Описание картины лутфуллина три женщины. Анализ картины «Праздник в деревне Лутфуллин праздник в ауле описание

Анализ картины «Праздник в деревне»

Материал картины: Холст, масло.

Жанр картины: Исторический.

Эскиз картине: "Деревенский праздник" Бумага, темпера. 17.5x36.5 см.

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Размер: 93 х 108.

Дата создания: 1917.

Картину "Праздник в деревне" (см. прил. 2), Кустодиев написал всего за пять дней - именно такое количество времени провел художник в своем загородном имении.

В картине "Деревенский праздник" художник передает веселье и широту русского праздничного гулянья на фоне уютных деревенских изб и яркой осенней листвы. Как всегда у Кустодиева, колорит картины очень декоративен: он построен на сочетании красных, желтых, оранжевых, охристых и белых цветов.

Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал впоследствии в картине "Праздник в деревне".

В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого - глубокая продуманность, композиционная четкость. Смелые сочетания ярких красок придают картине декоративность, сближая ее с лубком.

Тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью особенно привлекала художника. Картина "Праздник в деревне" имела большой успех на выставках, как в России, так и за рубежом.

Анализ картины «Троицын день»

Материал: Холст, масло.

Жанр картины: Импрессионизм.

Место хранения: Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева.

Размер: 110 х110.

Дата создания: 1920.

В картине "Троицын день" (см. прил. 3), создан идеалистический образ русского праздника. Праздник наступившего раннего лета, Святая Троица. Мы видим окраину города, широкую поляну, купола церквей, нарядных, неспешно гуляющих людей. Везде чувствуется праздничное оживление, везде снуют коробейники с цветами и сладостями. Народ катается на тройках, гуляет, ведет беседы, развлекается в ярмарочных балаганах. На первом плане картины Кустодиев поместил степенное купеческое семейство как символ патриархальной Руси.

Живописное полотно сияет всеми оттенками синего и зеленого цветов, а белые облака и яркие красные и желтые детали дополняют праздничный настрой картины.

Передний план отведён главным персонажам кустодиевских гуляний. Это купчиха, её дочь, молодая и чуть смущённая, отец - купец в классической одежде, и молодой человек, в котором легко угадывается возможный жених. Следует отметить, что Кустодиев пишет людей шаблонами. У него даже есть персонажи, представляющие разные типы профессий, - булочник, монахиня, извозчик - стали персонажами отдельных картин. На картине все нарядные, весёлые, в достатке, беседуют и радуются. Повсюду довольство и достаток.

Происходит все на поляне, видимо, на окраине этого города. Это не парк, поскольку коляски свободно ездят где угодно, виден шатёр цирка. Деревья расположены в разброс, и это на руку художнику - так помещается больше людей.

Все на картине размещено в пространстве, созданном высокой церковью справа и деревом слева. Дальше - ещё одна колокольня. Это помогает подчеркнуть тему - праздник Троица. Художники тех времён считали церковь настолько важным элементом, что ни одна картина о российском быте не обходилась без неё. Даже на автопортрете художник размещает себя на фоне Троице-Сергиевой Лавры.

Яркие краски помогают ощутить атмосферу радости и отдыха. Яркие цвета одежды у купчихи, букет цветов у девушки и продавца. Художник всегда очень любил и уважал народную традицию. А искусство, изображающее её должно приносить радость. Эту веру он пронёс через все своё творчество.

Анализ картины «Гуляние на Волге»

Материал: Хост, масло.

Жанр картины: жанровая сцена.

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Размер: 100 х 125.

Дата создания: 1909.

На картине "Гулянье на Волге" (см. прил. 4), показаны набережная с гуляющими людьми, Волга, живописный противоположный берег реки. Высокая точка зрения позволила мастеру охватить широкую праздничную панораму.

По аллее на крутом берегу, где когда-то в гостинице "Эрмитаж" в 1906 году останавливался Б.М. Кустодиев, прогуливаются купцы и купчихи, приказчики, половые, военные, странники. Оживает картина Кустодиева "Гулянье на Волге". Празднично нарядные люди гуляют под музыку духового оркестра. В палатке торгуют сладостями и кондитерскими изделиями, работает уличная чайная, где каждый желающий может испить самоварного чайку. Чуть дальше исполняют русские романсы. И барыни, и беседка, и чайная лавочка, и всё остальное, что ни на есть типично русское: и наряды купчих, и ампирные домики, и кисельно - красная церковка.

