Определение уровня сплоченности группы. Определение индекса групповой сплоченности сишора. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии , где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

Величины ограничения социометрических выборов

Результаты социометрии. Обработка данных

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица (таблица) . Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Иванов +1 +2 +3 -1
2 Петров +1 +3 +2
3 Сидоров -1 +1 +2 +3
4 Данилова +2 +1 +3
5 Александрова +2 +1 +3 -3 -2
6 Адаменко
7 Петренко +1 +3
8 Козаченко +1 +3 +2
9 Яковлева +2 +1 +3 -1
10 Шумская +2 +1 +3 -1
Кол-во выборов
Кол-во баллов
Общая сумма

Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социограмма

Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий . Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.

I-члена группы определяется по формуле:

где С i — социометрический статус i-члена, R + и R - — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

J-члена группы высчитывается по формуле

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R j — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности .

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? R j (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

:

где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, А ij + — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

Литература:

1. Методы психологической диагностики. - М., 1993
2. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990

Прочитайте вопросы и выделите ответ (обведите номер), который более всех соответствует Вашему мнению.

Тестовое задание

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива.

2. Участвую в большинстве видов деятельности.

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.

4. Не чувствую, что являюсь членом группы.

5. Живу и существую отдельно от нее.

6. Не знаю, затрудняюсь ответить.

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти.

2. Скорее перешел бы, чем остался.

3. Не вижу никакой разницы.

4. Скорее всего, остался бы в своей группе.

5. Очень хотел бы остаться в своей группе.

6. Не знаю, трудно сказать.

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

4. Не знаю, трудно сказать.

IV. Каковы у Вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве классов.

4. Не знаю.

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве коллективов.

4. Не знаю.

Ключ к тесту определения индекса групповой сплоченности Сишора

Описание

Тест определения индекса групповой сплоченности Сишора позволяет оценить чрезвычайно важный параметр – степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.

Тест состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенной таблице.

Максимальная сумма баллов – 19, минимальная – 5.

Ключ к тесту


вопроса
Вариант
ответа
Балл
вопроса
Вариант
ответа
Балл
I 1 5 III 1 3
2 4 2 2
3 3 3 1
4 2 4 1
5 1 IV 1 3
6 1 2 2
II 1 1 3 1
2 2 4 1
3 3 V 1 3
4 4 2 2
5 5 3 1
6 1 4 1

Интерпретация результата

Уровни групповой сплоченности:

  • 16 баллов и выше – высокий уровень групповой сплоченности;
  • 12–15 баллов – выше среднего;
  • 7–11 – средний;
  • 5–6 – низкий.

«Определение индекса групповой сплоченности Сишора»

Код испытуемого

Андрей У.

Владимир П.

Каролина И.

Лариса Б.

Наталия К.

Никита С.

Вычисляем индекс групповой сплоченности

Где S - сумма баллов всей группы, п - число членов группы.

.

Анализ данных, полученных по методике на определение индекса групповой сплоченности Сишора, свидетельствует о том, что сплоченность группы находится на уровне выше среднего.

Можно сказать, что у группы высокая степень интеграции. Скорее всего, группу отличает устойчивость и единство межличностных взаимоотношений и взаимодействий. С большой долей вероятности можно сказать, что состояние межличностных отношений характеризуется стабильностью и преемственностью.

Большинство членов группы стараются справедливо относиться друг
к другу. Скорее всего, в трудных случаях большинство членов группы объединяются, поддерживают друг друга, хотя могут возникать растерянность, ссоры, взаимные обвинения.

Интерпретация данных по методике

«Изучение психологического климата в группе»

испытуемого

Оценки левой стороны во всех вопросах (А)

Оценки правой стороны во всех вопросах (В)

Разница А-В (С)

Андрей У.

Владимир П.

Каролина И.

Лариса Б.

Наталия К.

Никита С.

Рассчитываем среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

, где N - число членов группы.

.

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:

,

где п (Сi–) - количество людей, оценивающих климат коллектива как

неблагоприятный, N - число членов группы.

Р = 8,3 %.

Анализ данных, полученных по методике, направленной на изучение психологического климата в группе, свидетельствует о том, что климат
в группе неустойчиво благоприятен. Можно сказать, что в целом в группе преобладает доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии, хотя в группе могут возникать конфликты в отношениях, антипатии.

