Основной художественный прием толстого война и мир. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир. Вопрос: Что привело Пьера в общество масонов

Вопрос: Кого из героинь своего романа любил Толстой?

Ответ:Наташу, Пьер это сам Толстой, Ростова его идеал, так же как в Анне Карениной, Левин прототип автора.

Вопрос: Какие традиции соблюдали в семье Ростовых?

Ответ: У старого графа Ильи Ростова была заведена «в больших размерах» псовая охота (Т.2 ч.4 гл.3). Еще одна традиция — постоянно у них кто-нибудь в гостях обедает или ужинает.

Вопрос: Почему граф Ростов принимает Пьера, не смотря на вынесенное решение не принимать его в приличные дома? И почему не принимать?

Ответ: Пьер вчетвером с Курагиным, Долоховым и медведем в Питере устроили пьянку и их понесло по бабам. Поэтому и не принимали. А у Ростовых он восстановил свою репутацию, по-моему, потому что подруга графини Друбецкая Анна Михайловна, мама Бориса, была в молодости любовницей папы Пьера, забыл, как его звали. Да и сама Наталья Ростова, мама Наташи (в девичестве Шиншина) тоже была, кажется, к нему неравнодушна. Вот они как-то и повлияли на старого графа. Ну, и конечно — вероятность получения наследства, как же без этого?

Вопрос: В какой главе находится сцена дуэли Пьера и Долохова.

Ответ:Том 2, ч.1, гл. 4-5

Вопрос: Подскажите всех возлюбленных Наташи Ростовой и тем кому она симпатизировала как мужчине?

Ответ: Когда ей было 13 лет, она была влюблена в Бориса Друбецкого. В 15 лет ей впервые сделали предложение: В.Денисов. В 16 или 17 лет на балу она влюбилась в Андрея. Через полгода — в Анатоля Курагина. А ещё через три года — в Пьера. Её же, по-моему, любили все. Здесь везде речь, конечно, идёт пока только о влюблённости.

Вопрос: Напомните, как звали жену Бориса?

Ответ: Жюли Карагина.

Вопрос: Кто помнит Почему графине Ростовой стало стыдно перед мужем и дочерью?

Ответ: – Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза. Т.3 ч.3 гл. 16. Когда Ростовы эвакуировались из Москвы, графиня слишком долго, по мнению Наташи, не решалась освободить её транспорт для эвакуации раненых.

Вопрос: Какую проблему поднимает Толстой в эпизоде «смотр в Браунау» (том 1, часть 2,глава 2 и 3)?

Ответ: В Браунау у Толстого картина русской армии после долгого похода и, прежде всего, у каждого солдата очень плохая обувь. Также можно обратить внимание на генерала-командира полка. Тот чересчур равняется перед Кутузовым, чрезмерно стараясь быть хорошим офицером перед лицом высокого ранга.

Вопрос: Какой ваш самый любимый момент в романе «Война и мир»? И в каком моменте вам было грустно?

Ответ:Самый любимый момент- когда Наташа плюхнулась в кресло и скинула туфельки, а в этот момент Андрей находился в комнате и все видел. Самый печальный момент — когда Лиза умерла, когда Андрей умер…

Вопрос: В каком томе и в каком разделе Наташа Ростова рассказывает князю про то, как она заблудилась однажды?

Ответ: Т.3 ч.2 гл.25, самый конец.

Вопрос: Пьер узнал об измене жены и после разговора с ней, через неделю выдал ей доверенность о том что отдает ей большую часть имущества. Как вы оцениваете этот поступок Пьера, то что он отдал БОЛЬШУЮ половину состояния?

Ответ: Для Пьера своё состояние не очень важно, он отдал большую часть состояния, но при этом ничего не потерял. Для Пьера гораздо более важно состояние души, и он успокоил свою душу, отдав большую часть состояния Элен, то есть поступил благородно, в этом поступке и выражается всё простодушие и вся доброта Пьера!

Вопрос: Помогите, пожалуйста, написать 10 любых вопросов по 2 тому.

1. Как изменилась жизнь князя Андрея после Аустрерлица.
2. Как изменилось представление князя Андрея о жизни и о любви после того, как услышал восклицания Наташи в ночь на окне?
3. Как Наташа собиралась на свой первый бал?
4. Как изменилась судьбы Наташи и Андрея после бала?