В Тутаеве работало много художников и среди самых известных - Борис Кустодиев. Он побывал в Романове в 1906-1909 годах, жил в гостинице «Эрмитаж» на волжском бульваре и из окна этой гостиницы написал свою картину «Гулянье на Волге», хранящуюся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга.

Кустодиев - певец русского провинциального быта, с иронией и любовью изображает персонажей того времени: купцов и купчих, нарядных мещанок, чиновников и крестьян. Недаром, когда теперь говорят «кустодиевский персонаж», сразу в памяти всплывают характерные типажи той эпохи. Приукрашенная, поданная художником в её парадном, праздничном виде, она теперь предмет ностальгических переживаний по настоящей православной Руси, с традициями народных праздников и обычаев и, милым сердцу, безыскусным уютным мещанским бытом, неторопливостью той жизни.

Картина написана со второго этажа гостиницы, бульвар мы видим как бы сверху. На той стороне Волги - наш красавец Воскресенский собор. Видна пристань пароходного общества «Самолет». На этом коротком промежутке бульвара было несколько пристаней, каждая со своей деревянной лестницей вниз - берег очень высокий. Каждое пароходное общество, а их было несколько: «Русь», «Надежда», «Братья Любимовы», «Кашин», имело собственную пристань и свои пароходы. Некоторые приходили по расписанию почти одновременно и от поворота реки на Ярославль устраивали гонки. Горожане знали и приходили сюда на бульвар смотреть, кто нынче обгонит.

Основные даты жизни и творчества
1928 – родился 4 февраля в деревне Аскарово Абзелиловского района Башкирской АССР
1943-1945 – учился в Магнитогорском ремесленном училище
1945-1948 – учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище № 9
1949-1951 – учился в Башкирском театрально-художественном училище у А.Э. Тюлькина, Б.Ф. Лалетина
1951-1954 — учился в Государственном художественном институте Литовской ССР
1957- первая персональная выставка в г. Уфе
1957-1998 — участвовал в многочисленных выставках международного, всероссийского и республиканского значения
1966 — удостоен звания «Заслуженный художник БАССР»

1967 — награжден дипломом Совета Министров РСФСР за участие в III республиканской выставке «Советская Россия»

1970 — награжден Почетной грамотой Верховного Совета и Совета Министров РСФСР за творческие достижения
1971 — награжден дипломом Академии художеств СССР за картину «Праздник в ауле. 1930-е годы.»
1976 — творческая поездка во Францию. Персональная выставка, Москва.
1977 — награжден Почетной грамотой Верховного Совета и Совета Министров РСФСР за творческие достижения

1978- удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР». Персональная выставка. Уфа, Магнитогорск, Казань
1980- творческая поездка во Вьетнам

1982- удостоен звания «Народный художник РСФСР». Удостоен звания лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева

1987- награжден Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за высокие творческие достижения

1988- избран в члены-корреспонденты Академии художеств СССР
1989- удостоен звания «Народный художник СССР»
1992- избран почетным членом Академии наук Республики Башкортостан
1997- избран действительным членом Академии художеств России
1998- персональная выставка в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова г.

Умер 10 февраля 2007г. в Уфе. Похоронен в селе Абзаково Белорецкого р-на РБ на Родине художника.

«… Выставка произведений мастера, организованная уфимской галереей «Мирас», представляет его портретные, пейзажные работы, эскизы композиций, натюрморты. Ценность экспозиции заключена в том, что в ней представлены наряду с другими произведения мало известного зрителю раннего периода творчества художника,
которое отличает особая эмоциональность, непосредственность. Многие из них впервые вышли из стен мастерской. Это портреты его соотечественников – «Председатель сельсовета» 1961, «Бабушка из деревни Урсук» 1972, «Ветеран» 1982 – люди, умудренные опытом лет и непростой жизни; «Башкирка в белом платье» 1960, «Маярьям»1963 – девушки с молодым румянцем, очаровательные в своей искренности. Эти работы выявляют сущность творчества мастера, для которого вечной ценностью остаются люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, исполненных душевной чистоты и благородства.