Скорее всего, отношения в группе неоднозначны. Несмотря на относительно благоприятную обстановку в группе, с большой долей вероятности можно сказать, что в группе возникают конфликты, в отношениях друг к другу могут проявляться равнодушие, зависть, злорадство.

Можно сказать, что членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. Однако, возможно, в коллективе существуют группировки, которые время от времени конфликтуют между собой.

В случае возникновения трудной ситуации, скорее всего, в группе происходит единение, но возможно, что отдельные члены проявляют безразличие, пассивность, враждебность друг к другу.

Коммуникативный тренинг

Первое занятие. Знакомство: вербальное и невербальное общение

Цель занятия: создание условий для свободного быстрого знакомства участников, принятие принципов работы группы, знакомство с вербальными и невербальными видами общения.

А) Вводная часть

Упражнение «Мое имя»

Цель: знакомство участников группы.

Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения. Все участники располагаются по кругу, и им предлагается представиться: назвать свое имя, рассказать, нравится ли оно, и сказать, каким именем ему хотелось бы, чтобы его называли
в группе.

Вопросы для обсуждения: Как ты считаешь, почему многие недовольны своим именем? Ты бы хотел, чтобы тебя называли полным именем?

Упражнение «Имя - качество»

Цель: знакомство участников группы.

Необходимое время: 5 минут.

Вспомогательные материалы: небольшой мячик.

Процедура проведения. Один из участников, держа в руке мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно тоже начинается на ту же букву, что и его имя. Например, «Дима - деловой, Марина - миролюбивая». Затем мяч перекидывается другому участнику, и тот называет свое имя и качество. Если участник затрудняется назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, ведущему нужно вовремя поддержать участника, оказать ему помощь и привлечь для этого других членов группы. После завершения этого упражнения можно провести обсуждение.

Вопросы для обсуждения: Что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?

Б) Основная часть занятия

Упражнение «Зеркало»

Цель: выделение невербальных элементов общения.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения. Группа разбивается на пары «ведущий - зеркало». Ведущий начинает медленно выполнять какие-то движения, «зеркало» старается их повторить. Потом участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения: Какими способами мы общаемся?

Упражнение «Совместный счет»

Цель: развитие групповой сплоченности и умения координировать совместные действия.

Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения. Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой «два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную.

Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т. п.), следует похвалить их за находчивость, но попросить попытаться решить эту задачу без предварительной договоренности.

Вопросы для обсуждения: в чем причина того, что такое на первый взгляд простое задание не очень-то легко выполнить? А что можно сделать, чтобы выполнить его было легче?

Упражнение «Разговор через стекло»

Цель: знакомство с базовыми навыками общения; выделение вербальных и невербальных навыков общения.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения. Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым - выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера
не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга.

Вопросы для обсуждения: Поняли ли вы друг друга? Смогли ли договориться? Как вам это удалось?

Упражнение «Шарады»

Цель: отработка навыков использования невербальных элементов общения. Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения. Один из участников изображает мимикой
и жестами какую-то фразу, а остальные отгадывают. Тот, кто первым угадает фразу, сам становится изображающим.

Вопросы для обсуждения: Какие трудности вызвало это упражнение? Что было сложнее изображать или угадывать фразу?

Упражнение «Контакт глазами»

Цель: совершенствование умений эффективного общения, коммуникативных навыков.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Участникам предлагается ходить по комнате
и смотреть в глаза друг другу, запоминая их цвет, а потом (спустя 2 минуты) надо будет всем построиться по цвету глаз - от самых темных до самых светлых.

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, выполняя задание? Вы знали до этого точно, какого цвета глаза у ваших друзей?

В) Заключительная часть занятия

Упражнение «Наши руки»

Цель: закрепление умений эффективного общения.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения. Ведущий встает, протягивает вперед руку
и говорит, например: «Мне очень приятно было работать с вами!». Затем поднимается один из участников, говорит в ответ: «Спасибо, всем спасибо», и кладет свою руку на руку тренера. Таким же образом поступают
и другие участники.

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали в процессе выполнения этого задания?

После того, как речи сказаны, тренер говорит всем «до свидания»,
и группа расходится.