5. Сколько времени прошло с бала, когда Болконский сделал предложение Наташе?
6. Какое условие поставил старый князь сыну о женитьбе? Как к этому отнеслась Наташа?
7. Как складывалась судьба Марьи Болконской? Как прошло сватовство за ней?
8. Как получилось. что Наташа предала князя Андрея?

9. Зачем и почему князь Андрей уезжает вновь на войну?
10. Переезд Ростовых и встреча Наташи с Болконским.

Вопрос: Подскажите какая глава в 3 томе посвящается смерти старого князя Болконского?

Ответ: ч.2 гл. 8.

Вопрос: Подскажите в какой главе заканчивается Отечественная война в романе «Война и мир»?

Ответ: Том 4, часть 4, глава 11

Вопрос: Скажите пожалуйста, где Шенграбенское сражение и Аустерлицкое?

Ответ: Т1 ч2 гл16 — Шенграбен, т1 ч3 гл16 — Аустерлиц.

Вопрос: Проблемы в романе «Война и мир». Минимум 5.

Ответ: Проблемы: героизма, мужества на войне; ложного и истинного патриотизма; влияния природы на человека; несоответствия внутреннего и внешнего облика человека; выбор жизненного пути; истинная дружба; проблема корысти, лицемерия, бесчестия ради богатства; проблема фальшивого и неестественного поведения человека в обществе.

Вопрос: Как руководит армией Кутузов?

Ответ: Почитайте Бородинское сражение (3 том), там описывают Кутузова, сидящего на лавке, окруженного свитой во время сражения, очень подробно описана его мягкая манера руководителя. Его мягкая манера заключается в том, что он, как никто другой, способен был уловить мысли каждого солдата, понимал как важно, чтобы время делало свое время, поэтому не давал крупных сражений (исключая Бородино), пускал гибель французов на самотек и этим сохранял остатки русского войска.

Вопрос: Что такое лысые горы?

Ответ: Толстой скопировал Ясную Поляну, внес в Войну и мир и назвал Лысыми горами. Описание Лысых гор схоже с Ясной Поляной.

Вопрос: Какая судьба у Марьи Болконской и Николая Ростова?

Ответ: Они поженились и счастливы.

Вопрос: В чем Пьер обвиняет Элен?

Ответ: В измене, а потом вызывает на дуэль Долохова.

Вопрос: Где находиться эпизод «небо над Аустерлицом»?

Ответ: 1 том 2 часть

Вопрос: Почему Пьер смущен перед Долоховым?

Ответ: Потому что Долохов спит с его женой.

Вопрос: В какой главе описывается Шенграбинское сражение?

Ответ: Том 1 часть 2 глава 16.

Вопрос: В какой главе показывается мнение Наташи о Пьере?

Ответ: Том 4 часть 4 глава 20.

Вопрос: Чем отличается семья Ростовых от других?

Ответ: Семья Ростовых доброжелательная, вежливая. Например, это показано на именинах Наташи и ее матери, отец (граф Ростов) относится ко всем гостям одинаково вежливо, когда как в салоне Шерер все относятся друг к другу в зависимости от положения в обществе, например в Пьеру. Момент, когда графиня (мать Наташи Ростовой) дает деньги Анне Михайловне Друбецкой показывает ее доброту и искренность.

Вопрос: Отношение князя Андрея к Наполеону?

Ответ: Сначала Наполеон-фаворит Андрея,затем он меняет свою точку зрения (после ранения). Он смотрел в «высокое небо Аустерлица», понимая, что «… ничего, ничего не знал до сих пор». Там же он переосмыслил свое отношение к Наполеону. Услышав рядом с собой голоса, князь Андрей понял, что среди них был и голос его героя, произнесший в его адрес свое знаменитое: «Вот прекрасная смерть». Но для героя это уже были не слова великого императора, а всего лишь «жужжание мухи»: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками». Князь Андрей полностью разочаровывается в Наполеоне с «безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».

Вопрос: Как себя вел Кутузов на военном совете?