…Замечательно, что этот высоко художественный мир предстал в экспозиции произведений ведущего российского живописца Ахмата Лутфуллина, развернутой в галерее «Мирас», которая, организуя подобные выставки, способствует сохранению лучших традиций нашего искусства, воспитанию патриотических чувств и эстетического вкуса зрителей, ценителей искусства.»

Валентина Сорокина
Искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова, заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии имени П.М. Третьякова.

Ахмат Лутфуллин

Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет нас прежде всего национальным своеобра­зием. Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чув­ствовать своеобразием и красоту его быта, характера и традиций.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Аскар Тамъян-Катайского кантона (ныне Абзелиловского района) Башкортостана. Учился в Ленинградском архитектурно-художественном, Уфимском театрально-художественном учили­щах, Государственном художественном институте Литвы.

Первая и очень небольшая выставка произведений художника состоялась летом 1957 в уфимском городском парке. И зрители, и печать приняли её очень тепло. Уже в первых самостоятельных опытах молодого живописца увидели стремление к созданию портретов-образов, передающих лучшие черты башкирского на­рода: физическую красоту, богатство внутреннего мира, открытое чувство национальной гордости и достоинства. «Первый, но вер­ный шаг» – так выразительно называлась рецензия на эту выставку в республиканской газете. Свой первый экзамен после окончания учёбы художник выдержал успешно.

В 1968 году Лутфуллин написал одно из самых сильных и за­конченных произведений – портрет-раздумье «Золотая осень». Два пожилых человека, муж и жена, воплощают в себе разные харак­теры: в женщине явно отмечено духовное превосходство, в ней больше внутренней цельности и силы. Мужчина более прост. Ко­нечно, и его жизнь потрепала, но не в такой степени, как его суп­ругу. Мы не знаем их судьбы, нам не известно, какие невзгоды выпали на их долю, но это и неважно. Посмотрите, как спокойны их лица, на них нет и следа печальных забот. Эти люди прожили достойную жизнь, верно, достойно воспитали детей, а теперь жи­вут спокойной и счастливой, в их понимании, жизнью. Что же главным было в их жизни? Честный труд. Посмотрите на их руки -они большие, даже несколько уродливо большие. Эти люди нико­гда не кривили душой. Они жили достойно. Труд – основа их жизни. Благодаря таким людям и существует настоящее.

Самой большой творческой удачей Лутфуллина стала картина «Три женщины», она написана в 1969 году. Один из исследовате­лей современного искусства В. Ванслов отметил: «А Лутфуллин в картине «Три женщины» воплотил гордую красоту и нравствен­ную чистоту народных характеров, создав образ, возвышающийся до глубоких раздумий о судьбе поколений, о развитии жизни, о прошлом и современном в истории народа».

Сам художник отмечает, что это полотно – его автобиография. Работая над ним, он как бы заново пережил в памяти всю свою жизнь и жизнь своих близких. Сюжет картины несложен. Три женщины в национальных одеждах пьют чай в чистой башкирской избе. Перед ними, по башкирскому обычаю, прямо на нарах, на белой скатерти – поднос с чашками, нехитрая деревенская снедь.

Но этот сюжет наполнен большой философской мыслью – пе­ред нами величавое повествование о трёх разных биографиях, трёх поколениях, трёх разных характерах, соединенных естественно и просто. За тремя живыми конкретными судьбами стоит судьба всего народа, вся его сложная история, глубинные основы его нравственной жизни. За их характерами – характер всей нации, мужественный, несгибаемый.

Царственно спокойна восседающая в центре на красной по­душке величавая старуха - живой символ неумолимого времени, незыблемости вековых обычаев. Узорчатые концы расшитых по­лотенец увенчивают ей голову. Аскетическое лицо, тёмные высо­хшие руки сосредоточили в себе мудрость веками выработанного народного опыта, трудно, но достойно прожитой жизни. Этот об­раз несёт в картине эмоциональную основную и идейную на­грузку

Фигура другой женщины мягко вырисовывается на светлом фоне окна. Она давно уже встретила зрелость. В её образе осо­бенно полно раскрываются нравственные черты нации: благород­ная сдержанность чувств, стойкость и внутренняя сила характера. Годы унесли молодость и физическую красоту этих двух женщин, но зато щедро наделили их нравственной красотой

Рядом с мудрой старостью – молодость. На долю молодой женщины, сидящей слева, выпало больше радости и счастья, она не испытала того, что довелось пережить старшим. Она – связую­щее звено прошлого и настоящего, продолжательница и храни­тельница нравственных ценностей народа.

