Описание картины юрия ракши проводы ополчения. Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения. III. Определение темы и цели урока

Художник Юрий Ракша родился и жил в Уфе, закончил художественное отделение ВГИКа, работал художником во многих фильмах. Он был очень известен, однако при жизни не провел ни одной своей выставки, все они состоялись только после его смерти. Одна из известнейших его картин - триптих "Поле Куликово". Сочинение по картине "Проводы ополчения", которая является центральной частью триптиха, задают писать в восьмом классе, когда школьники уже могут осознать значимость и важность сюжета.

Юрий Ракша был очень талантлив, умел писать в разных жанрах, сочетать их, и в этом случае результатом работы были отличные картины. Тема войны смешивалась с исторической. Именно это сочетание занимало в творчестве Юрия Ракши особое место.

Общий план картины

Война - это сложное время для народа, когда умирают невинные люди. В триптихе художник показывает боль и трагедию народа, который прощается с родными, провожая их на войну. Люди объединяются ради защиты границ родины от врагов, желающих разделаться с русским народом и завоевать Русь. Но мы видим, что воины настроены решительно, значит, этого не случится. Перед тем как писать сочинение по картине "Проводы ополчения", рассмотрите, что показано на разных планах. На переднем стоят люди, провожающие родных. Они огорчены, ведь их близкие идут сражаться, но во взглядах таится надежда и вера, что недруги будут повержены. Художнику отлично удалось показать выражение лиц героев картины, их состояние. И так сразу становится ясен и общий настрой, и характеры народные, и сила духа русского народа. Примечательно, что картина не мрачная, а наполнена светом. Художник использует яркие краски, детали хорошо прорисованы. Окружающую обстановку мы видим глазами героев картины и понимаем, что эта яркость обусловлена их психологическим состоянием.

Описание картины "Проводы ополчения"

На первом плане женщина, ждущая ребенка, дети не понимающие происходящего, старики, уже не раз побывавшие в таких ситуациях и потерявшие своих близких. Юрий Ракша передает атмосферу того времени. Мы можем рассмотреть одежду, быт героев, украшения и другие мелочи. Тех людей сплотило общее горе. Сообща они будут ждать, молиться о своих воинах, надеяться на победу. Конечно, разгромить вражеские полчища будет непросто, люди сгинут, и тогда горе станет общим, все живые будут скорбеть по погибшим. Все это написано на лицах людей на картине.

Особое внимание хочется обратить на беременную женщину, дорого одетую. Судя по ее внешности, сразу понимаешь, что это княгиня. На самом деле, она супруга Дмитрия Донского. На картине женщина обнимает сына левой рукой, а правая лежит на животе, как бы гладя своего еще не рожденного ребенка. В глазах ее надежда, что любимый муж, отец ее детей вернется из сложного боя. А а ведь он - предводитель этого ополчения. Мальчик, которого она обняла, стоит, опустив голову. Он, наверное, понимает, что его отец может и не вернуться из боя. И тогда мальчик останется за старшего и будет оберегать мать и младшего ребенка. Плечом к плечу стоят и знатные люди, и простые крестьяне.

Плечом к плечу

Прямо на земле сидит молодая крестьянка. На ее лице скорбь и отчаяние. Она боится лишиться мужа, ведь он является единственным кормильцем и главой семьи. Возле нее девочка с букетом. На лице ее задумчивость, потому что она еще не понимает ужасов войны. Рядом с женой Донского стоит еще одна женщина, уже не молодая. На лице ее нет слез, только тревога. Возможно, она уже не раз провожала в бой своих близких. Девушка, которая стоит рядом, смотрит вдаль со скорбью.

Второй план

Готовясь к сочинению по картине "Проводы ополчения", обратите внимание на войско. На втором плане мужчины изображены не так четко, как будто в дымке. Огромное войско идет от ворот Кремля. Лица воинов почти неразличимы, они уже стали одним целым. Горе и страдания объединили людей. Остались женщины с детьми и старики, а мужчины могут и не вернуться. Но сделать ничего нельзя, ведь они защищают своих близких и родину от врагов.