Ответ: Он понимал, что сражение для наших войск закончится плохо. Государь одобрил план командующего австрийскими войсками Вейротера, и на совете он объяснял этот план в то время, как Кутузов спал.

Вопрос: Какой приём использует Л.Н.Толстой, создавая образы Кутузова и Наполеона?

Ответ: Противопоставление или антитеза по — другому.

Вопрос: Первая встреча с Андреем в салоне Шерер: независимость и сухость поведения контрастирует с поведением остальных гостей Шерер. Объясните поведение Андрея.

Ответ: Болконскому не по душе это светское общество. Как он говорил сам: «Всё это не по мне».

Вопрос: Где описывается Бородинская битва? Срочно!

Ответ: том 3 часть 2 глава 27.

Вопрос: Что Толстой имеет в виду, когда говорит о «маковщине»?

Ответ: Карл Мак фон Лейберих, в 1805 году его армию окружил Наполеон под Ульмом.

Вопрос: Какие человеческие качества у Тушина?

Ответ: Бесстрашие, мужество, великодушие, любовь к родине.

Вопрос: Как Толстой относится к войне 1805 и 1812 года?

Ответ: Л.Н.Толстой показывает деспотизм войны, её бессмысленность, бесчеловечность.Такие герои как Кутузов, Андрей Болконский отрицают войну.

Вопрос: С какого события начинается знакомство с семьёй Ростовых?

Ответ: Том 1. Глава 7. Именины Наташи Ростовой.

Вопрос: Что привело Пьера в общество масонов?

Ответ: Неудача в личной жизни и встреча масона старика.

Вопрос: Что возрождает Наташу к жизни после смерти Андрея?

Ответ: После смерти князя Андрея Наташа долго горюет. Ростова не хочет ни с кем говорить и заниматься какими бы то ни было делами. Но тут в семью Ростовых приходит известие о гибели Пети. Для графини это страшный удар, и Наташа ухаживает за матерью. Страшное горе и состояние графини выводит Наташу из апатии. В девушке живет любовь, которая возвращает ее к жизни.

Антитеза (противопоставление) - один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов. Одним из наиболее ярких произведений, построенных на приеме противопоставления, является роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем антитеза является основным приемом, заложена в фундамент построения системы образов.

Всех персонажей романа-эпопеи можно довольно однозначно разделить на два лагеря, или два мира - «живой» и «мертвый». Действие в романе разворачивается в двух параллельных плоскостях - плоскость «мира» и плоскость «войны». Для каждой из плоскостей автор выбирает определенные дифференциации героев, определяется принадлежность к «мертвому» или «живому» началу.

При описании мира доминирующим критерием, на основе которого происходит противопоставление персонажей, является отношение к семье, к детям. В «мертвом» мире, где все подчинено единственной цели, состоящей в увеличении собственного состояния любыми способами, заключение брака выступает лишь как одно из возможных средств. Ни для кого из принадлежащих к данному лагерю не составляет трудностей перешагнуть через семью, равно как и через прочие моральные устои. В этом отношении наиболее ярким является образ Элен. Единственной целью, с которой она вступила в брак с Пьером Безуховым - наследником всего состояния графа Безухова, было получение части наследства. Разрыв с мужем и получение большей половины его богатства является логическим завершением построенной ею интриги.

В качестве примера абсолютной незначимости моральных устоев для представителей «мертвого» мира можно привести сцену «схватки» за мозаиковый портфель умирающего графа Безухова.«Сражение» разворачивается фактически перед глазами умирающего, но данное обстоятельство не имеет никакого значения ни для князя Василия, ни для княгини Друбецкой, в равной мере стремящихся выиграть «бой» любыми средствами.

Совершенно противоположное отношение к моральным ценностям царит в мире «живом». Для его представителей семья, дети являют собой высший идеал, становятся истинной целью человеческой жизни. Наиболее показательна в данном отношении семья Ростовых, атмосфера в которой - любовь и полное взаимопонимание - прямо противоположна интригам, зависти и злости в семье Курагиных. Дом Ростовых открыт для каждого, и любой пришедший к ним будет принят с должной добротой и радушием. Не случайно после возвращения с фронта Николай Ростов направляется именно в родительский дом. Характерно также различие между отношением к детям в семьях Курагиных и Ростовых. Единственное желание князя Василия - поскорее избавиться от «спокойного дурака» Ипполита и «беспокойного дурака» Анатоля, при этом еще и приумножив свое состояние. Напротив, для Ростовых дети представляют важную ценность и никакой ребенок не может быть нелюбимым.