Образы женщин содержат одну мысль – тему судьбы народа, его несгибаемой нравственной силы и духовного величия.

Всё до мелочей продумано в этом полотне. Простоту и безы­скусственность жизни подчёркивает скромный натюрморт: свеже­испечённых хлеб, молоко в деревянной миске, три фарфоровые чашки с блюдцами, белые, в красный цветочек. Золотистые гряды древних уральских гор, встречающих и провожающих поколения, -это тема вечности. Фигурки едущих на велосипедах школьников -тема молодости, постоянного обновления жизни.

Художник в своём творчестве обращается и к натюрмортам. «Натюрморт с кувшином» написан свободной, уверенной кистью.

Предметы самые обыкновенные: краюшка чёрного хлеба и се­лёдка, наполненная молоком кружка и хрупкие белые яйца, рас­писная деревянная ложка и темный глиняный кувшин. Всё это на фоне чисто выскобленного дощатого стола. Зачем художник на­писал этот натюрморт? Какую мысль выразил он? Проста жизнь человека, чья трапеза представлена нам. Скромная еда говорит о том, что человек этот не привык к излишествам, а чистота и яркий цвет в картине о честности человека, о том, что нет в его жизни фальши, нравственной ущербности.

Обращается художник и к пейзажу. В 1974 году он пишет пей­заж «Последний старый дом в ауле». Этот вросший в землю полу­развалившейся дом в окружении покосившихся плетней и надвор­ных построек художник увидел однажды в родных местах. Жила в нём одинокая старуха. Это картина контрастов. Электрические провода, антенна на покрытой шифером дома в глубине соседст­вуют с полуразвалившимися домом и изгородью. Изгородь в кар­тине – это главное. Несмотря на то, что она покосилась и чтобы окончательно не упала на землю, подперта столбами, есть в ней некая прелесть. Автор тщательно выписывает причудливое, слож­ное переплетение прутьев и жердей. Некогда, верно, здесь жили крепкие хозяева, прочно стоявшие на земле. И эта живописная из­городь как бы свидетельство о том. Почему всё пришло в упадок нам неведомо Вопрос в ином – справедливо ли это? Жизнь идёт вперёд, но справедливо ли движение, которое приводит к разру­шению? На этот вопрос, каждый ответит по-своему.

Пройдёт время, и новые поколения зрителей, возможно, иначе оценят удачи и находки художника. Но одно несомненно – живо­пись Ахмата Лутфуллина значительна и своеобразна.

По Л Н Поповой

Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь к своему народу.
Многие критики уверяют, что лучшая его картина, передающая все эти чувства, это «Три женщины», которую Лутфуллин написал в 1969 году.

На этой картине художник нарисовал трех женщина, которые одеты в национальные костюмы, будто художник застал их за церемонией чаепития.
Обстановка в комнате, где находятся эти женщины не богатая, а и судя по еде можно сказать что изображены женщины крестьянки.
Об этом свидетельствует чай, хлеб и молоко.
Нам кажется, что это небольшой перекус.
И вот они сейчас подниматься и продолжат дальше заниматься своими домашними делами.
Мое внимание привлекли не костюмы этих женщин и даже не бедная обстановка с едой.
Мне показалось притягательными сами изображенные.
На мой взгляд они символизируют поколение.

На переднем плане художник изобразил самую старшую из женщин, очень мудрую и справедливую.
Она на мой взгляд уже бабушка.
Справа от нее, стоит скорее всего ее дочь, она тоже многое уже повидала, но многое ей еще и предстоит увидеть.
А слева стоит сама молодая, именно она является внучкой самой старшей женщины.
она изображена на мой взгляд невинной, еще не видавшей трудностей в жизни.
Не зря рядом с ней художник нарисовал цветок.
Он как бы сравнивает эту девушку с не распустившемся цветком, порой глупой в каких-то моментах и даже не опытной в большинстве жизненных ситуаций.
За окном художник нарисовал пейзаж, молодые ребята катаются на велосипедах и кажется, что жизнь не остановилась, она продолжает идти дальше, и поколения будут сменять друг друга.
Кода-нибудь и эта молодая девушка сперва станет мамой, а потом и мудрой бабушкой, со своим жизненным опытом.

) постараюсь ставить тематические записи о башкирских художниках принимающих участие в конкурсе. Конечно начнём с номинации ЛЕГЕНДЫ о тех, кого уже нет с нами. Первым совершенно по праву будет выдающийся башкирский художник, народный художник СССР, Ахмат Фаткуллович Лутфуллин.
Использую материал агентства БАШИНФОРМ

Летом 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А накануне этого события открылась выставка молодых художников СССР, посвященная фестивалю. Она вызвала большой интерес у москвичей и гостей столицы. В числе работ, которые привлекли особое внимание посетителей, была серия портретов, удивительно свежих по восприятию и выразительных по цвету — "Девушка-башкирка в интерьере", "Портрет башкира", "Портрет матери", "Портрет старика" и другие. В книге отзывов эти работы получили самые высокие оценки. Суть их сводилась к тому, что в запечатленных персонажах художник донес до зрителя трудолюбие, доброту, строгость и сдержанность чувств этих людей, сумел выразить глубинные истоки национального характера своего народа. Так дебютировал перед массовым зрителем 29-летний живописец из Уфы Ахмат Лутфуллин. К этому времени он уже нашел своего героя, нашел тему, которая станет основной на протяжении последующих 50 лет его напряженного творчества — это жизнь своего народа, своеобразие, красота и благородство национального характера во всем многообразии его проявлений. Среди персонажей его картин — рабочие, жители его родного Абзелиловского района, представители творческой интеллигенции республики.

Картины "Прощание" и "Ожидание" были задуманы им как триптих-поэма о судьбах народа в один из самых драматичных периодов в истории нашей страны — в годы Великой Отечественной войны. Художник нашел выразительные средства, язык подлинной монументальности, утверждая величие чувств своих героев. Крупные тематические полотна "Праздник в Зауралье. Сабантуй", "Праздник в ауле", "Мелодии кубыза", "Белая юрта", "Моление о дожде" дают представление о вере и национальных традициях башкирского народа.

Классикой башкирской живописи стало полотно Ахмата Лутфуллина "Три женщины". Поразительно лаконична, строга и торжественна композиция этой картины, очевиден и символико-аллегорический контекст ее. За традиционным чаепитием изображены три женщины. Вроде бы типичная бытовая сцена. Но стоит всмотреться в лица этих женщин, погруженных в свои мысли, и мы увидим представительниц трех поколений, соединенных естественно и просто, возможно, это одна семья, но у каждой из них своя непростая судьба. А за тремя конкретными живыми судьбами уже судьба всего народа, глубинные основы бытия. У этой картины долго стоял поэт Евгений Евтушенко во время своего приезда в Уфу. Человек, знающий толк в живописи, друг многих известных мастеров кисти разных направлений.

— Гениальный художник, — потрясенно сказал он, не в силах оторваться от полотна.

С большой любовью и глубоким постижением характера, личности персонажей исполнены художником портреты деятелей башкирской культуры — писательницы Хадии Давлетшиной, поэтов Мустая Карима и Равиля Бикбаева, композитора Хусаина Ахметова, художницы Алии Ситдиковой и другие.

Ахмат Фаткуллович первым из художников Башкортостана стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР и действительным членом Академии художеств России. Его произведения хранятся в коллекциях крупнейших музеев страны. Один из альбомов своей живописи художник озаглавил "Я — сын земли своей". Он беззаветно любил ее, свою землю, и эта его любовь водила его кистью, сделав его вдохновенным певцом родимого края. В эти дни ему исполнилось бы 80 лет.

Автопортрет 1959

Девушка с мандолиной 1978


Проводы на фронт 1979

Белая лошадь 1986


Девушка - башкирка 1957


Портрет матери 1989

Старуха у окна 1974


Портрет отца 1991


На Сабантуй 1964


Ожидание 1941 (1970)


Прощание 1973


С покоса 1996


Митинг у мечети 1980


Три женщины 1969


Портрет башкирки 1958


Семья. Люди моего колхоза 1974


Судьба 1998


Сабантуй 1977

Башкирка из Бурангулово 1980


Белая юрта 1989