Любимой темой художника Юрия Ракши была история. Картины "Проводы ополчения", "Благословение на битву" и "Предстояние" составляют триптих. Они считаются лучшими из его работ.

Это один из примеров сочинения по картине "Проводы ополчения".

Разделы: Русский язык

Цель: научиться правильно отбирать материал, необходимый для написания сочинения.

Задачи:

  • проанализировать произведение искусства (Ю.Ракша "Проводы ополченцев");
  • определять тему, идею и проблему произведения;
  • уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, репродукция картины Ю. Ракши "Проводы ополчения", "Толковый словарь" Ожегова, карты боевых сражений, учебник по истории, тетрадь на один урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята и дорогие гости, присутствующие на уроке. Я рада вас видеть. (Презентация )
Давайте пожелаем друг другу хорошей работы своими улыбками. Посмотрите направо и улыбнитесь соседу, а теперь налево – улыбнитесь соседу. Удачной работы. Присаживайтесь.

II. Вызов

Ребята, кто это оставил здесь на столе учебник по истории?.. А в учебнике еще какие-то карты. Это карты сражений.

– Что изображено на этих картах?
– Что объединяет эти карты?
– Историю можно не только читать, слышать, видеть, но и быть её участником. Режиссеры ставят фильмы, основанные на исторических событиях, писатели создают произведения, главными действующими лицами в которых являются исторические герои, художники пишут полотна, на которых можно увидеть историю, ощутить ее, почувствовать. Древнегреческий философ Гораций утверждал, что "картина – поэма без слов". А потому исторические сражения можно увидеть не только на исторических картах, но и на полотнах известных художников.
– Где можно увидеть эти картины?
– Именно в картинную галерею мы сегодня и отправимся. Вот и картинная галерея, вокруг нас много картин. Добро пожаловать в первый зал. Посмотрите внимательно на картины.
– Что на них изображено?

Фотоколлаж (портреты, люди в центре)

– Что изображено на верхней правой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на верхней левой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней правой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней левой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено в центре картины? Сколько изображено людей?
– Что объединяет все эти репродукции картин?
– В каком жанре написаны все эти картины?

III. Определение темы и цели урока

– Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока? (Групповой портрет)
– Любой урок имеет свою цель. Пожалуйста, определите цель нашего сегодняшнего урока?
– Ребята, может быть вам уже что-то известно о том, что такое групповой портрет и о том, как правильно его описывать. Перед вами таблица "Бортовой журнал". Пожалуйста, подумайте и заполните первую колонку таблицы (Приложение 1 ).
– Что вы уже знаете о групповом портрете?

По ртрет - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека. Групповой портрет это изображение, на котором нарисованы не менее 3 или 4-х человек.

– Как вы думаете, в чем разница между портретом и групповым портретом?
– Этот вопрос не случаен. Я предлагаю вам отправиться в следующий зал.
– Посмотрите, как много картин.

IV. Работа по теме урока

Мое внимание привлекла картина, которую написал Юрий Ракша. Это триптих "Поле Куликово".
– Скажите, пожалуйста, вам знакомо слово "Триптих"?
Я предлагаю вам с помощью словаря объяснить лексическое значение слова и записать его в тетрадь.
Сегодня мы с вами будем работать только с 3-ей частью этой картины, которая называется "Проводы ополчения".
– Понимаете ли вы смысл сова "Ополчение"? И кто такие ополченцы?

Триптих "Поле Куликово" является венцом творчества известного советского художника Юрия Ракши.
– Может быть вам что-то известно об этом художнике из курса искусства? (Приложение 2 )
Спасибо.