Но кроме плоскости мира в романе существует плоскость войны, где герои предстают в совершенно иной ипостаси. Основным критерием в данной плоскости, по которому происходит разделение людей по «лагерям», Толстой выбирает отношение к Родине, проявление патриотизма.

Мир «живой» - это мир истинных патриотов, чувства которых по отношению к Родине совершенно искренны и неподдельны. Андрей Болконский не руководствуется никакими иными соображениями, кроме мыслей о защите Отечества, когда пытается противостоять всеобщей панике и отступлению под Аустерлицем. Князь Андрей не задумывается ни о повышении, ни о наградах, он подчиняется лишь собственному чувству долга. Полной противоположностью Андрею Болконскому является Борис Друбецкой. Основной своей задачей он видит не защиту Отечества, а продвижение по службе, причем не заслугами на поле боя, а лестью, лицемерием, подхалимством по отношению к начальству. Для него ничего не значит судьба людей, он готов ими пожертвовать ради собственного повышения и представления к награде.

В несколько иной форме проявляют патриотизм Ростовы. Николай не может убить человека вне зависимости от того, на чьей стороне он находится, но при отступлении из Москвы Ростовы жертвуют собственным имуществом ради спасения раненых. Совершенно по-иному ведет себя Берг. Пользуясь всеобщим бедствием и смятением, ему удается приобрести «шифоньерку» за ничтожно малую цену, причем эта «сделка» становится предметом его гордости.

Истинный патриотизм также демонстрируют герои, не принадлежащие ни к одному из миров и действующие только в плоскости войны, но также противопоставленные «мертвому» лагерю. Наиболее показателен в этом отношении подвиг капитана Тушина, и особенно его восприятие своего героизма. Тушин даже не задумывался о героической сути своего поступка - напротив, он пытается оправдаться и просит помощи у Андрея Болконского. По мысли Толстого, истинный патриот даже не замечает того факта, что он совершает подвиг, - для него это лишь долг перед Родиной, лишенный всякого героического флера. Под это определение подходит подвиг и батареи Тушина, и батареи Раевского, совершенный самыми обыкновенными, ничем не примечательными людьми.

Таким образом, прием антитезы является базовым для построения системы образов романа и характеристики основных персонажей.

Фактически антитеза, противопоставление двух миров - «мертвого» и «живого» - составляет основу произведения, определяет его структуру. И, строя роман по принципу антитезы, Л. Н. Толстой развенчивает «мертвый» мир, показывает его несостоятельность и утверждает человеческие и христианские идеалы, которыми руководствуется мир «живой».

Художественные особенности романа «Война и мир»

1. Мастерство композиции. Композиция романа поражает своей сложностью и стройностью. В романе развивается множество сюжетных линий. Эти сюжетные линии нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев (Долохова, Денисова, Жюли Карагиной) и целых семейств (Ростовых, Болконских, Курагиных).

Сложные сплетения человеческих отношений, сложные чувства людей, их личная, семейная, общественная жизнь раскрываются на страницах романа наряду с изображением великих исторических событий. Человек так или иначе захвачен этими событиями.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной линией, к событиям, связанным с другой линией, от частных судеб к историческим картинам. То мы в имении Болконских, то в Москве, в доме Ростовых, то в петербургском светском салоне, то на театре военных действий.

Этот перенос действий далеко не случаен и определяется замыслом автора. Благодаря тому, что читатель видит разные события, совершающиеся одновременно на разных участках, он их сравнивает, сопоставляет и таким образом глубже понимает их истинный смысл. Жизнь предстает перед нами во всей ее полноте и многообразии.

Чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров, писатель часто прибегает к методу контраста. Это выражено и в самом заглавии романа «Война и мир», и в системе образов, и в расположении глав.

