непосредственной, он понял, что погорячился. И не найдя в себе духа и повода, чтобы помириться с Онегиным,

Он мыслит: «Буду ей спаситель,
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

Накануне поединка юноша всю ночь не спал. То ли это было волнение перед первой в его жизни дуэлью, то ли его угнетало предчувствие смерти. Скорее всего, второе. Это предчувствие вылилось в его элегические строчки:

А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты,

В цитатных характеристиках, использованных в данной статье, Ленский показан со всех сторон, в строчках Пушкина ярко изображены его мысли, поступки, душевные порывы.

Литературные критики упрекают юношу в незнании жизни. О чем мог знать юноша в 18 лет? Разве это его вина, что Владимир Ленский рос, как тепличное растение, в закрытом учебном заведении, где была книжная теория, философия, искусства, но никто и никогда не говорил, с ним о жизни, о том, что в ней существуют и темные стороны: алчность, лицемерие, хитрость, подлость.

Пушкин нигде не описывает состояние его имения. Как оно управлялось? Кем? Как жили его крестьяне? А ведь этот факт мог показать, применял ли молодой человек свои знания на практике, или он их использовал лишь в спорах с Онегиным и ему подобными, если вдруг случалось встретить образованного человека.

Пушкин видит две перспективы для будущего Ленского: первая — обретя смысл в жизни, он мог развить свой литературный талант и превратиться в «животворящий глас», и вторая –

Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

И почему именно скучал? Ведь Ленский, мог применить свои знания на практике, найти смысл жизни в развитии своего хозяйства, в применении прогрессивных технологий и экономических программ, воспитывал ты детей. Да, он мог бы быть счастлив, тем, что счастливы его люди, его семья. Что в том плохого?

Почему смысл жизни передовой молодежи должен заключаться в том, чтобы отстреливать царей? Правда, Белинский увидел портрет Ленского в горе-литераторах, осаждавших журналы.

«Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском; в них нет девственной чистоты его сердца, в них только претензии на великость и страсть марать бумагу.»