VI. История создания картины

Триптрих "Поле Куликово" художник рассматривал, как воплощение своей веры в русский народ, как работу вершинную. О ее замысле он рассказал в своих статьях. "Я понял, что это будет самая для меня современная картина", – писал он. "И пришло решение, пусть я вижу своих героев в основные высокодуховные моменты...". Картина писалась вдохновенно, создавалась мощно, хотя художник был уже смертельно болен и знал, что дни его сочтены. Он умер, положив последний мазок, с кистью в руке.
Картина состоит из трех частей, но особенно выразительно полотно "Проводы ополчения".
Послушайте, что гласит история создания этой картины.
Вернулся князь от Сергия и двинул войска от белокаменных стен Москвы, им же построенных на юг, к Дону, "встреч ворогу".
В центре композиции среди провожающих ополчение – Евдакия, любимая жена Дмитрия. Она не плачет, она уже выплакала свое и сейчас не имеет права на слезы – она жена князя и должна быть мужественной. Она беременна, и это символ – жизнь продолжается. Рядом сын, уже понимающий, что отец уходит на битву, и дочка, с улыбкой слушающая звуки жалеек, – как всегда на Руси, с музыкой и слезами провожают близких на битву.

VII. "Тонкие" и "толстые" вопросы

"Тонкие" вопросы "Толстые" вопросы
– Как вы думаете, какой исторический период изображен на картине? – Какие люди представлены на картине?
– Выглядят ли люди на картине естественным образом?
– На картине изображены реальные события или придуманные? – Что отражают взгляды изображенных людей?
– Где происходят изображенные события? – Как вы думаете, акцентирует ли автор внимание на деталях?
– В какое время суток происходят изображенные события? – Какие оттенки доминируют в цветовой палитре?
– На чем художник акцентирует внимание и пытается ли передать эмоции изображенных на картине людей? – Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?
– Если вы внимательно посмотрите на картину, то увидите, что в нижней части картины преобладают темные тона, а в верхней, наоборот, светлые.

VIII. Прием "оживи картину"

– Давайте представим себя героями этой картины.
– Ребята, вы простая крестьянская девушка, которая провожает мужа на битву. Опишите свои эмоции.
– Ребята, какие чувства вы испытываете, что вы княжна, которая проводила на битву мужа?
– Ребята, представьте, что вы седовласый старик и провожаете на битву сына или внука. Опишите свои чувства.
– Что общего среди всех ассоциаций?
– Автор описывает чувства и переживания героев, вне зависимости от их сословия и передает эти эмоции при помощи портретного описания.

IX. Рефлексия

– Как вы помните, цель нашего урока научиться описывать групповой портрет. Для этого мы в совместной работе должны выработать правила описания группового портрета, которые помогут вам в написании сочинения.
– Сейчас нам предстоит работать в группах.

1 группе необходимо составить синквейн о том, что такое групповой портрет и на его основе составить связанное высказывание по картине.

Вспомним правила составления синквейнов.

1 строка – 1 существительное, которое отражает тему.
2 строка – 2 прилагательных, харакеризующих тему.
3 строка – 3 глагола, выражающие действия, отношение к теме.
4 строка – предложение из 4 слов или словосочетание, выражающее проблему.
5 строка – 1 слово-синоним темы.

2 группе необходимо составить кластер о том, на какие детали необходимо обращать внимание при портретном описании.
Прежде чем начать работу с кластером, необходимо вспомнить правила его составления.
Напишите тему посредине листа. Затем запишите все слова и выражения, которые помогут раскрыть тему.

3 группе необходимо на основе памятки написания сочинений, которая находится на странице 222 учебника, составить памятку "написание сочинения-описания группового портрета".

– На работу у вас есть 10 минут.
– Давайте посмотрим на результат вашей работы.

1 группа, пожалуйста...
2 группа...
3 группа...

– Ребята, если вы помните, в начале урока мы заполнили 1 колонку "бортового журнала". Заполните, пожалуйста, 2 колонку – что нового вы узнали на уроке.
– Сегодня мы повторили, что такое портрет, научились его описывать и вывели алгоритм его написания.