Растленную жизнь петербургской аристократии Толстой противопоставляет народной жизни. Контраст содержится и в изображении и отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин, Кутузов и Наполеон), и в описании исторических событий (Аустерлицкое сражение -- Бородинская битва).

2. Психологический анализ. В романе мы находим глубочайший психологический анализ, проявляющийся в повествовании автора, в передаче внутренних монологов героев, в «подслушивании мыслей». Сказывается психологизм и в снах как форме воспроизведения душевных переживаний, подсознательных процессов. Один из психологов обнаружил в романе 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков человеческой улыбки, которые помогли писателю раскрывать многообразие эмоциональных состояний персонажей. Такое внимание к малейшим оттенкам движения человеческой души стало настоящим открытием Л.Н. Толстого и получило название метод раскрытия «диалектики души».

3. Портреты героев. Психологической характеристике служат портреты героев, функция которых -- дать зримый образ человека. Своеобразием портретной характеристики персонажей в романе является то, что она обычно соткана из деталей, одна из которых настойчиво повторяется (лучистые глаза княжны Марьи, одинаковая для всех улыбка Элен, короткая с усиками губа Лизы Болконской и т. д.)

4. Пейзажные описания. Не менее важную роль играют пейзажные описания, помогающие уяснить обстановку, в которой живет и действует герой (сцена охоты у Ростовых), его состояние и ход мыслей (небо Аустерлица), характер его переживаний (двукратная встреча князя Андрея с дубом), эмоциональный мир героя (лунная ночь в Отрадном). Картины природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей.

Невозможно переоценить значение романа -- эпопеи «Война и мир», который на все времена остается великим произведением русской классической литературы.

Грандиозное художественное полотно романа-эпопеи вбирает в себя самые разнообразные художе-ственные приемы и средства. Одним из всеобъемлющих становится при этом принцип контраста: он пронизывает все уровни произведе-ния, начиная с заглавия, расположения глав и заканчивая отдель-ными эпизодами и сценами. Так антинародную жизнь петербургской аристократии с ее лицемерием и фальшью Толстой противопоставля-ет народной России с ее простотой и естественностью. Система образов тоже строится по принципу контраста (Наташа Ростова — Элен Безу-хова, княжна Марья — Жюли Карагина, Андрей Болконский — Ана-толь Курагин и т.д.). Контрастны и образы исторических деятелей, находящихся в центре внимания автора — Кутузова и Наполеона, как контрастны те человеческие качества, которые связываются с каждым из них и определяют характерные особенности целой груп-пы образов («хищный» и «смирный» тип человека). По принципу контраста построены целые сцены и эпизоды: так сцена Аустерлиц-кого сражения противопоставлена Бородинской битве, прием в сало-не Шерер — именинам в доме Ростовых и т.д.

С принципом контраста соотносятся и особенности повествова-ния в романе. Оно основано на представлении об изначальном знании автором истины, высшей правды, что приводит к столкно-вению авторского знания и мучительных поисков его любимых ге-роев. Это позволяет автору с позиции высшего знания планировать и объяснять изображаемые события и характеры героев. С другой стороны, принцип непрерывности сюжетного развития приводит к тому, что часто изложение от лица автора отходит на второй план, уступая место сценическому эпизоду. В художественную ткань ро-мана включены также авторские полемические рассуждения, исто-рические справки, историко-философские отступления и т.д., имеющие отправной точкой мысль героя. Наконец, временами ав-торское «я» рассредоточивается в героях — прежде всего «любимых» писателем Пьере Безухове и Андрее Болконском, например, когда перед Бородинским сражением князь Андрей высказывает свои мысли о войне, в них явно вплетается авторский голос.