Рефлексия занятия: группа садится в круг, и все желающие по очереди высказывают свои впечатления о занятии, отмечают особенно понравившиеся моменты, вносят пожелания в проведении последующих занятий.

Документ

Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования: Сборник научных статей / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?

    Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

    Участвую в большинстве видов деятельности (4)

    Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

    Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

    Живу и существую отдельно от нее (1)

    Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешли бы вы в другой класс, если бы представилась такая возможность?

    Да, очень хотел бы перейти (1)

    Скорее перешел бы, чем остался (2)

    Не вижу никакой разницы (3)

    Скорее всего остался бы в своем классе (4)

    Очень хотел бы остаться в своем классе (5)

    Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения между членами вашего класса?

    Хуже, чем в большинстве классов (1)

    Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

    Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

    Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

    Не знаю. (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

    Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

    Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

    Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

    Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности

    15, 1 баллов и выше - высокая;

    11, 6 - 15 балла - выше средней;

    7 - 11,5 - средняя;

    4 - 6,9 - ниже средней;

    4 и ниже - низкая.

    5) Диагностическая методика “Загадай желания”

    Ребёнку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. “ Представь, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?”

    Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу:

    Материальные (вещи, игрушки и т.п.);

    Нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т.п.);

    Познавательные (научиться чему-то, стать кем-то);

    Разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

8) Графический тест “Я – позиция”

На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё “я” относительно круга (она может быть поставлена в круге, центре круга, за кругом). Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Результаты данного теста можно применять для формирования классного самоуправления.

) Тест “Пьедестал”

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”

Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.

Притча о духовной пустоте...

Печально доброта шагала по дороге, Её из сердца выгнала душа. Взывала:- не нужны мне слёзы и тревоги, Ведь жизнь без них, легка и хороша. Пойми, сказала, времена, тревожные и злые, Мне не к лицу, сентиментальность, грусть. К чему растрачивать тепло, на действия благие, Бери Любовь и Веру в дальний путь. И я с тобой:- сказало сострадание, От лжи и алчности меня изводит страх. Ведь со времён созданья мироздания, Я у Любви играло на губах. Сердце покинули они, послушавшись напутствия, А чёрствость хохотала им вослед. Холодное и мрачное вползло туда бесчувствие, Закрыло равнодушьем БОЖИЙ свет. Пустилась *во все тяжкие*, душа опустошённая, Забыв про Совесть, отметая Честь. Без покаянья серая, пред БОГОМ непрощённая, В ней завелись предательство и спесь. *Бал правило* стяжательство, царила вседозволенность, А мир казался призрачно хорош. Как только сердце глупое, в зазнайстве успокоилось, Беда всадила в душу острый нож. Из раны кровь холодная, хлестала неприкаянно, Но нечем врачевать кругом враги. И вот осипшим голосом душа кричит отчаянно, Любовь, Надежда Вера помоги… Добро призыв услышало, шепнуло покаяние, Целящий, хлынул слёз живых поток. Прощение и искренность не знают расстояния, Если надёжно выучен *урок*. * * * От комы зла очистившись, душа едва поправилась, Не оскверняйте пустотой сердца. Любовь храните с верою, простое жизни правило, Чтоб избежать *нелепого* конца.

Ведь, как сказал один мудрец «Познай себя – и ты познаешь мир».

Кто в этом черно-белом мире я?

В какой из птиц живёт душа моя?

Быть может, сломано крыло

И уж летать мне не дано?

Возможно чувствую себя я одинокой?

А может, с кем-то я пою вдвоем,

Иль наслаждаюсь я свободою широкой,

Или забочусь о гнезде своем?

Вот чудо в каждой птице - я!

Как многогранна жизнь моя.

Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое - можно определить не только путем расчета соответствующих индексов (см. ниже). Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы Вы оценили свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам предоставилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее бы перешел, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

IV. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями (руководителями группы)?

1. Лучше, чем в большинстве классов (групп) (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве групп (2).

3. Хуже, чем в большинстве групп (1).

4. Не знаю (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашей группе?

1. Лучше, чем в большинстве групп (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве групп (2).

3. Хуже, чем в большинстве групп (1).

4. Не знаю (1).