X. Домашнее задание

– Теперь, используя материал нашего урока, я предлагаю вам дома написать сочинение-описание группы людей на основе картины Юрия Ракши "Проводы ополчения".
– Я благодарю вас за работу на уроке! Гостям спасибо за внимание! До свидания!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Подготовка к сочинению – описанию по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения» Триптих «Поле Куликово» Тишкова СА Учитель русского языка и литературы МБОУ Александровская СОШ 2017

2 слайд

Описание слайда:

Триптих «Поле Куликово» – последняя картина Юрия Ракши, написанная в 1980 году. Посвящалась она шестисотлетию Куликовской битвы. В центре триптиха картина «Предстояние». Слева – «Благословление на битву». Справа – «Проводы ополчения»

3 слайд

Описание слайда:

«Благословение на битву» В левой части триптиха - событие, происходящее за несколько недель до битвы на Мановце, за околицей Троицкого монастыря. В центре композиции Сергий Радонежский - духовный наставник князя, главный радетель за Русь и её государственность, её объединение. Последнее благословение, последний поклон.

4 слайд

Описание слайда:

Предстояние Князь Дмитрий со своими товарищами, освещенные первыми лучами солнца, вглядываются туда, где стоят войска Мамая. Еще туманы стелются в низинах, еще полна росы высокая осенняя трава, а дружины уже выстроились в боевые порядки

5 слайд

Описание слайда:

«Проводы ополчения» Второе название картины «Проводы ополчения»- «Плач женщин» И именно они находятся на переднем плане картины. Воины, которые отправляются на битву будто бы укрыты туманом, они гордо и величественно шествуют на войну, чтобы совершить свой подвиг. А их женщины - любимые, матери, сестры, дети и старики остаются дома. Они знают, что их мужчины отправились на верную смерть, и провожают их со слезами на глазах и болью в сердце. Эта боль и печаль на некоторое время объединила богатых и бедных, знать и крестьян, властьпредержащих и их слуг. На полотне изображено полное единство этих несчастных женщин, провожающих тех, кого они любят.

6 слайд

Описание слайда:

«Проводы ополчения» На переднем плане изображена жена Дмитрия Донского - великая княгиня Евдокия. Скоро у нее родится ребенок, рядом с ней ее дети – сын, понурил голову, он тоже чувствует трагичность происходящего; дочь с интересом смотрит на уходящих воинов, она еще по малолетству не осознает трагизм положения. Рядом с ней обессиленно на землю опустилась другая женщина, утомленная переживаниями, она даже не успела повязать себе платок на голову и лишь закрыла глаза, молясь небесам, чтобы те сохранили жизнь ее мужу. Чудь дальше стоят женщины постарше, они уже не раз провожали своих мужчин на войну, поэтому сейчас лишь слегка утирают слезы и надеются, что они снова вернутся домой. И тут же старец кричит что-то уходящим на бой мужчинам, напутствует их, дает советы…

7 слайд

Описание слайда:

«Проводы ополчения» Беда объединила всех людей, принадлежащих к разным слоям общества. Женщины с детьми и стариками остались одни и неизвестно когда мужчины вернутся домой. А вернутся не все, и женщины будут оплакивать погибших родных и близких. Они ничего не могут сделать, и даже не пытаются кого-то остановить. Женщины понимают, что их мужья и сыновья идут защищать, в первую очередь, их, стариков, детей, а также город от посягательства врагов. Все они сбились в кучку этим солнечным днем, поддерживая друг друга, давая друг другу силы на то, чтобы дождаться тех, кого любят. Им остается лишь благословить на битву и ждать их победного возвращения домой. Каждая из них надеется, что беда обойдет стороной именно ее и дождется она мужа, сына, брата, отца. И каждая будет просить у Всевышнего о спасении своих близких

8 слайд

Описание слайда:

Вопросы для обсуждения: Почему художнику важно было показать народное ополчение? Почему на переднем плане изображены женщины, старики, дети? Почему художник изобразил этот момент, а не саму битву? Кто из героев вызывает жалость? Почему?

9 слайд

Описание слайда:

План сочинения-описания I. О Куликовской битве (сведения из истории). II. Описание картины: 1) образ княгини (внешность, одежда); 2) образы женщин, окружающих княгиню; 3) дети; 4) день, в который все происходит; 5) цвета, используемые художником. III. Чаяния (надежды) русских женщин.

10 слайд

Описание слайда:

Самое святое дело на земле - это защищать свою родину, свой родной уголок, свой край от врага. Это основное дело каждого человека. Всегда на Руси считалось правильным жить, как настоящий патриот, а умереть, защищая Родину, всегда считалось великой честью. Об этом рассказывает и сюжет патриотической картины Ракши «Проводы ополчения». Тема этого живописного полотна затрагивает то время, когда на Русь напало татаро-монгольское иго и русские люди вынуждены были защищать свою родную русскую землю.

Юрий Михайлович изобразил на своем полотне ополчение, которое не спеша покидают город и уже начинают выходить за городские ворота. А в самом городе собрались люди, чтобы проводить воинов, которые должны будут их защитить. В основном это женщины и дети, стариков среди них мало. Слева на картине плавно идет народ, словно похоже на речную гладь, которая медленно переливается по местности. Народ уже выходит из городских ворот, которые окрашенные в белый цвет.

Но автор картины показывает, что ополчение, которое будет защищать город, состоит не только из воинов, за плечами которых уже много битвы и сражений. Среди защитников и крестьяне, и простые и обыкновенные горожане. Одни идут пешком, другие следуют медленно в толпе на лошадях, но у всех у них одна цель: они идут на бой, чтобы отстоять свободу и независимость своей родной русской земли.

На центральное место своего живописного и очень поэтичного полотна живописец Ракша поместил местных жителей. Так, с правой стороны от длинной народной реки стоят дети и женщины. Скорее всего, это матери, сестры и жены тех воинов, которые отправились защищать город. Они вышли за тем, чтобы проводить своих близких людей на ратный и справедливый бой. Все они надеяться, что их мужчины все-таки вернуться с победой домой.

Горе и война объединила людей разного сословия. Среди провожающих, так же, как и среди ополчения, есть те, кто относится к знатному роду и простые люди. Кстати, их легко можно увидеть и различить в толпе провожающих. Горе, которое пришло в их город, затронуло спокойную жизнь каждого из них. Поэтому и богатые, и бедные теперь стоят, прижавшись друг к другу, у них больше не осталось социальных границ.

Среди женщин выделяется толпе та, которая креститься и кланяется войску. Она тоже пришла сюда, чтобы проводить своих близких мужчин и прекрасно понимает, что многие из тех, кто сейчас выходит из городских ворот, скорее всего, уже никогда не вернутся домой, поэтому она и кланяется им, благодаря их за подвиг. Каждая из тех женщин, кто стоит в толпе, всматривается в своих близких мужчин: отца, брата, мужа, сына. Они стараются запомнить их, и, главное, проводить хотя бы глазами. А ведь в них отражается горе и печаль, а еще огромная тревога.

Одна из женщин, находясь в горе, присела на траву. Она с непокрытой головой и в красном сарафане. Художник ее запечатлел в ту минуту, когда уже не может себя сдерживать. Силы покинули ее, и она, присев прямо на траву, слегка закинув голову, плачет. Ее рот открыт, так как она причитает прямо в голос. По тому, как убивается эта женщина, можно понять, что она настолько сильно потрясена всем происходящим, что она даже успела потерять надежду на то, что еще когда- нибудь увидеть живым того, кто только что ушел защищать родину. Она плачет и причитает о нем, как по уже погибшему воину.

Среди провожающих центральное место занимает молодая, статная и красивая женщина. Ее волосы аккуратно заплетены в одну косу цвета пшеницы. На голове надет обруч для волос. Платье на ней желтое, но в синюю полоску. По тому, как она одета, как она держится, видно, что эта женщина совсем не простолюдинка, а знатного рода. Левой рукой она заботливо обнимает мальчика, скорее всего, это ее сын. На его лице грусть, поэтому он и опустил голову. Видно, что ему совсем не хочется расставаться с отцом. Эта женщина провожает своего мужа, но держится при этом гордо, и не позволяет своим плохим мыслям разрушить ее мечту на его скорое возвращение.

Может быть, именно ее муж возглавляет это ополчение, поэтому она, как жена воеводы, просто не имеет права быть слабой. Поэтому она и выглядеть так, словно сильна духом. И только печаль и тоска в глазах выдает ее. Она понимает, что у нее рядом сын, который вскоре тоже станет воином, поэтому она должна показать ему пример стойкости и выносливости. Конечно же, она воспитывает сына так, чтобы он гордился своим отцом, который смело и решительно отправляется в бой, понимая, что нужно защитить свою родную землю и семью.

Картина Ю.М. Ракши поражает своей выразительностью оттенков и цветов, так как художник решил подобрать их необычные и интересные. Эмоциональная глубина чувств и переживаний не может не изумлять. Женщины, которых художник так детально и точно передает в своем полотне, сосредотачивая внимание именно на них - это образы, прежде всего, русской земли, которая скорбит, но провожает своих сыновей на освободительный бой.

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе. Развитие речи.

Тема: Подготовка к написанию сочинения по

картине Юрия Ракши «Проводы ополчения».

Программа « Русский язык 5 – 9 класс», авторы: Т.М. Баранов,

Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Учебник под редакцией Т.М. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Разработчик: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №401 Колпинского района Санкт – Петербурга Лукьянова Ольга Леонидовна .

Цели урока:

обучающие: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине,

развивающие: развитие устной коммуникации учащихся, расширение кругозора учащихся в области изобразительного искусства;

воспитательные: воспитание патриотических чувств у учащихся.

Технология урока : творческая мастерская, ИКТ – технологии.

Форма работы : групповая.

Тип урока : добывание новых знаний.

Оборудование к уроку : презентация, репродукция картины Юрия Ракши «Проводы ополчения», листы для выполнения заданий в группах.

Ход урока

1 слайд На экране слова:

Верная любовь помогает переносить все тяготы.

Иоганн Фридрих Шиллер

Битва на поле Куликовом стала днем рождения большой Руси Московской.

Юрий Ракша.

  1. Организационный момент.

(На экране – картина Ю.Ракши «Проводы ополчения»)

1.Объявляется тема урока.

Цель нашего урока .

2. Эпиграф к уроку.

(Подумайте, почему взяты такие эпиграфы. Ответим в конце занятия).

3. Формат урока – творческая мастерская.

II.Презентация нового.

1.Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно добывать знания. Индивидуальное сообщение учащегося о творчестве художника Ю.Ракши.

2 слайд (портрет художника)

Ракша Юрий Михайлович (2.12.1937-1.09.1980) - русский художник. Родился в Уфе в рабочей семье. Учился в художественной школе при институте им. Сурикова. По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (из наиболее значительных кинофильмов “Время, вперед!” и “Восхождение”). Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна - “Современник”, “Добрый зверь, добрый человек”, “Моя мама”, “Продолжение”, “Разговор о будущем”, “Земляничная поляна” и др. - демонстрировались на всесоюзных и международных выставках. Кисти художника принадлежит триптих «Поле Куликово» (1980), состоящий из 3 –х частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

2. Учитель .

О событии . Куликовская битва была в сентябре 1380 года. Русский князь Дмитрий Донской возглавил русское войско против татарского хана Мамая. Благословил его на подвиг Сергий Радонежский. На Куликовом поле погибло 253 тысячи русичей.

В центре женщина с сыном - жена Дмитрия Донского Евдокия, Она провожает мужа на смертный бой, но она ждет ребенка, такого же рыцаря. Женщины плачут. Так описывается это событие в повести «Задонщина»: «Запели птицы жалостные песни- запричитали все княгини и боярыни…»

На втором плане – дружина, на третьем – стены кремля, русское родное небо.

Описывая картину, мы будем пользоваться следующими терминами:

передний план картины,

Второй план картины,

Дальний план,

Фон,

триптих.

Задание. У вас на столах карточки. На красных карточках написаны термины, а на белых определения терминов. Соотнесите термины и определения. (Актуализация мыслительной деятельности)

3.Проверка работы с карточками.

3 слад (объяснение терминов).

Передний план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю, второй план – то, что находится посередине картины , дальний план картины – зона, удалённая от зрителя, фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина; 2. то, что изображено вдалеке, триптих – художественное полотно, состоящее из трех частей.

Сегодня на уроке мы будем использовать тип речи: описание.

Вспомним, какой тип речи называется описанием? Можете пользоваться тетрадями – справочниками. Дети дают определения и сопоставляют свои выводы с определением на слайде.

4 слайд (проверка типа речи)

Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос - какой?

Вопрос: Какие изобразительно – выразительные средства языка для описания предметов и явлений вы помните? Назовите их.

Назовите, пожалуйста, изобразительно – выразительные средства языка. Дайте определения. Посмотрите на слайд, проверьте свои ответы.

5 слайд (проверка определений изобразительно – выразительных средств)

Антитеза - противопоставление.

Оксюморон - сочетание прямо противоположных слов с целью показать противоречивость явления.

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии.

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Олицетворе́ние - троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

III. Работа над содержанием сочинения.

1.Задача: Продолжить формирование навыков исследовательской работы, навыков взаимодействия в группе.

2. 6 слайд (картина Юрия Ракши «Проводы ополченцев» с наложением музыки. Звучит «Аве Мария» Шуберта.)

Вопрос: почему созвучны два произведения – музыкальное и художественное?

3. Описание фрагментов картины по группам.

Карточка для группы №1

Описание мужчин – ополченцев

1.Опишите снаряжение мужчин – ополченцев.

2.Какое настроение у мужчин – ополченцев? Какая деталь говорит

Об их патриотизме?

3.Опишите задний план картины, стену города.

4. Какие художественные приемы вы использовали?

5.Какой фрагмент картины вы описывали?

Карточка для группы №2

Описание природы, погоды

1.Опишите небо (цвет неба, облака).

2.Опишите лужайку. Какими цветами пользуется художник.

3.Какие эпитеты, сравнения, метафоры можно подобрать

К описанию неба, травы?

Карточка для группы №3

Описание женщин, детей, старика

1.Опишите позы женщин, детей, старика.

2.Опишите мимику женщин, детей, старика.

3.Опишите одежду женщин, детей, старика.

4.Какой фрагмент картины вы описывали?

4. Представление результатов групповой работы. Попутно учащиеся делают записи в черновик.

5. Составление плана сочинения. (Обсуждение в группах. Запись окончательного варианта).

Слайд № 7 композиция сочинения.

I. Вступление.

1. О художнике.

2. Тема Куликовской битвы в его творчестве.

II. Описание картины .

  1. Тема картины.
  2. Первый план.
  3. Второй план.
  4. Дальний план, фон.
  5. Настроение от картины, чем закончится бой.

III. Заключение.

Какие мысли возникают, когда вы смотрите на эту картину.

Слайд № 8 слова

  1. Словарно - лексическая работа.

Триптих, женщины разного возраста, Дмитрий Донской, Евдокия, «Задонщина», сражение, скорбит, мистическая связь с событиями прошлого, противоречит, сияние дня, драматичность ситуации , исторический экскурс, простоволосая, величественная поза, Реет флаг, мужественные лица, прозрачный воздух, простолюдины, седовласый старец.

Подобрать синонимы к слову «художник» - (автор картины, живописец,);

Подобрать синонимы к слову «картина» - (произведение, художественное полотно, талантливая работа).

  1. Контроль, оценка

Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно оценивать свои знания и деятельность на уроке.

Рефлексия

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Давайте вернёмся к началу урока. Вы готовы написать сочинение?

Какой эпиграф из предложенных вы выберете? Почему?

Знаете ли вы, о чем будете писать?

8. Организационно – связующий этап

Задача: Продолжить формирование самостоятельного осмысления изученного на уроке, развитие творческих способностей.

Слайд № 9

Домашняя работа с элементом вариативности:

Выбрать эпиграф, изложить материал в соответствии с эпиграфом,

Написать сочинение в тетрадь для творческих работ.