Но, безусловно, важнейшим принципом обрисовки героев явля-ется особый метод психологического анализа, названный Н.Г. Чернышевским «диалектикой души». Он состоит в том, что пи-сатель не ограничивается изображением результатов психологиче-ского анализа, его интересует сам процесс зарождения и после-дующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, что и ста-новится объектом подробного, детального воспроизведения. «Диа-лектика души» нужна Толстому для того, чтобы выявить духовные и нравственные возможности личности в их развитии, а также дать возможность воочию увидеть взаимосвязь внутренних, душевных процессов и высшего духовного источника, находящегося вне чело-века и существующего независимо от него. Такая «диалектика души» прослеживается в обрисовке всех «любимых» героев Толстого — Анд-рея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи. Вот почему на страницах романа так часто звучит внутренний моно-лог, в котором чувствуется борьба противоположных начал в душе героя: речь его становится сбивчивой, неправильной, фразы часто бывают отрывисты, эмоциональный тон повышенный, напряжен-ный. Таков, например, внутренний монолог князя Андрея, когда он лежит раненый на поле Аустерлица: раздвоенность его сознания, в котором сталкиваются прежние честолюбивые устремления и новое представление о высшей силе, дающей покой и умиротворение, воз-никает даже на уровне лексико-синтаксическом («мы бежали, кри-чали, дрались» — «высокое, бесконечное небо», «тихо, торжествен-но»). Столь большая роль внутреннего монолога в раскрытии «диа-лектики души» объясняется тем, что здесь в большей мере, чем в по-ступках и диалогах, проявляются скрытые намерения, тайны души.

Но, может быть, не меньшую роль в романе играет психологиче-ский портрет. У Толстого он динамичен, поскольку должен макси-мальное выявить связи внутреннего мира человека и его внешних проявлений. Вот почему так часто писатель фокусирует внимание на глазах — ведь это «зеркало души». Исследователи подсчитали, что в «Войне и мире» Толстой использует 85 различных оттенков выражения глаз. По числу это может сравниться только с многооб-разием оттенков улыбки, которая помогает раскрыть эмоциональ-ное состояние героя. Следует также отметить, что Толстой не дает законченного портрета героя в экспозиции, как это было принято в русском классическом романе. У него портрет рассредоточен по различным временным и пространственным пластам, поскольку он неотделим от развития характера.

Выделяют два основных типа портрета в романе, соответствую-щие двум основным типам героев. Рисуя портреты своих любимых героев, писатель использует повторяющиеся детали: блестящие глаза и большой рот Наташи, тяжелая походка и лучистые глаза княжны Марьи. Повторяясь, такие детали призваны оттенить из-менчивость характера героя, находящегося в постоянном движе-нии, развитии. Другое дело — портреты-маски: они статичны и не-изменны всегда, как неизменны и герои, которых эти портреты изображают (Элен, Анатоль, Берг, Шерер и др.). В них также встречаются повторяющиеся детали, например, роскошные плечи Элен и ее застывшая «однообразно-красивая» улыбка, но такие де-тали призваны продемонстрировать неподвижность маски, скры-вающей за внешней привлекательностью душевную пустоту и нравственное уродство. Недаром Толстой вообще не рисует глаз Элен, хотя, видимо, они тоже красивы, но они не светятся мыслью и чувством, как глаза Наташи, бесконечно разнообразные, в которых выражено все богатство ее духовного мира. Материал с сайта

По мнению Толстого, с духовной красотой человека сочетается и его отношение к природе. Вот почему пейзаж в романе тоже стано-вится психологическим: он обращен к человеку, открывая ему красо-ту мира и оттеняя глубинный смысл происходящих событий. Не слу-чайно ни разу на лоне природы не появляются Элен, Жюли или Анна Павловна Шерер — они чужды естественной жизни и не могут воспринимать ее во всей красоте и разнообразии. Зато Наташа — это органичная часть природы, недаром именно ей может прийти в го-лову мысль о полете — то, что так поразило Андрея в случайно ус-лышанном им ночном разговоре Наташи и Сони в Отрадном.

Но часто у Толстого картины природы становятся символичны-ми, выражая некую высшую истину, открывающуюся человеку именно через природное начало. Такова картина высокого неба над полем Аустерлица, таким же символом является дуб, который князь Андрей видит по дороге в Отрадное. Природа в романе Тол-стого не только сопереживает героям, но и вносит в общее течение жизни вечное, умиротворяющее начало. Как выражение высшей нравственной истины предстает картина Бородинского поля, омы-того после кровавой битвы очистительным дождем. В картинах рус-ской природы, нарисованных в сцене охоты с бешеной скачкой по осеннему полю или в сцене беседы Андрея и Пьера на пароме под мерный шум струящейся воды, как и во многих других, выражается полнее всего то, что писатель определяет как исконно русское на-чало, «мысль народную», соединяющую в единое художественное целое грандиозное полотно романа-эпопеи «Война и мир». Как точ-но сказал о нем Тургенев, это «великое произведение великого пи-сателя, — и это подлинная Россия».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • историко-философские отступления в романе война и мир
  • Речь повествователя как основное средство его характеристики в романе Т.Н. Толстой Война и мир
  • художественные особенности романа война и мир кратко
  • художественные особенности романа война и мир презентация
  • назовите эпизоды построенные по принципу контраста