Измерение нормативных предпочтений в группе

Данный тест О.И. Комиссаровой предназначен для исследования предпочтения индивидом различных типов норм, регулирующих процесс межличностного восприятия в группах со сложившейся системой межличностных отношений. Тест позволяет выделить два типа нормативных предпочтений: коммуникативный и деловой. На основе выделенных нормативных предпочтений у индивидов в группе складываются два типа нормативных предпочтений, которые предъявляются субъекту восприятия: коммуникативное и функциональное. Знание нормативных ожиданий помогает исследователю в объяснении ошибок, возникающих при восприятии другого, и позволяет более адекватно описывать процесс социальной регуляции поведения в группе.



Данный тест можно рассматривать и как один из инструментов, позволяющих прогнозировать поведение индивидов в группе, применяя дополнительно другие методики, можно ответить на вопросы: как строится процесс межличностного восприятия на основе нормативных ожиданий? почему это происходит и что можно изменить в поведении индивидов?

К процедуре исследования предъявляется ряд требований.

1. Исследование проводится в группе со сложившейся системой отношений, срок существования группы - не меньше 1 года.

2. Группа должна иметь известный опыт совместной деятельности.

3. Опросные листы заполняются каждым испытуемым индивидуально.

Методика состоит из опросного листа, содержащего 51 вопрос, и ключа. Исследователь раздает испытуемым опросные листы и зачитывает инструкцию:

Перед Вами опросный лист, содержащий ряд высказываний. Если Вы согласны с высказываниями, то поставьте знак «+»; если нет, то «–». В отдельных случаях допускается знак «минус-плюс», если Вы не уверены в ответе.

Опросный лист

1. Самое большое удовлетворение люди получают от высокой оценки своей работы.

2. Счастливы лишь те люди, которые приобрели в жизни настоящих друзей.

3. Все спортсмены стремятся к известности.

4. Рациональные люди часто страдают от дефицита общения.

5. Я не считаю себя человеком бескорыстным.

6. Лучшими преподавателями я считаю тех, кто хорошо знает свой предмет.

7. Каждый должен вести себя так, чтобы не вызывать недовольство окружающих.

8. Успехи студента зависят от его добросовестного отношения к своим обязанностям.

9. Любое дело никогда не заменит радости человеческого общения.

10. Иногда мне доставляет удовольствие посплетничать.

11. Чтобы нравиться другим, надо хорошо делать свое дело.

12. На работе между коллегами должны быть только деловые отношения.

13. Самое страшное для человека - чувство одиночества.

14. Когда я был ребенком, я любил, чтобы меня хвалили.

15. Большинство людей использует работу в группе как возможность проявить себя, получить оценку со стороны.

16. Лучшими друзьями человек считает тех, кто его понимает.

17. Основная роль школы должна заключаться в подготовке учеников к правильному выбору профессии.

18. Человек испытывает необычайный прилив сил, когда работает с симпатичными ему людьми.

19. Я помогаю только тем людям, к которым хорошо отношусь.

20. Я предпочитаю вести по телефону только деловые разговоры.

21. Мне не нравятся учреждения, где в интересах дела забывают об интересах сотрудников.

22. Критика моей работы окружающими отрицательно влияет на результаты.

23. Свободное время необходимо проводить в общении с друзьями.

24. Я стараюсь спланировать свой будущий день.

25. Хороший руководитель - прежде всего специалист в своей области.

26. Для большинства работа в группе - еще одна возможность пообщаться с новыми людьми.

27. Я предпочитаю книги о жизни известных людей.

28. Коллеги на работе должны быть в товарищеских отношениях.

29. Мне тяжело работать с людьми, которые не умеют сдерживать свои чувства.

30. Школа прежде всего должна воспитывать в учениках лучшие человеческие качества.

31. Мои лучшие друзья должны много знать и уметь.

32. Я часто говорю с другими о вещах, никак не связанных с моими деловыми интересами.

33. Человек способен на большие дела лишь тогда, когда его усилия достаточно вознаграждаются.

34. Ухудшение товарищеских отношений на работе отрицательно сказывается на деятельности сотрудников.

35. Я считаю, что ради дела можно пожертвовать отношениями сотрудников.

36. В незнакомой компании меня привлекают общительные люди.

37. Хороший руководитель, прежде всего, создает на работе атмосферу взаимопонимания.

38. Свободное время необходимо использовать для самообразования и любимых дел.

39. Успехи студента в значительной степени зависят от отношений с людьми, окружающими его в вузе.

40. Я считаю прямых и откровенных людей бестактными.

41. При условии одинакового финансового успеха я предпочел бы принять участие в конкурсе, чем организовывать его.

42. Самое большое удовольствие человек получает от сознания того, что находится в кругу близких друзей.

43. Люди слишком много времени тратят на выяснение отношений.

44. Я часто сужу о людях по первому впечатлению.

45. В жизни человек должен надеяться только на себя.

46. Главная задача учителя - построить хорошие взаимоотношения между учащимися.

47. Мне бывает трудно признать свои ошибки.

48. Люди, посвятившие жизнь любимому делу, достойны восхищения.

49. Для человека большое удовольствие - быть душой компании.

50. Мне всегда тяжело разочаровываться в людях.

Обработка результатов

Для удобства обработки результатов необходимо выделить номера вопросов, положительные ответы на которые позволяют предполагать наличие у индивида определенного типа нормативного предпочтения.

Вопросы 1, 3, 6, 8, 11, 13, 16, 18, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 39, 42, 44, 46, 49 связаны со сферой деловых предпочтений. Положительные ответы на эти вопросы позволили бы со 100 %-ной вероятностью отнести нормативные предпочтения индивида к деловой сфере.

Вопросы 2, 4, 7, 9, 12, 14, 17, 19, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 43, 47, 50, 51 связаны со сферой коммуникативных предпочтений. Кроме того, опросный лист имеет так называемую «шкалу искренности», которая включает в себя вопросы 5, 10, 15, 20, 45, 48. Пять и более отрицательных ответов по этой шкале позволяют судить о неискренности испытуемого.

Подсчитав количество положительных ответов по каждому типу нормативного предпочтения, результаты, полученные по каждому индивидуальному опросному листу, заносятся в таблицу, которая позволяет судить о соотношении различных типов нормативных предпочтений в группе.

Занятие 15. Социально-психологический климат
в группе

Цель: знакомство с методиками изучения психологического климата (психологической атмосферы) в группе, степени удовлетворенности членами группы различными сторонами жизни группы.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в группе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет «психологической атмосферы» - также группового эмоционального состояния, которое, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которое в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями группы.

В практике исследования психологического климата коллектива обычно используются методы поперечных срезов, т.е. проведение одноразового анкетирования по разным методикам, анализ результатов деятельности.

Для общей оценки некоторых проявлений психологического климата группы можно воспользоваться картой-схемой А.Н. Лутошкина.

Изучение психологического климата в группе

Оценки:

3 - свойство проявляется в группе всегда;

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

1 - свойство проявляется нередко;

0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

№ п/п Свойства психологического климата А Оценка Свойства психологического климата В
Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения Преобладает подавленное настроение
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии Конфликтность в отношениях, антипатии
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание Группировки конфликтуют между собой
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности Члены группы проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными членов группы или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению других Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного» В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно
Группа активна, полна энергии Группа инертна, пассивна
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Обработка результатов

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 - сумма А ; сложить оценки правой стороны во всех вопросах - сумма В ; найти разницу С = А – В .

Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то мы имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С более 25, то психологический климат благоприятен. Если С менее 25 - климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

, где N - число членов группы.

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:

n (С ¡ –)/ N х 100%,

где n (С ¡ –) - количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный,

N - число членов группы.

Возможна и более простая оценка - через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А.Н.Лутошкиным методики цветописи, в которой членам группы предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данной группе, ситуативное настроение и т.п. При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.

Методика А.Ф. Фидлера для оценки
психологической атмосферы в группе

Методика используется для оценки психологической атмосферы в группе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10-ти пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак +, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который характеризует психологическую атмосферу в группе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Пример бланка методики:

Уважаемый товарищ!

В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак +, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.

1. Дружелюбие Враждебность
2. Согласие Несогласие
3. Удовлетворенность Неудовлетворенность
4. Продуктивность Непродуктивность
5. Теплота Холодность
6. Сотрудничество Несогласованность
7. Взаимоподдержка Недоброжелательность
8. Увлеченность Равнодушие
9. Занимательность Скука
10. Успешность Безуспешность