Принцип изображения характеров героев сам Л.Н.Толстой называл « диалектикой души».
Личная по отношению к героям заключается в том, что

  • изменяются, совершенствуются, стремятся к недостижимому идеалу,
  • нелюбимые герои — статичны.

В качестве средств раскрытия характеров героев романа «Война и мир» писатель, кроме выраженной авторской позиции,также использует ряд художественных приемов.

Художественные средства раскрытия характеров в романе

Портреты героев романа

В портрете своих героев Толстой подчеркивает одну повторяющуюся деталь: толщину Пьера, мраморность плеч Элен, лучистые глаза княжны Марьи, дрожание ляжки Наполеона, дряхлость Кутузова…

Толстой не боится показать некрасивость своих героев. Наташа может

«распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною»,

некрасивость княжны Марьи постоянно оттеняют ее лучистые глаза. В минуты сильных потрясений с героями может произойти преображение. Описывая встречу Наташи и Андрея в Мытищах, Толстой пишет, что лицо его для Ростовой было страшно, но при этом самые прекрасные чувства объединяют героев. Когда княжна Марья полюбила Николая Ростова,

«в первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу»:

облик героини становится прекрасным: появляются грудные женские нотки, в движениях проявляется женственность и грация.

Характеристики персонажей

Характеристику того или иного персонажа может дать другой герой. Так, Пьер думает об Элен:

«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом совершенства, и перед ней поклоняются».

Выделить доминанту характера может и сам автор.

«Сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней, «

— говорит Толстой о Наташе.

Толстой, объясняя ошибки своих героев (Пьера, Наташи), каждый раз говорит об интуитивном чувстве чего-то нехорошего, повторяет слова синонимы: «гадкое», «запрещенное», «противуестественное», «нечестное», «что-то неприличное», «неприличный умысел».

Контраст как художественное средство в романе «Война и мир»

Один из любимых приемов Толстого для раскрытия характеров своих героев — это контраст.

Так на приеме контраста идет описание первого бала Наташи Ростовой, когда ее живая, чистая красота сравнивается с мраморной красотой Элен и противопоставляется ей, как истинная — ложной. Как антагонисты выступают в романе образы Кутузова и Наполеона (см.: ).

Природа в раскрытии характеров

Характер героя определяется и его способностью чувствовать .

Этой способностью обладают:

  • князь Андрей (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное),
  • Пьер (звездное небо),
  • Наташа (ночь в Отрадном)

— все любимые герои писателя. На контрасте построен диалог Наташи и Сони ночью в Отрадном. Соне чужда прелесть летней ночи.

Речи героев как характеристика

Речь самого персонажа может также служить его характеристикой. Наказ старого князя Болконского сыну перед отъездом в армию говорит о высоких нравственных требованиях к дворянской чести и служению Родине, о скрываемой любви к сыну, о тревоге за его судьбу:

«Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!»

Сравнение как средство

Часто для характеристики героя или его состояния писатель использует сравнения:

«говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы»

(о князе Василии Курагине),

вечер у Анны Павловны Шерер сравнивается с прядильной мастерской, в которой

«веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели»,

о состоянии Пьера:

«Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь».

Описание как прием раскрытия характеров «Войны и мира»

Важные события жизни героя могут комментироваться через описание эпизода. О князе Андрее:

«Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его».

При описании характера героя, его поступков возможно проявление авторской иронии, как, например, при описании поведения князя Василия при назначении Кутузова главнокомандующим.

Показывая диалектику души своих героев, Толстой позволяет нам проникнуть в стремления, переживания, суть поступков людей, жизнь которых отделена от нашей почти двумястами столетиями.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь